Погода для пилотов

Насколько реалистичны прогнозы погоды?

В Лондон без зонтика

Для чистоты эксперимента берем совершенно разные метеосайты: два российских, британский и американский. Ищем прогноз погоды для трех городов: нашей Москвы, Лондона и традиционно забитой русскими туристами турецкой Анталии. Выбираем день — ближайшее воскресенье, 13 июля.

Картина, мягко говоря, неоднозначная. Лучше всего дела обстоят с турецким курортом. Все мировые сайты погоды пророчат Анталии от 30 до 35 C жары, без осадков, ветер 3-4 м/с.

Занятнее расклад по Лондону. Согласно европейскому «Расписанию погоды», там будет +23 и дождь. Американский метеосайт AccuWeather (там есть и русскоязычная версия) сулит +25 с переменной облачностью, но, по их данным, вероятность грозы всего 20%.

А вот российские прогнозы противоречивы. Гидрометцентр прогнозирует Лондону +23+28 и без осадков. Прогноз от Гисметео более пессимистичен: +19 , облачно, дождь. Согласитесь, между +28 солнечно и +19 дождливо есть разница.

Но самый удивительный расклад по погоде в Москве. Гидрометцентр днем прогнозирует от 23 до 28 C, без осадков, ветер северный 3 м/с. «Яндекс-погода» обещает москвичам +26 C, утверждает, что будет малооблачно, но ветер юго-восточный, 4 м/с.

Можно сказать, что у отечественных синоптиков больших противоречий нет, учитывая, что Москва — огромная. Только почему-то ветер дует с разных направлений.

А вот британцы с Rp5.ru убеждены, что в воскресенье ветер в Москве будет юго-восточный и москвичам надо запасаться зонтиками: дождь, а температура всего от 18 до 22 C. И, наконец, accuweather.com настаивает: ветер юго-восточный, но осадков не будет, а температура днем до 80 градусов. Не пугайтесь, в переводе с Фаренгейта в привычные градусы по Цельсию это всего 26,6. А еще американцы на всякий случай предупреждают, что вероятность снега и льда в Москве 0%. Что, безусловно, радует.

Итак, условно обобщим коллективный мировой метеопрогноз: в выходные в столице днем будет от 18 до 28, дождик или будет, или нет; ветер определенно дует, но вот куда и откуда — один Бог знает. И лишь в одном мировые синоптики солидарны: обойдется без снегопадов и гололедицы. Как будто в июле в России кто-то собрался кататься на коньках и санках…

Скажите, положа руку на сердце: есть прок от таких прогнозов?

Погоды нет

На форумах люди привычно ругают метеорологов. Некоторые подозревают, что на самом деле есть точные прогнозы погоды, но от народа по какой-то причине их скрывают. Показательный пост: человек хвастается, что перед отпуском всегда звонит знакомому военному летчику — тот делится самой правдивой информацией.

Автор этих строк по армейской специальности — механик метеослужбы ВВС. И наверное, пора раскрыть тайну засекреченных «сверхточных» военных прогнозов.

Эти мифы — из недавнего прошлого, когда армия была большой, а авиация великой. Если говорить на понятном обывателю языке, то вся территория мира покрыта метеостанциями. На основе их данных и составляются карты погоды. Синоптики анализируют полученную информацию и выдают прогнозы. Вполне логично, что чем больше исходных данных, тем точнее прогноз.

Военная хитрость заключалась в том, что военные получали данные отовсюду, но своими наблюдениями с гражданскими не делились. Естественно, военный прогноз по определению был точнее.

Кроме того, первый вылет в авиаполку — всегда и обязательно на разведку погоды. Мало ли что напрогнозировали синоптики — все надо проверить.

Но военные уже давно утратили все преимущества. Сегодня 80% информации метеорологи получают со спутников, которые доступны всем.

Традиционно самые погодозависимые — авиация и флот. Считается, что точность прогнозов для гражданской авиации составляет 96%. Прогноз для морского флота выдается с точностью до 96-98%. Кроме безопасности полетов и судоходства, ошибки в прогнозах увеличивают вероятность задержки в пути и чреваты дополнительным расходом горючего.

Можно ли засудить метеорологов за неточный прогноз? Такие попытки не раз предпринимались, но обычно процессы завершаются без особых последствий для метеорологов. Даже если прогноз платный, привлечь синоптика к ответственности можно лишь в одном случае: если удастся доказать, что имеет место профессиональная халатность. В остальных случаях в исках отказывают на том основании, что прогноз погоды — это научное предвидение и предсказание, а какие могут быть иски к предсказанию?

И так во всем мире. Поэтому есть лишь два пути улучшения дел: кнутами и пряниками. Вот недавно северокорейский лидер Ким Чен Ын обрушился с резкой критикой на метеослужбу страны за неточные прогнозы. Публичная выволочка на высшем уровне в этой стране — редкость, после нее следуют очень суровые кары. Впрочем, информации о массовых расстрелах корейских синоптиков пока не поступало.

А пряник для метеорологов — это новые спутники и суперкомпьютеры для обработки информации.

Сегодня в распоряжении Гидрометцентра всего три спутника. Глава Гидрометцентра Роман Вильфанд признает, что это недостаточно, и надеется, что через два-три года на орбитах будет четыре полярно-орбитальных и два геостационарных спутника.

А суперкомпьютер у наших метеорологов уже есть, причем в конце 2015 — начале 2016 года заработает еще один: по слухам, это нечто на грани фантастики. И его применение произведет революцию в прогнозировании погоды: чудо-компьютер позволит увеличить в 50 раз мощность и быстродействие метеослужбы.

Правдивость этого прогноза, как обычно, мы сможем проверить позже. Как и сами прогнозы погоды.

Тепло и мокро

Только что в Санкт-Петербурге завершился съезд метеорологов. Обсуждали обеспечение гидрометеорологической безопасности России в условиях меняющегося климата. Прозвучали тревожные новости. Количество опасных и экстремальных погодных явлений у нас за последние 30 лет удвоилось. Самые катастрофические — дождевые паводки. Одно лишь наводнение на Амуре обескровило экономику на 527 млрд руб.

Довершает беду объективный фактор: планета Земля разогревается. Не очень быстро, но все-таки. «Глобальный климат определенно изменился, за последние 100 лет среднегодовая температура на планете повысилась на 0,8 градуса, — констатирует директор Главной геофизической обсерватории Владимир Катцов.

Сами метеорологи достоверность своих прогнозов по самым опасным ударам стихии оценивают как 92,5%.

Впрочем, как утверждает народная молва, синоптики на счет погоды никогда не ошибаются. А вот с датами — да, бывает путаница.

Кстати

По данным МЧС, в России глобальное потепление происходит вдвое быстрее, чем во всем мире. Наиболее активно тает вечная мерзлота в северных районах. По расчетам специалистов, темпы потепления в Арктике в XXI веке будут в 2-2,5 раза выше, чем во всем мире, и уже к исходу века температура в Арктике может увеличиться на семь градусов Цельсия.

Идея

Придуман необычный способ заполнить крымские водохранилища. Украина перекрыла поступление воды из Днепра по Северо-Крымскому каналу, поэтому разработан проект искусственно увеличить объем дождей в Крыму. Воздействуя на облака с самолетов и применяя наземные аэрозольные генераторы, можно получить существенный прирост осадков — до 30% от годовой нормы. Подобные технологии успешно применялись в Сирии и Иране.

Дожди в Крыму радуют не всех, поэтому важное уточнение: пока это только предложение. Решение примут после тщательного анализа, с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.

21.05.2017

Часто в жизни мы сталкиваемся с плохими погодными условиями. В авиации погодные условия для взлета, полета и посадки крайне важны. Пилот воздушного судна перед рейсом всегда получает погодные условия в аэропорту вылета и прилета, а также на пути следования самолета. И если эти погодные условия не удовлетворительны, то пилот имеет полное право отменить рейс или изменить время вылета на то, когда прогноз погоды показывает улучшение.

Разумеется, для обеспечения полетов недостаточно информации на подобии той, которую все привыкли слышать из телевизора: «завтра пасмурно, возможен дождь». Авиационные метеорологические прогнозы и наблюдения включают себя ряд специфических параметров, кроме того требования к точности этих данных очень высокие.

Информация о фактической погоде кодируется в специальном международном формате, который называется METAR. Именно об этом коде и пойдет речь в данной статье. Любой уважающий себя авиационный специалист, будь то летчик, диспетчер или сотрудник наземных служб должен не только понимать этот код, но и быть способным моментально дать оценку погодных условий только бросив взгляд на METAR.

Итак, сводка METAR – это данные о фактической погоде на аэродроме и краткосрочный прогноз на два часа от момента наблюдения. Сводка выпускается каждые полчаса, однако в международные базы данных она попадает с небольшой задержкой, как правило, 10 минут.

Для поиска METAR интересующего вас аэродрома мы рекомендуем пользоваться государственным американским сайтом aviationweather.gov, так как он предоставляет прямой доступ к международной базе данных.

В целом, код довольно примитивен, достаточно знать порядка двух десятков самых распространенных сокращений, и расположение в коде того или иного параметра, это позволит понимать 90 процентов всех сводок. В качестве примера разберем реальную сводку METAR.

UAAA 221700Z 16002MPS 0500 R23R/1800D R23L/1400N FZFG FU SCT200 M11/M13 Q1028 R88/CLRD65 NOSIG

UAAA – обозначение аэродрома ИКАО, в данном случае Алматы, конечно, знать коды всех аэродромов невозможно, их можно легко найти в интернете.

221700Z – дата наблюдения (22 число текущего месяца) и время (17.00Z – время по Гринвичу).

16002MPS – направление метеорологического ветра (т.е. откуда дует ветер) – 160 градусов, и скорость – 2 метра в секунду.

0500 – метеорологическая видимость – 500 метров.

R23R/1800D R23L/1400N – дальность видимости на ВПП, в данном случае на ВПП 23R видимость составляет 1800 метров, а на 23L 1400 метров, D и N означают тенденцию изменения видимости за крайние 10 минут, D — Down, т.е. видимость ухудшалась, N – без изменений

FZFG FU – явления погоды. Freezing Fog Fume – переохлажденный туман, дым

SCT200 – Количество облачности и ее нижняя граница: Scattered – рассеянная, 200 – высота в сотнях футов, т.е. 20000 футов.

M11/M13 – температура/точка росы, М означает минус.

Q1028 – давление QNH на аэродроме, 1028 гектопаскалей.

R88/CLRD65 – группа состояния ВПП, R88 – все ВПП аэродрома, CLRD – cleared (очищена), 65 –коэффициент сцепления 0,65.

NOSIG – прогноз на 2 часа от времени наблюдения, NOSIG – No Significant Change (без существенных изменений)

Как видно, ничего сложно в расшифровке METAR нет, ниже приведена подробная информация со всеми сокращениями.

Расшифровка метеорологического кода METAR.

  1. METAR

METAR — регулярное сообщение о фактической погоде на аэродроме.

  1. Аэродром

Примеры: UUEE; LKPR; EHHK

СССС — международное четырехбуквенное обозначение аэродрома.
Индексы аэропортов приведены в сборнике ICAO Doc 7910 – «Указатели (индексы) местоположения».

  1. Время наблюдения

Примеры: 101230Z; 270030Z; 010100Z

YYGGggZ: YY — дата, GG — часы, gg — минуты, Z — время UTC — universal coordinated time.

  1. Ветер

Примеры: 24022KT; 23009G15MPS; 17003MPS 130V220; 00000MPS

dddff (Gfmfm) (dndndnVdxdxdx) — ветер у поверхности земли
(за 10-минутный период предшествующий сроку наблюдения).
ddd — среднее метеорологическое направление ветра (истинное).
ff — средняя скорость ветра.
Gfmfm — максимальная скорость ветра или порывов. G-GUST – порыв.
Передается, если максимальная скорость превышала среднюю на 5 м/с (10 узлов, 20 км/ч) или более.
MPS — METRES PER SECOND — метры в секунду.
KT — KNOTS – узлы.
KMH — KILOMETRES PER HOUR — километры в час.
dndndnVdxdxdx — если ветер резко изменялся (не менее 60 градусов при средней скорости не менее 2м/с), в сводку включается группа, в которой dndndn и dxdxdx — два экстремальных направления ветра, между которыми происходили изменения.
V — буквенный указатель группы.
00000 — штиль (CALM).
VRB — VARIABLE — неустойчивый ветер.
Это обозначение используется вместо направления, если: средняя скорость ветра не более 2 м/с
(3 узла, 6 км/ч) или невозможно определить среднее направление ветра.

5.Метеорологическая видимость

Примеры: 1400 1200NE; 9999; 0350 0150W

VVVV (Dv) (VxVxVxVxDv) — горизонтальная видимость у поверхности земли (метеорологическая дальность видимости).
VVVV — значение видимости в метрах.
9999 — видимость более 10км.
Если видимость в различных направлениях неодинакова (разница между минимальным значением и видимостью в любом другом направлении не менее 50%), сообщается минимальная видимость.
Dv — направление, в котором эта видимость наблюдается:
N — NORTH – север; S — SOUTH – юг; E — EAST – восток; W — WEST — запад.
VxVxVxVxDv — группа включается в сводку, когда минимальная видимость на аэродроме 1500м, а максимальная видимость — более 5000 м.
VxVxVxVx— значение максимальной видимости.

6.Дальность видимости на ВПП

Примеры: R24R/P2000D; R14L/1400U

RDrDr / VrVrVrVri или RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri — дальность видимости на ВПП
Включается в сводку, если либо горизонтальная видимость у земли, либо видимость на ВПП менее 1500 м.
R – RUNWAY — ВПП — отличительная буква группы.
DrDr — номер полосы (дается двумя цифрами).
Для указания параллельных полос к номеру добавляются буквы:
L — left — левая; C — central — средняя (центральная); R — right – правая.
VrVrVrVr— среднее значение дальности видимости на ВПП за 10-минутный период в метрах.
i — тенденция изменения дальности видимости на ВПП в течение 10-минутного периода:
U — upward – улучшалась; D — downward- ухудшилась; N — no change — не изменялась.
Если в течение 10-минутного периода, предшествующего сроку наблюдения, экстремальные одноминутные средние величины видимости отличаются от средней величины за 10-минутный период более, чем на 50 м или 20% (в зависимости от того, что больше), указывается не среднее значение видимости, а минимальное и максимальное:
RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri, где V — отличительная буква группы.
Если RVR выше максимального значения, которое может быть оценено с помощью используемой системы, то должен ставиться буквенный указатель P (peak),
а если ниже минимального значения — M (minimum).

  1. Явления погоды

Примеры: -SHRA; FZFG; TSRA

Описание явлений:

  1. Облачность

Примеры: OVC006; SCT023CB; BKN080; VV001

NsNsNshshshs или VVhshshs — облачность или вертикальная видимость.
NsNsNs— количество облаков кодируется трехбуквенными сокращениями:
FEW — несколько, незначительно, мало, 1-2 октанта;
SCT — scattered — рассеянные, разбросанные облака, 3-4 октанта;
BKN — broken — разорванная, значительная облачность, 5-7 октантов;
OVC — overcast — сплошная облачность, 8 октантов.
hshshs — нижняя граница облаков указывается тремя цифрами в сотнях футов.
Чтобы определить высоту в метрах цифры следует умножить на 30, а в футах на 100.
Тип облачности указывается только при наличии кучево-дождевых (СВ cumulonimbus) и мощно-кучевых башенкообразных (TCU towering cumulus) облаков.
Если количество и форму облаков определить невозможно, передается вертикальная видимость.
VVhshshs — VV — vertical visibility – вертикальная видимость,
hshshs – значение вертикальной видимости.
SKC — sky clear – ясно, если облаков нет.
NSC — no significant clouds – нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м (5000ft)

  1. Индикатор благоприятной погоды

Примеры: CAVOK

CAVOK — cloud (ceiling) and visibitily OK — погода хорошая
Включается в сводку вместо 5, 6, 7 и 8 группы, если наблюдаются следующие условия:
— видимость 10 км и более;
— отсутствуют облака ниже 1500м (5000ft) или ниже верхнего предела МБВ по секторам, нет кучево-дождевых облаков любой высоты;
— нет грозы, осадков, поземного туманы, пыльной и песчаной бури, поземка (пыльного, песчаного или снежного).

10.Темпратура и точка росы

Примеры: M24/M27; 12/04

T′T′/T′dT′d — Температура воздуха и точки росы в целых градусах Цельсия
T′T′ — температура воздуха.
T′dT′d — точка росы.
Если значения ниже нуля, то добавляется буква М (minus).

  1. Давление

Примеры: Q1021; Q0991

QPhPhPhPh — Давление.
Q — отличительная буква группы.
PhPhPhPh — значение давления QNH в гектопаскалях (НРА, hPa, гПа).

  1. Дополнительная информация, состояние ВПП

Примеры: WS ALL RWY; R24R/420245; R34/810160; R12/CLRD65; R88/290050; RE RA

Дополнительная информация включается в сводку с фактической погодой в следующих случаях:
1.Необходимо сообщить об опасных явлениях погоды, закончившихся перед сроком наблюдения.
REW′W′ — RE — recent – недавний.
W′W′ — явление погоды.
2.Если на траекториях взлета или захода на посадку, в слое между ВПП и 500 м наблюдается сдвиг ветра. WS RWYDRDR или WS ALL RWY WS — wind shear — сдвиг ветра.
RWY — runway -взлетно-посадочная полоса.
DRDR — номер ВПП.
ALL – все.
TKOF — take off — для траектории взлета.
LDG — landing — для траектории посадки.
RrRrErCRererBrBr — cостояние ВПП (runway state message).
I. RrRr — номер ВПП (runway designator).
1.параллельные ВПП: левая ВПП — указывается номером, правая ВПП — увеличивается на 50.
2.информация дается для всех полос – 88.
3.информация повторяется из последнего сообщения – 99.
II.Er – характеристика условия покрытия
0 — чисто и сухо (dry and clear).
1 — влажно (damp).
2 — мокрая ли вода местами (wet or water patches).
3 — иней или изморозь (rime or frost).
4 — сухой снег (dry snow).
5 — мокрый снег (wet snow).
6 — слякоть (slush).
7 — лед (ice).
8 — уплотненный или укатанный снег (compacted or rolled snow).
9 — замерзшая или не ровная поверхность (frozen ruts or ridges).
/ — тип отложений не указываются (type of deposit not reported).
III. CR — степень покрытия ВПП (contamination).
1 менее 10% ВПП покрыто.
2 — от 11% до 25%.
5 — от 26% до 50%.
9 — от 51% до 100%.
/ — нет данных
IV. eReR — толщина покрытия ВПП
00 — менее 1мм.
01 — 1мм
02 – 2мм
90 – 90мм
91 — в коде не применяется
92 – 10см
93 – 15см
94 – 20см и т.д.
98 – 40см
99 — ВПП не работает
// — нет измерений или толщина покрытия незначительна.
V. BRBR — коэффициент сцепления или эффективности
торможения (braking action or friction coefficient).
а) коэффициент сцепления.
б) эффективность торможения
95 — хорошая (good) =0,40 и выше
94 — средняя/хорошая (medium/good) =0,39 – 0,36
93 — средняя (medium, average) =0,35 – 0,30
92 — плохая/средняя (between poor/medium) =0,29 — 0,26
91 — плохая (poor) =0,25 и ниже
99 — ненадежное измерение (из-за снега, слякоти и т.д.)
// — нет данных или ВПП не работает.
Иногда вместо II, III и IV группы даются сокращения: CLRD — чистая; CLSD –закрыта. Вместо II, III, IV, V групп встречаются буквы SNOCLO (закрыта снегом), RRRR // 99// — ВПП закрыта чисткой.

  1. TREND – прогноз изменения погоды

Примеры: TEMPO 0300 FG VV002

Прогноз изменения отдельных метеоэлементов составляется на ближайшие два часа от срока наблюдения. В прогноз типа «TREND» включаются только те метеоэлементы, значение которых будут существенно изменяться.
ТТТТТ — указатель характера прогнозируемых изменений.
BECMG – (becoming) – ожидаются устойчивые изменения
TEMPO – (temporary) — временами ожидаются изменения
NOSIG – без существенных изменений.
ТТGGgg — время или период, в течении которых будут происходить изменения.
FM — (from) — от — для указания начала периода;
TL — (till) — до — для указания окончания периода;
АТ — на — для указания конкретного момента времени, в который ожидается изменение метеоусловий.
GGgg — часы и минуты (UTC), время изменения метеоусловий.

  1. Ремарка

Примеры: QFE760/1014; OBST OBSC; QBB090

RMK — Ремарка.

  1. Фактическая высота нижней границы облаков или вертикальной видимости в метрах.
  2. Давление на аэродроме QFE.
  3. Данные ветра, если порыв меньше 5 м/с.
  4. Данные МРЛ.
  5. Наличие обледенения, турбулентности.
  6. Закрытие препятствий.
  7. Состояние ВПП.
  8. Другая информация.

Указатель RMK сообщает о начале раздела, содержащего информацию, включенную согласно национальному решению, которая не должна распространяться в международном масштабе. После указателя RMK может быть включена любая другая дополнительная информация для внутреннего (внутри страны) пользования. Открытым текстом с принятыми сокращениями.

Другие статьи 25.05.2020Как и куда можно улететь во время коронавируса? 16.05.2020Процесс покупки нового и подержанного самолета. Часть 2. Экипаж. 16.05.2020Ограничение полетов и пересечения границ Все статьи