Подростки ауе

Аббревиатура АУЕ прописалась в российских школах, интернатах, детских домах, спецучилищах с конца нулевых годов. Точную ее расшифровку не скажет никто, чаще всего это «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Однако сам смысл не вызывает никаких споров: молодежь, даже не имеющая – пока – никакого реального криминального опыта, стремиться жить по блатным понятиям.

«МИР 24» разбирался, как стала популярной такая субкультура или идеология, что она означает в практическом смысле, и что собирается делать с этим государство.

Стоит сразу отметить, что копирование криминальной этики и эстетики это нельзя считать чем-то безобидным или обычной для детей игрой, хотя после популяризации термина некоторые подростки воспринимают это именно так. В действительности все достаточно серьезно: подростки скидываются в «общак», среди них есть «смотрящие» и «опущенные», а также кураторы из криминальной среды.

Впрочем, к 16 годам подавляющее большинство членов субкультуры имеет за плечами уже немало преступлений и получить срок для них – дело времени. Жизнь по принципу «один за всех и все за одного» означает, что сегодня ты скидываешься для тех, кто сидит в тюрьме, а завтра они скидываются для тебя.

«Поймай меня, если сможешь»

Так, 31 августа 2016 года в Рефтинском спецучилище в Свердловской области вспыхнул бунт. Вечером воспитанники с криками «АУЕ» устроили погром на кухне и разбежались. Полиция отловила их, но на следующий день все повторилась. В прокуратуре пояснили, что причиной бунта стало отсутствие индивидуальной посуды – типичная претензия обитателей взрослых колоний, которые отказываются есть из тарелок «опущенных».

Для взрослых бандитов дети очень удобны. Во-первых, они по-настоящему верны криминальному миру. Во-вторых, собирают деньги они не хуже, чем старшие товарищи. А в-третьих, до совершеннолетия могут безнаказанно совершать то, за что, будучи взрослыми, получили бы срок. Например, в ноябре 2014 года в забайкальском городе Борзя подростки в буквальном смысле отбили у сотрудников ГИБДД бывшего зэка, которого задержали после погони. А в феврале 2016-го пятеро пьяных учащихся Хилокской коррекционной школы-интерната напали на отделение полиции после задержания товарища.

Считается, что наибольшее распространение эта субкультура или идеология получила именно в Забайкальском крае, который занимает первое место по детской преступности и суицидам среди несовершеннолетних. Хотя не исключено, что там эта проблема просто вышла на поверхность. Так, ответственный секретарь президентского Совета по правам человека России Яна Лантратова год назад отмечала, что адепты АУЕ имеются как минимум в 18 регионах России.

Подростковая преступность существовала и в советское время, и в 1990-х годах. И тогда дети также увлекались блатными понятиями, как правило, под влиянием бывших зэков. В них видели пример для подражания, фигуру, бунтующую против властей.

Отличие нынешнего явления в том, что АУЕ распространяется, в основном через интернет, под видом самостоятельного движения и мема. Страницы и паблики в соцсетях, с соответствующим контентом имеют сотни тысяч подписчиков.

Тревогу по поводу движения эксперты бьют уже не первый год. Криминализацией подростков заинтересовались и власти, но о каких-либо комплексных мерах по предотвращению (как произошло, например, в случае с «группами смерти») пока ничего не слышно. Если не считать поручения Путина в январе этого года создать межведомственную рабочую группу с участием членов СПЧ по борьбе с ней.

Якудза, «Коза Ностра», «Муравьи»

Очередной всплеск интереса к теме связан с материалом «Новой газеты», в котором именно с идеологией АУЕ связывалась криминализация подростков в России. По данным издания, сейчас вербовка происходит так: со школьником начинают говорить по понятиям, рассказывают про «воровскую романтику», после чего объясняют, что надо сдать деньги в «общак», чтобы стать своим. Попытка выйти из движения чревата жестокой местью соратников. Или возможна другая схема: сначала ребенка «на слабо» уговаривают совершить мелкий проступок, а затем с помощью шантажа заставляют идти на нарушения закона и подчиняться «понятиям».

По мнению экспертов, выступивших на страницах СМИ, в распространении АУЕ виноваты как соцсети, где эти лозунги воспринимается как модный тренд, так и идеологическая пустота в государстве, социальное неравенство и произведения культуры, в основном современной, где идеализируются бандиты.

Надо оговориться, что официальной статистики о масштабе проблемы не существует. По данным Генпрокуратуры, количество преступлений среди несовершеннолетних в 2016 году сократилось на 13,1% до 53,7 тыс. эпизодов. Хуже всего обстановка на Урале, в Сибири и Забайкалье, при этом в Общественной палате России связывают этот факт именно с развитием в регионе криминальной субкультуры.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов в комментарии порталу «Медуза» не исключил, что нежелание властей поднимать панику оправдано. По его мнению, криминальный мир склонен к тишине, а подростки из неблагополучных семей всегда тянулись к блатной романтике. Нынешняя же популярность АУЕ во многом искусственная и не отражает реальных процессов, перемешавшись с интернет-фольклором. Таким образом, отметил эксперт, попытка начать громкую кампанию по борьбе с субкультурой только увеличит количество ее поклонников.

Максим Коннов

Москва. 25 августа. INTERFAX.RU — Участники запрещенного в России экстремистского движения «АУЕ» («Арестантское уголовное единство») могут быть использованы для организации массовых беспорядков и протестных акций, предупредили в МВД.

Об этом на круглом столе в Общественной палате заявил врио замначальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов МВД Сергей Кравчук.

По его словам, при определенном руководстве такие группы «могут стать боевой единицей для проведения протестных акций, массовых беспорядков, как мы видели в Москве в прошлом году, преступлений экстремистской направленности».

Он отметил, что МВД сейчас занимается блокировкой доступа к материалам «АУЕ-направленности». Только с начала 2020 года ведомство вместе с Роскомнадзором и Генпрокуратурой ограничило доступ «к более чем 30 000 материалам и интернет-ресурсам», сказал Кравчук. Однако «при общем снижении детской преступности на протяжении пяти лет доля участников групповых преступлений остается неизменной — около 45%», запрет вредного контента он назвал только «половиной дела».

«Отвлекая и вытягивая несовершеннолетних из интернета с негативной информацией, необходимо заполнять создавшийся вакуум и дать им взамен интересное и увлекательное», — призвал он.

«Сегодня мы отмечаем лишь отдельную практику общественных организаций, молодежных блогеров и граждан с активной жизненной позицией по наводнению сети интернет позитивной информацией, но этого недостаточно. Нужна точечная замена, когда подросток кликает на сайт, например, с тематикой «АУЕ», и должен попадать не на заблокированную страницу, а на сайт-заместитель, типа «анти-АУЕ»», — сказал Кравчук.

Верховный суд запретил движение «АУЕ» 17 августа по иску генпрокурора Игоря Краснова. Суд назвал движение хорошо структурированной и управляемой молодежной организацией, и отметил, что его участники совершали экстремистские правонарушения, а устраивали массовые беспорядки.

«АУЕ» также может расшифровываться как «арестантский уклад един». Последователи этой субкультуры пропагандируют среди несовершеннолетних воровские и тюремные «понятия».

Популярность «АУЕ» среди молодежи привела к росту преступности среди несовершеннолетних, считают в МВД. В ведомстве в 2019 году была создана специальная оперативная группа, занимающаяся противодействием экстремизму в интернете и соцсетях. Одной из основных задач, поставленных перед ней была борьба с «АУЕ».

У России мощнейшая лагерная история. Фото PhotoXPress.ru

Уже давно на заседании Совета по правам человека правозащитник Яна Лантратова обратилась к Путину с вопросом, который требовал, по ее мнению, немедленного решения: опасное развитие криминальной субкультуры АУЕ – «арестанско-уркаганское единство», или «арестанский уклад един». Что это такое? В тюрьме сидит человек, и у него есть «смотрящие» на воле, они связываются с детьми и подростками в социальных учреждениях, в учебных заведениях и устанавливают там свои порядки. Детей и подростков заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. Если ребенок не может сдать деньги, если не может украсть или совершить другое преступление, он переходит в разряд «опущенных»: у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться, его можно насиловать.

Дети из благополучных семей выходят утром в школу и попадают на «вписку», в квартиры, где уже находятся алкоголь и наркотики. Они обязаны «вписаться», чтобы не стать «опущенными», оплатить алкоголь и наркотики деньгами или собственным телом.

Как это начинается? Ребенок попадает в детскую колонию или спецшколу, там он заражается криминальной субкультурой. После того как подросток отбыл свой срок, он возвращается обратно, например, в детский дом-интернат или в обычную школу, становится «смотрящим» и сам уже насаждает субкультуру АУЕ среди остальных детей. АУЕ дает ему возможность реализовать себя. Потому что в России нет программы постинтернатного сопровождения. Дети в колониях и спецшколах очень хорошо подготовлены физически, у них есть определенное мировоззрение, и, когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия.

В Сети можно увидеть, как распространяется эта субкультура. Огромное количество групп с данными по квартирам и лозунгами типа: «Смерть – легавым, жизнь – ворам», с числом подписчиков до 800 тыс. человек. Это дети и подростки.

Лантратова считает, что это проблема национальной безопасности.

Прошло менее двух лет. Банда юных ауешников четыре месяца терроризирует жителей Петербурга. О похождениях компании 15-летних, причисливших себя к тюремной субкультуре, стало известно только после того, как в Таврическом саду они напали на несколько групп отдыхающих. За пару часов их жертвами стали 16 человек. Некоторые из пострадавших попали в больницу. А большинство малолетних бандитов до сих пор на свободе.

«От осинки не родятся апельсинки», – говорит об АУЕ Владимир Кантемир, главный редактор народной газеты «Вечорка» Забайкальского края.

Заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков считает, что увлечение криминальной культурой – системная проблема.

С детства многие считают, что тюрьма
– их родной дом. Фото Евгения Лесина

Он пишет о том, одна из причин возникновения АУЕ кроется в социальном расслоении. В крохотной тусовке золотой молодежи мечтают о дорогих машинах и шмотках. А есть молодые люди, которые знают, что им не светит когда-нибудь купить иномарку. Зато со школы они видят правила игры, где приветствуется донос, где чиновники, менты, таксисты и ларечники делят деньги под столом. Где школьные учителя – несчастные и совсем неуважаемые люди. Подростки, играющие в АУЕ, не понимают, что такое арестантский быт, что такое блатная жизнь, понятия. Эта игра исторически обоснована: у нас лагерная страна, мощнейшая лагерная история, но дети сами на коленке придумывают свою «лагерную жизнь», у них в головах винегрет. Выдуманные правила уличной жизни – это их протест, они смотрят вокруг себя – и им не нравится то, что они видят. Не нравятся мальчики, которые собираются на улице Рубинштейна, пьют кофе на отцовские деньги и рассуждают про Довлатова. Они не станут слушать ни Навального, ни Госдуму, они аполитичны. Улица – это все, что им осталось. Они создают свой мир и в своих выходках доходят до подлости.

Надо менять атмосферу в обществе. Учителей в школе должны уважать. Участковый идет по району – все врассыпную… Если тренер сказал – упасть, отжаться, должен упасть и отжиматься… У нас эту прослойку – учитель, тренер, участковый – уничтожили полностью. Есть подростки, которые не желают жить по нашим законам. Их притягивает альтернативный образ жизни. Все работают, а они нет. Им не нужны – семья, успех, профессия. С детства они считают, что тюрьма – их родной дом. У них слишком сильна тяга к арестантской культуре, и поэтому они идут на улицу, в подворотню, в стаю, чтобы создать свою субкультуру, свой социальный лифт.

Ольга Цейтлина, адвокат научно-информационного центра «Мемориал», считает, что основная причина – это бездействие правоохранительных органов:

«Если по таким вопиющим фактам, как избиения и угрозы, не возбуждается уголовное дело, – это нарушение, а возможно, и сокрытие преступлений. Властям невыгодно бороться с преступлениями на почве ненависти, и многие группы молодых людей оставались безнаказанными. Но сегодня мы видим, как поступают с людьми за репост «ВКонтакте», за высказывание, за участие в митинге. Людей жестко задерживают, дают реальные сроки, огромные штрафы, хотя вред от демонстрации и от избиения людей несопоставим. Как адвокат я не могу говорить, что хочу крови, чтобы все сидели, но очень важно, чтобы было адекватное расследование, чтобы права потерпевших тоже были защищены. Это типичная ситуация: будет указание – будут расследовать, а если это не трендовый случай, тогда лучше сажать оппозиционеров и возбуждать уголовные дела за репосты «ВКонтакте».

Мы сталкивались с такой безнаказанностью, когда группы неонацистов убивали людей, оскорбляли их, избивали до полусмерти и до смерти. Обычно брали одного, остальные проходили как хулиганы, которым не вменялось нападение или убийство в группе. Это продолжалось до тех пор, пока власти не поняли, что подобные группировки представляют угрозу и для них. И когда началась борьба с ними, рост преступлений на почве ненависти и вражды явно пошел на спад. Потому что их стали наказывать именно как группу, которая действовала сообща. Сейчас, наверное, такого указания нет».

Санкт-Петербург

Банда неизвестных подростков терроризирует школьников Калининского района Новосибирска. Читатели НДН.инфо прислали в редакцию видео, снятое на днях за ДК имени Горького.

«На одном из видео мальчишку пинают с размаху ногой по лицу. Насколько нам известно, мальчик получил перелом челюсти и носа. На другом пинают в грудную клетку. Ребенок задыхался. И это видно на видео. Есть ещё информация, что бьют головами о поребрик. Ищут помладше и послабее, трясут и вымогают деньги. Длится уже год, если не больше».

По словам нашей читательницы, которая попросила не называть ее имени, все это происходит в районе улицы Богдана Хмельницкого – во дворах. «Замечали их и на улице 25 лет Октября, но никто точной информации не даёт. Хочется других предостеречь и найти их».

По словам неравнодушной женщины, которая действует как третье лицо, вчера мама избитого школьника была в полиции, но там ей посоветовали бороться с драчунами «своими» методами. «Имели в виду, что их нужно поймать и побить. Просто развели руками», — рассказала мать пострадавшего.

«Я третье лицо. Меня попросили помочь, так как правоохранительные органы не реагируют. Решили попробовать с помощью общественности», — сообщила наша читательница. По ее словам, рядом находятся два лицея №23 и №126, средняя школа №26 и гимназия №12. Вполне вероятно, что подростки-драчуны обучаются в одном из этих учебных заведений.

Мне видео прислал пострадавший мальчик. Как оно у него оказалось, я не знаю, но, видимо, так же через чьи-то руки дошло. Эти малолетние преступники бьют детей не просто так. Они выбивают из них деньги, телефоны. Уверяют, что относятся к АУЕ. Я, хоть и молодая, что такое АУЕ, не знаю, но о нем сейчас все говорят. Что-то вроде «приблатненных». Имя одного из нападавших мы уже выяснили. А вы не используйте, пожалуйста, имена и личные страницы избитых детей. Они пошли на встречу, чтобы помочь».

АУЕ — это называние неформального молодежного движения. «Я не вор, но живу по тюремным понятиям» — главный девиз этой субкультуры. По одним данным, означает «арестантский уклад един». Это движение среди подростков стало развиваться не более 4 лет назад и пропагандирует воровские законы и тюремный жаргон. Популярность этого объединения стала резко расти, особенно Забайкалье. И вот добралось до Новосибирска. Сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды, требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку и защиту.

Сегодня к АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, чаще всего из неблагополучных семей, живущие в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест заключения. Среди крупных городов, где глубоко пустила корни АУЕ, выделяются Челябинск и Чита.

Некоторые специалисты считают, что родиной АУЕ является Забайкалье, а организатором этого движения — вор в законе Георгий Углава. Говорят, что Углава решил вернуть традицию пополнять общак с помощью школьников, попутно насаждая среди подростков воровскую идеологию. Так или иначе, молодежь очень быстро заразилась новым увлечением: к настоящему времени в Забайкалье практически не осталось ни одной школы или ПТУ, где бы ни присутствовали члены АУЕ.

Кодекс АУЕ фактически копирует блатной закон, запрещая любое сотрудничество с полицией и властями. «Ауешники» исповедуют культ силы, воровства и тунеядства. В их задачи также входит вербовка новых членов банды и регулярный сбор подати, которую они передают криминальным авторитетам, в том числе и отбывающим свой срок на зоне.

Субкультура АУЕ в считанные годы охватила почти всю восточную часть России, постепенно подбираясь к крупным городам центрального региона. Полиция без дополнительной помощи противостоять многочисленным группировкам подростков не в состоянии. Остановить обезумевшую толпу может разве что оружие.

Так, в 2014 году в Чите в ходе задержания одного из криминальных авторитетов он прокричал: «АУЕ! Ворам свободу!» На призыв откликнулся десяток молодых людей, которые набросились на полицейских, и только предупредительные выстрелы отрезвили нападавших. К сожалению, одурманенных воровской романтикой школьников становится все больше.

«Изначально к АУЕ относились те, кто уже бывал в местах лишения свободы и «отсидел» достойно, соблюдая понятия, то есть того самого «единого уклада», — комментирует рецидивист с многолетним стажем. — А вот глупые школьники, кричащие: «АУЕ, жизнь ворам!» и так далее, просто насмотрелись на сидевших людей и считают, что это круто. Они сами не понимают, что это их не коим образом не касается и не делает их круче. Так что если ваше чадо возрастом 12-16 лет кричит «АУЕ», рисует 8-конечную звезду и сторонится сотрудников полиции, а за его плечами не было ни одного суда, советую отправить его к тому человеку, который бывал в местах не столь отдаленных, предварительно с ним пообщавшись. Ему быстро мозги вправят и, уверен, он одумается. А вообще те, кто хочет «на воле жить по понятиям», просто неадекватные люди».

Добавим, что 17 сентября в Барабинске вынесли приговор троим подросткам, которые также избивали детей и снимали видеоролики. Их «подвиги» попали в Сеть, стали достоянием общественности и вызвали шок у всех жителей Новосибирской области. Все трое будут отрабатывать наказание дворниками.

Но эти трое не принадлежали к АУЕ, а посещали «патриотические клубы», где их обучали рукопашному бою. По вечерам эти «патриоты» отрабатывали приемы на подростках и снимали спарринги на видео.

Федор Буров

Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ — «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» — «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!»

Если отбросить лишние атрибуты и условности, АУЕ это — молодежное движение уже давно федерального уровня, которое прославляет тунеядство, культ силы и — в определенных случаях — поощряет грабежи и воровство.

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Трудиться для них, мягко скажем, унизительно. Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Именно там они намерены получить «высшее образование». Как раз этим можно объяснить ненависть «ауешников» к полиции: такие подростки не считают зазорным нападать на малочисленные патрули. Избили, морально унизили, облили кислотой… Что ж, добро пожаловать в тюрягу!

2. Где существует АУЕ?

Федеральные власти и правоохранительные органы стараются до последнего не признавать это движение. Вернее, признают, но игнорируют. Чиновники местного уровня считают явление АУЕ чем-то фрагментарным и отчего-то не слишком актуальным. В то же время неформалы, пропагандирующие АУЕ, уже заполонили Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. Как правило, это происходит в неблагополучных районах и загнивающих поселках. Постепенно волна АУЕ продвигается на запад. И уже, если судить по прогрессивному Инстаграму, вплотную подбирается к столице.

Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

3. Как отражается «деятельность» АУЕ на обычных школьниках?

Участники группировок, активисты требуют мзду со своих же одноклассников — так называемые «гревы на зону». Почему на зону? Почти все поборы уходят кураторам движения, что сидят в реальных тюрьмах, — криминальным авторитетам и идеологам АУЕ. Если школьники отказываются платить, «ауешники» пытаются вытребовать деньги с их родителей. Доходит до грабежей и вымогательств, в некоторых случаях это уже заканчивалось убийствами.

4. Как распространяется этот вирус по России?

В соцсетях ежедневно (!) появляются десятки специализированных групп, посвященных АУЕ. В них на сегодняшний момент зарегистрированы тысячи подростков. Порой такие сообщества прикрываются названиями известных компьютерных игр или же обсуждением банальных подростковых проблем. А вот договоренности и обмен информацией происходит как раз в комментариях к, казалось бы, нейтральным постам.

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Фото Юрия Белинского (ТАСС)

5. Почему «ауешники» стараются быть вне информационного поля?

Тут все вполне логично. «Никаких комментариев журналистам и полицейским!» — один из самых главных принципов движения. Тут, как и в обычной тюрьме, действует принцип иерархической лестницы. Промежуточным лидерам важно быть в тени, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами. «Опущенные» (униженные, оскорбленные, а иногда действительно подверженные регулярному сексуальному насилию) школьники также не хотят светиться — по вполне понятным причинам.

6. Можно ли покинуть группировку?

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Школьников, которые только лишь намереваются покинуть группировку, ждут проблемы. Хочешь сложностей? Раз — и ты в одно мгновение слывешь «опущенным», ну, например.

7. Какого уровня это явление?

Сложно сказать, когда именно движение АУЕ появилось в России. Возможно, сразу после Великой Отечественной, когда начался невероятный разгул преступности и когда дети войны принялись копировать своих же знакомых криминальных авторитетов. Всплеск интереса к АУЕ вернулся в конце 1980-х. Со временем некоторые из «ауешников», тех самых подростков, стали бандитами и киллерами. Большинство, конечно, вернулось к нормальной жизни (и только изредка пугает прочих водителей битами и монтировками). Однако сейчас АУЕ снова набирает популярность. С чего вдруг? Это уже тема для экономистов, социологов и политиков. Видимо, есть на то веские причины.

В России появилась уголовная молодежная организация. Пароль: «АУЕ*!» — отзыв: «Жизнь ворам»…

Тему подняла ответственный секретарь Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова, причем на самом высоком уровне:

«В тюрьме сидит человек, у него есть смотрящие на воле, они связываются с детьми в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И подростков заставляют сдавать на общак для зоны, а если ребенок не может сдать деньги или украсть и совершить преступление, он переходит в разряд опущенных, у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться и его можно насиловать… Самое страшное, Владимир Владимирович, что, когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия. Это проблема национальной безопасности». (подробности)