Телефон без нотификации

Перечень ШКС, ввозимых свободно

Товары из данного перечня можно ввозить и вывозить в качестве товаров для личного пользования без представления таможенному органу заключения (разрешительного документа) либо сведений о нотификации. Товары можно ввозить (вывозить) как в багаже (сопровождаемом или нет), так и международными почтовыми отправлениями.

Перечень содержит 8 групп товаров:

1. Общедоступное программное обеспечение на любом носителе, предназначенное для массового применения, широко представленное и свободно продающееся на рынке, представляющее собой одну из следующих программ (совокупность программ):

а) операционная система (например, Linux, Microsoft Windows, Mac OS X, Android, iOS и др.); б) интернет-браузер (например, Google Chrome, Internet Explorer, Opera, Apple Safari, Mozilla Firefox и др.); в) средства обмена электронной почтой (например, Mozilla Thunderbird, The Bat!, Opera Mail и др.); г) программное обеспечение для онлайн-общения по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (например, WhatsApp, Viber, WeChat, Skype и др.); д) программы, предназначенные для обработки электронной документации на персональном компьютере: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, бухгалтерские программы и др. (например, OpenOffice, Microsoft Office, Kingsoft Office, 1С, Галактика-Парус и др.); е) антивирусные средства (например, Kaspersky, Dr. Web, NOD32, Norton Antivirus и др.); ж) программы-переводчики (например, ABBYY Lingvo, PROMT и др.); з) архиваторы (например, WinRAR, 7z, WinZip, Arj и др.); и) программы для прослушивания и обработки музыки, просмотра и обработки видео и изображений; к) средства передачи файлов; л) игровые программы; м) платежные системы интернет-банкинга; н) программное обеспечение для использования в социальных сетях и их сервисах.

2. Средства электронной цифровой подписи (электронной подписи) на любом носителе.

3. Компьютеры (персональные компьютеры, моноблоки, карманные компьютеры, нетбуки, ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные игровые приставки, смартфоны, электронные устройства «умные часы», велосипедные компьютеры и др.), их электронные модули и части:

а) без программного обеспечения или с установленным (предустановленным) программным обеспечением, указанным в пунктах 1 и 2 настоящего перечня; б) с установленным (предустановленным) программным обеспечением общедоступного применения, отличным от программного обеспечения, указанного в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, в котором функция шифрования является вспомогательной и не может быть изменена пользователем.

4. Банковские карты, сим-карты, дисконтные карты, карты с проездными документами, социальные карты, электронные карты контроля доступа, электронные идентификационные карты и другие электронные карты, предназначенные для общедоступного применения, криптографические возможности которых недоступны пользователю.

5. Приемная аппаратура для радиовещания и телевидения и ее части, в том числе приемники с коммуникационной функцией.

6. Телефонные аппараты для сотовых сетей связи и их аксессуары, за исключением специализированных телефонов и аксессуаров, предназначенных для мобильных сетей шифрованной связи (способных к сквозному шифрованию).

7. Товары, в том числе принтеры, мультифункциональные устройства (принтер, сканер, копировальный аппарат и др.), копировальные аппараты и их электронные модули, содержащие оборудование, осуществляющее шифрование информации, с максимальной дальностью действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя, в том числе маршрутизаторы (роутеры) и беспроводные модемы для информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и локальных сетей.

8. Приемники радионавигационные, аппаратура дистанционного управления и их части.

Нотификация

В случае, если товар, являющийся ШКС, не входит в перечень выше, ввезти (или вывезти) его можно только на основании сведений о нотификации. Порядок заполнения и регистрации нотификации описан в приложении 9 к Решению №30. Нотификация регистрируется в уполномоченном органе государства-члена ЕАЭС (в России это ФСБ).

Нотификация может быть оформлена не на любые товары–ШКС, а только на те, что относятся к одной (или нескольким) из категорий товаров, являющихся шифровальными средствами.

После регистрации сведения о нотификации вносятся в Единый реестр зарегистрированных нотификаций, в котором указываются следующие данные:

  • присвоенный нотификации номер;
  • идентификатор (указывает на категорию шифрования, к которому относится товар);
  • наименование товара;
  • наименование изготовителя товара (головного офиса компании);
  • срок действия, статус (действует/аннулирована);
  • дата регистрации нотификации.

В реестре можно найти все ранее зарегистрированные нотификации (с момента введения данного типа разрешительных документов в 2010 году).

Кто может быть заявителем нотификации?

  • Изготовитель товара;
  • Юридическое лицо, зарегистрированное в стране-участнице ЕАЭС, уполномоченное на представление интересов производителя в органах ФСБ;
  • Физическое лицо, зарегистрированное в стране-участнице ЕАЭС, уполномоченное на представление интересов производителя в органах ФСБ.

Для регистрации нотификации не самим производителем товара необходимо, чтобы производитель оформил доверенность на заявителя, то есть на то лицо, которое будет непосредственно подавать нотификацию в ФСБ, а также нотариально заверил и при необходимости легализовал ее при помощи консульского заверения либо апостиля (см. Оформление доверенности для получения нотификации).

Основной проблемой при регистрации нотификации в ФСБ является, как правило, именно предоставление оригинала доверенности от производителя. У физического лица, решившего заказать в интернет-магазине какой-либо товар, относящийся к ШКС, скорее всего не будет возможности оформить такую доверенность, соответственно, и получить нотификацию не представляется возможным.

Товары для личного пользования

Важно понимать, что не любые товары, ввозимые или вывозимые физическими лицами, могут являться товарами для личного пользования. Так, согласно статье 256 ТК ЕАЭС:

4. Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

5. Количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией.

6. Независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:

1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, заявляемой в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 263 настоящего Кодекса; 2) категории товаров, определяемые Комиссией.

На практике, ввоз большого количества однотипных товаров или частое пересечение границы с ними может повлечь признание таких товаров коммерческой партией.

Кроме того, Комиссией утвержден перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования:

Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования

  1. Икра осетровых видов рыб в количестве более 250 г.
  2. Рыба, ракообразные (живые, охлажденные, мороженые) в количестве более 5 кг.
  3. Этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво общим объемом более 5 л, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.
  4. Этиловый спирт, алкогольные напитки и пиво, перемещаемые лицом, не достигшим 18-летнего возраста.
  5. Табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.
  6. Табак и табачные изделия, перемещаемые лицом, не достигшим 18-летнего возраста.
  7. Вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Союз) товары, в отношении которых законодательством государства — члена Союза установлены вывозные таможенные пошлины (за исключением топлива, находящегося в обычных баках транспортного средства для личного пользования, и в количестве не более 10 л в отдельной емкости).
  8. Природные алмазы (за исключением бриллиантов стоимостью не более 75 тыс. долларов США, вывозимых с таможенной территории Союза).
  9. Транспортные средства, не включенные в перечень отдельных видов авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. № 74.
  10. Двигатели внутреннего сгорания (за исключением подвесных лодочных моторов).
  11. Котлы центрального отопления, классифицируемые в субпозиции 8403 10 ТН ВЭД ЕАЭС.
  12. Машины, механизмы, оборудование, классифицируемые в позициях 8426 — 8430, 8433 — 8442, 8444 00 — 8449 00 000 0, 8453 — 8464, из 8465, 8466, 8468, 8474 — 8480, 8486, 8514, 8530, 8534 00, 8535, 8545, 8548, 9024, 9027, 9030 и 9031 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением косилок для газонов, парков или спортплощадок, бытовой пилы дисковой).
  13. Солярии для загара.
  14. Медицинская техника и оборудование (за исключением шприцов, игл, катетеров, канюлей, аналогичных инструментов, оборудования для измерения кровяного давления, температуры, а также аппаратуры, необходимой для использования по медицинским показаниям).
  15. Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (за исключением необходимых для использования по медицинским показаниям больничных коек с механическими приспособлениями).
  16. Парикмахерские кресла и аналогичные кресла, их части.
  17. Аппаратура и оборудование для фотолабораторий, классифицируемые в товарной позиции 9010 ТН ВЭД ЕАЭС.
  18. Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей, классифицируемые в товарной позиции 9023 00 ТН ВЭД ЕАЭС.
  19. Игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты.
  20. Товары, в отношении которых применяются меры экспортного контроля, в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государства — члена Союза.

Как было раньше?

Ранее (до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС) действовал Таможенный кодекс Таможенного союза. Статья 152 кодекса требовала соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

Одновременно действовало Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования от 18 июня 2010 г. Статья 4 данного соглашения также требовала соблюдения запретов и ограничений, а приложение 2 содержало списки товаров, ограниченных или запрещенных ко ввозу. В частности, пункт 1 Переченя товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории гласил:

При перемещении через таможенную границу любым способом:

шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза и вывоз с таможенной территории таможенного союза ограничен

При этом согласно пункту 2 статьи 4: Перемещение через таможенную границу товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу и (или) вывозу, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, допускается при представлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение ограничений, выдаваемых уполномоченными органами государства — члена таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, однако, в самом Соглашении не было указано, какие именно документы являются подтверждающими.

До вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК № 30 действовал Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 134. В этом перечне также присутствует раздел 2.19 (Шифровальные (криптографические) средства, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с таможенной территории Таможенного союза ограничен) и положение о ввозе и вывозе таких товаров. Согласно ему, для ввоза (вывоза) ШКС требовалось получение лицензии или предоставления зарегистрированной нотификации. Поскольку получить лицензию может лишь участник ВЭД (юридическое лицо или ИП) на основании соответствующего внешнеторгового контракта, физические лица могли ввозить (и вывозить) ШКС только при предоставлении информации о нотификации.

С принятием Решения №30 ситуация усложнилась. Дело в том, что Решение №30 определяет единые меры нетарифного регулирования (предусмотренные приложением 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Однако, согласно статье 352 ТК ТС, к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Таким образом, возникло определенное противоречие в законодательстве, когда одни НПА требовали предоставления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, но не было применимых к товарам личного пользования НПА, которые бы конкретизировали эти документы.

Стоит отметить, что ранее ФСБ практиковала выдачу в частном порядке физическим лицам заключений на ввоз товара для собственных нужд (например, заказанного в иностранном интернет-магазине). В интернете до сих пор можно найти инструкции по составлению и отправке таких обращений. При этом таможенные органы на практике могли принимать такие заключения или же руководствоваться Решением №30 и требовать с физических лиц предоставления сведений о нотификации.

Но в настоящее время подобные письма ФСБ больше не выдаются, т.к. данная практика признана несоответствующей законодательству (ФСБ отказывает, ссылаясь на то, что Решение №30 ЕЭК применимо только в отношении юридических лиц, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП).

ТК ЕЭАС и Решение №172, наконец, устранили эту правовую коллизию и упростили ввоз (вывоз) большей части электроники бытового назначения для личного пользования.

Нотификация Таможенного союза: категории товаров, требующие нотификации

Сегодня в отношении определённой категории товаров, которые будут вращаться на территории стран Таможенного союза, предусматриваются особо строгие требования на ввоз и вывоз. Эти действующие ограничения настаивают на оформлении такого документа как нотификация.

Нотификация представляет собой документ разрешительного характера, который требуется преподнести таможенному органу при желании ввезти или же вывезти определенную группу товаров на таможенную территорию или за ее границы.

К категории продукции, которая подлежит оформлению нотификации на товар, относятся:

  • приборы высокочастотного характера;
  • вычислительные устройства;
  • оборудование для криптографии;
  • средства радиосвязи;
  • все системы для связи, включая ее мобильный аналог.

После проведения ряда исследований стало предельно ясно, что к числу самых распространенных товаров из списка нотификаций ФСБ можно отнести следующие:

  • мобильные телефоны, смартфоны и прочее;
  • устройства для беспроводного способа шифрования, например, Wi-Fi;
  • Smart-карты персонального характера;
  • устройства для процесса кодирования.

На каком основании работники таможни могут потребовать нотификацию?

Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии, которое называется «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного Союза и вывоза с таможенной территории Таможенного Союза шифровальных средств», работник этой службы может потребовать предъявления документов по нотификации на определенную группу криптографических товаров (их перечень указан выше). Поскольку к их числу применяются специальные ограничения на ввоз и вывоз.

Это соглашение действует в сфере внешнеторговых отношений и предусматривает правила введения и предоставления мер на единой территории ТС.

Куда обращаться за получением нотификации ФСБ?

Такого рода разрешительный документ на свободный ввоз и вывоз техники криптографического характера выдается специализированным, уполномоченным органом государства — Центром лицензирования, сертификации и защиты тайны ФСБ РФ.

На современных официальных сайтах для Нотификации ФСБ предлагается ознакомительная форма заполнения.

После собственноручного заполнения формы нотификации заявитель должен также предоставить целый пакет бумаг для дальнейшего получения такого разрешительного документа. И только после проверки органом сертификации подлинности и достоверности каждого отдельного материала (или документа) выносится вердикт по выдаче разрешения на ввоз и вывоз криптографических устройств.

Стоит понимать, что все требования органов сертификации предполагают полное и неоспоримое выполнение.

Практика показывает, что самостоятельные попытки заявителя ускорить или повлиять на процесс получения разрешительного документа очень редко увенчиваются успехом.

Напрашивается вывод: для оформления нотификации лучше сразу обращаться в специальные центры сертификации, или к таможенным представителям — компаниям, сотрудники которых помогут заявителю собрать необходимую доказательную базу и пакет документов в наиболее сжатые сроки.
А главное, правильно все оформить и вовремя предоставить в органы сертификации государства.

Разрешительный документ нотификации заполняется на одну единицу криптографической техники и в законодательном порядке предусматривается самостоятельное изыскание доказательной базы.

Исключением считается ситуация, когда в заявке указывается категория товаров из идентичных моделей техники. Но в этом случае обязательно предоставить подробное описание этой категории товаров. Ведь вся эта информация регулируется законодательными соглашениями Таможенного Союза.

В случае положительного ответа органов сертификации ФСБ, необходимо пройти регистрацию государственного характера, которая будет отражена в едином реестре зарегистрированных нотификаций Таможенного Союза.

И только после выдачи официального регистрационного номера нотификация ФСБ будет считаться правомерной в юридических кругах Таможенного Союза.

Срок действия нотификации формируется на основании информации, которую предоставляет лично заявитель. Но при этом дата должна соответствовать моменту, до которого представители стороны-изготовителя гарантируют сохранение прежних шифровальных и технических свойств единицы шифровальной техники.

Разрешительный документ нотификации ФСБ необходимо предъявлять не только во время ввоза определенной категории товаров, но и при ее вывозе из территории стран Таможенного Союза.

Форма нотификации доступна на сайте уполномоченного Центра.

Полный перечень зарегистрированных нотификаций ФСБ можно узнать на сайте Евразийской экономической комиссии. Там выложена база нотификаций, действующих в настоящий момент.

Лицензия Минпромторга и её разновидности

Процесс лицензирования Минпромторга и дальнейшее получение разрешительного документа Нотификации ФСБ возможны только после выполнения экспертизы и необходимого перечня испытательных манипуляций одного образца из числа испытуемых шифровальных средств на территории специальной лаборатории.

Что касается основной процедуры регистрации Лицензии Минпромторга, то она строго соответствует Административному регламенту ФСБ. Поскольку этот орган уполномочен производить мероприятия по распознанию и проверке.

Именно Минпромторг делает заключение на завершающем этапе нотификации ФСБ по регистрированию разрешения на официальном сайте реестра лицензий.

Подобного рода разрешение предоставляет предпринимателю уникальную возможность не только ввозить и вывозить на территорию стран Таможенного Союза и за ее пределы шифровальные изделия, но и свободно распространять их.

Информация о лицензировании

Срок действия и статус такого лицензирования бывает нескольких видов:

  1. Генеральная лицензия выдается непосредственно по разрешению правительства страны и действует не больше года.
    Она предоставляет возможность своему обладателю ввозить и вывозить товары криптографического свойства на территорию Таможенного союза и за её пределы.
  2. Исключительную лицензию разрешено выдавать лишь специальной Комиссии Нотификации ФСБ. Причем и срок её действия и категория товаров, с учетом общего объёма, регламентируется этим государственным сообществом.
  3. Разовая лицензия, как и генеральная не может действовать больше одного года. Но она строго регламентирована на единоразовый контракт по ввозу или же вывозу партии криптографического товара на территорию Таможенного Союза.

Нотификация на товары может понадобиться при заключении контракта на поставку на условиях EXW ИНКОТЕРМС 2010. Знание базиса поставки данного термина поможет получить запланированную прибыль от сделки.
Кроме того, этот род разрешительных документов на определённый вид продукции необходим при доставке товаров на условиях CIP ИНКОТЕРМС 2010 .На страницах нашего сайта вы найдёте «расшифровку» и практические советы по применению терминов ИНКОТЕРМС 2010.

Сертификационные центры и их аналоги

Каким образом могут помочь в процессе получения разрешительного документа нотификации сертификационные центры и их аналоги? Какие у них есть возможности для «облегчения» этой сложной процедуры?

Сотрудники подобного рода центров сертификации предоставляют возможность получить целый комплекс услуг для получения зарегистрированной нотификации ФСБ.

Оформление нотификации проще поручить специалистам центров сертификации.

Их деятельность распространяется на следующие вопросы:

  • проведение квалифицированных консультаций и разъяснение всех возникающих вопросов в плане нотификации ФСБ;
  • содействие в процессе составления и подбора всего пакета документов, а также заполнения соответствующих бланков для дальнейшей подачи и регистрирования нотификации ФСБ;
  • также помощь в процессе подачи необходимого пакета документации в соответствующие органы для получения разрешающего документа нотификации ФСБ;
  • во время регистрации поданных документов в государственных органах сертификации организация выполняет постоянный контроль за состоянием их статуса;
  • получение уже официально утвержденной регистрации нотификации ФСБ и предоставление её заявителю для дальнейшего представления сотрудникам таможенной службы при ввозе и вывозе товаров на территорию Таможенного Союза.

В заключении стоит отметить, что работники таможни вправе требовать нотификацию на товар как с юридических, так и с физических лиц вне зависимости от количества ввозимой или вывозимой продукции.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Нетарифное регулирование».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Как проверить имеет ли телефон, планшет, ноутбук,… нотификацию ФСБ

Все зарегистрированные нотификации (уведомления) находятся в базе Евразийской Экономической Комиссии. Из этой базы данных можно узнать, возможен ли ввоз на территорию стран Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана конкретного телефона, планшета, ноутбука или любого другого устройства, содержащего шифровальные (криптографические) средства или являющегося шифровальным средством.
Эта база стала более актуальной в связи с нашумевшим административным делом в результате покупки россиянином смартфона Motorola Moto G в германском Интернет магазине. Некоторые почтовые посредники (например, Шопфанс, Pochtoy, Бандеролька) проверяют наличие нотификации у приобретенных устройств и не позволяют доставлять такие устройства в Россию и Беларусь при помощи курьерских способов доставки (гос.почтой при этом зачастую можно отправить, но конечно гарантии беспроблемного прохождения таможни при этом нет, а посылку могут вернуть обратно без компенсации стоимости почтовых услуг).


В базе данных присутствует поиск. При этом важно учитывать, что поиск по названию модели не всегда заканчивается успешно. Проблема заключается в том, что производитель может указать название по-разному, а также подать нотификацию (уведомление) ФСБ на серию продукции. Например, в качестве наименования для Apple iPhone может быть указано:

  • «Смартфон iPhone 4S»,
  • «A1532» (а не iPhone 5С),
  • «A1456» (а не iPhone 5С),
  • «A1507» (а не iPhone 5С),
  • «A1529» (а не iPhone 5С),
  • «A1516» (а не iPhone 5С),
  • «A1526» (а не iPhone 5С),
  • «Смартфон модели A1457» (а не iPhone 5S),
  • «A1533» (а не iPhone 5S),
  • «A1453» (а не iPhone 5S),
  • «A1530» (а не iPhone 5S),
  • «Смартфоны торговой марки «Apple» моделей: A1586, A1524, A1530, A1457″ (а не Apple iPhone 6)
  • «A1549» (а вовсе не Apple iPhone 6),
  • «A1522» (а вовсе не Apple iPhone 6),
  • «Смартфон модели A1688» (а не Смартфон iPhone 6S),
  • «A1633» (а не Смартфон iPhone 6S),
  • «Смартфон модели A1687» (а не Смартфон iPhone 6S Plus),
  • «Смартфон модели A1662» (а не Смартфон iPhone SE),
  • «A1723» (а не Смартфон iPhone SE),
  • «Смартфоны торговой марки «Apple» моделей A1778, A1784″, «Смартфоны торговой марки «Apple» моделей A1661, A1785″ (а не iPhone 7 или iPhone 7 Plus),
  • «Смартфон торговой марки «Apple» модели A1864″ или «Смартфоны торговой марки «Apple» моделей A1863 (а не iPhone 8)»,
  • «Смартфон торговой марки «Apple» модели A1901″ или «A1865» (а не iPhone X)

С планшетами Apple iPad то же самое:

  • «Планшетный компьютер модели A1432», «Планшетный компьютер модели A1455», (а не Apple iPad mini)
  • «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1489″, «Планшетный компьютер модели A1490» (а не Apple iPad mini 2)
  • «Планшетный компьютер модели A1600» (а не Apple iPad mini 3)
  • «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1550″, «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1538″ (а не Apple iPad mini 4)
  • «Планшетный компьютер модели A1458», «Планшетный компьютер модели A1460» (а не Apple iPad 4)
  • «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели A1822″, «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели A1823″ (а не Apple iPad 5)
  • «Планшетный компьютер модели A1490» (а не Apple iPad mini 2)
  • «Планшетный компьютер модели A1474», «Планшетный компьютер модели A1475», «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1475″ (а не Apple iPad Air)
  • «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1566″, «Планшетный компьютер модели A1567», «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1567″ (а не Apple iPad Air 2)
  • «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1673″, «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1674″, «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1652″, «Планшетный компьютер торговой марки «Apple» модели: A1584″ (а не Apple iPad Pro)
  • «Планшетные компьютеры торговой марки «Apple» моделей A1670, A1701″, «Планшетные компьютеры торговой марки «Apple» моделей A1671, A1709″ (а не Apple iPad Pro 2 gen)
  • «Планшетные компьютеры торговой марки «Apple» моделей A1538, A1566, A1584, A1673″
  • «Планшетные компьютеры торговой марки «Apple» моделей A1550, A1567, A1652, A1674″
  • «Планшетные компьютеры торговой марки «Apple» моделей A1538, A1822, A1670, A1701″

Хотя при этом можно встретить нотификацию «Планшетный компьютер iPad 2 Wi-Fi + 3G (версия ПО iOS 7)», «Планшетный компьютер iPad 2 Wi-Fi», «Планшетный компьютер iPad with Retina display with Wi-Fi + Cellular», «Планшетный компьютер iPad mini with Wi-Fi + Cellular».

Ноутбуки Apple искать в реестре нотификаций проще. Есть конечно нотификации, распространяющиеся только на некоторые модели:

  • «Портативные персональные компьютеры моделей A1706, A1707, A1708» (а не Apple MacBook Pro)

Но, к счастью, есть нотификация на широкие линейки ноутбуков и моноблоков — «Персональные компьютеры: MacBook, MacBook White, MacBook Air, MacBook Pro, iMac, Mac Pro, Xsan, Xserve c операционной системой Mac OS X (версия Snow Leopard) и Mac OS Server».
Аналогично Google Nexus 6 в базе данных содержится под названием «Смартфон LG-D821», так что найти его в ней можно именно по цифро-буквенному коду, а не по Nexus. А вот планшеты Nexus, произведенные Asus, содержатся в базе сериями «Планшетные ПК серий M******, T******, F******, Nexus******» и «Планшетные ПК ASUS серий NEXUS***».

Также смартфон LG G Flex2 не найти по этому названию, т.к. в «Едином реестре нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих» он указан, как конкретная модель — «Смартфон LG-H955».

Искать товары, которые производитель или официальный дистрибьютор официально поставляют в Россию особого смысла не имеет, т.к. у легальных поставщиков с нотификацией ФСБ все в порядке. Юридические лица могут провести регистрацию нотификации в Центре по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, при этом гос.пошлина не взимается. Кроме того, они могут воспользоваться услугами третьих лиц, таких как МинПромТест. Для физических лиц проведение регистрации нотификации ФСБ вряд ли будет иметь смысл, так как такие услуги при использовании третьих лиц могут обойтись в 10-20 тысяч рублей.
Также обратите внимание, что в таможенной декларации лучше указывать именно то название, которое содержится в базе данных нотификаций. Именно по этой причине стоит производить поиск в базе и легально поставляемых в Россию устройств.

  • Как ввезти электронику без нотификации ФСБ

Как узнать, есть ли у гаджета нотификация ФСБ?

При прохождении таможенного контроля с некоторыми категориями гаджетов, приобретённых в зарубежных интернет-магазинах, могут возникать сложности, связанные тем, что далеко не все устройства такого рода разрешены для ввоза на территорию Таможенного союза ЕАЭС (Евразийского экономического союза), куда в качестве одного из участников входит Россия. Объясняется это тем, что практически во всех современных устройствах реализованы алгоритмы шифрования, которые по закону подлежат обязательному контролю со стороны ФСБ, но далеко не все производители заботятся о сертификации своей продукции для ввоза на территорию России, Белоруссии, Казахстана и других членов Таможенного союза.

К «группе риска» относятся: смарфоны, планшеты, точки доступа Wi-Fi, VoIP-оборудование, SSD-диски с шифрованием, радиоуправляемые модели, дроны и другая техника, в которой реализованы криптографические алгоритмы. При этом риск тем выше, чем менее известен производитель оборудования.

Так нотификации ФСБ, как правило, не имеют все китайские производители мелкого и среднего масштаба. Но неприятности могут случиться и со смартфонами от Motorola, произведёнными для рынка США, а также до недавнего времени такое могло произойти с популярными букридерами Kindle от Amazon, которые к текущему моменту уже обзавелись необходимыми разрешениями.

Существует несколько сценариев развития событий в том случае, если вы заказали за рубежом гаджет, который не имеет нотификации от ФСБ.

1. В самом простом варианте посылку просто развернут таможне и вернут назад к отправителю, а вы сможете вернуть потраченные деньги, особенно, если вы оплачивали PayPal.

2. Посылка может быть задержана на таможне. В этом случае вам придётся самостоятельно в ходе личного визита доказывать, что устройство имеет необходимую нотификацию. Если вы не сможете этого сделать по причине её банального отсутствия, то спустя какое-то время посылка также будет возвращена отправителю. При этом возможность возврата денег будет определяться соблюдением сроков открытия диспута или доброй волей продавца.

3. В самом неблагоприятном случае гаджет может быть расценён как шпионское устройство (это часто происходит с умными часами и сотовыми телефонами, замаскированными под иной предмет) со всеми вытекающими последствиями в форме серьёзных неприятностей с законом.

Вероятность задержки таможней зависит от способа доставки. Как правило, более тщательно проверяется техника, отправленная курьерскими службами.

Как обезопасить себя и заранее узнать, имеется ли у потенциальной покупки нотификация ФСБ? Сделать это можно довольно просто в общедоступной базе данных Евразийской экономической комиссии, однако и здесь имеются свои нюансы, о которых полезно знать.

1. По умолчанию база предлагает искать по номеру нотификации, но мы её как раз и не знаем. В этом случае достаточно переключиться в поле «Колонка» на «Наименование товара» (1). Также иногда полезно бывает поискать по изготовителю, выбрав соответствующий вариант (2). Также можно воспользоваться универсальной строкой «Найти во всех записях» (3), однако и она не всегда позволяет получить желаемый результат.

2. В поле «Значение» вводим модель или название товара, который мы хотим проверить. Здесь также возможны всяческие недоразумения, связанные с тем, что коммерческое и обыденное наименование товара может существенно отличаться от указанного в документах, а соответственно поиск ничего не даст, хотя устройство и имеет необходимое разрешение.

Например, обыкновенный Wi-Fi роутер может называться «точкой доступа», «абонентской радиостанцией» или даже «устройством построения сетей беспроводной передачи данных стандарта Wi-Fi».

Так же ни к чему не привести может точный поиск по модели, поскольку производители часто получают разрешения сразу на целую линейку устройств. Так SSD-диск от Samsung 850 EVO не найти, просто набрав «SSD Samsung 850 EVO». В базе данных это устройство скрывается за обозначением «Твёрдотельный накопитель данных (SSD) моделей MZ-7YYYYYXX». Как раз в таких случаях и бывает полезен поиск по производителю.

3. В случае удачного поиска стоит также обратить внимание на столбцы «Статус» и «Срок действия». В первом должно стоять «действует», а во втором указана дата, до которой нотификация действительна.

Дело в том, что хоть срок действия нотификации нормативно и не ограничен, но производитель сам волен выбирать дату его окончания. И как правило, этот период составляет на более 10 лет. Таким образом, если вы приобрели на eBay гаджет бывший в использовании, то нотификация на него может быть просрочена, поскольку производитель прекратил выпуск такой модели и не счёл необходимым продлевать срок действия разрешения или же просто аннулировал его, чтобы освободить путь новым товарам.

Многие посредники по покупкам в интернет-магазинах США самостоятельно проверяют факт наличия нотификации, однако чтобы подстраховаться, при заполнении электронной декларации обязательно указывайте точное наименование из базы данных ЕЭК с указанием номера разрешения — так у таможенников будет меньше вопросов к содержимому.

Желаем, чтобы необходимые нотификации находились для всех ваших приобретений!

Что такое нотификация ФСБ?

Нотификация представляет собой документ, который выдаётся ФСБ и подтверждает разрешение этого органа на ввоз шифровальных устройств. С помощью данной бумаги можно осуществлять импорт продукции, освобождаясь от обязательств по оформлению иных разрешительных актов (лицензий и пр.).

Основной смысл нотификаций таможенного союза заключается в контроле над транспортировкой шифровальных устройств на территории государства, где они могут использоваться в незаконных целях. Даже при импорте партии самых обычных мобильных телефонов необходимо оформление данной бумаги. Остальные документы для таможенного оформления импорта в этой статье.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Перечень товаров

В отношении каких товаров обязательно оформление разрешительного акта?

К основному перечню подлежащих регистрации устройств относятся:

  1. Устройства для осуществления радиосвязи.
  2. Мобильные телефоны.
  3. Средства, предназначенные для криптографии.
  4. WiFi-роутеры.
  5. Вычислительные приборы.
  6. Смартфоны.
  7. Смарт-карты.
  8. Высокочастотные устройства и пр.

Все эти устройства могут использоваться в двух целях: личных (гражданских) и военных. Второй вариант может стать угрозой национальной безопасности страны, привести к внутренним правонарушениям. Именно поэтому над подобными устройствами установлен контроль.

Перед транспортировкой продукции и оформлением документа обязательно уточните список нотификаций в таможенном органе или Федеральной службе безопасности.

Коллегией ЕЭК было принято решение о принятии закона, который контролирует транспортировку криптографических устройств и устанавливает правила их таможенного оформления. Зарегистрированные нотификации вносятся в особую базу.

Сотрудник таможни в обязательном порядке должен запросить нотификацию у импортёра. Без наличия данного документа оформление товаров не осуществляется.

Срок действия

Заявитель может самостоятельно устанавливать срок действия документа. Для этого необходимо разрешение Федеральной налоговой службы.

Как правило, при определении этого параметра используется срок действия шифровальных и иных технических характеристик устройства.

Получение нотификации ФСБ

За выдачу нотификаций и иных разрешительных актов отвечает отдельный орган ФСБ — Центр лицензирования, сертификации и защиты тайны Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Именно в эту инстанцию необходимо обращаться за получением документа.

Первый обязательный шаг — заполнение бланка заявления. Его можно найти на официальном сайте государственного органа или взять в ближайшем его отделении.

Далее необходимо обратиться в Центр с самим заявлением и пакетом документов.

Он должен включать в себя следующие бумаги:

  • лицензия;
  • техническая документация;
  • справки и документы, которые точно описывают основные функции товаров, их назначение и др.

При подаче документов необходимо предоставить таможенному органу и образцы устройств для их анализа.

После подачи пакета бумаг необходимо только ожидать принятия решения Центром. Сотрудники проверяют устройства, подлинность бумаг и соответствие указанных в них данных действительности. Только после этого выносится решение о выдаче нотификации или отказе. Во втором случае партия должна быть отправлена в страну производства.

Каждый документ регистрируется в базе нотификаций ФСБ и получает свой уникальный идентификационный номер. Без прохождения процедуры государственной регистрации нотификация не имеет юридической силы и не будет принята при оформлении товаров.

На каждую единицу товара выдаётся свой документ. Исключением является партия идентичных устройств (к примеру, партия одинаковых моделей смартфонов). Компания Apple за несколько недель перед официальной презентации новой, седьмой модели своих смартфонов оформила нотификацию на всю партию этих устройств.

Каждая нотификация регистрируется в базе ФСБ.

Получение нотификации физическими лицами

Часто граждане заказывают смартфоны и иные гаджеты в интернете из других стран. При покупке встречаются непроверенные ресурсы и недобросовестные продавцы.

Рассмотрим искусственно смоделированную ситуацию. Покупатель уже получил извещение о поступлении посылки и идёт в пункт выдачи. Но вместо долгожданного смартфона гражданин получает уведомление от таможни об отсутствии разрешительного документа — нотификации. Сотрудники пункта выдачи не могут отдать посылку получателю, согласно установленному законодательству. Покупателю приходится обращаться в таможенный орган.

Но и в таможенном органе проблему решить не удаётся. Документ выдаётся только юридическим лицам, оформлять его должен либо производитель продукции, либо её продавец. Телефон отправляется назад — в страну происхождения.

Какой вывод можно сделать? Если компания не представлена в России и не ведёт официальную продажу в стране, то оформленной нотификации у неё, как правило, нет. Следовательно, приобретать продукцию этой фирмы по более низкой цене в интернете не стоит, так как могут произойти серьёзные проблемы с её выдачей.

Форма нотификации на товар в Таможенном союзе

Форма нотификации на товар должна содержать следующую информацию:

  1. Официальное наименование товара.
  2. Функции товара.
  3. Данные производителя или продавца.
  4. Данные заявителя.
  5. Срок действия документа.
  6. Основные технические характеристики товара.
  7. Функции и возможные цели использования товара, которые не указаны в инструкции по эксплуатации.
  8. Криптографические алгоритмы, которые используются в устройстве.
  9. Дата оформления документа.

Любые неточности в пакете документов, который подаёт заявитель, приводят к ошибкам и в самой нотификации. В результате документ будет признан недействительным, что чревато проблемами при таможенном оформлении товаров.

Регистрация в реестре

После подачи документов Федеральная служба безопасности выдаёт разрешительную бумагу, но она не действительна до прохождения процедуры её регистрации в реестре.

Каждый документ заносится в базу данных. При регистрации бумаги ей присваивается уникальный номер. По истечении срока действия информация о документе автоматически удаляется из реестра, он теряет свою юридическую силу, становится недействительным.

Что делать если таможня всё же задержала посылку из-за нотификации ФСБ, смотрите видеоинструкцию:

Итак, нотификация — обязательный для оформления документ при транспортировке устройств, которые применяют криптографические алгоритмы. Импорт и экспорт таких товаров тщательно контролируется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Документы для таможенного оформления.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.