История создания линукс

Сейчас, используя последнюю версию Ubuntu, Fedora или OpenSUSE, мы можем наслаждаться красивым и современным окружением рабочего стола, простотой использования графических программ, тем, что большинство оборудования компьютера поддерживается системой без дополнительных настроек. Но вы когда-нибудь задумывались, как наша любимая операционная система дошла до всего этого?

Учитываем ли мы и ценим количество времени и усилий, затраченное огромным количеством разработчиков, чтобы достичь этого, почти совершенного состояния системы? Скорее всего, нет. Давайте посмотрим на историю этой замечательной ОС и на её путешествие за последние несколько десятилетий. Когда она родилась? Как эволюционировала? Какие дистрибутивы появились во время развития, и что стало поворотным моментом, сделавшим из проекта для одного человека операционную систему, используемую повсюду, которая у нас есть сейчас? И какие были дистрибутивы, отправленные сообществом в архив?

Итак, давайте мысленно вернёмся назад во времени, почти на 30 лет назад, и вспомним, с чего начиналась история Linux систем.

История создания Linux

1991 — начало

В самом начале был Unix, созданный программистами Кеном Томпсоном и Денисом Ритчи в 1969 году. Затем на протяжении восьмидесятых годов создавалось множество проектов на основе Unix, вдохновлённых этой философией. Это были: проект GNU Ричарда Столмана, BSD (Berkley Software Distribution), книга профессора Ендрю Таненбаума «Операционные системы: дизайн и реализация», а также MINIX (мини версия Unix), которая появилась приблизительно в то же время, что и книга.

Но только в 1991 году началась история Linux. Молодой финский студент по имени Линус Торвальдс объединил всё, что он знал о существующих системах в новое ядро, которое смогло захватить мир. Существует много легенд о том, почему Линус решил работать над своей системой. Одна из них гласит, что он работал в MINIX и передал данные на жёсткий диск вместо модема, чем уничтожил все разделы Minix. После этого он разочаровался в этой ОС и решил создать собственную.

Другая версия гласит, что он написал ядро для улучшения функциональности новой машины на Intel 386, которую он использовал. А так как улучшать Minix было запрещено, то ему пришлось развивать свою операционную систему.

Какова бы ни была истинная причина, он создал бесплатный эмулятор терминала, который был основан на Minix, в свою очередь, основанном на Unix, и это стало основой для работы над ядром операционной системы. В 1991 году 25 августа Линус опубликовал своё знаменитое сообщение в новостной рассылке Minix.

После этого первая версия Linux, которая тогда называлась Freax очень быстро разлетелась по FTP-серверам всего мира, а количество пользователей начало стремительно расти. Версия 0,01 очень сильно отличалась от той, что доступна в наши дни. Вы можете сами скачать ядро размером 71 килобайт и попробовать его установить отсюда.

Идём дальше по дороге истории. Излишне говорить, что Linux превратился в полномасштабную ОС, а Манчестерский вычислительный центр создал один из первых дистрибутивов, в котором использовался комбинированный загрузочный и корневой раздел. Дистрибутив назывался MCC Interim Linux.

1992 — 1994 — развитие настольных систем

Прошло не так много времени, и в период с 1992 по 1994 мы увидели появление и развитие самых известных и влиятельных дистрибутивов Linux: Slackware, Red Hat и Debian. Версия ядра увеличилась до 0,95, и здесь появилась поддержка X Window System, позволяющей запускать графические приложения.

Slackware был одним из первых дистрибутивов, которые использовали новое ядро Linux. Тогда он назывался SLS (Softlanding Linux System) и был основан Питером Макдональдом в 1992. SLS довольно сильно опередила своё время, так как это был первый дистрибутив Linux, содержащий не только ядро Linux 0,99, но и стек TCP/IP и систему X Window. Но этот дистрибутив имел много проблем и вскоре был заменён на Slackware Патрика Фолькердинга. Сейчас это самый старый дистрибутив Linux.

Но SLS не только дал рождение Slackware. Из-за проблемного интерфейса SLS другой пользователь решил сделать собственную систему и этим запустил ещё одну ветку дистрибутивов Linux. В 1993 Ян Мёрдок выпустил дистрибутив Debian Linux, который, по его словам, был назван в честь его тогдашней девушки Дебры Линн и его самого.

По мере развития Slackware появились компании, которые предоставляли техническую поддержку для такого программного обеспечения. Одна из них появилась в 1994 и называлась Software und System-Entwicklung, сейчас она более известна как S.U.S.E Linux.

Ещё один дистрибутив, который увидел свет 3 ноября 1994 года, называется Red Hat Commercial Linux. Дистрибутив создан Марком Эвингом и носит имя красной шляпы, которую автор носил в университете.

В 1994 14 марта вышла версия Linux 1.0.0, которая состояла из 176 250 строчек кода. Так началась история развития Linux-систем.

1995 — 1999 — появление Gnome и KDE

За этот период операционная система Linux сделала большой скачок в развитии, поскольку в ближайшие пять лет появятся основные дистрибутивы Linux, которые известны и широко используются сейчас, также появятся менее заметные дистрибутивы. Все это происходит во времена выхода игры «Атака пингвинов» и бума dot.com.

Jurix Linux был интересным дистрибутивом и популярностью по ряду причин. Во-первых, это был первый дистрибутив со скриптовым установщиком, позволяющим администратору упростить процесс установки. Он был одним из первых дистрибутивов, которые поддерживали bootp и NFS, а также первый использовал файловую систему ext2.

Но важной вехой в истории ос Linux Jurix стал не по этой причине — на его основе был создан SUSE Linux, который мы используем и сегодня.

Дистрибутивы, основанные на Red Hat Linux, тоже активно развивались в течение этого времени. Появились такие версии, как Caldera, Mandrake, TurboLinux, Yellow Dog и Red Flag. Теперь версия ядра Linux изменилась с 1.2 на 2.2.

Версия 2.0 была выпущена в 1996 году и перед ней вышел уже 41 релиз. Именно это быстрое развитие ядра и добавление некоторых очень важных функций закрепили позиции операционной системы Linux как серверной ОС и системы для IТ-специалистов по всему миру.

Например, в версии 2.0 появилась поддержка протокола SMB, улучшено управление памятью, поддержка работы на различных типах процессоров. Версия 2.2 получила улучшения работы SMB, поддержку PowerPC и возможность монтирования NTFS, но пока только для чтения.

Существует легенда, что один раз во время отпуска в Австралии Линус Торвальдс посетил зоопарк, где его укусил свирепый пингвин. После чего он заразился пингвинитом и очень полюбил пингвинов. Во всяком случае Линусу нравились пингвины. Как он сказал, они бестолковые и весёлые. Что касается имени символа Linux — Tuxа, то в интернете его расшифровывают как (T)orvalds (U)ni(X). Теперь вы все знаете.

Системы на базе Debian развивались не так активно, как Red Hat. Разработчики предпочитали больше работать над удобством и внешним видом своих дистрибутивов. Будучи больше ориентированными на рабочий стол, такие дистрибутивы часто появлялись на обложках популярных IТ-журналов того времени. Попадались такие названия, как Libranet, Storm, Finnix и Corel Linux.

Несомненно, самым важным событием за эту часть истории ОС Linux стало появление KDE и Gnome. Окружение KDE (Kool Desktop Environment) появилось в 1996 году. Его основателем был Матиас Эттрих, студент университета Тюбингена. Он предложил не просто набор приложений, а целую среду рабочего стола, в которой они могли выполняться. У пользователей появился выбор пользоваться средой X11 или KDE, написанной на недавно появившемся фреймворке Qt.

К 1998 году вышла версия KDE 1.0 и первым дистрибутивом, который её использовал по умолчанию, был Mandrake. К 2000 вышла версия 2.0, которая получила множество улучшений, а также программы Konqueror, KOffice и библиотеку KIO.

Мигель де Иказа и Федерико Мен объявили о разработке нового окружения рабочего стола, а также приложений для него на основе библиотеки GTK+. Эта новая среда рабочего стола называлась Gnome. Считается, что первой операционной системой, использующей Gnome, была Red Hat Linux. Gnome быстро стал популярной средой рабочего стола благодаря своей высокой производительности и удобству для обычных пользователей. К маю 2000 года была выпущена версия Gnome 1.2 Bongo.

2000 — 2005 — появление Live-дистрибутивов

В этот период случился важный шаг в истории операционной системы Linux. За эти пять лет её популярность сильно выросла, появилось много новых компьютеров под управлением Linux. Ядро продолжало получать улучшения, появлялись новые программы, а также появился первый live-дистрибутив.

Knoppix — дружелюбный дистрибутив, основанный на Debian и разрабатываемый Клаусом Кноппером, был одним из самых популярных в то время. Он был примечателен по многим причинам, но основная из них — это возможность запустить и попробовать систему прямо с CD-диска.

Сейчас мы считаем эту возможность стандартной. Но в те времена Knoppix, выпущенный 30 сентября 2000 года, можно было запустить на любом компьютере и получить полноценную систему с поддержкой различного оборудования и сети. Это было чем-то новым. Knoppix стал основой для многих дистрибутивов, и некоторые из них известны и используются до нашего времени.

Кроме уже готовых дистрибутивов, появился проект, помогающий пользователям собрать собственный дистрибутив. Linux From Scratch (LFS) разрабатывался вместе с книгой Джареда Бикманса, в которой рассказывалось, как собрать свой дистрибутив Linux из исходников.

Linux — это в первую очередь свобода, и ему надо развиваться. Но чтобы поддержать развитие, обеспечить его защиту и сохранить независимость, необходимо сформировать компанию, которая и будет всем этим заниматься. Поэтому в 2000 году был создан фонд для спонсирования работы Линуса и развивающегося сообщества, по созданию и совершенствованию Linux, а также для защиты и сохранения основных ценностей движения.

Ключевым моментом в этот период был выпуск версии ядра Linux 2.4 четвёртого января. Эта версия добавила поддержку USB, PC карт, ISA Plug and Play, а также Bluetooth, RAID и ext3. Фактически, это было ядро с самым длинным сроком поддержки, она закончилась на версии 2.4.37.11 в 2011 году. Ядро очень сильно изменилось и стало более универсальным по сравнению с 1.0.

Компания Red Hat, которая уже к тому времени вышла на фондовый рынок и получала деньги за поддержку бесплатной Red Hat Linux OS, приняла решение что пора выбрать более коммерческий подход к делу. Поэтому дистрибутив разделился на две ветки. Появился Red Hat Enterprice Linux 2.1 с ядром 2.4.9. Он был более стабильным, с длительным сроком поддержки и для коммерческих пользователей. А второй дистрибутив — Fedora — свободный и для сообщества.

Red Hat Enterprice Linux всё ещё является продуктом с открытым исходным кодом. Компания размещает исходный код на нескольких FTP-серверах, с которых его загружают несколько независимых групп разработчиков и компилируют на его основе свои дистрибутивы: CentOS, Oracle Linux, CERN и Scientific Linux. Они имеют все преимущества стабильности коммерческого дистрибутива, но не имеют доступа к программному обеспечению и поддержке от Red Hat.

В декабре 2002 года появляется интересный дистрибутив — CRUX. Его основной целью было максимально сохранить простоту, такая тенденция была очень популярна в то время. CRUX был очень лёгким и ориентированным больше на разработчика, а не на обычного пользователя. В то время как у других дистрибутивов наблюдался экспоненциальный рост и соперничество за звание лучшей замены для Windows, CRUX оставался простым и минималистичным. А интересен он нам потому, что стал основой для ныне очень популярного ArchLinux.

18 декабря было объявлено о выходе новой версии ядра Linux — 2.6. В этой версии появилась поддержка PAE, новых процессоров, улучшенная поддержка 64-х битных процессоров, увеличен максимальный размер файловой системы до 16 Тб, добавлена файловая система EXT4 и другое.

Уже в то время дистрибутивы Linux были достаточно хороши, но им по-прежнему было очень далеко до идеала для тех, кому нравились продукты Microsoft. Поэтому была необходима новая философия, которая сделала бы Linux более близким к обычному пользователю. Например Ubuntu.

Целью Ubuntu, дистрибутива, основанного на Debian, было создание простого в использовании рабочего стола Linux, которым мог бы пользоваться обычный пользователь с небольшим опытом работы в этой системе. С выпуском Ubuntu 4.04 20 октября 2004 эта концепция была реализована.

2006 — 2012 — рост и падение Ubuntu

За этот период многие дистрибутивы стали более стабильными и продолжают улучшатся. Также появилось множество новых дистрибутивов. Один из них, первая версия которого была выпущена у 2006 году, на сегодняшний день очень популярен. Это Linux Mint. Он был основан на Ubuntu и содержал как свободное, так и проприетарное программное обеспечение. Это очень сильно упрощало установку кодеков, драйверов и других компонентов для новичков. Разработчики дистрибутива старались включить в него новые программы, а также прислушивались к мнению своих пользователей, чем и завоевали поддержку сообщества.

Тем временем была выпущена новая версия окружения рабочего стола KDE4, которая была встречена критикой пользователей из-за отсутствия стабильности. Даже сам Линус заявил, что эта версия KDE всё ломает и предоставляет только половину возможностей предыдущей версии. Тем не менее пользователи начали использовать KDE4 с окружением Plasma и современным внешним видом и к релизу версии 4.2, который состоялся в 2009, уже забыли о своём отрицательном опыте.

23 сентября была выпущена самая популярная на данный момент операционная система на базе ядра Linux, хотя 90% пользователей даже и не имеют представления о том, что они используют Linux. Конечно, это Android. Версия 1.0 была выпущена для HTC Dream и могла делать всё, что вы ждёте от современного смартфона, но это было очень плохо. В версии 1.1 было исправлено большинство ошибок, но только начиная с версии 1.5 система Android начала завоевывать мир смартфонов.

На протяжении всего этого времени Ubuntu становилась всё сильнее и сильнее. Она регулярно занимала первые места в рейтингах дистрибутивов Linux, завоевывала всё больше поклонников и была достаточно простой в использовании. Но потом, в один солнечный апрельский день, вышел релиз Ubuntu 14.04, он поставлялся с новым окружением по умолчанию — Unity. В строну Gnome 3 и KDE 4 никогда не было столько негатива, сколько полетело в сторону Unity. Можно сказать, что тогда Unity ненавидели почти все. Но Canonical не отказалась от своей идеи сразу, и оболочка стала вполне пригодной для использования.

После многих лет разработки в ветке 2.6 наконец была выпущена версия ядра 3.0. И нет, в ней не было никаких значительных изменений. Просто Линус и сообщество решили, что нумерация 2.6.* стала слишком сложной и пора уже менять номер.

Неудача с KDE4 — это не единственная неудачная история развития Linux окружений. После неё можно было бы сказать, что разработчики должны были бы научиться на чужом опыте и уже знать, что нравится их аудитории. Но это явно не касается команды разработчиков Gnome, которая в апреле 2012 выпустила Gnome 3. Теперь уже пользователи Gnome были очень недовольны изменениями интерфейса и переходили на KDE или использовали более старые версии Gnome. Но в следующих версиях Gnome стал намного лучше, а разработчики Linux Mint решили сохранить старый вид Gnome с новыми возможностями и создали свое окружение — Cinnamon.

2012-2018 — Linux и игры

В наше время Linux почти полностью завоевал рынок серверов и стал ещё более привлекательным для домашних пользователей. Один из факторов привлекательности Linux для обычных людей — это игры. В феврале 2013 года компания Valve, создатель крупной платформы дистрибуции игр, выпустила версию своего клиента Steam для Linux. Тогда большинство игр можно было запустить только через эмулятор Windows, а те игры, что были для Linux, как правило, мало кого интересовали.

Спустя несколько лет была выпущена SteamOS, операционная система на базе Linux для игровых консолей Valve. На данный момент для Linux доступно более 3000 игр в Steam. Также совсем недавно Valve начала работу над интеграцией эмулятора Windows-игр в Steam, что ещё сильнее упростит их запуск, учитывая, что недавно в этот эмулятор была добавлена поддержка многих библиотек из DirectX 10 и 11.

Новые дистрибутивы продолжают появляться с такой же скоростью как и раньше. Среди них есть и интересные. Например Manjaro, основанный на Arch Linux. Он появился в ноябре 2013, но несмотря на свою молодость уже занимает лидирующие позиции по популярности во многих топах. Его преимущество в том, что он упрощает установку и настройку ArchLinux, но в то же время оставляет его гибкость и некоторые преимущества. Кроме Manjaro вышло ещё много новых интересных дистрибутивов, например Antergos, ElementaryOS, Deepin Linux и другие, которые сейчас пользуются популярностью среди пользователей.

Что касается ядра Linux, то в 2015 году снова была изменена версия на 4.0. И снова не было никаких серьезных изменений, было устроено голосование, и сообщество приняло решение, что версию ядра следует сменить. Из значительных изменений за этот период стоит отметить добавление поддержки UEFI, улучшение работы с новым оборудованием, добавление систем безопасности, портирование подсистем, необходимых для Android, улучшение стабильности Btrfs и многое другое.

В 2013 году компания, занимающаяся разработкой Ubuntu, решила попробовать свои силы на мобильном рынке и выпустила мобильную версию Ubuntu — Ubuntu Touch. Преимуществами операционной системы должна была стать возможность превращать смартфон в полноценный компьютер при подключении его к экрану по HDMI. Для неё разрабатывалась отдельная оболочка Unity 8, дисплейный сервер Mir вместо X Window и даже было выпущено несколько смартфонов. Но из проекта ничего не получилось, он был закрыт в 2017, после того как Smasung выпустил свою DEX. Кроме того в версии 17.10 разработчики Ubuntu решили отказаться от использования Unity и вернулись к Gnome, а вместо своего дисплейного сервера Mir теперь будет использоваться разрабатываемый сообществом Wayland, который тоже разрабатывается на замену устаревшему Xorg.

Linux

Эта статья о группе операционных систем; об одноимённом ядре ОС см. Ядро Linux.

Linux

Разработчик

Линус Торвальдс, Проект GNU и The Linux Foundation

Семейство ОС

UNIX-подобные операционные системы

Основана на

UNIX, ядро Linux и GNU

Первый выпуск

17 сентября 1991

Последняя версия

  • 5.0.1 (10 марта 2019)

Поддерживаемые платформы

DEC Alpha, x86, x86-64, ARM и PowerPC

Лицензия

GNU GPL 2 и GNU GPL

Веб-сайт

Linux на Викискладе

Linux (iˈlɪnəks или ), Ли́нукс) — семейство Unix-подобных операционных систем на базе ядра Linux, включающих тот или иной набор утилит и программ проекта GNU, и, возможно, другие компоненты. Как и ядро Linux, системы на его основе как правило создаются и распространяются в соответствии с моделью разработки свободного и открытого программного обеспечения. Linux-системы распространяются в основном бесплатно в виде различных дистрибутивов — в форме, готовой для установки и удобной для сопровождения и обновлений, — и имеющих свой набор системных и прикладных компонентов, как свободных, так возможно и собственнических.

Появившись как решения вокруг созданного в начале 1990-х годов ядра, уже с начала 2000-х годов системы Linux являются основными для суперкомпьютеров и серверов, расширяется применение их для встраиваемых систем и мобильных устройств, некоторое распространение системы получили и для персональных компьютеров.

За счёт использования свободного программного обеспечения и привлечения волонтёров каждая из систем Linux обладает значительными программными возможностями, трудно реализуемыми в прочих моделях разработки: например, в 2008 году расчёты показывали, что для того, чтобы «с нуля» разработать систему, аналогичную Fedora 9, потребовалось бы затратить $10,8 млрд, а совокупная себестоимость только ядра Linux оценивалась в сумму более $1,4 млрд, притом только за 2008 год она увеличилась на $315 млн, совокупный труд оценён в размере 73 тыс. человеко-лет.

Традиционно системами Linux считаются только те, которые включают в качестве компонентов основные программы проекта GNU, такие как bash, gcc, glibc, coreutils, GNOME и ряд других, в связи с чем часто всё семейство иногда идентифицируется как GNU/Linux, притом существует спор об именовании GNU/Linux. Существует проект стандартизации внутренней структуры Linux-систем — Linux Standard Base, часть документов которого зарегистрирована в качестве стандартов ISO; но далеко не все системы сертифицируются по нему, и в целом для Linux-систем не существует какой-либо общепризнанной стандартной комплектации или формальных условий включения в семейство. Однако есть ряд систем на базе ядра Linux, но не имеющих в основе зависимости от программ GNU, которые к Linux-семейству традиционно не относят, в частности таковы мобильные системы Android и FirefoxOS.

Пингвин Tux

Официальным логотипом и талисманом Linux является пингвин Tux, созданный в 1996 году Ларри Юингом. Торговая марка «Linux» принадлежит создателю и основному разработчику ядра Линусу Торвальдсу. При этом проект Linux в широком смысле не принадлежит какой-либо организации или частному лицу, вклад в его развитие и распространение осуществляют тысячи независимых разработчиков и компаний, одним из инструментов взаимодействия которых являются группы пользователей Linux. Существует ряд некоммерческих объединений, ставящих основной целью развитие и продвижение Linux, наиболее крупное и влиятельное из них — основанный в 2007 году The Linux Foundation. Существует значительный рынок коммерческой технической поддержки Linux-систем, на котором с долей свыше 70 % (2017) доминирует корпорация Red Hat.

Линус Торвальдс — создатель и основной координатор проекта по разработке ядра LinuxРичард Столлман — основатель проекта GNU

Ранняя история

В 1991 году во время обучения в Хельсинкском университете Линус Торвальдс заинтересовался операционными системами и был разочарован лицензией MINIX, которая ограничивала её использование только образовательными целями (что исключало любое коммерческое использование), вследствие чего начал работать над своей собственной операционной системой, которая в итоге стала Linux.

Торвальдс начал разработку ядра Linux на MINIX, и перенёс на него ряд приложений. Позже, когда Linux достиг определённой зрелости, появилась возможность продолжать разработку уже на базе самого Linux. Приложения GNU вскоре заменили приложения MINIX, так как код GNU, находящийся в свободном доступе, был более удобен для применения в молодой операционной системе (исходный код под лицензией GNU GPL может быть использован в других проектах, если они также выпускаются под той же или совместимой лицензией, для того чтобы сделать Linux доступным для коммерческого использования, Торвальдс начал переходить от своей первоначальной лицензии на GNU GPL). Разработчики работали над полной интеграцией компонентов GNU с Linux с целью создания полнофункциональной и свободной операционной системы (Linux).

Модель

Linux-системы реализуются на модульных принципах, стандартах и соглашениях, заложенных в Unix в течение 1970-х и 1980-х годов. Такая система использует монолитное ядро, которое управляет процессами, сетевыми функциями, периферией и доступом к файловой системе. Драйверы устройств либо интегрированы непосредственно в ядро, либо добавлены в виде модулей, загружаемых во время работы системы.

Отдельные программы, взаимодействуя с ядром, обеспечивают функции системы более высокого уровня. Например, пользовательские компоненты GNU являются важной частью большинства Линукс-систем, включающей в себя наиболее распространённые реализации библиотеки языка Си, популярных оболочек операционной системы, и многих других общих инструментов Unix, которые выполняют многие основные задачи операционной системы.

Графический интерфейс пользователя (или GUI) в большинстве систем Linux построен на основе X Window System.

Интерфейс пользователя

В Linux-системах пользователи работают через интерфейс командной строки (CLI), графический интерфейс пользователя (GUI), или, в случае встраиваемых систем, через элементы управления соответствующих аппаратных средств. Настольные системы, как правило, имеют графический пользовательский интерфейс, в котором командная строка доступна через окно эмулятора терминала или в отдельной виртуальной консоли. Большинство низкоуровневых компонентов Линукс, включая пользовательские компоненты GNU, используют исключительно командную строку. Командная строка особенно хорошо подходит для автоматизации повторяющихся или отложенных задач, а также предоставляет очень простой механизм межпроцессного взаимодействия. Программа графического эмулятора терминала часто используется для доступа к командной строке с рабочего стола Linux.

Дистрибутивы, специально разработанные для серверов, могут использовать командную строку в качестве единственного интерфейса. На настольных системах наибольшей популярностью пользуются пользовательские интерфейсы, основанные на таких средах рабочего стола как KDE Plasma Desktop, GNOME и Xfce, хотя также существует целый ряд других пользовательских интерфейсов. Самые популярные пользовательские интерфейсы основаны на X Window System, которая предоставляет прозрачность сети и позволяет графическим приложениям, работающим на одном компьютере, отображаться на другом компьютере, на котором пользователь может взаимодействовать с ними.

FVWM, Enlightenment и Window Maker — простые менеджеры окон X Window System, которые предоставляют окружение рабочего стола с минимальной функциональностью. Оконный менеджер предоставляет средства для управления размещением и внешним видом отдельных окон приложений, а также взаимодействует с X Window System. Окружение рабочего стола включает в себя оконные менеджеры, как часть стандартной установки: Mutter для GNOME c 2011 года, KWin для KDE c 2000 года, Xfwm для Xfce с 1998 года, хотя пользователь при желании может выбрать другой менеджер окон.

Реализация

Linux работает на множестве процессоров различных архитектур, таких как x86, x86-64, PowerPC, ARM, Alpha AXP, SPARC, Motorola 680×0, SuperH, IBM System/390, MIPS, PA-RISC, AXIS CRIS, Renesas M32R, Atmel AVR32, Renesas H8/300, NEC V850, Tensilica Xtensa и многих других.

В отличие от коммерческих систем, таких как Windows или macOS, Linux не имеет географического центра разработки. Нет и организации, которая владела бы этой системой. Linux — результат работы тысяч проектов. Некоторые из этих проектов централизованы, некоторые сосредоточены в фирмах. Многие проекты объединяют хакеров со всего света, которые знакомы только по переписке. Создать свой проект или присоединиться к уже существующему может любой и, в случае успеха, результаты работы станут известны миллионам пользователей. Пользователи принимают участие в тестировании свободных программ, общаются с разработчиками напрямую, что позволяет быстро находить и исправлять ошибки и реализовывать новые возможности.

История развития UNIX-систем. Linux является UNIX-совместимой, однако основывается на собственном исходном коде

С другой стороны, открытый код значительно снижает себестоимость разработки закрытых систем для Linux и позволяет снизить цену решения для пользователя, в результате Linux стала платформой, часто рекомендуемой для таких продуктов, как Oracle Database, DB2, Informix, Adaptive Server Enterprise, SAP R/3, Domino.

Применение

В апреле 2011 года семейство операционных систем на базе ядра Linux — четвёртое по популярности в мире среди клиентов Всемирной паутины (включая мобильные телефоны). По разным данным, их популярность составляет от 1,5 до 5 %. На рынке веб-серверов доля Linux порядка 32 % (64,1 % указаны как доля Unix). Linux используется во всех входящих в список Top500 суперкомпьютерах планеты.

По состоянию на середину 2010-х годов системы Linux лидируют на рынках серверов (60 %), являются превалирующими в дата-центрах предприятий и организаций (согласно Linux Foundation), занимают половину рынка встраиваемых систем, имеют значительную долю рынка нетбуков (32 % на 2009 год). На рынке персональных компьютеров Linux стабильно занимает 3-е место (по разным данным, от 1 до 5 %). Согласно исследованию Goldman Sachs, в целом, рыночная доля Linux среди электронных устройств составляет около 42 %.

Серверы, рабочие станции и суперкомпьютеры

Дистрибутивы Linux уже давно используются в качестве серверных операционных систем и заняли значительную долю этого рынка; по данным компании Netcraft на февраль 2014 года, семь из десяти самых надёжных интернет-компаний, предоставляющих хостинг, используют Linux на своих веб-серверах.

Linux является ключевым компонентом комплекса серверного комплекта программного обеспечения LAMP (Linux, Apache, MariaDB/MySQL, Perl/PHP/Python), который приобрёл популярность среди веб-разработчиков и стал одной из наиболее распространённых платформ для хостинга веб-сайтов.

Linux становится всё более популярными на мейнфреймах, как благодаря удобству переноса программного обеспечения, так отчасти из-за цены, с конца 2009 года IBM (основной производитель мейнфреймов) добавила к линейке мейнфреймов ряд систем, поддерживающих только z/Linux.

Также дистрибутивы Linux широко используются в качестве операционной системы суперкомпьютеров: по данным на ноябрь 2015, 98,8 % компьютеров из списка 500 самых мощных работали под управлением различных вариантов Linux. Операционной системой самого мощного современного суперкомпьютера — Tianhe-2 — является Kylin Linux.

Игровые приставки

9 января 2013 года компания Valve объявила, что разрабатываемая студией ПК-консоль Steam Machine будет работать под управлением SteamOS, базирующейся на Linux. Также существует возможность установки дистрибутивов Linux на некоторые игровые приставки (например, Sony PlayStation 2, Sony PlayStation 3, Sony PlayStation 4, XBOX 360).

Встраиваемые системы

Благодаря открытому исходному коду Linux портируется на многие аппаратные архитектуры непосредственно разработчиками оборудования или разработчиками программного обеспечения для такого оборудования, что превращает Linux Embedded в мощную платформу для встраиваемых приложений на бездисковых микропроцессорных платформах с ограниченными ресурсами памяти, которые находят применение в системах автоматики, модулях сетевого оборудования, оснащенных процессорами бытовых приборах, в том числе устройств, интегрируемых в рамках концепции «интернет вещей» и «умный дом».

Из-за ограниченных ресурсов целевой платформы встроенного Linux установка средств разработки приложений на конечной платформы как правило исключена. Поэтому применяется кросс-разработка приложений Linux, при которой средства разработки встроенного приложения Linux устанавливаются на десктопном компьютере, обычно с операционной системой Ubuntu или Debian. С помощью инструментов кросс-разработки производится кросс-компиляция кода приложения и удаленная отладка приложения, при которой скомпилированное приложение запускается на целевой платформе, а анализ кода производится с помощью программы разработки, установленной на десктопном компьютере.

Применение в госструктурах

Linux пользуются популярностью у различных государственных и муниципальных структур: Федеральное правительство Бразилии хорошо известно своей поддержкой Linux. Правительство индийского штата Керала выпустило предписание о переходе всех школ штата на использование Linux. Для обеспечения технологической независимости Китай использует только Linux на своих процессорах Loongson. Некоторые регионы Испании разработали свои собственные дистрибутивы Linux, которые используются в образовании и госуправлении, например, такие как gnuLinEx в Эстремадуре и Guadalinex в Андалусии. Португалия также пользуется своим собственным дистрибутивом Caixa Mágica, разработанным для нетбука Magalhães и государственной программы электронного образования. Франция и Германия предпринимают ряд шагов по увеличению использования Linux.

По заказу Минобороны России были разработаны дистрибутивы Линукс МСВС и Astra Linux. Также есть массовое использование дистрибутива Goslinux в системе АИС ФССП.

На базе операционной системы Astra Linux Special Edition в Республике Крым создан крупнейший в России региональный сегмент проекта ФИС ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении), к которому подключены 353 учебных заведения республики.

Дистрибутивы Linux

Основная статья: Список дистрибутивов LinuxРазвитие дистрибутивов Linux

Большинство пользователей для установки Linux используют дистрибутивы, включающие не только набор программ, но и решающие ряд задач по обслуживанию, объединённых едиными системами установки, управления и обновления пакетов, настройки и поддержки.

Самые распространённые в мире дистрибутивы (2017): Linux Mint, Ubuntu, Debian, Mageia, Fedora, OpenSUSE, ArchLinux, CentOS, PCLinuxOS, Slackware. Многие из дистрибутивов связаны друг с другом и в той или иной степени совместимы, в частности, Ubuntu основан на Debian, а дистрибутивы Mint основаны как на Ubuntu, так и Debian (LMDE) и полностью с ними совместимы, но при этом включают дополнительно поддержку по умолчанию Java, Adobe Flash и некоторых других проприетарных компонентов, а CentOS основан на исходных текстах коммерческого дистрибутива Red Hat Enterprise Linux (доступного в бинарной сборке только платным подписчикам) и при этом полностью бинарно совместимый с ним.

Кроме того, существует множество дистрибутивов в форме LiveCD, построенных на основе Linux, например, Knoppix, которые позволяют запускать Linux без установки.

Отдельный класс дистрибутивов — предполагающие самостоятельную сборку всех или части компонентов из исходных кодов, предназначенные для пользователей, заинтересованных в изучении устройства Linux, среди таковых — LFS, Gentoo, CRUX.

Существуют также дистрибутивы с региональной спецификой, например, в России создаются нацеленные в основном на внутренний рынок дистрибутивы ROSA, ALT Linux, ASPLinux, НауЛинукс, Calculate Linux, Runtu, Rosinka, Astra Linux.

В 2018 году разработана операционная система Astra Linux Special Edition (релиз «Ленинград») для вычислительных комплексов с процессорной архитектурой «Эльбрус» российского производства.

Приспособленность к роли настольной операционной системы

Linux ранее критиковалась за неудобство использования в настольных компьютерах, в частности, из-за ощутимой нехватки полноценных версий популярных программ (особенно офисных пакетов) и проблем с поддержкой оборудования, что представляло серьёзную проблему для пользователей ноутбуков, так как они обычно используют множество проприетарных комплектующих. Также проблемой являлась сложность изучения в Linux того, что выходит за рамки повседневного использования, и трудности в настройке оборудования. Более того, Linux обвиняли в «неидеальности» для многих опытных пользователей.

Новые дистрибутивы Linux целенаправленно сконцентрировались на этом вопросе и значительно улучшили положение Linux среди настольных операционных систем:

Linux быстро приобрёл популярность среди малого бизнеса и домашних пользователей. В этом огромная заслуга Gutsy Gibbon (кодовое название Ubuntu 7.10 фирмы Canonical). Наряду с такими дистрибутивами, как Linspire, Mint, Xandros, OpenSUSE и gOS, Ubuntu (вместе с родственными ему Kubuntu, Edubuntu и Xubuntu) сгладил большинство острых углов Linux и отшлифовал для применения в настольных системах. Без сомнения, Gutsy Gibbon — самый стабильный, полный и дружелюбный дистрибутив Linux на сегодня. Установить и настроить его теперь проще, чем Windows.

— The Economist, декабрь 2007

Рабочее окружение дистрибутивов Linux не сложнее, чем Windows и OS X. Современные десктоп-ориентированные дистрибутивы имеют графический инсталлятор, предоставляющий возможность автоматической разметки диска, устанавливающий готовую к эксплуатации операционную систему, снабжённую интернет-браузером, музыкальным и видео проигрывателями, офисным пакетом, просмотрщиком документов различных форматов и т. д; также присутствует механизм (программа), облегчающий установку проприетарных драйверов оборудования. На данный момент можно совсем обходиться без терминала, что и делают многие пользователи, а для остальных пользователей «использование терминала» в большинстве случаев сводится к копированию команды из готовой пошаговой инструкции при помощи мышки, а не изучению множества команд. Степень поддержки оборудования очень высока, зачастую выше, чем у последних версий Microsoft Windows, страдающих от отсутствия драйверов для оборудования, снятого с производства до выхода Windows 7, однако имеются проблемы со свежим железом.

Критическая кампания

Microsoft пыталась критиковать Linux, развернув обширную маркетинговую кампанию «Get the Facts», утверждая о большей надёжности и защищённости своего семейства операционных систем. Корпорация опубликовала различные исследования-кейсы, однако их достоверность ставится под сомнение различными авторами, заявляющими о фальсификации этих сравнений со стороны Microsoft.

В частности, при сравнении количества уязвимостей, Microsoft приводила данные об уязвимостях во множестве программных продуктов, в том числе пользовательского уровня, поставляемых в составе некоторых дистрибутивов Linux, при этом сравнивая это количество с уязвимостями лишь самой операционной системы Windows, которая сама по себе не имеет такого количества приложений, и, разумеется, никогда не используется в подобном «голом» виде.

При сравнении стоимости владения Майкрософт ссылается на цены поддержки Red Hat Linux серверных решений, приводя в качестве примера самую дорогую подписку (Premium Subscription, круглосуточная поддержка по телефону или через веб-интерфейс). Кроме того, при сравнении используется неодинаковое аппаратное обеспечение — дешёвое для Windows и дорогое для Linux.

Эта и подобная критика кампании «Get the Facts» заставила Microsoft официально свернуть её и перейти к скрытым формам агитации.

Примечания

  1. https://cdn.kernel.org/pub/linux/kernel/v5.x/ChangeLog-5.0.1
  2. Pronunciation of ‘Linux’. Safalra (14 апреля 2007). Дата обращения 15 сентября 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
  3. Linux. Free On-Line Dictionary of Computing (июнь 2006). Дата обращения 15 сентября 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
  4. (1992-04-23). «Re: How to pronounce Linux?». Проверено 9 января 2007.
  5. How to pronounce Linux?. Дата обращения 17 декабря 2006. Архивировано 23 июня 2012 года.
  6. Linus pronouncing Linux in English and Swedish. Дата обращения 20 января 2007. Архивировано 23 июня 2012 года.
  7. Anand Santhanam, Vishal Kulkarni. Linux system development on an embedded device. DeveloperWorks. IBM (1 марта 2002). Дата обращения 26 июля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  8. 1 2 Daniel Lyons. Linux rules supercomputers. Forbes. Дата обращения 22 февраля 2007. Архивировано 23 июня 2012 года.
  9. Peter Galli. Vista Aiding Linux Desktop, Strategist Says. eWEEK. Ziff Davis Enterprise (8 августа 2007). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 23 июня 2012 года.
  10. Ryan Paul. Linux market share set to surpass Win 98, OS X still ahead of Vista. Ars Technica (3 сентября 2007). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 23 июня 2012 года.
  11. Stan Beer. Vista to play second fiddle to XP until 2009: Gartner. iTWire (23 января 2007). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 23 июня 2012 года.
  12. Operating System Marketshare for Year 2007. Market Share. Net Applications (19 ноября 2007). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  13. Vista slowly continues its growth; Linux more aggressive than Mac OS during the summer (недоступная ссылка). XiTiMonitor. AT Internet/XiTi.com (24 сентября 2007). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 17 января 2010 года.
  14. Global Web Stats. W3Counter. Awio Web Services LLC (10 ноября 2007). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  15. June 2004 Zeitgeist. Google Press Center. Google Inc. (12 августа 2004). Дата обращения 19 ноября 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  16. OpenNews:Себестоимость типичного Linux дистрибутива составила 10 миллиардов долларов
  17. Technology Academy Finland — Stem cell pioneer and open source software engineer are 2012 Millennium Technology Prize laureates Архивировано 20 апреля 2012 года.
  18. История пингвина Tux Архивировано 29 августа 2011 года.
  19. Linus Torvalds. «What would you like to see most in minix?». comp.os.minix. (Google Groups). Проверено 9 сентября 2006.
  20. «Chicken and egg: How was the first linux gcc binary created??». comp.os.minix. (Google Groups).
  21. Linus Torvalds. Release notes for Linux v0.12. Linux Kernel Archives (5 января 1992). — «The Linux copyright will change: I’ve had a couple of requests to make it compatible with the GNU copyleft, removing the “you may not distribute it for money” condition. I agree. I propose that the copyright be changed so that it confirms to GNU ─ pending approval of the persons who have helped write code. I assume this is going to be no problem for anybody: If you have grievances («I wrote that code assuming the copyright would stay the same») mail me. Otherwise The GNU copyleft takes effect since the first of February. If you do not know the gist of the GNU copyright ─ read it.». Дата обращения 23 июля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  22. Debian popularity-contest program information. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  23. 1 2 Manual page for «X» (xorg-docs 1:1.4-4 on Debian)
  24. Projects/GnomeShell/Technology — GNOME Wiki!. wiki.gnome.org. Дата обращения 2 февраля 2016.
  25. GNOME 3.0 Has Arrived (англ.). GNOME. Дата обращения 2 февраля 2016.
  26. KDE — KDE 2.0 Release Announcement. kde.org. Дата обращения 4 февраля 2016.
  27. Norman M. Jacobowitz. XFce3: Now 100% Free Software! LG #43. Linux Gazette (июль 1999). Дата обращения 5 февраля 2016.
  28. SourceForge.net: Download and Develop Open Source Software for Free
  29. BerliOS — The Open Source Mediator
  30. Тут имеется в виду слово «хакер» в его первоначальном понимании — чрезвычайно квалифицированный ИТ-специалист.
  31. Operating System Market Share (англ.). Net Applications. — В апреле 2011 года рыночная доля Microsoft Windows в мире на рынке настольных компьютеров составляла 88,91 %, Mac OS X — 5,40 %, iOS — 2,24 %, Java ME — 1,01 %, ОС на базе Linux — 0,94 %. Дата обращения 23 мая 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  32. OS Platform Statistics. W3Schools. Архивировано 21 августа 2011 года.
  33. Usage of Linux for websites (англ.). W3 Techs. — По данным на май 2011 года, Linux-системы используются на 32 % веб-сайтов в интернете.. Дата обращения 23 мая 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  34. 1 2 Operating system Family / Linux (англ.). TOP500. Дата обращения 6 марта 2014.
  35. OpenNews: Linux занял половину рынка встраиваемых систем. Дата обращения 6 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  36. Доля рынка нетбуков Linux сравняется с долей Windows в 2013 году
  37. Linux Now Has «Double» the Market Share of Windows
  38. Most Reliable Hosting Company Sites in February 2014 (неопр.). Netcraft (4 марта 2014). Дата обращения 6 марта 2014.
  39. Web Server Survey (англ.). SecuritySpace (1 June 2010). Дата обращения 6 марта 2014.
  40. Daniel Lyons. Linux Rules Supercomputers (англ.). Forbes (15 March 2005). Дата обращения 6 марта 2014.
  41. Timothy Prickett Morgan. IBM punts Linux-only mainframes (англ.). The Register (11.12.2009). Дата обращения 6 марта 2014.
  42. Dongarra, Jack. Visit to the National University for Defense Technology Changsha, China. Netlib (3 июня 2013). Дата обращения 6 марта 2014.
  43. T.C. Sottek. Valve confirms it’s building a Linux-based Steam Box that will act as a local gaming server for all your screens. www.theverge.com (8 января 2013 года). Дата обращения 17 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  44. Open Platform for PLAYSTATION®3. playstation.com. Дата обращения 6 февраля 2016.
  45. На PlayStation 4 сумели запустить Linux. «Хакер». Дата обращения 6 февраля 2016.
  46. Вопросы успешного применения ОС Linux во встраиваемых системах. refeteka.ru. Дата обращения 12 мая 2019.
  47. Linux и встраиваемые системы. vuzlit.ru. Дата обращения 12 мая 2019.
  48. Brazil’s love of Linux. Дата обращения 21 февраля 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  49. Mark Ashurst. Brazil falls in love with Linux. Би-би-си (1 февраля 2004). Дата обращения 21 февраля 2009. Архивировано 23 июня 2012 года.
  50. Linux Spreads its Wings in India. Дата обращения 21 февраля 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  51. Kerala shuts windows, schools to use only Linux. Дата обращения 22 июня 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  52. China’s Microprocessor Dilemma. Microprocessor Report. Дата обращения 15 апреля 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  53. Magalhães equipped with Linux Caixa Mágica. Архивировано 21 августа 2011 года.
  54. Oferta CM no programa e-Escolas surpreende o mercado. Архивировано 21 августа 2011 года.
  55. Some countries are choosing Linux systems over Microsoft. Дата обращения 21 февраля 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  56. АО «НПО РусБИТех». Система образования Республики Крым работает на ОС Astra Linux. Astra Linux. Дата обращения 11 мая 2019.
  57. distrowatch.com
  58. АО «НПО РусБИТех». Операционная система Astra Linux для процессоров «Эльбрус» сертифицирована ФСБ России и Минобороны России. Astra Linux. Дата обращения 11 мая 2019.
  59. Andy McCue. Gartner sounds desktop Linux warning. ZDNet (9 сентября 2005). Дата обращения 15 апреля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  60. Sharon Machlis. Living (and dying) with Linux in the workplace — A brief foray into Linux for the enterprise. Computerworld-Australia (22 марта 2007). Дата обращения 15 апреля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  61. Ron Miller. Linux criticism revs up — backlash against success. Linux Planet (20 мая 2004). Дата обращения 8 апреля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  62. Alexander Wolfe. Green Hills calls Linux «insecure» for defense. EE Times (9 апреля 2004). Дата обращения 18 апреля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  63. Get the Facts Home. Microsoft. Дата обращения 14 апреля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  64. Joe Barr. The facts behind the «Get the Facts» ad campaign. Newsforge (24 июня 2005). Дата обращения 14 апреля 2007. Архивировано 21 августа 2011 года.
  65. Microsoft прекратила рекламную кампанию Get the Facts. Архивировано 21 августа 2011 года.

Введение

Говоря “Linux”, люди чаще всего подразумевают группу операционных систем, разработанных на базе Linux. Хотя, по сути, Linux — это только ядро операционной системы, и для разработки полноценной операционной системы используются различные другие инструменты и библиотеки GNU проектов и других ресурсов. Кроме того, все больше разработчиков используют Linux для разработки и запуска мобильных приложений; Linux играет ключевую роль в разработке таких устройств, как хромбуки (портативные устройства под управлением операционной системы Chrome, которая в качестве ядра использует гибрид ядра Linux и сервисов, разработанных компанией Google).

Linux стал популярен по следующим причинам:

  • актуальность дистрибутивов и активная поддержка сообществами разработчиков;
  • возможность запускаться на самом разном оборудовании;
  • низкие требования по части ресурсов;
  • возможность установить программы из существующих репозиториев.

Но список причин, конечно, только этими не исчерпывается; существуют не только практические, но и этические причины. Например, многие разработчики воспринимают Linux как выражение открытости, самовыражения и доступности.

История разработки

Корни Linux уходят в два других проекта: Unix и Multics, которые ставили своей целью разработать многопользовательскую операционную систему.

Что такое Unix?

Unix – это собрание кроссплатформенных многопользовательских и многозадачных операционных систем.

Можно сразу сказать, что в данный момент Unix-системы являются одними из самых исторических важных операционных систем. Влияние Unix распространилось и на языки программирования: язык C был разработан во время разработки Unix-систем.

Разработкой Unix занималась корпорация Bell Laboratories – в 1969 году они показали первую систему Unix. Чем дальше, тем большую популярность обретали системы Unix — в 70-х их начали устанавливать на компьютеры в учебных заведениях.

При создании Unix разработчики поставили перед собой три основные задачи:

  1. Использование минимального количества функций, сохранение простоты.
  2. Общность: одинаковые методы и механизмы используются в разных случаях.
  3. Комбинирование программ для решения задач, а не разработка новых программ с нуля.

Что касается отличительных особенностей Unix, то это:

  1. Практически постоянное использование командной строки.
  2. Использование конвейнеров.
  3. Настройка системы через использование простых (зачастую текстовых) файлов.

Unix имеет свою собственную философию. Программист Дуглас Макилрой, который разработал конвейнер в Linux, определил следующие правила:

Пишите программы, которые делают что-то одно и делают это хорошо.

Пишите программы, которые бы работали вместе.

Пишите программы, которые бы поддерживали текстовые потоки, поскольку это универсальный интерфейс.

Одна из проблем, коснувшаяся Unix, — наличие разных версий и множества программ, которые писали разработчики под свои нужды; из-за низкой совместимости программы, работающие с одной версией Unix, могли не работать на машинах с другими версиями. В итоге было решено создать общий документ, в котором будут указаны стандарты, которым должны следовать разработчики.

В 1983 году было объявлено о создании GNU (GNU’s Not UNIX), Unix-подобной операционной системы. Произошло это под влиянием идеи основателя проекта Ричарда Столманна о необходимости создания свободно распространяемой операционной системы и вообще программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Ричард Столманн также основан движение свободного программного обеспечения и сформулирован четыре права, которыми должен обладать пользователь: он может запускать программу для любых целей, он может изучать программы и изменять их согласно своим потребностям, он может распространять программу, чтобы помочь другим, и он может публиковать улучшения программы, чтобы помочь сообществу в целом. Все это в первую очередь говорило о том, что исходный код программы должен быть доступен всем.

Именно эта мысль вдохновила Линуса Торвальдса, создателя Linux, начать в 1991 году работу над своей операционной системой. Linux, как и GNU, это Unix-подобная система, то есть система, появившаяся под влиянием Unix.

В дальнейшем именно система GNU/Linux станет той системой, которую сейчас называют просто Linux.

Что такое Multics?

Multics — или Multiplexed Information and Computing Service («Мультиплексная информационная и вычислительная служба») — это одна из самых первых операционных систем, в которой была реализована плоская модель хранения данных и четко разделена концепция файлов (сегментов). Создание Multics началось в 1964 году. Над системой работали разработчики компании Bell Laboratories — через несколько лет часть разработчиков начнет работу над созданием Unix.

Multics разрабатывали для того, чтобы, во-первых, дать возможность использовать ресурсы ЭВМ большому количеству пользователей одновременно; во-вторых, дать пользователям возможность совместно использовать данные; в-третьих, обеспечить хорошую скорость работы с данными.

Однако главные вычислительные задачи не были достигнуты при выпуске первой версии системы, и компания Bell Laboratories перевела свой интерес на другой проект, в результате которого на свет появился Unix.

История Linux

История Linux начинается в 1991 году, когда финский программист Линус Торвальдс стал разрабатывать ядро операционной системы для своего компьютера. Свои наработки он выложил на сервере, и это стало ключевым событием в истории Linux. Сначала десятки, потом сотни и тысячи разработчиков поддержали его проект — общими усилиями на свет появилась полноценная операционная система.

Как уже было сказано, на Linux значительно повлияла система Unix, это заметно даже по названию. Впрочем, изначально проект назывался Freax — от слов “free” (бесплатный) и “freak” (странный), но в дальнейшем название было изменено на гибрид имени создателя (Линус) и Unix.

Эмблемой Linux стал Такс (Tux) — пингвин, нарисованный в 1996 году программистом и дизайнером Ларри Юингом. Впрочем, идею использовать именно пингвина придумал сам Линус Торвальдс. Теперь Такс является символом не только Linux, но и свободного программного обеспечения в целом.

Первая официальная версия Linux 1.0 вышла в 1994 году; вторая версия пошла в 1996 году. Товарный знак Linux был зарегистрирован на год раньше, в 1995.

С самого начала и по сей день Linux распространяется как свободное программное обеспечение с лицензией GPL. Это значит, что исходный код операционной системы может увидеть любой пользователь — и не только увидеть, но и доработать его. Единственное условие — измененный, модифицированный код должен быть так же доступен всем и распространяться по лицензии GPL. Это важно, так как дает возможность разработчикам использовать код и в то же время не бояться проблем из-за авторских прав.

Своему успеху Linux во многом обязан GNU: на момент выхода Linux существовало уже много свободного распространяемых утилит этого проекта, которые можно было использовать с разработанным ядром.

По факту Linux до сих представляет собой ядро Unix-подобной операционной системы, которое выполняет различные низкоуровневые задачи. В то же время проект GNU нуждался в ядре — разработка Линуса Торвальдса была очень своевременной.

Сейчас благодаря своей гибкости Linux используется на множестве разных устройств, начиная от компьютеров и заканчивая серверами и мобильными устройствами.

Популярные дистрибутивы Linux

Дистрибутив Linux – это определение операционной системы, которая использует ядро Linux, и которую можно установить на машину пользователя. В дистрибутивах обычно содержатся не только ядро и сама операционная система, но и полезные приложения: редакторы, проигрыватели, инструменты для работы с базами данных и другое программное обеспечение.

То есть, как уже было сказано в начале статьи, дистрибутив Linux – это операционная система, которая состоит из ядра Linux и утилит, которые разрабатываются в рамках GNU.

Количество существующих дистрибутивов Linux превышает 600 разновидностей, более 300 из которых постоянно дорабатываются и обновляются.

Ubuntu — один из самых распространенных дистрибутивов, легко устанавливается и интуитивно понятен в работе. Отлично подходит для персональных компьютеров, ноутбуков и серверов. Разрабатывается и спонсируется компанией Canonical Ltd, но имеет активную поддержку и со стороны свободного сообщества. Самая популярная операционная система для веб-серверов.

Debian — еще один популярный дистрибутив GNU/Linux, который оказал существенное влияние на развитие всех GNU/Linux операционных систем в целом. Основные черты Debian: широкие возможности, наличие множества репозиториев, высокое качество версий — это самый стабильный дистрибутив из всех существующих.

Linux Mint

Linux Mint — дистрибутив, основанный на Ubuntu и Debian. Linux Mint обладает красивым и удобным дизайном и подойдет даже начинающим пользователям. Поэтому его часто устанавливают на домашние компьютеры для того, чтобы иметь простую и удобную систему. Дистрибутив имеет поддержку различных мультимедийных форматов, в том числе включает проприетарные программы (Adobe Flash), поэтому хорошо подходит для работы с мультимедиа.

Manjaro — дистрибутив, основанный на Arch Linux. Благодаря большому количеству предустановленных программ (например, для офисной работы) он достаточно дружественен к новичкам, но в то же время имеет возможность тонкой настройки, множество пакетов, и стабилен в целом.

Arch — мощный дистрибутив, базирующийся на принципах простоты, современности, прагматизма, гибкости и идеи, что в центре внимания должен быть пользователь. Однако принцип простоты распространяется не на использование системы, а на ее внутреннюю организацию (принципы KISS и Unix-way). Поэтому Arch рассчитан на опытных пользователей, которые самостоятельно настроят и установят необходимые им утилиты.

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

GNU без Linux

К 1990 году в рамках проекта GNU, основанного Ричардом Столлманом, были разработаны и постоянно развивались свободные программы, составляющие основной инструментарий для разработки программ на языке Си: текстовый редактор Emacs, компилятор языка Си gcc, отладчик программ gdb, командная оболочка bash, библиотека важнейших функций для программ на Си libc. Все эти программы были написаны для операционных систем, похожих на UNIX. Поэтому в них использовались стандартные для UNIX системные вызовы — POSIX. При помощи системных вызовов программы получают доступ к оперативной памяти, файловой системе, устройствам ввода и вывода. Благодаря тому, что системные вызовы выглядели более-менее стандартно во всех реализациях UNIX, программы GNU могли работать (с минимальными изменениями или вообще без изменений) в любой UNIX-подобной операционной системе.

С помощью имевшихся инструментов GNU можно было бы писать программы на Си, пользуясь только свободными программными продуктами, однако свободного UNIX-совместимого ядра, на основе которого могли бы работать все эти инструменты, не существовало. В такой ситуации разработчики GNU вынуждены были использовать одну из патентованных реализаций UNIX, то есть вынуждены были следовать принятым в этих операционных системах архитектурным решениям и технологиям и основывать на них свои собственные разработки. Мечта Столлмана о научной разработке ПО, свободной от решений, движимых коммерческими целями, была неосуществима, пока в основе свободной разработки лежало патентованное UNIX-совместимое ядро, исходные тексты которого оставались тайной для разработчиков.

Linux — ядро

В 1991 году Линус Торвальдс, финский студент, чрезвычайно увлёкся идеей написать совместимое с UNIX ядро операционной системы для своего персонального компьютера с процессором ставшей очень широко распространённой архитектуры Intel 80386. Прототипом для будущего ядра стала операционная система MINIX: совместимая с UNIX операционная система для персональных компьютеров, которая загружалась с дискет и умещалась в очень ограниченной в те времена памяти персонального компьютера. MINIX был создан Эндрю Таненбаумом в качестве учебной операционной системы, демонстрирующей архитектуру и возможности UNIX. Именно полноценное ядро для своего ПК и хотел сделать Линус Торвальдс. Название своему ядру он дал freax, но позже оно было изменено хозяином ftp сервера на Linux — гибрид имени создателя и слова UNIX.

Совместимость с UNIX в этот момент означала, что операционная система должна поддерживать стандарт POSIX. POSIX — это функциональная модель совместимой с UNIX операционной системы, в которой описано, как должна вести себя система в той или иной ситуации, но не приводится никаких указаний, как это следует реализовать программными средствами. POSIX описывал те свойства UNIX-совместимых систем, которые были общими для разных реализаций UNIX на момент создания этого стандарта. В частности, в POSIX описаны системные вызовы, которые должна обрабатывать операционная система, совместимая с этим стандартом.

Важнейшую роль в развитии Linux сыграли глобальные компьютерные сети Usenet и Internet. На самых ранних стадиях Линус Торвальдс обсуждал свою работу и возникающие трудности с другими разработчиками в телеконференции comp.os.minix в сети Usenet, посвящённой операционной системе MINIX. Ключевым решением Линуса стала публикация исходных текстов ещё малоработоспособной первой версии ядра под свободной лицензией GNU GPL. Благодаря этому и получавшей всё большее распространение сети Internet очень многие получили возможность самостоятельно компилировать и тестировать это ядро, участвовать в обсуждении и исправлении ошибок, а также присылать исправления и дополнения к исходным текстам Линуса. Теперь над ядром работал уже не один человек, разработка пошла быстрее и эффективнее.

В 1992 году версия ядра Linux достигла 0.95, а в 1994 году вышла версия 1.0, что свидетельствовало о том, что разработчики наконец сочли, что ядро в целом закончено и все ошибки (теоретически) исправлены. В настоящее время разработка ядра Linux — дело уже гораздо большего сообщества, чем во времена до версии 1.0. Изменилась и роль самого Линуса Торвальдса: теперь он не главный разработчик, а наиболее авторитетный член сообщества, по традиции оценивающий качество исходных текстов, которые должны быть включены в ядро, и дающий своё добро на их включение. Тем не менее, общая модель свободной разработки сообществом сохраняется.

GNU и Linux

Однако как нельзя сделать операционную систему без ядра, так и ядро будет бесполезно без утилит, которые использовали бы его возможности. Благодаря проекту GNU Линус Торвальдс сразу получил возможность использовать с Linux свободные утилиты: bash, компилятор gcc, tar, gzip и многие другие уже известные и широко используемые приложения, которые могли работать с его UNIX-совместимым ядром. Так Linux сразу попал в хорошее окружение и в сочетании с утилитами GNU представлял собой очень интересную среду для разработчиков программного обеспечения даже на самой ранней стадии своего развития.

Принципиальным шагом вперёд было именно то, что из ядра Linux и утилит и приложений GNU впервые стало возможно сделать полностью свободную операционную систему, то есть работать с компьютером и, более того, разрабатывать новое программное обеспечение, пользуясь только свободным программным обеспечением. Идеал полностью некоммерческой разработки, сформулированный Столлманом, теперь мог быть воплощён в жизнь.

Вскоре появлялись теоретические возможности воплощения идеала, но это не означало его немедленной практической реализации. Совместимость Linux и утилит GNU была обусловлена тем, что и то, и другое писалось с ориентацией на одни и те же стандарты и практику. Однако в рамках этой практики (то есть при наличии множества различных UNIX-систем) оставался большой простор для несовместимости и различных решений. Поэтому на начальном этапе разработки ядра каждое заработавшее на Linux приложение GNU было для Линуса очередным достижением. Первыми стали bash и gcc. Таким образом, сочетание GNU и Linux давало возможность создать свободную операционную систему, но само по себе ещё не составляло такой системы, потому что Linux и различные утилиты GNU оставались разрозненными программными продуктами, написанными разными людьми, не всегда принимавшими в расчёт то, что делали другие. Основным же свойством любой системы является согласованность её компонентов.

Возникновение дистрибутивов

После определённого периода разработки на Linux уже стабильно работал ряд важнейших утилит GNU. Скомпилированное ядро Linux с небольшим комплектом скомпилированных уже на Linux утилит GNU составляло набор инструментов для разработчика программного обеспечения, желающего использовать свободную операционную систему на своём персональном компьютере. В таком виде Linux уже не только годился для разработки Linux, но и представлял собой операционную систему, в которой можно было уже выполнять какие-то прикладные задачи. Конечно, первое, чем можно было заниматься в Linux — писать программы на Си.

Когда задача получить компьютер с постоянно работающей на нём системой Linux стала востребованной и довольно распространённой, разработчики в хельсинкском и техасском университетах создают собственные наборы дискет, с которых скомпилированное ядро и основные утилиты можно записать на жёсткий диск, после чего загружать операционную систему прямо с него. Эти наборы дискет стали первыми прототипами современных дистрибутивов Linux — комплектов программного обеспечения, на основе которых можно получить работающую операционную систему на своём компьютере. Нужно отметить, что в дистрибутив Linux с самого начала входили программные продукты GNU. На самом деле, всякий раз, когда говорится «операционная система Linux», подразумевается «ядро Linux и утилиты GNU». Фонд свободного ПО рекомендует называть это операционной системой Linux.

Однако скопировать все нужные программы на жёсткий диск ещё недостаточно, чтобы получить подходящую для нужд пользователя операционную среду (пусть даже это очень профессиональный пользователь). Поэтому первые наборы дискет можно только условно назвать дистрибутивами. Чтобы получить работающую операционную систему, требуются какие-то специальные средства установки и настройки программного обеспечения. Именно наличие таких средств и отличает современные дистрибутивы Linux. Другая важнейшая задача дистрибутива — регулярное обновление. Программное обеспечение, особенно свободное, — одна из самых быстро развивающихся областей, поэтому мало один раз установить Linux, нужно ещё регулярно его обновлять. Первым дистрибутивом в современном понимании, получившим широкое распространение, стал Slackware, созданный Патриком Фолькердингом. Он был широко известен пользователям Linux уже к 1994 году.

Несмотря на то, что с появлением первых дистрибутивов установка Linux уже не требует самостоятельной компиляции всех программ из исходных текстов, использование Linux оставалось уделом разработчиков: пользователь операционной системы с ним в тот период её развития мог заниматься почти исключительно программированием. По крайней мере, чтобы решать в ней другие повседневные прикладные задачи (например, чтение электронной почты, написание статей и т. п.), он должен был сначала некоторое время позаниматься программированием и даже разработкой самой системы Linux, чтобы создать для себя соответствующие прикладные программы или заставить их работать в Linux.

Всё программное обеспечение для Linux было открытым, поэтому вскоре стало появляться всё больше прикладных программ для Linux, которые использовались всё большим сообществом, отчего становились надёжнее и получали всё новую функциональность. В конце концов возникает идея, что из Linux и GNU-приложений для Linux целенаправленными усилиями небольшой группы разработчиков можно делать целостные операционные системы, подходящие для очень широкого круга пользователей и продавать эти системы пользователям за деньги как аналог и альтернативу существующим патентованным операционным системам.

Выгода операционной системы, целиком состоящей из свободного программного обеспечения, очевидна — собирающие эту систему не должны никому платить за входящие в неё программы. Более того, дальнейшая разработка и обновление имеющихся программ ведётся сообществом разработчиков также совершенно бесплатно, не нужно платить сотрудникам, которые занимались бы этим. В итоге затраты фирмы, собирающей дистрибутив Linux для пользователя, ограничиваются оплатой программистов, интегрирующих разрозненные приложения в систему и пишущих программы для стандартизации процедур установки и настройки системы, чтобы облегчить эти задачи неподготовленному пользователю, а также затратами на самоиздание получившегося дистрибутива. Для конечного покупателя это означает принципиальное снижение цены на операционную систему.

Первой успешной компанией, работающей по такой схеме, стала Red Hat, появившаяся в 1995 году. Red Hat адресовала свои разработки не только программистам профессионалам, но и обыкновенным пользователям и системным администраторам, для которых компьютер — в первую очередь офисное рабочее место или рабочий сервер. Ориентируясь на уже существующие на рынке предложения для такого класса пользователей, Red Hat всегда уделял большое внимание разработке приложений с графическим интерфейсом для выполнения типичных задач по настройке и администрированию системы. Бизнес Red Hat развивался довольно успешно, в 1999 году эта компания акционировалась — сразу после выпуска акции росли в цене очень энергично, однако потом ажиотаж утих. В настоящее время доля Red Hat на рынке серверов и рабочих станций Linux очень велика. Благодаря Red Hat в сообществе пользователей Linux очень широкое распространение получил формат пакетов RPM.

Практически одновременно с Red Hat появился проект Debian. Его задача была примерно той же — сделать целостный дистрибутив Linux и свободного программного обеспечения GNU, однако этот проект был задуман как принципиально некоммерческий, проводимый в жизнь сообществом разработчиков, нормы взаимодействия в котором полностью соответствовали бы идеалам свободного ПО. Сообщество разработчиков Debian — международное, участники которого взаимодействуют через Internet, а нормы взаимодействия между ними определяются специальными документами — полиси (англ. policy).

Сообщество разработчиков не извлекает никакой прибыли от продажи Debian, его версии распространяются свободно, доступны в Интернет, могут распространяться и на твёрдых носителях (CD, DVD), но и в этом случае их цена редко сильно превышает стоимость носителя и наценку, окупающую затраты на издание. Первоначально разработка Debian спонсировалась Фондом свободного программного обеспечения. Адресатами дистрибутивов Debian всегда в первую очередь были профессиональные пользователи, так или иначе связанные с академической разработкой программного обеспечения, которые готовы читать документацию и собственными руками организовать нужный профиль системы, соответствующий именно их задачам. Ориентация на такую аудиторию предопределила некоторые тенденции развития Debian: в нём никогда не было обилия «простых» графических средств настройки среды, всевозможных «мастеров», однако всегда уделялось много внимания средствам последовательной и единообразной интеграции программного обеспечения в единую систему. Именно в Debian появился менеджер пакетов (APT). В настоящее время Debian — самый популярный дистрибутив Linux среди пользователей, являющихся профессионалами в области безопасности информационных технологий, так как имеет самую большую скорость реагирования на обнаруженные угрозы.

Всякий раз, когда свободное программное обеспечение оказывается востребованным, немедленно возникает множество альтернативных решений — так произошло и с дистрибутивами Linux. После 1995 года возникло (и продолжает возникать) огромное количество коммерческих компаний и свободных сообществ, которые ставят своей задачей подготовку и выпуск дистрибутивов Linux. У каждого из них — свои особенности, своя целевая аудитория, свои приоритеты. К настоящему времени на рынке дистрибутивов выделилось несколько лидеров, которые предлагают более или менее универсальные решения и наиболее широко известны и используются. Помимо уже названных Red Hat и Debian следует назвать в ряду дистрибутивов, ориентированных на рядового пользователя, немецкий SuSE и французский Mandriva (до 2005 года — Mandrake), среди адресованных специалистам — Gentoo. Но помимо «крупных» игроков на рынке дистрибутивов есть гораздо большее количество менее распространённых дистрибутивов. Теперь перед пользователем, желающим установить Linux, встаёт вопрос выбора дистрибутива. Критерии выбора — и задачи, которые предполагается решать с помощью Linux, и уровень подготовки пользователя, и технологии, и предстоящие контакты с тем сообществом, которое занимается разработкой дистрибутива.

История Linux в России

Получилось так, что в международном сообществе разработчиков, начинавших и продолжавших развивать Linux, все в той или иной степени могли объясняться по-английски. Это и неудивительно, поскольку исторически английский оказался языком компьютерной науки и операционной системы UNIX, глобальной сети Internet, программирования. В международном сообществе разработчиков программного обеспечения английский выполнял и выполняет функцию, сравнимую с ролью латыни в научном сообществе средневековой Европы. Но если Linux предполагается использовать не только для программирования и общения с программистами, но и для решения повседневных задач, то необходима локализация, то есть возможность общаться с компьютером и при помощи компьютера на языках, отличных от английского.

Локализация — комплексный процесс, затрагивающий самые разные стороны системы. Для полноценной поддержки того или иного языка в системе необходимо сначала обеспечить возможность ввода на этом языке (поддержка раскладок клавиатуры и кодировок), вывода (поддержка экранных шрифтов), печати, а затем уже необходимо переводить интерфейс различных приложений на данный язык, разрабатывать средства подготовки электронных и бумажных публикаций на этом языке и т. д.

Первой компанией, поставившей своей целью выпуск дистрибутивов Linux для русскоговорящих пользователей, стала УрбанСофт. Весь её бизнес состоял в выпуске и продаже CD-дисков с дистрибутивами свободного программного обеспечения. В первую очередь это были дистрибутивы Red Hat, а также Debian, в которые включались разработанные силами УрбанСофт пакеты для русификации.

Несколько позже в Москве IPLabs Linux Team выпускает Linux Mandrake Russian Edition — модифицированный (чтобы соответствовать нуждам русского пользователя) вариант дистрибутива Mandrake Linux. Впоследствии эта команда начинает выпускать дистрибутивы, которые отличаются от Mandrake уже не только наличием пакетов для русификации, но и другими принципиальными возможностями. В конце концов, команда разработчиков создаёт фирму ALT Linux и начинает выпускать дистрибутивы под маркой ALT Linux.

Целью компании ASPLinux стал выпуск Red Hat с модификациями для поддержки русского языка. Название их продукта совпадает с названием компании.

Все перечисленные российские производители дистрибутивов Linux существуют и по сей день, продолжая более или менее активно выпускать дистрибутивы. Однако они теряют популярность, поскольку сейчас популярные во всём мире дистрибутивы, например Ubuntu или Fedora, достаточно хорошо переведены на большинство языков мира.

  • История Linux. Дата обращения 15 августа 2010. (недоступная ссылка)
  • Свободная система для свободных людей (обзор истории операционной системы Linux). Дата обращения 7 апреля 2011.

GNU/Linux — сложная система, включающая тысячи различных пакетов, от самых распространённых, таких, как утилиты GNU, X.org, графические среды GNOME и KDE, до специфичных для какого-то одного из дистрибутивов. Команды разработчиков каждого проекта отличаются численностью, подходом к работе, используемыми инструментами и методами планирования работ. При этом ядро Linux занимает особое место среди всех прочих приложений. От него зависит возможность работы системы GNU/Linux на различных аппаратных платформах и степень поддержки различных устройств. Поэтому характеристики процесса его разработки могут, в какой-то степени, служить индикатором для всей системы GNU/Linux.

Исследование LF охватывает трехлетний период разработки ядра (от версии 2.6.11 до версии 2.6.24) и фокусируется на таких характеристиках, как частота релизов и изменений, размер исходных текстов ядра, и самое главное, позволяет получить представление о том, кто же всё-таки разрабатывает ядро Linux.

Статистика показывает, что, в среднем, каждый новый релиз ядра выходит раз в 2,5 — 3 месяца (60 — 110 дней). В первую очередь это связано с выбранной в 2005 г. моделью разработки, направленной на сведение к минимуму длительности промежутков между разработкой новых функций, появлением поддержки новых устройств и включением их в ядро; а также сводящей к минимуму потребность создателей дистрибутивов в модификациях ядра.

При этом число изменений (патчей), вносимых в ядро, имеет тенденцию к росту. Сводя воедино эти две характеристики, можно отметить, что, в среднем, в ядро вносится 2,83 патча в час, при этом, в строках кода каждый день в ядро добавляется свыше 3 тыс. строк, более 1,4 тыс. строк модифицируется.


Расхожее в некоторых кругах представление о Linux как о системе, разрабатываемой любителями, неверно

Число разработчиков, принявших участие в выпуске версии 2.6.24, более чем в два раза превысило этот показатель для версии 2.6.11 и составило 1057 человек.

Компании, которые наиболее активно осуществляют доработку ядра Linux

При этом, однако, всего 10 ведущих разработчиков совместно внесли почти 15% изменений, а 30 ведущих разработчиков — 30%. Это, однако, не значит, что расхожее в некоторых кругах представление о Linux как о системе, разрабатываемой любителями, верно. Несмотря на то, что далеко не у всех компаний, занимающихся свободным ПО, есть необходимость вносить изменения в ядро, число компаний, участвующих в его разработке, растёт. Четыре крупнейших компании-разработчика ядра — Red Hat, Novell, IBM и Intel — оплатили более 32% внесённых за время исследования изменений, а суммарный процент изменений в ядро, внесённых разработчиками, работающими на компании, составил более 70%.

При этом среди компаний, участвующих в разработке ядра, выделяется несколько групп по основной цели участия в разработке. Это группа компаний, включающая IBM, Intel, HP, SGI, MIPS и других, которая ориентируется, в основном, на поддержку работы Linux на собственном оборудовании. Дистрибьюторы, такие, как Red Hat, Novell, MontaVista, имеют целью добавление в ядро возможностей, на которые существует спрос среди пользователей, и которые усиливают конкурентоспособность дистрибутивов как конечных продуктов. Такие компании, как Sony, Nokia, Samsung, работают над ядром для улучшения работы систем на базе ядра Linux в собственных устройствах.

Таким образом, из исследования Linux Foundation можно сделать выводы о том, что ядро Linux является беспрецедентным примером успешного сотрудничества различных по размеру и производимой продукции компаний и индивидуальных разработчиков, считают исследователи. Количество этих разработчиков и распределение их вклада в разработку может служить, в некотором смысле, гарантией стабильности и независимости разработки. Это наглядно демонстрирует преимущества как открытой модели разработки в целом, так и гарантий, предоставляемых разработчикам и конечным пользователям самой концепцией свободного ПО, закреплённой в лицензии GNU GPL.

Короткая ссылка на материал: http://cnews.ru/link/n130044