Семья в постиндустриальном обществе

Содержание

Семья и брак в традиционном и индустриальном обществе.

Кратко суммируя, можно выделить следующие основные черты семейного образа жизни, характерного для традиционного общества:

1) «семья» и «экономика» были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных, демографических отношений, семейные проблемы были «продолжением» вопросов собственности и труда. Взрослые в такой семье были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семья следующим поколениям. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма — как характеристики образа жизни, основанного на «семьецентризме». Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга;

2) доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями с большим числом других семей, с которыми они осуществляли «брачный» обмен;

3) преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь, как и жизнь семьи дворянской, была неразрывно связана с землей. Земля была основой, на которой держалась вся жизнь семьи. Определяющим в мотивации поведения семьи было ориентированное на детей использование земли. Семья была способом «обращения капитала», движения земельных ресурсов от поколения к поколению.

4) традиционная семья была многодетной (и по социально-нормативной направленности и фактически). Появление норм многодетности еще в дофамилистическую эпоху было связано с ориентациями на выживание рода и борьбой с высокой смертностью. Социальные нормы высокой рождаемости функционировали, прежде всего, в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, т.е. в форме запрета на вмешательство в репродуктивный цикл;

5) еще одним отличительным свойством патриархальной семьи была мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.

Эти пять фундаментальных признаков — семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений — обеспечивали, по мнению А. Антонова, семье устойчивость среди других социальных институтов.


Обобщая отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным, выделяют следующие:

1) для «традиционализма», фамилизма характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над экономической эффективностью семьи, тогда как в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида;

2) аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появлением наемного труда на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда. Семейное производство не исчезает вообще, а перестает быть главным элементом экономики.

3) в условиях модернизации на место незначительному приходит резкое размежевание дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении;

4) социальная и географическая мобильность в традиционной семье (связанные с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации;

5) система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, в индустриальном обществе уступает место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма»;


6) происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида;

7) происходит переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;

8) переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты;

9) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, (т.е. к предупреждению и прерыванию беременности);

10) происходит переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводимости и падения брачности.

Поддерживающая функция семьи в индустриальном обществе

  • В доиндустриальном обществе производство обычно было организовано на семейном основании. Индустриализация отделяет производство от домашнего хозяйства, перенося производственный процесс фабрики и в офисы. Но семья продолжает оставаться единицей потребления, предметами ее потребления являются жилье, пища…
    (Социология)
  • Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать с победой и окончательным утверждением во второй половине XVIII в. капиталистического способа производства. В это время возникает и начинает быстро развиваться крупная машинная индустрия. Основой новой формы организации…
    (Социальная экология)
  • Семейная и родственная структура индустриального общества

    Case-study: использование классового подхода для объяснения трансформации семейных отношений в индустриальном обществе. В середине XX в. западные ученые нередко пробовали объяснить существование различных структур брака, используя классовый подход. Интересными представляются такого рода социологические…
    (Социология)

  • Развод и стабильность семьи в индустриальном обществе

    При анализе явления расторжения брака важно рассматривать статистические данные в исторической перспективе. Однако они не единственный показатель семейной стабильности. Во второй половине XX в. в европейских странах наблюдалось увеличение числа разводов. Кроме того, жена, которая больше не живет со своим…
    (Социология)

  • Образование и социализация в доиндустриальном и индустриальном обществе

    Главной целью распространения образования на классы трудящихся в доиндустриальном обществе было укрепление влияния церкви. Так, в христианском мире чтению обучали для знакомства с Библией: именно церквам принадлежали дневные школы, в которых обучались преподаватели для трудящихся сословий. Вот слова…
    (Социология)

  • Образование и социальные перемены в индустриальном обществе

    Индустриальное общество потребовало более глубокой связи между образованием и профессией: росла численность средних школ, технических и педагогических училищ и университетов, менялись учебные планы, отражая усиление роли науки, техники и практического знания, с сопутствующим повышением влияния и статуса…
    (Социология)

  • Сен-симонизм: доктрина индустриального общества и планирования

    Слово «социализм» было введено в самом начале 1830-х гг. французским писателем, изобретателем и философом Пьером Леру (1797-1871), издателем журнала «Глобус», ставшего органом сен-симонистов — последователей французского мыслителя и общественного деятеля, сыгравшего главную роль в…
    (История экономических учений)

  • «Золотой век впереди»: индустриальное общество как результат законосообразности исторического процесса

    Сен-Симон предложил новые критерии для определения поступательных стадий развития общества: 1 ) смягчение эксплуатации человека человеком (от франц. «exploitation» — «извлечение выгоды из»); 2) прогресс знания от фетишизма и религий многобожия через религии единобожия и метафизику…
    (История экономических учений)

  • Дж. К. Гэлбрейт и эволюция американского институционализма. Теория «нового индустриального общества»

    Экономический гуру для неэкономистов Уроженец Канады Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006), ставший гражданином США по окончании Гарварда (1937) и позже занявший там же профессорскую должность (1948-1975), снискал известность «лучшего писателя среди экономистов и лучшего экономиста среди писателей»….
    (История экономических учений)

Человек в постиндустриальном обществе

Главная » » Человек в постиндустриальном обществе


Вернуться назад на Постиндустриальное общество
По мере развертывания важнейших хозяйственных изменений, о которых говорилось в предыдущих лекциях, — увеличения доли услуг в экономике, опережающего развития производства уникальных и невоспроизводимых благ, формирования адекватных новым условиям производственных структур — создаются объективные предпосылки для трансформации системы общественных ценностей, расширения хозяйственной и личной свободы. Вместе с тем современное производство обнаруживает все большую зависимость от творческого потенциала человека. Таким образом, впервые в истории хозяйственный и технологический прогресс воплощается уже не столько в наращивании объемов производства или совершенствовании выпускаемой продукции, сколько в изменяющемся отношении человека к самому себе и окружающему миру.
В экономическом обществе абсолютное большинство людей руководствуется утилитарными стимулами, порожденными необходимостью удовлетворения материальных потребностей. Такой характер мотивации вполне адекватен функционированию индустриальных производственных систем. Он обеспечивает как определенное равновесие между интересами классов и социальных групп, так и поступательный прогресс материального производства.
Между тем к середине XX века, когда в развитых странах Запада были обеспечены высокие стандарты потребления, развитие технологий потребовало от людей, вовлеченных в хозяйственные процессы, не только первоклассного образования, но и творческих способностей. С этого момента стимулы и мотивы начали неизбежно модифицироваться. Совокупность факторов, определивших направление и интенсивность этой модификации, следует рассмотреть более подробно.
Как уже отмечалось, на основе технологического прогресса для значительной части населения постиндустриальных стран достижение материального благосостояния становится все более легким. Однако, как отмечал еще Дж. Хикс, «по мере повышения материального благосостояния оно утрачивает (или должно утрачивать) свою значимость. При низких уровнях дохода правильно будет сосредоточиться на экономике; но с увеличением богатства появляются иные критерии; потребность в получении все больших материальных благ утрачивает свою остроту. Таким образом, на первый план все чаще выходят такие проблемы, как необходимость сочетать безопасность и свободу, справедливость и ответственность».
Действительно, сегодня, с одной стороны, человек предпочитает трудиться за меньшую заработную плату, если его деятельность на рабочем месте позволяет ему максимальным образом реализовать свои способности, не выполнять рутинных операций, самостоятельно принимать решения и в конечном счете рассчитывать в будущем на культурный и профессиональный рост. С другой стороны, стремление людей посвящать как можно больше времени семье, участию в разного рода общественных организациях, самообразованию, занятиям спортом и так далее принимает массовый характер и не может более не учитываться.
Необходимо, однако, подчеркнуть, что между благосостоянием и восприимчивостью человека к новым мотивам деятельности не существует прямой зависимости. Многочисленные социологические исследования вполне ясно подтверждают это обстоятельство; в лучшем случае можно говорить о наличии слабой корреляции между экономическими успехами нации и относительно абстрактным понятием «удовлетворенность жизнью». Ориентация же на новые ценностные установки является функцией множества «переменных», и с достаточной степенью определенности можно говорить о ней лишь в пределах конкретной страны или экономической системы.
Повышение материального уровня жизни создает потенциальные предпосылки для становления новой мотивационной системы. Освободившийся от необходимости постоянного поиска средств для удовлетворения насущных потребностей, человек получает возможность приобщения ко всему многообразию ценностей, накопленных цивилизацией. Но это не означает немедленного и автоматического использования им открывающихся возможностей, и уж тем более — быстрого становления новой иерархии ценностных ориентиров в масштабах общественного целого.
Уже в этот период вполне уверенно можно было говорить о наличии «существенного имущественного расслоения по признаку образования», однако процесс только начинался. С конца 80-х годов доходы выпускников колледжей также начали падать. С 1987 по 1993 год средняя почасовая зарплата обладателя диплома четы-рехгодичного вуза снизилась в США почти на 2 процента, в то же время обладатели степени бакалавра увеличили свои доходы в среднем на 30 процентов, а докторской степени — почти вдвое. Это показывает, что в зрелом постиндустриальном обществе залогом получения высоких доходов является не просто качество профессиональной подготовки, а такой уровень образования, который значительно выше характерного на тот или иной момент для большинства граждан, составляющих совокупную рабочую силу.
В то же самое время в силу причин, которые будут рассмотрены нами позднее, возникает все большая конкуренция на рынке труда в сфере массового индустриального производства и примитивных услуг, и поэтому рабочие места для малоквалифицированной рабочей силы в промышленности сокращаются или оплачиваются по очень низкой ставке. Таким образом, степень подготовленности работника, широта его кругозора, наличие у него специальных навыков и способностей — все это фактически однозначно определяет его будущее социальное положение. В этих условиях лишь немногие из социологов могут позволить себе не согласиться с предельно категоричным заявлением Ф. Фукуямы, считающим, что «существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия объясняются главным образом разницей в полученном образовании».
Умение работать с базами данных, объем и качество освоенной информации, способность генерировать новое знание становятся сегодня столь же важным источником социального признания и столь же необходимым условием включенности человека в состав доминирующих социальных групп, каким была в условиях индус-триального общества собственность на средства производства и другие материальные блага. При этом, в свою очередь, современный образованный человек стремится войти в новый господствующий класс не столько ради повышения благосостояния, сколько с целью приобщения к более интересной и насыщенной жизни. Как справедливо отмечает П. Дракер, «все большее число людей из рабочей среды обучаются достаточно долго, чтобы стать работниками умственного труда. Тех же, кто этого не делает, их более удачливые коллеги считают «неудачниками», «ущербными», «гражданами второго сорта» и вообще «нижестоящими». Речь идет уже не о деньгах. Речь идет о собственном достоинстве».

Наконец, дополнительный стимул становлению новых ценностных ориентиров дает бурное развитие информационной составляющей современного хозяйства. Так как наиболее значимым качеством работника становится его способность усваивать информацию и продуцировать новое знание, ему приходится постоянно со-вершенствовать искусство диалога (очного или заочного) с другими людьми, развивать свои коммуникативные функции. И поскольку потребление информационных продуктов во многих аспектах становится тождественным их производству, постольку стремление человека к самосовершенствованию приобретает общественно важное значение, что стимулирует воспроизводство данного явления в расширяющихся масштабах, не известных экономической системе.
Изменения, привносимые в современный мир информационной революцией, становлением новой личности и прогрессом материального производства, интегрируются в том факте, что знания служат теперь не просто совершенствованию орудий труда, что в свое время вызвало промышленную революцию, и даже не совер-шенствованию основ и принципов организации производственной и общественной деятельности, что в начале XX столетия позволило революционным образом поднять производительность труда; объектом применения знаний становятся сегодня сами знания, и это меняет все.
Таким образом, развивающиеся в постиндустриальном обществе процессы объективно ведут не столько к ограничению потребления материальных благ, сколько к вытеснению материальных стимулов их производства мотивами самореализации личности, наращивания интеллектуального потенциала и максимального его рас-крытия в общественно значимой деятельности.
Фактор личной экономической заинтересованности, представляющей собою важный побудительный мотив человеческих действий в рамках индустриального общества, объясняет лишь самые простые экономические процессы. Анализ более сложных общественных взаимодействий требует принимать во внимание мотивы неэкономического характера. Идея выделения в системе ценностных ориентиров человека как «экономических», так и «неэкономических» составляющих присутствовала еще в довоенной социологии. В 1946 году П. Дракер одним из первых начал исследование этих элементов в рамках теории управления, отметив, что «потребность в равной степени выражает как экономические, так и неэкономические потребности и желания».
Активные исследования изменений в структуре человеческих ценностей начались в США и западноевропейских странах вскоре после окончания Второй мировой войны. Именно в конце 50-х — начале 60-х годов, когда хозяйственная жизнь адаптировалась к мирным условиям, доминирующие положение экономических и материальных факторов в системе мотивации, ранее незыблемое, стало вызывать все больше сомнений.
Основанное на более глубинных причинах, изменение шкалы жизненных ценностей человека началось в развитых странах с конца 60-х годов. К этому времени возможность самореализации в профессиональной деятельности стала занимать первые позиции в шкале ценностей представителей американского среднего класса, а значение величины заработной платы оказалось лишь на пятом месте. Исследования, проведенные несколько позже, выявили усиление этой тенденции. В середине 70-х годов социологи зафиксировали, что чувство удовлетворения от проделанной работы и контактов с людьми расценивалось в качестве главного достоинства того или иного вида деятельности 68 процентами японцев, 64 процентами американцев, 41 процентом англичан и 40 процентами французов. Высокая заработная плата и безопасность условий труда оказались на первом месте у 30 процентов японских, 35 —американских, 57 процентов английских и французских респондентов.
Как это часто случается, пристальное внимание социологов к новой актуальной проблеме породило целый спектр теорий и ключевых терминов. Среди основных достоинств того или иного вида деятельности называли, в частности, ее автономность, делая упор на тесную связь между индивидуализированной деятельностью и ее высококвалифицированным характером. П. Сорокин полагал, что предметные цели уступают место непредметным. У. Митчелл акцентировал внимание на замене «внешних» целей и задач «внутренними». Д. Янкелович противопоставлял материальный успех самовыражению в деятельности. Но одним из наиболее популяр-ных на рубеже 70-х и 80-х годов стало определение Р. Инглегарта, охарактеризовавшего формирующуюся мотивационную систему как «постматериалистическую» (post-materialist). Таким образом всеми этими авторами подчеркивалось доминирование в мотивационной системе современного работника факторов внутреннего развития, рост значения межличностного взаимодействия и утрата прежней определяющей роли факторами высокой заработной платы и социальной защищенности.
На новом уровне исследований, начиная с середины 80-х годов, предпринимались попытки обобщить ранее выдвинутые теоретические положения. В частности, в научный оборот было введено понятие экспрессивизма, который «включает в себя такие ценности, как творчество, автономность, отсутствие контроля, приоритет самовыражения перед социальным статусом, поиск внутреннего удовлетворения, стремление к новому опыту, тяготение к общности, принятие участия в процессе выработки решений, жажда поиска, близость к природе, совершенствование самого себя и внутренний рост». Широкое признание получила также идея выделения трех видов деятельности — непосредственно порождаемой материальными потребностями (sustenance driven); заданной внешними, но не обязательно лишь материальными, обстоятельствами (outer driven); и вызываемой внутренними стремлениями и предпочтениями (inner directed). Этот подход оказался весьма плодотворным и был развит во многих социологических исследованиях.
В настоящее время все чаще используется понятие «постэкономической (post-economic) системы ценностей», предложенное О. Тоффлером. Именно он впервые рассмотрел современные нематериальные мотивы деятельности индивида не как неэкономическую составляющую его активности, а как элемент преодоления прежней экономической системы мотивации, как проявление не неэкономических, а постэкономических потребностей. С этой точки зрения, новая мотивационная система преодолевает стандарты экономической эпохи, а не видоизменяет их.
В контексте нашего анализа важно подчеркнуть, что какое бы направление социологического поиска мы ни взяли, в нем констатируется переход от доминирования внешних побудительных стимулов деятельности к мотивам преимущественно внутренним. Деятельность, обусловленная именно такими побуждениями, имеет своим результатом развитие и совершенствование самой личности. Оказывается, что на хозяйственный прогресс влияют не только и не столько вовлеченные в оборот информация и знания, сколько характер восприятия человеком окружающего мира, его отношение к себе самому и себе подобным. В этом эпохальном изменении скрыта квинтэссенция постэкономической трансформации. Если до последнего времени прогресс производства, всегда оставаясь фоном, на котором происходит становление нового человека, был в большей степени причиной социальных трансформаций, нежели их следствием, то сегодня положение начинает радикально меняться. Потенциал индустриальной хозяйственной системы определялся техническими возможностями производства и экономическими возможностями потребителя. Конец XX столетия ознаменовался рождением и укреплением качественно новой тенденции: и прогресс информационного производства, и характер постиндустриальной хозяйственной системы как таковой оказываются зависимы от потребностей человека в самореализации — как в производстве, так и в потреблении. В современных условиях социальное развитие определяется качествами человека именно как творческой личности — качествами, не имевшими ранее прямого отношения к хозяйственным закономерностям. Люди начинают изменять общество, изменяя самих себя: не отказываясь от развития своих способностей ради успехов конвейерного производства, а максимально совершенствуя их; не ограничивая себя ради дополнительных инвестиций, а потребляя все больше информационных благ и услуг ради увеличения интеллектуального капитала, и т. д. Значение этой трансформации трудно переоценить.

Когда материальные потребности людей удовлетворяются на приемлемом для них уровне без перенапряжения их физических или нравственных сил, простая прибавка к заработной плате означает меньше, чем возможность располагать свободным временем или разнообразить свою активность. Новые приоритеты работников идеально сформулированы в известном императиве А. Маслоу: «Человек должен быть тем, чем он может быть; он должен соответствовать своей внутренней природе».
Однако самореализация за пределами производственного процесса всегда страдает известной ограниченностью, так как профессиональная деятельность любого человека остается основным содержанием его жизни, и если неудовлетворенность ею вызывает необходимость искать более привлекательное дело в свободное время, человек вряд ли способен достичь подлинного душевного равновесия. Поэтому усовершенствование активности людей на их рабочих местах с учетом изменившихся ценностей должно было стать следующим неизбежным шагом на пути формирования новой мотивационной системы. Проявления нематериалистически обусловленной деятельности в рамках производства стали обращать на себя внимание в 60-е и 70-е годы, в эпоху перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В то время мотив самореализации не мог еще доминировать в самом производственном процессе — индустриальная система хозяйства, способная ответить на любые запросы человека-потребителя, была не в состоянии адекватно удовлетворить потребности творческой личности. В этот период первое место на шкале ценностей заняли элементы социального и коллективного признания тех или иных достижений работника. Они не обязательно должны были сопровождаться повышением его заработной платы или продвижением по служебной лестнице; возрастающий авторитет человека и его влияние на происходящие в организации процессы, как правило, совпадали по времени с упрощением организационной структуры компаний и уменьшением количества должностных градаций.
Заметное проявление поистине неэкономических мотивов в масштабах всего общественного производства началось в 80-е годы, когда в результате информационной революции стали сокращаться рутинные операции и расширилось поле приложения творческих способностей каждого работника.
В это же время производство стало выходить за пределы собственно завода или института. Еще в конце 50-х годов отмечалось, что «профессионалы, руководящий персонал, лица с высоким уровнем образования имеют тенденцию активно заниматься профессиональной деятельностью вне границ рабочего дня». В современ-ных же условиях грань между свободным и рабочим временем, между рабочим местом и рекреационным пространством в известной степени стирается. К началу 80-х годов около 30 процентов производственной деятельности менеджеров, конструкторского персонала и информационных работников осуществлялось за пре-делами нормированного рабочего дня.
Таким образом, с одной стороны, человек все глубже втягивается в производственные процессы, с другой — деятельность на рабочем месте во все большей степени предполагает потребление информации и усвоение знаний, полученных другими людьми. В результате происходит размывание границ между производительным и непроизводительным трудом, между производственной дея-тельностью и досугом, и, в конечном счете — между производством и потреблением. Возникает переход от «чистого» производства к процессу, в котором важную роль играет потребление, от «чистого» потребления — к производительной деятельности, воспринимаемой в качестве своеобразного досуга.
Мир современного человека как субъекта производства уже не противостоит его самосознанию как потребителя или как развивающейся личности. Данный феномен квалифицируется в социологии как становление прозьюмера (этот термин образован из частей слитых воедино английских слов production — производство и consumer — потребитель), не разделяющего производственную деятельность и активное потребление благ и услуг. Важно подчеркнуть, что речь при этом идет не только о стирании границ между свободным и рабочим временем; имеется в виду гораздо более системная трансформация, проявляющаяся, в частности, в возникновении и постоянном расширении хозяйственной деятельности такого типа, который изначально предполагает, что производство благ не отделимо от потребления некоторых субъективированных факторов производства (информационных продуктов), невозможно без активной и деятельной позиции потребителя.
Прозьюмеризм возникает, прежде всего, в отраслях информационного сектора, в науке, образовании, конструкторских и опытных разработках, а также в сфере культуры, искусства, отчасти здравоохранения. Говоря иными словами, здесь преобладают субъект-субъектные взаимодействия, в которых и производитель, и потребитель блага в сопоставимой степени определяют процесс его использования. Именно специалисты, занятые в этих отраслях, составляют социальную группу, которая наиболее восприимчива к новым мотивационным факторам. Как отмечал Дж. К-Гэлбрейт, «служение целям нации, государства или общества, стремление макси-мально использовать возможности, предоставляемые занимаемым Положением для достижения намеченных целей, — таковы единственно приемлемые для этих людей мотивационные факторы». Неэкономический характер ценностей, разделяемых в интеллектуальной среде, приводит к тому, что, как мы отмечали в предыдущей лекции, корпорации в современных условиях не могут требовать от своих работников лояльности; напротив, они должны заслужить их лояльность по отношению к себе.
В интеллектуальной среде особо ценятся профессиональная автономность и независимость. Ее представители «являются не фермерами, не рабочими, не бизнесменами, а членами организаций. Они — не пролетарии и не считают, что их эксплуатируют как класс. Место их работы — будь то частная компания, больница или университет — никак не сказывается на их статусе… Работники интеллектуального труда не меняют своего экономического или социального положения. Они лишь меняют место работы». Последствия подобного положения дел рассматривались нами ранее; таким образом, рост творческой составляющей деятельности работника неумолимо ускоряет хозяйственный рост.

Аграрное общество
Государственное общество
Новое общество
Традиционное общество
Современное общество
Гражданское общество
Индустриальное общество
Информационное общество


| | Вверх

Введение. Переход к индустриальному обществу

В 7 классе вы изучили историю Раннего Нового времени. Теперь вам предстоит узнать о событиях XIX – начала XX веков.

В первую очередь давайте определим хронологические рамки Нового времени. Начало ему положили Великие географические открытия конца XV века. Границы мира для человечества расширились. Стал формироваться Мировой рынок. Крупные европейские государства создали колонии на вновь открытых землях. В конце XVIII века в Новом свете появилось государство – Соединённые Штаты Америки.

В Европе быстро распространялись идеи Реформации. В XVII–XVIII веках произошли буржуазные революции, которые стали первым шагом к разрушению традиционного общества. В XVIII веке началась первая индустриальная революция. Началось внедрение машинного производства, строилось все большее количество фабрик.

Все эти события меняли Европу, а вместе с ней и весь мир. Это было Раннее Новое время.

Период, с которым вам предстоит познакомиться, получил название «Долгий XIX век». Его хронологические рамки – конец XVIII века – начало XX века.

С какими же новыми явлениями столкнулись люди в это время?

В первую очередь это модернизация – процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.

Однако происходили эти процессы в мире неравномерно. Учёные выделяют три эшелона, или три категории государств, в которых модернизация проходила по-разному.

К первому эшелону относятся страны, в которых капиталистические отношения зародились раньше всех. Например, такие как Англия и Франция. В них индустриальное общество развивалось постепенно. Соблюдалась преемственность форм производства: от ремесленных мастерских к мануфактурам и фабрикам.

Второй эшелон модернизации – это страны молодого капитализма. Здесь переход осуществлялся путём реформ «сверху». Власти осознавали необходимость перемен раньше, чем для этого были созданы условия. К странам второго эшелона относятся Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия, США.

Третий эшелон модернизации – это страны, в которых на протяжении долгого времени сохранялось традиционное общество. Государства Латинской Америки, Африки, Азии. Здесь процессы модернизации были очень ограничены и происходили с большим трудом.

Отдельно стоит рассматривать модернизацию в странах Востока. Помните, что Китай и Япония закрыли свои государства для европейцев, здесь на протяжении долгого времени сохранялось традиционное общество. Их восприятие мира существенно отличалось от европейского, поэтому любые новшества отклонялись.

Сами процессы модернизации охватывали разные сферы жизни общества. Давайте их рассмотрим и узнаем, что изменилось в XIX веке.

Демография. В XIX веке наблюдался резкий рост населения Европы. К 1900 году оно увеличилось практически в два раза и равнялось более чем 400 миллионам человек. Объяснялось это в первую очередь успехами в сфере медицины. Заметно снизилась смертность, а рождаемость начала увеличиваться.

В этот период усилились миграционные процессы. Большое количество европейцев переезжало в Новый свет. Там было много свободной земли. К тому же людей привлекали рассказы о немыслимых богатствах, которые таились в недрах Америки.

Только в период с 1800 по 1900 год из Европы в Америку уехало почти 28 миллионов человек, большей частью это были жители Англии. Миграция способствовала ускорению развития государств, новые страны вовлекались в Мировой рынок.

В XIX веке началась урбанизация – рост городского населения и сосредоточение экономической жизни в городах. Происходило это из-за увеличения количества фабрик и заводов, люди уезжали в города в поисках работы.

Уже в середине XIX века в Англии более половины всего населения проживало в городах.

К началу XX века в мире насчитывалось 13 городов, насчитывающих более миллиона человек – Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Париж, Чикаго, Вена, Токио, Пекин, Филадельфия, Санкт-Петербург, Москва, Калькутта и Константинополь.

Экономика. В XIX веке завершился промышленный переворот. Быстрыми темпами развивалась индустриализация.

Ручной труд повсеместно вытеснялся машинным производством, которое становилось все более сложным. Появлялись новые материалы, новые источники энергии, углублялось разделение труда.

Экономический потенциал государства теперь стал измеряться количеством машин на производстве, протяжённостью железнодорожных линий и добываемыми полезными ископаемыми. Это время получило название «век пара и железа».

Продолжал формироваться Мировой рынок. Продукция изготавливалась в больших количествах, и продавать её только внутри страны было невозможно. Складывались тесные торговые отношения между государствами. Большое количество сырья и товаров поставлялось в Новый свет. В это время началось обострение соперничества за владение колониями. Ведь это были дополнительные рынки сбыта продукции.

Развивался военный флот, появлялись новые виды оружия.

Политика. В XIX веке усилились процессы демократизации общества. Правители государств понимали, что единоличная власть монарха уже не соответствует эпохе. К тому же буржуазные революции показали это на своём примере. Все больше сторонников появлялось у идеи того, что источником власти должен быть народ.

Англия была парламентской монархией. Во Франции в конце XIX века утвердилось республиканское правление. Германские государства объединились, была принята конституция.

В XIX веке оформились такие общественно-политические учения как консерватизм, либерализм и социализм.

Изменилась структура общества. Элиту составляли представители старой аристократии. Заметно вырос средний класс, в который входили буржуазия, интеллигенция и чиновники. Продолжал формироваться рабочий класс.

Культура. В XIX веке быстро менялась научная картина мира. Совершались открытия в области, физики, химии, естествознания. Люди были открыты новым знаниям. Религия, с её догмами и ограничениями, больше не оказывала существенного влияния на учёных.

Росло количество образованных людей. В европейских странах было введено всеобщее начальное обучение. Продолжить его можно было в средних школах или высших учебных заведениях.

Таким образом, XIX век принёс изменения во все сферы жизни людей. Окружающий мир менялся с невероятной быстротой, приобретая современные черты. Подробнее обо всем этом вам предстоит узнать. Вперёд!

Индустриальное общество

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.. Термин был введён французским философом и социологом Анри дё Сен-Симоном.

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70—80 % до 10—15 %, за счёт чего возрастает доля занятости населения в промышленности, торговле и других несельскохозяйственных сферах занятости, что ведёт к росту доли городского населения (80—85 %).

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввёл предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

Черты индустриального общества при капитализме.

  1. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.
  2. Переход к машинному производству.
  3. Перемещение населения в города — урбанизация.
  4. Неравномерность роста экономики и развития — стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.
  5. Ускорение общественно-исторического прогресса.
  6. Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии.
  7. Основа экономики — конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  8. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  9. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, узкая специализация (что сказывается на принципах образования), индивидуализм, способность и готовность к новациям.

По мнению некоторых ученых, главным критерием того, что в данной стране сформировалось индустриальное общество является то, что в сельском хозяйстве работает не более 50 % населения. Этот критерий позволяет довольно точно определить страны, находящиеся на доиндустриальном этапе.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и образовательной деятельности; рост населения и увеличение продолжительности его жизни; образование монополии, сращивание промышленного капитала с банковским, значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильности населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание вертикальной дифференциации населения (деления его на касты, сословия, классы) и усиление горизонтальной дифференциации (деления общества на нации, «миры», регионы).

Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество

Первый реальный шаг в сторону объединения Германии был сделан в октябре 1988 года, когда в Москву приехал с визитом канцлер ФРГ Гельмут Коль. Ещё до этого визита со стороны властей ФРГ были высказаны предположения по поводу возможного объединения Германии, на что от Горбачёва был получен обнадёживающий ответ: Генеральный секретарь ЦК КПСС написал Колю письмо, в котором впервые появились слова о необходимости открытия «новой главы» в отношениях между двумя странами.

Во время ответного визита Гельмута Коля в Москву, где его ждал радушный прием, 28 октября 1988 года в Екатерининском зале Кремля между Горбачёвым и Колем состоялись важные переговоры, которые явились переломным моментом в решении вопроса об объединении ГДР и ФРГ.

В июне следующего года во время визита Горбачёва в ФРГ было подписано совместное заявление. Сам Гельмут Коль характеризовал этот документ как некую черту, подведённую под прошлым, и одновременно как источник, освещающий путь в будущее. Горбачев, со своей стороны, называл документ «прорывом». После этого руководители СССР и ФРГ ещё не раз встречались для выработки конкретного механизма объединения Германии. В итоге этих переговоров Горбачёв согласился на объединение Германии на условиях, выдвинутых Колем. Позднее многими ведущими политиками и руководителями СССР в адрес Горбачёва были высказаны претензии по поводу, мягко говоря, невыгодных для Советского Союза условий объединения Германии. В частности, бывший Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ В. М. Фалин сказал: «… ещё при канцлере ФРГ Людвиге Эрхарде называлась сумма в 124 млрд марок в порядке „компенсации“ за объединение Германии. В начале 1980-х годов — 100 млрд марок за то, чтобы мы отпустили ГДР из Варшавского договора и она получила бы нейтральный статус по типу Австрии. Я сказал Горбачеву: „У нас все возможности, чтобы добиться для Германии статуса безъядерной территории и не допустить расширения НАТО на восток; по опросам, 74 % населения нас поддержит“. Он: „Боюсь, поезд уже ушел“. На деле он им сказал: „Дайте нам 4,5 млрд марок накормить людей“. И всё. Даже не списал долги Советского Союза обеим Германиям, хотя одно наше имущество в ГДР стоило под триллион!»».

Параллельно с переговорами с ФРГ шли переговоры с лидерами западных держав. Согласно условиям капитуляции Германии, как страна, проигравшая Вторую мировую войну, германское государство находилось, по сути дела, под международным контролем стран-победительниц. Представителям Советского Союза пришлось немало постараться, чтобы убедить Маргарет Тэтчер дать свое согласие на воссоединение Германии. Президента Франции Франсуа Миттерана вначале тоже пришлось уговаривать. Американский президент Джордж Буш-старший с самого начала оказал безоговорочную поддержку действиям Коля, так как увидел в объединении Германии возможность для изменения баланса сил в мире в пользу США и НАТО. В конце концов консенсус стран-победительниц был достигнут, они согласились предоставить объединённой Германии полный суверенитет и 12 сентября 1990 года в Москвеподписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Ещё до подписания Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии в странах Восточной Европы в результате перестройки в СССР сложилась ситуация, способствовавшая ускоренному процессу объединения Германии.

Устранение «железного занавеса» между Венгрией и Австрией в мае 1989 года в результате усиления оппозиции и либерализации Венгерской социалистической рабочей партии способствовало массовому исходу жителей ГДР через Венгрию и Австрию в ФРГ. В ГДР осенью 1989 года в результате сложилась особая ситуация. Под давлением народных масс в октябре 1989 года многолетний лидер страны, глава коммунистов Э. Хонеккер добровольно отказался от власти, передав её оппозиционному блоку. Новая власть ГДР была вынуждена смягчить пограничный режим на границе между Восточным и Западным Берлином, упростив переход границы. Это привело к массовому переходу границы между Восточным и Западным Берлином в ноябре 1989 года, что в конечном итоге привело к падению Берлинской стены.

После падения Берлинской стены в ГДР сложилась совершенно новая политическая обстановка. Предпосылкой к созданию общегерманского государства стали парламентские выборы в ГДР в марте 1990 года. На этих выборах с большим отрывом побеждают восточногерманские христианские демократы. Их лидер Лотар де Мезьер становится главой правительства ГДР. В середине мая 1990 года Коль и де Мезьер подписывают договор о создании единого экономического пространства. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 года между двумя сторонами был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. Для объединения двух стран была использована одна из двух возможностей, предусмотренных Конституцией ФРГ: территория ГДР была включена в состав ФРГ, и действие конституции ФРГ было распространено на новую территорию. Другим возможным вариантом было создание нового государства путём объединения двух старых с принятием новой конституции. Одним из условий объединения было включение в конституцию ФРГ положения о том, что после 1990 года все части Германии объединены и подписание договора с Польшей об окончательном признании границы между двумя государствами. Вместе с этим никаких гарантий СССР и его гражданам дано не было. Так, например, существовавший безвизовый режим между ГДР и СССР был отменён, а вместо него был введен визовый режим.

Объединение Германии состоялось 3 октября 1990 года. Этот день с тех пор является Днём немецкого единства и отмечается ежегодно как национальный праздник.

Новая Германия, то есть фактически ФРГ, присоединившая к себе ГДР, осталась членом ЕЭС и НАТО.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите и выделите причины создания ФРГ и ГДР. Укажите первых лидеров и годы появления этих государств.

2. Найдите и напишите основные условия выполнения «плана Маршалла». Выпишите страны, которые попали под действие «плана Маршалла».

3. Как произошло образование ГДР? Какие последствия для судьбы Германии оно имело?

4. Опишите в хронологическом порядке события, которые предшествовали объединению Германии.

5. Опишите основные тенденции в российско-германских отношениях на современном этапе. Какие изменения произошли в последние четыре года?

6. Ответьте на вопросы теста

1.Раскол Германии на 2 государства произошел: А.в 1945 г. Б.в 1946 г. В.в 1948 г. Г.в 1949 г.

2.Первым канцлером ФРГ был А.Конрад Аденауэр Б.Эрих Хонеккер В.Вальтер Ульбрехт Г.Гельмут Коль

3..Какое событие «развязало руки» Москвы в германском вопросе и подтолкнуло к созданию ГДР? А.Официальное слияние трех западных оккупационных зон в одну Б.Активизация деятельности американских спецслужб в западной части В.Провозглашение создания отдельного государства – ФРГ Г.Просьба восточногерманских лидеров окончательно решить «германский вопрос»

4.Какая партия появилась в результате слияния социал-демократической и коммунистической парий ГДР? А.НСДАП Б.СЕПГ В.КПГ Г.СДПГ

5.В каком году ФРГ стала членом НАТО? А.1958 Б.1959 В.1955 Г.1956

6.Основным итогом «Новой восточной политики ФРГ» можно назвать А.Обострение отношений ФРГ и СССР Б.Нормализация отношений между ФРГ и странами Восточной Европы В.Активное вмешательство ФРГ во внутреннюю политику ГДР Г.Попытка объединения ФРГ и ГДР

7.Главной причиной «блокады Западного Берлина» Советским Союзом было А.Массовое бегство жителей города на сторону противника Б.Проведение денежной реформы 18 июня 1948 в западных зонах В.Ухудшение международной обстановки Г.Желание установить над Западным Берлином окончательный контроль

8.Назовите основные события Второго Берлинского кризиса А.Строительство заградительной стены на территории города Б.Проведение денежной реформы В.Массовое бегство населения из Западного Берлина Г.Конфликт у КПП «Чарли»

9.Объединение Германии состоялось в А.20 апреля 1989 Б.3 октября 1990 В.22 апреля 1991 Г.18 марта 1992

10.Какой художественный фильм был посвящен событиям объединения Германии? А.»Небо над Берлином» Б.»Гуд бай, Ленин!» В.»Жизнь других» Г.»Наши матери, наши отцы»

Труд в исторической перспективе

12 Handy С The Future of Work. Oxford: Basil Blackwell, 1984.

13 Rifkin J. The End of Work. N. Y., 1995.

Жертвами трудосберегающих технологий могут стать не только промышленные рабочие. Компьютерные технологии сокращают количество клерков (секретарей, кассиров и т. п.) в банковском деле, страховании, бухгалтерско-аудиторский учете, средствах связи, авиатранспорте, розничной торговле, гостиничном бизнесе и т. п. Например, такая новая технология как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а значит и их служащих. Для интернет-магазинов не нужно обширных помещений и большого обслуживающего персонала.

Примечательно также, что технологический прогресс начинает сказываться и на таких областях, как образование и искусство. Электронные системы сокращают потребность в библиотекарях, музыкальные синтезаторы вытесняют живых исполнителей. В скором времени возможно падение спроса и на киноактеров, т. к. уже разрабатываются технологии, с помощью которых можно будет создавать новые фильмы с участием кинозвезд прошлого, в том числе уже ушедших из жизни.

Наиболее радикальные футурологи утверждают, что человечеству пора задуматься не о будущем труда, а о будущем без труда. Ряд показателей свидетельствуют о систематическом свертывании общества труда.

Трудовая биография сокращается. Во-первых, вследствие увеличения сроков образования отодвигаются границы вступления человека на рынок труда. Во-вторых, приближаются сроки выхода на пенсию. В стремительно развивающейся постиндустриальной экономике с возрастом становится все труднее конкурировать с молодыми, динамичными, высококвалифицированными работниками. Для многих трудящихся активная профессиональная жизнь уже заканчивается около 50 лет. При этом следует учитывать увеличение средней продолжительности жизни в развитых странах: на протяжении последних 150-200 лет она удвоилась и сегодня составляет около 75 лет.

Но и в границах трудовой биографии непосредственно трудовое время сокращается за счет законодательного уменьшения рабочего времени, удлинения отпусков и перерывов, работы неполный рабочий день, постоянно увеличивающихся затрат времени на повышение квалификации и профессиональную подготовку и т. п. В ХIX веке работали 10-15 часов в течение всей недели без выходных и отпусков. Важным достижением второй половины ХХ века является пятидневная сорокачасовая рабочая неделя. Сегодня во многих развитых странах продолжительность рабочей недели уже меньше 40 часов, а ежегодный отпуск достигает 4-6 недель. Так, с 1998 года во Франции года рабочая неделя составляет 35 часов (см. табл. 3). Возможно уже нынешнее поколение работников станет свидетелем четырехдневной рабочей недели.

И хотя «будущее без труда» — скорее всего преувеличение, ясно, что мир труда, в том виде, в котором мы его знаем, действительно существенно изменяется. Единственное место работы, полный рабочий день, полная рабочая неделя, непрерывный рабочий стаж могут стать скорее исключением, чем правилом. В этих условиях людям необходимо отказаться от философии единственной карьеры по принципу «одна работа на всю жизнь», самостоятельно формировать «портфель работ» и управлять им. Сегодня все более распространенным явлением становится не просто периодическая смена рабочего места, но и смена профессии, рода занятий. И это не стоит рассматривать как исключительно негативную тенденцию, связанную с разрушением стабильности человеческой жизни. Ведь с другой стороны человек получает возможности реализовать себя в разных качествах, разнообразить свою жизнь, получить новые впечатления.

Сокращение рабочего времени выдвигает на повестку дня новые вопросы. В индустриальном обществе люди в основном использовали свободное время для восстановления сил после утомительного рабочего дня. Что люди станут делать в будущем, когда в их распоряжении окажется еще больше свободного времени, а количество часов работы заметно сократится? Где будут сконцентрированы центральные жизненные интересы человека, если его профессиональная занятость (вынужденно или по доброй воле) составит 25-30 часов в неделю? Возможно ли развивать свою карьеру вне работы?

Таблица 3. Эволюция продолжительности рабочего времени

(на примере Франции)

1840 г.

Средняя продолжительность рабочего дня наемных работников составляет 15 часов и практически не имеет правовых ограничений

1848 г.

Продолжительность рабочего дня ограничена 12 часами

1906 г.

Продолжительность рабочего дня ограничена 10 часами, а воскресение объявлено обязательным днем отдыха.

1919 г.

Правовое закрепление 8 часового рабочего дня и 48 часовой рабочей недели.

1936 г.

Вводится 40 часовая пятидневная рабочая неделя, но ее реализация становится невозможной из-за Второй мировой войны.

1956 г.

Закон о трехнедельном оплачиваемом отпуске

1968 г.

40 часовая рабочая неделя

1969 г.

Введение 4-х недельного оплачиваемого отпуска

1982 г.

39 часовая рабочая неделя и пятинедельный оплачиваемый отпуск

1998 г.

Закон о введении 35 часовой рабочей недели.

Обычный досуг (развлечения, вечеринки, телевидение и т. п.) не способен выступать в качестве оси человеческого существования. Однако существуют занятия, которые требуют вдумчивого отношения, преодоления трудностей, систематичности, обучения и т. п. От привычной профессиональной работы их отличает лишь то, что они как правило не оплачиваются, а приносят в качестве вознаграждения удовлетворение от самого процесса и достигнутых результатов. В качестве сфер развития подобной деятельности можно упомянуть спорт, музыку, художественное творчество и т. п. Широкое распространение получает волонтерство — добровольное выполнение общественно значимых работ без оплаты (права человека, экология, образование, культура, здравоохранение, самоуправление, социальная работа и т. п.). В конце 90-х гг. ХХ века в США около половины населения было задействовано в роли волонтеров в среднем 4-5 часов в неделю14. В Германии каждый третий взрослый гражданин занимается общественной работой15. Подобные виды деятельности, подрывая прежнюю монополию профессионального труда, способны дать человеку чувства идентификации с избранным занятием и принадлежности к определенным социальным группам, возможности самореализации и духовного развития.

Возможно общество труда действительно приближается к своим историческим границам и привычная трудовая этика и уклад жизни вскоре станут достоянием истории, так же как трудовая этика крестьянства или средневекового ремесленника. Профессиональный труд возможно уже не будет представлять единственную ось существования человека. Наблюдается отход от понимания труда как призвания, характерного для протестантской этики. Люди вновь обретают когда-то утерянные представления, что народное хозяйство не является единственной сферой приложения жизненной энергии и творческого потенциала, направляя свою активность за пределы традиционного труда: дети, семья, общественная работа, политическая деятельность, духовное самосовершенствование. Место труда среди других жизненных ценностей неуклонно снижается. Опросы, проведенные в середине 90-х годов, показывают, что даже перспективы быстрого профессионального роста — главный мотив деятельности в 70-е — 80-е годы — уже не привлекают 55% работников, если для достижения таковых им пришлось бы уделять меньше времени семье и отказаться от привычных занятий16.

Это говорит о существовании определенных жизненные потребностей, касающихся количества и содержания свободного времени, которыми современный человек не хочет поступаться.

Все это означает, что многие привычные положения о роли труда, организации труда, трудовых отношениях, управлении персоналом, занятости и безработице, государственной политике должны быть пересмотрены.

14 Щекова добровольцев в сфере культуры США и России. // Социологические исследования. 2002. №3.; Der Spiegel, № 20; 1996, S. 140-146.

15 Бехтель М. Будущее труда. Размышления, взгляды, перспективы. 2000. // http://embassy. *****/ru/library/inter-nationes/arbeitszukunft.