Вред от планшета

Содержание

Вред смартфонов для детей

— Олег Александрович, с вашей точки зрения, есть ли различие во влиянии мобильников, компьютеров на ребенка и на взрослого? Излучение ведь одно и то же…

— Любой растущий организм более чувствителен ко всем внешним факторам, не только к излучению электромагнитных полей. Ткани детского организма при равном облучении получают большую дозу электромагнитной энергии.

— Объясните.

— Представим головы ребенка и взрослого в виде шаров. Площадь меньше, а излучение такое же. Понятно, что в этом случае ребенок получает большую дозу, чем взрослый.

Мало того, нынешние дети начинают облучаться в раннем возрасте. Нынешние взрослые – те, кому за 40 лет – облучаются электромагнитными полями только с 20-летнего возраста, когда наше поколение начало сталкиваться с компьютерами.

Еще в 1895 году российский профессор Данилевский экспериментально показал, что основной мишенью электромагнитного поля является нервная система. Нервная система ребенка очень чувствительна к воздействию внешнего электромагнитного поля на стадии развития и формирования.

Сейчас детишки осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать. Да ещё и пускаются в рев, когда у них отбирают девайс.Фото: ЕКАТЕРИНА МАРТИНОВИЧ

— Это с какого возраста?

— Начиная с 3-4 лет и практически до 17 лет.

“Болезнь и малых, и старых”

— Наши санитарные нормы по мобильной связи были выпущены в 2003 году, – продолжает Григорьев. – Так вот уже тогда было записано, что не рекомендуется детям до 18 лет использовать сотовую связь.

А сейчас у детей и мобильники, и планшеты, и ноутбуки.

И это при том, что дети во время обучения и так подвержены гиподинамии, у них большие учебные нагрузки. Всемирная организация здравоохранения сегодня защиту подрастающего поколения от влияния электроники выносит в отдельную задачу.

— А такая защита вообще возможна? Родители дают детям мобильники чуть ли не с грудничкового возраста. Планшеты с развивающими игрушками и мультиками – с полутора лет.

— Все зависит от дозы. Если давать гаджет с 10 утра и до 10 вечера – понятно, что польза от развивающих игр, которые на нем установлены, окажется весьма сомнительной. На ребенка одновременно воздействуют несколько факторов: электромагнитное излучение, загружается зрительный анализатор, на него действует свет от экрана, включающий и ультрафиолетовый спектр. Но если устройство давать дозированно и под контролем, если ребенка приучать правильно им пользоваться – будет польза.

В некоторых школах уже действуют правила, по которым ученикам не разрешается пользоваться смартфонами во время учебного дня.Фото: МИХАИЛ ФРОЛОВ

— Что значит – правильно пользоваться? Дети видят, как взрослые сами сидят в смартфонах с утра до вечера!

— Да, это болезнь и малых, и старых. Ученые, государство должны до всех донести информацию об опасности гаджетов. И начинать такую информационную кампанию в школе, приучать разумно пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы. Происходить это должно так же, как сейчас распространяется информация о вреде табака, алкоголя, идет пропаганда активного, здорового образа жизни.

Границы разумного

— Олег Александрович, вы же ученый – тогда сформулируйте что такое «границы разумного» в данном случае, есть ли их конкретное выражение?

— СанПиНы разрабатывались довольно давно. И требуют адаптации.

— Ну да, они разрабатывались, когда на столах стояли громоздкие мониторы с электронно-лучевой трубкой.

— Тогда было совсем другое излучение. Но его изучали. А новая техника, которая теперь повсеместно, таким образом еще не изучалась.

— Но можно же понимать, сколько ребенок может находиться сегодня перед экраном ноутбука?

— Если он в возрасте до 10 лет, то больше часа в день – это будет неразумно. До возраста примерно окончания формирования организма – то есть до 15-16 лет, я думаю, что предел 2-2,5 часа.

— А какие, по-вашему мнению, разумные границы при пользовании смартфоном?

— Если говорить о режиме разговора, а в этот момент излучение максимальное, то не больше 15 минут в день. Взрослые могут разговаривать два часа. Вообще-то не рекомендуется использование сотовых телефонов беременными и детьми до 18 лет. Это прописано в санитарных нормах.

Если говорить об использовании смартфона как устройства для общения, для игр, то здесь я могу рекомендовать переводить его в авиационный режим, когда нет связи с базовой станцией.

— Так дети и сидят в чатах, переписываются в мессенджерах, играют. Хорошо если есть Wi-Fi. А если его нет – пользуются мобильными интернетом, который раздают сотовые операторы. Как тут включить авиационный режим?

— Ничего другого, кроме того, что я вам сказал, я не скажу. Когда ребенок смотрит в экран смартфона, его организм испытывает мощнейшую нагрузку. Посмотрите статистику по зрению у детей, заканчивающих школу. Практически нет ребят с нормальным зрением. Год от года идет нарастание нейродегенеративных процессов центральной нервной системы, которые тоже связаны с действием этих факторов.

Под воздействием электромагнитного поля по-другому формируется нервная система. Когнитивные функции угнетаются. А это значит, что задачки ребенок решает хуже, сочинение пишет хуже, тексты запоминает хуже. Поколение, которому в руки попала электронная техника еще в нулевом возрасте, сейчас приходят учиться в вузы. Любой ректор скажет, что способности к учебе у него ниже, чем у предыдущих поколений.

Компьютер в школе – зло?

— Поговорим про компьютеризацию школ. Я знаю, что вы считаете наличие таких устройств в учебных заведениях – это тоже не хорошо.

— Мы пережили детскую болезнь потребления, когда у кого-то не было джинсов, у кого-то компьютеров. Теперь всем школам купили компьютеры. Много. Встал вопрос: зачем? Что с этим делать? Учителя проблему поняли раньше всех.
В компьютерных классах дети сейчас находятся в таких условиях, которые, скорее, характерны для производственных помещений. А за специалистами, находящихся в таких условиях, у нас санитарными нормами предусмотрен и контроль условий, и контроль состояния здоровья. Только в школе этого ничего не делается.

Второе. Новая тенденция – отказ от бумажных учебников, переход на электронные. Как в таком случае ограничить «общение» с планшетом одним часом? Гигиенисты сейчас сопротивляются таким нововведениям. И правильно делают.

— Но переход на электронное обучение – международная тенденция.

— Не могу согласиться. Президент Франции Макрон, когда участвовал в выборах, четвертым пунктом своей программы обозначил ограничение современных технологий в школах. И обещание выполнил.
Во всех учебных заведениях страны до третьего класса вся электронная техника запрещена – Wi-Fi, компьютеры, смартфоны. Использование разрешено только в старших классах и то под очень жестким контролем. А сотовые телефоны с 1 февраля 2017 года вообще во французской школе запрещены. Учителя, если они добиваются добровольного отказа учеников класса от смартфонов, получают существенную доплату к зарплате.

О лоббистах

— Страны, в которых бурно развиваются технологии, уже столкнулись с качеством людей, выходящих из школ, оборудованных под самую завязку техникой, – говорит Григорьев. – Вроде бы все дали, вложения очень серьезные, а прорыва в качестве людей нет.
Мало того, там понимают, что лет через 10-15 состояние их здоровья будет таково, что не меньше вложения придется делать в их лечение. Если мы «задавим» школьников цифровой техникой, есть большой шанс получить людей трудоспособного возраста, не способных отвечать на вызовы современной экономики просто по состоянию здоровья.

— Как вы считаете, в России можно добиться запрета на мобильники хотя бы в младшей школе? У нас очень сильны лоббисты. А сотовые компании принадлежат влиятельным бизнесменам.

— Абсолютно убежден, что можно. В Совете Федерации прошлым летом уже проводились слушания на эту тему и мы получили поддержку. Вопрос обсуждался и в Комитете по здравоохранению Госдумы.

— То есть рекомендации могут быть приняты в скором времени?

— Мы надеемся, что так и будет. Все специалисты и политики только “за”. В школе есть две программы – «Цифровая среда» и «Новая школа». Обсуждается, как в этих программах прописать ограничения пользованием электронными устройствами. Но так, чтобы при этом образовательные результаты, сформулированные в программах, были достигнуты.

КСТАТИ

Почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны

Основатель Apple вводил мораторий на использование гаджетов за ужином, и ночью, и в выходные (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Ученые: смартфоны могут вызвать косоглазие у детей

Южнокорейские медики нашли прямую зависимость между любовью к планшетам и телефонам и развитием проблем со зрением у малышей и подростков (подробности)

— На, поиграй! – и в руки трехлетнему малышу радостно спускается планшет. Крохотные пальчики летают по стеклу, словно у Дениса Мацуева по клавишам рояля. Движутся картинки, бурлит музыка. Мальчонка сосредоточен.

А папа, заняв ребенка, углубился в собственную переписку в социальной сети.

Сейчас детишки осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать. Да что там читать? Некоторые еще плохо говорящие пускаются в рев, когда у них отбирают дивайс.

А вот задумываются ли папы с мамами о последствиях интеграции ребенка и смартфона (планшета)? Обычно на этот вопрос отвечают психологи и педагоги. Я пригласил к разговору Олега Григорьева, председателя Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений. Реален ли вред смартфонов для детей?

С 3 до 17 лет — самое опасное время

— Олег Александрович, с вашей точки зрения, есть ли различие во влиянии мобильников, компьютеров на ребенка и на взрослого? Излучение ведь одно и то же…

— Любой растущий организм более чувствителен ко всем внешним факторам, не только к излучению электромагнитных полей. Ткани детского организма при равном облучении получают большую дозу электромагнитной энергии.

— Объясните.

— Представим головы ребенка и взрослого в виде шаров. Площадь меньше, а излучение такое же. Понятно, что в этом случае ребенок получает большую дозу, чем взрослый.

Мало того, нынешние дети начинают облучаться в раннем возрасте. Нынешние взрослые – те, кому за 40 лет — облучаются электромагнитными полями только с 20-летнего возраста, когда наше поколение начало сталкиваться с компьютерами.

Еще в 1895 году российский профессор Данилевский экспериментально показал, что основной мишенью электромагнитного поля является нервная система. Нервная система ребенка очень чувствительна к воздействию внешнего электромагнитного поля на стадии развития и формирования.

Сейчас детишки осваивают управление гаджетами раньше, чем начинают читать. Да ещё и пускаются в рев, когда у них отбирают девайс.Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

— Это с какого возраста?

— Начиная с 3-4 лет и практически до 17 лет.

“Болезнь и малых, и старых”

— Наши санитарные нормы по мобильной связи были выпущены в 2003 году, — продолжает Григорьев. — Так вот уже тогда было записано, что не рекомендуется детям до 18 лет использовать сотовую связь.

А сейчас у детей и мобильники, и планшеты, и ноутбуки.

И это при том, что дети во время обучения и так подвержены гиподинамии, у них большие учебные нагрузки. Всемирная организация здравоохранения сегодня защиту подрастающего поколения от влияния электроники выносит в отдельную задачу.

— А такая защита вообще возможна? Родители дают детям мобильники чуть ли не с грудничкового возраста. Планшеты с развивающими игрушками и мультиками – с полутора лет.

— Все зависит от дозы. Если давать гаджет с 10 утра и до 10 вечера – понятно, что польза от развивающих игр, которые на нем установлены, окажется весьма сомнительной. На ребенка одновременно воздействуют несколько факторов: электромагнитное излучение, загружается зрительный анализатор, на него действует свет от экрана, включающий и ультрафиолетовый спектр. Но если устройство давать дозированно и под контролем, если ребенка приучать правильно им пользоваться – будет польза.

В некоторых школах уже действуют правила, по которым ученикам не разрешается пользоваться смартфонами во время учебного дня.Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Что значит – правильно пользоваться? Дети видят, как взрослые сами сидят в смартфонах с утра до вечера!

— Да, это болезнь и малых, и старых. Ученые, государство должны до всех донести информацию об опасности гаджетов. И начинать такую информационную кампанию в школе, приучать разумно пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы. Происходить это должно так же, как сейчас распространяется информация о вреде табака, алкоголя, идет пропаганда активного, здорового образа жизни.

Границы разумного

— Олег Александрович, вы же ученый – тогда сформулируйте что такое «границы разумного» в данном случае, есть ли их конкретное выражение?

— СанПиНы разрабатывались довольно давно. И требуют адаптации.

— Ну да, они разрабатывались, когда на столах стояли громоздкие мониторы с электронно-лучевой трубкой.

— Тогда было совсем другое излучение. Но его изучали. А новая техника, которая теперь повсеместно, таким образом еще не изучалась.

— Но можно же понимать, сколько ребенок может находиться сегодня перед экраном ноутбука?

— Если он в возрасте до 10 лет, то больше часа в день – это будет неразумно. До возраста примерно окончания формирования организма – то есть до 15-16 лет, я думаю, что предел 2-2,5 часа.

— А какие, по-вашему мнению, разумные границы при пользовании смартфоном?

— Если говорить о режиме разговора, а в этот момент излучение максимальное, то не больше 15 минут в день. Взрослые могут разговаривать два часа. Вообще-то не рекомендуется использование сотовых телефонов беременными и детьми до 18 лет. Это прописано в санитарных нормах.

Если говорить об использовании смартфона как устройства для общения, для игр, то здесь я могу рекомендовать переводить его в авиационный режим, когда нет связи с базовой станцией.

— Так дети и сидят в чатах, переписываются в мессенджерах, играют. Хорошо если есть Wi-Fi. А если его нет – пользуются мобильными интернетом, который раздают сотовые операторы. Как тут включить авиационный режим?

— Ничего другого, кроме того, что я вам сказал, я не скажу. Когда ребенок смотрит в экран смартфона, его организм испытывает мощнейшую нагрузку. Посмотрите статистику по зрению у детей, заканчивающих школу. Практически нет ребят с нормальным зрением. Год от года идет нарастание нейродегенеративных процессов центральной нервной системы, которые тоже связаны с действием этих факторов.

Пол воздействием электромагнитного поля по-другому формируется нервная система. Когнитивные функции угнетаются. А это значит, что задачки ребенок решает хуже, сочинение пишет хуже, тексты запоминает хуже. Поколение, которому в руки попала электронная техника еще в нулевом возрасте, сейчас приходят учиться в вузы. Любой ректор скажет, что способности к учебе у него ниже, чем у предыдущих поколений.

Компьютер в школе — зло?

— Поговорим про компьютеризацию школ. Я знаю, что вы считаете наличие таких устройств в учебных заведениях – это тоже не хорошо.

— Мы пережили детскую болезнь потребления, когда у кого-то не было джинсов, у кого-то компьютеров. Теперь всем школам купили компьютеры. Много. Встал вопрос: зачем? Что с этим делать? Учителя проблему поняли раньше всех. В компьютерных классах дети сейчас находятся в таких условиях, которые, скорее, характерны для производственных помещений. А за специалистами, находящихся в таких условиях, у нас санитарными нормами предусмотрен и контроль условий, и контроль состояния здоровья. Только в школе этого ничего не делается.

Второе. Новая тенденция – отказ от бумажных учебников, переход на электронные. Как в таком случае ограничить «общение» с планшетом одним часом? Гигиенисты сейчас сопротивляются таким нововведениям. И правильно делают.

— Но переход на электронное обучение – международная тенденция.

— Не могу согласиться. Президент Франции Макрон, когда участвовал в выборах, четвертым пунктом своей программы обозначил ограничение современных технологий в школах. И обещание выполнил. Во всех учебных заведениях страны до третьего класса вся электронная техника запрещена – Wi-Fi, компьютеры, смартфоны. Использование разрешено только в старших классах и то под очень жестким контролем. А сотовые телефоны с 1 февраля 2017 года вообще во французской школе запрещены. Учителя, если они добиваются добровольного отказа учеников класса от смартфонов, получают существенную доплату к зарплате.

О лоббистах

— Страны, в которых бурно развиваются технологии, уже столкнулись с качеством людей, выходящих из школ, оборудованных под самую завязку техникой, — говорит Григорьев. — Вроде бы все дали, вложения очень серьезные, а прорыва в качестве людей нет. Мало того, там понимают, что лет через 10-15 состояние их здоровья будет таково, что не меньше вложения придется делать в их лечение. Если мы «задавим» школьников цифровой техникой, есть большой шанс получить людей трудоспособного возраста, не способных отвечать на вызовы современной экономики просто по состоянию здоровья.

— Как вы считаете, в России можно добиться запрета на мобильники хотя бы в младшей школе? У нас очень сильны лоббисты. А сотовые компании принадлежат влиятельным бизнесменам.

— Абсолютно убежден, что можно. В Совете Федерации прошлым летом уже проводились слушания на эту тему и мы получили поддержку. Вопрос обсуждался и в Комитете по здравоохранению Госдумы.

— То есть рекомендации могут быть приняты в скором времени?

— Мы надеемся, что так и будет. Все специалисты и политики только “за”. В школе есть две программы – «Цифровая среда» и «Новая школа». Обсуждается, как в этих программах прописать ограничения пользованием электронными устройствами. Но так, чтобы при этом образовательные результаты, сформулированные в программах, были достигнуты.

КСТАТИ

Почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны

Основатель Apple вводил мораторий на использование гаджетов за ужином, и ночью, и в выходные (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Ученые: смартфоны могут вызвать косоглазие у детей

Южнокорейские медики нашли прямую зависимость между любовью к планшетам и телефонам и развитием проблем со зрением у малышей и подростков (подробности)

UPD. Две моих более свежих статьи по теме:

  • Дети и гаджеты – мнение мамы
  • Дети и гаджеты — мнение педагогов и психологов + важные советы

Так как я сама молодая мама, то немало общаюсь с “себе подобными” и могу сказать, что самые холиварные темы в сообществе это — когда отучать от соски и давать ли ее вообще, сколько кормить грудью, когда приучать к горшку и как долго возить ребенка в коляске. Но мы все же сайт о технике, поэтому я затрону еще одну животрепещущую тему — использование малышом гаджетов. Под малышами я имею в виду детей в возрасте примерно до трех лет.

Есть родители, которые принципиально не дают детям планшеты, телефоны, даже телевизор при них не включают. Мотивация разная, от простого “все это вредно и не нужно, мы как-то без этого росли” до более аргументированных утверждений о том, что ребенок должен развиваться, общаясь с реальными предметами, а не с интерактивными экранами.

Но, безусловно, планшет или телефон — это спасение для родителей, особенно если малыш беспокойный, постоянно требует внимания к себе, не хочет играть один. Все же надо иногда и взрослым кушать, заниматься делами. Вне дома — тоже палочка-выручалочка. Если, например, ребенок не желает сидеть спокойно в кафе или орет всю дорогу в машине. И развеселить заболевшего ребенка — тоже вариант. Гаджет увлекает мгновенно, как наркотик, малыш вряд ли будет обращать внимание на окружающий мир. Никакие другие игрушки, даже яркие интерактивные так не “съедают” внимание. Попробуйте дать ребенку игрушечный телефон, с виду такой же, как у мамы, скорее всего он на него и не взглянет.

Личный опыт

Так и лезет в голову вопрос — как же наши родители без этих чудес техники жили и нас растили? Насколько сложнее было? Видели наверное популярный анекдот — “Сейчас 2-летний ребенок может разблокировать телефон, установить на него игру, а что я делал в этом возрасте? Я ел песок…”. Действительно, мозг у детей работает прекрасно, современные малыши быстро разбираются, как пользоваться телефонами и планшетами, как разблокировать, какие кнопки за что отвечают — все это с полутора лет, а порой и раньше.

Представляю, что от некоторой части мам в меня сейчас полетят помидоры, но я стала давать ребенку планшет еще до года. Очень шустрый, уставала с ним сильно. Конечно, поначалу он вообще не умел пользоваться iPad-ом, а только смотрел на приложения, которые я запускала (это были в основном познавательные карточки с разными предметами). Со временем освоил кнопку Home для выхода из текущего приложения и начал взаимодействовать с устройством — играл в пианино для малышей и другие простейшие приложения (в AppStore доступны варианты для детей от 6 месяцев). В районе 1,5-2 лет освоил устройство полноценно — мог сам выбирать и запускать приложения (разложенные мной по тематическим папкам), делать в них почти все, что требуется. Очень любил всякие игры про машинки, паззлы, со звуками животных. Сейчас ему три, перешел уже на более сложные игрушки для своего возраста.

Дети очень наблюдательны, в них силен инстинкт подражания взрослым и если они видят, что мама или папа регулярно пользуются телефоном/планшетом, то и для них это само собой разумеющееся дело.

Аналитическая компания Common Sense Media не так давно провела всемирное исследование и выяснила, что 38% детей в возрасте до двух лет регулярно используют планшеты, смартфоны, игровые консоли и прочие гаджеты. То есть 2 из 5 детей начинают общаться с техникой еще до того, как начинают говорить. К восьми годам гаджетами пользуются уже 72% детей во всем мире.

Многие родители приходят к мысли ограничить использование ребенком планшета, когда появляются проблемы с тем, чтобы переключить внимание малыша, забрать устройство. Бывает так, что дети устраивают истерики или ходят и целый день ноют, чтобы им дали поиграть.

Здесь уже все, конечно, индивидуально. Например, у моего ребенка был период, когда он плакал, если я забирала iPad, но быстро переключался на что-то другое. А большую часть времени он просто играл какое-то время, а потом оставлял планшет и шел заниматься другими игрушками.

А что думают специалисты?

Бытует мнение, что ребенок не должен находиться перед экраном (любым) дольше 30 минут в день. Но оно уже устарело, так как подобные рекомендации специалисты давали в начале 90-х годов. А какие тогда были мониторы — сами помните, современные ЖК-экраны — совершенно другое дело.

Тем не менее большинство специалистов все равно не советуют знакомить с гаджетами детей до двух лет. В частности, такую рекомендацию несколько лет назад выпустила Американская академия педиатрии (AAP). Включать телевизор при детях они тоже не рекомендуют. Цель этого — максимально продлить период «нецифровой игры». Ученые считают его очень важным, столь же, как и умения сидеть, ходить, говорить и т.п. Профессор педиатрии из Вашингтонского университета Димитри Кристакис утверждает: “В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, либо рассказы родителей, а не картинки на дисплее и записанные звуки”. Доктор отмечает, что ребенку важно общаться с родителями, слышать звук из голоса, это формирует навыки речи и коммуникации.

Некоторые психологи также уверены, что использование гаджетов в раннем возрасте ведет к утрате авторитета родителей. Потому что дети узнают новое от планшета, а мама и папа перестают в итоге восприниматься как источник надежных знаний о мире вокруг. “Если уж и давать ребенку младше двух лет планшет, то это не должно выглядеть “мама готовит на кухне, папа на работе, а малыш сам по себе играет. Нужно играть с ним, объяснять”, — говорит детский психолог из Москвы Инна Рождественская.

Ее коллега Виктория Железнякова более категорична: “До двух лет ребенку категорически не рекомендуется показывать никакие мобильные приложения! Лично я считаю, что даже до трех не нужно. В первые три года жизнь на первом месте мама, отношения с ней — это главное. Чем ближе контакт мамы и ребенка, то лучше у него вырабатывается привязанность, формируется ощущение защищенности, уверенности. Малыши до 2-3 лет познают мир через кинестетику, то есть общение с реальными предметами. Стимуляция посредством электронных приложений, пусть даже развивающих, не нужна”.

Если вы, как и я, давали ребенку планшет с раннего возраста, то наверное уже начали мучиться чувством вины. Но есть и другие мнения специалистов. Например, детский психолог и мама двоих детей Ольга Виссер считает, что мир быстро меняется, и если мы с вами росли без интерактивных игрушек, это не значит, что наших детей необходимо ограничивать. Они живут в другом мире, развиваются иначе, но ничего ужасного в этом нет.

Ольга сама разрабатывает обучающие мобильные приложения для деток от года. Ее программы учат детей названиям предметов, цифрам, знакомят с алфавитом. Продуманы различные мелочи, например, по истечении определенного времени игра заканчивается, но не просто закрывается, а герои-зверушки идут спать. Ребенок это воспринимает как само собой разумеющееся и отдает планшет без плача.

“Можно, конечно, постоянно говорить «нельзя», вызывая стресс, а можно познакомить ребенка с гаджетами и разумно их применять, — Говорит Виссер. — Для малышей 1–2 лет мы делаем приложения с акцентом на развитие моторики, пространственного и абстрактного мышления, концентрации внимания и творческих способностей. В основном это различные пазлы и простые раскраски. Также планшет может помочь в развитии речи. Игры создаются с учетом возрастных особенностей. Только добрые, улыбающиеся персонажи, умеренная анимация, позитивная музыка. Есть опции “родительского контроля”. Ольга добавляет, что, безусловно, не все разработчики софта при создании программ консультируются с педагогами, психологами и офтальмологами. К выбору приложений надо подходить обдуманно.

Ученые из французской академии наук несколько лет назад опубликовали свое исследование на тему «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans). Специалисты утверждают, что давать детям планшет/телефон можно хоть с полугода, потому что это интерактивное устройство. Маленьким детям сложно понять разницу между реальной жизнью и происходящим на экране. Поэтому мультфильмы и телевизор в возрасте до 2-3 лет не рекомендуются. А вот игры на планшете, в которых ребенок может сам взаимодействовать с предметами, — подходящий вариант.

Девайсы и зрение

Есть еще один момент, которого боятся многие родители, — влияние девайсов на зрение. Впрочем, как уже писалось выше, нынешние ЖК-экраны не мерцают, имеют комфортную подсветку и не влияют на зрение негативно. Конечно, надо соблюдать ряд простых правил, чтобы не было излишней нагрузки на глаза:

  • предпочесть устройство с бОльшим экраном — то есть планшет, а не телефон, на котором все мелко и придется вглядываться;
  • ограничить время игры;
  • избегать использования ребенком планшета в дороге, когда есть тряска;
  • играть только при хорошем освещении, в темноте подсветка будет раздражать глаза;
  • следить за тем, чтобы экран был не ближе, чем на 20 см от глаз.

Ну и, конечно, не забывайте ходить к врачам-специалистам для профилактики. Если офтальмолог заметит начинающиеся проблемы со зрением, возможно, общение с гаджетами придется свести к минимуму.

Так сколько в итоге можно играть?

Мнения специалистов разнятся, а вот финальный вывод делать, конечно, родителям. Я бы рекомендовала не более 30-40 минут в день до двух лет и не более часа-полутора до трех лет. Конечно, если в какой-то особой ситуации ваш ребенок поиграет побольше, линчевать себя не стоит, но границы быть должны.

Можно давать ребенку гаджет, если он просит об этом, но если требует, плачет, истерит — то лучше не идти на поводу, иначе он решит, что таким поведением можно всего добиться. Полезно давать ребенку поиграть на планшете/телефоне в качестве поощрения за что-либо. Например, что съел всю порцию за обедом или что сам сходил на горшок, убрал игрушки и т.п.

Также специалисты говорят о необходимости ограничения игр на девайсах перед сном. Лучше вообще не иметь никакой техники в спальне — от нее дети возбуждаются, это может быть чревато неврологическими проблемами.

Фильтруйте контент

Обязательно следите за тем, что ваше чадо делает на планшете, не пускайте на самотек. Ну, собственно, с маленьким ребенком это несложно — он еще не умеет сам устанавливать приложения (да в общем-то и старшему пароль можно не говорить) и играет в то, что установили вы. Я периодически обшариваю AppStore на предмет новых игр и устанавливаю понравившиеся, ребенок потом запускает те, которые привлекли его внимание. Какие-то вообще ни разу не открывает, какие-то становятся фаворитами. Правда, надоедают тоже быстро, так что приходится регулярно обновлять коллекцию. Про любимые игры моего сына я уже писала, почитайте, если пропустили.

Ну вы и сами наверняка понимаете — игры должны подходить для возраста вашего ребенка (в эппсторе есть возрастная градация), с симпатичными, позитивными персонажами, без какого-либо насилия. Мой ребенок, например, в его три с лишним не знает слов “стрелять”, “бить”, “убивать” и т.п., и слава богу.

Отличная коллекция приложений для малышей под брендом Laugh & Learn есть у компании Fisher Price

Да, хотела бы сделать предупреждение касаемо YouTube. Это приложение сын освоил в районе двух лет и долгое время запускал только его, когда брал в руки iPad. YouTube — как наркотик. Да, там есть какой-то процент развивающих мультфильмов, но при этом огромное количество мусора, идиотских роликов, видео с нецензурной лексикой и т.п. Дети “залипают” YouTube и, как правило, даже не досматривают ролики до конца. Приложение предлагает множество “похожих видео”, ребенок кликает на одно, затем сразу на другое, на третье, на десятое… я не эксперт, но это вряд ли полезно.

Одно время мой ребенок обожал ролик, где мужчина разбрасывает по столу конфеты и с дикими воплями это комментирует. Приходилось удалять видео из истории просмотров, но периодически сын все равно умудрялся его находить. Подобного мусора на портале немало. В идеале доступ к ютубу вообще закрыть, а мультфильмы смотреть, например, на телевизоре, без возможности беспорядочно кликать по различным роликам. Альтернативный вариант — использование приложения YouTube Kids (есть для iOS и Android), там собраны только лучшие мультфильмы.

Защищаем планшет или телефон

В завершение этого получившегося уже немаленьким материала расскажу еще об одном важном моменте — как обезопасить девайс от поломки. Дети есть дети — от возможной неловкости никто не застрахован. Ну а малыши по определению неаккуратны и могут уронить гаджет. И не только уронить. Например в возрасте около года мой сын так облизал смартфон, что отказал сенсор экрана. Дети в этом возрасте все тащат в рот.

Для планшетов (не для всех, но для популярного iPad точно) выпускаются специальные детские чехлы, которые спасут от ударов и даже от того, что ребенок решит погрызть девайс. Если же таких чехлов для вашей модели планшета не нашлось, лучше не давать ребенку дорогое устройство а купить, например, простейший китайский вариант, который сломать не жалко (есть варианты от 1500 руб, например, Мегафон Логин).

На фото — Fisher-Price Laugh and Learn Apptivity Case, ArmorBox Kido Series, iGuy Freestanding Case

Есть и специальные детские планшеты на Android, но за них придется переплатить (цены стартуют от 5 тысяч).

На фото — Func Happy Pro-01, TurboKids S4, iKids iKids, Qumo Kids Tab 3

С телефонами попроще — достаточно купить любой прочный чехол и наклеить защитное стекло на экран. Именно стекло, не пленку. В последнее время эти аксессуары стали очень популярны, спасут от разбитого экрана в случае неудачного падения.

Итого

Повторюсь, гаджеты могут стать палочкой-выручалочкой. В случае необходимости могут отвлечь ребенка, могут стать инструментом для развития, для обучения новому. Но есть ряд простых правил, которые нужно соблюдать, если вы даете малышу планшет или телефон. Основное — это ограничение времени игры и фильтрация контента.

Как мама, я могу понять, что порой от усталости нет сил (а уж если детей больше одного…). Но все же никто не обещал, что будет легко. Все, что мы вкладываем в ребенка с первых дней, нам “аукнется”. Не забывайте почаще играть вместе с вашим малышом. Даже если у вас нет никаких идей, кроме катания машинок или переодевания кукол, откройте Гугл, напишите, например, “чем занять ребенка в 2 года” и увидите кучу советов, воплощение в жизнь которых подарит немало восторга не только ребенку, но и вам!

P.S. Эта статья тоже была подготовлена мной для сайта Thatsmart и впервые опубликована именно там.

Подавляющее большинство родителей уверены, что телефон, телевизор или компьютер — идеальный способ занять ребёнка. В этой статье приведены доводы педиатра о том, почему такой выбор — грубейшее заблуждение, которое только вредит умственному и физическому развитию детей.

Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

Задержка в развитии

Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребёнок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

Ожирение

Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще. Каждый четвёртый молодой канадец и каждый третий американский юнец страдают синдромом «широкой кости».

Шутки шутками, но среди детей с лишним весом в 30% случаев будет диагностирован диабет, а вдобавок к этому лица, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, серьёзно сокращая продолжительность своей жизни. Учёные бьют в колокола, призывая всех и каждого следить за тучностью детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.

Потеря сна

Сухие цифры по США говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.

Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности, то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями. К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.

Агрессивность

Повторим избитую истину: жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит своё отражение в реальной жизни. Просто внимательно взгляните на участившееся физическое и сексуальное насилие в современных онлайн-СМИ, фильмах и телепередачах: секс, надругательства, пытки, истязания и убийства.

Ребёнок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трёх лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции — снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Зависимость

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания от взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Каждый одиннадцатый ребёнок в возрасте от 8 до 18 лет — «цифровой наркоман».

Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B «возможно канцерогенных для человека» факторов. Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё ещё развиваются. Поэтому, говорят учёные, нельзя равнять риски для молодого и уже сформировавшегося организма. Также обсуждается мнение о том, что радиочастотные излучения должны быть реклассифицированы как 2А (вероятный канцероген), а не текущий 2В.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или в Фейсбуке

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.(А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет –незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученическихнаучных работ. (В) Тенденция развития информатизации образованияпредполагает формирование системы непрерывного образования на базеинформационных технологий. (Г) В то же время Интернет – самый важныйисточник получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секундувосемь человек на планете становятся участниками какой-либоиз существующих социальных сетей.Определите, какие положения текста имеют1)фактический характер2)характер оценочных суждений3)характер теоретических утвержденийЗапишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,выражающую его характер.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет — ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

(Б) Сегодня Интернет –незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ — ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

(В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий — ХАРАКТЕР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ

(Г) В то же время Интернет – самый важный источник получения информации для всех школьников — ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ

(Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей — ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Ответ: А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 2, Д — 1

Пояснение.

Факт — (от лат слова factum сде­лан­ное, свер­шив­ше­е­ся). Си­но­ним по­ня­тий ис­ти­на, со­бы­тие, ре­зуль­тат. Нечто кон­крет­ное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и об­ще­го. Фак­ти­че­ские пред­ло­же­ния либо вы­ра­жа­ют чув­ствен­ные дан­ное, либо вклю­ча­ют в себя ре­зуль­таты на­блю­де­ния, кон­крет­ные со­бы­тия и по­ло­же­ния. Зна­ние в форме утвер­жде­ния, до­сто­вер­ность ко­то­рых не­оспо­ри­ма. Со­бы­тия, уже про­изо­шед­шие.

Тео­ре­ти­че­ское утвер­жде­ние — утвер­жде­ние, вы­ве­ден­ное из общей тео­рии, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным по­ло­же­ни­ям тео­рии. Тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния аб­стракт­ны, ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных по­ло­же­ний. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние по­ня­тия, опи­са­ние иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го объ­ек­та.

Оце­ноч­ные суж­де­ния со­дер­жать оцен­ку ав­то­ра. У че­ло­ве­ка, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним от­но­ше­ние, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в со­гла­сии, по­ри­ца­нии, от­ри­ца­нии, утвер­жде­нии, под­держ­ке, со­мне­нии и т. д. Как пра­ви­ло, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обо­ро­ты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мне­нию», «с нашей точки зре­ния», «по-ви­ди­мо­му», «счи­та­лось», «пред­став­ля­лось», «как утвер­ждал», «как го­во­рил», «как от­ме­чал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».