Sound blasterx G5

Технические характеристики
• Звуковой процессор: SB-Axx1
• ЦАП: Cirrus Logic CS4398
• АЦП: Cirrus Logic CS5361 (судя по Sound Blaster E5)
• Усилитель: Texas Instruments TPA6120A2
• Максимальное качество воспроизведения: 24 бит / 192 КГц
• Максимальное качество записи: линейный вход – 24 бит / 192 КГц; микрофонный вход – 24 бит / 96 КГц / ~16 КГц запись (частотная характеристика); оптический вход – 24 бит / 96 КГц
• Соотношение сигнал / шум (ЦАП): 120 дБ
• Подключение и подача питания через микро-юсб
• Интерфейсы подключения: аудиовход (1 x 3,5-мм стерео-разъем; линейный / оптический вход); аудиовыход (1 x 3,5-мм стерео-разъем; линейный / оптический выход); 1 x 3,5-мм 4-контактный разъем для подключения гарнитуры; 1 x 3,5-мм микрофонный вход
• Коэффициенты усиления: 32 ом – 150 ом (низкий коэффициент усиления); 150 ом – 600 ом (высокий коэффициент усиления)
• Дополнительные режимы аудиообработки: Scout Mode, SBX, VoiceFX
• Программное обеспечение: BlasterX Acoustic Engine Pro
• Совместимость с устройствами: ПК (Windows, Mac); Xbox One; PlayStation 4
• Совместимость с мобильными устройствами: нет
• Поддержка «воздушных» технологий: нет
• Размеры (Д х Ш х В, в мм): 110 x 74 x 22
• Масса устройства: 145 грамм
Коробка и комплектация

Звуковая карта Creative Sound BlasterX G5 поставляется в коробке из плотного и жесткого прессованного картона; коробка совсем компактная и выполнена в духе лучших традиций эпл – при снятии крышки возникает трение о воздух, процесс распаковки просто доставляет удовольствие. При небольших размерах коробка очень информативна, спереди нанесено изображение ЗК, на гранях расположены изображения ЗК в различных ракурсах, на обратной стороне – описание основных фишек устройства (есть и русский язык).

Внутри коробки звуковая карта покоится в форме из ПЭТ-пластика, обитого бархатом (вероятно, синтетическим). Крышка выложена поролоном для сохранения девайса в целостности при транспортировке. Под формой расположена вся комплектация девайса.

В комплекте со звуковой картой идут два кабеля подключения: микро-юсб – юсб (длина кабеля – 1 метр), оптический кабель мини тослинк (длина кабеля – 1 метр), и различные бумажки (мировая гарантия, инструкция на всех языках). С учетом цены и назначения карты очень хотелось бы видеть чехол для переноски, но его здесь нет.
Дизайн и эргономика

Creative Sound BlasterX G5 – портативная звуковая карта, сочетающая в себе ЦАП и усилитель в одном флаконе. То есть назначение у карты самое что ни на есть широкое, и для ее работы больше ничего не требуется – подключил к ПК и слушай наушники. Для работы с компьютером или ноутбуком предусмотрено подключение через USB (работает с USB 2.0 и 3.0), а для подключения к Xbox One и PS4 предусмотрен оптический кабель мини тослинк. Каких-либо «воздушных» функций (Bluetooth, NPC) и совсем уж серьезных наворотов вроде встроенных микрофонов и внутреннего аккумулятора (как у соседней карты – Blaster E5) у BlasterX G5 не имеется. Оно и к лучшему, я считаю.

При всех серьезных технических характеристиках карта, на первый взгляд, кажется совсем неощутимой. Она очень компактна (хотя и в этом классе устройств встречаются и чуть более компактные девайсы, даже у Creative такие имеются) и имеет маленькую массу – 145 грамм. По размерам она недалеко ушла от того же айфона.

Карта буквально помещается в руке. Да, я в первый раз, увидев ее на картинке, я подумал, что она куда больше, но в реальности она очень компактна. Если уж в карман ее не засунешь, то в сумке точно место найдется.

Звуковая карта сделана в форме призмы и выполнена из различных видов пластика. Верхняя панель: гладкий матовый пластик с серебряными вкраплениями в сочетании с пластиком, отшлифованным под металл. Верхняя панель не очень практична, поскольку собирает отпечатки пальцев.

На панели «под металл» расположен логотип Sound Blaster с вырезанным знаком «X», который прикрыт внутри полупрозрачным пластиком и подсвечивается красным цветом при подключении к компьютеру.
Передняя панель Creative Sound BlasterX G5 сделана из глянцевого пластика, также хорошо собирающего отпечатки пальцев. Передняя панель крайне простая и функциональная. На панели расположены два выхода: один – для гарнитуры и один – для микрофона, посередине находится регулятор громкости, тоже выполненный под шлифованный металл.
Задняя панель выполнена из куда более практичного чуть шероховатого матового пластика, окруженного глянцевой рамкой; на панели расположены все необходимые разъемы подключения: оптический вход, оптический выход, подключение гарнитуры через юсб (обычно только в гарнитурах можно встретить юсб-подключение), и вход микро-юсб для подключения ЗК к компьютеру.
Одна боковая панель не имеет никаких элементов управления, вторая же обеспечивает управление всеми дополнительными функциями звуковой карты. На этой боковой панели расположены кнопки включения Scout Mode, кнопка переключения профилей SBX, а также рычажок-переключатель усиления с низкоомных (поддерживаются наушники и гарнитуры с импедансом от 32 ом до 150 ом) на высокоомные наушники (импеданс – от 150 ом до 600 ом).
Снизу на звуковой карте расположена накладка, выполненная из чуть бархатистого на ощупь полиуретана, обеспечивая устойчивость девайса на столе.
Комплектные провода позволяют подключать карту Creative Sound BlasterX G5 как к компьютеру, так и к любой игровой приставке. Для этого предусмотрены два кабеля, каждый по 1 метру длиной. Кабель USB завернут в красную гладкую и гибкую оболочку, оптический кабель довольно тонкий и также завернут в гладкую, черную оболочку.
Теперь же перейдем к возможностям и логике работы устройства.
Функции и возможности устройства
При подключении к компьютеру на верхней панели загорается знак «X», оповещающий об успешном подключении ЗК. Если же что-то в работе с картой не так (например, нехватка питания, или же провод поврежден), то знак «X» в логотипе будет мигать на манер аварийной сигнализации у машин. Такая индикация позволяет определить, работает в данный момент карта или же нет.
Задняя панель подключения не имеет каких-либо особенностей. Питание в любом случае подается через микро-юсб порт, а далее подключаются устройства, в которых планируется слушать музыку, благо что все популярные интерфейсы для этого имеются.
Колесо регулировки громкости, расположенное на передней панели, имеет маслянистый и вязкий ход, хоть и крутится довольно легко. Настоящее аналоговое колесо – нет никаких отсечек при прокрутке, поэтому уровень громкости подбирается чисто на слух.
Но при этом колесо имеет подсветку, яркость которой варьируется от уровня громкости – чем выше громкость, тем ярче горит колесо. Хоть и в большинстве случаев наушники начинают громко играть при 10-20 процентах от общей громкости, подсветка колеса позволяет нащупать его даже ночью. При нажатии на колесо регулятора громкости звук выключается, при повторном нажатии – включается. При подключении наушников и микрофона к звуковой карте доступ к колесу регулировки будет затруднителен. Особенно, если кто-то решится подключить наушники с Г-образным штекером.
Отдельно хочется сказать про входы на передней панели. Один из входов предназначен для подключения наушников, второй – для микрофона, оба предназначены для подключения 3,5-мм штекеров. Что интересно: вход, который сделан для подключения наушников, имеет 4-контактное подключение, а потому в этот разъем можно подключать и гарнитуры с микрофоном. Получается, что карта поддерживает подключение сразу двух микрофонов. Что помешало сделать второй совмещенный вход? Ведь подключение двух пар наушников – не редкость. Так, кстати, и было реализовано в соседней модели – Blaster E5. Здесь же оставили только подключение гарнитуры и микрофона (фактически, одна пара наушников и два микрофона). Если внимательно посмотреть на значок подключения наушников, можно заметить, что там помимо наушников изображен и микрофон.
Боковая панель Creative Sound BlasterX G5 – отдельная тема, имеющая свою логику работы. Хорошо продуманную, между прочим. Все эти функции (Scout Mode, SBX) прекрасно работают и без программного обеспечения, поэтому их можно включать и выключать по желанию. При нажатии на кнопку Scout Mode активируется режим для шутеров, а ободок кнопки загорается белым цветом.
При нажатии на кнопку SBX активируется один из встроенных звуковых профилей. Всего их 3 штуки и каждый из них переключается при нажатии на кнопку SBX. Ободок кнопки в этом случае тоже загорается белым цветом, вместе с ним загорается лампочка, показывающая, какой именно из трех профилей активен на данный момент. При активации любого режима SBX режим Scout Mode автоматически отключается. По факту, эти две кнопки просто включают определенные настройки эквалайзера, которым придуманы различные названия. Без установки ПО изменить эти пресеты нельзя, после установки можно менять профили SBX по своему усмотрению.
Режим Scout Mode отключается при повторном нажатии кнопку, для отключения профилей SBX необходимо нажать и удерживать кнопку. Если все лампочки отключены, то в наушники поступает звук без какой-либо обработки. Рычажок переключения немного люфтит и болтается в корпусе, переключается с тугим и четким щелчком, и, формально, лишь условно разделяет усиление наушников. То есть наушники или гарнитура будут работать в любом режиме, просто при переводе рычажка в правое положение, предназначенное для высокоомных наушников, низкоомные наушники просто будут играть громче.
При работе звуковая карта немного нагревается, что особенно заметно в ее нижней части. Однако нагрев несильный и потому платам достаточно отвода тепла, обеспечиваемого пластиковым корпусом.
Тестирование: программное обеспечение
Sound BlasterX G5 сделана довольно хитро, а потому просто так использовать программное обеспечение не получится. Оно определяет, подключен ли девайс в данный момент, и только после этого становятся доступны все его настройки. То есть скачать вы сможете, а вот воспользоваться фишками ПО без определенной ЗК не получится. В данным момент, как я понимаю, этим ПО поддерживается только BlasterX G5. Зато для его установки не требуются ключи и прочая бюрократия – только звуковая карта.
ПО называется BlasterX Acoustic Engine Pro и предлагает куда более широкие возможности для тонкой и детальной настройки звука, нежели его младшая версия – BlasterX Acoustic Engine Lite, которая идет в комплекте с гарнитурами линейки Sound BlasterX. Да, ПО поддерживает как Windows, так и Mac, поэтому на любой платформе ЗК будет полностью функциональна.
В главном окне – Sound BlasterX – находятся режимы регулировки уровня громкости, возможность выключить звук и демо-режим. Функции интерфейса дублируют возможности физического колеса, а демо-режим (нет-нет, версия программы полная, ничего больше делать не надо) предназначен для тестирования звукопозиционирования.
Демонстрация работы демо-режима. Звук вертолета будет слышен примерно из того места, которое указано на картинке.
Здесь можно выбрать профили SBX для звуковой карты. По умолчанию в карту забиты три различных профиля, которые можно изменять с помощью ПО по своему желанию. Есть выбор среди готовых профилей (все профили, в основном, нацелены на игры), но можно создать свой собственный. Для этого следует перейти во вкладку «Acoustic Engine» или «Эквалайзер», и, после изменения какой-либо настройки звука, вернуться во вкладку «Профиль» и нажать в окошке справа кнопку «Сохранить». Таким образом в один из профилей будет записан новый, только что настроенный пресет, который сохранится в памяти устройства и может быть вызван в любой момент по желанию пользователя. В этом же окошке, кстати, указаны все настройки определенного пресета, включая тип выбранного эквалайзера.
Если же что-то в звучании не понравилось, всегда можно откатиться к настройкам по умолчанию. Все программные пресеты и пресеты, созданные пользователем, сохранятся, сбросятся лишь настройки профилей в самой ЗК. Без ПО настроить или как-либо изменить сохраненные профили внутри памяти девайса не получится.
С помощью Acoustic Engine можно накладывать определенные звуковые эффекты, которые можно смешивать между собой. Любой эффект можно включить или отключить, а также задать ему определенный уровень воздействия. При наведении на эффект появляется всплывающая подсказка, в которой описано, что делает тот или иной эффект.
Эквалайзер Creative Sound BlasterX G5 – тут все просто и понятно. Какие частоты регулируем, такой звук и получаем, все вполне очевидно. Эквалайзер может использоваться и в связке с настройками Acoustic Engine, все эффекты на выходе накладываются на звук. Понятное дело, что внесения таких изменений обычно сказывается негативно на общем восприятии, но в игровых ситуациях такие настройки могут только помочь. В музыке, разумеется, все эти эффекты лучше отключать.
Scout Mode – режим для шутеров. Переназначить или повесить что-либо еще на эту кнопку нельзя, поскольку на ней бессменно работает Scout Mode. Для шутеров сойдет – не надо запариваться, просто ткни на кнопку и услышь всех. А вот для музыки такой режим не подойдет.
Для активации любой из функций (Scout Mode, SBX, VoiceFX) можно назначить комбинацию горячих клавиш в отдельном окне.
VoiceFX – изменение голоса. Ну тут все представители подрастающего поколения побежали к своим родителям, ведь разговаривать на сервере голосом брутального мужика – это ж так по-пацански! Тем не менее, эта функция сделана, скорее, для развлечения, или же для какой-либо записи измененного голоса для последующей вставки этого голоса в микшируемый трек. В других сценариях использование этой штуки практически бесполезно. Понять, какой ползунок как скажется на работе сразу нельзя, поэтому здесь остается лишь пробовать и подбирать тот голос, который устроит лично вас.
В окне расширенных настроек можно активировать виртуальный объемный звук. Причем поддерживается как 5.1, так и 7.1-канальная схема. О самом качестве виртуального звука будет сказано чуть позже.
И последнее – настройка микшера. Здесь можно отрегулировать все настройки записи, воспроизведения, включить или отключить какой-либо девайс и так далее. Общая схема регулировки всех звуков в одном месте и перед глазами.
В конце хочу сказать про ложку дегтя в ПО. И даже, наверное, про две. Первая уже была озвучена – сопряжение только лишь с девайсом, который поддерживается самой программой. Кроме G5, как я понял, пока нет ни одного поддерживаемого девайса. Вполне возможно, с дальнейшим развитием этот список устройств будет расти. Но, с другой стороны, ни с одними наушниками таких вкусных и широких возможностей вы не получите. И второе: если у вас что-то не так с ЗК, то девайс начнет мигать крестом «X», расположенным на верхней панели, а ПО просто зависнет. И его надо будет закрыть, переподключить ЗК (и проверить, чтобы она была в рабочем состоянии), после чего запустить ПО заново. К сожалению, здесь Creative накосячили. А вот при обычном использовании ЗК я не встретил ни одной проблемы.
Тестирование: звук и музыка, микрофон
В первую очередь, хочется все-таки рассказать о звуке и музыке, поскольку чаще всего звуковая карта берется именно для этой цели, не смотря на широкие игровые возможности. Внутри Creative Sound BlasterX G5 стоит впечатляющая начинка: ЦАП Cirrus Logic CS4398, обеспечивающий воспроизведение звука в формате 24 бит / 192 КГц, и усилитель Texas Instruments TPA6120A2, который раскачает даже самые высокоомные наушники с импедансом до 600 ом.
Я протестировал звуковую карту Creative Sound BlasterX G5 с гарнитурами Creative Sound BlasterX H5 / P5 и с гарнитурой Creative Aurvana Live!2. Сравнение будет проведено со звуком, выдаваемым звуковым контроллером Realtek ALC1150 на материнской плате Asus Maximus VI Hero. Сейчас идет речь о чистом сравнении звука без подключения каких-либо программных возможностей и звуковых профилей. Чистый звук.
Про характер звука на игровых гарнитурах я уже писал в предыдущих обзорах, поэтому теперь лишь буду отмечать изменения. С гарнитурой BlasterX H5 все просто: стала более четко выражена сцена, все инструменты в записях стали слышны чуть более детально, более раздельно. Немного лучше и более упруго стал отыгрывать бас, и сам характер звука стал более сбалансированным. Но это только если говорить про изменения. Если сравнивать в целом, то эти изменения малозаметны, остается лишь общее ощущение, что все играет более детально. Сильных изменений в звуке тут не последовало.
Далее, Aurvana Live!2. Здесь ушел гул из басов, сам бас стал более упругим, мягким, а не бочкообразным, опять же, улучшилось позиционирование и детальность инструментов. Некоторый песок из верхов просто пропал. Здесь изменения чуть более заметны, но, как и в первом случае, их можно услышать только при сравнении в лоб. Если бы мне дали просто эти уши и попросили бы определить источник, есть вероятность, что я бы ошибся. В моем распоряжении под рукой не оказалось наушников классом выше, вроде тех же Beyerdynamic DT770 Pro – вот там можно было бы рассказать, как справилась данная аудиокарта и какие изменения последовали.
А вот с затычками все вполне ожидаемо: как при воспроизведении со встроенного аудиочипа, так и при воспроизведении с ЗК, звук остался одинаковым. Разницы я не услышал. Разве что запас по громкости на ЗК выше. Но с учетом того, что это затычки, становится не столь важно, ведь при высоком уровне громкости затычки использовать проблематично, к тому же высокий уровень громкости может повредить слух. Поэтому в охватывающих гарнитурах слышны различия, а вот в затычках их – ноль. Но благодаря различным эффектам и ПО звуковой карты можно добиться изменения звуковой картины в целом. В лучшую сторону, разумеется. Потянуть басы, чуть уменьшить верха и так далее. Другое дело, что в той же P5 как не было басов, так они и не появились, и тут крутить можно что угодно, но музыкальными от этого затычками не станут. А вот в играх, как я уже говорил про них ранее, звук просто замечательный: и звукопозиционирование, и выстрелы, и шаги (все основные составляющие CS:GO и других FPS в частности) слышны очень даже хорошо. Так что и гарнитуры справляются со своей задачей, и ЗК отрабатывает все возможные сценарии использования по максимуму.
Запас громкости у наушников при использовании ЗК просто огромный. Поэтому карта раскачает подавляющее большинство абсолютно любых наушников и гарнитур, при этом останется ощутимый запас громкости.
Теперь же про игровые режимы и про всевозможные навороты звуковой карты, которые предназначены для улучшения звука в играх.
Scout Mode – режим чисто для шутеров. По факту, он «прижимает» верха и «обостряет» и утяжеляет басы и нижнюю середину, чтобы как раз были слышны все те самые шаги, выстрелы и перезарядки. Честно говоря, при наличии нормальной пары стерео-ушей этого не понадобится, так что, в какой-то степени, надобность этой функции зависит от использования определенной гарнитуры или наушников. Как я и говорил – жаль, что на кнопку нельзя повесить что-либо более интересное. А еще сменить настройки этого режима нельзя, так что приходится довольствоваться тем, что есть. По сути, это просто настройка эквалайзера, сменить ее или переназначить не получится – «Scout Mode» работает одинаково и на всех наушниках.
Режимы SBX обсуждать нет смысла – каждый человек использует свою гарнитуру, и ждать, что одни режимы подойдут и устроят других людей, которые имеют другие гарнитуры и попросту иначе воспринимают звук – бессмысленно. Это, как говорится, на вкус и звук. Однако огромный плюс в том, что каждую из этих «умных» настроек режима Acoustic Engine можно отключить или задать определенный уровень громкости (фактически – уровень усиления того или иного эффекта), а также все эти улучшайзеры можно просто выключить. Тоже самое относится и к эквалайзеру. Его можно настроить на свой вкус, выбрать определенную преднастройку или же просто выключить. Каждый найдет себе свой режим. Радует и то, что каждый новый профиль можно сохранить и назначить на один из основных, чтобы переключать прямо со звуковой карты, а также и то, что имеется выбор из заранее данных пресетов.
Про режимы в играх, фактически, я все сказал: в хороших стереонаушниках будут слышны все нюансы. Ну а если вас, по каким-то причинам, не устраивает звуковая картина в игре, есть масса различных настроек, которые помогут выявить эти нюансы. Все зависит от используемой гарнитуры. Тем не менее, изначально установленные пресеты хорошо справляются со своими задачами. Например, в пресете для CS:GO в любых наушниках приглушались верха и убирались самые низы (гул и другие детали, не столь значимые в звуковой картине боя), а потому в игровых ситуациях эти режимы оправданы и они отрабатывают по полной. Причем, опять же, каждый режим можно более детально настроить под себя.
Последняя вещь, касающаяся звука и музыки. Карта Creative Sound BlasterX G5 позиционируется как устройство, способное воспроизводить виртуальный объемный звук. Я скажу лишь одно: звуковая карта по всем виртуальным режимам – 5.1 и 7.1 – провалилась напрочь. Что в моно, что в стерео записях при небольшой громкости становится слышен чудовищный дребезг, «пробивание» наушников, захлебываются все нижние частоты и так далее. Звук из наушников превращается в какой-то лютый фарш, словно звук идет из китайских динамиков, установленных в «шестерку». Ощущается серьезный перегруз, когда на звуковой канал словно забыли повесить лимитер. Как хотите называйте, но такой звук никуда не годится. Единственное применение этих режимов – фильмы, хотя при заложенных многоканальных дорожках на качественных релизах даже в стереонаушниках будет очень хорошо слышна панорама и позиционирование. Так что, в который раз, попытка реализовать виртуальный объемный звук закончилась провалом. Но, к слову, нигде и никогда я не слышал хорошего виртуального объемного звука. Тут спасут только наушники с реальным объемным звуком, у которых в каждой чашке установлено по несколько динамиков.
И последнее, что касается звуковой карты Creative Sound BlasterX G5: запись голоса с микрофона. Мне очень понравилась работа и запись любого микрофона с этой ЗК. Запись микрофона при использовании BlasterX G5 звучит очень четко, громко, но в записи не наблюдается каких-либо перегрузов, даже если сильно кричать в микрофон. Это, определенно, заслуга карты. На встроенной звуковой карте появляется паразитный дребезг или же просто появляются какие-либо шумы, не дающие воспринимать голос нормально. Качество и тембр голоса при записи не изменилось (это уже относится к самому микрофону, через который записывается голос), сам голос записывается громко, без искажений, без какого-либо фонового шума, который часто слышен при записи со встроенного аудиокодека (особенно при использовании усиления микрофона). Так что передача голоса стала лучше во всех смыслах: голос слышен четче, громче, при этом любые паразитные шумы и дребезг отсутствуют. Все остальное уже зависит от используемого микрофона.
Выводы
Вообще, Creative постарались угодить всем, засунув в компактную внешнюю звуковую карту все, что только можно. Здесь видно стремление напихать все и сразу в один комбайн, но… как оказалось, это сделано не в ущерб основной функции девайсу. То есть он и музыку воспроизводит отлично, и является хорошим усилителем, и установлена там качественная техническая составляющая, а бонусом, приложением и просто дополнительными фичами идет все остальное. И это работает. Причем так, что все это продумано и способно удовлетворить как обычного пользователя, ищущего качественный источник звука, и меломана, придирчивого к воспроизведению любой детали. Одно другому тут не мешает. Главное, что весь этот комбайн умещается в кармане и способен выдать звук, явно не совместимый с габаритами самого устройства. Девайс, в буквальном смысле, превосходит все ожидания.
Тут нет смысла обсуждать какие-либо недочеты или мелкие оплошности, поскольку в качестве портативной ЗК девайс отрабатывает на все сто, а вдобавок к этому у него есть навороченная программная составляющая, позволяющая творить со звуком все, что душе угодно. А можно не творить и оставить так, как есть – в этом случае раскроется потенциал любых наушников. То есть сделать все и сразу у Creative получилось. Компактность девайса, маленькая масса, навороченная начинка, отличная программная составляющая, продуманная логика работы с устройством, приятный внешний вид. Что еще требуется от звуковой карты? Пожалуй, больше ничего не надо.
Цена Creative Sound BlasterX G5 – 150$, и за эти деньги вы, в буквальном смысле, получаете все и по максимуму. Тут не к чему придраться. Единственный вопрос, который сейчас можно поднять – цена устройства в российской рознице. На момент написания обзора официальной цены на BlasterX G5 нет, поэтому цена будет зависеть от курса доллара на момент поставки.

Creative Sound BlasterX G5 – универсальное решение.

Сергей Бочаров.

Обзор портативной 7.1-канальной звуковой карты HD Audio с усилителем для наушников Creative Sound BlasterX G5.

Вступление

Компактная звуковая карта Creative Sound BlasterX G5 привлекла к себе наше внимание практически сразу после выхода. В первую очередь нас в ней заинтересовала возможность слушать аудиотреки к играм и просто музыку в высоком качестве. Ну, а виртуальная поддержка формата 7.1 еще больше добавила интереса к новинке.

И вот сейчас мы можем рассказать вам о наших впечатлениях от Creative Sound BlasterX G5.

Подробности читайте ниже.

Оснащение

Дизайн звуковой карты выполнен в хорошо нам знакомом корпусе (смотрите на тест Creative Sound Blaster E5). Он прекрасно сочетает в себе классические прямые линии, строгий черный цвет и функциональность. Регулятор громкости сделан в виде вращающегося энкодера с красной подсветкой интенсивность которой зависит от установленного уровня. Поэтому даже в темноте пользоваться им очень удобно.

Для получения максимального качества звука внутри Creative Sound BlasterX G5 установлен малошумящий (соотношение сигнал/шум 120 дБ) цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) Cirrus Logic CS4398 с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 192 кГц. Именно он позволяет, используя USB подключение добиться отличного качества звучания игровых саундтреков в формате 7.1 используя наушники.

Звуковая карта легко найдет «общий язык» с ПК, ноутбуком или игровыми приставками.

Еще одной фирменной «фишкой» является мощный усилитель для наушников на микросхеме TPA6120A2 от Texas Instruments. Ее низкий выходной импеданс (2,2 Ома) дает возможность Sound BlasterX G5 работать с любыми наушниками, имеющими импеданс до 600 Ом включая все современные внутриканальные наушники с высокой чувствительностью.

Вся обработка звукового сигнала возложена на фирменный многоядерный процессор SB-Axx1. Его высокая скорость обработки данных позволяет в режиме реального времени улучшать звук и конечно в качестве дополнительного бонуса имеется поддержка трех пользовательских профилей, которые можно легко активировать в нужный момент.

Управление работой Sound BlasterX G5 осуществляется при помощи фирменного приложения BlasterX Acoustic Engine Pro. С его помощью пользователь может полностью контролировать все звуковые настройки обеспечивая максимально реалистичный звук с полным эффектом погружения в музыку, игры или фильмы.

Но и это еще не все. Sound BlasterX G5 поддерживает многоканальное звучание и микширование аудиосигналов формата 7.1, воспроизводя в наушниках сверхреалистичный виртуальный объемный звук. Благодаря этому вы сможете в играх определить расположение врага с максимальной точностью, и противник никогда не застанет вас врасплох. А это можно рассматривать как существенное тактическое преимущество в игре.

Для подключения к ПК и игровым приставкам карта оснащена входным micro USB портом. При этом на ней имеется еще и стандартный USB порт с максимальным током нагрузки до 100 мА который можно использовать для подключения к ПК различной игровой периферии. Плюс к этому на борту Sound BlasterX G5 есть оптические входной и выходной порты, а также разъем для подключения гарнитуры и микрофона.

Экспертиза

Звуковая карта поставляется в компактной картонной коробке черного цвета с качественной полиграфией. На ней нанесены все основные характеристики девайса. Коробка компактная, ее приятно взять в руки и конечно девайс может служить отличным подарком.

Внутри упаковки лежали: звуковая карта, кабель USB/micro USB, оптический кабель и комплект документации с гарантийным талоном. Поставка аскетичная, но для работы больше ничего и не нужно.

Начать работу с Sound BlasterX G5 можно практически сразу после подключения к ПК. В нашем случае операционная система Windows 8.1 корректно опознала девайс и наушники зазвучали.

Но хотим напомнить читателям о том, что для полноценной работы звуковой карты следует скачать с сайта производителя комплект ПО. Установив его, вы получите возможность полностью раскрыть весь потенциал устройства. Для справки заметим, что доступная на момент теста версия пакета имела объем около 70 Мбайт.

Нас в первую очередь интересовали звуковые возможности новой карты. Использование в ней высококачественного ЦАП Cirrus Logic CS4398 в сочетании с усилителем для наушников TPA6120A2 от Texas Instruments вселяло в нас уверенность, что мы услышим отличный звук.

И скажем сразу что Sound BlasterX G5 полностью оправдал все наши ожидания. Проявив жанровую толерантность, он порадовал нас чистым и очень динамичным звучанием в сочетании с напористым и динамичным басом. Мы слушали композиции на четырех различных наушниках: Philips A5-PRO, JVC HA-M55X-E, Creative Aurvana Live! 2 и Panasonic RP-HTX7A.

Со всеми «ушами» звуковая карта легко нашла «общий язык». Конечно, были определенные нюансы звучания, зависящие от конкретной модели наушников. Но характер подачи материала всегда отличался энергичность, высоким разрешением, точностью, напористыми басами и отличной динамикой.

Заметим также, что Sound BlasterX G5 словно играючи раскачала довольно тяжелые Philips A5-PRO и JVC HA-M55X-E. Про последнюю модель скажем пару слов отдельно. В ней установлены 50 мм драйверы, так, что прокачать и заставить отлично играть эти «уши» задача весьма непростая. А в случае с Sound BlasterX G5 мы получили очень гармоничную пару.

Работа встроенного эквалайзера и процессора окружающего звука произвела на нас прекрасное впечатление. Никакого отрицательного влияния фирменных алгоритмов цифровой обработки на качество звука мы не услышали. Наоборот, все эффекты и эквалайзер отлично работали в режиме реального времени и порой создавалось ощущение, что ты сидишь за настоящим пультом звукорежиссера, а не за его виртуальным аналогом.

Еще одним приятным сюрпризом стала отличная работа G5 в процессе просмотра кинофильмов. Здесь эффект окружающего звука оказался весьма и весьма кстати.

Поиграв с настройками карты и кодека мы добились в наушниках эффекта многоканального звука не хуже, чем от кинотеатрального комплекта. На экшен сценах выстрелы и взрывы звучали реалистично с правильной передачей направления на источник. Диалоги и музыкальные треки к фильмам также произвели на нас сильное впечатление.

В заключении знакомства с Sound BlasterX G5 мы проверили как она справляется с озвучиванием компьютерных игр. Все обещанные пользователям «плюшки» девайс выдает в полном объеме. Большой выбор настроенных на заводе пресетов позволяет игроку не отвлекаться на настройки, а сразу включиться в игровой процесс. Благодаря эффекту окружающего звука и различным режимам работы мы смогли полностью погрузится в атмосферу игр.

Было не важно игру какого жанра мы проходили экшен, стратегию или адвентуру, Sound BlasterX G5 отлично озвучивал любую из них. А возможность оперативно выбрать нужный режим очень кстати пришлась в жанре экшен, именно здесь очень полезен, к примеру Scout Mode дающий возможность услышать движение врага намного раньше, чем он будет виден. Плюс к этому можно заранее спланировать свою атаку определив с какой стороны к тебе приближается враг.

Итог

Внешняя звуковая карта Sound BlasterX G5 в ходе нашего теста полностью раскрыла все свои возможности. Мощный усилитель для наушников прекрасно раскачал даже самые сложные модели радуя слух глубокими басами в сочетании с отличной динамикой и прозрачностью звука. Благодаря малому уровню собственных шумов музыкальные композиции звучали с высокой чистотой и нас ничто не отвлекало от погружения в мир музыки.

Прекрасное впечатление на нас произвела карта и в режиме озвучки компьютерных игр. За счет наличия большого количества игровых пресетов и функции их быстрой смены вы точно не пропустите перемещения противника поэтому шансы на победу даже в самых сложных игровых ситуациях с Sound BlasterX G5 будут гораздо выше чем с обычной звуковой картой. Ну а поддержка виртуального 7.1 канального звука позволит полностью погрузится в атмосферу любимых игр.

Цена на Sound BlasterX G5 с учетом высокого качества звука и расширенных возможностей вполне адекватна. Отличный подарок для геймера!

Сведения

Наименование – Creative Sound BlasterX G5

Цена – 10 600 руб. (средняя розничная цена на момент написания обзора)

Соотношение сигнал/шум – 120 дБ (ЦАП)

Поддерживаемый импеданс наушников — 150–600 Ом (высокий коэффициент усиления), 32–150 Ом (низкий коэффициент усиления)

Совместимая платформа — USB 2.0, USB 3.0

Запись с микрофонного входа — 24 бит/44,1, 48, 88,2, 96 кГц

Оптический вход — 24 бит/44,1, 48, 88,2, 96 кГц

Макс. качество записи — 24 бит/96 кГц

Возможность повышающего микширования стереозвука до виртуального объемного звучания — Есть

Встроенные звуковые процессоры — SB-Axx1

Аудиовход – стереоразъем 3,5 мм (линейный вход/оптический вход)

Разъем для подключения гарнитуры — 4-х контактный разъем 3,5 мм

Аудиовыход — стереоразъем 3,5 мм (линейный выход/оптический выход)

Зарядка/потоковая передача — порт microUSB, порт USB типа A (подключение к компьютеру)

Аксессуары в комплекте поставки — кабель micro USB/USB, Кабель Mini Toslink

Размеры110 x 22 x 74 мм

Вес — 145 г

Программное обеспечение и совместимость

Прилагаемое/загружаемое программное обеспечение — Приложение BlasterX Acoustic Engine Pro для операционной системы Windows

Поддерживаемые операционные системы — Mac OS X версии 10.8 или выше, Windows 7 или выше

Поддерживаемые игровые консоли — PlayStation 4, Xbox One

Мы благодарим интернет-магазин Yomo.pro за предоставленное для теста оборудование.

Звуковая карта Creative Sound BlasterX G6 имеет интересную предысторию. Она является уже вторым продуктом нового поколения с продвинутым ЦАП 32 бит 384 кГц и дискретным наушниковым усилителем Xamp. Поэтому давайте вспомним, что было раньше.

В 2017 году вышла эпохальная внутренняя звуковая карта Creative Sound BlasterX AE-5 с интерфейсом PCI Express, которая установила новый стандарт качества и функциональности для компьютерного звука. При цене в 10 тысяч рублей эта карта предложила электронную начинку нового поколения, включая современный стереоЦАП ESS Sabre32 ES9016K2M (32 бит 384 кГц), продвинутую аналоговую часть и уникальный дискретный транзисторный наушниковый усилитель Xamp. Разработка карты AE-5 шла несколько лет и стала плодом усилий множества специалистов из разных стран, включая Россию. Окончательный вид карты все же определили инженеры из Сингапурского офиса Creative, так что все заслуженные лавры (и все вопросы, почему сделали именно так, а не иначе) достаются компании-производителю.

У нас есть стойкое подозрение, что внутри компании карта осталась недооцененной. Так как рынок ПК якобы стагнирует, то, чтобы не рисковать, цену на карту снизили настолько, что сделали продукт максимально близким к его себестоимости. Можно было смело ломить цену, но она была установлена на уровне €150. Поэтому — «удивительное рядом»: карта AE-5 играючи обходила по качеству все звуковые устройства не только в своей ценовой категории, но и «аудиофильские USB ЦАП» с двукратно более высокой стоимостью, включая все недорогие ноунейм-марки, до этого момента безоговорочно считавшиеся «оптимальными» для музыки. Об этом рассказали сами пользователи карты AE-5, которые провели многократные собственные сравнения. И это именно то, чего ждали многочисленные поклонники марки Creative — существенный прорыв и возвращение лидерства на рынке компьютерного звука, которое стало принадлежать компании по праву. Наконец-то!

Однако путь карты AE-5 был непростым. Сперва рынок встретил ее настороженно — большинство испугалось, что кроме игровой подсветки в карте нет вообще ничего интересного. Да и «электролитов недоложили», не то что в прошлых продуктах. Однако первые пользователи распробовали новый продукт и сразу же рассеяли все сомнения: это другой уровень качества! Карте AE-5 даже простили некоторые недоработки программной части. Со временем глюки в работе контрольной панели стали устранять, а восторг пользователей усилился. Кто-то начал всерьез задумываться, чтобы обновить наушники и колонки на более высококлассные. Кто-то начал слушать на карте классику и джаз, постепенно пополняя ряды аудиофилов! AE-5 совершила маленькую революцию, доказав, что за небольшие деньги можно получить очень многое. А с выходом G6 у специализированных внешних USB-устройств «как бы для музыки», именуемых в народе «китайцапами», осталось еще меньше аргументов.

Как же так получилось? Дело в том, что при разработке карты были использованы реальные продвинутые технологии из мира Hi-End, которые до этого никогда не применялись в звуковых картах и недорогих устройствах. Если мы посмотрим на предшествующие продукты этого класса, например Creative Z/Zx/ZxR, то увидим там довольно стандартную реализацию ЦАП и фильтров, россыпь аудиофильских электролитов, а усилитель для наушников будет реализован на базе маленького ОУ MAX97220 или микросхемы TPA6120A. В продукции конкурентов можно видеть практически то же самое — ведь подобный подход был типичным для массовой аппаратуры в течение десятка лет. Однако он не имеет развития и является тупиковым. К тому же, карты Creative все как одна имели странный коэффициент гармоник 0,0017%, что говорило о наличии узких мест в электронной начинке и о том, что хороший звук не являлся приоритетом при разработке.

К счастью, в AE-5 был применен новый подход. Карта была спроектирована «с нуля» именно для звука, а искажения упали очень существенно. Вместо расстраивающих 0,0017% у карты AE-5 искажения стали очень впечатляющими — 0,0003%, а у карты G6 искажений всего 0,0002%. Под стать цифрам изменился и звук. Вместо скучного плоского звука появилась объемная звуковая сцена, очень цельное и слитное звучание.

Если говорить о разнице в звуке между AE-5 и G6, то, в силу совершенно разных ЦАП и аналоговой обвязки, а также разных тактовых генераторов, звук у них отличается. AE-5 подойдет тем, кто любит звук поярче, а G6 звучит более нейтрально. При этом усилитель для наушников в обеих картах одинаковый, это мощный полностью дискретный транзисторный усилитель из мира Hi-End-аппаратуры. Общее количество транзисторов в схеме — 26 штук. Благодаря миниатюризации элементов поверхностного монтажа, всю схему удалось разместить на довольно небольшой площади печатной платы, между немецкими пленочными конденсаторами Wima красного цвета и японским белым реле Takamisawa. Самые большие транзисторы — мощные выходные 4 штуки, попарно pnp и npn, наиболее возвышаются над платой и сразу узнаваемы.

Что дает замена микросхемного усилителя на дискретный? В первую очередь, появляется свобода действий при проектировании схемы и возможность достичь совсем другого качества звука. Выходной импеданс составляет всего 1 Ом, а значит, любые наушники будут прекрасно демпфированы: не будет выбросов на частоте резонанса излучателя, не будет бубнения баса и роста искажений. Собственные искажения усилителя ничтожно малы, они составляют всего 0,00005%, что намного лучше, чем у интегрированных усилительных чипов и даже существенно ниже собственных искажений ЦАП! Также мощность усилителя установлена в 1 Вт, и она сдерживается лишь ограничением по току. Это сделано намеренно, для защиты от короткого замыкания выхода, чтобы система питания не вышла из строя и чтобы схема случайно не спалила подключенные высокочувствительные наушники. При этом пользователь должен сам позаботиться о том, чтобы не включать на полную громкость вставные наушники, потому что при такой высокой мощности можно повредить если не сами наушники, то свой слух. Будьте осторожны! Убавляйте громкость перед включением музыки. У карты G6 имеется аппаратный переключатель на корпусе. У карты AE-5 имеется программное ограничение уровня сигнала, подписанное как диапазоны импедансов наушников. Эти надписи условны, схема вообще никак не меняется, так что их следует читать как «тихо, средне, громко». Привязки к импедансу нагрузки в реальности нет, ограничение громкости происходит просто на программном уровне. Выбирайте эту настройку исходя из чувствительности наушников, а не их импеданса.

Выходные мощные транзисторы выполнены в больших корпусах, так что им не нужен радиатор. Они практически не греются, даже при высокой нагрузке. Электрическая схема, конечно же, не первая попавшаяся. Это специальная разработка, в которой не использованы никакие позолоченные аудиофильские детали, а качество звука достигается квалификацией и опытом разработчика. Если вы посмотрите не на массовый сегмент продуктов, а на дорогие качественные разработки с большим количеством нулей на ценнике, то вы увидите очень много схожего. В реально звучащих брендовых устройствах высшей категории никогда не используются россыпи позолоченных электролитов и нет сменных ОУ в панельках, потому что производитель имеет свои наработки и отвечает за звук, а не просто перенес стандартную схему на плату, поставил какое-то недоразумение в DIP8-панельки и переложил дальнейшую ответственность на пользователя. Самое смешное, что такой подход маркетинговый отдел горе-компаний преподносит как большой плюс: вы сами становитесь разработчиком! Покупайте теперь аудиофильские ОУ по $100 за штучку. Хочется задать вопрос: а за что пользователь платит деньги, если ему предлагается самому доработать схему? В нормальной аппаратуре таких «финтов ушами», конечно, никогда не бывает. Каждая деталь там выверена и стои́т строго на своем месте.

Для компании Creative переход на следующую ступень качества аппаратуры был абсолютно правильным. Ведь аппаратный 3D-звук в играх закончился еще в 2004 году, и теперь практически любое звуковое устройство ничем не отличается от «игровых» звуковых карт. Отличия все равно имеются, они существенные, но весомость игровых функций постепенно начинает уступать место именно поиску хорошо звучащих устройств — не играми едиными жив пользователь ПК! Есть еще фильмы, сериалы, музыка, Youtube, соцсети. Почему же нужно выбирать либо то, либо это? С новыми картами AE-5 и G6 выбирать как раз больше не нужно. В них есть абсолютно всё, что нужно пользователю ПК. А в новой звуковой карте G6 даже добавилась поддержка DSD — меломаны очень рады этому.

Стоит ли прокомментировать игровую подсветку? Во-первых, это не цветомузыка. Подсветка не может мерцать в такт музыке, это просто модная побочная функция, как и в других устройствах Creative — клавиатурах, колонках, мышках, далее везде. Таков современный тренд геймерских ПК. Во-вторых, можно регулировать интенсивность подсветки или полностью ее выключить. В комплекте с AE-5 идет одна светодиодная RGB-лента, но ее подключать не обязательно, периферийный разъем («Molex») на карте AE-5 служит только для питания подсветки. а для звука не используется. Внутри корпуса G6 также можно отсоединить подсветку от разъема и удалить световоды, если это доставляет какие-либо неудобства. 4 болтика находятся под резиновой подкладкой, откручиваются обычной отверткой под плоский шлиц. Но не торопитесь этого делать — можно просто подобрать нераздражающий оттенок и снизить интенсивность свечения.

Карта G6 основана на предыдущих успешных продуктах E5 и G5, которые отличались друг от друга батарейкой и Bluetooth-модулем. Также на G5 были убраны встроенные микрофоны. Фактически, G6 повторяет функции G5, но с новой современной начинкой.

Компания Creative позиционировала карту G6 как идеальный вариант для подключения к PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch. Поэтому премьера карты состоялась в Японии. Подключать G6 к приставке можно несколькими способами: через оптический цифровой вход и далее задействовать встроенный Dolby Digital-декодер карты, через USB-вход (предположительно в стереорежиме) и воспользоваться более качественным ЦАП и наушниковым усилителем, либо же аналоговым кабелем в линейный вход и использовать лишь усилитель.

Помимо приставок, карта будет работать и со смартфонами. Но официально производитель это не подтверждает, поскольку в случае прежних карт получал нарекания на совместимость с Android-платформой. Так что работа со смартфонами — это неофициальная функция.

В этом обзоре мы публикуем фотографии реального серийного образца карты, из магазина, так как в форуме приводились фотографии предсерийного экземпляра, с неотмытым флюсом и проводочками поверх платы. Как видно, в серийном устройстве таких недостатков нет. Это было ожидаемо, но мы лишний раз в этом убедились.

Внутренняя начинка карты G6 имеет тот же самый усилитель Xamp, что и у AE-5. Однако тут усилитель имеет аппаратный переключатель усиления — повышенное или пониженное, причем управление усилением реально происходит путем изменения в схеме питания.

На усилителе для наушников и процессоре SBAxx1 для аппаратных эффектов сходство G6 и AE-5 заканчивается. Примененный в G6 микроконтроллер NXP LPC1830FET100 интересен тем, что имеет 3 внутренних PLL: для процессора, для шины USB и для формирования звукового мастерклока. Джиттер PLL не указан. Для их работы требуется кварцевый генератор 12 МГц, который расположен неподалеку. Других кварцев на плате нет, так как они в данном случае не нужны. В этом существенное отличие от карты AE-5, где совсем другая система тактования ЦАП.

ЦАП в G6 совсем новый, Cirrus Logic CS43131, с поддержкой разрешения 32 бит и частоты до 384 кГц. Паспортные параметры очень высокие: динамический диапазон 130 дБА, КГ+шум = 0,0002% (−115 дБ). Но основная особенность примененной модели внутри нового семейства CS431XX — это интегрированный буфер. То есть данный ЦАП предназначен для мобильных устройств, где нет места для размещения нескольких ОУ на выходе, поэтому он имеет встроенные ОУ в одном корпусе с ЦАПом. Производитель ЦАПа говорит о том, что это «встроенный наушниковый усилитель», но на самом деле его мощности 5 мВт при 600 Ом хватает в основном на то, чтобы быть линейным буфером. Однако если у вас есть желание подключить в линейный выход, например, высокочувствительные вставные наушники, вы можете это сделать — громкости для них может хватить.

G6 демонстрирует преимущество над AE-5, ведь на обратной стороне печатной платы расположен отдельный АЦП Cirrus Logic CS5361. Здесь параметры скромнее, чем у ЦАПа: динамический диапазон 114 дБА, КГ+шум = 0,0006% (−105 дБ). Но эти параметры намного лучше, чем линейный вход у AE-5, где использован встроенный HDA-кодек SBAxx1, с динамическим диапазоном 102 дБА. Впрочем, никто, конечно, не будет заниматься серьезной оцифровкой с помощью звуковой карты этой ценовой категории. Главная задача карты — качественный вывод звука.

Измерения в RMAA

Мы измерили линейный выход карты в нашей программе RMAA 6.4.5 Pro.

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ +0,00, −0,19 Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А) −121,0 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А) 121,1 Отлично
Гармонические искажения, % 0,00021 Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ (A) −105,0 Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, % 0,00174 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ −97,2 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, % 0,00219 Отлично
Общая оценка Отлично

Наши измерения подтвердили высокие паспортные параметры карты Creative Sound BlasterX G6. У карты рекордно мало шумов и искажений.

Карты AE-5 и G6 могут работать в одной системе совместно, используя один и тот же центр управления Sound Blaster Connect. Это довольно тяжеловесное приложение, написанное на .NET, и ранее на его работу были многочисленные жалобы пользователей. Сейчас в последней версии все работает намного лучше, чем в самых первых.

На удивление, у карты G6 панель управления более продуманная, чем у AE-5. Есть ощущение, что для G6 были учтены наши пожелания, которые мы высказывали еще год назад. Скажем, нормальная панель не требует от пользователя делать по несколько кликов мышью, чтобы переключить звук с колонок на наушники и узнать, в каком режиме работает карта. Именно так сделано в панели карты G6 — в нижней строчке имеется индикация текущих режимов, громкость и переключатель колонки/наушники. Почему эти нововведения нельзя перенести в настройки AE-5, для нас остается загадкой.

Для обеих карт в панели есть эквалайзер, где можно мышью (или пальцем при сенсорном экране) нарисовать эквализующую кривую. Напомним, что вся обработка у Creative является аппаратной и действует сразу во всех приложениях. В этом существенное отличие от внешних ЦАП, которые только выводят звук, но не обрабатывают сигнал — у них отсутствует DSP.

Acoustic Engine является главной гордостью Creative, но на наш взгляд, это уже реально утомляет. Все эти функции мы видели во всех продуктах компании начиная с 2005 года. Увидим ли мы когда-нибудь новые варианты обработки звука или следующие 50 лет будет одно и то же бессмысленное задирание громкости компрессорами и вращение фазы? Конечно, можно сказать, что это прогресс — в еще более старых картах, до 2005 года, подход был еще более странным, тогда музыку предлагалось слушать с реверберацией, эхом и фленжером: какая обработка была в ассортименте, от аппаратного MIDI, такую и предлагали.

Аппаратный декодер Dolby Digital вернулся в карту G6 для декодирования 5.1-сигнала с игровых приставок. На самой карте и в панели имеется значок Dolby Audio. Это некая технология, не имеющая отношения к сжатию в AC-3, но в которую входит автоматическая регулировка уровня звука, улучшение диалогов, в общем, «звук у устройства хороший, надо брать». Лицензирование направлено на бытовую технику, планшеты, смартфоны. По сути, Dolby понемногу барыжит своим логотипом, чтобы все желающие могли его лицензировать и налепить на любые устройства, где для этого нет никаких видимых причин. Ранее то же самое проделал THX. Этот логотип сейчас можно встретить на каких-то пукалках за $10 и даже на играх для приставок, хотя начиналось всё с сертификации звука крупных кинотеатров. Ждем наклеек Dolby и THX на USB-проводах, китайских переходниках и далее везде.

Современные ЦАПы имеют внутри несколько видов интерполирующих фильтров на выбор. Так как данную функцию очень легко реализовать, она была внедрена в AE-5, а потом и в G6. Таким образом, карты Creative не уступают по оснащению внешним USB ЦАПам, где фильтры обычно переключаются отдельной аппаратной кнопкой. Влияние фильтров едва ощутимо на слух и требует качественной аппаратуры для проявления. Сильных изменений быть не должно, не нужно их искать. Если вы не слышите никаких изменений, оставьте фильтр Fast Roll-off, который выбран по умолчанию. На пиктограммах условно показана импульсная характеристика.

На экране настройки подсветки имеется важный параметр Прозрачность (Opacity), который отвечает за интенсивность свечения RGB-светодиодов. Чем прозрачнее выбранный цвет, тем слабее подсветка.

Вкладка выбора режимов полностью отличается. Выбор наушники/колонки может быть автоматическим, при подключении наушников в разъем, или делаться вручную, виртуальным переключателем внизу панели.

При этом режим Direct выбирается отдельным переключателем аудиоэффекты/Direct. Также здесь имеется 3 различных варианта конфигурации каналов для игры: стерео, 5.1, 7.1. Последние два режима используются только для виртуализации. Дело в том, что G6 — это стереоустройство.

А вот как выглядит панель у карты AE-5. Поскольку у карты есть аналоговый выход 5.1, то недостаточно переключать колонки и наушники. У AE-5 для включения виртуализации нужно выбрать режим «Наушники 7.1». Виртуализация говорит игре, что у нас устройство с колонками 5.1, для которых игра формирует 3D-звук как умеет. Далее карта накладывает задержки от каждого виртуального динамика до слушателя и срезает высокие частоты HRTF-функциями. Такая обработка может быть эффективной или неэффективной в зависимости от игрового приложения. Лучший вариант — когда карта работает в режиме Direct HP, а игровое приложение само формирует качественный 3D-звук HRTF-фильтрами в два канала. Мощности современных CPU хватает на функционирование любых самых современных звуковых движков, так как вся работа по отрисовке 3D-графики и даже расчеты геометрии и физики сегодня перенесены на видеоускоритель. Одним из подтверждений этому является поддержка картой EAX 5.0 через OpenAL полностью на программном уровне, через dll в составе драйверов. Но такой 3D-звук актуален только для очень старых игр до 2004 года. В современных играх есть тенденция переноса 3D-движка внутрь игры, где расчет делается на CPU, а пользователь перестает быть зависимым от выбора звуковой карты. В такой ситуации на первый план выходит качество звука с линейного выхода и обязательное наличие наушникового усилителя. И по этим параметрам у Creative очень сильные позиции на рынке. Все остальные конкуренты пока что не могут продемонстрировать ничего сравнимого.

Возможно, не зря такое внимание уделяется продвижению G6 на рынке именно игровых консолей. Если пользователи ПК более продвинутые, их не нужно особенно агитировать, то аудитория геймеров может вообще ничего не знать о компании Creative и о марке звуковых устройств Sound Blaster. Тогда, действительно, стоит предпринимать серьезные усилия, чтобы игровое сообщество заговорило о том звуке, который предлагает Creative G6. Ведь карта G6 является достаточно недорогой, а может предложить довольно много интересного.

Выводы

Многие пользователи ПК сетовали, что не существует USB-варианта карты AE-5. Таким вариантом может стать как раз карта G6. Там немного другая начинка, но она не удешевлена, да и мощный усилитель Xamp на своем месте. Характер звука G6 чуть другой, но уровень качества остается по-прежнему высочайшим и недосягаемым для устройств начального уровня и для конкурентов. В то же время, G6 не является однозначной заменой для AE-5, все-таки у AE-5 есть какая-то своя изюминка в звуке. И та, и другая карта звучат очень хорошо, сложно отдать предпочтение какой-то из них. Здесь все будет зависеть от предпочтений пользователя и от того, какие используются наушники. Тем, кому звук карты AE-5 показался слишком ярким, может лучше подойти G6 — у нее звучание более нейтральное. Но большинство пока просто не привыкли к детальному качественному звуку совсем другого класса. Поэтому некоторые люди пытаются держаться своих привычек и даже называют интегрированный звук «более комфортным». Это нормально. В прошлом была большая волна протестов против CD-дисков, якобы излишне детальных, в пользу более старых записей, где полоса частот была сильно ограничена носителем. До этого кто-то лет 20 спорил, что моно намного лучше, чем стерео. Был спор и про то, что широкополосные динамики лучше, чем 3-полосные колонки. А сейчас людям уже не хватает разрешения и деталей даже у самых высоких Hi-Res-форматов. Споры вокруг звука были, есть и будут. Выбирайте на свой вкус и кошелек. Звуковые карты Creative AE-5 и G6 незаметно совершают переворот в массовых звуковых устройствах. И это именно те продукты, которых мы так долго ждали от изобретателя Sound Blaster и бессменного лидера рынка звуковых карт.