Встроенный графический процессор

В предыдущей статье мы подвели итоги года по дискретным видеокартам, теперь же пора перейти к мобильным, в которых изменений куда больше: это и мощная интегрированная графика от Intel, способная теперь соперничать с простейшей дискретной графикой от Nvidia, и видеокарты RTX 2000 в ноутбуках, и любопытные решения RX 5000M от AMD. Начнем, пожалуй, с Intel.
Intel Ice Lake-U — вот бы так пару лет назад
Производительность интегрированной графики от Intel долгое время вызывала лишь улыбку, и это не удивительно: компания много лет развивала ее по остаточному принципу в стиле «Office на ней работает, видео в HD запускается — и ладно». Лидером в интегрированной графике была AMD, чьи APU (связки процессора с видеокартой) в разы обгоняли по графической производительности Intel HD Graphics, и даже позволяли худо-бедно играть в современные игры, пусть и в HD с низкими настройками графики.
И до последнего времени такая ситуация Intel, видимо, вполне устраивала: в ультрабуках возможностей интегрированной графики хватает за глаза (это хорошо видно по 13″ MacBook), а в более мощные решения все равно ставят дискретные видеокарты, и слабая HD Graphics тут роли не играет. Но несколько лет назад начались подвижки в сторону превращения iGPU в полноценные видеокарты: так, начиная со Skylake (6-ое поколение процессоров Intel Core i) графика обзавелась поддержкой DirectX 12 и Vulkan, к тому же получила продвинутый видеодекодер, позволяющий воспроизводить даже 4К видео с минимальной нагрузкой на систему. Также Intel стала чуть ли не ежемесячно выпускать обновления драйверов с заточкой под современные игры, так что встретить на интегрированной графике артефакты сейчас почти нереально.
Конечно, многим эти потуги казались странными: толку в оптимизации под современные игры, если производительность в них даже лучшей интегрированной графики Intel Iris Plus недостаточно для получения хотя бы 30 кадров в секунду на минимальных настройках графики? Однако ларчик просто открывался: компания анонсировала выход своих дискретных видеокарт уже в 2020 году, и, очевидно, они будут построены из тех же блоков, что и текущие iGPU, просто их количество будет куда большим. Поэтому текущие оптимизации далеко не будут лишними, когда дискретные решения Intel увидят свет — это избавит их от проблем с артефактами или низкой производительностью в современных играх.
Второй немаловажный момент: когда Intel выпустит свои дискретные видеокарты, она тут же превратит Nvidia из союзника в конкурента. И это может достаточно больно ударить по ноутбукам, ведь именно здесь связка Intel+Nvidia сильна как никогда: на большинстве игровых лэптопов работает технология Optimus, благодаря которой интегрированная графика может получать картинку от дискретной и выводить ее на экран. По этой причине, если графическая мощь Nvidia тут не нужна, дискретную видеокарту можно безболезненно отключить и экономить энергию.
И Intel хорошо понимает, что с первого раза сделать мобильного конкурента даже не самой мощной GTX 1660 не получится. С другой стороны, едва ли производители ноутбуков согласятся использоваться связку CPU Ryzen + GPU Nvidia — ведь уже есть линейка low-middle видеокарт AMD RX 5000M, которая обойдется им дешевле. Так что, судя по всему, сотрудничество Intel и Nvidia продолжится в топовом сегменте ноутбуков, потому что обеим компаниям просто некуда деваться. Но вот в бюджетном сегменте Intel придется выживать самой — и после выхода процессоров Ice Lake-U это выглядит вполне реально.
Эти процессоры интересны многим, в частности тем, что это первые массовые решения Intel на 10 нм техпроцессе, который все ждали далеко не один год. Но про процессорную часть мы поговорим в отдельных итогах, а сейчас нас интересует их интегрированная графика: Iris Plus G1, G4 и G7. К сожалению, их названия плохо передают реальную разницу в производительности: так, G1 имеет 32 CU (вычислительных блока), G4 — 48, а G7 — уже 64. Так что разница в производительности между первой и третьей всего около двух раз, и куда логичнее было назвать графику G2, G3 и G4. Но названия давно уже стали чисто маркетингом, так что не будем заострять на этом внимание.
Разумеется, интересно сравнить эту графику с предыдущими решениями Intel, и тут почти везде виден прогресс: так, G1 явно заменит UHD Graphics 610, которая имеет лишь 12 CU. Iris Plus G4 заменит UHD Graphics 620 и 630, которые имеют 24 CU. А вот G7 заменит собой Iris Plus 645 и 655, которые имеют 48 CU и быстрый кэш eDRAM в размере 128 МБ. Более того — так как интегрированная графика не имеет своей видеопамяти и использует вместо нее ОЗУ, скорость последней очень сильно влияет на итоговую производительность, и об этом Intel тоже позаботилась: ноутбуки с Ice Lake-U имеют на борту LPDDR4-3733, которая в среднем в полтора раза быстрее «обычной» DDR4-2400, которая ставилась в пару к мобильным процессорам Intel раньше.
В итоге прогресс в производительности просто громадный — около двух раз, и это всего за одно поколение. Поэтому Iris Plus G7 моментально из слабой «интегряшки» превращается в конкурента неплохой базовой дискретной Nvidia MX250 и обгоняет своего прямого конкурента — интегрированную графику Vega 10 в процессорах Ryzen 7 3000U. На ней вполне можно поиграть в популярные онлайн-игры в FHD с хорошей графикой и 60 fps, да и тот же Ведьмак 3 способен плавно идти на средних настройках графики в HD: неплохой результат для 15-25 Вт процессора в ультрабуке, не правда ли?
Также Intel хорошо поработала над мультимедийными возможностями новых GPU: теперь они способны потянуть аж три монитора с разрешением 5K при 60 Гц, а если ограничиться двумя, то можно поднять разрешение до 8K. Также компания улучшила видеодекодер, хотя куда уже лучше — он и так способен декодировать VP9 вплоть до 4K и работать с HDR10.
Такой прогресс не может не впечатлять, если бы не одно но: что MX150, что Vega 10 — это графика трехлетней давности. И в 2020 году, по слухам, AMD представит новые мобильные процессоры на архитектуре Zen 2, где топовой интегрированной графикой будет уже Vega 15 (здесь как раз цифры точно отражают количество CU) с приростом частоты до 30-40%. Все это приведет к тому, что AMD снова вернет себе лидерство в мобильных APU, причем с существенным перевесом. А вот Intel едва ли сможет что-то в будущем году изменить: запас по ОЗУ выбран весь, оптимизация архитектуры добавит еще от силы 10% частоты, а «запихнуть» больше вычислительных блоков уже не даст теплопакет, который Intel и так тихой сапой подняла до 25 Вт во многих ультрабуках.
Так что такую победу Intel можно смело называть пирровой: компания бросила на нее все свои силы, но лидерство сохранит от силы пару месяцев, после чего AMD играючи снова покажет, что лучший производитель APU. И снова «атаковать» Intel сможет лишь в лучшем случае через год, когда будет готов их 7 нм техпроцесс — но к тому времени другие компании вполне могут уже перейти на 5 нм, так что не факт, что она сможет победить. Если бы графика уровня Iris Plus G7 появилась в ультрабуках вместе с APU Ryzen — это было бы замечательно, но на данный момент такой ответ кажется запоздалым.
Nvidia RTX 2000: даешь трассировку лучей в ноутбуки
Видеокарты линейки RTX 2000 появились для компьютеров еще в 2018 году, а вот мобильные решения задержались до января 2019. И, как это уже было в линейки GTX 1000 (Pascal), они ничего, кроме частот, не потеряли: в ноутбуках используются ровно такие же GPU с таким же объемом памяти, что, разумеется, не может не радовать. Поэтому, казалось бы, можно взять ноутбук с RTX 2080 и получить производительность уровня GTX 1080 Ti в мобильном решении — но, увы, из-за доброты Nvidia (а может, и сговора) многие производители стали мухевать.
В чем заключается мухлеж? Еще в поколении Pascal «зеленая» компания анонсировала так называемый дизайн Max-Q. Он заключается в том, что можно снизить тепловыделение топовых видеокарт до смешных 70-100 Вт, что позволяет использовать их даже в игровых ультрабуках, но при этом разница в производительности с полноценной мобильной версией не превышает 10-15%, что не так уж и много. В поколении Turing (RTX 2000) компания не стала убирать такую возможность, более того — добавила больше вариантов частот и теплопакетов, а также разрешила не использовать приставку Max-Q.
В итоге получился неприятный для пользователей сюрприз. Так, минимальный уровень тепловыделения для мобильной RTX 2080 может быть всего 80 Вт (и это при том, что у десктопной он 220 Вт!), а раз конфигурация GPU такая же, то базовую частоту пришлось снизить аж до 735 МГц — у десктопной она вдвое выше, 1515 МГц. Конечно, в играх частоты держатся несколько выше, но реальный уровень производительности оказывается… как у RTX 2060. Причем, по новым правилам, производитель даже не обязан указывать Max-Q в названии, поэтому чтобы не купить ноутбук с таким «огрызком» зачастую за 200 тысяч рублей — внимательно читайте обзоры и смотрите на частоты.
В итоге по этой причине достаточно сложно говорить об уровне производительности мобильной линейки RTX. В среднем можно сказать, что ноутбучные RTX сравнимы с десктопными аналогами на ступеньку ниже: иными словами, мобильная RTX 2070 в среднем выступает на уровне или чуть быстрее десктопной RTX 2060. Но, опять же, видеокарты разнятся от ноутбука к ноутбуку по частотам и теплопакету, так что все равно изучайте обзоры заинтересовавшего вас гаджета.
Что касается RTX Super, то в ноутбуках этой линейки нет, и есть сомнения в том, что она будет: ведь даже на десктопах разница между обычной и «супер»-версией редко когда превышает 10%, поэтому в мобильных решениях, где разброс по частотам у одной видеокарты огромен, в ней просто нет смысла — будет хватать ноутбуков, в которых условная RTX 2070 Super будет медленнее обычной версии, что будет выглядеть странно.
А вот линейка GTX 1600 ноутбуки посетила, причем в минимально «кастрированном» виде. Более того, мобильная GTX 1650 оказалась даже лучше десктопной: у нее 1024 CUDA против 896, что нивелирует разницу в частоте. В общем и целом, в этой линейке у всех решений теплопакет невысокий, поэтому и урезаний по производительности минимум: так, мобильная GTX 1660 Ti отстает от десктопной лишь на сотню мегагерц, что в реальности приводит к разнице меньше 10%. Но все еще нужно помнить про Max-Q версии и про то, что производители больше не обязаны их маркировать, так что обзоры перед покупкой ноутбука все еще желательно почитать.
Ну и звание «худшее обновление линейки» присуждается Nvidia MX250. Почему? Потому что от предшественницы в лице MX150 ее отделяет… ровно 50 МГц. И все. Чип тут ровно такой же, поколения Pascal, а не Turing, так что на деле разница в производительности между ними практически нулевая. И да, никуда не делись две версии видеокарты, с тепловыделением в 10 и 25 Вт. Разница между ними все также катастрофически велика, порядка 30-40%, и все также в настройках называются разные версии одинаково. Поэтому опять же перед покупкой вам придется внимательно читать соответствующий раздел обзоров, дабы понять, какая версия стоит в интересующем вас ноутбуке.
В итоге то, что Nvidia творит в ноутбуках, можно описать одной фразой: кручу, верчу, запутать хочу. Оно и понятно: Intel даже после выхода Ice Lake особой угрозы не представляет, а AMD только-только выпустила мобильные решения, способные конкурировать хотя бы с GTX 1660. Так что Nvidia в ноутбуках чувствует себя максимально комфортно, чего не скажешь про обманутых пользователей.
Vega и RX 5000M — AMD возвращается в ноутбуки
Последние лет пять AMD присутствовала на ноутбучном рынке скорее номинально: в продаже были и есть несколько бюджетных решений на APU AMD серии A с откровенно никакущей производительностью, парочка моделей подороже со всякими R7 300, которые бледно смотрелись среди конкурентов с Nvidia, ну венчал все это MacBook 15 2015, в котором стояла R9 M370X, которая опять же не блистала мощью.
Причины этому были понятны: компания бросила все силы на создание процессоров Ryzen, да и надо было как-то конкурировать с Nvidia на десктопном рынке. И в 2018 году, когда новые процессоры стали приносить хороший доход, да и видеокарты линеек RX 400 и 500 расхватывали как горячие пирожки, AMD снова стала штурмовать ноутбуки, причем достаточно успешно.
Посудите сами: что предлагала Intel для ультрабуков в середине 2019 года? 4-ядерные Core i5 и Core i7 8-ого поколения с интегрированной графикой, которая не менялась три года и была способна максимум на плавное воспроизведение видео в 4K. А вот AMD выпустила на рынок сравнимые по процессорной производительности APU Ryzen 3000 (они базируются на архитектуре Zen+, а не Zen 2 как их десктопные собратья по линейке) с интегрированными видеокартами вплоть до Vega 10, которые оказались вдвое быстрее Intel HD Graphics и лишь немногим медленнее дискретной MX150.
В итоге сейчас у многих производителей есть две линейки ультрабуков и простых ноутбуков: одна со связкой Intel+Nvidia, которая стоит достаточно дорого, а вторая чисто на APU Ryzen, разумеется значительно дешевле и не особо слабее. В итоге это позволило AMD обосноваться в нише недорогих ноутбуков и ультрабуков, и доля «красных» в этом сегменте только растет.
Следующая ступенька, которую планирует покорить AMD — это среднеуровневый сегмент, который является и самым массовым. Это разумно: далеко не все согласны выложить за ноутбук с RTX 2070 порядка 120 тысяч рублей, а вот забрать за 50 тысяч машинку, которая позволит поиграть во все современные проекты на как минимум среднем уровне графики, желающих значительно больше. У Nvidia тут три видеокарты: GTX 1650, 1660 и 1660 Ti. AMD совсем недавно предложила две своих — RX 5300M и RX 5500M. Также можно вспомнить аналогичные видеокарты линейки Pro: у них слегка отличается количество вычислительных блоков и частоты, однако в среднем уровень производительности такой же. Рассматривать их подробнее особого смысла нет — на данный момент такой графикой может похвастаться разве что MacBook Pro 16, и нет никакой информации о других ноутбуках с этими GPU.
Обе RX 5000M имеют 1408 вычислительных блоков, разница лишь в частоте: у более слабой видеокарты она достигает 1450 МГц, у старшей — 1650. В общем и целом, эти видеокарты достаточно близки по производительности (а если вспомнить про разгон, то и вовсе одинаковы) и в среднем в полтора раза слабее десктопной RX 5700 с 2304 вычислительными блоками. Также обе видеокарты комплектуются 3 ГБ видеопамяти, подключенными по достаточно узкой 96-битной шине — это, пожалуй, их самое узкое место.
Что касается тестов предрелизных образцов, то RX 5300M на 10% обходит мобильную GTX 1650, а вот RX 5500M ощутимо не дотягивает до GTX 1660 Ti. В общем и целом, результаты для базовых игровых ноутбуков неплохие, а если учесть, что AMD будет давить ценой, можно ожидать, что «красная» компания сможет занять свою долю мобильного игрового рынка. Однако при этом в топовом сегменте им отвечать Nvidia просто нечем: нет даже слухов о появлении RX 5700M, так что ожидать снижения цены на игровые ноутбуки с RTX-видеокартами не приходится.
Но, с другой стороны, этот рынок не особо массовый: достаточное количество пользователей предпочитают вместо топового ноутбука собрать ПК, а вот в массовом среднебюджетном и ультрабучном сегменте RX 5000M и APU Ryzen с интегрированной Vega показали себя настолько хорошо, что последние попали в Microsoft Surface. Так что будем надеяться, что в 2020 году AMD все-таки выйдет на рынок топовой мобильной графики и снизит там абсолютно нереальные цены на игровые ноутбуки.
Общие итоги 2019 года по мобильным видеокартам
Если в десктопном сегменте этот год можно назвать достаточно интересным и удачным, то вот в мобильном — не особо. Посудите сами: ноутбучные RTX вышли переоцененными и с обманом в плане производительности. Новая Intel Iris Plus Graphics выглядит интересно лишь до выхода обновленных APU Ryzen. Только у AMD все неплохо — компания достаточно бодро возвращается на мобильный рынок, однако отсутствие у нее топовых ноутбучных решений несколько расстраивает.
И, в общем и целом, ждать существенного прорыва от 2020 года не стоит: у Intel нет тузов в рукаве, более мощные интегрированные решения будут лишь на 7 нм техпроцессе в лучшем случае через год. Nvidia скорее всего выпустит линейку RTX 3000 летом для десктопов, а для ноутбуков она традиционно будет отложена на полгода, так что опять же имеет смысл ждать ее не раньше начала 2021 года. Только AMD готовит интересные новинки: например, в начале нового года она выпустит более быстрые APU Ryzen с мощными Vega 12 и 15 — это позволит им «закопать» и Nvidia MX250, и Intel Ice Lake-U. Также, возможно, компания расширит линейку RX 5000M. Но как это будет — покажет лишь будущее.

что поставить на выбор для предпочитаемого графического процессора от NVIDIA (высокопроизводительный графический процессор от NVIDIA или интегрированное графическое оборудование) эта функция мне требуется для высокой и качественной 3D графики для игр

Для начала находим в правом нижнем углу рабочего стола (на панели задач) зеленую иконку nVidia:

Если его там нету – просто нажимаем на рабочем столе правой кнопкой мыши и выбираем «Панель управления NVIDIA»:

Открывается окно панели управления видеокартой nVidia, выбираем слева раздел «Управление параметрами 3D» в котором выставляем 2 пункта:

1 – находим и выбираем файл запуска игры из папки куда вы её установили (crysis 3 . .exe)
2- выбираем «Высокопроизводительный процессор NVIDIA» или просто дискретный адаптер nVidia и тд.:

Нажимаем «Применить».

Всё. Для игры Сrysis 3 выбран дискретный GPU nVidia.

Теперь эта игра у вас не будет запускаться через интегрированную в процессор intel видеокарту

Если остались вопросы – пишите в комментах.

ВНИМАНИЕ! У кого отсутствует строка: «Высокопроизводительный процессор NVIDIA» – значит у вас 1 видеокарта. Либо вторая просто выключена. У меня, например, есть специальный переключатель на корпусе ноутбука для активации/деактивации дискретной видеокарты.

Когда вы покупаете компьютер или ноутбук, одна часть оборудования, которая наиболее трудна для выбора является видеокарта. Возможно, вы слышали такие термины, как интегрированная (встроенная) и дискретная видеокарта. В чем разница между интегрированной и дискретной графической картой, и каковы преимущества и недостатки. Ответ на вопрос зависит от того, что вам нужно в компьютер, и что вы будете с ним делать. Перед тем, как купить ноутбук, компьютер или видеокарту, вы должны знать, как вы будете его использовать. Что вам нужно, вот несколько различий между интегрированной и дискретной графикой.

Что означает интегрированная видеокарта?

Интегрированная видеокарта — означает что блок обработки графики не имеет своего процессора и не использует свою собственную оперативную память из-за их отсутствия, использует вместо неё оперативную память системы и процессор компьютера. Что в свою очередь существенно уменьшает производительность компьютера. Так что, если у вас есть компьютер с 4 Гб оперативной памяти, видеокарта может использовать в любом месте от 1% до 5% от доступного объема оперативной памяти для обработки графики. Конечно, этот процент варьируется в зависимости от размера задачи, особенно если вы открываете много приложений, программ или играть в игры.

Преимущество встроенного блока является в том что он дешевле, что в свою очередь означает меньшую стоит компьютера. Интегрированная видеокарта также генерирует намного меньше тепла, чем дискретные видеокарты и использует значительно меньше энергии, что повышает общий срок работы от одного разряда батареи. Интегрированные графические карты идеально подходят для людей, которые делают повседневную обработку графики. Это включает в себя просмотр или редактирование видео, 2D игры, обработки текстов, сёрфинг в соц. сетях. Такая деятельность не насыщенна графикой, поэтому если вы не собираетесь играть в 3D игры то и не стоит переплачивать. Это не означает, что вы не сможете играть в 3D игры, но в более требовательных играх вы будете испытывать в игре замедление не говоря о новых играх.

Дискретная видеокарта

Дискретная видеокарта имеет свой собственный графический процессор и память, оперативная память компьютера остается не тронутой. Например если у вас есть GeForce GTX 680 видеокарта с 2 Гб видеопамяти, память полностью отделена от оперативной памяти 8GB вашего компьютера. Дискретная видеокарта может быть встроена в материнскую плату компьютера или ноутбука. Дискретная видеокарта идеально подходят, если вы играете в серьезные игр или если вы занимаетесь графическим дизайном.

Одним из главных преимуществ дискретно видеокарты является высокая производительность. Дискретная видеокарта имеет свой графический процессор и свою оперативную память.

Есть недостатки дискретных графических карт, стоимостью является наиболее очевидным, энергопотребление больше если вы используете ноутбук то вам придется чаще заряжать аккумулятор, а соответственно и срок службы его будет меньше, эти видеокарты выделяют много тепла и если у Вас ноутбук желательно поставить дополнительное охлаждение.

Некоторые видеокарты переключаются. Есть ноутбуки с 2 видеокартами одна интегрированная видеокарта другая дискретная видеокарта. Видеокарты работают поочерёдна когда вы делаете такие вещи, как редактирование текста или просмотра, видеокарта переключается на интегрированный блок, который позволит сохранить заряд батареи вашего ноутбука. Когда вы смотрите фильм высокого разрешения или играть в графические игры, дискретная видеокарта включается, повышая общую производительность, но снижает срок работы от батареи.

Перед тем, как принять решение относительно вид видеокарты убедитесь, что вы знаете, как вы будете использовать компьютер. Если вы обычный пользователь, и не играете в производительные игры, то выбирайте интегрированную видеокарту. Вы можете просматривать веб страницы, смотреть видео на YouTube, фильмы без каких-либо проблем. Дискретная видеокарта идеально подходят для тех, кто будет играть в игры или работать с графики.