Выбор проектора для дома

Принцип действия

Схема устройства микрозеркала DMD-матрицы

Основной элемент DLP-проектора — это микроэлектромеханическая система (МЭМС), которая создаёт изображение микроскопическими зеркалами, расположеными в виде матрицы на полупроводниковом чипе, называемом «цифровым микрозеркальным устройством» (англ. Digital Micromirror Device, DMD). Каждое такое зеркало состоит из алюминиевого сплава и соответствует одному пикселю создаваемого изображения. Микрозеркала подвижно закреплены на подложке матрицы и при помощи электродов, подключённых к ячейкам памяти SRAM, могут практически мгновенно отклоняться в одно из двух положений, отличающихся друг от друга на угол в 20°.

Технология DLP позволяет осуществлять эпипроекцию изображения при помощи света, отражённого от матрицы в объектив. При этом отражательная способность различных участков регулируется при помощи поворота микрозеркал в одно из двух положений, соответствующих отражению света лампы по направлению к объективу или на световую ловушку с теплоотводом. В первом случае пиксель выглядит на экране белым, а во втором — чёрным. Полутоновое изображение создаётся за счёт регулировки соотношения между периодами «включения» микрозеркала и его «выключения», то есть пропорции белого и чёрного. Градации серого воспринимаются зрителями из-за инерции зрения, суммирующего периоды света и темноты пропорционально их соотношению.

Размеры микрозеркал очень малы и составляют лишь несколько микрон. Промежутки между ними ещё меньше и обычно не превышают одного микрометра. Благодаря последнему обстоятельству структура изображения на экране не обладает «эффектом решётки», характерным для LCD-проекторов. Общее количество микрозеркал определяет чёткость получаемого изображения. Наиболее распространёнными размерами DMD являются 800×600, 1024×768, 1280×720, и 1920×1080. В цифровых кинопроекторах стандартными разрешениями DMD принято считать 2К и 4К, что соответствует 2048 и 4096 пикселей по длинной стороне кадра, соответственно. В зависимости от типа проектора и предполагаемого размера экрана в качестве источника света для освещения DMD-матрицы может использоваться галогенная лампа накаливания или ксеноновая лампа большой мощности. Второй тип источника, унаследованный от стационарных кинопроекторов, чаще применяется в цифровых кинопроекторах, рассчитанных на большой экран.

Цветные проекторы DLP

Существует два наиболее распространённых способа создания цветного изображения. Первый из них подразумевает использование в проекторе одной DMD-матрицы, а второй — трёх. Третий способ основан на освещении единственной матрицы светодиодами переменного цвета, но пока находится в стадии разработки.

Одноматричные проекторы

Устройство одноматричного DLP проектора. Красной стрелкой показан путь света от лампы к матрице, через диск светофильтров, зеркало и линзу. Далее луч отражается либо в объектив (жёлтая стрелка), либо на радиатор (синяя стрелка).

В проекторах с одной DMD-матрицей цветное изображение создаётся последовательной проекцией трёх частичных цветоделённых изображений через вращающийся диск со светофильтрами основных цветов. Чаще всего диск помещается между лампой и матрицей DMD. Способ аналогичен ранним аддитивным системам цветного кинематографа, таким как Kinemacolor, и системе цветного телевидения телекомпании CBS с последовательной передачей цветных полей. Цветной диск чаще всего содержит три светофильтра красного, зелёного и синего цветов, и одно неокрашенное стекло той же толщины, предназначенное для увеличения контраста изображения.

Вращение диска синхронизируется таким образом, чтобы каждый светофильтр попадал в световой поток в момент появления на чипе соответствующего цветоделённого изображения. То есть, за красным светофильтром выводится красное частичное изображение, за зелёным — зелёное и за синим — синее. При наличии прозрачного сектора диска за ним демонстрируется монохромное изображение, полученное суммированием всех трёх частичных. Прозрачный сектор позволяет повысить контраст, но уменьшает насыщенность цвета, поэтому в некоторых проекторах отсутствует.

Цветное изображение формируется за счёт инерции зрения и высокой частоты смены частичных изображений. В большинстве случаев она дополнительно увеличивается для снижения заметности мельканий. При стандартной частоте проекции цифровых кинопроекторов, составляющей 24 кадра в секунду, каждый целый цветной кадр демонстрируется дважды, чтобы сместить частоту мельканий выше критической границы заметности. Это достигается удвоенной частотой вращения диска с цветными светофильтрами или их двойным набором на одном диске, вращающемся со стандартной скоростью. Получаемый эффект аналогичен эффекту от «холостой лопасти» обтюратора, используемой во всех плёночных кинопроекторах.

В современных DLP-проекторах наметилась тенденция замены движущегося диска со светофильтрами светодиодами, способными мгновенно изменять цвет излучаемого света. Однако, из-за сравнительно небольшой мощности светодиодов такое решение нашло применение в бытовых проекторах, до этого строившихся на основе галогенной лампы. Низкое тепловыделение светодиодов позволяет облегчить тепловой режим работы матрицы, повысив её долговечность.

«Эффект радуги»

«Эффект радуги» DLP при быстром движении руки зрителя

Главным недостатком одноматричных DLP-проекторов считается так называемый «эффект радуги», проявляющийся в разноцветных контурах на изображении при быстрых движениях глаз зрителей. Это объясняется временны́м параллаксом из-за последовательной, а не одновременной проекции частичных цветоделённых изображений. Явление наиболее заметно при низкой частоте вращения диска со светофильтрами, и не исчезает полностью даже при очень быстрой смене цветов. Однако, повышение частоты вращения цветоделительного диска снижает эффект, поэтому большинство производителей постоянно совершенствует этот параметр. Наибольшего успеха удаётся достичь в светодиодных проекторах за счёт очень высокой частоты обновления. Эффект радуги также заметен при быстрых движениях зрителей, на которых попадает свет, отражённый от экрана. В этом случае могут быть отчётливо видны отдельные фазы движения, отображающиеся разными цветами.

Трёхматричные проекторы

Этот тип DLP-проекторов вместо одной матрицы, отображающей последовательно три цветоделённых изображения, использует три одинаковых, каждая из которых отвечает за свой цвет. При этом проекция всех трёх цветоделённых изображений происходит одновременно. Каждая из матриц непрерывно освещается через светофильтр соответствующего цвета, а готовое изображение суммируется с помощью призменной системы и направляется к объективу. Такая конструкция значительно дороже одноматричной и более характерна для цифровых кинопроекторов большой мощности.

Трёхматричные проекторы способны обеспечить более широкий цветовой охват, чем одноматричные, потому что каждый цвет доступен более длительный период времени и может быть модулирован с каждым видеокадром. К тому же, изображение вообще не подвержено мерцанию и «эффекту радуги».

Dolby Digital Cinema 3D

Основная статья: Dolby 3D

Infitec разработала спектральные фильтры для вращающегося диска и 3D-очков, позволяющие проецировать кадры для разных глаз в разных подмножествах спектра. В результате каждый глаз видит своё полноцветное изображение на обычном белом экране, в отличие от систем с поляризацией проецируемого изображения (типа IMAX), требующих специального «серебряного» экрана для сохранения поляризации при отражении.

> См. также

  • Эйдофор
  • LCoS-проектор

Ссылки

  • Великая война технологий DLP и LCD (англ.). Projector Central. Дата обращения 3 января 2017.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Дисплейные технологии

Видеодисплеи

С механической развёрткой • Электролюминесцентный (ELD) • Вакуумный флуоресцентный (VFD) • Светодиодный (LED) • Электронно-лучевой (кинескоп) (CRT) • ЖК (LCD) (TFT • со светодиодной подсветкой • Трансфлективный) • Плазменная панель (PDP) • Лазерный • Эйдофор • Альтернативная подсветка поверхностей (ALiS) • 3LCD-проектор • DLP-проектор • LCoS-проектор • Безэкранный дисплей

Следующее
поколение
дисплеев

На органических светодиодах (OLED) (Гибкий • Активная матрица • Фосфоресцирующий) • SED • FED • Ферроэлектрический (FLD) • На интерферометрическом модуляторе (IMOD) • Электролюминисцентная технология тонкоплёночного диэлектрика (TDEL) • Нанокристаллический • На квантовых точках (QDLED) • На мультиплексном оптическом затворе (TMOS) • Оптический пиксельный (TPD) • Жидкокристаллический лазер (LCL) • Лазерный фосфорный (LPD) • На органических светотранзисторах (OLET) •

Не-видео

Электромеханический (Блинкерное табло • Перекидное табло) • Матричный индикатор • Семисегментный индикатор • Электронная бумага • Гибкий экран • Матрица ламп накаливания • Газоразрядный индикатор

3D-дисплеи

Статические

См. также

Проектор для домашнего кинотеатра

рейтинг CHIP

Домашние кинотеатры в основном устанавливаются в небольших помещениях с низким освещением. Динамический, широкополосный звук, а также резкое и высококонтрастное изображение здесь важнее, чем широкие возможности соединения. Лучшие проекторы для домашнего кинотеатра и для презентаций вы можете подобрать в нашем сводном рейтинге.

Разрешение. Для просмотра в гостиной в гостиной требуется разрешение не менее HD 1920 x 1080 пикселей. Для многих проекторов это разрешение обозначается надписью «1080p».

Соединения. Хотя VGA в основном способна к этому разрешению, для фильмов BluRay требуется цифровое соединение с поддержкой HDCP. Поэтому для проектора требуется соединение HDMI или HDCP-совместимое соединение DVI-I / DVI-D. В этой статье мы подробнее рассказываем как о типах соединений, так и о защите от копирования HDCP. С помощью правильных адаптеров вы также можете модифицировать проектор, как мы показываем в презентации.

Дополнительные функции. Производители проекторов обычно обозначают проекторы с поддержкой 3D-изображений как «DLP 3D», «DLP 3D Ready» или «Full HD 3D». Обратите внимание на эту информацию, если вы не можете обойтись без 3D.

Громкость рабочих шумов. Для небольших помещений, таких как, например, домашняя гостиная, необходим тихий проектор. Таким образом, уровень шума должен быть как можно ниже, так что в тихих видео сценах из проектора не раздается посторонний тревожный шум, лучше всего выбрать устройство с уровнем шума ниже 40 дБ. Не будем обманываться информацией: если уровень шума, указан в режиме ECO, вы можете «докинуть» еще от 6 до 8 дБ, потому что во время воспроизведения фильма шумы проектора будут звучать немного громче.

Совет. Значения более 1 сона сопоставимы с 40 дБ или более, поэтому обычно слишком громкие.

Звук. Внутренних громкоговорителей, как правило, недостаточно для насыщенного звука в кинотеатре: они не обеспечивают ни спектральной полосы пропускания, ни пространственного звука, ни звука Dolby Digital, ни DTS.

Контраст. Для того, чтобы воспроизводить резкие контрасты от глубокого черного до яркого белого, ваш проектор для домашнего кинотеатра должен иметь по крайней мере коэффициент контрастности 10000:1.

Интенсивность свечения. Поскольку к атмосфере в кинотеатре также обязательно относится полумрак затемненной комнаты, интенсивность свечения не станет самым важным критерием выбора проектора для домашнего кинотеатра. Интенсивность от 500 люменов будет приемлема.

Совет. Список лучших проекторов для домашнего кинотеатра от CHIP даст вам хороший обзор различных устройств, и проинформирует о других функциях, таких как энергоэффективность и субъективное качество изображения.

Проектор для презентаций

Проекторы из таблицы лидеров рейтинга CHIP

На собраниях, конференциях или совещаниях проекторы для презентаций обычно используются в светлых, просторных помещениях и ​​с подклчением различных устройств, поэтому вам нужно ориентироваться на следующие критерии:

Интенсивность свечения: высокая интенсивность свечения обеспечивает хорошие контрасты даже при ярком освещении в помещении. Интенсивность указана в «ANSI люменах». Проектор с интенсивностью около 2000 ANSI люмен можно легко использовать при дневном свете.

Установка: перед покупкой подумайте, должен ли ваш проектор монтироваться на потолке или должен быть портативным. К сожалению, возможность установки под потолком предоставляется далеко не с каждым проектором, так как здесь может отсутствовать крепление и коррекция трапецеидальности. Портативные проекторы должны весить менее 3 кг и в идеале иметь встроенные динамики.

Соединения: поскольку проектор должен будет подключаться к разным компьютерам, наличие большого количества соединений имеет смысл. Наиболее распространенными являются VGA, DVI и DHMI на компьютерах, а также мини-дисплей и Thunderbolt в MAC. Внимание: иногда 15-контактный разъем VGA обозначается как «D-Sub», но здесь нет больше никакой разницы. Камеры часто имеют композитный выход, более новые аналоговые устройства имеют компонентный выход (YUV или YPbPr).

Звук: Разъемы TPC и RCA полезны только в том случае, если проектор будет подключен к звуковой системе или у проектора есть свои динамики. Однако внутренние динамики обычно недостаточны для воспроизведения музыки или звука в средних по размеру и больших помещения.

Дополнительные функции: у многих проекторов есть слоты для USB или карт памяти SD. Таким образом, презентации можно воспроизводить без ноутбука, смартфона или Macbook непосредственно с USB-накопителя. Обратите внимание на совместимость с обычными форматами, такими как PDF, AVI и PPT.

Контраст: из-за яркости окружающего освещения коэффициент контрастности луча менее важен. Для нормального представления достаточно 3000:1.

Разрешение: для презентаций и запуска стандартных программ, как правило, не требуется высокое разрешение.

Для небольших конференц-залов внутренние динамики идеально подходят для воспроизведения речи. Для воспроизведения музыки и фильмов внутренних динамиков обычно не достаточно. Тем более не достаточно их для больших помещений и залов.

Проекторы с устаревшими разъемами

Старые проекторы имеют только аналоговые соединения, такие как VGA S-video, композитный / RCA и гнездо. Новые модели также поддерживают цифровые соединения DVI-D и DVI-I.

Многие проекторы имеют огромное количество соединений. Подумайте хорошенько, что именно вам нужно и …

… без чего вы можете обойтись, потому что есть дешевые адаптеры. Например, YPbPr на S-Video (вверху), RCA на разъеме (справа), DVI на HDMI (внизу слева) и DVI на VGA (в центре).

Особенно для системы домашнего кинотеатра может быть достаточно HDMI для воспроизведения BluRay, и USB и LAN – для дополнительных источников звука и изображения.

Не следует недооценивать возможность использовать кнопки меню на устройстве (если проектор будет в зоне доступа) и пульт дистанционного управления.

Для небольших конференц-залов внутренние динамики идеально подходят для воспроизведения речи. Для прослушивания музыки и просмотра фильмов внутренних динамиков уже не достаточными. Для больших помещений и залов звука только встроенных динамиков недостаточно. Кстати, вы также можете подключить iPad к проектору.

Нестандартное решение для стандартных квартир. Часть 2

Здравствуйте, уважаемые посетители блога «Проекторщик». Вы помните Алексея, который рассказал о своем нестандартном домашнем кинотеатре? Он еще собирался обновить свою инсталляцию… Прошло немного времени и вуаля. Слово Алексею.

«Привет всем еще раз. Вот и свершилось, улучшил я свой кинотеатр до уровня 3D. Так сказать «проапгрейдил». Получилось немного раньше, чем я думал. Просто думал через пару месяцев выписать с интернет-магазина, а тут зашел в «М-Видео» и увидел все в наличии.

И вот прикупил, 3D видео проектор Epson EH-TW5900 и AV ресивер Onkyo TX-NR515.

Проектор оказался немного крупнее старого Panasonic PT-AE500E

И пришлось расширять нишу для проектора на 10 сантиметров. Также пришлось повозиться с креплением. Старый проектор у меня крепился одним центральным болтом на М6. И там не составляло труда отрегулировать угол по отношению к экрану и высоту ножек. На Epson пять отверстий на М4 и со всеми нужно попасть в угол проецирования.

Так что я решил прибегнуть к шаблону из картона. Вырезал прямоугольник, наметил на нем крепежные отверстия. На парочку из них жестко прикрепил шаблон к проектору.

Затем выдвинул несущую полочку для проектора и экран. Включив проектор и направив на экран нашел примерное положение проектора, не забыв о расстоянии для подключенных проводов. Сделал риски на шаблоне и полке. Потом все опустил вниз. На шаблоне нашел центр относительно крепежных отверстий. Приложив шаблон к полке по рискам, закрепил его в центре. Далее немного вращая шаблон вокруг центральной оси, наметил полукруглые линии длинной примерно 4 см. Высверлив прорези сверлом, прикрутил через них проектор. Болты взял подлиннее и через шайбу со второй гайкой подогнал под нужную длину. Конечно вся эта регулировка и подгонка заняла много времени. Получилось примерно так. Большие отверстия для скрытой подводки проводов.

А на месте вот так…

и так

Дальше пришла пора разобраться вот с этими малышами.

Старый Пионер был подключен компонентными проводами и оптикой. Onkyo все по HDMI 1,4а (прикупил AirTONE – китай но работают, даже 15ти метровый. И стоят не таких баснословных денег)

Из старых проводов остались только провода до акустических колонок. В общем пришлось и тут повозиться. Хотя в настройке ресиверов очень помогли системы авто калибровки акустики с выносными микрофонами.

Ресивер Onkyo TX-NR515 я выбрал не случайно. Главное его отличие от других его цена за ДВА HDMI выхода. Остальные ресиверы с двумя выходами значительно дороже. Второй момент наличие системы авто калибровки, потому что комната для кинотеатра у меня очень сложной формы. И самому корректно настроить ресивер сложно . И в третьих мне давно нравится эта марка.

Теперь немного об очках. Одни очки были в «подарок» с проектором. В М-видео мне предложили прикупить еще по цене 6800р ( что меня крайне не устроило, ведь в интернет магазине они стоят 4100р) . Дома поискав еще я нашел эти очки на китайском сайте всего 34 доллара ( примерно 1000р.). Выписал, идут правда долго. Так что думайте сами отдавать ли сразу за очки пол стоимость проектора или подождать.

За пару недель до всего этого я прикупил 3D медиа плеер IconBIT 1003D. И успел с ним немного разобраться. Очень интересный агрегат с кучей возможностей. Вот некоторые из них:

  • Воспроизведение практически всех видео файлов. А главное 3D fullHD;
  • Встраиваемый жесткий диск 3,5 дюйма (я поставил на 2 терабайта);
  • Множество интернет кинотеатров (Глав TV, IVI, IPTV), но нужен быстрый интернет;
  • Андроид 2.2 (слишком урезан);
  • Создание домашнего сервера (с этим еще не разбирался).

Еще 3D картинку у меня выдает Sony PS3 ( про нее думаю рассказывать не нужно). Так же в систему можно подать сигнал с компьютера. И думаю прикупить блю рей плеер, хотя диски можно крутнуть и Sony PS3. А для смарт ТВ прикупить мини андроид ПиСи, типа такого

Вся система выглядит так

P.S. По цене топового 3D телевизора можно собрать такой домашний кинотеатр с размером экрана в 4 раза больше чем у ТВ. Конечно тут нужно сделать побольше чем прикрутить настенное крепление для плазмы. Но и результат получается намного эффектней . А для 3D нужен большой экран, 50 дюймов как то маловато. Поэтому я даже не стал заморачиваться с 3D телевизорами. Для просмотра новостей и обычного телевидения достаточно 50 дюймовой HDReady плазмы.

Протестировал свой кинотеатр всего неделю ( уехал в командировку). Но первые впечатления крайне положительные. Во первых изображение высокой четкости на экране под три метра просто завораживает. Всю свою коллекцию AVIшек по 1,5гига удалил. Невозможно смотреть , хотя на телевизоре было просто отлично.

В 3D посмотрев эпизод из » Гари Поттера» там где змея сначала ползет по столу потом бросается в перед, сам чуть из кресла не выскочил. Так же было весело наблюдать за детьми которые пытались поймать «капли вылетающие из экрана». Для сравнения сходил в наш обычный 3D кинотеатр и убедился что дома качество картинки намного выше ( почти как в IMAX).

Но есть один момент который пока не успел победить. А именно функция проектора по авто определению 3D сигнала с медиа плеера. Ни как не хочет проектор сразу определять и показывать 3D картинку. Нужно каждый раз включать горизонтальную или вертикальную стерео пару. Ладно бы это переключалось одной кнопкой, так тут в меню нужно лезть каждый раз. И после просмотра 3D еще и возвращать все обратно. С Sony PS3 видит сразу и показывает 3D сигнал. Хотя сама Sony поначалу не хотела видеть что подключена к 3D монитору. Пока не подключил ее в обход ресивера напрямую к проектору. Тогда запустил первый раз, потом подключил через ресивер. После этого Sony работает стабильно.

Список аппаратуры:

  • Телевизор Samsung 50 дюймов HDReady – 36т.р.
  • Проектор Epson EH-TW5900 +1 очки — 60т.р.
  • AV ресивер Onkyo TX-NR515 — 22т.р.
  • 3D плеер IconBIT 1003D + HDD 2Tb — 8т.р.
  • Sony PS3 — 12т.р.
  • Акустика 5.1 + колонки от музыкального центра Sony – 10т.р. (куплено в 2005г.)
  • HDMI 1.4a AirTONE (Китай) 3 метра х 4шт + 15 метров х 1шт — 4,5т.р
  • Экран Luma 106 дюймов — 4т.р. (куплено в 2005г.)»

По-моему получилось очень даже круто!

Алексей, спасибо.

Понравилась инсталляция? Поделись ею с друзьями.

Подпишись на новости, чтобы не пропустить начало нового очень интересного конкурса с классными призами, который стартует в ближайшие дни.