Ведьмак 3 кровь и вино

Пока вы читаете эти строки, CD Projekt RED уже вовсю работают над Cyberpunk 2077. Другой мир, другой жанр. Новые горизонты. Для них это смена эпохи. Что-то кончается, что-то начинается.

Страшно признавать, но история Геральта из Ривии закончилась. Совсем. Разработчики проводили ведьмака на заслуженный отдых грандиозным пиршеством, где кровь и вино текут рекой.

И я там был. Сейчас все расскажу.

Мы не в сказке

Если вы читали превью, то уже знаете зачин. Ведьмак получает заказ от ее светлости Анны-Генриетты, княгини солнечного Туссента. В столице княжества, Боклере, завелась некая Бестия — неуловимый серийный убийца, явно не чуждый магии. Он убивает рыцарей, а в Туссенте как раз намечается грандиозный турнир, и убийство любого высокого гостя аукнется всему краю. Геральт принимает заказ — и сюжет берет низкий старт.

Помните вступление в «Каменных сердцах»? Битва с жабой, похищение, кораблекрушение… События стремительно мелькали перед глазами, а затем история брала таймаут и отправляла вас по взаимосвязанным сюжетным тропкам.

Здесь ситуация сходная. Едва оказавшись в Туссенте, Геральт ввяжется в бой с великаном, бруксой, шарлеем (огромный броненосец) и непосредственно Бестией, а расследование пойдет быстрыми темпами: улика на улике. Вступление насыщено яркими событиями, каждая вторая сцена — на голливудском уровне, а от квеста до квеста рукой подать, маршрут рассчитан очень грамотно.

А потом вы встретите одного ведьмачьего знакомого, и сюжет сбавит обороты, определяя два ключевых мотива.

► В начальных сценах вообще много всякого произойдет. Но потом игра перестанет так баловать и с размахом будет подавать лишь ключевые сцены. Мотив первый: под спойлером

Осторожно, тут тонкий лед! Открывайте эту главу, только если вы очень хотите узнать, о каком знакомом идет речь.

Читать дальше…

Да, один из лучших друзей Геральта воскрес: его спасла та самая Бестия, на которую охотится ведьмак. Потому Регис хочет разобраться, что заставило его спасителя (и, по совместительству, друга) убивать туссентских рыцарей. Дело явно сложнее, чем кажется.

Регис в Туссенте смотрится органично, ведь дополнение целиком посвящено вампирам. Вы повстречаете — нередко в бою — низших, высших и даже наивысших кровососов, а заодно узнаете об их жизни до Сопряжения Сфер, о классовом делении, порядках и проблемах.

Например, оказывается, только вампир может убить высшего вампира, а значит, по своим меркам Регис и не умирал. К такому объяснению легко придраться и упрекнуть CD Projekt в манипуляциях чувствами поклонников, но результат все оправдывает. Регис был одним из самых ярких книжных героев, и в игре его образ воссоздали на должном уровне: кроткий, интеллигентный, не чужд иронии. За ним интересно наблюдать, с ним приятно общаться. В сюжете он тоже не для галочки: Регис играет ключевую роль наравне с ведьмаком.

► Ну и что, что воскрес? Игра — адаптация романов, а не продолжение. А то сами знаете: «Мильва вдруг с ужасом обнаружила то, что должна была обнаружить уже давно. Регис не отбрасывал тени».

► Готовьте лунную пыль и масло: в дополнении много вампиров.

► …Очень много вампиров.

Мотив второй: люди

Вторым мотивом дополнения стала рыцарская романтика. Боклер — место, где форма царит над содержанием, нелепые традиции сакральны, а у рыцарей настолько мало забот, что они находят время на обеты и подвиги. Боклер не тронула война, и он остался тем же безмятежным краем, каким и был, — с невероятно сочной зеленью, голубой водой и окрашенными во все цвета радуги домиками, окружающими воистину сказочный эльфский замок. Все это основательно высмеивается в диалогах, квестах и сюжетных событиях. Ведь Боклер только имитирует сказочное королевство. Внутри — все та же грязь и проза жизни.

Например, Бестия убивает рыцарей не абы как, а по системе. В Туссенте присягают пяти добродетелям: чести, мудрости, щедрости, доблести и сочувствию. И каждая жертва соответствует поруганной добродетели. Алчного рыцаря находят с полным кошельком во рту, не слишком мудрого — в шутовском наряде. Поначалу история вызывает в памяти «Семь» Финчера, но каждая новая улика показывает, что дело куда сложнее. Геральту предстоит копаться в грязном белье высшего света Туссента и снова влезть в разборки государственного значения.

► Мир Туссента целостный, поэтому в него веришь. Если в городе есть чистильщик обуви, который разливает грязь по улицам, вы о нем услышите из самых разных диалогов.

► Новая мода среди туссентских хипстеров: абстрактное искусство.

Плохо забытое старое

Когда история сбавляет темп, в «Ведьмаке», как всегда, на передний план выходят одни из лучших диалогов в играх. Каждый статист в массовке становится живым человеком, каждая сколь-нибудь значимая сцена оказывается яркой, врезается в память. Циничный юмор, сатира, ехидство, изощренная непристойность — все здесь. Сама история хорошо выстроена и почти не провисает. Постоянно меняются декорации: только что вы шли по следам убийцы — и вот уже попали в жуткий проклятый особняк. Или в руины вампирского замка. Или на прием для знатных особ. Или на турнир. Или в местную страну сказок. История всегда разная. Только вот…

…Только вот мы это уже видели. Геральт уже и на маскарад ходил (а потом еще на свадьбу), и по следу вампира-убийцы шел, и крепости охраняемые штурмовал, и семейную жизнь господ налаживал, и проклятия в жутких особняках снимал, и в мире грез побывал. Здесь много самоповторов. Вы то и дело будете вспоминать сюжетные тропы первых «Ведьмаков». А особую любовь к рассказу Сапковского «Меньшее зло» разработчики уже однажды показали в «Цене нейтралитета», дополнении к первой игре. Покажут и здесь. Это смазывает впечатление от сюжета: ощущение новизны улетучивается.

С другой стороны, уровень исполнения возрос, проработка сюжетных ситуаций достигла предела, а прошлые приключения Геральта переосмыслили, сделав фундаментом для новой истории. Да и к месту все, ведь «Кровь и вино» буквально дышит ностальгией. Здесь вы найдете доспехи Геральта из первой части, Владычица Озера снова даст ведьмаку свой серебряный меч («Постарайся не потерять в этот раз»), а богатый бестиарий Туссента дополнили многие монстры из прошлого: тут вам и архиспора, и сколопендроморф, и кикимора. И все они переосмыслены: призрачные псы баргесты, например, теперь прыгают сквозь Геральта и горят в изумрудном пламени.

► Есть в Туссенте и новая живность. Например, вихты и пантеры.

► В дополнении много ностальгических элементов не только из игр. У ценителей книг будет много поводов прослезиться.

Чем хата богата

Несмотря на множество знакомых мотивов в сюжете, «Кровь и вино» впечатляет масштабами и проработкой. По размерам Туссент немного уступает Ничейным землям. От северной до южной границы — три километра (против четырех в Велене-Новиграде). И почти все создано с нуля: у Туссента своя флора, фауна, архитектура, культура, музыка, народ, одежда, оружие. Своя, простите, атмосфера. И свои проблемы: многие «вопросительные знаки» встречаются только в Туссенте («спаси странствующего рыцаря»), а привычные — дополнены.

«Кровь и вино» рассчитано на высокоуровневых ведьмаков. Противники здесь достигают пятидесятого уровня, а некоторые монстры опасны сами по себе. Но и Геральта не обделили. Выполнив особый побочный квест, ведьмак отыщет лабораторию человека, изучавшего ведьмачьи мутации. Находка откроет в Геральте новые способности: очки опыта и мутагены можно будет тратить на перки. Изначально эти «мутации» разделены на три ветки: зеленая, синяя, красная. Но самые мощные способности требуют прокачки сразу нескольких веток.

► Однажды Геральт получит собственную винодельню. Функционирует та по принципу дома в каком-нибудь Fallout 3: можно купить мебели, навешать картин. Есть стойки для доспехов и оружия, полки для трофеев, алхимическая лаборатория и даже книжный стеллаж. А сон в собственной кровати дает Геральту временные плюсы к характеристикам.

Перки не меняют правила боя, их значение скорее количественное. В общей массе они дают большие бонусы к урону. А, например, «Кровавая баня» попутно превращает каждое убийство в «казнь» (привет, Fallout!). Особо дорогие перки, правда, проявляют себя интереснее: скажем, один заставляет «Аард» замораживать противников, а другой один раз в три минуты приводит ведьмака в себя, как только тот получает смертельный урон. Всего перков двенадцать, но активен может быть лишь один — иначе все вампиры от Буины до Яруги разлетелись бы в страхе.

Сделав мутагены полноценными участниками процесса развития героя, разработчики снабдили Геральта способами их добывать и конвертировать. На определенном этапе ведьмаку достанется алхимическая лаборатория и «мутагенератор». Первая позволяет расщеплять «именные» мутагены: скажем, «мутаген из волколака» можно разложить на малые красные, а из них уже лепить большие мутагены в меню алхимии. Но, чтобы открыть все перки, нужно очень много мутагенов — и тут поможет мутагенератор: вы просто убиваете противников, а он копит заряды и временами выдает вам случайный мутаген.

Странно одно: эти приборы Геральт получит на, хм, очень поздних этапах сюжета, когда покрасоваться новыми мутациями уже и не перед кем. Если только вы не оставите львиную долю побочных квестов «на потом».

► Набредете на занятые разбойниками развалины — поспешите обезвредить «того парня с факелом». Если он успеет добежать до сигнального костра, на вас свалятся еще и нешуточные подкрепления.

► От некоторых квестов у Геральта останутся исключительные сувениры.

Но главный козырь «Ведьмака» — квесты, и тут все очень хорошо. Их много, и большинство вы запомните надолго. Притом самое необычное и яркое, как правило, вынесено за скобки сюжета. Фотоохота на диких зверей, битва с банковской бюрократией, позирование художнику, участие в турнире… Как всегда, игра не раздает квесты, она рассказывает истории. Даже в самых простых заданиях кроется нечто большее, чем просто «пойди убей вон там вон тех». И почти всегда есть пространство для выбора: как и чем закончить очередную историю.

Правда, игра держится философии предшествующих частей: никогда не знаешь, чем обернется то или иное действие. Так, в игре три концовки, и они во многом зависят от неприметных побочных заданий. А порой у вас появляются новые (как правило — лучшие) варианты, если вы, скажем, нашли и прочитали какую-нибудь записку.

Но главный сюрприз — взаимоисключающие сцены. Ближе к концу игры от вашего выбора будут зависеть не только концовки, но и эпилог, и кульминация, и целые уровни. Скажем, Страна Сказок. Вы можете вообще не попасть в нее (если и попадете — пропустите альтернативный маршрут), а ведь это немаленький и великолепно проработанный момент, и таких тут несколько. Заново проходить «Кровь и вино» можно и нужно, поэтому заявленные «тридцать часов» — далеко не предел возможного.

* * *

Наконец, это дополнение гораздо прочнее, чем предыдущее, связано с «Дикой Охотой». От событий оригинала зависит немало сюжетных штрихов, диалогов и сцен. При определенном раскладе вы даже встретите отдельных героев «Дикой Охоты». Но и без этого дополнение служит отличным эпилогом к «Дикой Охоте» и подводит черту под всей игровой ведьмачьей сагой. Разработчики повторили и закрепили опыт, накопленный за годы работы над всеми «Ведьмаками», и достойно простились со вселенной.

Геральт отправился на заслуженный отдых.

Порадовало
Огорчило
  • титанический для современного DLC размах;
  • технические доработки и нововведения;
  • постановка стала еще лучше;
  • проработанная нелинейная история;
  • удачные ностальгические моменты;
  • самая необычная постельная сцена в серии.
  • самоповторы;
  • поиски в «детективном режиме» все еще решают львиную долю проблем;
  • некоторые ключевые повороты сюжета легко предугадать.
Как мы играли

Во что: релизная версия предоставлена издателем за несколько дней до выхода игры.
На чем: PC
Сколько: пятьдесят часов на полное прохождение и эксперименты с концовками.

«Ачивка» редакции
Насмерть!

Не пережить битву с тремя поросятами.

О локализации

С озвучкой все хорошо, и даже зверского подгона речи под мимику, как в «Дикой Охоте», больше не видно. С текстом не все так ладно: встречаются разночтения (Вивиена — Вивьена; Владычица Озера — Дева Озера) и редкие опечатки. Но это мелочи. Оценка сайта 9,0 Отлично

Вердикт

«Кровь и вино» — огромное, великолепно проработанное дополнение. Оно заметно расширяет и органично дополняет оригинал, воспроизводит все его сильные — и лишь немногие слабые — стороны. Это прекрасный повод в последний раз вернуться в мир «Ведьмака»… и, похоже, теперь уже точно проститься с Геральтом из Ривии.

Описание

Добро пожаловать в землю тепла и солнца, в далекую долину, не тронутую войной, в край странствующих рыцарей, благородных дам и великолепного вина. Лучше всего отправиться в эти земли прямо сейчас: когда жители все еще потрясены жестокими убийствами. Геральт из Ривии, легендарный охотник на чудовищ, берется за свой последний контракт. В дополнении ‘Кровь и вино’ вас ждёт более 20 часов приключений, в которых красота столкнется с ужасом, а любовь — с обманом и предательством.
Автономная однопользовательская версия
Управлять игрой PS4 можно с помощью PS Vita
Загрузка осуществляется в соответствии с Условиями обслуживания PlayStation Network, Условиями использования программ и любыми другими применимыми дополнительными документами. Если вы не согласны выполнять условия, не загружайте материалы. Дополнительная информация приведена в Условиях обслуживания.
Разовая лицензионная плата за право загрузки на несколько систем PS4. Вход в PlayStation Network не требуется при использовании на вашей основной системе PS4, но необходим при использовании на других системах PS4.
Перед использованием продукта ознакомьтесь с «Мерами предосторожности», важными для вашего здоровья.
Библиотечные программы ©Sony Interactive Entertainment Inc., эксклюзивно лицензированы Sony Interactive Entertainment Europe. Действуют Условия использования программ. Полный текст Условий использования см. на сайте ru.playstation.com/legal.

Перед выходом «Дикой Охоты» по сети пошла фотография одичавшего главы CD Projekt RED Марчина Ивинского с комментарием «вот, дескать, что с людьми несколько лет нечеловеческого труда и масштабной разработки делают».

После марафонского забега в The Witcher 3: Wild Hunt я тоже чувствую себя выжатым лимоном. Перед глазами проносится космической мощи поток пережитых событий. Здесь ты один перед незнакомым миром, полным опасностей и тайн, мчишься бесконечно на волне приключений по городам и весям.

После этого становится как-то неловко рассуждать про целостность повествования, ценность для жанра и секс на чучеле единорога. Важно только самое главное: друзья, это поистине была дикая охота.

И вот почему.

Ведьмак — самый удачный герой для приключения

Когда-то давным-давно в мире «Ведьмака» случился вселенских масштабов катаклизм, называемый Сопряжением Сфер, после чего туда пришли разномастные чудовища, волшебные звери и прочие бестии. Жить обычному люду стало намного веселее и опаснее. Поэтому в конце концов появилась особая каста воинов, умеющих справиться с большей частью сверхъестественных бед. Иными словами, ведьмаки — мутанты с ускоренным метаболизмом.

Эти господа много чего могут — например, химере голову оттяпать, проклятье снять, просидеть полдня по уши в нечистотах, чтобы потом всадить неведомой твари серебряный клинок промеж глаз… Словом, помогают людям в непростых жизненных ситуациях. Не бескорыстно.

В этом плане ведьмак — идеальный главный герой, потому что он может взяться за любую работу, и это не будет выглядеть нелепо.

► Куда только не забрасывает Геральта в поисках приключений.

Спаситель галактики Шепард, будто завзятый психолог, ведет с друзьями душеспасительные беседы, помогая им преодолеть свои комплексы и давние травмы. Драконорожденный убивает крыс в подвале, и это вроде как традиция такая.

Ведьмак занимается неблагодарной работой, и это полностью соответствует характеру персонажа, потому что этому миру не нужен герой, ему требуется профессионал.

Буйного, неуправляемого Тревора в Grand Theft Auto 5 сделали отражением коллективного бессознательного любого игрока в GTA — и он органично вписывается в геймплей. С Геральтом история почти та же: это тот персонаж, чьи действия по ходу игры не будут вызывать лишних вопросов.

«Дикая охота» ведется в огромном мире

Из достаточно компактного и структурированного мира второго «Ведьмака» мы переносимся в открытый мир, где исследуем часть Северных королевств — земли по берегам реки Понтар (часть оккупированной Темерии и Редании) и архипелаг Скеллиге на западе.

Весь этот простор в «Дикой Охоте» ощущается целостным, как в Morrowind, где все было чужим и новым, — вспомните хотя бы дома-грибы у могущественных Телванни или напоминающие костяные панцири постройки Дома Редоран. С поправкой на то, что в «Ведьмаке» нам рассказывают злую восточноевропейскую сказку.

Вас с головой погружают в эту мифопоэтику, и действует она намного эффективнее, чем привычные истории про рыцарей и драконов. Здесь колдуньи ворожат на козьем молоке и крови, там леший бродит и травницы накладывают могущественные проклятия на отрезанные лошадиные головы. Геральт живет на земле чудес — разобраться во всех этих чурах, бесах и химах с ходу не получится. В «Дикой Охоте» смешан фольклор из самых разных культур, не исключая и скандинавскую: на Скеллиге и обычаи иные, и обитают там совсем другие твари.

С другой стороны, здесь могущественные правители ведут войны за территорию, в подвалах и на чердаках заговорщики разрабатывают очередной коварный план, а на архипелаге викинги выбирают нового короля — словом, внутренних интриг тоже хватает. Ближайший ориентир — «Игра престолов», второй по важности источник вдохновения у разработчиков из CD Projekt RED.

► Картинка не передает всего настроения, но погода в игре невероятно эффектная.

Локации в «Дикой Охоте» сильно отличаются по настроению. У каждой из них своя цветовая палитра, и, когда впервые попадаешь к викингам, складывается впечатление, что игра резко изменилась. На Скеллиге есть места, куда решительно не стоит заходить слабым духом, — кладбище драккаров, угасший маяк, на котором поселился полтергейст, логово ледяного великана.

В Велене на отдельном острове тоже не стоит задерживаться — по округе бродят утопцы, рядом с мрачной заброшенной башней копошатся в мертвых телах чумные крысы. Над неприветливым Новиградом зловеще алеет закат, на ведьминых болотах ветер еле колышет развешанные по иссохшим веткам деревьев сласти.

В Оксенфурте же, напротив, всегда чисто и по улицам не шастают сомнительные личности, а на центральной площади дают представление скоморохи — у всех NPC свой распорядок дня, и к ночи выступление сворачивают.

Неподалеку от Новиграда можно наткнуться на безумной красоты пасеку и цветочные поля; рядом растут подсолнухи, сквозь облака пробиваются солнечные лучи — кажется, скоро будет гроза. И верно, погода резко меняется, и вот уже ветер гнет деревья и гонит облетевшие листья. В статике красоту мира не передать, особенно когда мчишься на коне сквозь ливневые струи под фолк Марчина Пшибиловича и напевы коллектива Percival.

Сразу отправиться куда хочешь не выйдет, сначала нужно пройти пролог в Белой Роще, где вас постепенно вводят в курс дела и дают познакомиться с разными вещами и занятиями. Но стартовая локация совсем не кажется банальным обучением: здесь запросто могут убить, в заброшенной деревне стенает дух полуденницы, а в Роще свирепствует разъяренный грифон.

Кажется, что в прологе дизайнеры поработали вполсилы, потому что самое интересное начинается как раз с того момента, когда Геральт отправляется в Велен. Вот оттуда можно ехать куда угодно — хотя до архипелага требуется плыть на корабле, а через Понтар не пускают без грамоты, — разве что до крепости Каэр Морхен сразу не добраться.

Мир в «Дикой Охоте» не бесшовный — непрерывный масштабный переход от крепости Каэр Морхен до Белой Рощи, а потом через Велен и Новиград (карта невероятных размеров) к островам Скеллиге невозможен. Если дойти до края земли, Геральта против воли развернут обратно.

И в нем есть чем заняться

Важно не только нарисовать и придумать пространство, но и сделать его интерактивным, дать игроку стимул исследовать мир. Добиться этого можно разными способами, однако в этом случае речь не о побочных квестах, а просто о наполнении мира разными мелочами.

В Skyrim, например, хорошо работала система достопримечательностей. Пробираешься сквозь скалы — там пещерка, тут заброшенная крепость с вампирами, ой, напоролся на затопленный форт с культистами. Штуки совершенно необязательные, но создающие глубину.

► Иногда в «Дикой Охоте» попадаются безумной красоты пейзажи и ракурсы.

В Dragon Age: Inquisition открытый мир структурировали по-другому: закрой разломы, собери ресурсы, потопчись рядом с приметными вехами. За решение всяких необязательных штук игрок получает очки влияния и на них «покупает» доступ в новые локации. Ну или открывает закрытые места на уже доступных.

В «Дикой Охоте» по карте разбросан ворох вопросительных знаков. Что скрывается за каждым — неизвестно, но Геральт то и дело натыкается на полуразрушенные крепости или, допустим, ищет потерянные контрабандистами товары. В лагерях сидят разбойники, держащие в заложниках торговцев, чудовища бродят по пещерам, пугая местных. Если взяться за зачистку территории, можно привлечь в заброшенные селения людей, в поселки начнут заглядывать странствующие купцы и продавать редкие товары.

Иногда на трупах разбойников обнаруживаются записки и карты — это открывает отдельную серию поручений по поиску сокровищ. Геральт может искать чертежи доспехов и оружия, присущего другим ведьмачьим школам, а также редкие артефакты и материалы для ремесленного дела и зельеварения.

Наконец, бродить по карте стоит ради распечатывания мест силы, дающих герою дополнительные очки на развитие талантов, а то обычная прокачка продвигается слишком медленно, «естественным» образом Геральт получает очень мало очков.

► А на вершинах неприступных гор покоятся корабли.

Иногда происходят случайные события: разбойники нападают на мирных жителей, в бордель заявляются викинги и устраивают дебош. Квестами это назвать сложно, их вообще можно проигнорировать — «Дикая Охота» не делает мелкие поручения добровольно-принудительными, а представляет их как дополнительный пласт геймплея. Дизайнеры лишь намекают игроку — вон на том острове точно что-то есть, наверное, оно сторожит сокровище и с радостью обглодает тебе лицо.

А еще здесь есть задания с кулачными боями, лошадиными скачками и гвинтом — коллекционной карточной игрой с отдельной механикой и серьезными движениями вне игры: коллекционированием, составлением колоды, перепродажей карт и отыгрыванием редких экземпляров у опытных картежников.

Всё, что делает Геральт, раскрывает сюжет

Лучше всего «Ведьмак» проявляет себя в квестах. Основные и побочные поручения в игре тесно переплетены, и чем бы вы ни занимались, всё кажется важным. Без лишних подробностей: Геральт разыскивает Цири, постепенно восстанавливая картину происшедшего по чужим рассказам. Поиски девушки приводят его в разные места и заставляют принимать непростые решения. На своем пути он встретится с ведьмами, поучаствует в разборках криминальных банд, изумится наглости чародейских заговоров и займется театральной постановкой. Главная линия то ветвится, то соединяет несколько развилок, но почти всегда у Геральта есть несколько ниточек, за которые он может потянуть.

► Достаточно часто «Дикая Охота» прикидывается хоррором, и местами у игры это получается.

Хотя чаще всего вы будете переключаться на другие занятия, потому что «Дикую Охоту» делали не по принципу «вот основная линия с разными миссиями, а вот все остальное».

В поздних The Elder Scrolls заметна схематичность — интересные ветки наверняка будут у Темного братства или той же гильдии магов. Обязательно окажется веселым квест от Шеогората. Возможно, будут неплохие задания у прохожих, но, скорее всего, это очередное подай-принеси без всяких попыток раскрыть характеры персонажей или особенности мира.

Еще сильнее подчинена системе Dragon Age: Inquisition. Основное внимание уделено сюжетным заданиям на отдельных локациях, а побочные поручения в открытом мире в стиле «приведи козу» вызывают по большей части раздражение. У каждого сопартийца есть персональные задания: убей недобрых колдунов, собери пять кусков чего-нибудь, иногда — прими важное решение. Это предсказуемые штуки, закрывающие арку с персонажем, и дело кончается либо сексом, либо дружбой.

► Для лошади можно подобрать шпоры, седло и отдельные сумки для грузоподъемности.

Для CD Projekt RED это первый опыт работы над открытым миром, и в результате вместо того, чтобы играть по правилам, история про Геральта начинает удивлять. Думаете, что выполните какой-нибудь мелкий квест и получите награду? Черта с два. Легкомысленное задание по поиску хореографа для кабаре может обернуться мрачной историей в стиле финчеровского Se7en, с расследованием в прозекторской и поиском серийного убийцы.

В открытом мире сложнее удержать игрока и правильно преподнести историю

Как раз поэтому в CD Projekt RED постарались сделать побочные и обязательные задания равнозначными. Это не значит, что в «Ведьмаке» нет проходных квестов, просто система работает по-другому. Есть длинные многоступенчатые ветки, а есть небольшие истории с неочевидным решением.

Основные задания переплетаются с дополнительными и раскрывают персонажей и мир с разных сторон. Несколько побочных квестов в прологе, в том числе просьба упокоить утопленницу, складываются в единую картинку после того, как вы поохотитесь на грифона. Последствия всяких мелочей становятся видны уже на большой земле — не то что они сильно влияют на концовку, но дают штрихи к общей картине.

Некоторые решения, принятые по ходу второстепенных квестов, влияют на обязательные задания. Мало того, что по вашей вине могут начать жечь нелюдей на кострах, так еще и остальные откажутся помогать — не потому, что ведьмак мерзавец, а потому что на улицу страшно выйти.

► Викинги со Скеллиге вежливы, на большой земле нарваться на неприличную тираду намного проще.

Вторая часть делилась на три акта, игру было удобно планировать и настраивать ветки с последствиями. После каждого акта мы попадали в новую локацию и вернуться уже не могли. В третьей ограничения если и есть, то только по уровню — после пролога сюжетные задания можно выполнять в любой последовательности.

Ну и, само собой, чтобы вы раньше времени не задели какой-нибудь триггер, некоторые места на карте от вас закрыты. Магическая дверь в подземелье не отворится раньше времени, в крепость не пустят и так далее. Это касается в том числе и побочных миссий — просто так в роскошное поместье с садом-лабиринтом прохожих не водят — только если вы взяли нужный квест.

В силу специфики «Ведьмака» ваши решения приводят к разным последствиям, но, поскольку «Дикая Охота» не разбита на акты, дизайнерам требовалось придумать, как оставить весь мир доступным и при этом зафиксировать точку невозвращения.

Для этого в игре, как в Fable, имеется переломный момент, после которого можно наблюдать за последствиями. Перед этим игра вас предупредит и попросит разобраться с нерешенными делами, потому что некоторые задания после этого события пройти уже нельзя. Хотя весь игровой мир по-прежнему остается доступным.

► Внешне локации почти не меняются, но в Белой Роще можно застать зиму.

Отдельная история складывается с заказами на чудовищ. Как и прежде, Геральт выслеживает монстров, изучает их, а потом разбирается с проблемой самым эффективным способом. В отличие от второй части, в третьей ведьмаку не требуется искать у торговцев книги с советами по истреблению чудищ. Чаще всего заказы выполняются по одной схеме: поговорил с заказчиком, послушал свидетелей, пришел на место, где последний раз видели монстра, и по кровавым следам выследил его до логова.

В паре случаев конфликт можно разрешить мирным путем, в другой ситуации необходимо сперва подготовить приманку. Но обычно заказы обходятся без подобных мелочей, да и чудовища порой повторяются — ждешь к двадцать пятому, последнему, заказу что-нибудь эпическое — например, страшного высокоуровневого дракона, — а тебе вместо него выдают третьего по счету грифона, только с разноцветным оперением.

Что печалит больше, после прохождения сюжетной ветки не появляется ни новых заказов, ни побочных историй. С другой стороны, на островах и по углам карты столько всего, что есть шанс просто пропустить какого-нибудь особо вредного и совсем не обязательного монстра.

Сражения требуют сноровки, а не только учитывают скучные цифры

По ряду уже понятных причин Геральту неизбежно приходится решать проблемы холодной сталью и серебром. Свои трюки он учит постепенно и сначала пользуется двумя обычными цепочками ударов. Быстрая комбинация едва царапает чудовищ, а на разрывающие удары нужен основательный замах. После вовремя заблокированного удара можно сразу перейти в контратаку или как следует оттолкнуть неприятеля и с хрустом воткнуть в лежачего меч.

► Спокойные моменты перемежаются с безумными забегами по горящим лесам.

Со временем появляются новые приемы — молниеносный финт, поражающий всех вокруг, или увесистый рассекающий вертикальный удар. Во время боя накапливается адреналин, и от него некоторые атаки становятся смертоноснее — тот же рассекающий удар можно как следует «зарядить».

Маневрировать можно по-разному, от особо серьезных атак проще уйти перекатом, от чего-то точечного лучше увернуться, резко шагнув в сторону, причем оба движения очень важны. На перекат уходит много времени, и после него сложнее провести удачную атаку.

Если поймать ритм, поединок больше будет напоминать танец. Геральт не выдыхается и может яростным дервишем кружить по полю боя. За ошибки игра наказывает: если ведьмак пропустит особо сильный удар, ему приходится по полторы секунды переводить дух, а обычные атаки выводят Геральта из равновесия.

Механика боя с людьми напоминает усложненную механику Assassin’s Creed — любой удар в лоб блокируется и не проходит, поэтому остается либо идти в контратаку, идеально парировав выпад, либо бить после того, как увернешься.

► В «Ведьмаке» есть место шуткам и веселью, не стоит убивать монстров с серьезным лицом.

Монстров блокировать чаще всего бесполезно, они просто сносят вас грубой силой. Сложность при этом накручивается самым простым способом: вас начинают больнее бить, и у вас уже меньше шансов ошибиться без фатальных последствий. Немного подводит управление: здесь вы не ощущаете персонажа так хорошо, как, скажем, в серии Souls, где было время на подготовку каждого удара и движения, из-за чего боевка сильно зависела от правильного расчета расстояния и грамотного расходования выносливости.

Это совсем не значит, что юркого Геральта не смогут забить двое утопцев. Хуже с крупными противниками и боссами. У них редко меняются стадии, и чаще всего в арсенале у огромных монстров два-три предсказуемых движения. Этим можно пользоваться и бить, например, жирных бесов и леших на семь-восемь уровней выше. Другое дело, что ковырять их придется довольно долго.

► События второй части находят отклик в «Дикой Охоте», дают дополнительные сцены и задания. Не забывайте держать сохранение под рукой.

В бою ведьмак пользуется вспомогательными трюками. У него остались привычные знаки-заклинания, которыми можно жечь врагов или накладывать на них неприятные эффекты. Против особо опасных противников вновь помогает охранный знак Квен. Работает магия по двухступенчатой системе, у знаков есть альтернативные режимы применения. Щит начинает активно поглощать энергию, но восстанавливает здоровье после каждого пропущенного удара, а ударная волна Аард во второй ипостаси отбрасывает всех от Геральта.

Для более серьезных потасовок Геральт может делать бомбы и впервые берет в бой арбалет. Гипотетически новой игрушкой можно серьезно калечить противников, но область применения у арбалета узкая — сбивать грифонов и другую летучую гадость. При правильном развитии персонажа при прицеливании из арбалета время замедляется и чаще получается наносить критические удары. И, конечно, никто не отменял производство особо смертоносных болтов.

► Интерфейс детально настраивается, и от лишних надписей на экране можно легко избавиться.

Систему развития персонажа в «Дикой Охоте» немного изменили. С каждым уровнем у ведьмака прибавляется немного здоровья и дается одно очко на таланты. Навыки распределены по четырем веткам: можно изучать фехтование, практиковаться в применении знаков или алхимии. У каждого навыка есть несколько ступеней улучшения, и чем больше очков вы вкладываете в ветку, тем больше навыков открывается. Взять все навыки в ветке не получится, нужно развивать что-то целенаправленно, потому что у Геральта не так много ячеек под активные умения. Прокачали слишком много всего? Часть будет висеть мертвым грузом.

Всего у ведьмака четыре группы ячеек, по три в каждой, вдобавок в каждой группе есть место под мутаген. В идеале в каждую группу нужно «вставлять» навыки из одной ветки: если скомбинировать три навыка из фехтования, то мутаген начнет работать в несколько раз сильнее. Особняком стоят перки — их можно взять разово, они не усиливают мутаген, зато дают ощутимые бонусы.

Более или менее адекватных билдов для ведьмака получается два: либо напирать на фехтование, хватать мутагены с бонусом к атаке и одеваться в легкую броню, чтобы повысить шанс наносить критические удары, либо играть от обороны — осваивать алхимию, подбирать мутагены и перки на увеличение здоровья. По уши закованный в тяжелую броню, Геральт будет получать бонус к здоровью от каждой детали доспехов, но не сможет активно пользоваться знаками.

► Самый гуманный способ лишить противника жизни. Обычно ведьмак не церемонится и отсекает полтуловища.

Дополнительной механикой идет производство экипировки. По миру разбросано безумное количество рецептов и чертежей, по которым кузнецы и оружейники разной степени опытности могут собрать убийственное оружие и редкую броню; ее потом еще можно украсить рунами и печатями на усиление знаков и характеристик. Актуально это, только если вы играете на высоком уровне сложности. Обычный игрок вполне может закрыть глаза на производство экипировки и декоктов.

Из-за масштабности возникли некоторые проблемы

К сожалению, «Дикая Охота» не всегда работает идеально. Я играл в версию на PS4 и обнаружил, что персонажи иногда наслаиваются друг на друга, а скрипты не срабатывают. Например, можно поломать скрипт, если пойти за каким-нибудь NPC, ввязаться в драку и отойти слишком далеко. Союзник вам помогает, но стоит только отбиться от чудовищ, как он перестает двигаться, просто потому что компаньон отошел слишком далеко от своего маршрута. Где-то не до конца переведены фразы, а у кузнеца в Каэр Скеллиге одна из реплик пока что просто сервисная.

► В очень редких случаях можно заметить польский язык в локализации.

Если по замыслу сценариста должен начаться ролик на движке игры, а вы как раз обратились к какому-нибудь NPC, вы попадаете на «бесконечную загрузку». Фатальных багов, однако, нет. За примерно семьдесят часов игра только дважды зависла во время кат-сцен и один раз вылетела в момент ожесточенной битвы.

Игра автоматически записывает несколько контрольных точек, поэтому переиграть проблемный момент несложно, тем более что все эти неприятные штуки наверняка поправят патчами.

С чем точно придется смириться, так это с озвучкой при локализации. Судя по всему, основная дорожка в игре на английском, и, чтобы подогнать речь под движения губ персонажей, реплики либо ускоряют, либо делают немного медленнее. Через телевизионные динамики это не очень точно улавливается, особенно с замедлением, но если у вас хорошие наушники, приготовьтесь болезненно морщиться.

Это вдвойне обидно, потому что на русском «Ведьмак» звучит намного органичнее. Если не придираться к знакомым голосам актеров. Словом, даже если вы любите играть на языке оригинала, именно тут такая ситуация, когда лучше оценить локализованную версию.

Но «Дикой Охоте» это не мешает

У «Ведьмака» получается создать то же настроение, которым отличаются The Elder Scrolls и Gothic: вроде бы прошло много времени, а ты снова отправляешься в недельный марафон, хоть и нет тут никакой толковой социальной жизни.

► Два дня и пятнадцать часов на сюжетную линию и ощутимую часть побочных квестов — впереди еще много интересного.

Слишком редко звезды сходятся так, чтобы получилась игра подобного масштаба и система аналогичной сложности. На третий раз из рук CD Projekt RED вышла игра мечты со всеми понятными последствиями — бессонные ночи, умиление гусям и волку, охотящемуся за своим хвостом (в Skyrim эту роль играл ловящий рыбу медведь).

В интервью сайту Gamespot Ивинский как-то сказал, что заранее оценить объем работы непросто, чаще всего масштаб задуманного выходит из-под контроля. По его словам, с третьим «Ведьмаком» команда вышла на новый уровень и их талант и успехи нельзя рационально объяснить. «Люди творят магию», — говорит Марчин.

Магии в этом, конечно, нет — есть нечеловеческий труд и история разработки длиной в несколько лет.

Сделать предварительный заказ игры можно, например, на сайте Gog.com.

Больше информации по игре можно найти в нашем «Центре запуска».

  • ведьмак — идеальный герой для ролевой игры;
  • огромный и разнообразный мир, который время от времени действительно меняется;
  • масса объектов для исследования;
  • почти за каждым квестом стоит интересная история;
  • красочные погодные эффекты и отличная работа арт-директора;
  • замечательный саундтрек.
  • не со всеми чудовищами интересно сражаться;
  • совсем избежать опасных багов все же не удалось;
  • русская озвучка иногда хромает;
  • перегруженный интерфейс в меню, не всегда плавное управление.

Во что: релизная копия игры предоставлена издателем.
На чем: PS4
Сколько: чуть меньше семидесяти часов на основную сюжетную ветку и добрую часть побочных квестов.

Blood and Wine (Кровь и Вино) — последнее дополнение, которое получит The Witcher 3 от команды CD Projekt RED. Действие DLC развивается в совершенно новом регионе Туссент, представляя новую историю, персонажей, монстров и прочее. Играть в Кровь и Вино можно как при помощи старого сохранения, так и запустив новую игру, прямо в дополнении. В данном гайде мы расскажем о том, как запустить основной квест дополнения The Witcher 3: Blood and Wine, в зависимости от того, как вы хотите подойти к нему.

Как начать квест дополнения Ведьмак 3: Кровь и Вино

#1 Продолжить игру

При помощи этого способа просто загружайте последний сейв, который хотите использовать (учите, что ваш персонаж должен иметь как минимум 33-35 уровень!). В данном сейве у вас должен быть пройден квест «Поэт в Опале». Далее двигайтесь в деревню Яворник (Велен) и проверьте доску объявлений — найдите письмо с печатью. Учтите, что в Туссенте самые слабые враги будут 35 уровня.

#2 Свежий запуск Blood and Wine

Данная опция позволяет вам начать новую игру Witcher 3 с установленным контентом Кровь и Вино, при этом позволяя отправиться в Туссент выполнив квест выше и сходив к доске. Не забудьте про уровень персонажа. Впрочем, вам понадобиться еще неделька, чтобы докачаться.

#3 Начать только Blood and Wine

Если выберите эту опцию, то вы получите нового персонажа 35 уровня с нужной для Туссента экипировкой. Отличный вариант, если вы не хотите теребить старые сохранения или опять проходить все то же самое.

Гайды The Witcher 3: Blood and Wine

  • Гайд The Witcher 3: Кровь и Вино — как открыть доспехи Великого Мастера
  • Гайд The Witcher 3: Характеристики сета брони Мантикоры в Blood and Wine
  • Гайд The Witcher 3: готовимся к дополнению Blood and Wine
  • Гайд The Witcher 3: Кровь и Вино — как красить броню Ведьмака, где найти краски
  • Гайд The Witcher 3: Кровь и Вино — как получить дом и улучшить его
  • Гайд The Witcher 3: Кровь и Вино — сцена секса с Сианной

Где только ни бывал белоголовый ведьмак Геральт из саги «Ведьмак», авторства Анджея Сапковского. Он исходил почти все уголки мира, в поисках работы, которую может выполнить только представитель его цеха — убийство чудовищ. После катаклизма, прозванного Сопряжением Сфер, фэнтезийный мир, очень напоминающий средневековую восточную Европу, навеки изменился: появились вампиры, гули, драконы, призраки и прочие мифические существа, видов и подвидов которых насчитываются десятки. Они вторглись в жизни людей, и последним нужна была защита. Ею стали специально обученные мужчины, которые ещё в детстве проходили жесточайший отбор через мутации, со смертностью в 80-90%. Выжившие же обретали нечеловеческие способности и были прозваны ведьмаками.

Геральт далеко не единственный, и наверное даже не самый именитый ведьмак в своём цеху, но именно ему посвящён цикл книг и игровая трилогия от польской студии CD Projekt RED, каждая часть которой была одной из лучших — если не лучшей — игр своего года. В прошлом году вышла третья и заключительная часть саги, виртуальной истории Белого Волка — «Ведьмак 3: Дикая охота», и заслуженно стала лучшей игрой года. Но разработчики ещё до релиза объявили, что базовая версия игры не станет завершающим приключением нашего ведьмака. Его история продолжится в двух сюжетных дополнениях — «Каменные сердца», что вышло в конце прошлого года, и «Кровь и вино», о котором мы сегодня и поговорим. Оно стало доступно 31 мая текущего года и выписало игрокам билет в яркую и сказочную страну Туссент, славящуюся множеством сортов вин и бескрайними виноградниками.
Впрочем, справедливо будет заметить — в сказочные страны ведьмаков княгини не призывают. А раз Её Величество соизволило отправить двух рыцарей с пригласительной грамотой, да ещё и готово пожаловать странствующему ведьмаку целое имение с виноградниками — значит в сказке буквы стали как минимум скакать по страницам, корчить гримасы и превращаться в опасных монстров. Геральт, получив приглашение при встрече с парочкой странствующих рыцарей из Туссента, разумеется вспоминает своё прошлое посещение страны виноградников, личное знакомство с прелестной княгиней и приятный вкус местного вина. Как тут откажешь? К тому же, свободного времени хоть отбавляй.
История дополнения «Кровь и вино» мне кажется — и здесь я вряд ли ошибаюсь — гораздо более связанной с книжным циклом, чем с основной игрой. Поскольку регион новый, игрокам представляют немало новых же героев, которые таковые лишь отчасти и в основном для тех, кто не читал книг. Также здесь большое количество отсылок к событиям, начиная с четвёртого тома литературного цикла, поэтому если вы ещё не притрагивались к книгам, но намерены это сделать — рекомендую немного отложить прохождение DLC. Здесь же, в обзоре, я традиционно обойдусь без критических спойлеров, в том числе связанных с книгами.
Анна-Генриетта прекрасна. Но романтической линии с ней нет. Видимо, разработчики решили не сорить Геральта и Лютика…
Прибыв в Туссент, от сопровождавших его рыцарей Геральт узнаёт о нескольких странных убийствах, совершённых некоей Бестией — неизвестным существом, владеющим чёрной магией и когтями, вид и эффект работы которых заставит даже Фредди Крюгера съесть свою перчатку. Вместе с ножами. Оказывается, все жертвы Бестии — знатные люди и бывшие рыцари. Начав своё расследование, Геральт постепенно узнаёт, что жертв связывает гораздо больше общего, чем рыцарская отставка. В своём расследовании, кроме княгини Анны-Генриетты, ведьмак встретит его нескольких не просто колоритных, а ещё и знакомых его героев. А одного из них он, вопреки всем кодексам и правилам ведьмак, может назвать даже другом. К сожалению, в этом дополнении отсутствует романтическая линия — разработчики решили сделать его атмосферу и общее настроение кардинально отличным от основной игры и прошлого DLC. Им это удалось.

На протяжении нашего нового путешествия, винно-виноградное графство будет всячески преображаться, меняя тона от ярких и сказочных, где есть пиры и банкеты, башня со Златовлаской (Рапунцель) и местность, похожая на Страну Чудес, до мрачных, политых кровью и посыпанных пеплом. Многое зависит от решений игроков — выбранного сюжетного пути и выполняемых побочных заданий. Территория же для исследования предлагается довольно немаленькая, примерно в половину Велена. На ней есть новые интересные места, множество сокровищ и чудищ, заказы на убийство которых прибиты к разбросанным по карте доскам объявлений. В общих чертах игровой процесс в дополнении никак не изменился, но разработчики представили несколько новых фишек, которые определённо мотивируют игрока исследовать локацию.
Во-первых, здесь есть новые чертежи доспехов и образцы оружия, ожидающие своих новых хозяев в разнообразных гробницах. склепах и пещерах. Во-вторых, в дополнении представлена новая система прокачки — это мутации. Дополнительная ветка навыков открывается после выполнения одного из побочных квестов , и в свою очередь делиться на три разные ветки: магия, здоровье и сила. Прокачка мутаций требует несколько очков навыков сразу и пару-тройку больших мутагенов определённого цвета. Мутация раскрывают в Геральте новые каморки его боевого потенциала, дополнительно усилия способности закалённого охотника на чудовищ. В-третьих, впервые в серии и вообще в жизни Белого Волка, у него появляется собственное поместье с дворецкий, которое можно всячески облагораживать. Кроме того, если вы проходите дополнение после прохождения основного сюжета, в зависимости от принятых в нём решений могут изменяться диалоги и появляться новые события!
Дополнение вышло живым и в то же время мрачным — краски сменяют друг друга, а вместе с ними изменяется и атмосфера происходящего. От шутливых и озорных диалогов, до серьёзных, взрослых и жестоких вещей.
Нельзя не отметить и немалое количество новых побочных квестов разной категории и степени крутости. «Ведьмак 3» отличается от многих своих современных собратьев по жанру качеством проработки диалогов и неподдельным разнообразием квестов. Дополнение не является исключением — разработчики обыграли ещё несколько сказок, добавили крутые пасхалки вроде пещеры с костром из Dark Souls и девочки, очень похожей на Арью Старк из «Игры престолов», говорящей о приближающейся зиме. Наверняка, сюрпризов в землях Туссента гораздо больше, чем я увидел во время прохождения и заметил в новостной ленте. И это лишь мотивирует вернуться в дополнение своим основным героев, плотно застрявшем в Велене на 19-м уровне, и попытаться получить другую концовку. Кстати да, как и в случае «Каменных сердец», вы можете начать прохождение дополнения отдельно от сюжетной линии игры, создав нового героя 34 уровня. Но я бы не советовал вам этого делать, вначале обязательно пройдите основной сюжет. И почитай книги! Мне-то можно, я сюжет прошёл, просто на дебаг-консоли, откуда сохранения в релиз перенести невозможно. А новые 100 часов найти трудновато, при всём искреннем желании.
Что касается технической части дополнения и обновления 1.20, то здесь, конечно, не всё гладко. Разные пользователи сталкиваются с различного рода ошибками. Лично я столкнулся только с одной — в какой-то момент, Геральт разучился фокусировать внимание на цели (таргет-лок). Функция перестала работать, как бы усердно я не нажимал стик. В остальном же никаких ошибок, выбрыков Плотвы и прочих провалов в текстуры я не встретил. Но допускаю, что они есть и какой-то игрок наверняка найдёт некий эксклюзивный и для него лично страшный баг. Штат QA-команды CD Projekt RED несколько меньше, чем пару миллионов игроков во всём мире, поэтому наличие технических ошибок в играх с большим открытым миром — это, увы, норма текущего времени. Но теперь у нас есть обратная связь с разработчиками и заплатки. Роскошь, которой не имели многие игры для старых консолей, начиная с Atari и NES, где ошибки были вечными. А то и бесследно губили потенциально неплохие проекты.
С момента релиза дополнения прошла ровно неделя и за это время я успел послушать разные мнения от своих друзей, виртуальных знакомых и коллег по цеху. Главным образом меня интересовало, как люди относятся к новому дополнению с точки зрения предыдущей побочной истории, «Каменных сердец». Мне кажется, что пусть «Кровь и вино» масштабней, однозначно лучшим его назвать не получается. Сильные стороны есть у каждого из этих дополнений и они очень органично вписаны в мир игры. Они дополняют «Дикую охоту» с двух разных сторон — бесшабашное веселье и юмор «Каменных сердец» с одной, и потрясающий контраст настроений «Крови и вина» с другой. Они словно две разного цвета ленты, опоясывающие яркий букет цветов и добавляющие ему эстетичности и красоты. Поэтому я не стану говорить, что какое-то из них лучше, что приключения в Туссенте и дивный лик Анны-Генриетты превосходят неповторимо живую свадьбу и теплоту Шани. Или, что они им уступают. Нет. Они друг друга дополняют.
Обязательно выполните показанный на снимке экрана квест. Он очень жизненный!
95 Дополнение «Кровь и вино» — это результат превосходно проделанной работы сценаристов, художников и дизайнеров команды CD Projekt RED. Как и основная игра с предыдущим дополнением («Каменные сердца»), оно не лишено технических огрехов, но они совершенно ничтожны на фоне потрясающей истории, персонажей, событий и многочисленных отсылок к книгам, сказкам, другим играм и даже сериалам. Это дополнение строго рекомендовано всем владельцам «Дикой охоты» и «Каменных сердец», как шикарное завершение приключений белоголового ведьмака и яркий пример того, как нужно делать дополнения к играм года. Если вы ещё не приобрели оригинал и сезонный абонемент — рекомендую посетить специалиста по игровым вкусам.
Обзор написан по цифровой копии дополнения, представленной редакции разработчиками.
Из них вышла бы замечательная пара, не уступающая красоте этого дополнения.
Интересные ссылки: