Конвертер к 1


Советский супертелевик с очень хорошими отзывами.
Возвращение к жизни и адаптация на никон.

Все кольца на резьбовых соединениях и контрятся стопорами



Этот винтик запомним, всё будет крутиться вокруг него

Винт служит ограничителем хода геликоида.
На бесконечности упирается в один бортик, на минимальной дтстанции в другой

На резьбе и стопорах передний линзоблок.
Он состоит из двух линз, а всего в объективе их три.

Диафрагма роскошная, но куда же без масла на лепестках


Все кольца по очереди снимаем

Не забываем про стопоры

Оправа задней линзы на резьбе и на стопоре, снимаем, нужно мыть геликоид

Разобрали и помыли

Как пристроить на никон? Да очень просто, спилить пару миллиметров с конца объектива и все дела.
Но мы сделаем элегантно.
На картинке вверху геликоид в положении бесконечность для м39 отрезок 45.2 мм, нам нужно 46.5 мм

Выкручиваем стопор и закручиваем до упора геликоид, линзоблок подвинется к матрице.

Но стопору некуда вкручиваться, он упрётся в бортик. выбросить стопор вообще нельзя, он ограничивает ход геликоида с другого конца и не даёт ему раскрутиться.

Дадим стопору ход 2 мм, спилим кусочек бортика.
Потом нужно попасть в заход геликоида, чтобы сопор попал именно в доработанную часть.
Ну это несложно, там вариантов штук 50 всего лишь.
Вот и всё.
Не забываем поставить внутреннюю бленду


Я не могу пристроить на штатив штатную болванку объектива, поэтому поставил лапку от никона 80-200
Снимать объективом с рук очень трудно.
Я, признаться хотел поехать самолёты поснимать, но как то не доехал, времени не нашел.
Так быстренько проверил его замечательную резкость, так отзывы говорят.

Для общей картины я даю кадры с полтинника

Это фонарик Таир-3 300 мм, на фото полтинника указан стрелкой

Тот же фонарь без сжатия, хотелось бы надпись на шильдике прочесть, но увы.

Полтинник из окна

Таир-3 f/5.6

Таир-3 без сжатия

Таир-3 f=300 мм

никон f=200 mm
Резкость, как бы есть и это удивляет.
Волосов мог из трёх стёкол сделать объектив.
Успехов в фотографии

МС Конвертер К-1 2х. Обзор и примеры фото

МС Конвертер К-1 2х является двухкратным конвертером. Т.е. увеличивает изображение в два раза. Соответственно при этом светосила, которая изначально задается диафрагмой объектива уменьшается в 4 раза, т.е. на две ступени экспозиции.

Например если снимать им, скажем вместе с объективом 135/3,5 на открытой диафрагме, то получим эквивалент 270/6,3.

Надпись М42×1 на оправе говорит о том, что конвертер предназначен для системы М42.

К-1 выпускался на Киевском заводе Арсенал. Мой экземпляр 1987 года. Конвертер имеет длину 35 мм и диаметр 50 мм. Масса телеконвертера около 120 г.

Сзади расположен толкатель диафрагмы для ее автоматической предустановки. Который сейчас актуален только если его использовать на пленочных фотоаппаратах с резьбой М42, типа Зенитов, Практик и прочих.

Линзы имеют мультипросветление, о чем говорит приставка МС в названии, а также зеленоватый оттенок просветления линз.

Конвертер вкручивается в верхнюю крышку коробки, таким образом его удобно транспортировать.

МС Конвертер К-1 2х с объективом Carl Zeiss Jena DDR Sonnar 3,5/135

Использование телеконвертера

Конвертер увеличивает изображение в 2 раза, соответственно сферические и хроматические аберрации становятся заметнее. Поэтому применять конвертер рекомендуется с объективом, имеющим хорошо исправленные аберрации. И если есть запас по освещенности, можно хотя-бы на полустоп прикрыть диафрагму.

Оптическое качество МС Конвертер К-1 2х

Конвертер себя показал довольно неплохо. К сожалению, я могу судить о его качестве используя советский телеконвертер ТК-2 Рогачевского оптического завода. И если сравнивать эти два конвертера, то К-1 мне понравился больше. Резкость, цветопередача и контраст у него мне показались лучше чем у ТК-2.

Также с ним удобнее было наводить фокус, хотя при сценах с недостаточным освещением наводить резкость по зеленой точке сложно, камера ошибается. Видоискатель тоже не сильно помогает. Разве что можно наводить по LiveView с увеличением.

Примеры фотографий снятые с помощью Конвертера МС К-1 2х

Все примеры сняты фотоаппаратом Nikon D3100 с объективом Carl Zeiss Jena DDR Sonnar 3,5/135 на открытой диафрагме. На данный момент у меня небыло другого объектива с резьбой М42. Все фото экспортированы из RAW с небольшой коррекцией экспозиции.

По краю абажура можно заметить зеленый ореол — хроматические аберрации.

Кроме того, что конвертер обычно применяют для приближения дальних объектов, его также можно применять и в макросъемке. Это удобно если нужно получить нужный масштаб, но при этом сохранить определенную дистанцию к объекту и ГРИП. Это актуально при съемке дикой природы, мелких причек, бабочек и т.п.

Как видите, резкость довольно неплохая, даже на открытой диафрагме. Конечно она в основном зависит от объектива.

А вот для съемки портретов использовать конвертер не рекомендую. Резкость было очень сложно наводить, и пока я фокусировался, сильно утомил своего сына позировать.

Контраст и цветопередачу конвертер сохраняет хорошо, хотя и добавляет немного желтизны.

А эту фотку с котом можно считать откровенным браком. Как долго я не старался сфокусироваться, все время промазывал, поскольку камере не хватало освещения для подтверждения фокуса по зеленой точке, также меня не спас и видоискатель, а по LiveView я не сообразил попробовать. Вот так.

Обзор МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

За предоставленный телеконвертер МС КОНВЕРТЕР К-1 2х огромная благодарность Алексею Ярышу.

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х — советский конвертер производства завода Арсенал. Конвертер подходит для всех объективов с посадочной резьбой М42 х 1/45.5. К-1 увеличивает фокусное расстояние объектива в 2 раза, при этом число F тоже увеличивается вдвое, соответственно светосила объектива уменьшается в 4 раза (2 стопа). Также К-1 поддерживает устройство моргающей диафрагмы.

Общую информацию про то, как работают конвертеры найдете в разделе ‘Что такое телеконвертер и как он работает‘.

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

К-1 добротно собран. Сам по себе конвертер не имеет движущихся частей (кроме выступа моргающей диафрагмы), а потому сделать хлипкую конструкцию здесь довольно сложно. Снаружи К-1 имеет стилизованное кольцо-ободок для удобного хвата. Весит конвертер 120 грамм. В комплекте поставки комплектуется оригинальным тубусом и передней крышкой. Задней крышкой телеконвертера служит нижняя часть тубуса.

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х на объективе HELIOS-44-2 2/58

МС КОНВЕРТЕР К-1 2х на объективе Acall 135mm f:3.5 Kyoei Optical Co., LTd.

Хотя К-1 использует оптику с многослойным просветлением, он немного желтит, правда, меньше чем МС Конвертер К-2Н 2х. Но вкупе с желто-зеленым HELIOS-44-2 2/58, с которым я использовал телеконвертер, в конечном счете получается отвратительный цвет на фотографиях. Конвертер заметно портит картинку с объектива, я бы не стал применять МС КОНВЕРТЕР К-1 2х без крайней на то надобности.



Исходные файлы можно (17 фото в формате ‘.ARW’, 405 Mb). В галерее показан ‘камерный JPEG’, снимки выполнялись с разными значениями числа F. На камере Sony a7 я без проблем использовал МС КОНВЕРТЕР К-1 2х с переходником M42-NEX.

Тубус для МС КОНВЕРТЕР К-1 2х

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Таир-3А 4.5/300

Технические Характеристики Таир-3А:

  • Фокусное расстояние — 300 мм.
  • Максимальная диафрагма — 4,5.
  • Минимальная диафрагма -22.
  • Количество линз/групп — 3/3.
  • Минимальная дистанция фокусировки — 3 м.
  • Количество лепестков диафрагмы — 16.
  • Разрешающая способность центр/край — 36/30.
  • Тип просветление — однослойное.
  • Бленда встроенная.
  • Крепление для насадок — резьба м75.
  • Крепление оптики — система сменных адаптеров «А» (м42/А).
  • Фактический вес -1,6 кг.
  • Длинна — 270 мм.

Эргономика и конструктив:

Таир-3А в корне отличается от Таир-3С по конструкции, они совершенно разные. Версия Tair-3A построена по классической схеме, в то время когда Таир-3С объектив специально сделанный для фото набора ФС (фото снайпер) со всеми его эргономическими излишествами и недостатками.

Кольцо фокусировки широкое и имеет рифление в металле, не полный оборот составляет примерно 340°. При фокусировке вместе с линзоблоком движется кольцо фокусировки, при минимальной дистанции фокусировки кольцо удалено на 60 мм от положения на бесконечности. Ход геликоида тугой и вязкий, но не через чур а вполне приемлемый.

Смена диафрагмы осуществляется плавным бесступенчатым движением, что оценят любит ели снимать видео. Сама же диафрагма состоит из 16 лепестков, на любых значениях апертуры они формируют идеальное круглое отверстие.

Не малый вес объектива вызывает существенную шевеленку, что очень сильно снижает возможность снять даже малоподвижный объект на малых выдержках. По этой причине в ряде случаев Таир-3А логичней всего устанавливать на штатив либо монопод. Интересно что для соединения с штативной головой объектив Таир-3А имеет два резьбовых соединения на выбор, одно из них 1/4″ и другое 3/8″.

Более того Tair-3A имеет шикарную встроенную бленду, она очень плотно сидит и туго выдвигается и при этом не болтается как к примеру у Таира-11А. Сама по себе бленда очень длинная, большая глубина обеспечивает прекрасную защиту от боковых лучей солнца или другого яркого источника. А также что очень важно, защиту от физических ударов.

Главная изюминка объективов Таир-3А и Таир-3С система универсальных сменных адаптеров «А» — по типу tamron adaptall. Данная система сменных хвостов позволяет менять резьбовое соединение на байонетное с сохранением фокусировки на бесконечности. По умолчанию на объективе установлен переходник А/м42, его можно заменить к примеру на КП-А/Н — то есть Nikon.

Художественные качества:

Учитывая крайне узкую специфику и как писалось выше простую оптическую схему от объектива не ждешь тотальной резкости. На открытой диафрагме 4,5 разрешающая способность приемлемая, но контраст слабоват, насыщенность цветов вялая — можно конечно сказать естественная и чуток затягивает в теплые тона. Так же заметны хроматические аберрации (ХА) — в редакторе правится.

Хотелось отметить что конек Таира-3 это дистанции от 10 до 40 метров примерно, на бесконечности резкость заметно меньше нежели на данных расстояниях (субъективно).

В контровом свете резко падает контраст, по этой причине бленда должна быть в рабочем положении.

На прикрытых диафрагмах Таир действительно резок и контрастен, ХА исчезают либо совершенно не заметны.

Вывод:

Таир-3А это невероятно простая, надежная и удобная конструкция выполнена из куска метала и и стекла. К эргономике нет никаких нареканий, все что необходимо объектив имеет (бленда, крепление для штатива). Система сменных адаптеров позволит установить объектив на любую зеркальную камеру с сохранением бесконечности, только переходник нужно найти. По оптическим качествам все не так красиво, на открытой диафрагме в белый солнечный день объектив не столь резок и контрастен как хотелось бы. Таир-3А имеет не малый вес и наличие хотя бы монопода сможет облегчить процесс фокусировки. Однозначно объектив для узкого круга задач ( а не для всех типов съемки как рекомендует производитель), для съемки птичек на природе он коротковат. А для съемки концертов темноват, чувствительность матрицы должна позволять вам снимать на высоких ISO (800-1600).

Советский телеобъектив Таир 3 (4.5/300) на кропе и полном кадре. Детальный обзор.

Актуальность: 2017

Артем Кашканов

Рекомендую: Книги о фотографии

Телеобъектив TAIR 3-PhS 4.5/300 мне достался случайно. Позвонил старый знакомый и спросил: «фоторужье нужно?», я ответил: «естественно, я думал ты даже не спросишь!» 🙂 В этот же день я стал счастливым обладателем комплекта «Фотоснайпер ФС-12», включающим в себя фотоаппарат «Зенит», объектив «Гелиос 44-2» и, самое главное — телеобъектив Таир 3 с фокусным расстоянием 300 мм. Все это было упаковано в железный чемоданчик, в котором лежал еще приклад к фоторужью, набор светофильтров, куча ремешков и даже несколько отверток!

Если говорить откровенно, 300 миллиметров — не такое уж и огромное по современным меркам фокусное расстояние. Телеобъективы-зумы средней ценовой категории как раз подошли к нему вплотную. У меня с давних времен лежит Canon 75-300mm, который я купил больше 10 лет назад, но который так и не обрел среди меня большой популярности из-за малой светосилы, хроматических аберраций и заметного падения разрешения с увеличением фокусного расстояния более 150-200 миллиметров.

Таир 3 меня заинтересовал как минимум тремя вещами:

  1. Это фикс. Это давало надежду на то, что он будет резкий
  2. У него неплохая светосила для телевика — 1:4.5. Хотя это всего на 2/3 стопа светлее, чем традиционное для большинства телевиков значение 1:5.6, п.1 этого списка вселял надежду, что объектив будет резким начиная с открытой диафрагмы, в отличие от темных зумов, на которых нужно было прикрывать диафрагму как минимум до F/8 на длинном конце, чтобы избавиться от мыла.
  3. 18-лепестковая диафрагма формирует идеально круглое отверстие апертуры, что теоретически должно положительно сказаться на рисунке размытия.

Помимо перечисленного выше объектив имеет еще несколько интересных особенностей.

Корпус и внешний вид

Объектив Таир-3 целиком сделан из металла. Конструкция крепкая и неубиваемая. Наверное, максимум, что может случиться неприятного — это обдерется краска. Мне достался экземпляр светло-серого цвета. Издали он отдаленно напоминает телеобъектив Canon серии L, не хватает только красного колечка (зато вместо него есть три серебряных 🙂 Длина объектива около 30 см, вес — 1.5 килограмма. Диаметр светофильтра — 72 мм.

Фокусировка

Фокусировка выполняется при помощи вращения рифленого металлического диска в передней части объектива. Этот способ фокусировки оказался неожиданно удобен. Ход диска чуть меньше одного полного оборота. Поворачивается он с приятным усилием, при этом «хобот» объектива выезжает вперед сантиметров на 5. Это соответствует минимальной дистанции фокусировки, которая составляет 3 метра.

Ход диска фокусировки ограничивается ввернутым в него винтиком. Поскольку в комплекте с объективом было несколько отверток, я решил этот винтик вывернуть в надежде сократить минимальную дистанцию фокусировки. То что произошло после этого меня удивило и даже немного напугало! При попытке сфокусироваться на самое близкое расстояние у объектива просто вывалился хобот и мне потом стоило большого труда вернуть его на место так, чтобы все работало как положено — фокусировка и диафрагма 🙂

Оптическая схема

Она до безобразия проста — всего три линзы. С одной стороны это хорошо — лишние отражающие поверхности «съедают» часть светового потока и снижают реальную светосилу. С другой — эти же самые дополнительные линзы (ахроматические, асферические), которых в Таире нет, снижают аберрации — хроматические и сферические, которые так или иначе снижают техническое качество картинки.

Диафрагма

Диапазон изменения диафрагмы у Таир-3 — от 4.5 до 22. Ход кольца довольно тугой, возможно, сказывается возраст объектива и состояние смазки. Поначалу для меня большой загадкой было дополнительное кольцо с красным стопорным винтиком, затянутым прежним владельцем намертво. Вооружившись пассатижами, я расслабил крепление и освободил кольцо. Оказалось, что это механизм взвода диафрагмы — аналог «прыгалки», адаптированный для фоторужья. Как им пользоваться?

Предположим, мы решили что-то сфотографировать с диафрагмой 8. Повернули диафрагмы кольцо в нужное положение, отверстие закрылось. Картинка в видоискателе при этом темная и сфокусироваться может быть сложно. В этом случае «взводим диафрагму» — поворачиваем второе кольцо (с красной стрелочкой) до щелчка, при этом диафрагма открывается до 4.5, спокойно фокусируемся, а при нажатии спуска на фоторужье, специальный рычажок (снизу) «сбрасывает» диафрагму обратно до 8 и в этот момент срабатывает затвор. Все бы хорошо, но эта штука автоматически срабатывает только когда объектив установлен на фоторужье и кольцо диафрагмы сужается не сразу, а где-то в течение секунды — скорее всего опять виновата загустевшая смазка в механизме. Тем не менее, разобрались — и то хорошо 🙂

Бленда и светофильтры

В комплекте с объективом идет резиновая гофрированная бленда, которая навинчивается на переднюю линзу объектива. Надо сказать, она пришлась весьма кстати, так как объектив неважно держит контровой свет. Светофильтры диаметром 72 миллиметра — прозрачный (защитный), светло-желтый, желтый, оранжевый и зеленый предназначены преимущественно для пленочной черно-белой фотографии. На просторах интернета даже нашлась инструкция, какой фильтр для чего лучше использовать. При съемке в цвете на цифру фильтры не особо нужны, так как при проявке RAW-ов в Lightroom можно добиться точно таких же эффектов и при этом не потерять оригинальное изображение (лично мое мнение, вероятно, кто-то не согласится).

Объектив Таир 3 на полном кадре — примеры фотографий

Все фотографии, приведенные ниже кликабельны — полноразмерные файлы выложены на Яндекс.фотках. Фотографии не проходили никакой обработки, просто были сконвертированы из RAW в Jpeg в Adobe Lightroom с настройками по умолчанию.

В качестве подопытной камеры выступал старичок Canon EOS 5D. Испытание проводилось в деревне. Погода была, к сожелению, пасмурная, тем не менее, результат мне понравился. Поначалу было испорчено немало кадров из-за ошибок экспозиции, так как внутрикамерный экспонометр при использовании мануальной оптики живет своей жизнью, но немного «пристрелявшись», я вышел на прогулку. И вот что из этого получилось…

В первую очередь хотелось посмотреть, насколько объектив устойчив к хроматическим аберрациям. Для этого как нельзя лучше подходит съемка веток на фоне неба на полностью открытой диафрагме.

Как видно из приведенного выше примера, хроматические аберрации присутствуют в зоне нерезкости. В принципе, этим грешат абсолютно все светосильные фиксы, даже премиум-класса. Разница лишь в цвете и размере. При закрытии диафрагмы ХА уменьшаются, но полностью не пропадают.

На этой же фотографии видно, какой рисунок размытия у Таира 3 — мягкий и плавный. Объектив хорош для съемки фрагментов чего-то крупным планом. При этом, какой бы пестрый задний план не был, он не будет отвлекать на себя внимание.

Пошли дальше… Увидели трясогузку на мостках пруда. Пытаемся подойти на минимальное расстояние, чтобы не спугнуть. Какой масштаб при этом получится на 300 мм (на полном кадре?). Вот такой…

Не особо крупно, но для съемки с рук без стабилизатора 300 мм — это край. Съемка на открытой диафрагме, чтобы исключить шевеленку пришлось поднять ISO примерно до 500. Еще один шаг вперед — и птичка улетела. Я говорю это к тому, чтобы реально оценивать возможности съемки дикой природы. Естественно, если повесить кормушку и какое-то время постоять рядом, птицы привыкнут и подпустят вас ближе, но это почти наверняка будут летом воробьи, зимой — синицы, а их фотографий уже миллиарды.

Еще одна фотография, я ее назвал «Советская мечта». Признаки достатка и благополучия советского гражданина — квартира, дача, машина, гараж. На фотографии два предмета из этого набора. Только спутниковая тарелка на доме переносит нас из ностальгического прошлого в современность 🙂

Съемка велась примерно со 100 метров, может чуть больше. Если посмотреть полноразмерную фотографию, можно обратить внимание, что ГРИП все равно заметна — наличники на окнах резкие, а деревце перед «Жигулями» и зелень на заднем плане немного размыты. Помню, что диафрагма была зажата до 8. Причем, резкость в зоне ГРИП, надо сказать, весьма приличная!

Еще одна фотография — снимал сына на велосипеде на фоне окружающего пейзажа (если можно это назвать пейзажем 🙂

Благодаря сжатой перспективе и малой ГРИП достигается необычный эффект «игрушечного мира». К сожалению, пасмурный день не баловал интересным освещением, поэтому художественных экспериментов не получилось.

А может быть макро? Минимальная дистанция фокусировки составляет 3 метра, поэтому макро нам не светит вообще никак, но крупные планы объективу вполне по силам.

Но опять же возникает проблема — как поместить объект съемки в зону ГРИП. Чтобы увеличить ГРИП нужно зажимать диафрагму, при этом либо удлинняется выдержка и появляется шевеленка, либо растет ISO и вместе с ним шумы. Стабилизатора у объектива нет. Да и самый легкий ветерок шевелит листья и качает стебли. То есть, куда не глянь — сплошные компромиссы, тем не менее, для художественной съемки «цветочков» объектив вполне приходен. Главное, чтобы была стояла ясная и безветренная погода и был под рукой штатив.

Фотоохота на домашнего кота тоже прошла с переменным успехом. Снимать в движении на Таир-3 сложно, так как у него ручная фокусировка и мизерная ГРИП, но если объект съемки замер в ожидании, вполне можно делать «смотрибельные» фотоснимки. Переходник M42->EOS, при помощи которого объектив был присоединен к тушке имел чип подтверждения фокусировки, который помогал фокусироваться.

Следующая фотография отлично иллюстрирует плавный переход между зоной резкости и размытия. При съемке на минимальной дистанции фокусировки (3м) и максимально открытой диафрагме этот переход выглядит так:

В принципе, приведенных примеров уже достаточно, чтобы сделать какие-то выводы.

На полном кадре объектив Таир-3 показал себя в общем и целом весьма неплохо.

Что понравилось и что не понравилось?

Понравилась резкость картинки. Начиная с открыой диафрагмы она вполне приличная, а если зажать диафрагму до 8-11, будет видно каждый листик и веточку, каждый волосок, причм не только в центре кадра, но и по краям. Главное — не промахнуться с фокусировкой.

Объектив плавно размывает фон на фотографиях, но использовать его в качестве портретника я бы не стал, так как 300 миллиметров это слишком много и картинка получается весьа специфическая. Объектив хорошо подходит для съемки крупных планов и фрагментов чего-то на полностью размытом фоне.

У Таира-3 заметны хроматические аберрации в зоне расфокуса. Это особенно заметно при съемке веток (или на фоне веток). При закрытии диафрагмы ХА уменьшаются, но полностью не исчезают. В принципе, это не критичный недостаток, так как ХА легко правятся в Lightroom.

Фокусировка ручная, но довольно длинноходная (в отличие от бюджетных автофокусных зумов), поэтому хорошо сфокусироваться на нужном объекте не составляет большого труда, главное, чтобы у камеры был большой видоискатель. Canon EOS 5D в этом плане хорош, но на любительских кропнутых зеркалках размер видоискателя меньше, вероятно это создаст дополнительные неудобства.

Вес и размер объектива — это плюс и минус одновременно. Достоинство в том, что инернтность и «ухватистость» объектива компенсируют отсутствие стабилизатора. С другой стороны — вес объектива около 1.5 килограмм создает значительную нагрузку на байонет, поэтому использовать его на тушках с пластиковым корпусом я рекомендую с осторожностью.

Объектив имеет резьбу под штатив, но у нее «неродная» для большинства штативных площадок резьба 3/8″, поэтому для использования со штативом потребуется переходник с 1/8″ на 3/4″ — их полно продается на Aliexpress.

Объектив подсоединялся к тушке Canon через переходник EOS->M42 с одуванчиком, только почему-то оказалось, что резьба штатива смотрит не вниз, а чуть вбок (примерно на 7 часов). То есть, если установить камеру с объективом на штатив с горизонтальной площадкой, получим жесткий завал горизонта. Как оказалось, это легко лечится — на хвостовике есть три винтика, которые можно расслабить, повернуть хвостовик на требуемый угол, а потом снова затянуть (отвертка идет в комплекте).

Объектив Таир-3 на кропе

Единственная «кропнутая» камера, которая есть у меня в распоряжении — это беззеркалка Olympus E-PM2 с кроп-фактором 2. К ней в свою очередь был приобретен переходник Canon EOS->M4/3, то есть, теоретически была возможность установить Таир-3 на Олимпус (через 2 переходника). Что из этого получилось?

Эквивалентное фокусное расстояние 600 миллиметров — вещь довольно специфичная. Чтобы снять что-то с рук, нужно очень сильно постараться. Если фокусировка при этом ручная, то без штатива вообще делать нечего, но я попробовал. Примеров фотографий пока немного и они не очень показательны, привожу их скорее в праздно-развлекательных целях.

Первая фотография — вид на трубу котельной из окна. Растояние до объекта — 139 метра (проверил по Яндекс.картам). На фотографии видно все вплоть до винтиков и капроновых стяжек, которыми стянуты кабели. Дело подпортил контровой свет — солнце находилось в передней полусфере, поэтому контрастность у фотографии просела. Бленду я тогда не использовал (а зря).

Вторая фотография — условия съемки могут показаться безумными. Поздний вечер, штатива нет, тем не менее… ISO200, 1/800 секунды, F/4.5 — этого хватило, чтобы «зацепить» луну и яркую звездочку рядом с ней. Как позже выяснилось, это был Юпитер.

Звездочка во вставке — планета Юпитер со 100% кропа. Шутки шутками, но именно Таир-3 на 2-кратно кропнутом Олимпусе мне позволил первый раз в жизни вживую увидеть диск планеты Юпитер. Съемки велись 7 мая 2017 года, в этот день Юпитер на небе был рядом с Луной.

Кстати, по размеру Луны на фотографии можно судить, как она будет смотреться при съемке с 600 мм объективом. Это, я думаю, заставит многих по другому смотреть на «картинки в Интернете», на которых Луна в половину неба, а на переднем плане какой-то пейзаж.

К сожалению, больше никаких других фотографий с кропнутой камеры, сделанных на Таир-3 пока нет, я постараюсь в обозримом будущем дополнить ими статью.

На кропе 2 (Micro 4/3) объектив Таир-3 произвел на меня весьма противоречивое впечатление. С одной стороны, 600 миллиметров это здорово, с другой — количество сюжетов, для которых эти 600 мм реально миллиметров нужны можно пересчитать по пальцам. Снимая с таким «приближением» без штатива делать нечего даже в солнечный день. Дело даже не в том шевеленке, чуть подняв ISO и установив выдержку 1/500 — 1/800 вполне можно делать резкие снимки, проблема в том, как сфокусироваться. Когда включаем на экране увеличение области фокусировки, при съемке с рук на экране не видно ничего, кроме отчаянно прыгающих пятен-объектов, на которые нужно умудриться навести фокус.

Разрешающая способность объектива, которой с запасом хватало на полнокадровые 13 мегапикселей (Canon EOS 5D), для кропнутой 16 мегапиксельной матрицы уже не хватает. На открытой диафрагме объектив заметно подмыливает и хроматит. При закрытии диафрагмы картинка улучшается, но все же остается далекой от идеала. Примерно такая же ситуация, я думаю будет наблюдаться на современных тушках с сенсором APS-C разрешением 24 мегапикселя.

Общие выводы

Про Таир-3 я могу сказать только одно — стекло само по себе интересное, но очень уж специфичное, так скажем, не для каждого. Если сравнивать с бюджетными зумами Canon, Nikon, Sigma, Tamron, то Таир-3 даст им фору по качеству картинки на 300 миллиметрах даже на открытой диафрагме, а если ее прикрыть до 8-11, то по резкости он будет сравним с оптикой более высокого класса.

Таир-3 — объектив для энтузиастов, которых невозможно напугать весом, габаритами и необходимостью использования всяких переходников и прочих технических ухищрений. Объектив при должном старании вполне может дать вполне художественную картинку. Как оказалось, его можно даже использовать для любительской астрофотографии. Где-то читал, что к нему можно приладить окуляр (через очередной переходник) и использовать как поздорную трубу.

В конце концов, за те деньги, которые он стоит — сейчас неубитый экземпляр можно найти за 4-5 тысяч рублей — это отличное стекло.

На этом все!

p.s. Выражаю огромную благодарность Роману Евгеньевичу Трушину, предоставившего мне этот объектив в безвозмездное пользование!