Варп

Использование варп-двигателей требует больших энергетических затрат, поэтому варп-системы Объединенной Федерации Планет приводятся в действие благодаря реакции между материей и антиматерией, разграниченными друг от друга кристаллами дилитиума. В результате реакции создается высоко-энергетичная плазма, называемая электро-плазмой. Электро-плазма направляется специальными электро-магнитными трубопроводами электро-плазменной системы (electro-plasma system, EPS) в плазменные инжекторы, которые, в свою очередь, создают варп-поле. Разные цивилизации в Звездном пути используют разные источники энергии (например, ромулянцы запитывают корабельные варп-двигатели от корабельных квантово-сингулярных энергоблоков), но в целом процесс происходит аналогично.

На звездолёты класса «Intrepid» устанавливались специальные гондолы с изменяемой геометрией, позволяющее двигаться с еще более высокой скоростью без причинения вреда окружающему пространству и объектам, в нем расположенным. На более новом классе звездолётов «Soveren» устанавливаются более совершенные гондолы искривления, позволяющие двигаться с большими скоростями без изменения геометрии.

Элементы системы

Контейнер с антивеществом

Катушка индуктивности антивещества

Реле антивещества

Патроны дилитиума

Электро-плазма

Механизм экстренной остановки реакции

Основная магистраль охлаждающего устройства

Магнитный трубопровод

Магнитный блок

Гондолы

Часть двигателя деформации, спереди обычно располагается Вихревой сборщик со своими дополнительными системами, далее идет Плазменный инжектор, фокусирующий поток плазмы точно по центру Катушки искривления и собственно ряд катушек по всей оставшийся длине. Стандартом де-факто среди рас, использующих варп-двигатели, является использование двух гондол искривления слева и справа от корпуса корабля.

Коллекторы Буссарда

Устройство, обычно располагаемое (на кораблях Федерации) на переднем конце гондол искривления, и служащее для первичного сбора межзвездного газа (последующей сортировкой и переработкой занимаются уже другие системы). Сборщик обычно включается если запасы материи или антиматерии в баках корабля почти иссякли. Вихревой сборщик состоит из набора катушек, которые создают магнитное поле и подобно воронке затягивающее межзвездный газ.

Плазменный инжектор

Варп-катушка (катушка деформации)

Тороид, разделенный на несколько частей, который создает поле искривления, будучи активированным проходящим потоком высокоэнергетической плазмы. Ряд катушек деформации располагается в гондоле искривления. Используя плазменный инжектор, корабль может регулировать последовательность активации отдельных катушек искривления во время движения, позволяя кораблю маневрировать на Варп — скоростях.

Аннулирующее ядро

Предварительная магистраль охлаждения

Катушка индуктивности

Плазменный трубопровод

Промежуточный охладитель плазмы

Смазочно-охлаждающая жидкость

Регулятор плазмы

Энергопередающий канал

Сеть передачи энергии

Сеть распределения энергии, используемая на борту звездолетов Федерации для питания всех источников потребления, за ее работой и распределением энергии от источников к потребителям контролирует офицер ЭПС со своего терминала. Энергия передается в канале питания высокими скоростями движения плазменных частиц. Есть два основных источника питания: это ядро искривления и термоядерные реакторы в импульсных двигателях. Ядро в первую очередь питает гондолы искривления, щиты и фазеры, а импульсные двигатели всех прочих потребителей.

Космическая матричная катушка восстановления

Варп-плазменный трубопровод

Ядро деформации:

Реактор материи/антиматерии

Инжектор антиматерии

Плата кристаллов дилитиума

Кристалл дилитиума

Пожалуй главный компонент ядра искривления, внутри которого потоки вещества и антивещества при управляемом процессе аннигиляции преобразуются в электроплазменный поток. Дилитий — единственный пока известный элемент, который инертен к антивеществу, когда подвергается воздействию высокочастотного электромагнитного поля в мегаваттном диапазоне. Эффективность реакции в кристалле зависит от его качества.

Механизм соединения кристаллов

Инжектор материи

Наборщик тета-матрицы

Варп-ядро кораблей NX-класса:

«Наш вечный Боже-Император, спаси нас от ужасов пустоты!» – фрагмент молитвы

Варп-двигатель фрегата Адептус Астартес

Варп-двигатели, а также варп-приводы — огромные и невероятно сложные имперские устройства, которые устанавливаются на космические корабли и позволяют им входить в варп — измерение чистой психической силы за гранью реальности. Такой двигатель даёт судну возможность быстро путешествовать по течениям Имматериума и возвращаться в реальное пространство за десятки, сотни, а то и тысячи световых лет от места старта. Подобные переходы занимают намного меньше времени, чем преодоление того же расстояния другими способами. Но варп — далеко не самое дружелюбное место, и путешествие по нему подобно походу в Ад из древних легенд.

Навигация

Перед переходом в Имматериум корабль должен на досветовой скорости достигнуть точки Мандевилля — особой области, где гравитация звезды будет достаточно мала для открытия врат. Для удобства варп-пространство можно представить состоящим из чистой, энергии, лишенным звезд, света и жизни в нормальном понимании. Уже в Имматериуме корабль может идти с помощью обычных двигателей к точке, соответствующей точке назначения в реальности. Самое сложное в таких путешествиях — невозможность увидеть или каким-либо ещё способом определить скорость, текущее местоположение и пройденный путь. Остаётся только слепо следовать вперёд. Чем дольше корабль остается в варпе, тем больше у него шансов столкнуться с каким-то неожиданным течением, могущим вывести его из строя или сбить с курса.

Перемещаться в варпе можно двумя способами — рассчитанным прыжком и пилотируемым прыжком. Во всех варп-приводах есть собственные навигационные механизмы, которые следят за постоянно изменяющимися показателями «места» Имматериума, соответствующего текущей позиции корабля. С помощью сложных расчётов можно вычислить «окно» и совершить быстрый переход, если течения варпа не будут сильно изменяться во время полёта. Этот метод известен как «рассчитанный прыжок», но его часто называют «слепым». Непостоянность варпа делает такой прыжок более чем на четыре световых года крайне небезопасным. Чем дальше проводится перелёт, тем больше вероятность оказаться совсем не там, где нужно или вообще нигде не оказаться.

Вторая и более эффективная форма — пилотируемый прыжок. Этот метод основан на двух факторах: пилот, который может наблюдать за Имматериумом и избегать опасностей, и стабильная контрольная точка для триангуляции. Империум использует Навигаторов, которые ориентируются по лучу Астрономикона — мощного психического маяка, расположенного на Терре. Пилотируемым прыжком можно преодолеть гораздо большее расстояние, чем рассчётным (до 5000 св. лет. и больше). Отступники и космодесантники Хаоса же для этих целей используют демонов, для которых варп является домом и в котором они прекрасно ориентируются.

Путешествие в Имматериуме

На словах всё выглядит достаточно просто, но варп-перелёт на имперском корабле — куда большее испытание, чем кажется.

Вход в Имматериум

Прибыв в точку Мандевилля, корабль останавливается и активирует варп-двигатели, направляя всю свою энергию на пробой врат. Пространство впереди визуально сжимается и покрывается приз­рачны­ми кляк­са­ми ть­мы. Щу­паль­ца Им­ма­тери­ума бо­лез­ненным фиолетовым и розовым све­том про­сачи­ваются в ре­аль­ное прос­транс­тво. Слов­но оке­ан­ский во­дово­рот, ко­торый об­рёл соз­на­ние, ви­ток кро­вото­чащих цве­тов и ис­ка­жён­но­го све­та мед­ленно растёт нап­ро­тив судна, пос­те­пен­но рас­ши­ря­ясь, по­ка древ­ние ме­ханиз­мы и тай­ное тех­нокол­довс­тво бы­лой эпо­хи про­рывает и рас­тя­гивает раз­рыв. К этому моменту все незащищённые окна и смотровые площадки должны быть изолированы, а все люки — задраены. Активируется поле Геллера.

В материальной вселенной появляется гноящаяся рана, пространство изгибается от боли, исторгая мучительные крики, которые не слышит никто, кроме плачущих астропатов и псайкеров. Но и избежавшие проклятья сверхъестественными способностями чувствуют, как трещина растёт, её отвратительная близость проникает повсюду, нарушая основные принципы людей, которые стремились систематизировать реальный мир в самые первые тысячелетия своей цивилизации. Ни один обычный ауспекс не может зафиксировать столь неестественное явление. Его границы не существуют ни на одном уровне бытия, который можно было измерить в обычных величинах. Само его присутствие высмеивает любые понятия реальности, и только еретические приборы, придуманные в приступах бреда людьми, которых наука прошлых веков считала безумными, могут хотя бы зафиксировать его наличие. Плазменные двигатели вспыхивают в последний раз, и корабль направляется в центр варп-разлома. Корпус охватывают извивающиеся дуги молний, которые, как кажется, затягивают судно туда по своей воле. На корабле это ощущается как слабое кратковременное землетрясение и тошнотворное чувство падения. Корабль резко ускоряется и исчезает, и через несколько секунд врата закрываются, восстанавливая хрупкий покров реальности в яркой вспышке излучения.

Переход

Переход во время варп-шторма

Хотя переходы в Имматериум планируют таким образом, чтобы как можно меньше членов экипажа в это время спали, а колокола звонят по всему судну, защищая людей от кошмаров, остаётся неизбежным, что некоторые пройдут между мирами во сне, чего делать определённо не стоит.

Произносятся молитвы, возносятся дары, обещания и просьбы Богу-Императору о спасении; проводятся самые разные ритуалы, и неважно какие они по своей сути — главное, что люди верят в их защиту. Исповедники и крестоносцы обходят спальные помещения, выслушивая страхи тех, кто больше не мог справиться с ними. Во время путешествия в Имматериуме все без исключения становились пылкими верующими и набожными слугами Золотого Трона, но если священников Экклезиархии и тревожит, что такой рост абсолютной преданности был временным, они держат свои мысли при себе.

Также мало кто спит и из Адептус Механикус, в преддверии прыжка их искусственные имплантаты отвергают требование отдыха биологических компонентов. Охранники патрулируют палубы каждого судна, держа наготове дробовики и шоковые дубинки и готовые поднять тревогу при малейшем признаке опасности. Полёт в варпе всегда сопровождается беспорядками: драками, причину которых никто не мог вспомнить, буйными лунатиками, попытками самоубийства, случайными актами бессмысленного насилия и тому подобным. Люди сталкиваются с кошмарами, учащённым сердцебиением, мрачным предчувствием смерти или продолжительными приступами меланхолии. Никто не испытывает удовольствия от прыжка в Имматериум, но остаётся только терпеть и молить Бога-Императора, чтобы путешествие закончилось быстро.

Дестабилизирующие эффекты полёта в варпе не ограничиваются живыми существами — механические конструкции страдают не меньше. Обычно редкие сбои множатся. Техножрецы, лексмеханики и сервиторы трудятся без перерыва, чтобы гарантировать, что ничто важное не откажет в самый неподходящий момент.

Прибытие

Флот легионов Астартес выходит из варпа

Прибытие корабля выглядит не менее эффектно, чем переход в варп. За несколько секунд до выхода из Имматериума в точке назначения начинают мерцать молнии в десятки километров длиной. Затем тьма резко сгущается, и во вспышке белого света на огромной скорости появляется корабль, резко замедляясь до стандартной скорости.

Варп-двигатель

Описанное здесь техническое средство является художественным вымыслом или его существование не подтверждено. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из первых предложений, так и из последующего текста статьи.

Варп-двигатель (англ. Warp drive, двигатель искривления) — вымышленная технология, которая, согласно гипотезе, позволит звездолёту, оснащённому таким двигателем, перемещаться со скоростью выше скорости света, и таким образом преодолевать межзвёздные расстояния за приемлемое время. В настоящее время преимущественно рассматривается в научной фантастике. Это возможно, как ожидают некоторые физики, благодаря перераспределению так называемой «тёмной энергии» в охватывающем корабль пространстве таким образом, что позади корабля создаётся избыток «тёмной энергии», тогда как перед кораблем напротив создается область с недостаточным количеством тёмной энергии. Геометрически это выглядит так, что перед кораблём пространство «сжато» и «раздуто» позади корабля. При этом само судно оказывается в своеобразном «пузыре», оставаясь защищённым от воздействия пространственных деформаций. Также корабль внутри области такого искажения пространства фактически физически неподвижен, — перемещается сама область искажённого пространства, внутри которой корабль пребывает словно в контейнере. Естественно, корабль не разгоняется — локально — даже до околосветовых скоростей, но тем не менее движется быстрее, чем плоская электромагнитная волна в вакууме. Для сравнения, в научной фантастике (как, например, в Звёздном пути) предполагается, что такая деформация пространства достигается общерелятивистским эффектом.

В фантастике

В фантастике варп-двигатель часто собирательный, фантастический, научно-теоретический образ технологии или явления (например, в вымышленной вселенной Star Trek), позволяющий попасть из одной точки пространства в другую быстрее, чем это делает свет. В целом, в большинстве произведений фантастики физика работы варп-двигателя совпадает с таковой у гипотетического варп-двигателя.

В мультипликационном сериале «Смешарики Пин — код»

В одном из эпизодов сериала персонажи пытаются спастись от взрыва звезды Бетельгейзе, построив варп-двигатель. Там же в общих чертах описываются принцип его действия и основные положения теории струн.

В романе Час Быка

В романе И. А. Ефремова «Час Быка» земляне, основываясь на работах Рен Боза (персонаж романа «Туманность Андромеды») и исследованиях найденного землянами корабля жителей туманности Андромеды, создали звездолёт прямого луча (ЗПЛ), принцип действия которого основан на варп-эффекте.

…было понято нуль-пространство, как граница между миром и антимиром, между миром Шакти и Тамасом, где взаимно уравновешены и нейтрализованы полярные точки пространства, времени и энергии. Нуль-пространство тоже скручено в спираль соответственно обоим мирам, <…> возникает возможность передвигаться в нем, почти мгновенно достигая любой точки нашей вселенной <…> звездолет прямого луча идет не по спиральному ходу света, а как бы поперек него, по продольной оси улитки, используя анизотропию пространства. Кроме того, звездолет в отношении времени как бы стоит на месте, а вся спираль мира вращается вокруг него.

Освоение движения по принципу прямого луча позволило землянам совершать дальние звёздные путешествия, в результате чего в развитии Земли и цивилизаций Великого Кольца наступила новая эра — Эра Встретившихся Рук (ЭВР). Впрочем, следуя из описания ЗПЛ в романе, можно предположить, что земляне используют не столько варп-движение, сколько нуль-транспортировку.

В романе Люди как боги

Звездолёты, использующие принцип работы, схожий с принципом работы варп-двигателя, описаны в романе Сергея Снегова «Люди как боги».

В сериале Звёздный путь

Технология

В общих чертах принцип работы варп-двигателей заключается в деформации пространства перед и позади звездолёта, позволяя тому двигаться быстрее скорости света. Пространство «сжимается» перед судном и «разворачивается» за ним. При этом само судно находится в своеобразном «пузыре», оставаясь защищённым от деформаций. Сам корабль внутри поля искажения фактически остаётся неподвижным, — перемещается само искажённое пространство, в котором он находится. (В целом это совпадает с ожидаемой картиной работы возможного реального варп-двигателя.)

Максимальная скорость Энтерпрайза-D — 9,8 варп, что приблизительно равно 9000 скоростей света (на основании данных из 6 серии 1 сезона). Скорость в 1 варп равняется скорости света и растет экспоненциально. За день корабль на максимальной скорости способен преодолеть 24 световых года.

По легенде сериалов Звёздный путь, использование варп-двигателей требует больших энергозатрат, поэтому варп-системы Объединенной Федерации Планет запитываются энергией от реакторов аннигиляции материей и антиматерией, разграниченными друг от друга кристаллами дилитиума. (Скорее всего кристаллы дилития — важный компонент энергополевого разграничения вещества и антивещества, как минерал способный пропустить через себя огромные объемы энергии. Во всяком случае в оригинальном сериале монокристаллы дилития были конструктивными элементами установок подсистемы энергопитания главной двигательной установки.) В результате реакции создается высоко-энергетичная плазма, называемая электроплазмой. Электроплазма направляется специальными электромагнитными трубопроводами электроплазменной системы (англ. electro-plasma system, EPS) в плазменные инжекторы, которые, в свою очередь, собственно, и создают варп-поле. Разные цивилизации в Звёздном пути используют разные источники энергии (например, ромулане запитывают корабельные варп-двигатели от корабельных квантово-сингулярных энергоблоков, кардасианцы возможно от реакторов холодного ядерного синтеза или искусственного распада протонов), но в целом процесс происходит аналогично.

На звездолёты класса «Интрепид» устанавливались специальные гондолы с изменяемой конфигурацией, позволяющее двигаться с ещё более высокой скоростью без причинения вреда окружающему пространству и объектам, в нём расположенным. На более совершенных классах звездолётов — «Суверин», «Прометей» — устанавливаются более совершенные гондолы искривления, позволяющие двигаться с большими скоростями без изменения конфигурации двигательной установки.

Элементы системы

  • Контейнер с антивеществом
  • Катушка индуктивности антивещества
  • Реле антивещества
  • Патроны дилитиума
  • Электро-плазма
  • Механизм экстренной остановки реакции
  • Основная магистраль охлаждающего устройства
  • Магнитный трубопровод
  • Магнитный блок
  • Гондолы

Часть двигателя деформации, спереди обычно располагается Вихревой сборщик со своими дополнительными системами, далее идёт Плазменный инжектор, фокусирующий поток плазмы точно по центру Катушки искривления и собственно ряд катушек по всей оставшейся длине. Стандартом де-факто среди рас, использующих варп-двигатели, является использование двух гондол искривления слева и справа от корпуса корабля.

    • Коллекторы Бассарда

Устройство, обычно располагаемое (на кораблях Федерации) на переднем конце гондол искривления и служащее для первичного сбора межзвёздного газа (последующей сортировкой и переработкой занимаются уже другие системы). Сборщик обычно включается, если запасы материи или антиматерии в баках корабля почти иссякли. Вихревой сборщик состоит из набора катушек, которые создают магнитное поле и подобно воронке затягивающее межзвёздный газ.

    • Плазменный инжектор
    • Варп-катушка (катушка деформации)

Тороид, разделённый на несколько частей, который создаёт поле искривления, будучи активированным проходящим потоком высокоэнергетической плазмы. Ряд катушек деформации располагается в гондоле искривления. Используя плазменный инжектор, корабль может регулировать последовательность активации отдельных катушек искривления во время движения, позволяя кораблю маневрировать на варп-скоростях.

  • Аннулирующее ядро
  • Предварительная магистраль охлаждения
  • Катушка индуктивности
  • Плазменный трубопровод
  • Промежуточный охладитель плазмы
    • Смазочно-охлаждающая жидкость
  • Регулятор плазмы
  • Энергопередающий канал
  • Сеть передачи энергии

Сеть распределения энергии, используемая на борту звездолётов Федерации для питания всех источников потребления, за её работой и распределением энергии от источников к потребителям контролирует офицер ЭПС со своего терминала. Энергия передаётся в канале питания высокими скоростями движения плазменных частиц. Есть два основных источника питания: это ядро искривления и термоядерные реакторы в импульсных двигателях. Ядро в первую очередь питает гондолы искривления, щиты и фазеры, а импульсные двигатели всех прочих потребителей.

  • Космическая матричная катушка восстановления
  • Варп-плазменный трубопровод
  • Ядро деформации
    • Реактор материи/антиматерии
    • Инжектор антиматерии
    • Плата кристаллов дилитиума
      • Кристалл дилитиума

Пожалуй главный компонент ядра искривления, внутри которого потоки вещества и антивещества при управляемом процессе аннигиляции преобразуются в электроплазменный поток. Дилитий — единственный пока известный элемент, который инертен к антивеществу, когда подвергается воздействию высокочастотного электромагнитного поля в мегаваттном диапазоне. Эффективность реакции в кристалле зависит от его качества.

      • Механизм соединения кристаллов
    • Инжектор материи
    • Наборщик тета-матрицы

В сериале «Звёздные врата: Вселенная»

В сериале «Звёздные врата: Вселенная» фигурирует сверхсветовой двигатель, по признакам своего принципа действия, скорее всего, являющийся варп-двигателем. Именно такой двигательной установкой оснащены «Судьба» и корабли-установщики Звёздных врат. О конструктивной системе этих варп-двигателей легенда сериала «Звёздные врата: Вселенная» ничего не сообщает. Известно лишь, что в отличие от кораблей в Звёздном пути «Судьба» способна за приемлемое время совершать межгалактические перелёты между соседними галактиками (для сравнения: Суверен, Интрепид, Прометей на такое не способны). Внутри же галактики «Судьба» летит со стандартной для конца XXIV столетия в Звёздном пути скоростью. Так по легенде последней серии 2-го сезона «Звёздных врат: Вселенная» «Судьба» должна была пересечь средних размеров спиральную галактику (практически все спиральные галактики — галактики-гиганты), куда она влетела, за три года непрерывного полёта.

В Warhammer 40,000

В этой вселенной фигурирует так называемое варп-пространство. Корабли летают на сверхсветовых скоростях, совершая перелёты через это варп-пространство. Но физически такие «варп-полёты» ничего общего не имеют с полётами с использованием вымышленных (в частности в: Звёздном пути, «Звёздных войнах», «Звёздных вратах») или возможных реальных варп-двигателей. Варп-пространство в Warhammer 40,000, иначе называемое имматериумом, есть параллельное подпространство Вселенной — отражение желаний и эмоций, а также обитель демонов и богов, через которое и летают корабли во вселенной Warhammer 40,000.

Прямым аналогом варп-перемещения Warhammer 40,000 является перемещение в фильме «Сквозь горизонт» с соответствующим эффектом при отсутствии «поля Геллера».

Во вселенной Mass Effect

Сверхсветовое движение в серии видеоигр Mass Effect осуществляется посредством так называемого «эффекта массы» — поля темной энергии, которое генерируется путем подачи электрического тока на ядро варп-двигателя. Ядро двигателя содержит в себе «нулевой элемент» — фантастический химический элемент, в котором отсутствует ядро. Согласно кодексу вселенной, нулевой элемент образуется при воздействии энергии вспышки сверхновой звезды на поверхность планет, астероидов и т. д. Когда на ядро двигателя с нулевым элементом подается электрический ток с отрицательным зарядом, образуется темная энергия, а масса объекта снижается. Космический корабль оказывается заключенным в поле темной энергии, в которое он как бы проваливается. Принцип действия поля «эффекта массы» очень схож с предполагаемым принципом действия Пузыря Алькубьерре. В результате, получается, что объект, будучи заключенным в поле «эффекта массы» способен преодолевать скорость света не нарушая при этом ОТО, так как в локальном «пузыре» скорость света увеличивается, а световой барьер не преодолевается. Однако, эта разновидность варп-двигателя лишь решает проблему, связанную со снижением массы корабля и заключением его в поле темной энергии. Для движения и создания реактивной тяги все еще нужны обычные маршевые двигатели. Они могут быть жидкостными химическими, ионными или, военными, антипротонными. Также, в качестве источника энергии для питания масс-ядра, на корабле должен присутствовать термоядерный реактор, обычно работающий на Гелии-3. Скорости кораблей во вселенной Mass Effect варьируются от 50 до 11000 скоростей света.

Отдельно от технологий сверхсветового перемещения на самих космических кораблях, в галактике Млечный Путь существует разветвленная система ретрансляторов массы — загадочных древних порталов, способных мгновенно перемещать объекты на расстояния в сотни или даже тысячи световых лет. Ретрансляторы массы работают по принципу парного взаимодействия: космический корабль может пройти через пару ретрансляторов мгновенно переместившись на расстояние, которое с помощью обычных сверхсветовых двигателей пришлось бы преодолевать многие месяцы или даже годы. Согласно кодексу игры, ретрансляторы массы являются мощнейшими из известных механизмов использующих «эффект массы» (темную энергию). Уничтожение ретранслятора массы способно полностью уничтожить планетарную систему в которой он находится, так как энергия взрыва ретранслятора сопоставима с энергией взрыва сверхновой звезды.

В No man’s sky

В No man’s sky варп-двигатель установлен на всех кораблях, существенно уменьшая время до прибытия. Его не следует путать с гипердвигателем, который позволяет осуществлять межсистемные прыжки.

Во вселенной EVE Online

В MMORPG EVE Online варп-перемещение является одним из основных способов путешествия в космическом пространстве на межзвездные расстояния.

> См. также

  • Сверхсветовое движение
  • E=mc²
  • Импульсный двигатель
  • Интерферометр Уайта—Джудэя
  • Пузырь Алькубьерре
  • Труба Красникова

Полезности варпа

Во многих научно-фантастических сеттингах варп описывается как НЕХ, которая помогает преодолевать гигантские расстояния между звездными системами в приемлемые сроки. (Например за месяцы а не за годы.) Иногда словом «варп» называют сам процесс перенесения (варп-скачок, см.EVE). (Варп, как иная реальность в WarHammer (он же там варп-пространство и имматериум), в которую корабль уходит, прежде чем появиться в другом месте, рядом с варпом и близко не лежал. Альтернативно используется термин «гиперпространство» или «гипер», кому как нравится, что есть гон, — или «гипер» это именно гипер и никакой не варп. Если провести аналогию движения на варпе с крейсерским ходом посудины на подводных крыльях, то полет в гипере это уже как крейсерский режим экраноплана.) Наиболее такой вариант варпа как эта «другая реальность» описан все-таки в Вархаммере. Причем там для варп-дальнобойщиков предусмотрены аж три способа путеществия с помощью сабжа:

  1. Прыжок. Может совершаться на небольшие расстояния, преимущество — отсутствие специально обученного варп-водилы. Доступен многим.
  2. Тоже прыжок, но только дальний. Преимущество — если кривая вывезет, можно одним махом преодолеть всю вселенную значительно быстрее скорости света туда и обратно, чем породить Time Paradox. Недостатков столько, что непонятно, как его вообще используют: необходим навигатор, возможен риск зохавывания экипажа демонами и превращения корабля в космический летучий голландец. К тому же кривая вывозит не всегда… Великолепный пример вышел с орками: один крутой Варбосс собрал свой Waaаgh и дернул в варп. Вынырнул в тот самый момент, когда сам он(Варбосс) из прошлого собирал Парней и Шутты. Справедливо решив, что еще одна Мега Шутта ему пригодится, кокнул сам себя. В результате весь Waaagh был выдернут из времени и уничтожен. Само событие жутко доставило имперским механикусам и инквизиторам
  3. Древние организовали свой способ варп-транспорта, вебвэй (рус. паутина.) это сеть туннелей, проложенных прям через варп. Своего рода варп-аналог метро — что-то похожее, но не_варп — мы видим в Андромеде. Преимущества — никакого риска рандома, стопроцентная надежность доставки, минус — нельзя приехать в любую точку вселенной, только к выходу. Минус однако же не один, ибо «метро» давно попортилось: некоторые выходы стали вести не туда, никуда, или вообще хуй знает куда. В самой же паутине поселились Темные Эльдары — племя антисоциальных эльфообразных инопланетян, практикующих БДСМ и гуро. Скорость путешествия зависит от пропускной способности данной ветви паутины, бывали случаи когда на паутину вставали искусственные миры Эльдар + можно за три дня в паутине пройти пол-галактики.
  4. Тау не имеют псайкеров и вообще с варпом не дружат, так что запилили свой способ перемещения — во время прыжков их корабли не полностью погружаются в варп, что относительно безопасно, но отнюдь не так быстро. Также следует заметить, что корабли тау имеют намного большие размеры, чем имперские с аналогичным вооружением, так как двигатели у синерожих намного крупнее.

Также существует некая странная технология протоссов из Starcraft, под названием «warp-in» (переведено как вызов), но она уже не есть варп. Поделка протоссов из Starcraft есть протосовская реализация Звездных врат. Корабли, правда, используют как раз варп, а зерги открывают бааалшие порталы через него же.

Помимо транспортных целей, варп может использоваться как оружие. В серии Unreal Tournament можно невозбранно телепортироваться с помощью транслокатора во врага, но для исполнения нужен скилл. В Starcraft 2 Beta протоссы невозбранно (до первого годного анти-эйра) юзают юзали вундервафлю неясного принципа действия, именуемую Warp Ray — излучатель искажения (ныне «Излучатель Пустоты» a.k.a. «Грелка» ). Впрочем, это все опять-таки брызги, ибо боевое использование варпа тоже раскрыто в Warhammere. Итак:

  • В WHFB есть такая субстанция, как варп-камень. Используется крысолюдьми Скейвенами для запила чудовищных вундервафель из спичек и желудей, а по сути — простейшего лазерного оружия.
  • Энергию этого вашего варпа невозбранно используют псайкеры для сотворения сильного колдунства.
  • Из варпа стройными рядами могут выходить демоны Великой Четверки.
  • Эльдары активно используют варп-пушки, образующие в точке выстрела портал в АдЪ и Израиль, засасывающий все внутрь.
  • Орки для этих целей используют Shokk Atakk Gunz, стреляющие специально обученными снотлингами, которые неведомым образом открывают портал в варп и отправляют мишень в далёкие ебеня. Как и вся техника орков, достаточно часто выпиливает и своих пользователей.

В Dragon Age есть Тень, аналог варпа в вахе. Она тоже служит источником силы магов и рассадником демонов. Особенно доставляют места больших кровопролитий, где граница между реальным миром и Тенью истончилась, и демоны косяками прут потусить в материальный мир, овладевая всем живым и не очень. Но, в отличие от вахи, Тень не является ментальной помойкой, порождённой гадкими мыслями миллиардов жлобов и битардов (не совсем верно, так как само происходящее в Тени является отражением мыслей смертных, искажённое тем, как их понимают демоны и духи). Тень существовала задолго до материального мира, в ней кроме демонов живут духи, воплощающие светлые чувства (доблесть, справедливость, милосердие, сострадание и др.). В отличие от демонов, они не стремятся оттянуться в материальном мире, но, тем не менее, порой здорово помогают смертным.

В «Дозорах» пейсателя и в играх по мотивам есть своя версия варпа — Сумрак, куда имеют доступ Иные и прочая нечисть. Время в Сумраке течет медленнее, а на самых низких слоях, к тому же, находится загробный мир. Особо неудачливые маги и новички могут там застрять на веки вечные.

В Master of Orion II есть НЁХ, позволяющая совершать межзвёздные перелёты. И зовётся она то гиперпространством, то подпространством, то варпом (у учёных и инженеров рас из Master of Orion II очевидно шарики за ролики заехали). И с ней связаны многие технологии:

  • Собственно межзвездные перелёты (двигатели кораблей имеют варп-ядро (как в Star Trek!?));
  • Эмиссионная система наведения ракет на это самое ядро (очевидно на варп-след корабля). При снятом щите такие ракеты гарантированно выпиливают любой корабль;
  • Системы связи и сенсоры, позволяющие засечь чужой флот в гиперпространстве;
  • Варп-интердиктор замедляет вражий флот на подлёте к планете, на которой построен и включен. А варп-диссипатор не позволяет кораблям противника сбежать;
  • Протонные торпеды летят через подпространство и потому попадают мгновенно (но имеют ограниченную дальность стрельбы);
  • Через подпространство же стреляют и фазоры, за счёт чего пробивают щиты;
  • Наконец тайм-варп фасилитатор, убер-девайс, дающий возможность кораблю действовать два раза за ход.

В StarControl 2 кроме подпространства существует ещё и надпростронство.

В страшноватом триллере «Сквозь горизонт» (он же «Горизонт событий») исследовательский корабль, активировав такой вот варп-двигатель, чтоб прыгнуть в другую точку галактики, исчез на 7 лет, а потом вынырнул обратно около Нептуна. Связи не было, пришло только одно сообщения с дикими воплями. Группа спасателей прибыла на место, и оказалось, что корабль побывал в аду, алсо, в Варпе. Весь экипаж, одурев, быстренько себя перерезал, пережрал (мясорубка прилагается). На кораблике затаилась адская сущность (в виде гномика), которыа посредством страшненьких видений и жутковатых «несчастных случаев», так себя и не показав, выпилила практически всех спасателей. Кончилось тем, что половина корабля вместе с адской сущностью и главным героем улетела обратно в ад (варп), а другая половина — осталась на орбите, что спасло двух спасателей (возможно также, что адская сущность корабля осталась и на другой половине корабля). В общем, милое, ориентированное на детей, описание сложностей полёта без поля Геллера с иллюзорным хеппиэндом (ага, концовка как бы намекает, что и в оставшейся части корабля не всё чисто, так что, скорее всего — только потратили зря спасателей).

В других играх и произведениях тема иного измерения тоже активно муссируется, но какое-либо использование ради профита и ништяков там не практикуется.

Warp IRL

Как ни странно, мой любопытный друг, варп имеет право на существование и в этой вселенной, давая надежду sci-fi дрочерам (таким как ты) и лулзы нердам-физикам. Конкретно — червоточины. Ещё конкретнее — те, через которые может пролезть фотон и что крупнее. ОТО не разрешает и не запрещает такие явления, да и на вопросы, связанные с time paradox, нет однозначно трактуемых ответов. Тем более даже теоретически нет возможности придумать, как эту хрень открыть и (самое главное) сделать стабильной. Потребуются дикие, просто дикие запасы энергии, это при том, что, несмотря на весь матан, энергия на нашей планете добывается по старинке — сжиганием сотен все же в большей степени угля, а термоядерная энергия хорошо работает в теории, а вот на практике из затруднений главная — выгода от продаж сотен нефти. К тому же, неясно чем стабилизировать червоточину, которая, того гляди, схлопнется быстрее чем яйцеголовые смогут вообще туда сунуть научные приборы или отправить в один конец полезный груз. Единственное, что её стабилизирует — экзотическая материя с отрицательной плотностью, в нашей вселенной известна лишь одна хрень с такими свойствами — тёмная энергия, которая есть само пространство и то, на огромных масштабах. Но даже если червоточину получится создать, это вызовет изумлённого песца, потому что через нее посредством сил гравитации начнут действовать друг на друга планеты, звезды и целые галактики, что приведет к изменению их положения, а это чревато. Кроме этого есть еще много парадоксов, если хотите, можете погуглить.

Так что, несмотря на заманчивость идеи, ученые пока не нашли ни одного способа сделать червоточину, как и ни одной подходящей природной хрени (черные дыры — отдельный разговор), но можно быть уверенным, что если ты, читатель, будешь учить матан и работать на коллайдере, то с вероятностью выше нуля ты соорудишь свою собственную дыру и поведёшь человечество в новые дали. Или выпилишь, один хрен.

На самом деле, сумрачные пиндостанские ученые Джеральд Кливер и Ричард Обоуси из университета Бэйлора в Техасе, утверждают: гиперскоростной привод для космического корабля можно создать, опираясь на явления, «вытекающие» из Общей теории относительности и теории струн. Правда, это не такой варп, как мы его понимаем… Хотя, если вы фанат Стар-Трека, то вы обнаружите сходство разработок Обоуси с тем, что было в сериале.
Вкратце, Warp Drive создаёт вокруг корабля замкнутый пузырь с отдельным «куском» пространства-времени, позади же него привод заставляет пространство-время расширяться, а впереди — сжиматься. Это приводит к перемещению пузыря вперёд со скоростью, которая может быть выше скорости света. При этом условие, что скорость света физически нельзя превысить, — выполняется. Луч, находящийся вблизи корабля с включённым приводом (то есть внутри пузыря), точно так же улетит вперёд, как и в обычной ситуации. Однако сам пузырь с изолированным куском пространства сможет прибыть к какой-нибудь удалённой звезде намного раньше, чем туда доберётся свет, стартовавший с Земли одновременно с Warp-кораблём. Чтобы поместить корабль в такой пузырь требуется экзотическая отрицательная энергия (кстати, позарез нужная физикам и для создания машины времени).

Где взять вундер-энергию для вундервафли: Эффект Казимира: Сей эффект в том, что между двумя проводящими пластинами, расположенными на расстоянии порядка нескольких десятков или сотен нанометров, рождаются только виртуальные фотоны с длинами волн, кратными расстоянию. Вне пластин — любые виртуальные фотоны. Так флуктуации вакуума толкают пластины навстречу друг другу. Эффект этот подтверждён экспериментально. И он (в теории) мог бы помочь космическим путешественникам, поскольку, утверждают Кливер и Обоуси, физическая интерпретация эффекта Казимира такова: во внутренней области между пластинами как раз существует отрицательная энергия.

Warp в Warhammer

Судя по звезде Хаоса, это …

Первоначально представлял собой девственно чистое подпространство, заполненное психически активным веществом, и назывался «Имматериум». Однако грязные мыслишки представителей разумных рас со временем начали искажать Варп, превратив его в некое подобие интернетов. Именно таким образом из особо навязчивых мыслей и идей, довлеющих над человечеством, родились в нём демоны и Боги Хаоса, изредка прорывающиеся во внешний мир в Оке Ужаса. Особо хорошо подключенные к варпу псайкеры могут не только черпать оттуда сотни энергий, но и призывать вышеописанных товарищей оттуда, что Хаоситы делают специально, а у имперцев это выходит само собой.

Кто виноват в том, что варп уже не торт — отдельная тема для дискуссий. Известно, что скатываться в говно он начал слишком рано, чтоб обвинить в этом людишек. С другой стороны — трое из «Большой четверки» (а конкретно Нургл, Кхорн и Тзинч) — творения человеческих умов. Однако, рожало эту троицу человечество очень долго, старательно и аккуратно, а вот эльдары породили Слаанеш быстро и стремительно, а Слаанеш первым своим воплем открыло Око Ужаса, чем одновременно засрало солидный кусок и галактики, и варпа (и уничтожило всю эльдарскую империю). Короче, и человечеству, и к остроухим можно много чего предъявить, но на самом деле — началось все куда раньше, началось все во время Войны в Небесах, когда Древние настолько увлеклись эпичным махачем с К’Тан и Некронтирами, что прозевали зарождение в варпе «Поработителей» — бета-версий демонов, которые сформировались из эмоций и страданий разумных рас всей голактеки. Так-то.

Смотреть также:

  • Warhammer.
  • Вархаммер-словарь.

Интересные факты

  • Души большинства разумных существ после смерти таки попадают в края богатые демонами. Впрочем, это вовсе не обязательно — существует предостаточно способов этого избежать. Эльдарский народный метод — засэйвить душу в специальный камешек. Можно накормить своей душенькой какого-нибудь бога или демона. В конце концов можно сдохнуть в радиусе действия ауры антипсайкера-парии, что с душой происходит в таком случае даже сам Тзинч не знает, но есть мнение, что душа просто делится на ноль.
  • Варп — поставщик тонн суперхтоничного оружия. Есть например особые гранатки, которые открывают мини-портал в варп и засасывают туда половину вражеского взвода. Еще больше доставляют орочьи шокаттак-пушки, запускающие через варп снотлинга, материлизующегося в самом неподходящем месте. Алсо — этот самый орочий девайс может с переменной успешностью пальнуть вместо снотлинга самим орком, вызвать over 9000 демонов, открыть портал в варп и еще кучу вещей, непредусмотренных конструкторами.
  • Варп — поставщик диковинных боевых зверушек. Далеко ходить не надо — хаос вовсю юзает демонов для борьбы с имперскими солдатами, а варп-чудовища от темных эльдаров могут устроить Адъ на отдельно взятой планете. Правда варп-зверье может быстро выходить из под контроля и тогда о защите своей жопы надо думать уже и незадачливому дрессировщику.
  • Для безопасного перемещения в Варпе звездолеты Империума и Хаоса оснащены генераторами поля Геллера, которые создают вокруг корабля пузырь реальности и предотвращают зохавание душ экипажа демонами, а превращение самого корабля в одержимый демонами корабль-призрак. Однако гарантия безопасности и бесперебойности работы поля не 100% и при возникновении неполадок с оным для обитателей наступают чудные времена. Хаоситы тоже попадают под раздачу: демонам плевать на взгляды, им нужны лишь души (хотя в отношений всяких чемпионов и пр. VIP’ов стоит сделать исключение).
  • Фильм «Сквозь горизонт» показывает, что бывает с кораблями, не имеющими генератор поля Геллера. Причем в мягкой, милой, детской форме.

Алсо

Smells like…Warp

  • Варп (Warp) — былинный новаторский рекорд-лейбл электронной музыки, основанный ещё в 1989 году. В данный момент на нем выпускаются сумасшедшие люди, вроде Aphex Twin, Autechre, Squarepusher, Plaid, Wisp и т. д.
  • Варп (Warp) — Имя главного героя в японской расовой аниму Kaiba
  • Warp — небольшая игра, разработанная EA на движке Unreal. Типичная бродилка-головоломка, ГГ — няшная инопланетная НЁХ, которая умеет телепортироваться (откуда, видимо, и название) и весело разрывать человеков.
  • Warp Factor X — мера скорости в Star Trek, обозначающая корень третьей степени из того, во сколько раз была превышена скорость света (Пруфлинк), следовательно, чем X больше — тем быстрее летишь. Такая формула была в TOS и корабли могли достигать какой угодно скорости. Но в 24 веке шкалу переделали так, что варп 10 — бесконечная скорость. Разогнались до 10 исключительно в Star Trek: Voyager в совершенно ебанутой серии Threshold, после которой сами авторы подумали «ЧЗХ мы сделали?».
  • Warp — Название семейства винрарных ОС OS/2 начиная с 3-й версии (в IBM использовали имена из Star Trek в качестве внутренних названий релизов, пруфы в английской википедии).
  • Time Warp Fascilator — убердевайс в Master of Orion 2, где корабль, экипированный данным плодом сумрачного гения, делал два хода подряд.
  • В Starcraft юниты и здания у протоссов не строятся, а прибывают на поле боя через варп. Так же несколько раз встречаются порталы между мирами, которые на пендосском называются Warp Gate.
  • H&K Warp Factor — расовая гитарная педаль с неплохим перегрузом.
  • В Battle Toads и Super Mario перемещалка между уровнями называется «Mega Warp».
  • Zodiac Mindwarp — музыкалный коллехтив восьмидесятых, славный в то время треш-клипом про угар в пансионе для благородных девиц, учинённый глэмогуманоидами неясного происхождения с нечеловеческими целями.
  • WAAAAAARP ZOOOOOONE — это неизвестные ебе^W дали в игре Super Meat Boy, где играешь за других героев из других игр и за старые версии Meat Boy.
  • В Star Wars: Empire at War Империя может использовать способность препятствующего крейсера мешать противнику отступать в гиперпространство. В модификации ACM 2.4 дешевый аналог есть у всех.
  • В Sword of the Stars у «дельфинов» (лиир) имеется заикающийся варп двигатель телепортирующий корабль с частотой в несколько гигагерц. Приятной особенностью такого двигателя является то что противник может промазать с некоторой вероятностью.
  • В «Рейде» Глена Кука корабли способны погружаться в варп подобно подводным лодкам.
  • ВАРП — Всемирная Ассоциация Русской Прессы, теперь понятно от куда берутся все скандалы, интриги и расследования.
  • В Sins of a solar empire есть 4 варианта путешествий в гиперпространстве: между любыми простыми космическими телами, после улучшения между звёздами, где полёт быстрее, через червоточины, где вообще мгновенно, но только в другую такую червоточину заранее не известно какую и технология рассовых завоевателей Vasari. У Vasari: все строения можно спрятать в это самое гиперпространство, там они неуязвимы, но ничего не производят; флагман-набегатель сам прячется, летит, не стреляет, не уничтожим; флагман-авианосец жонглирует своими истребителями сквозь варп на небольшие расстояния, помогая им уйти от чужих атак; орбитальный ангар прячет в гиперпространство чужие эскадрилии и просто держит их там на время, является великой имбой, способной поймать все истребители и бомбардировщики сразу, что черевато для кораблей доставивших их; настроив на разных планетах одной звёздной системы стабилизаторы (этакие варп врата) можно пускать флот между ними, что на картах с одной большой звёздной системой та ещё имба, эти же врата за ресурсы призывают рандомные корабли из тёмного флота Vasari; в дополнении Rebellion титан лоялистов прыгает на внушительные расстояния в рамках гравитационного колодца.
  • В The Transformers присутствует персонаж Скайварп (Skywarp), развлекающий всех в округе скидыванием первых встречных с лестниц, ибо сам способен телепортироваться (а также захватывать с собой товарищей и грабить корованы!!11).
  • В тех же самых The Transformers понатыканы врата (Space bridge). Врата прокладывают путь через Transwarp — некую прослойку между вселенными. Принцип работы врат прост: одновременно активировать две штуки в двух разных точках (в точке отправления и в точке прибытия) или прописать пункт назначения в принимающих вратах и — ву-ал-я! — прямая вы на месте. Активно использовались во всех известных вселенных ТФ-канона.

В Eve Online:

  • Все корабли в EVE-online в пределах солнечной системы перемещаются Warp`ом, со скоростью от 0.75 до 24.3 a.e. в секунду(чем меньше и суровее корабль, тем быстрее). Подробно про принципы варпа в Еве читать ().
  • Warp Disruptor — девайс, не дающий вражесим кораблям уебать через этот самый варп.
  • Warp Scrambler — ещё один девайс того же назначения. Вдвое урезана дальность, зато он заодно отрубает MWD у противника, не давая ему летать на скоростях под 5 км/с.
  • Interdiction Sphere Launcher — ставится на корабли класса заградители, при активации выплевывает фиговину, которая не дает никому в радиусе 20 км свалить в варп. Фиговина действует две минуты.
  • Warp Disruption Field Generator — ставится на корабли класса тяжелые заградители, при активации никто в определенном радиусе(20 км и 24 км в улучшенной модификации) не может свалить в варп. Действует пока не отрубится или корабль не собьют. Также модуль может быть снаряжен «скриптом», который заставит действовать только на одну цель, зато удвоит дальность и позволит держать любой корабль, даже тот, что обычно к подавлению невосприимчив (Например- титан).
  • Mobile wapr disruptor (aka «бубль», «мобилка», «пузырь», «шайтан»)- сбрасываемый космический модуль, работающий как и описанный выше скрамблер и диз, но только по площади\объему. Ставится на якорь любым нищебродом, прокачавшим скилы Anchoring.
  • Warp 4 — энергетический напиток
  • WaRP Graphics — издательство, которое выпускало годный фэнтези-комикс ElfQuest, олдфаги знают его как Сага о лесных всадниках

См. также

  • Sci-fi
  • Чёрная дыра
  • Теория струн
  • Star Trek
Варп — одна из тайн мироздания.
Планеты Арракис ✶ Венера ✶ Земля (Google Earth) ✶ Марс ✶ Мир-Кольцо ✶ Нибиру ✶ Пандора ✶ Плутон (Юггот) ✶ Плюк ✶ Саракш ✶ Солярис ✶ Шелезяка
Луна Лунный заговор ✶ Лунный язык ✶ Участок на Луне ✶ Фаза Луны
Тайны мироздания Большой взрыв ✶ Варп ✶ Звёзды ✶ Спайс ✶ Тёмная энергия ✶ Челябинский метеорит ✶ Чёрная дыра
Космоперсоны Алиса Селезнёва ✶ Гагарин ✶ Мэттью Тейлор ✶ Незнайка ✶ Сферический конь ✶ Тали ✶ Циолковский ✶ Черновецкий
Внеземные цивилизации Вселенные люди (Аштар Шеран ✶ Птааг) ✶ Инопланетяне ✶ Ктулху ✶ Кыштымский карлик ✶ Люди в чёрном ✶ НЛО ✶ Рептилоиды/Ящерики ✶ Трансформеры ✶ Хищники ✶ Чужие
Битва за космос AYBABTU ✶ Project Mercury ✶ Война миров ✶ Галактика (Голактеко опасносте ✶ Жестокая Голактика) ✶ Зона 51 ✶ Космическая гонка ✶ Космическая опера (Песни Гипериона)
Сериалы Battlestar Galactica ✶ Exo-Squad ✶ Firefly ✶ Lexx ✶ Macross ✶ Star Trek ✶ Star Wars ✶ StarGate ✶ Вавилон-5 ✶ Гандам ✶ Гуррен-Лаганн ✶ Доктор Кто ✶ Футурама
Игры Elite ✶ EVE Online ✶ Homeworld ✶ Kerbal Space Program ✶ Mass Effect ✶ Master of Orion ✶ No Man’s Sky ✶ Space Station 13 ✶ Spore ✶ Star Control ✶ StarCraft ✶ VGA Planets ✶ Warhammer 40000 ✶ X-COM ✶ Космические рейнджеры