Игры симуляторы ходьбы

Практически сразу же с выходом Gone Home этот «жанр» стал одним из моих самых любимых. Сюжетные игры без лишних геймплейных преград, короткая форма сама по себе – это отлично же. И благодаря этому их можно рекомендовать кому угодно: они и не требуют никаких скиллов, и не занимают много времени, и позволяют рассказать истории, которым в «больших» играх с экшном совсем нет места. Я попробовал довольно много подобных игр и попробую тут очень вкратце изложить от них впечатления.

Мой топ симуляторов ходьбы

  1. Gone Home

Игра, прославившая жанр и сделавшая практически всё очень, очень правильно. По-прежнему в плане концентрации и количества всевозможных предметов и записок, раскрывающих персонажей, равных ей нет – и именно это, на мой взгляд, особенно важно для «симуляторов ходьбы». А помимо выдающегося environmental storytelling в ней еще и замечательная атмосфера середины 90-х: в Gone Home стоит играть не только ради простой, но многогранной истории одной семьи, но и ради ностальгии.

  1. The Stanley Parable

Очень остроумная деконструкция видеоигр в целом и отношений между игроком и нарративом в частности. «Стэнли» очень сложно описать – в ней мета-шутки складываются в несколько ярусов и встречаются буквально на каждом шагу. Совершенно ни на что не похожий опыт.

  1. Jazzpunk

Почему-то хайп вокруг этой игры практически отсутствовал, и я (во многом полагаясь на word of mouth в выборе инди-игр) уже было пропустил ее (спасибо мистеру Сатурну, приславшему мне ее и настоятельно порекомендовавшему). Но черт возьми, насколько же она классная!

Это абсурдистская комедия с очень минималистичной и при этом крайне яркой визуалкой, с отличной игрой слов и с потрясающей непредсказуемостью. Это шикарный набор гэгов, в котором наверняка найдется что-то и для вас. Для меня вот нашлось – я не раз смеялся в голос. Даже жаль, что комедий среди не-квестов так мало – я помимо Jazzpunk могу вспомнить лишь Psychonauts и два «Портала». Кстати, Jazzpunk ближе всего именно к The Milkman Conspiracy из Psychonauts по эстетике и тематике. И это офигенно.

  1. Everybody’s Gone to the Rapture

В свои лучшие моменты EGttR напоминала мне любимые книги Лема, оставаясь при этом глубоко человечной. Классная графика, отлично прописанные и сыгранные персонажи, очень красивые развязки историй ключевых героев, редкие (но хорошо запоминающиеся) криповые эпизоды – но слабая, на мой взгляд, концовка.

  1. The Vanishing of Ethan Carter

Потрясающе красивая игра в явно восточноевропейском сеттинге (что бы там ее предыстория не утверждала). Меланхоличная, немногословная – и в немногословности ее главная проблема. Авторы игры говорят, что игроки не нашли половину спрятанного в ней, но по мне, так в таком случае не имеет значения, есть ли что-то в ней или нет, раз мы об этом не знаем. Концовка расставляет все на свои места и придает всему контенту игры нужный контекст, но контента в сравнении с той же Gone Home крайне мало.

Не очень понравились:

Dr. Langeskov, The Tiger, and The Terribly Cursed Emerald я не понял. Она бесплатна, она совсем коротка, она местами почти забавна, но… is that it? В любом случае, я не впечатлен.

The Beginner’s Guide любопытно подменила в роли рассказчика автора игры одноименным персонажем, но меня эта подмена лишь фрустрировала: игра очень толсто попыталась обмануть меня, и я этому не рад (правда, я совсем в шоке от тех, кто поверил игре и искренне подумал, что содержимое The Beginner’s Guide – это нон-фикшн). Любопытная идея, но чем дальше, тем больше все это казалось мне каким-то фарсом (и особенно концовка).

Firewatch предложила порцию хороших диалогов, после чего увлеклась центральным сюжетом, который закончился совершенно ничем.

To the Moon (не уверен, стоит ли ее сюда зачислять, но почему бы и нет) мне в целом понравилась, но ключевые плот-твисты, объясняющие все события игры, совсем глупые и натянутые.

Очень не понравились:

Soma своим геймплеем в первую очередь. Сюжет подавал надежды, но мне показалось, что там маловато интересного для такой большой игры.

The Path – конечно, лучшая из игр Tale of Tales, но в ней надо не только трактовать прозрачные намеки, но и проводить по полчаса за поиском каждого из них, а это немного напоминает пытку.

Thirty Flights of Loving – не игра вообще, а короткометражный мультик с хорошим саундтреком, претенциозным монтажом и пустым содержанием. Это можно было бы попробовать забесплатно, но просить за такое деньги? The nerve!

Town of Light совершенно не понимает сути симуляторов ходьбы и постоянно навязывает ужасный триггерхантинг. Для игры о личной трагедии там слишком unreliable narrator, плюс тема болезни главной героини толком не раскрывается с ее перспективы. А для игры о том, какая ужасная была в 40-х карательная психиатрия, там слишком мало собственно 40-х: мы путешествуем в современности по совершенно пустым и неинтересным руинам, а настоящий хоррор остался в прошлом (и в некоторых неплохих сценах, которых, правда, слишком уж мало).

Proteus – унылая и пустая игра ни о чем. Вообще ни о чем.

Dear Esther – торжество словоблудия. Много слов, мало толка. Окружение не играет никакой роли, в игрока бросают одну за другой невыносимо пафосные реплики, содержание которых зачастую или не имеет смысла, или противоречит другим репликам, затем очень толсто визуально показывают, из-за чего весь сыр-бор, после чего игра кончается невероятно претенциозным пшиком. Я мало какие игры искренне ненавижу, и Dear Esther – одна из них.

Что я еще не попробовал и не уверен, стоит ли:

The Old City: Leviathan. Если прозрачность намеков — главная фишка игры, то она вряд ли мне придется по душе.

Eidolon. Судя по всему, это пустой открытый мир, в котором контент находится с трудом.

Journey. Я все эти годы жду скидки на нее. Кажется, до сих пор не было. Учитывая, что там важен мультиплеер, не поздно ли сейчас?

Sunset. Ахахаха, хахаха, хаха. Нет, не буду.

…что-то еще?

Где-то в холодной Норвегии, омываемая солёным морем, спит деревушка Граавик. Наш герой, Эдвард Харден, вместе со своей напарницей Лисси, приезжает сюда в поисках своей сестры Элизабет. Зачем девушка приехала сюда? Как давно она исчезла? Что с ней случилось? На эти и многие другие вопросы мы сами сможем дать ответы в новой игре от студии Red Thread Games, которые в свое время подарили миру Dreamfall Chapters.

Draugen — это, немного немало, симулятор ходьбы от первого лица с начинкой из интересной смеси детективного триллера и мистики. Забегая вперёд, скажем, что история эта вышла безумно интересной, но в то же время немного будто не рассказанной до конца.

Этого для времени много, чтобы просто стереть

На дворе 1923 год, Эдвард Харден со своей напарницей и верной подругой Лисси причалили к берегам деревушки Граавик в Норвегии. Эти живописные места когда-то приютили сестру главного героя, Элизабет Харден, и теперь пришла пора помочь ей вернуться домой, потому что девушка исчезла, оставив после себя лишь письмо и пару личных вещей с фотографией.

История начинает развиваться ещё до высадки на берегу. Эдвард и Лисси то и дело переговариваются между собой о насущных проблемах, как бы посвящая игрока в курс дела. Герои останавливаются в доме семьи Фретландов, а в ходе своего проживания выясняют нелицеприятные подробности их жизни.

Изначальный мотив главного героя найти свою сестру в ходе прохождения будет постепенно уходить на второй план, поскольку теперь во главе истории станет одна из тайн семьи Фретландов, которую нам и предстоит раскрыть. Параллельно с этим игроку откроются все самые сокровенные моменты жизни Эдварда, хотя, конечно, он будет этому яростно сопротивляться.

И, если развязка истории Фретландов ещё остается интересной, то с личной драмой главного героя всё совсем иначе. Обойдёмся без спойлеров и просто скажем, что каждый любитель жанров «Триллер», «Ужасы» уже не раз видел подобное завершение сюжетной линии. Конечно, при первом прохождении ещё можно удивиться увиденному, однако, после недолгих раздумий, приходит чувство неудовлетворённости.

Кроме того, есть определённые недостатки детективной составляющей. До самого конца да и после него нам так и не раскроют всех карт. Кто был прав, а кто виноват — решать только нам, точнее, дорисовывать своим воображением и догадками. Прямых ответов вы так и получите.

Также, очень огорчила невозможность бежать впереди сюжета. Draugen — линейная игра, однако она даёт некоторую свободу перемещения, из-за чего игрок раньше положенного срока может открыть для себя тот или иной секрет сюжетного повествования. Так, например, когда началась история про девочку Рут, я решила заглянуть в детскую комнату в поисках ответов. Беда была том, что я их нашла, вот только игра не позволила мне идти своим путём, из-за чего пришлось проходить дальше главный квест, чтобы дойти до этого момента.

В целом, постановка повествования так же не способна удивить. Вы будете бродить по деревушке Граавик, осматривать только доступные вам места (да, в некоторые дома можно только заглянуть и тут же закрыть дверь) и иногда взаимодействовать с предметами. От симулятора ходьбы не стоит ожидать большего, конечно, но тот же The Vanishing of Ethan Carter совершенно по-новому предлагает посмотреть на жанр.

Смотри глубже

Как уже было упомянуто в начале, Draugen — это симулятор ходьбы. По этой причине не стоит ожидать от игрового процесса каких-то изысков и чего-то кроме медленной ходьбы по опустевшей деревне вкупе с внимательным осмотром каждого угла.

Обычно игры такого жанра сопровождаются головоломками или чем-то подобным, чтобы развлечь свою публику, однако этот экземпляр сложно отнести к числу подобных. Идущий шелковой нитью сюжет в большей мере сопровождается взаимодействием между главными героями, нежели с окружающим их миром. Однако здесь хватает своих, продиктованных свойства жанра, особенностей.

Эдвард на протяжении всего повествования выступает как рассказчик, вследствие чего ему свойственно менять своё мнение о происходящем вокруг и в принципе анализировать всё увиденное, подвергая сомнениям. Или нет. Выбор целиком и полностью ложится на плечи играющего.

Самое приятное во всём этом — окошко с выбором реплики. Конечно, по большому счету, это никакая вовсе не реплика, это вектор развития, направление нашего диалога с напарницей Лисси. И, каждый раз, выбирая ответ нашего Эдварда, можно проследить как меняется его мнение, как меняется он сам и его восприятие случившегося. Если Лисси с самого начала больше склонна к интуитивным суждениям, то Эдвард может до самого конца остаться человеком логики и холодного прагматизма. Однако, напомним, выбор зависит только от вас.

Взаимодействие героев, кстати, является чуть ли не самым сердцем Draugen. Лисси и Эдвард — две противоположности, полная асимметрия, но это не мешает им наслаждаться обществом друг друга и находить общий язык. Диалоги держатся где-то на уровне захватывающего приключенческого романа, так что неудивительно, что в эту часть игры вложили столько сил.

С Лисси можно начать разговор, если же вы хотите, однако порой он может оборваться на одной повторяющейся фразе. Также, Лисси будет удивлённо спрашивать «Куда ты?», если вы вдруг решите уйти прямо посреди кульминационного действия конкретного дня.

Там город, куда невозможно вернуться

За что действительно хочется похвалить Draugen, помимо персонажей и диалогов, так это за захватывающие дух живописные пейзажи норвежской глубинки. Уже при первом подходе к деревушке Граавик нельзя не обратить внимание на величественные фьорды, которые, будто сильные руки великана из легенд, обнимают это место и укрывают его от всех бед.

Однако, с этой частью игры все не так гладко, как хотелось бы. В некотором роде действительно страдает оптимизация — пару раз потеря кадров достигала критических масштабов, из-за чего приходилось буквально преодолевать это и проходить дальше. Также, сам уровень графики будто немного не дотягивает до нынешних значений. Если сравнивать её с недавно вышедшей A Plague Tale, то может сложиться впечатление, будто Draugen несколько ниже в конкретно этом аспекте.

Зато анимации героев удались на ура.

Ну и конечно, святая болезнь многих сумляторов ходьбы тоже не сделала этой детективной истории ничего хорошего. Я имею в виду невозможность изменить угол обзора. Такое встречалось в What Remains of Edith Finch, однако там ещё можно было как-то свыкнуться из-за частой смены уровня и стиля повествования. Здесь же просто невозможно это игнорировать. Пока ты ходишь на улице, ещё как-то более-менее терпимо, даже не так сильно бросается в глаза, но в помещении — пиши пропало, ибо чувство дискомфорта вам обеспечено.

Ты нужна мне, Лисси

Draugen — это кинематографичный, несколько романтичный, детективный триллер в рамках живописной норвежской глубинки с превосходными, порой забавными, диалогами и довольно-таки клишированной развязкой.

После прохождения сначала охватывает чувство недосказанности, а потом и некого разочарования, даже непонимания. Как люди, которые работали над Dreamfall Chapters, смогли породить «это»? Draugen действительно на голову, а то и две, ниже предыдущего проекта Red Thread Games.

Однако, несмотря на всё это, как незаурядный симулятор ходьбы с интересной, поначалу, историей, он может увлечь собой на одно прохождение, но не более того.

Минимум усилий, максимум сюжета.

Симуляторами ходьбы называют игры, в которых геймплейные механики сводятся к передвижению по локациям и изучению окружения. Со столь минималистичными механиками разработчикам проще сосредоточиться на сюжете игры, им не приходится разбавлять историю экшеном и квестами – ведь в такие игры приходят за созерцательным опытом.

Лучшие симуляторы ходьбы проходятся за несколько часов, в них прекрасные истории, а от лучших произведений можно даже прослезиться.

Sports.ru выбрал 7 игр, после которых вы полюбите жанр.

The Stanley Parable

Доказательство того, что симуляторы ходьбы могут быть инновационными и даже гениальными. The Stanley Parable выворачивает наизнанку стереотипы о линейности жанра.

Игрок управляет офисным клерком Стэнли, чьи обязанности заключаются в бездумных мониторинге данных. Герой привык выполнять одни и те же рутинные задачи, так что когда монитор его компьютера гаснет, он теряется перед неожиданно появившимися возможностями и отправляется исследовать офис.

5 лучших сюжетов видеоигр очень кратко. Идеально под чашку чая

Всю игру каждое действие Стэнли (в большей степени – управляющего им игрока) комментирует харизматичный рассказчик. Закадровый голос изначально пытается направлять вас в игре, командовать действиями Стэнли и удерживать его в рамках строго определенного нарратива. Но вы вскоре поймете, что герой может противиться словам рассказчика, делая противоречащие и не очень логичные вещи. Сюжет делится на множество развилок, которые ведут к непредсказуемым открытиям и последствиям.

Технически The Stanley Parable можно пройти примерно на час, но вам точно захочется увидеть все или хотя бы несколько из 22 возможных концовок. Каждый раз игра удивляет юмором и сюжетными поворотами.

Firewatch

1989 год, штат Вайоминг. Это одно из красивейших мест США, полное лесных заповедников и гор. Именно сюда отправляется Генри, новенький рейнджер, сбежавший в природную изоляцию от всех жизненных проблем. Вот только на новом месте работы тоже не все спокойно: тут творятся странные вещи, которые заставляют задуматься то ли о появлении серийного убийцы, то ли о заговоре с участием правительства и пришельцев. Ситуацию усугубляет Делайла – коллега Генри, с которой он общается исключительно по рации. Девушка поначалу только учит героя рейнджерскому быту, но на деле сама оказывается загадкой.

У Firewatch исчерпывающее официальное описание, это игра о «взрослых, ведущих взрослые разговоры на взрослые темы». Депрессия, желание вырваться из серых будней, экзистенциальный кризис и одиночество – студия Campo Santo сделала произведение, которое могло бы стать фестивальным кино. При этом Firewatch очень красивая, а еще поддерживает иллюзию нелинейности: игроку разрешается исследовать заповедник с картой в руках и принимать некоторые сюжетные решения.

What Remains of Edith Finch

Очень странная и почти мистическая история о семье Финчей, в которой у каждого поколения умирают все, кроме одного ребенка. По сюжету Эдит Финч возвращается в полузаброшенный семейный дом на острове, чтобы то ли разгадать загадку проклятия своего рода, то ли просто поностальгировать о детстве. Свое путешествие она описывает в дневнике, где заодно рассказывает истории погибших родственников.

What Remains of Edith Finch цепляет, пожалуй, именно своей неопределенностью. Кроме завязки о семейном проклятье вы не знаете, чего ожидать от сюжета. Что это: детектив, притча, драма, комедия? На самом деле, всего понемногу. Когда Эдит рассказывает о конкретном родственнике, перспектива переходит к нему. Такие эпизоды длятся недолго, в них геймплей определяют уникальные правила: играя за младенца, вы почти не можете влиять на происходящее, а будучи шизофреником, попадаете в вымышленный мир в голове персонажа.

Словом, игра из тех, которые не представляют из себя ничего особенного на словах, но захватывают подачей и сценарием.

That Dragon, Cancer

Видеоигры, особенно симуляторы ходьбы, обычно являются чистым вымыслом, но That Dragon, Cancer создана на основе реальной истории ее автора. Это небольшое и очень грустное произведение посвящено Джоелу Грину, маленькому мальчику, который умер от рака. И его отцу, которому пришлось сперва жить с осознанием неизбежной потери своего сына, а затем искать силы жить вопреки скорби.

5 шикарных моментов в ужасных играх

Самой игры здесь не так много, геймер по сути просто наблюдает за полностью линейной историей. Тот случай, когда высказывание разработчиков оказалось достаточно сильным и эмоциональным, чтобы заслужить высоких оценок и статуса обязательного к прохождению.

Tacoma

Tacoma позволяет игроку исследовать окружение продвинутой космической станции, на которой когда-то жили величайшие умы человечества. Получается что-то среднее между реалити-шоу и детективом: все эти события уже произошли, а вы ходите по локациям и зацепка за зацепкой погружаетесь в интриги этих людей. Узнаете об отношениях между ними, пытаетесь понять, как проходил их быт и какими людьми они были.

Интересна тут скорее сама тема. Действие игры разворачивается в 2088 году, но изучать, как на персонажах сказывается изоляция в небольшой команде, интересно и сейчас – точнее, особенно сейчас. Тем более что благодаря продвинутым технологиям геймер не копается в пыльных текстовых записях, а наблюдает за полностью озвученными и анимированными голограммами. Вы можете свободно перемещаться в этих сценах и перематывать их в поисках новых реплик, меняющих восприятие истории в целом.

Gone Home

Классический симулятор ходьбы. В Gone Home нет инновационных механик, мета-юмора и других твистов формулы. Вы просто ходите по опустевшему дому, изучая предметы окружения, которые понемногу рассказывают историю главной героини и куда-то пропавших жильцов.

История развивается сразу в двух направлениях: геймер лучше узнает главную героиню (ведь никакой предыстории перед началом прохождения не дается) и то, что интересует ее само – куда, собственно, все пропали. Дальше – спойлеры, но если вы не знаете сюжет игры, ее определенно стоит попробовать.

ABZU

Арт-директор шедевральной Journey и медитативной Flower сделал еще один созерцательный опыт. В Abzu вы играете за дайвера; подводный мир игры полон красивых цветов, холодных пейзажей и существ, поражающих одним своим видом.

Технически, конечно, это не совсем симулятор ходьбы – вы ведь плаваете! Кроме того, персонаж может выделывать всевозможные акробатические трюки. Но суть именно в исследовании: отыскать экзотические виды подводной жизни, пообщаться с косяками рыб с помощью движений или просто понаблюдать за их бытом. Со временем вы поймете, что мир игры скрывает и некую древнюю загадку, но она представляет скорее символическую цель, в то время как удовольствие получаешь от самого погружения.