Вояджер 2

Интернет гудит как рассерженный улей: «Вояджер-2 … оба аппарата покинули границы Солнечной системы. «Вояджер-1” сейчас находится на расстоянии в 22 миллиарда километров от Солнца, а «Вояджер-2” — в 18,2 миллиарда километрах», — сообщает нам весьма уважаемое СМИ (и множество других). Кстати, об этом же говорят англоязычные пресс-релизы научно-популярных западных изданий.

К новости прилагаются данные об открытиях, сделанных аппаратами, но главное внимание публики приковали именно эти слова: «покинули границы Солнечной системы». Монументальное ведь достижение: на фоне Солнечной системы мы, люди, как и вся наша планета, — буквально песчинки. И тут рукотворный аппарат, наконец, вырвался из родных мест, выйдя на большую дорогу космического путешествия. Достижение, которое внушает.

Одна беда: это неправда. Ни один из «Вояджеров», как и ни один другой космический аппарат землян, не вышел из Солнечной системы и не сделает этого как минимум в ближайшие десятки тысяч лет.

Где границы Солнечной системы

Наша система состоит из Солнца и всех вращающихся вокруг него естественных космических объектов. «Всех» — здесь очень важное слово. Оно включает не только восемь планет от Меркурия до Нептуна, но и все карликовые планеты типа Седны. И даже еще не открытую девятую настоящую, не карликовую планету. И все кометы облака Оорта, подавляющее большинство которых астрономами пока даже не открыто.

Вид Солнца с карликовой планеты Седна. Рисунок точно передает огромное удаление планеты от нашей звезды. Седна может удаляться от Солнца на 150 миллиардов километров, что в разы дальше точки, где «Вояджеры» находятся сегодня / Wikimedia Commons

Граница Солнечной системы лежит там, где гравитация нашей звезды сильнее гравитации соседних звезд (сфера Хилла). В случае нашего светила ее радиус — примерно два световых года. Грубо говоря, это 19 триллионов километров. То есть даже дальше всех улетевшие космические аппараты землян, «Вояджер-1» и «Вояджер-2», пока пролетели примерно одну тысячную расстояния до границ Солнечной системы. Летят они 42 года, из чего нетрудно сделать прогноз: из системы они вылетят примерно через сорок тысяч лет.

Впрочем, есть более оптимистичные оценки. NASA, некогда создавшее и запустившее «Вояджеры» и до сих пор получающее от них научную информацию, полагает, что границей можно посчитать не сферу Хилла — вдруг на ее окраине ничего нет, только пустое пространство, — а последние реальные тела, вращающиеся вокруг Солнца. Это кометы облака Оорта, его самой далекой от нас части. Поэтому в агентстве считают:

«”Вояджер-1″ и «Вояджер-2” еще не покинули Солнечную систему… Ее границами считается внешний край облака Оорта… Его размеры пока точно не известны, но… оценочно простираются до 100 тысяч астрономических единиц (15 триллионов километров, или 19 световых месяцев. — Прим. ред.)… У «Вояджера-2” уйдет… 30 тысяч лет на вылет за внешнюю границу облака Оорта».
Вообще говоря, надежды NASA на вылет его зондов из Солнечной системы всего лишь за жалкие 30 тысяч лет основаны на зыбком фундаменте. Никто не знает, где на самом деле кончается облако Оорта, и не исключено, что оно заходит дальше 15 триллионов километров от Солнца. Но поверим оптимизму американского космического агентства.

Все равно возникает вопрос: зачем западные СМИ — а вслед за ними и наши — рассказывают о том, что «Вояджеры» покинули Солнечную систему?

И куда на самом деле попали эти космические аппараты? О чем та новость, которую нам пытаются продать как «выход из Солнечной системы»?

Куда на самом деле вышел «Вояджер-2»

Сразу скажем: достижение «Вояджеров» действительно впечатляет. Они дальше всех зашли в космос, настолько, что некоторые ученые считают их угрозой человеческой цивилизации. Как так получилось?
Миссия стала возможной благодаря наблюдательности одного великовозрастного студента Калифорнийского технологического института. В 1964 году он обнаружил, что к концу 1970-х гигантские планеты Солнечной системы выстроятся на одной линии, что позволит использовать их гравитацию для разгона межпланетного зонда. Обычные ракеты дают космическим аппаратам не очень большую скорость — редко свыше 11-12 километров в секунду.

На такой скорости полет к Сатурну или Нептуну занимает много лет, и аппаратура зонда рискует выйти из строя от старости раньше, чем он достигнет этих планет.

Поэтому идея Фландро, позволявшая разогнать космический зон до 17 километров в секунду, имела большое значение. Правда, деньги на космос всегда в дефиците. Поэтому оба зонда «Вояджер», которые должны были воспользоваться гравитацией Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна для саморазгона, получили урезанную задачу. Они должны были проработать всего несколько лет и исследовать только Юпитер и Сатурн. Считалось, что нужная для достижения Урана и Нептуна надежность потребовала бы создания слишком дорогих аппаратов нового типа. Поэтому на «Вояджеры» пустили более простые аппараты типа «Маринер», ранее использованные NASA для изучения близких к нам планет вроде Марса.

Первая качественная фотография Тритона, крупного спутника Нептуна со своей атмосферой, была сделана «Вояджером-2» в 1989 году. Никто даже не рассчитывал, что зонд долетит к Нептуну «живым» / Wikimedia Commons

Однако со времен запуска обоих «Вояджеров» прошло уже 42 долгих года — примерно в десять раз больше, чем закладывалось в их «гарантированные» сроки работы. Они уже давно пролетели мимо Урана и Нептуна и даже вылетели за орбиту Плутона.

Поскольку других планет на их пути не предвидится, аппараты исследуют окружающую их космическую среду. На вид она пустая, но, на самом деле, насыщена частицами. Например, частицами солнечного ветра, ядрами атомов водорода и гелия, выбрасываемых Солнцем во все стороны. Область, где такой солнечный ветер доминирует над другими заряженными частицами (из-за пределов Солнечной системы), называется гелиосферой.

Разумеется, никто не рассчитывал заранее, что «Вояджеры» достигнут границ гелиосферы с работающими приборами, да еще способными отправлять данные на Землю. Однако они превзошли все ожидания, и в итоге в августе 2012 года «Вояджер-1» нащупал своими приборами край гелиосферы — примерно в 18 миллиардах километрах от Солнца. А в 2018 году NASA окончательно объявило о том, что и «Вояджер-2» покинул пузырь гелиосферы. Значит, он попал в межзвездную среду — ту, что лежит между областями «пузырей звездного ветра» как нашего Солнца, так и его звезд-соседей.
Сейчас, в ноябре 2019 года, в Nature Astronomy вышло сразу несколько работ о наблюдениях «Вояджеров» за состоянием среды вне гелиосферы. Это первые наблюдения такого рода, притом абсолютно неожиданные и поступившие от аппаратов, от которых никто не ждал такой живучести. До этого ученые не знали, где находится граница гелиосферы, а также то, как меняется количество космических лучей за ее пределами.

Зонды показали, что в норме примерно 70% галактических космических лучей отклоняются нашей гелиосферой, то есть проникающая радиация за пределами ее заметно выше, чем внутри. Эти данные не только важны для теоретической астрофизики: они нужны с практической точки зрения. Создатели любых зондов, которые смогут исследовать девятую планету или еще более далекие тела, должны знать, в насколько агрессивной среде им предстоит лететь.

Конечно, «Вояджеры» не будут работать вечно. С 2020 года их системы продолжат отключать из-за нехватки энергии, где-то после 2025-го они уже не смогут связываться с Землей. Но значение их открытий от этого меньше не станет.

Почему СМИ готовы обманывать читателя 30 тысяч лет подряд

Итак, достижение «Вояджеров» довольно масштабно и впечатляюще без всякого украшательства. Зачем же тогда СМИ, вслед за пресс-релизом на англоязычной EurekAlert, называют случившееся покиданием Солнечной системы? И почему их не смущает, что NASA прямо утверждает: в ближайшие 30 тысяч лет из Солнечной системы они не выйдут?

«Вояджер-2» сегодня в представлении художника. Аппарат должен быть развернут антенной точно к Земле, иначе его маломощный передатчик не сможет передать туда показания приборов / NASA/JPL-Caltech

К сожалению, ответ на этот вопрос не особенно приятен. Он заключается в том, что новость «”Вояджеры” покидают гелиосферу» тяжело сделать «кассовой». Объяснять, где там границы Солнечной системы и почему надо считать достижением то, что «Вояджеры» прошли тысячную долю расстояния до них, — сложно. Куда проще подать новость, где звучат громкие слова про выход из Солнечной системы.

Особенно интересно, что «продать» такую новость можно не один раз — и не два. Например, издание «Лента.ру» первый раз сообщило о покидании «Вояджером» Солнечной системы в далеком 2003 году — 16 лет назад. Еще через десять лет, в 2013 году, оно снова написало «”Вояджер-1″ покинул Солнечную систему». В 2018 году «Лента» отчиталась, что Солнечную систему покинул и «Вояджер-2». Это высокий класс: редко удается заработать трафик на одинаково ошибочной по содержанию новости целых три раза подряд. И не надо думать, что «Лента» какая-то особенная. Точно так же о вылете тех же зондов из Солнечной системы писали «Медуза» и масса других СМИ.

Подобные «новости» в итоге неизбежно наносят большой ущерб репутации научно-популярных изданий и, к сожалению, даже самой науки. Рано или поздно читатель узнает, что «Вояджеры» проделали только тысячную часть пути из Солнечной системы. Но не всегда он узнает, на каком конкретно этапе произошло искажение дошедшей до него информации.

Часть читателей, некогда поверивших прессе, подумают, что преувеличения допущены самими учеными, а не популярными СМИ, Это то, чего желательно избегать при любых обстоятельствах, — тем более что в реальности ученые не называют случившееся «выходом зондов из Солнечной системы».

К сожалению, реальный мир далек от идеального. Многим СМИ все равно, что их громкий заголовок сегодня приведет к падению — и интереса — к их новостям завтра. В таких условиях читателю можно посоветовать только одно. Больше полагайтесь на свою голову, чем на громкие заголовки в СМИ. Мир часто не таков, каким кажется. Еще чаще он не таков, каким хочет казаться.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter. Закладка Скопировать ссылку Email Печать Twitter VK Facebook Telegram

Космический зонд «Вояджер-2» вышел в межзвёздное пространство. Это уже второй аппарат, созданный человеком, вышедший за пределы гелиосферы – в 2013 г. это сделал аппарат «Вояджер-1».

Оба аппарата были запущены НАСА в 1977 г. для изучения дальних планет Солнечной системы. В 1979 г. «Вояджер-2» сблизился с Юпитером и обследовал его спутники Европу и Ганимед. Два года спустя он сблизился с Сатурном, передав на Землю подробные фотографии спутников Тефии и Энцелада.

«Вояджеру-2 посчастливилось долететь не только до Юпитера и Сатурна, но также до Урана и Нептуна, а затем продолжать полет еще 28 лет, пройдя мимо Нептуна», – рассказывает Сюзанн Додд, руководитель программы «Вояджеров» в Лаборатории реактивного движения НАСА.

Сейчас зонд находится на расстоянии около 18 миллиардов километров от Земли. НАСА продолжают поддерживать с ним связь, но передача сигнала с Земле на зонд или в обратном направлении занимает больше 16 часов. Благодаря радиоизотопным термоэлектрическим генераторам на плутонии-238 аппарат исправно работает, хотя он был изготовлен более 40 лет назад и за прошедшие годы некоторые технологии на Земле ушли вперёд.

«В вашем смартфоне объем памяти в 200 тысяч раз больше, чем у компьютеров, установленных на «Вояджере»», — поясняет Сюзанн Додд.

Выход из гелиосферы – пространства, заполненного солнечным ветром – еще не означает выход из Солнечной системы, края которой оба «Вояджера» достигнут только через 300 лет. К тому времени они уже потеряют контакт с Землёй, но, пословам Сюзанн Додд, «они останутся молчаливыми посланниками нашей планеты на просторах галактики».

До других звёздных систем «Вояджеры» долетят через более чем 30 тысяч лет. На случай встречи с инопланетной цивилизацией на «Вояджере-1» есть послание от землян, записанное на золотой пластинке.

Описание системы GPS мониторинга транспорта Вояджер 2 (VOYAGER-2):

GSM система GPS мониторинга транспорта Вояджер 2 (VOYAGER-2) предназначена для пультового и личного GPS слежения за транспортом и управления автотранспортными средствами (GPS мониторинг транспорта) с передачей информации на центральный пост по каналам GSM (GPRS, CSD). Поддержка голосовой связи с водителями, прослушивание салона.

ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО GPS GSM МОНИТОРИНГУ ТРАНСПОРТА на основе оборудования Вояджер 2 (VOYAGER-2) >>>

Принцип работы:

Объектовые блоки системы GPS мониторинга транспорта Вояджер 2 (Voyager-2) устанавливаются на автомобили и с периодичностью раз в 5 секунд отправляют на Программное Обеспечение РИТМ координаты транспортных средств и показания бортовых датчиков. Система Вояджер 2 (Voyager-2) также позволяет организовать GSM охрану транспорта (постановка в охрану от центрального замка, снятие с охраны по сигналу иммобилайзера или автосигнализации, передача на пульт сигналов о попытках угона, проникновения в салон, захвата автомобиля с водителем), управлять состоянием автомобиля (глушение двигателя по команде с пульта), осуществлять прослушку салона автомобиля, организовать голосовую диспетчерскую связь с транспортными средствами автопарка. Вся информация от объектовых блоков поступает в бесплатное программное обеспечение, развернутое на ПК клиента — (InetServer ПО РИТМ), и выводится на электронные gps карты местности рабочих мест операторов (PCN8 ПО РИТМ), что обеспечивает возможность GPS мониторинга транспорта, слежения и управления автомобилями в режиме реального времени. Система Вояджер 2 (VOYAGER-2) российского производства, система сетифицирована. Техподдержка, гарантийное и пслегарантийное обслуживание осуществляется в полном объеме.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ ДИЛЕРОВ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ В РФ И СНГ. ВОЗМОЖНО ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЭКСКЛЮЗИВА, ВЫСОКИЙ ЗАРАБОТОК!!!

Основные свойства системы GPS мониторинга транспорта Вояджер 2 (Voyager-2):

■ Система GPS GSM мониторинга транспорта Вояджер 2 (VOYAGER-2) предназначена для организации централизованного мониторинга парков мобильных объектов — транспортных средств, грузов, речных судов и проч. В качестве каналов передачи координатной информации от объектов используется сотовая сеть GSM (GPRS, CSD, Voice) или Internet.
■ В каждом объектовом блоке предусмотрена установка 2 SIM-карт для резервирования операторов GSM связи. Доставка сообщений на пульт осуществляется по каналам GPRS, CSD и VOICE.
■ Неограниченная зона покрытия, любое количество объектов на один пульт. Время контроля связи с объектами (период тестирования работоспособности объектового оборудования на пульте) зависит от пожелания клиента и обычно не превышает 5 секунд
■ Контроль состояния топливного бака, расхода топлива — выявление сливов, недоливов топлива и других ГСМ.
■ Контроль аналоговых и цифровых датчиков на борту транспортного средства (контроль зажигания, опрокидывание кузова самосвалов, контроль температуры рефрежераторов и пр.)
■ Контроль левых рейсов, контроль своевременного исполнения маршрутных листов, контроль нахождение транспортных средств на заданном маршруте
■ Охрана транспортного средства от угона (несанкционированное включение зажигания), проникновения (контроль датчиков открытия дверей), захвата на трассе (установка проводных или радиоканальных тревожных кнопок в салоне автомобиля), возможность глушения двигателя по команде с пульта.
■ Аудиопрослушка салона транспортного средства с пульта, возможность организации голосовой диспетчерской связи между пультом и водителями для любого количества транспортных средств автопарка.
■ Себестоимость связи с одним объектом от 20 до 150 рублей в месяц при получении координат с объекта с частотой от «раза в 5 секунд».
■ БЕСПЛАТНОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РИТМ состоит из сервера, базы данных и неограниченного количества рабочих мест операторов. ПО позволяет подключать удаленные рабочие места к серверу как по локальной сети (на пульте), так и по сетям Internet по протоколам TCP/IP — то есть создавать удаленные рабочие места клиентов, что позволяет организовать на базе ПО РИТМ мониторинговую компанию по предоставлению услуг GPS мониторинга транспорта и частных лиц, а также пультовой охраны недвижимости (GSM охрана, радиоохрана, телефонная дозвонка).

<strong>ВАШИНГТОН, 5 ноя —</strong> <strong>РИА Новости, Алексей Богдановский.</strong> Космический аппарат «<a href=»https://ria.ru/product_Vojadzher_1/» target=»_blank»>Вояджер-2</a>» спустя более чем 40 лет после запуска вышел в межзвездное пространство и передал оттуда первые данные, сообщило <a href=»https://ria.ru/organization_NASA/» target=»_blank»>НАСА</a>.»Вояджер-2″ покинул гелиосферу — «защитный пузырь из частиц и магнитных полей, созданный Солнцем», говорится в сообщении. Аппарат вошел в межзвездное пространство на расстоянии 18 миллиардов километров от Земли, далеко за орбитой Плутона, еще 5 ноября 2018 года. Еще год понадобился на то, чтобы собранная информация достигла Земли и была расшифрована специалистами.В понедельник в журнале <a href=»https://www.nature.com/natastron/» target=»_blank» rel=»nofollow noopener»>Nature Astronomy</a> вышли пять посвященных событию статей, каждая из которых описывает результаты с одного из пяти приборов аппарата — детектора магнитного поля, двух регистраторов частиц в различных энергетических диапазонах и двух приборов для изучения плазмы — газа, состоящего из заряженных частиц.»Совокупность этих результатов помогает нарисовать картину этой космической «прибрежной полосы», где заканчивается окружающая среда Солнца и начинается огромный океан межзвездного пространства», — отмечает НАСА.Межзвездное пространство, как и гелиосфера, содержит плазму, хотя и более холодную и плотную, чем в гелиосфере, а также космическое излучение. Ранее за пределы гелиосферы выходил лишь один космический аппарат — «Вояджер-1″, и данные с него помогли понять, что гелиосфера защищает Землю от примерно 70% межзвездной радиации.»Вояджер-2» подтвердил, что между гелиосферой и межзвездным пространством есть достаточно четкая граница. При пересечении этой невидимой линии резко снизилось число регистрируемых частиц гелиосферы и существенно выросли показатели межзвездной радиации. «Эти данные и подтвердили, что межпланетный аппарат вошел в новую область космоса», — сообщает НАСА.Оба «Вояджера» находятся сейчас в своего рода переходной зоне, которая еще не свободна от вещества гелиосферы. Важно, что второй «Вояджер» подтвердил показания первого, поскольку оказался в межзвездном пространстве в другом месте и в другое время 11-летнего солнечного цикла. Теперь ученые знают, что данные «Вояджера-1» не относятся лишь к конкретному месту и времени его вхождения в межзвездное пространство.Первоначальной целью обоих «Вояджеров» было исследовать Юпитер и Сатурн. Кроме того, «Вояджер-2» осуществил пока что единственный в истории пролет мимо Урана и Нептуна. В конечном итоге оба аппарата покинули границы Солнечной системы. «Вояджер-1» сейчас находится на расстоянии 22 миллиардов километров от Солнца, а «Вояджер-2» — в 18,2 миллиарда километрах. Свету Солнца требуется 16,5 часа, чтобы достигнуть «Вояджера-2», тогда как до Земли он идет всего восемь минут.