Ущерб после ДТП

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с «Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П от 19.09.2014 (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется пакет документов (п. 3.10), среди которых:

  • заявление (лично или по доверенности);
  • извещение и справка о ДТП, полученные в ГИБДД;
  • европротокол либо копия протокола о ДТП;
  • копии документов, способных подтвердить перечень повреждений, в том числе видеозаписи, фотографии, протокол осмотра мест происшествия.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы «Положением о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» № 433-П от 19.09.2014.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется «Положением о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.04.2014. Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен ФЗ «Об ОСАГО» № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание не только стоимость самих деталей, но и необходимость осуществления работ по восстановлению;
  • степени износа деталей, требующих замены, эксплуатационного срока, каков пробег машины, как указанные величины влияют друг на друга;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — при данном расчёте учитывают стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, как соотносятся цена неповреждённых деталей и повреждённых, каков объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент ДТП, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Возможный перечень вопросов состоит из нескольких десятков. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, рисующий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия, указываются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки предоставляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Что даёт оценка ущерба автомобиля после ДТП

В подавляющем числе случаев компенсация ущерба происходит за счёт страховых компаний. Это прописано в ст. 7 ФЗ от 25.04.2002 N40 (ред. от 20.12.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Но, поскольку эти выплаты имею предельный лимит, который также ограничен законом, недополученные средства могут быть потребованы с человека виновного в ДТП.

Законодательно установленный предел выплат един для всех пострадавших и составляет:

  • за нанесённый вред имуществу – 400 тысяч рублей;
  • за причинённый вред жизни или здоровью – 500 тысяч рублей.

Задача пострадавшего – минимизировать полученный ущерб. Для этого требуется, чтобы причинённый вред определили специалисты. Задача профессионалов максимально точно определить соотношение понесённых убытков и суммы, которая покрыла бы их возмещение, плюс моральные потери.

Справка! Оценка ущерба после ДТП– это экспертное исследование, определяющее причинённый урон, причину происшествия и сумму компенсации.

Оценка ущерба авто после ДТП проводится в том случае, если:

  • причинённый вред значительно выше, чем предлагаемая сумма;
  • человек, который виновен в происшествии не имеет свидетельства ОСАГО;
  • страховая компания намеренно занижает положенную компенсацию;
  • страховая компания не признаёт данный случай страховым.

Стоит обратить внимание, что данную процедуру проводить имеют право только компании, которые зарегистрированы как саморегулируемые организации оценщиков (СРО). Более того, они сами должны быть застрахованы в сторонней фирме на случай ошибки.

Виды причинённого ущерба при ДТП и способы их оценки

Любая авария несёт за собой те или иные последствия. Условно их можно разделить на три группы.

Имущественный вред.

Он складывается из стоимости вещей, пострадавших при аварии и степени урона самого автомобиля. Если цена вещей может быть подтверждена чеками или свидетельскими показаниями, то с машиной всё немного сложней. Чтобы оценить урон причинённый транспортному средству, складываются все затраты на восстановление, учитывая сопутствующие факторы:

  • ремонт и покраска;
  • замена деталей;
  • стоимость материалов для покраски;
  • величина физического износа;
  • коэффициент порчи товарного вида.

Теоретически оценка ущерба составляется точно исходя из полученного урона. Но на практике это невозможно. Никакой эксперт не сможет со 100% вероятностью определить, что какое-либо повреждение было нанесено именно сегодня, а не, например, два дня назад. Поэтому он просто устанавливает сумму, которая должна покрыть имеющиеся из-за ДТП повреждения.

Вред жизни и здоровью.

Он оценивается путём сложения стоимости лечения и восстановления после аварии, а также компенсации за недополученную заработную плату из-за вынужденного простоя. Доказательствами в этом случае выступают результаты судебно-медицинской экспертизы, медицинское освидетельствование, чеки из больницы и аптеки.

Моральный вред.

Согласно ст.12 ГК РФ, действия, повлекшие за собой нравственные и физические страдания, должны быть компенсированы в денежной форме виновником происшествия пострадавшему лицу. В данном случае оценка ущерба производится самим потерпевшим. Решение о необходимости подобной выплаты может принимать только суд, учитывая степень виновности правонарушителя, причины произошедшего и степень причинённых страданий ст.151 ГК РФ). Справедливость этих выплат регулируется ст.1101 ГК РФ и финансовыми возможностями виновника ДТП.

Важно! Моральный ущерб можно взыскать независимо от степени вины ответчика, если его автомобиль причинил вред жизни или здоровью (ст.1100 ГК РФ). Если только авария не произошла по умыслу самого пострадавшего (ст.1079 ГК РФ).

Иск в суд о возмещении вреда можно подавать как один общий, так и как отдельные иски (ст.1099, п.3 ГК РФ).

Как происходит оценка

Оценка ущерба автомобиля после ДТП начинается с оформления протокола сотрудником ГИБДД. На этом этапе самое главное, чтобы он с предельной точностью зафиксировал все повреждения машины, которые появились у неё в результате аварии.

От этого зависит, какую оценку ущерба вынесет эксперт.

Не стоит полностью полагаться на правильность заполнения протокола. Водитель должен сам постараться получить все возможные доказательства получения урона. Для этого можно сделать несколько личных фотографий, которые будут максимально точно отражать создавшуюся ситуацию:

  • положение транспортного средства;
  • тормозной путь автомобиля;
  • положение осколков стекла;
  • вытекшую жидкость из машины;
  • все дорожные знаки, находящиеся поблизости;
  • примерное время;
  • погодные условия.

Также желательно заполучить свидетельские показания и видео с камер наблюдения, если таковые имелись поблизости. Все эти данные помогут доказать невиновность и получить компенсацию.

При наличии действующего полиса ОСАГО в течение 5 рабочих дней о произошедшем необходимо сообщить в страховую компанию. При этом нужно представить следующие документы:

  • сам страховой полис;
  • паспорт;
  • право собственности;
  • договор купли-продажи или доверенность;
  • водительские права;
  • техпаспорт автомобиля;
  • протокол эксперта ГИБДД, составленный при аварии;
  • извещение о ДТП;
  • копия акта об административном нарушении (опционально);
  • справка о принятом решении при рассмотрении этого акта (опционально).

Страховая компания изучает эти документы и назначает день, место проведения экспертизы.

Решение о выплате компенсации должно быть принято в течение 20 рабочих дней.

Важно! Если не было отказано в выплате компенсации, то компания должна выплатить пеню в 1% за каждый день ожидания свыше положенных 20 дней (п. 21 ст.12 ФЗ об ОСАГО).

По закону такая оценка может проводиться тремя способами:

  • самостоятельная оценка ущерба;
  • экспертиза страховой компании;
  • независимая экспертиза.

Лично оценить ущерб возможно, только если транспортное средство пострадало незначительно и общая сумма компенсации не превышает 50 тысяч рублей.
Поэтому, если в выплате компенсации было отказано или Вас не удовлетворяет её размер, то можно провести независимую экспертизу.

Независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП

Причиной расхождений в размере компенсации являются манипуляции специалиста, который практически всегда старается минимизировать расходы страховой компании. В этом случае обращение в стороннюю организацию для проведения независимой экспертизы может быть единственным шансом получить деньги и восстановить свой автомобиль.

Процедура проходит в несколько этапов:

  • заключение договора на проведение экспертизы транспортного средства его владельцем и сотрудником фирмы, оформление всех необходимых внутренних бумаг;
  • оплата услуг независимой оценочной организации;
  • выбор даты и места осмотра пострадавшей машины;
  • подготовка формального приглашения с указанием времени, места и даты, на которые назначена экспертиза, его отправка почтой на адрес страховой компании и всех участников ДТП.
  • осмотр повреждений автомобиля в выбранном месте;
  • фиксация всех повреждений на специальном бланке независимой организации, с прикреплёнными фотоснимками, на каждом из которых обязательно присутствие регистрационного номера;
  • расчёт стоимости нанесённого урона и составление экспертного отчёта, который обычно не превышает трёх дней;
  • передача клиенту заключения эксперта и фотоматериалов.

Проведение оценки ущерба при ДТП: зачем это нужно?

Как показывает судебная практика, страховые компании все чаще и чаще занижают, либо вообще отказывают в выплате страхового возмещения. Первым этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Она необходима для того, чтобы установить среднерыночную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

Оценку ущерба после ДТП осуществляет и сам страховщик, но, как правило, у данных экспертов нет соответствующего образования, предусмотренных законодательством РФ, следовательно, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим доказательством расчета ущерба после ДТП. Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно известить страховщика телеграммой о:

  • месте;
  • дате;
  • времени проведения оценки ТС.

Но в данном случае, скорее всего, страховщик не упустит своего шанса и неправомерно откажет в выплате страхового возмещения по причине не предоставления на осмотр автомобиля после ДТП.

Нововведения, о которых необходимо знать

С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.

Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса. Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля. Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.

Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.

Оценка автомобиля после аварии

Только независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП дает возможность получить корректную оценку урона, нанесённого автомобилю в аварии. В последнее время число дорожно-транспортных происшествий растет. В силу этого государством заработан особый механизм, позволяющий регулировать отношения между участниками аварии: пострадавшим и виновником ДТП. Российским законодательством продиктованы четкие правила, а также порядок возмещения ущерба при ДТП. Оценка ущерба при ДТП Росгосстрах и любой другой страховой фирмы регламентируется нормативно-правовыми актами в сфере автострахования КАСКО и ОСАГО. Это означает, что если при приобретении автомобиля вы использовали страховой полис транспортного средства, то юридическая организация автоматически дает направление на проведение автоэкспертизы в учреждения, которые ей подконтрольны.

Самостоятельный подсчет ущерба В настоящее время существуют сервисы, позволяющие в режиме онлайн рассчитать ущерб при ДТП. Подробнее об этом читайте в .

Многие автовладельцы наслышаны о том, как страховая компания оценивает ущерб после ДТП. Фирмы, подконтрольные страховой компании, будут работать на страховщика, намеренно занижая стоимость восстановления автомобиля. В документах, которые предоставит эксперт страховой фирмы будет не к чему придраться, а автовладелец получит выплату, которой не хватит на полное восстановление автомобиля. Именно поэтому большинство автовладельцев, попавших в ДТП, обращаются за помощью в оценке автомобиля к независимым экспертам.

После того, как независимый эксперт проведет осмотр машины и выдаст соответствующее заключение, владельцу повреждённого транспортного средства можно будет обращаться в страховую фирму за компенсацией ущерба. Страховщик в этом случае уже не сможет отказать или занизить размер компенсационной выплаты.

Экспертиза автомобиля с привлечением независимого специалиста проводится не только в случае повреждения машины в результате ДТП, но и при ее продаже. Эксперт осматривает машину и определяет примерную стоимость машины.

Оценка повреждения автомобиля после ДТП необходима в следующих случаях:

  • При необходимости узнать стоимость восстановления автомобиля, который был поврежден в результате ДТП.
  • Если автомобиль поврежден в результате стихийный бедствий (сильным ураганом, цунами, землетрясением и т.д.), то обязательно требуется проведение оценки ущерба автомобиля.
  • Оценка ущерба нужна и при повреждении автомобиля третьими лицами (машину побили хулиганы, взломали в результате кражи).
  • Виновники аварии часто обращаются к независимым экспертам, когда не уверены, что эксперт страховой фирмы предъявил корректную сумму возмещения ущерба.
  • К независимой экспертизе также можно обратиться тогда, когда автовладелец не уверен в компетентности страховой фирмы.

Пострадавшему автовладельцу не стоит передавать свой автомобиль страховой компании. Он вправе провести независимую экспертизу, результаты которой следует отдать страховщику с заявлением о возмещении ущерба. Перед этим необходимо нотариально заверить результаты независимой экспертизы. На передачу заключения в страховую фирму у гражданина есть пять дней.

Отличия оценки страховой фирмы от независимой экспертизы

Полномочиями определять ущерб автомобиля после ДТП в нашей стране наделены две инстанции:

  1. Эксперты страховой компании и организации, являющиеся подконтрольными страховым фирмам. Такие эксперты работают на стороне страхователя, поэтому их оценка повреждений после ДТП часто не отвечает реальным повреждениям авто. В большинстве случаев пострадавшие в результате ДТП не доверяют оценке экспертов от страховой фирмы и обращаются к независимым экспертам.
  2. Второй инстанцией, в полномочия которых входит оценка ДТП и оценка ущерба, являются центры независимых экспертиз. Проведением независимой оценки могут заниматься только экспертные центры, которые прошли аккредитацию вышепоставленными инстанциями. Экспертиза, проведенная независимыми экспертами чаще всего будет отличаться от той, что провели специалисты страховой фирмы. Независимые эксперты, в отличие от экспертов страховой компании, работают по фиксированной оплате, на которую не повлияет результат работы.

Эксперты проводят несколько обследований, например, трасологическая экспертиза при ДТП. Ее цель — установить истинные причины возникновения аварии. Подробнее можно прочитать здесь — https://roadadvice.club/2727-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-chto-eto-takoe-v-kakih-sluchayah-provoditsya

Единая методика оценки ущерба

До 2013 года в России действовало несколько методик, используемых для расчета ущерба. Все они имели только рекомендательный характер. При проведении оценки эксперт мог воспользоваться любой из них, что и приводило к разного рода противоречиям в заключении. Чтобы устранить такие противоречия, была разработана единая система оценки ущерба при ДТП.

Автором такой методики выступил Центробанк. Разработка методики легла на плечи Российского Союза автостраховщиков. Следует учесть, что Союз Автостраховщиков является заинтересованным в этом вопросе лицом, поэтому единая методика оценки ущерба создана с учетом интересов страховщиков.

Единая методика оценки ущерба при ДТП применяется в России с осени 2014 года. Сегодня она является обязательной для применения различными специалистами рынка. Применяют ее как судебные эксперты, так и независимые оценщики, страховщики. Она активно используется в ходе определения стоимости возмещения ущерба в рамках действия полиса ОСАГО. В методике единой оценки описываются алгоритмы проведения оценки, подходы к определению объема повреждений, принципы выбора способов устранения неисправностей.

Единая методика оценки ущерба применяется только в рамках действия полиса ОСАГО. Ее используют в тех случаях, когда дело касается отношений страховой фирмы и физического лица. В других случаях эксперт вправе самостоятельно выбрать ту или иную методику для оценки ущерба. Единая методика была создана не только для улучшения качества работы независимых экспертов, но и с целью увеличения выплат по полисам ОСАГО. Проблема с невыплатами и недоплатами страховых фирм разрешается именно с помощью данной методики.

Скачать методику расчета ущерба при ДТП вы можете по

Бывает, что страховые компании стремятся снизить величину страховых выплат, в отличии от независимой экспертизы. Рассмотрим конкретный пример в видео: