Трансграничную передачу

Что такое трансграничная передача персональных данных

В первую очередь необходимо разобрать, что же таит в себе это непонятное для многих явление – трансграничная передача персональных данных.

Так, под данным термином кроется такая передача персональных данных, при которых оператор направляет их непосредственно через государственную границу нашей страны, при этом, адресатом данной передачи является:

  • какой-либо орган властной структуры иного государства;
  • физическое лицо иностранного государства;
  • юридическое лицо.

Вопрос, касающийся передачи данных через границу, поднялся тогда, когда началось объединение государств Европы. В то время необходимо было сделать следующее:

  • создать унифицированное законодательство в данной области;
  • узаконить передачу данных через границы различных государств.

Персональные данные могут в некоторых случаях передаваться без разрешения на то их субъекта

Благодаря возникновению перечисленных необходимостей, произошло создание так называемой Конвенции, которая урегулировала общие вопросы относительно данного явления.

Однако, требовалось также решить вопрос с защитой персональных данных, точнее, с сохранением ее на должном уровне после того, как они окажутся на территории иностранного государства. Дело в том, что:

  • гражданин конкретной страны имеет реальную возможность отстоять свои права и интересы, находясь на территории государства, к которому он принадлежит;
  • при этом, шансы на осуществление защиты интересов на территории иной страны в реальности крайне малы, сделать это представляется практически невозможно.

Правила трансграничной передачи данных

Каким же образом происходит осуществление так называемой трансграничной передачи информационных сведений?

Какие правила регулируют проведение данной процедуры?

На этот вопрос отвечает одна из статей Федерального закона №152, посредством которого осуществляется регулирование связанных с персональными данными нюансов. Давайте рассмотрим обозначенные в ней установки.

1. Прежде чем начать проводить передачу данных, входящих в категорию персональных, через государственную границу, оператор, на которого возлагается данная задача, обязан убедиться в том, что принимающее сведения иностранное государство, через границу которого также будут переданы интересующие нас сведения, находится в процессе обеспечения адекватной защиты прав, имеющихся у субъекта искомых персональных данных.

2. Передача персональных сведений, осуществляемая через государственные границы на территорию иностранного государства, которое находится в процессе обеспечения так называемой адекватной (соответствующей требованиям ситуации) защиты прав субъекта рассматриваемых персональных данных, должна в обязательном порядке проводиться согласно Федеральному закону № 152. При этом, такая передача может:

  • запрещаться;
  • ограничиваться.

Целью создания таких ограничений и запретов является защита:

  • основ, на которых был создан конституционный строй нашей страны;
  • нравственности;
  • прав населения нашего государства;
  • здоровья населения Российской Федерации;
  • законных интересов граждан нашей страны
  • обеспечения на должном уровне оборонительной способности и безопасности государства.

3. Осуществление передачи персональной информации трансграничного типа на территорию иностранного государства может производиться без создания и обеспечения адекватного уровня защиты только в тех случаях, когда:

  • так называемый субъект персональных данных (физическое лицо, которое имеет к искомым данным прямое или косвенное отношение) дал письменное согласие на осуществление такой их передачи;
  • такой тип передачи предусматривается согласно заключенным Российской Федерацией международным договорам касательно вопросов о выдаче так называемых виз;
  • когда данные обстоятельства передачи персональных данных предусматриваются заключенными нашей страной международными договорами об оказании помощи гражданам по делам правовой, семейной, уголовной и гражданской категорий;
  • при условии, когда данные обстоятельства передачи предусматриваются на федеральном уровне, при наличии необходимости осуществить передачу ради защиты государства, обеспечения его оборонительной функции, и протекции конституционного строя Российской Федерации;
  • для исполнения заключенного на официальном уровне договора, одной из сторон которого является субъект, имеющий к искомым персональным данным прямое или косвенное отношение;
  • ради защиты здоровья, жизни или интересов субъекта персональных данных, представляющихся жизненно важными, а также ради защиты тех же наименований относительно иных лиц, при условии, что не имелось возможности получить от них письменное подтверждение и разрешение на передачу сведений.

Как видите, список исключений довольно широк, однако, необходимо отметить, что каких-либо противоречий он не вызывает, так как обоснованность каждого из пунктов вполне очевидно.

Федеральный закон «О персональных данных». Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

Что же касается правил передачи, при которых не учитываются из ряда вон выходящие обстоятельства, то есть, пересылка сведений в другое государство производится в обычном режиме, чтобы организовать достойный (адекватный ситуации) уровень защиты сведений, необходимо проводить комплексные мероприятия различного типа, которые входят в основную часть работ, направленных на создание безопасной передачи персональных данных. Для этого разрабатываются следующие документы.

1. В первую очередь происходит разработка общих положений компании, а именно:

  • определяется ее организационная структуры;
  • разрабатывается список стран, в которые будет осуществляться передача персональных данных;
  • определяются цели передачи и приема с последующей обработкой передаваемых сведений за границей.

2. Далее осуществляется разработка и определение так называемых правовых обоснований передачи сведений персональной категории через границу, которые воплощаются в виде нормативно-правовой документации, которую в дальнейшем используют в качестве руководства.

3. Производится подробное описание объекта, подлежащего защите.

4. Устанавливаются конкретные характеристики пересылаемых персональных сведений, то есть определяются:

  • категории пересылаемых в иностранное государство персональных данных;
  • категории субъектов данных сведений;
  • методики обработки данной информации, которые могут быть полностью автоматизированным, не автоматизированными, или комбинированными.

5. Также осуществляется разработка регламента обеспечения безопасного взаимного обмена данными интересующей нас категории с иностранными представительствами компании:

  • описывается информационная система персональных данных, из которой осуществляется передача сведения;
  • описывается информационная система персональных данных, в которую осуществляется передача данных;
  • устанавливаются каналы передачи сведений;
  • определяются стандарты пересылки сведений;
  • прописываются протоколы передачи данных и тому подобное.

6. Производится подробное описание:

  • мероприятий, направленных на обеспечение должного уровня защиты данных;
  • средств, которые используются с той же целью (технические, в том числе из категории криптографических).

7. Также определяется состав законодательных актов иностранного государства, в которое осуществляется пересылка сведений, относительно вопросов, которые отражают защиту персональных данных.

8. Также разрабатываются заключительные положения. Какие шаги это в себя включает, рассмотрим в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Этапы разработки заключительных положений

Первый этап Второй этап Третий этап
В первую очередь происходит разработка обязательств зарубежного филиала организации соблюдать законодательные установки, связанные с обработкой персональных данных государства, на территории которого он расположен. Во вторую очередь устанавливаются обязательства, касающиеся обеспечения требуемого уровня защиты сведений персональной категории, которые зарубежными филиалами принимаются и обрабатываются. Проставляются подписи лиц, состоящих:

  • в головном отделе организации;
  • в зарубежном филиале.
    Данные лица отвечают за выполнение заключительных положений, и именно поэтому обязаны завизировать их в письменном виде личной подписью.
  • Видео – Презентация «Защита персональных данных»

    трансграничный

    Смотреть что такое «трансграничный» в других словарях:

    • трансграничный — трансграничный … Орфографический словарь-справочник

    • трансграничный — заграничный Словарь русских синонимов. трансграничный прил., кол во синонимов: 1 • заграничный (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    • трансграничный — трансгран ичный … Русский орфографический словарь

    • трансграничный — ая, ое. Такой, который связан с пересечением границ, выходит за пределы государства. Т ое распространение химических выбросов. Трансграни/чный перенос загрязненных воздушных масс … Словарь многих выражений

    • ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ПЕРЕНОС — распространение загрязняющих веществ с воздушными потоками на большие расстояния за пределы границ государств, на территории которых находятся источники загрязнения. Проблема трансграничного переноса рассматривается двухсторонними и… … Экологический словарь

    • Трансграничный перенос загрязняющих веществ — распространение загрязняющих веществ с воздушными потоками на большие расстояния за пределы границ государств, на территории которых находятся источники загрязнения. Проблема Т.п.з.в. рассматривается двусторонними и многосторонними соглашениями… … Словарь черезвычайных ситуаций

    • трансграничный вред — Вред, причиненный перемещением химического вещества или генетически модифицированного организма через государственную границу Тематики биотехнологии EN transboundary harm … Справочник технического переводчика

    • трансграничный выброс — Выброс химического вещества или генетически модифицированного организма на территорию других государств Тематики биотехнологии EN transboundary release … Справочник технического переводчика

    • трансграничный расчет — Расчет, имеющий место в иной стране, чем та, в которой находятся один или оба контрагента по сделке. Тематики энергетика в целом EN transfrontier damage … Справочник технического переводчика

    Что нужно знать о трансграничной передачи персональных данных

    Стремительное развитие сети Интернет и эффект глобализации подразумевает нивелирование территориальных ограничений между государствами, что способствует формированию оптимальных условий для осуществления международной коммерческой деятельности.

    Несмотря на довольно сложную внешнеполитическую обстановку в отношении России, число российских организаций, заключивших различные соглашения с иностранными резидентами, с каждым годом лишь возрастает.

    Постепенное стирание границ между государствами делает очевидной необходимость в создании единого законодательства для всего мира. Однако значительно затрудняет процесс объединения нормативно-правовые системы государств – каждое Правительство по-своему формирует регламент для той или иной процедуры.

    В некоторых случаях правила проведения какого-либо процесса в соответствии с критериями одного субъекта, приобретают совершенно противоположный оттенок для этой же операции за границей.

    Однако все же деятельность по выделению общих положений ведется – в отдельных ситуациях очень медленно, но все же она есть. Стоит рассмотреть так называемую трансграничную передачу персональных данных, в которую активно вмешивается государство, подкрепляя это тем, что нерегулируемая процедура может стать причиной снижения уровня безопасности для всей России.

    Правовое регулирование

    На данный момент в российском законодательстве отсутствуют строгие условия обмена информацией с иностранными резидентами.

    Ранее использовался лишь закон о коммуникациях № 152-ФЗ. Однако в 2014 году был разработан и утвержден еще один закон № 242-ФЗ. В дальнейшем, с некоторыми корректировками, он вступил в юридическую силу в начале 2015 года и остается актуальным по сей день.

    Ограничения и исключения

    В законе № 152-ФЗ определены запреты, которые распространяются на трансграничную передачу данных. Ограничения действуют в целях обеспечения конституционных положений, нравственности, прав граждан и для поддержания обороноспособности страны.

    В то же время в данном законе отсутствуют какие-либо иные правила. В частности, в нем не отражены условия, при которых государствам, реализующим механизмы защиты личной информации, могла бы ограничиваться передача. В качестве таких стран выступают члены конвенции ETS № 108, а также иные, утвержденные Роскомнадзором в приказе № 274.

    При этом в ФЗ № 152 установлены ситуации, когда заинтересованным лицом может производиться направление персональных данных даже при отсутствии достаточной защиты:

    • если предоставление информации является необходимым для обеспечения защиты конституции, прав и интересов общества и личности, поддержания обороноспособности страны и исключения незаконного вмешательства в данные направления;
    • когда выполняются положения договора, одна из сторон которого является носителем сведений;
    • когда возникла необходимость в обеспечении защиты здоровья, жизни и интересов гражданина, а также иных участников процесса при невозможности приобрести разрешение первого;
    • в случаях, указанные в международных соглашениях;
    • при получении согласия на обработку данных от субъекта.

    Учитывая достаточную «молодость» законодательства в сфере коммуникаций, возможно возникновение неадекватных указаний.

    Правила трансграничной передачи

    Трансграничная передача может быть осуществлена лишь при выполнении установленных правил. В частности, перед тем, как начать процесс обработки персональной информации, оператор должен подтвердить, что принимающая сторона проводит политику защиту личных данных при реализации процедуры.

    Также важно, что действия отправителя не должны противоречить положениям, установленным законом № 152-ФЗ. В противном случае передача может быть либо ограничена, либо полностью запрещена (не распространяется на рассмотренные выше случаи).

    Если рассматривать правила передачи в обычном режиме, то считается достаточным выстроить достойный уровень защиты сведений.

    Чтобы сделать это, считается необходимым разработать следующую документацию:

    • общие положения фирмы, куда входит ее организационная структура, перечень государств, с которыми будет производиться передача сведений, цели процесса с моментами об обработке информации за границей;
    • правовые обоснования;
    • подробное описание объекта;
    • конкретизация характеристик данных через уточнение категории пересылаемых данных, категории субъектов ПДн, методики обработки информации;
    • регламент обеспечения и поддержания безопасности в процессе взаимного обмена вместе с описанием стандартов пересылки, протоколов и каналов передачи;
    • описание мероприятий и средств, суть которых заключается в установлении достойного уровня защиты;
    • правовая регламентация трансграничной передачи в стране, принимающей сведения.

    Также допускается разработка и внедрение иных положений, если была установлена необходимость в выделении дополнительного регламента.

    Какие нужно предпринять действия

    Просто так совершить трансграничную передачу не допускается законодательством страны.

    Так, отправитель должен предпринять следующие действия:

    1. Сообщить в Роскомнадзор о необходимости реализации данной процедуры, заполнив при этом уведомление о согласии на обработку персональных сведений и отразив государства, куда будет направлена информация.
    2. Донести до субъекта ПДн до того, как будет активирована обработка его данных, о проведении трансграничной передачи. Данный момент должен быть указан в одном из документов, с которым субъект может ознакомиться перед передачей сведений (в качестве носителя могут выступать Политика в отношении обработки ПДн или договор между участниками процессе).
    3. В нормативных бумагах оператора прописать:
      • обоснование необходимости трансграничной передачи в соответствии с действующим законодательством;
      • порядок поддержания механизма безопасности обмена ПДн;
      • регламент мероприятий, направленных на обеспечение защиты ПДн. Это же относится к технически средствам и инструментам криптографии.
    4. Оформить соглашение с фирмой, информация о которой передается, где указать:
      • список действий, которые будут проведены с данными;
      • конечная цель деятельности;
      • обязанность обработчика соответствовать требованием по обеспечению конфиденциальности и безопасности при совершении действий с ПДн;
      • критерии по защите ПДн. Важно: фирма, в которую направляется информация для проведения обработки будет выстраивать свою деятельность в соответствии с законодательством государства пребывания.
    5. Обеспечить защиту канала передачи сведений. Для этого является необходимым использовать эффективные средства шифрования. Допускается применение несертифицированных механизмов криптографии, в связи с:
      • положениями Конвенции ETS № 108 (статья 12.2), которые исключают возникновение ограничений и создание контрольных мер над информационными потоками ПДн, если они передаются между государствами – обусловлено это в первую очередь потребностью в защите неприкосновенности личных сведений;
      • наличием запретов на вывоз с территории Российской Федерации средств, имеющих в своей структуре средства шифрования;
      • нюансами законодательства того государства, куда происходит ввоз криптографических инструментов и где выдается разрешения соответствующих органов на ввоз подобного оборудования.

    Не каждый гражданин без подготовки может совершить весь порядок действий и не допустить ошибку.

    Как обеспечить безопасность

    В целях обеспечения надежной передачи данных из одного государства в другое, важно реализовать ряд мероприятий, направленных на защиту каналов отправки персональных сведений.

    Если данная операция осуществляется через Интернет, телефонные сети и иные незащищенные каналы, то является обязательным использовать специальные средства шифрования.

    На данный момент существует множество методик, способных поддерживать защиту информации на виртуальных ресурсах. Однако в каждом случае все равно существует вероятность взлома механизмов и получения доступа к файлам. Поэтому не рекомендуется экономить на программном обеспечении, поддерживающим безопасность пересылки.

    Трансграничная передача персональных данных

    На сегодняшний день много вопросов у специалистов по информационной безопасности вызывает трансграничная передача персональных данных.

    Для начала определимся с понятиями. Трансграничная передача персональных данных — это передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.

    Вообще вопрос трансграничной передачи данных возник, когда начался процесс объединения Европы. Необходимо было, во-первых, унифицировать единое законодательство, а во-вторых, перевести трансграничную передачу в узаконенные рамки. Так была создана Конвенция, но вопрос о том, как государство сможет защитить персональные данные своего гражданина после того, как они оказываются за территорией страны, — остался открытым. Гражданин имеет право отстоять свои интересы в своей собственной стране, но если нарушение его прав произошло за ее пределами, обеспечить полноценную защиту своих интересов для него было практически невозможно.

    Как же должна осуществляться трансграничная передача данных, какие документы необходимо получить от субъекта персональных данных? Какая ответственность предусмотрена для операторов за осуществление незаконной трансграничной передачи персональных данных?

    На данный момент законодательно закреплена только «общая» ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных (статья 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

    По информации Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении во втором и третьем чтении находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Среди таких изменений — дополнение его статьей, предусматривающей ответственность за нарушение законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных». По всей видимости, внесение дополнений было продиктовано неоднозначностью толкования российского законодательства и разнородностью нормативно-правовой базы тех стран, на территорию которых передаются персональные данные.

    Федеральный закон № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных», принятый в соответствии с международным законодательством, гласит:

    «…Статья 12. Трансграничная передача персональных данных.

    1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
    2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
    3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
      1. наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
      2. предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;
      3. предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
      4. исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
      5. защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных…»

    Приведенные в законодательстве исключения вопросов не вызывают, они вполне обоснованы, поэтому попробуем проанализировать действия оператора ПДн по трансграничной передаче ПДн при отсутствии таких обстоятельств. Тем более, что основные споры по поводу трансграничной передачи данных возникают в результате вопросов, связанных с различием законодательств стран и передачи данных без вышеперечисленных обязательств.

    По мнению экспертов компании ReignVox, обеспечение защиты ПДн при их трансграничной передаче является составной частью работ по комплексной защите персональных данных на предприятии. Для обоснования адекватности защиты ПДн при передаче данных в за-рубежный филиал компании необходима реализация ряда мероприятий, включая разработку документа (или нескольких документов), который отражает следующие основные моменты:

    • Общие положения (организационная структура компании; страна (страны), в которую передаются ПДн; цель передачи и обработки ПДн за границей);
    • Правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно – правовых документов, на основании которых осуществляется передача и обработка ПДн);
    • Описание объекта защиты;
    • Характеристики передаваемых ПДн (категории ПДн, передаваемых за границу; категории субъектов ПДн; способы обработки ПДн (автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная обработка));
    • Регламент обеспечения безопасного информационного обмена персональными данными с зарубежными филиалами (представительствами) (описание ИСПДн из которой (которых) передаются ПДн; описание ИСПДн, куда передаются ПДн; каналы передачи данных; стандарты и протоколы передачи данных и т.д.); Описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых ПДн (организационные мероприятия; технические средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации);
    • Состав законодательства иностранного государства, отражающего вопросы защиты ПДн;
    • Заключительные положения (зарубежный филиал обязуется соблюдать законодательство по обработке ПДн страны, в которой он находится; обязуется обеспечить соответствующую защиту полученных и обрабатываемых ПДн; подписи ответственных лиц головной организации и зарубежного филиала под вышеперечисленными положениями).

    Преимущества такого подхода в том, что он позволяет минимизировать риски реализации угроз персональных данных при их трансграничной передаче, повысить ответственность должностных лиц за соблюдение установленных норм информационной безопасности.

    Статья предоставлена компанией ReignVox