Усилитель для колонки

Домашний усилитель звука своими руками

Доброго времени суток всем тем, кто любит самоделки, тем более такие самоделки, которые на первый взгляд могут оказаться не легкими. В этой статье я расскажу как без каких-либо затруднений и финансовых затрат сделать свой самодельный усилитель звука.
Многие начинающие в радио деле знают, что усилитель звука, будь он что в музыкальном центре или магнитоле состоит из главного элемента, такого как микросхема.
Интегральные микросхемы усилителей широко распространены в бытовой технике, например в телевизорах и компьютерных колонок. Но дело в том, что усилитель в таких случаях слабый, а стоить он будет дороже, так как уже собран.
Для того, чтобы собрать усилитель звука, питается он кстати от 12 в блока питания, нужно:
• Микросхема усилителя, приобрел её в радиомагазине за 56 рублей
• Конденсаторы, один на 2200 мкф, другой на 100 мкф
• Стеклотекстолит, для нашей микросхемы хватит маленького кусочка
• Короб для корпуса.
• Штекер под подключение тюльпана
• Штекер для входа звука, от сломанных наушников или от компьютерных колонок, не важно откуда
• Включатель
• Пять проводов
• Радиатор охлаждения
• Четыре шурупа
• Термоклей
• Канцелярский нож
• Паяльник, для удобства ватт на 20-40
• Канифоль
• Термопаста
• Лак, растворитель, перекись водорода, лимонная кислота, соль.
Все компоненты готовы и стоят они в сумме не больше 150 рублей, тем что микросхему можно вытащить из телевизора, который еще более менее распространен на рынке, в телевизоре старого образца такого усилителя не будет.
Вооружимся для начала стеклотекстолитом, перекисью водорода, лимонной кислотой и солью. Весь этот раствор необходимо замешать в чаше с высотой стенок 10 — 20 мм, мешаем в пропорции 50 мл перекиси на 15 грамм лимонной кислоты, туда же добавляем щепотку соли, хватит 5 грамм.
Следующим шагом будет вырисовка лаком для ногтей будущих дорожек платы. Делаем это аккуратно, излишки вытираем растворителем. Для нашей микросхемы необходимо такое расположение дорожек.
Ждем минут 5 и опускаем плату в раствор, в среднем плата должна протравиться за 30-40 минут. После того, как время прошло необходимо удалить лак.
Когда лак вытерли (можно любым растворителем) нужно проверить на свету, нет ли смещения и ошибок, таких как налипание одной ножки на другую, при ошибке это можно исправить канцелярским ножом.
Теперь плату надо покрыть слоем олова, сначала промазываем дорожки канифолью, затем паяльником лудим все дорожки. Затем приставляем микросхему и припаиваем её строго к ножкам. Перегревать микросхему нельзя, может оказаться не рабочей.
Далее можно припаивать провода, сначала припаяем выход звука, возьмем два провода и спаяем с нашим штекером под подключение тюльпана. Выход звука у нас один.
После выхода звука припаиваем перемычку между 4 ножкой и 7, это минус.
Затем к третьей дорожке паяем конденсатор на 100 мкф.
Плюс его паяем к дорожке а минус уже к другой стороне дорожки, как на фото.
Для питания нужен фильтр, им будет конденсатор на 2200 мкф. Припаиваем его к плюсу и минусу питания.

К дорожкам питания паяем два провода.
Следующий шаг, пайка штекера входа звука.
На этом усилитель полностью готов, перед установкой в корпус лучше его проверить, заранее закрепив на радиаторе. После проверки можно устанавливать все в корпус. Для начала прорежем отверстия для установки радиатора с помощью канцелярского ножа.
На фото видно, что все подошло хорошо. Затем нужно закрепить радиатор четырьмя шурупами.
Когда радиатор крепко сидит можно проделывать отверстия под подключение к динамику через тюльпан и включатель для питания. Все клеим на термоклей. Потом можно устанавливать усилитель на радиатор через термопасту.
В разрыв плюса питания паяем включатель.
На этом усилитель готов, осталось приклеить боковую сторону и вывести провода наружу для питания.
На этом усилитель полностью готов к работе. Его мощность 10 ватт на 8 Ом-ную нагрузку при 12 вольтах питания и 2 амперах, что достаточно для дома.
Всем удачных самоделок.Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Современный меломан отдаст полцарства за хороший усилитель, если, конечно, оно у него имеется. Казалось бы, вот тебе активные компьютерные колонки — подключай источник и наслаждайся. Однако катарсиса не выходит… — звук-то выходит посредственный… И тем кто никогда не слышал, как играет hi-fi аппаратура, даже сложно объяснить насколько. Благо любители хорошей музыки сейчас все более продвинутые, да и за толковую электронику просят не королевское наследство.

Так зачем нужен усилитель?

Что же такого волшебного делает усилитель звука для колонок, раз считается сердцем аудиосистемы? Среди миллиона различных ответов напрашивается самый очевидный. Он увеличивает мощность сигнала. Не секрет, что любая информация в современной технике передается, преимущественно, с помощью электрических колебаний. И цифровое, и аналоговое устройства производят работу только получив информацию на свой блок с соседнего, или с другого аппарата. Так и дружат.

На выходе проигрывателя электрические колебания всегда очень слабые, и хоть содержат всю необходимую информацию для воспроизведения, не способны совершить серьезную работу. Ни для одного уважающего себя динамика такой шёпот неприемлем. Каждая колонка, каждый ее динамик ждут адекватного питания и, подключенные к передающему музыку МОЗГУ, «голодают». В таких условиях они звучат невнятно и невыразительно.

Вот тут на выручку и приходит наш герой — усилитель мощности звука. Хороший усилитель обогащает, подготавливает звук для акустики и, подключенный к электросети, заражает своей энергией колонки через линейные выходы. Как говорится, начинается уже совсем другая песня.

Без сомнения, двадцать первый век вносит свою лепту в увеличение машинного разнообразия: усилители сейчас стали сильно непохожими друг на друга. Тем не менее, можно составить довольно удобоваримую классификацию, которая поможет лучше в них ориентироваться.

Виды усилителей

Итак, есть три типа такой аппаратуры, которая делает аудио мощнее и громче:

Предварительный. Если устройство, например, такое как микрофон имеет дело с плохим источником звука – усилитель обрабатывает и улучшает информацию о нем, добавляя мощность.

Оконечный. Собственно, занимается только своими прямыми обязанностями — усиливает звук. Можно увидеть в студиях звукозаписи среди прочего профессионального оборудования.

Интегральный. Микс двух предшествующих. Самая распространяя система из доступных в магазинах. Как любое комбинированное решение дает несколько сниженное качество звучания по сравнению со специализированными усилителями. Но выигрывает в цене и универсальности.

Различают аппаратуру и по способу передачи сигнала:

Аналоговый усилитель. Работает с электрическими колебаниями, которые получает от проигрывателя, увеличивая их энергетические характеристики. Для подключения к цифровой технике требуется соответствующий преобразователь.

Цифровой усилитель. Преобразует на выходе цифровой сигнал в аналоговый, «понятный» колонкам и добавляет ему мощности.

Классы усилителей

По разному работают и транзисторы — повышающие силу сигнала элементы внутри усилителя. Их видовое разделение по этому признаку настолько многообразно, что проще ориентироваться лишь на самые основные и принципиальные отличия. Лучше — не углубляясь в тонкости функционирования радиодетали и не объясняя ее устройство обратить внимание на эксплуатационные характеристики свойственные соответствующим классам.

Усилители класса А, В, АВ, Н и прочие их производные. Хоть и отличаются временем и степенью открытия транзисторов для пропускания тока в цепь, действуют принципиально одинаково. Главная проблема для всех аппаратов этого типа, возникающие в начальный момент пропускания тока, нелинейные искажения входного сигнала. Все в конструкции этого типа техники направлено на борьбу с ними. Что приводит к уменьшению КПД и серьезному нагреву. Отсюда вытекает серьезный рост размеров с повышением мощности — для большого устройства, и зажатость звучания от ее недостатка — если устройство маленькое. Класс А считается самым точным и наименее подверженным помехообразованию и, как результат, обладает наименьшей производительностью.

Усилители класса D. Транзисторы в них работают как ключи, открываются мгновенно и сразу пропускают ток. И это приводит к полному отсутствию нелинейных искажений. Коротко говоря, этот тип усилителей полная противоположность предыдущему семейству. Выигрывая в КПД, они плохо себя проявляют, при воспроизводении звукового диапазона, что особенно заметно в области высоких частот. Для тех, кто ищет компактный усилитель в автомобиль — этот класс может быть особенно интересен.

Также отличаются эти устройства не только по назначению, но и по исполнению.

На интегральных микросхемах. Что называется, дешево и почти сердито. Играет цветасто, бравурно и громко. Но недостает полноты картины, не хватает глубины и мягкости. На случай, если вы любите только парады и марши. Благодаря компактной элементной базе легко помещаются в небольшой корпус. Часто используются как сбалансированное решение для автомобиля. Среди таких аппаратов часто встречаются, так называемые ресиверы, выполняющие ряд сопутствующих функций. Например, в них могут быть интегрированы вай-фай и блютуз модули. Одним словом, бурно развивающееся направление. Существуют и дорогие модели с удивительным звучанием, относящиеся к hi-end классу.

На транзисторах. Отработанная и проверенная технология. Звук зависит от качества транзисторов. Современные радиодетали позволяют добиваться при воспроизведении минимума искажений, богатства нюансов с легкостью отыгрывая и динамичные композиции. Попадаются даже экземпляры, которые звучат совсем нежестко, по-домашнему. Все они довольно универсальны. Могут работать с любой акустикой. Хотя тут не все однозначно. Класс А выдает самый богатый диапазон, но проседает по КПД и мощности, более требователен в подборе акустики. Системы классов В или D менее привередливы. Им по зубам колонки с низкой чувствительностью. При этом не будет чувствоваться зажатости, замкнутости динамического диапазона.

Ламповые. Их часто выбирают ценители. Воспроизведение теплое и естественное. Идеально передают тембр голоса и способны раскрыть всю звуковую палитру играющего инструмента. Лучше всего показывают себя в тандеме с мягкими динамиками на основе бумаги или подобного по механическим свойствам материала.

Гибридные. В последнее время особенно популярны. Здесь лампы обрабатывают входной сигнал, а накачкой колонок занимаются усиливающие каскады на транзисторных схемах. Союз «меча и орала» придает игре теплоту, без ущерба КПД и позволяет точно управлять акустикой. Им по силам «раскачать» тугие колонки с хорошими низами.

Надо оговориться, что в этой номенклатуре присутствует тавтология, которая закрепилась исторически. Среди перечисленных выше разрядов усилителей основной и главной единицей все равно остается транзистор. Просто исполнен он различно. В аппаратах на интегральных микросхемах — транзисторы плотно упакованы в крошечном кусочке кремния, в ламповых — это отдельные триоды в стеклянной колбе. Но в общем, несмотря на то, что все эти устройства собраны из одинаковых по сути, но по-разному исполненных элементов, транзисторными называют лишь те, в которых они представляют собой отдельную полупроводниковую деталь. Кстати, в сети встречается ошибочная формулировка «усилитель звука на транзисторе», которая неверна уже потому, что транзисторов в современном усилителе много, как минимум один на каскад.

Выбор усилителя, учитывающий характеристики колонок

Выбрать хороший аудиоусилитель для дома, отвечающий современным требованиям и соответствующий собственным желаниям дело нетривиальное. Это, в какой-то мере, даже инженерная задача. Нужно учесть характеристики проигрывателя и колонок, которые будет использоваться вместе с усилителем. А также учесть размер и акустику помещения, где будет располагаться и играть музыкальное оборудование. И вдобавок, предстоит определиться с затратами, установив доступную для себя планку качества.

На что же нужно обращать внимание? Можно выделить несколько важных моментов:

Прежде всего стоит оценить уровень интермодуляционных и переходных искажений. Эти значения производители указывают редко и их наличие в паспорте говорит о серьезном подходе к делу. У самых лучших образцов первая величина не превышает одного процента. У устройств для дома достаточен показатель не больше трех.

При воспроизведении музыкального ряда, мембраны динамиков испытывают случайные колебания. Они еще называются паразитными. Усилитель способен им противостоять. Успешность этого оценивается демпфированием — еще одной числовой характеристикой, которая для домашнего использования должна быть не менее ста.

Показатель сигнал/шум. Это когда вы выкручиваете регулятор громкости усилителя до конца и сравниваете величину помех с амплитудой выдаваемого полезного сигнала. Чем выше цифра, тем чище будет звучание.

Частотный диапазон. Чем он шире, тем лучше. Особенно хорошо если этот диапазон уходит в не воспринимаемую человеческим ухом область — это гарантирует работу без помех в слышимой. Разумеется, при прочих равных.

Следует обязательно учесть чувствительность и сопротивление колонок, с которыми предстоит работать усилителю. Акустика с малой чувствительностью требует более мощного аппарата. Меньшее сопротивление колонок, чем расчетное для усилителя, может вызвать короткое замыкание и выход из строя всей аудиосистемы. Большее же, хоть и не опасно, при большой разнице заметно уменьшит громкость проигрываемой музыки.

Система усилителя должна быть двухполосной для возможности воссоздания стерео. А подключать сабвуфер к четырехполосной. Хотя для басовика, лучше подойдет дискретный моноусилитель.

Возможные варианты

Чтобы проще было разобраться в многообразии звукоусилительной техники можно рассмотреть конкретные модели, которые очень хорошо зарекомендовали себя на рынке и в среде любителей музыки. Безусловно, каждый усилитель служит для увеличения мощности звука, но помимо этого, еще привносит в исполнение музыки свою свойственную только его модели изюминку. Это надо помнить. И всегда придерживаться главного правила при покупке любого аудиоустройства: слушать, слушать и еще раз слушать. Именно собственное восприятие звука — это то, на что прежде всего нужно ориентироваться.

Yamaha A-S201

Плюсы

  • Хорошая мощность
  • Создает широкое и объемное звуковое пространство
  • Есть фонокоректор и считывающая ММ-головка, для любителей винила
  • Есть функция автоотключения

Минусы

  • Отсутствие регулятора баланса
  • Пластиковые разъемы линейных выходов
  • Уровень шума несколько выше чем в других похожих системах

Интегральный усилитель от легендарного мультимедийного бренда. Он самый недорогой в линейке, но в нем присутствуют те же уникальные технологии, что и в старших моделях. Сто ватт на канал – это порядочное усиление, и такая мощность вполне достаточна для любых колонок. Хорошо себя показывает при воспроизведении сложных музыкальных композиций. Диапазон подходящей музыки от симфонической – до, контрастирующей — репа. Усилитель сохраняет первозданное звучание лишь слегка и приукрашивая его только в пользу.

Звук прямой и притягательный, конструкция надежная, строгая и лаконичная внешность. В целом, отличный экземпляр за свои деньги.

SMSL SA-36A Plus

Плюсы

  • Наличие Bluetooth. Возможность транслировать музыку по радиоканалу с телефона или на колонки.
  • Воспроизведение по USB и с MicroSD-карт
  • Винтовые разъемы для акустики
  • Небольшие размеры
  • Невысокая цена

Минусы

  • Внешний блок питания
  • Не очень большая мощность

Интересный маленький усилитель класса D с поддержкой беспроводной сети по протоколу Bluetooth. Особенно хорошо воспроизводит высокие частоты, но и низкие тоже вполне достойные. Чистый и очень подробный звук. На выходах каждого из двух каналов по 30 ватт в расчете на сопротивление колонок в 4 ома. Корпус из алюминия с очень приятной текстурой, крепкий и миниатюрный. Хорош для не сильно мощной акустики. Достаточен для средних размеров комнаты.

TPA3116 LM1036 (2.0)

Плюсы

  • Отличная мощность для такого размера
  • Защита от короткого замыкания и перегрева на выходах
  • Небольшие размеры
  • Совсем невысокая цена

Минусы

  • Внешний блок питания
  • Отсутствует корпус. Можно склеить шасси из оргстекла

Еще один крошечный представитель D класса с выдачей 50 ватт на каждый канал. Вдвое мощнее предыдущей модели. Дает чистый и сильный звук. Имеет высокий кпд в 90 процентов, потому слабо нагревается и не требует каких-то дополнительных конструкций для охлаждения. Недорог, надежен. Отличный вариант для дома.

Pioneer A-10

Плюсы

  • Хорошая мощность
  • Очень большая широта воспроизводимого диапазона (5-100000 Гц)
  • Есть фонокорректор ММ
  • Есть функция автоотключения
  • Возможность отключить встроенный кроссовер, если есть более высококлассный

Минусы

  • Пластиковые навершия потенциометров
  • На большой громкости заметно греется, и при длительной работе может уйти в защиту
  • Отсутствие пульта в комплекте

Аналог Yamaha A-S201. Очень похож на своего более мощного собрата. Низы глубокие, высокие частоты приятны. Ощущается даже некоторая ламповость. Но в целом звук более железный, свойственный интегральным аппаратам. Хорошие показатели по критерию сигнал/шум. Требователен к источнику звука и акустике.

Dynavox CS-PA1

Плюсы

  • Качество исполнения изделия. Корпус добротный, запаха пластика нет, трансформатор работает очень тихо.
  • 3D звук (увеличивает стереоэффект)
  • Ни один динамик с этим усилителем не фонит
  • Регулировки тембра

Минусы

  • Реальная мощность ниже заявленной (максимум 10 ватт на канал, хотя производитель указывает – 50, не оговариваясь, что это пиковая)
  • Несколько завышенная цена

Несмотря на невысокий коэффициент усиления справляется с довольно серьезными колонками. Хотя хорошо играет лишь на половине своей мощности (в районе 4 ватт на канал). При таких условиях и с приличной аппаратурой звук хорош, помехи минимальны, а широта воспроизводимых частот более чем удовлетворительна.

В приведенных примерах рассматривались лишь устройства класса D, как наиболее современные и подходящие для домашнего использования. Они имеют невысокую стоимость и дают полноценную звуковую картину. А потому рекомендуются любителям и обычным пользователям, желающим расширить свой музыкальный опыт.

Как сделать простейший усилитель звука

Многие интересуются способом изготовления портативных колонок или динамиков для смартфонов и планшетов. Однако перед тем, как приступить к изготовлению самих динамиков, нужно позаботиться об усилителе. В этом материале мы сделаем обзор видеоролика, который посвящен сборке простейшего усилителя.

А начнем с просмотра авторского видеоматериала

Итак, что же нам понадобится, чтобы собрать усилитель:
— коннектор для кроны;
— крона на 9 вольт;
— динамик 0.5-1 Вт и сопротивлением 8 Ом;
— мини джек на 3.5 мм;
— резистор на 10 Ом;
— выключатель;
— микросхема ЛМ386;
— конденсатор на 10 вольт.
Чтобы процесс сборки не показался очень сложным, представляем вашему вниманию схему будущего усилителя.
Посмотрев на микросхему с более близкого расстояния, можно увидеть, что она имеет по четырем лапкам с обеих сторон. В сумме получается 8 лапок. Для того, чтобы не перепутать и не перевернуть микросхему вверх ногами и тем самым ошибиться с пайкой, на микросхеме предусмотрена небольшая метка похожая на полукруг. Эта метка должна располагаться сверху.
Начнем с пайки первого провода, который будет идти к выключателю и плюсовому контакту кроны. Этот проводок необходимо припаять к шестой лапке микросхеме, то есть второй снизу на правой стороне.
Следующий конец проводка необходимо припаять к выключателю. Тут стоит отметить, что по словам автора идеи, сама схема не представляет никакой трудности и со сборкой может справиться даже тот, кто не имеет особых навыков в электронике.
После успешной пайки первого провода нужно перейти ко второму контакту выключателя, который на данный момент свободен. Тут нужно припаять плюсовой провод, идущий от коннектора кроны. После такой несложной пайки, можно сказать, что первый этап изготовления усилителя успешным образом пройден.
Перейдем к следующей лапке, которая на схеме отмечена цифрой 5 и находиться непосредственно под шестой лапкой, то есть той, к которой мы припаяли провод на предыдущем этапе работы. К этой лапке нужно припаять плюсовой контакт конденсатора.
От конденсатора у нас остается минусовой контакт, который необходимо припаять к плюсовому контакту динамика. При желании можно отказаться от прямой пайки конденсатора к динамику, чтобы уберечь его от возможных повреждений, как это делает автор. В таком случае нужно укоротить контакт конденсатора и удлинить его проводком.
После этого можно припаять проводок от минуса конденсатора к плюсу динамика.
Минусовой контакт динамика необходимо припаять к четвертой и второй лапкам на микросхеме. Соответственно это нижняя и вторая сверху лапки на левой стороне. Для этого берем проводок и припаиваем к минусу динамика.
После этого соединяем этот провод с четвертой лапке микросхемы.
Чтобы соединить этот же провод со второй лапкой, необходимо сделать перемычку. Берем короткий проводок. Один конец припаиваем к четвертой лапке, на которой уже есть один провод, а второй конец – ко второй лапке.
К третей лапке с левой стороны, то есть той, которая находиться между предыдущими двумя, мы должны припаять резистор.
Ко второй ножке резистора припаиваем проводок, который будет идти к плюсовому контакте на мини джеке.
Разбираем мини джек. На мини джеке, который использует автор, есть два контакта – на левый и правый каналы. Их нужно соединить между собой и припаиваем провод, идущий от резистора к контактам.
Минус или массу от джека нужно припаять к минусовому контакту на динамике.

В заключении остается припаять минус от коннектора кроны к минусу на динамике.
После таких несложных манипуляций можно получить очень эффектный усилитель, который мы будем использовать для изготовления портативной колонки для планшета или смартфона.
Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

Большинство аудиолюбителей достаточно категорично и не готово к компромиссам при выборе аппаратуры, справедливо полагая, что воспринимаемый звук обязан быть чистым, сильным и впечатляющим. Как этого добиться?

Поиск данных по Вашему запросу: