В общественное достояние переходит

О тонкостях перехода произведений в общественное достояние

Здравствуйте!

Можно ли свободно использовать произведения о Шерлоке Холмсе? Можно ли нарушить чьи-нибудь права, исполняя классическую музыку? Эти вопросы зачастую не имеют однозначного ответа, поскольку тонкости расчета срока действия исключительного права на произведение и порядок его перехода в общественное достояние зачастую по-разному регулируются в различных странах и даже в рамках одной страны менялись с течением времени. Но обо всем по порядку.

Как известно, в России срок действия исключительного права на объект авторского права составляет срок жизни автора и 70 лет с момента его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние. Переход в общественное достояние означает, что опубликованное произведение «может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 1282 ГК РФ). После этого такое произведение можно свободно издавать и распространять любым способом, делать его переводы и экранизации, не спрашивая разрешения наследников или иных бывших правообладателей. Единственное сохраняющееся ограничение – необходимо соблюдать личные неимущественные права, такие как право авторства, право автора на имя и право на неприкосновенность оригинального произведения (защита от искажений).

На данный момент 70-летний срок действия исключительного права на произведение установлен в большинстве стран. Бернская конвенция, к которой также присоединилось большинство стран, гарантирует минимальный срок действия исключительного права на произведения, равный 50 годам. Но так было не всегда, да и сейчас в некоторых странах национальными законами установлены иные сроки действия исключительного права (например, в США установлены более длительные сроки для некоторых видов произведений).

При этом той же Бернской конвенцией установлено, что срок действия исключительного права определяется законом страны, в которой истребуется охрана произведения. Но такой срок не может превышать срок охраны произведения в стране его происхождения (принцип страны происхождения), если законодательством страны, в которой истребуется охрана, не предусмотрено иное. Соответственно, страны могут исключить применение этого принципа в своем национальном законодательстве.

Получается, что, поскольку срок и объем предоставляемой защиты произведения зависит от конкретной страны, произведение переходит в общественное достояние не одновременно во всем мире, а в каждой стране отдельно. При определении, находится ли произведение в общественном достоянии, страны руководствуются собственным национальным законодательством. В результате может возникнуть путаница.

Шерлок Холмс

Давайте посмотрим, например, на Шерлока Холмса. Произведения Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе были опубликованы в период с 1887 года (повесть «Этюд в багровых тонах») до 1927 года (сборник рассказов «Архив Шерлока Холмса»). Сам Артур Конан Дойл скончался в 1930 году.

Современное российское законодательство устанавливает (ст. 1281 ГК РФ), что срок действия исключительного права на произведения по общему правилу действует в течение жизни автора и после его смерти 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (с некоторыми оговорками: срок увеличивается на 4 года, если автор работал во время Великой Отечественной Войны или участвовал в ней, а если произведение было впервые опубликовано после смерти автора – 70 лет с момента его публикации).

При этом ранее действующий Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливал более короткий срок действия исключительного права – 50 лет с момента смерти автора. Когда была введена 4 часть Гражданского кодекса, установили еще одно правило, в соответствии с которым если срок действия в 50 лет истек до 1 января 1993 года, то произведение считается окончательно перешедшим в общественное достояние и исключительное право на него не восстанавливается (а если, например, срок истек после 1993 года, то ситуация может быть иной). Таким образом, книги о Шерлоке Холмсе перешли в общественное достояние в России начиная с 1981 года (поскольку были опубликованы до момента смерти автора).

В США сложились немного другие правила, в силу отличающейся истории реформации американского законодательства об авторском праве от российской.

Произведения, которые были созданы, а также опубликованы или зарегистрированы1 после 1 января 1978 года, охраняются так же, как в России, в течение всего срока жизни автора и 70 лет с момента смерти автора. Произведения, созданные до 1923 года, находятся в общественном достоянии. На произведения, созданные после 1923 года, но до 1978 года, исключительное право действует в течение 95 лет со дня опубликования2, если авторские права были продлены на 28 год после публикации3.

Применительно к произведениям о Шерлоке Холмсе в США возникла интересная ситуация, когда часть произведений (созданных до 1923 года) перешли в общественное достояние, а другая часть (10 рассказов из упомянутого мною сборника «Архив Шерлока Холмса») продолжают охраняться авторским правом. Более того, долгое время считалось что повести и рассказы о Шерлоке Холмсе, созданные до 1923 года, все равно продолжают охраняться авторским правом, поскольку они неразрывно связаны с рассказами, опубликованными после 1923 года, и вместе формируют единый образ Шерлока Холмса. Разбираться с этой проблемой пришлось в суде. В 2013 году суд северного округа штата Иллинойс рассмотрел иск писателя Лесли Клингера (автор собственных производных рассказов о Шерлоке Холмсе) к компании Conan Doyle Estate Ltd. (компания, администрирующая права на произведения Конан Дойла, в том числе собирающая лицензионные платежи). Писатель требовал признать, что все произведения о Шерлоке Холмсе находятся в общественном достоянии, а потому могут свободно использоваться, в том числе для создания производных произведений. Компания наоборот утверждала, что все произведения о Шерлоке Холмсе продолжают охраняться авторским правом, поскольку последние из них были опубликованы после 1923 года.

Суд пришел к выводу4, что произведения о Шерлоке Холмсе, опубликованные до 1923 года, действительно находятся в общественном достоянии и могут свободно использоваться другими лицами. Авторскими правами охраняются только произведения, опубликованные после 1923 года. Сам образ Шерлока Холмса и других персонажей также может использоваться другими лицами, за исключением тех деталей, которые упоминаются в рассказах, опубликованных после 1923 года (например, о второй жене и спортивных достижениях доктора Ватсона).

Следует отметить, что истечение сроков действия исключительного права на оригинальное произведение не влечет переход в общественное достояние производных произведений – в частности экранизаций и переводов. По тому же Шерлоку Холмсу создано множество экранизаций (включая фильмы Гая Ричи, знаменитый британский сериал «Шерлок», сериал «Элементарно»), каждая из которых является хотя и производным, но при этом отдельным аудиовизуальным произведением, исключительные права на которые охраняются в течение жизни автора и 70 лет с момента его смерти. При этом авторами аудиовизуальных произведений по российскому законодательству (п. 2 ст. 1263 ГК РФ) являются режиссер, автор сценария и композитор. Соответственно, такие произведения перейдут в общественное достояние по истечении 70 лет с момента смерти последнего из авторов (в силу п. 1 ст. 1283 ГК РФ). Опять же, это применительно к России. В США на произведения, созданные по заказу (например, на фильмы, созданные по заказу киностудии), исключительные права действуют в течение 120 лет с момента создания или в течение 95 лет с момента публикации, в зависимости от того, какой срок наступит раньше5.

Кстати, как известно, в СССР в 80-е годы также была создана знаменитая экранизация произведений Конан Дойла, с Василием Ливановым в роли Шерлока Холмса. И если вы думаете, что эта экранизация находится в общественном достоянии и ее можно свободно использовать, то вы ошибаетесь.

В ГК РСФСР, действовавшем на момент создания экранизации, было установлено (ст. 498 ГК РСФСР), что авторские права, принадлежащие организации, действуют бессрочно (понятия «исключительное право» тогда не было). При реорганизации авторские права переходили правопреемнику, а при ликвидации организации – непосредственно государству. На тот момент это было логично, поскольку собственником всех организаций в СССР и так являлось государство. А когда уже в России принимали 4 часть Гражданского кодекса, было установлено6, что авторские права таких юридических лиц действуют в течение 70 лет с момента правомерного обнародования произведения. Таким образом, права на советскую экранизацию Шерлока Холмса действуют и будут действовать до 2049 – 2056 года (срок отличается, поскольку серии выпускались в разное время). Отдельный вопрос – кому принадлежат такие права. Первоначально экранизация осуществлялась киностудией «Ленфильм», у которой, соответственно, возникли права на экранизацию в силу специальной нормы советского законодательства об авторских правах на кинофильмы (ст. 486 ГК РСФСР). Но, насколько известно из СМИ, права на произведения, принадлежащие Ленфильму, несколько раз продавались и перепродавались. Возможно, сейчас права на советскую экранизацию Шерлока Холмса принадлежат компании «ТВИН»7.

Следует отметить, что отдельным исключительным (смежным) правом на исполнение обладают также актеры, участвующие в таких экранизациях. Срок действия исключительного права на исполнение несколько короче – 50 лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было осуществлено исполнение (ст. 1318 ГК РФ). Исполнитель – актер в течение всего срока действия исключительного права может, например, разрешать или запрещать использование своего образа в производных произведениях, например, если образ конкретного актера будет использован в рекламе или компьютерной игре.

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ) (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).

Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.
Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали — нет.

Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.). Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина. Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли (слева), то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Справа Венера Ботичелли, но в исполнении Энди Уорхола.
Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.
В странах Евросоюза срок действия авторского права — 70 лет после смерти автора. Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры. Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.
В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.
Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом «музейном праве». Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.
Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения. То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на Youtube. Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.
Полезные ссылки:

  • Проект Gutenberg — 57 000 электронных книг в свободном доступе (на английском)
  • Красивая галерея с разными произведениями общественного достояния https://publicdomainreview.org/
  • Музыка https://musopen.org/

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Общественное достояние

Право интеллектуальной собственности

Основные институты

Права особого рода

  • Базы данных
  • Топологии интегральных микросхем
  • Селекционное достижение

Обще́ственное достоя́ние — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Сроки и порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах несколько отличаются. На произведение, являющееся общественным достоянием в России, может действовать авторское право в США, и наоборот. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

Общественное достояние в США

Основная статья: Общественное достояние в США

Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 года. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад, однако существует целый ряд исключений, которые могут перевести такие произведения в общественное достояние досрочно.

Кроме того, работы, подготовленные сотрудником или работником правительства США в рамках служебных обязанностей этого лица по закону в общем случае автоматически переходят в общественное достояние, как созданные на деньги налогоплательщиков.

Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии

По законам Соединённых Штатов Америки, репродукции двумерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, когда при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду, ваша фотография не создаст нового копирайта, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений — они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

Репродукции защищённых копирайтом двумерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

Общественное достояние в Европейском союзе

Большинство стран будущего Евросоюза имело срок действия авторского права в 50 лет после смерти автора. Одним из исключений являлась Германия, по законам которой авторское право сохранялось на протяжении 70 лет после смерти автора. После создания Евросоюза и свободного рынка товаров и услуг законодательства членов союза должны были быть приведены в соответствие. Попытки уговорить Германию снизить срок охраны авторского права успехом не увенчались, поэтому был принят общий закон, по которому в общем случае произведения переходят в общественное достояние по истечение 70 лет после смерти автора, причём авторское право возобновляется для всех произведений, ранее перешедших в общественное достояние. Компаниям, успевшим начать публикацию таких произведений, позволялось распродать созданные запасы и получить определённую компенсацию со стороны государства. В случае, если у произведения несколько авторов, срок отсчитывается с момента смерти последнего автора. Для исполнений произведений и записей действует срок в 70 лет после выступления или создания записи. Однако последняя норма была введена в 2013 году и не имеет обратной силы для произведений, перешедших в общественное достояние до 1 января 2013 года, даже если по новым нормам они подлежат охране.

Несколько стран имели дополнительные условия, продлевающие срок охраны авторских прав на период двух мировых войн, в которых участвовало большинство стран-участниц Евросоюза. После урегулирования разногласий только во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». В этом случае музыкальное произведение переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Таким образом, все произведения Первой мировой войны перейдут в общественное достояние не позднее 2033 года, а Второй мировой войны — не позднее 2053 года. Для немузыкальных произведений срок охраны однозначно не определён, так как ранее для них существовал срок охраны в 50 лет с даты публикации, и по новым законам с учётом всех особенностей он может быть как 80 лет, так и сроки, аналогичные срокам охраны авторских прав на музыкальные произведения. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

Общественное достояние в России

В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска (до 2004 года этот срок составлял 50 лет).

Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР).

После вступления в силу части четвёртой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения. А если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Исходя из этого, фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние, причём закон не оговаривает страну-производитель фильма, а Министерство культуры, в свою очередь, информирует о том, что норма закона применима ко всем кинофильмам, а права на студийные фильмы, выпущенные на экран позднее, принадлежат студиям-производителям либо их правопреемникам.

Общественное достояние в Канаде

В Канаде в общем случае произведения переходят в общественное достояние через 50 лет после смерти автора, при этом отсчёт начинается с года, следующего за годом смерти. Однако существует несколько существенных моментов, характерных для этой страны.

Работы служащих государственных органов Канады наделены особым статусом — «коронным копирайтом» (англ. Crown copyright). В случае если произведение, созданное федеральным служащим или служащим правительства провинции, было опубликовано, оно переходит в общественное достояние через 50 лет с года публикации, но на неопубликованные работы этот принцип не распространяется и срок охраны авторского права не истекает. При этом позволяется добросовестное копирование и репродукция законов и решений судов без выплат и запроса разрешений.

Фотографии переходят в общественное достояние через 50 лет после года смерти автора, в том числе если права на фотографию принадлежат компании, в которой большинство акций принадлежит автору фотографии. Если же большинство акций компании автору не принадлежит, срок отсчитывается от даты создания фотоснимка.

В случае кино- и видеофильмов законодательство Канады различает работы по художественной ценности. Для фильмов, не имеющих художественной ценности, к которым, в частности, относится домашнее видео, срок охраны исчисляется с момента создания, а если фильм был опубликован до истечения 50 лет, — возобновляется с момента публикации. Для художественных фильмов срок в 50 лет отсчитывается с года, следующего за годом смерти последнего автора фильма, к которым относят режиссёра или продюсера.

Для звукозаписей действует срок охраны в 50 лет с момента создания, при этом само произведение переходит в общественное достояние через 50 лет после года смерти автора и, таким образом, запись, сделанная более 50 лет, назад может не находиться в общественном достоянии, если авторские права композитора ещё не истекли.

Особым образом регулируется переход в общественное достояние анонимных и посмертных работ. Если достоверно установить автора не удается, действует более короткий срок из двух: 50-летний срок с момента публикации произведения или 75-летний срок с момента создания произведения.

Для посмертно опубликованных произведений существует четыре варианта перехода в общественное достояние:

  • Работы, созданные после 25 июля 1997 года, охраняются по общим правилам — 50 лет после года смерти автора;
  • Работы, созданные до 25 июля 1997 года:
    • если опубликованы до 25 июля 1997 года — охраняются 50 лет после публикации;
    • если не опубликованы до 25 июля 1997 года:
      • если автор умер в период с 1927 по 1997 год — переходят в общественное достояние 1 января 2048 года;
      • если автор умер до 1927 года — находятся в общественном достоянии.

Общественное достояние в Японии

В Японии действуют разные сроки охраны авторских прав в зависимости от типа произведения и страны происхождения.

Кинематографические произведения переходят в общественное достояние по истечении 70 лет с момент публикации или, если публикации не было, момента создания. На фотографии до 25 марта 1997 года распространялся 50-летний срок охраны с года публикации либо создания в зависимости от того, какой из них был короче. В настоящее время законодательство изменено, и на фотографии распространяется принцип охраны в течение 50 лет после смерти автора. На фотографии, ранее перешедшие в общественное достояние, авторское право не возобновлялось. Звукозаписи и широковещательные передачи охраняются в течение 50 лет с момента публикации. Остальные произведения переходят в общественное достояние через 50 лет после смерти автора, если автор известен (в том числе идентифицирован под псевдонимом), либо через 50 лет после публикации или создания, если произведение не было опубликовано — этот принцип применяется для анонимных авторов или произведениям, авторские права на которые принадлежат организациям. Особым образом регулируются права авторов стран-союзников, для которых действуют дополнительные сроки охраны. Продлению срока охраны подлежат произведения, авторское право на которые установлено в период с 7 декабря 1941 года по сентябрь 1945 года. Срок продления составляет 3794 дня (более 10 лет).

Литература

  • Иванов Н. Общественное достояние как специальный правовой режим использования произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2005. № 2. — С. 68-76
  • Кобляков Н., Мартьянова Т. Общественное достояние как особый правовой режим объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2001. № 4. — С. 31-42
  • Кондрушенко А. Общественное достояние и свободное программное обеспечение // Патенты и лицензии. — 2007. № 9. — С. 24-27
  • С. А. Козловский, А. Ю. Корольков, В. В. Медейко. Авторское право и общественное достояние в России. Произведения и авторы, работы которых переходят в режим общественного достояния с 2018 года. — М.: Викимедиа РУ, 2017.
  • Северин Дюсолье. CDIP/7/INF/2 — Обзорное исследование по авторскому праву и смежным правам и общественному достоянию. ВОИС — Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) (4 марта 2011). — Исследование в рамках проекта по интеллектуальной собственности и общественному достоянию (CDIP/4/3 Rev.). Дата обращения 23 декабря 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  • Stephen Fishman. The Public Domain: How to Find & Use Copyright-Free Writings, Music, Art & More (англ.). — Nolo, 2014. — P. 299—310. — 464 p. — ISBN 9781413320282.
  • Общественное достояние. Как открыть доступ к культуре и знаниям (рус.). — Ассоциация интернет-издателей, 2016. — 240 p. — ISBN 9785752531156.

> Ссылки

  • Статья на Викискладе об авторском праве в странах мира