Запись на винил

После Революции 1917 года все предприятия по производству пластинок были экспроприированы Наркомпродом (Народным Комиссариатом продовольствия). Выпуск пластинок с дореволюционными записями продолжался с использованием старых запасов сырья до их полного исчерпания. В 1918 году граммофонная промышленность переходит в ведение Центропечати — только что образованного агентства ВЦИК (Всероссийского Центрального исполнительного комитета). Отметим, что едва ли не основной трудностью при массовом производстве граммофонных пластинок была необходимость применения шеллака — дорогого природного материала, который приходилось импортировать. Шеллак — это выделения некоторых тропических насекомых, живущих на определенных видах деревьев. В то время необходимые механические свойства граммофонного диска достигались только с использованием этого материала.
В ближайших планах Центропечати было производство записей агитационных речей политических деятелей России, и выход из ситуации отсутствия сырья был найден — использование осколков (боя) дореволюционных пластинок (скрапа) — благо их запасы на складах фабрик были значительны. Нашлось применение и старым этикеткам — на их оборотной стороне печаталась новая эмблема Центропечати. Первые записи речей были сделаны А.М.Коллонтай и А.В.Луначарским в 1918 году. Несколько позднее (в 1919 году) были сделаны первые записи В.И.Ульянова (Ленина), но именно для них были зарезервированы первые номера в первом отечественном каталоге граммофонных матриц записей (с 001 по 008).
В 1922 г. под руководством Госпросснаба («Государственное снабжение школьно-просветительным имуществом на коммерческих началах») создается объединение «Грамопластинка», которому передается производство пластинок. В этом же году на базе бывшей фабрики братьев Патэ в Москве открывается Первая государственная грамофонно-пластиночная фабрика «Пятилетие Октября», которая впоследствии вошла в Музпред (Объединение музыкальных предприятий при Наркомате просвещения)

Как делают виниловые пластинки, или новая LP-столица мира [перевод], статья. Журнал «Stereo & Video», статья. Журнал «Stereo & Video»

Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила — городская музыкальная индустрия пытается удовлетворять растущий спрос на виниловые пластинки.

Сохранить и прочитать потом —

Еще пару лет назад релизы на виниле в основном выпускали независимые малые лейблы и альтернативные мейнстриму музыканты. Сегодня Джек Уайт и Black Keys, в первую очередь, анонсируют именно выпуск пластинок, и даже такие звезды поп-сцены, как Тэйлор Свифт и Бейонсе, тоже хотят услышать, как их музыка звучит из-под иглы. И все они хотят печататься в Нэшвилле — самой большой фабрике по производству винила в США.

«Это металлическая матрица, — говорит Джей Миллар (Jay Millar), рассматривая ослепительный серебристый диск в машинном зале завода United Record Pressing, распложенного в пригороде Нэшвилла, штат Теннесси. — Отсюда все начинается».

Пятьдесят лет назад этот завод выпустил первый в США сингл The Beatles, а затем в 70–80-х годах сотни хитовых пластинок на 33 и 45 оборотов от знаменитой своим фирменным звучанием студии звукозаписи Motown. Сегодня старые станки и не думают останавливаться, выпуская шипящие, жужжащие записи, продажи которых возрождаются. Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила — городская музыкальная индустрия пытается удовлетворять растущий спрос на виниловые пластинки.

United Record Pressing — крупнейшая компания по производству винила в США. Она, кстати, расположена неподалеку от Third Man Records — независимого лейбла, основанного Джеком Уайтом (Jack White), сумевшем недавно выпустить самый популярный релиз современного времени.

Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила

В следующем году компания планирует установить 16 новых прессов, которые повысят суточные объемы производства до 60 тысяч пластинок. Джей Миллар не стал уточнять, где именно им удалось отыскать эти машины — производство станков для работы с виниловыми записями позакрывалось в восьмидесятых годах, и конкуренция за оставшиеся производственные мощности колоссальна — ведь спрос на винил быстро растет. Несколько последних станков для выпуска металлических мастер-дисков (штампов для производства виниловых пластинок) купили на аукционе, проводившимся Церковью Саентологии, чьи последователи искренне верили, что лучший способ сохранить выступления своего гуру Рона Хаббарда для потомков — записывать их на 33⅓ пластинки.


Слева: заготовки для печати виниловой пластинки, справа — сама пластинка (в данном случае группы Creedence Clearwater Revival)

Сайентологи не единственные, кто решил вернуть винил к жизни. После нескольких лет войны аудиоформатов, в результате которой общие продажи физических носителей снизились в два раза, потребители, судя по всему, приняли решение. Спрос на компакт-диски и загрузки MP3-файлов падает, а продажи потокового аудио и винила растут.

Теперь у нас есть удобный цифровой вариант и высококачественный виниловый

«Теперь у нас есть удобный цифровой вариант и высококачественный виниловый, — считает Миллар. — Наше производство работает 24 часа в сутки, шесть дней в неделю, но мы все равно не успеваем за растущим спросом». По состоянию на середину июня 2014 года продажи винила в США выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Вероятно, в этом году оборот достигнет 6 млн пластинок. Стоить отметить, что в 2007 было реализовано всего около 1 млн виниловых носителей.


Мастер-диск помещают в гальваническую ванну, чтобы сделать свою противоположность — «мать» (матрицу)

Аналоговые аудиофилы, как Джек Уайт и Black Keys, уже давно «печатают» свою музыку в Нэшвилле. Однако с некоторых пор к этой компании присоединились и звезды поп-сцены, ранее не отличавшихся особой любовью в винилу, например Тэйлор Свифт и Бейонсе. Спрос со стороны музыкантов настолько велик, что время ожидания производства партии дисков выросло до 12 недель. Звукозаписывающие компании не анонсируют дату винилового релиза до тех пор, пока не начнется печать именно их релиза.


Процесс печати двухцветного варианта пластинки Джека Уайта The Lazaretto

Лидером продаж в этом году стал альбом Джека Уайта The Lazaretto, за первую неделю разошедшийся тиражом в 40 тысяч пластинок. Это признанный рекорд — ни один виниловый релиз так хорошо не продавался с 1991 года. Кстати, продажи этого альбома все еще продолжаются, и, согласно статистике, составляют 2000 в неделю. В студии Third Man Records, расположенной у входа на фабрику United Record Pressing, недавно Нил Янг записал альбом A Letter Home. Там стоит машина для резки винила с King Records, что в Цинциннати, подаренная Джеймсом Брауном; стеклянный шкаф с игрушкой танцующей обезьяны. Одна половина студии покрашена в красный, вторая — в желтый. Между комнатами Third Records курсируют девушки в фирменных желто-черных цветах. Коридоры украшены чучелами животных, одно из которых напоминает яка.

Слоган студии Third Man Records: «Ваш проигрыватель не умер»

«На самом деле, это тар,— рассказал Бен Свонк (Ben Swank). Он и Бен Блеквел (Ben Blackwell) — руководители Third Man Records. Они придумали слоган «Ваш проигрыватель не умер» и предложили прямое абонентское обслуживание, которое предполагает ежемесячную доставку всех новых виниловых релизов. После переезда Уайта из родного Детройта в Нэшвилл 2007 году лейбл выпустил около 300 записей, преимущественно синглы. «Джек выпускает больше американщины, а Бен и я — рок-н-ролла и панка. В основном тиражируем сорокапятки. Мы стараемся быть спонтанными: получил мастер? Давайте выпускать его!» — комментирует Свонк.

На студии уже работали Black Keys Дэна Ауэрбаха и Брендан Бенсон. Бен Свонк считает, что Нэшвилл с его исторической связью с кантри становится новым центром притяжения для музыкантов. «Местная община — мать и для поп-музыки, — говорит он. — Мы не бежим от современных технологий. Просто нам кажется, что использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней. С другой стороны, так работать тяжелее — и это, наоборот, хорошо, потому что добавляет ценности конечному результату».

Использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней

Успех Нэшвилла может быть связан и с врожденным консерватизмом города. Кантри, например, по-прежнему записывается в классическом восьмитрековом формате — студии записи, работающие с музыкантами на этом оборудовании сегодня кажутся реликтами, пережившими ядерную войну. «Мы находимся в очень крутом месте, — добавляет Суонк. — Люди по-прежнему жаждут индивидуальности».


Печать пластинки Radon, альбом No Idea benefit for Quinn Clower

Но есть небольшое беспокойство, что аналоговое возрождение лишь временное явление. «Все возвращается, но однажды уходит навсегда, — говорит директор VH1 Билл Фланаган (Bill Flanagan). — Если это просто ностальгия или элитная штуковина для хипстеров, не исчезнет ли она в ближайшие 10 лет? Это возрождение может быть последним вздохом уходящей культуры, прежде чем все поглотят облака «.

Если винил — это элитная штуковина для хипстеров, не исчезнет ли она в ближайшие 10 лет?

В то же время спрос на винил не ослабевает. Каждый год в третью субботу апреля проводится Record Store Day — собирается огромное количество людей, желающих выпустить свой релиз. Ругаются, пытаются пролезть без очереди и обвиняют друг друга в желании в саботаже. Производство — узкая сторона, и очень здорово, что крупные музыканты отмечают высокие продажи виниловых релизов. Физические ограничения пластинки (две стороны примерно по 20 минут каждая) вынуждают возвращаться к формату, утерянному в эпоху 70-минутных компакт-дисков и бесконечного формата iTunes. Крис Мара (Chris Mara), создавший аналоговую студию Welcome в 1979 году, говорит, что если художник хочет создать музыку в формате альбома, он должен вернуться на шаг назад.


Печать виниловой пластинки Sarah Jaffe, альбом Don’t Disconnect

Побочный бизнес Мары — восстановление 24-трековых аналоговых магнитофонов — еще никогда не простаивал: «Ко мне приезжают, чтобы сделать запись самым непростым способом. Они хотят сказать себе и своим фанатам — это наша музыка, наш продукт. Мы сыграли каждую ноту в этом треке».

Винил будет жить

Возникает вопрос: а может ли винил удержаться на рынке и шагать с высокими технологиями нога в ногу? Джей Миллар думает, что внедрение высоких технологий в техпроцесс возможен — мастер-диски, станки, лаки и т.п. «Возрождение произошло. Мы переходим на новый виток. Винил не собирается уходить. Спрос может выровняться в некоторый момент и перестать так быстро расти. Но тут дело не столько в форме, сколько в содержании. Винил будет жить», — заключает он.

Оригинал: Nostalgia pays in Nashville as rocketing record sales make it the capital of vinyl

P.S. Если есть желание посетить фабрику United Record Pressing, то это можно сделать, если вы окажетесь в Нэшвилле. Компания проводит туры еженедельно по пятницам, подробности .

Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», сентябрь 2014 г. www.stereo.ru

Статья входит в разделы:Репортажи с заводовИнтересное о звуке

Ультра Продакшн

Мы принимаем исходные фонограммы на любых типах носителей.
CD, Лента 1/4, 1/2, DAT, MiniDisk, и даже с обычных компакт-кассет, в случае необходимости. Так же принимается материал в виде файлов.

Вместе с исходными фонограммами, пожалуйста, передавайте нам трек-лист с разбивкой музыкальных композиций по сторонам пластинки.
Продолжительность звучания одной стороны пластинки зависит от ряда факторов. В среднем 20–22 мин.

Формат файлов

Для получения оптимальных результатов нам необходимы файлы формата WAV или AIFF по меньшей мере 16 bit 44.1 kHz или лучше.
Но предпочтительно 24 bit.

Частоты дискретизации 48, 88.2, 96 kHz так же возможны.

Пожалуйста, не присылайте файлы в сжатых форматах вроде MP3, OGG, Flac и прочих.

Подготовка файла

Вам необходимо прислать финальный микс. Любая обработка на мастер-секции должная быть отключена. Это могут быть различные
компрессоры, лимитеры, максимайзеры, эквалайзеры, сатураторы. После их отключения убедитесь в отсутствии клиппинга

Dithering, Noise shaping так же не требуются. Оставьте максимально возможный динамический диапазон.
В идеале, если абсолютный пиковый уровень будет в районе -3dbFS

В случае мастеринга альбома, проименуйте файлы следующим образом: «01_Artist_Song». «01» — порядковый номер трека на пластинке, «Artist_Song» имя исполнителя и название композиции соответственно.

Обязательная информация для размещения на макете
На обратной стороне макета внешнего конверта, должен присутствовать логотип УЛЬТРА ПРОДАКШН и надпись СДЕЛАНО В РОССИИ.

Отличная музыка на время, пока изучаете материал статьи — жмите PLAY =)

Не скажу, что винил сегодня популярен, особенно в век захватившего мир господства mp3 и процветающего пиратства, когда практически любую композицию с помощью правильного пользования поиском и прямыми руками можно найти без особого труда и напряга. Но многие ценители этого теплого звучания и неповторимого ощущения, когда к музыке можно прикоснуться, практически, напрямую — руками, продолжают несмотря ни на что собирать свои бесценные коллекции виниловых пластинок. А многие вещи, особенно давние и до сих пор невозможно найти в цифре.

Недавно пересматривал свою небольшую коллекцию, которую я стал собирать в далеком 2007-м и остановился в районе 2010, так как удовольствие это, конечно, замечательное, но не из дешевых и требует особого подхода, да и актуальность в клубах его практически исчезла. Хотя задумался о продолжении и увеличении своей коллекции (уже больше ради своего удовольствия), но речь в этой статье пойдет не об этом.

Мне стало интересно, а как же их готовят и каким образом они появляются на свет. Вот об этом я сегодня и хочу поговорить, а точнее поделиться информацией о производстве виниловых пластинок, которую нашел в сети.

Все происходит на заводе грампластинок, который является тем местом, куда звукозаписывающие компании (лейблы) отправляют свои записи на определенном носителе (CD-R, катушка, мини диск), который используется потом непосредственно для печати пластинок.

Для того, чтобы перевести студийную запись на винил, чтобы пластинка после ее выпуска звучала так хорошо, насколько это возможно, требуются особенные уши и глаза. Мастеринг пластинки есть ни что иное, как перевод аудио, записанного на другом носителе так, чтобы все уровни записи были скопированы на винил — в этом, собственно, и заключается работа «инженера-резчика».

Мастеринг виниловой пластинки по большому счету не сильно отличается от того же процесса для CD, в том плане, что также можно поправить небольшие ошибки сведения. Но у винила есть некоторые особенности, например многое зависит от того на каких болванках будет изготовлен тираж — абсолютно новые пластинки или б/у — в первом случае Вы получаете отличное качество, а в случае если при изготовлении используются переработанные диски ждите побочных шумов и тресков. Так же существуют цветные пластинки и пластинки с картинками, хотя не смотря на привлекательный глазу вид качество их звучания оставляет желать лучшего.

Итак, в самом начале, как правило, происходит «резание лака» («cutting a lacquer») — процесс гравировки путем травления мягкого лака специальной вибрирующей иглой. После этого лак покрывают металлом и используют для приготовления штамповочных пластин. Нарезка винила — это и есть его мастеринг. На микшерной консоли в обратном направлении проигрывают исходную запись. Эта консоль хитрым образом связана со специальным аппаратом, который нарезает дорожки на чистом лаковом диске.

Музыкант, кстати, может получить образец этого самого лакового диска, который можно заценить на простом проигрывателе и проконтролировать качество, но за отдельную плату. Еще одна особенность записи на винил — это «непредсказуемость», то есть, если с CD все ясно и понятно — как будет звучать в итоге, то в случае с винилом могут возникнуть непредсказуемые результаты звучания каких либо инструментов — слишком резкое звучание высокого голоса, например.

Тонкий слой серебра либо раствор никеля наносится на готовый лаковый диск, затем застывший слой металла снимают, на нем остается отпечаток лакового исходника («негатив»), с которого делают «матрицу», а уже с нее создают «пресс», который в итоге и идет для тиражирования. Чтобы сделать пару тысяч копий пластинок хватает пары прессов, которые вследствие их износа выбрасывают делают новые.

В итоге расплавленный винил зажимают между двух прессов, когда винил застывает — получается пластинка. Пластинку образец всегда прослушивают, чтобы проверить ее звучание и нет ли каких то ошибок, которые могли возникнуть в процессе подготовки матрицы и пресса. Как раз на этом этапе еще не поздно всё исправить. Если все в порядке и отлично звучит — тираж запускают в производство. Готовые пластинки, выходящие из под пресса еще теплые, поэтому могут деформироваться, для того, чтобы этого не случилось их кладут в специальные плоскости и накрывают специальным грузом, чтобы в итоге пластинки охладились и в тоже время оставались плоскими.

Ниже видео, на котором все вышесказанное можно посмотреть воочию.

Мысли Позитивно! Red Nuts / A. Stroganov

Друзья, хотите стать одним из наших авторов?
Тогда просто напишите сюда или сюда.