Старые советские объективы

Старые советские и зарубежные объективы на современных фотоаппаратах

В этой статье рассказывается как использовать старые советские и зарубежные объективы (байонеты m42, m39, Olympus Om, Contax/Yashiсa, Leica R, Leica M, Pentacon 6 и др.) на современных цифровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах.

1. Зачем это нужно, или что хорошего в старых объективах

2. Особенности разных систем. Рабочий отрезок

3. Переходники с одной системы на другую

4. Чип подтверждения фокусировки («Одуванчик»)

5. Точное наведение мануального объектива на фокус

6. Старые советские и зарубежные объективы

Зачем это нужно, или что хорошего в старых объективах?

На сегодняшний день все больше и больше фотографов начинают присматриваться к старым советским и зарубежным объективам. А многие уже давно и активно используют их как на пленочной фототехнике, так и на цифровой. Этому есть объективные причины:

Рисунок объектива

Изображение, формируемое старыми объективами чаще всего обладает большей пластичностью, объемом, лучшей проработкой тональных переходов, более гармоничным боке. У этих объективов более выражены аберрации, но именно они и дают такие эффекты. Иными словами старые объективы обладают своим уникальным характером, художественным оптическим рисунком.

Большинство современных же объективов в погоне за резкостью и разрешением, использовании супер-мультипросветлений, устранении всех мыслимых аберраций – пришли к тому, что картинка стала чрезмерно резкой, контрастной, жестковатой, что хорошо далеко не для каждого вида и жанра съемки. Например, для портретной съемки – вообще противопоказано.

Конструктив объектива

У большинства старых советских и зарубежных объективов – надежный металлический конструктив и только настоящие стекла в оптической схеме. Это дает большой запас прочности. Что мы и наблюдаем на вторичном рынке. Многие объективы 50-70-хх годов, несмотря на активное, многолетнее использование, и сейчас находятся в превосходном состоянии. Зачастую только косметические потертости указывают возраст такого объектива.

У современных объективов, если это не элитные серии, как правило, ненадежная пластиковая оправа, люфты и пр. механические недостатки. Время жизни такого объектива редко превышает 10 лет.

Илл. 1. Старые советские и зарубежные объективы. Металл и стекло. Образец надежности и долговечности.

Оптические схемы

Сейчас никого не удивляют оптические схемы объективов, состоящие подчас под час чуть ли не из 30 линз. Даже объективы с постоянным фокусным расстоянием сейчас можно встретить с 10 линзами и более.

В старых же объективах, количество линз стремились свести к минимуму и добавляли новые только в случае крайней необходимости, если без этого никак нельзя было добиться заданных качественных характеристик объектива. Ведь каждая новая отдельная линза – это неизбежные дополнительные потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле. Даже суперсовременные мультипросветляющие покрытия не решают должным образом этой проблемы.

У большинства лучших старых советских и зарубежных объективов-фиксов использовалось всего 3-7 линз.

Цена старых объективов

Ну и, безусловно, самым главным козырем старых советских и зарубежных объективов является их цена. Как, правило, старый объектив в несколько раз дешевле аналогичного современного.

А некоторые объективы, как например Юпитер-37А или Гелиос-44, выдают отличную картинку, а стоят вообще просто «смешные» деньги.

Справедливости ради и забегая немного вперед надо отметить, что к цене объектива надо еще прибавить цену переходника и чипа, но чаще всего переходник с чипом берется один раз и используется на нескольких объективах одной системы.

Конечно, при всех плюсах старых объективов у них есть и существенные недостатки:

Отсутствие автофокуса

Что ни говори, а удобство работы с автофокусом не заменит ничто. Кроме того, и оперативность съемки при работе с автофокусом всегда выше. Тут надо сказать, что, например, широкоугольные объективы можно установить на гиперфокальное расстояние и вообще снимать, не заботясь о фокусировке. В фокусе будет все от определенного небольшого расстояния до бесконечности.

Отсутствие автоматического управления диафрагмой с камеры

Имеется в виду применение на современных цифровых камерах. Справедливости ради надо сказать, что ручное управление диафрагмой при некотором привыкании никак не напрягает и позволяет даже делать спецэффекты, например при видеосъемке.

Проблемы со съемкой при контровом и боковом свете

Старые советские и зарубежные объективы, особенно без просветления или с однослойным просветлением плохо держат боковой и контровой свет. Возникают блики и сильное падение контраста. И если от бокового света может защитить бленда, то от контрового она почти не защитит.

Ну что ж, разобравшись с достоинствами и недостатками старой оптики, пойдем дальше.

Особенности разных систем. Рабочий отрезок.

Итак, мы решили попробовать старые мануальные объективы в действии. Для начала нужно немного дополнительной информации. Далеко не все старые объективы легко можно установить на любую современную фотокамеру. А все дело в одной из ключевых характеристик объектива – Рабочем отрезке.

Нам нужно убедиться, что рабочий отрезок потенциального объектива можно привести в соответствие с рабочим отрезком нашей камеры.

Узнать подробнее о рабочем отрезке, а также посмотреть таблицы рабочих отрезков можно в этой статье на Lens-club.ru.

Переходники с одной системы на другую

Байонеты у разных камер разные. Для того чтобы использовать объектив с другой системы на своем фотоаппарате нам необходим переходник. Часто еще такой переходник называют Адаптером.

Идея простая. Адаптер с одной стороны надевается на резьбу или байонет объектива, а с другой стороны уже на необходимую резьбу или байонет камеры. При этом если рабочий отрезок совпал, объективом можно пользоваться на полной шкале расстояний, до бесконечности включительно.

Переходники изготавливаются как серийно на заводах там и собственноручно или через знакомого токаря. В свое время в журналах Советское фото часто публиковались подробные чертежи разных переходников, да и сейчас при необходимости их несложно найти в Интернете.

Самые часто-используемые переходники легко можно купить в Интернете, в том числе на аукционах.

Илл. 2. Переходник фирмы Jolos для использования объективов с резьбой m42 на фотоаппаратах Canon EOS

Обычно на современных камерах неродные объективы можно использовать только в ручном режиме и в режиме приоритета диафрагмы.

Причем в чистом виде, фокусироваться можно только по матовому стеклу видоискателя или дисплею, без каких либо подтверждений фокусировки. Забегая вперед скажу, что эта проблема с успехом решается с помощью чипа.

Понятно, что в Exif камера информацию об объективе, фокусном расстоянии, диафрагме и т.д. тоже не запишет, если только не использовать переходники с чипом.

Чип подтверждения фокусировки («Одуванчик»)

Современный цифровой фотоаппарат, прежде всего — очень сложное электронное устройство. Электроника управляет и экспозамером, и фокусировкой, и диафрагмой и многими другими параметрами. Соответственно и современные объективы также напичканы электроникой, и возникает множество связей в системе фотоаппарат-объектив: управление фокусом и диафрагмой, подтверждение фокусировки, передача данных о диафрагменном числе и других параметрах в Exif и т.д.

Естественно у старого объектива никакой электроники нет (а если и есть, она скорее не совместима), и эта связь нарушается. Фотоаппарат не может получить никакие сведения об объективе.

Тут на помощь приходят специальные электронные чипы, которые устанавливаются на переходник и «обманывают» электронику фотоаппарата, заставляя считать поставленный объектив своим «родным»!

Впервые такой чип спроектировал и создал в 2005 году Виктор Лушников. Он же дал ему название «Одуванчик», которое сейчас прижилось и является синонимом для такого чипа.

Фактически одуванчик представляет собой микросхему с позолоченными контактами, которую прикрепляют к адаптеру. Форма и расположение контактов при этом повторяет контактную группу оригинального объектива. Дальше одуванчик входит в контакт с электроникой фотоаппарата, принимает запросы, отвечает на них и т.д. То есть, объектив с точки зрения камеры начинает вести себя «как родной» и возможна полноценная работа с ним.

Илл. 3. Чип подтверждения фокусировки «Одуванчик». С сайта

Сейчас массовый выпуск одуванчиков налажен в Китае, и поэтому на рынке много недорогих, но не всегда качественных предложений.

Современные одуванчики, как правило, программируемые. Вы можете запрограммировать, что будет записываться в Exif файл, сделать юстировку объектива, настроить блокировку кнопки спуска и настроить еще множество других полезных параметров.

После установки неродного объектива с одуванчиком появляется режим звукового и визуального подтверждения датчиков фокусировки (фактически получается тоже самое, что и в случае использования родного объектива в ручном режиме).

Точное наведение мануального объектива на фокус

Одними из самых «лакомых кусочков» в оптике прошлых лет — являются старые портретные объективы. Как правило, эти объективы в силу своих особенностей используются на больших диафрагменных числах от 0.7 до 4. Глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП) при этом очень мала и получается очень большой процент брака от непопадания в фокус.

С этой проблемой сталкиваются, например, многие пользователи популярного портретного объектива Гелиос 40-2, особенно при съемке на диафрагме 1.5.

Причем одуванчик тут тоже не сильно помогает, так как фотограф по инерции может совсем чуть-чуть перекрутить кольцо фокусировки после сигнала подтверждения фокусировки или наоборот не докрутить его. Но даже это «чуть-чуть» безвозвратно бракует потенциально хороший снимок.

Что ж, с динамичными сюжетами тут уже ничего особо не сделаешь (только зажимать диафрагму или снимать на гиперфокале), а с более менее статичными, к которым можно отнести портретную съемку, съемку натюрмортов и т.д. можно постараться улучшить результаты.

Решение 1

Использовать для фокусировки не оптический видоискатель, а жидкокристаллический экран. К слову сказать, на некоторых беззеркальных цифровых фотоаппаратах, например Sony Nex, это режим по умолчанию. А на современных цифровых зеркалках уже почти повсеместно внедрен режим Live View.

Преимущество фокусировки по экрану в том, что там доступны увеличения вплоть до 20 крат, чего без труда хватает, чтобы точно навести фокус, скажем, на ресницы даже на сверхсветосильных объективах.

При наводке таким методом удобно использовать ремень камеры, чтобы значительно уменьшить вероятность сдвига камеры после фокусировки. Ремень одевается на шею и руками камера отводится вперед перед собой до натяжения ремня. Сохраняя это натяжение мы минимизируем сдвиги и дрожание камеры во время съемки. Иногда приходится укоротить ремень для съемки таким способом. Ну и, конечно, никто еще не отменял штативы 🙂

Кстати, в наводке по экрану есть еще один несомненный плюс. На экране вы видите снимок полностью таким, каким он будет после нажатия кнопки спуска. Яркость, тона, рисунок зон нерезкости (боке), цвета — все это можно наглядно увидеть и оценить на жидкокристаллическом экране еще перед созданием снимка. Из всего перечисленного самое удобное — это контроль рисунка Боке.

Решение 2 (только для зеркальных фотоаппаратов)

Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов поддерживает смену . Сама процедура смены экрана занимает 5-10 минут. Важно при этом использовать резиновые перчатки и пинцет, чтобы не касаться экрана пальцами. Обратите внимание, как правило, после смены экрана, чтобы все корректно заработало, в настройках камеры необходимо указать параметры нового экрана.

Стандартные экраны, устанавливаемые на современных цифровых зеркальных фотокамерах, адоптированы для автофокуса. И представляют собой просто обычную пластинку из стекла или пластика с матовым покрытием.

Рекомендую установить на свой фотоаппарат комбинированный фокусировочный экран, в котором возможно вести фокусировку тремя способами: матовое стекло, (по ссылкам можно узнать всю необходимую информацию про эти методы).

Илл. 4. Комбинированный фокусировочный экран. D — клинья Додена, R — микрорастр, M — матированная поверхность. С сайта

При этом на объектах имеющих четкую линейную структуру очень удобно и точно можно фокусироваться по клиньям (пожалуй, лучший вариант – диагональные клинья). На объектах, имеющих сложную структуру удобно фокусироваться с помощью макрорастра.

На многих фокусировочных экранах кроме всего прочего нанесены линии золотого сечения, облегчающие компоновку будущего кадра.

Фокусировочные экраны стоят совсем недорого, и я очень рекомендую их использование всем любителям старых советских и зарубежных мануальных объективов.

Старые советские и зарубежные объективы

В заключение я хочу дать несколько ссылок на выборки популярных мануальных объективов из базы данных сайта Lens-Club.ru

Объективы к зеркальным фотоаппаратам резьба m42

Объективы к зеркальным фотоаппаратам резьба m39

Объективы Contax/Yashiсa (C/Y)

Объективы Olympus OM

Объективы к дальномерным 35mm фотоаппаратам

Объективы к среднеформатным зеркальным фотоаппаратам

Я надеюсь, что приведенная в статье информация поможет вам с комфортом открыть для себя удивительный мир старой фотооптики! Удачных кадров!

Полезные ссылки:

(с) 2010 Сергей Бородин

Сергей Бородин 07.12.2010 13:50:5113641311

11.

Matrasoff :: 08.06.2014 21:41:24
Ур. 1 (Lens-Learner)

Ответ для Yuriy_G (10.12.2010 05:48:59):

Совершенно верно. Пентакс видимо больше уважает своих потребителей и потому любая оптика, которую можно повесить на камеру выполняет максимум функционала из возможного. С оптикой М42 работает центрально-взвешенный и точечный замер, стабилизатор, подтверждение фокусировки. С советской и импортной оптикой с байонетом К — то же, плюс привод диафрагмы, с импортной оптикой с байонетом КА — дополнительно приоритет выдержки, матричный экспозамер, передача данных диафрагмы в екзиф-файл.

Цитировать :: Ответить
10.

Zykkka :: 03.06.2012 21:10:57
Россия, СПб
Ур. 1 (Lens-Learner)

«Преимущество фокусировки по экрану в том…» , это понятно, а вот при отсутствии возможности фокусировки по экрану, при наличии только пентапризмы, что может быть лучше — фокусировочный экран (одноразовый — одна модель камеры = один экран) или угловой видоискатель с 3-х кратным увиличением.

Цитировать :: Ответить
9.

TerroMin :: 01.11.2011 13:52:23
Ур. 1 (Lens-Learner)

В линейке SLT камер Sony оптический видоискатель заменён на электронный(ЭВИ), фокусироваться в ручную с ЭВИ намного легче чем на любительских зеркалках с ОВИ и для точной фокусировки картинку в ЭВИ можно увеличить.

Я использую на Sony А35 Гелиос 44, Зенитар М, Юпитер 9, Vivitar 70-210/3.5. По сравнению с Canon 50D точность ручной фокусировки на А35 не хуже и иногда даже лучше чем на 50D со стандартным фокусировочным экраном.

Спасибо за статью 🙂

Цитировать :: Ответить
8.

muph :: 27.08.2011 23:31:07
Воронеж
Ур. 1 (Lens-Learner)

Ответ для Yuriy_G (10.12.2010 05:48:59):

к слову об одуванчиках,кажется на зеркалках pentax=samsung чип не требуется-подтверждение работает без него

Да, при присоединении объектива мой пентакс предлагает выбрать фокусное расстояние объектива и после этого уже работает подтверждение.

Цитировать :: Ответить
7.

mysterion :: 04.07.2011 06:19:18
Константин
Санкт-Петербург
Ур. 5 (Lens-Expert)

Отличная статья! Спасибо

Цитировать :: Ответить
6.

Yuriy_G :: 10.12.2010 05:48:59
Гордеев Юрий
Россия, Комсомольск-на-Амуре
Ур. 1 (Lens-Learner)

к слову об одуванчиках,кажется на зеркалках pentax=samsung чип не требуется-подтверждение работает без него

Цитировать :: Ответить
5.

Bakin :: 08.12.2010 19:51:52
Бакин Валера
Россия, Москва
Ур. 2 (Lens-Adept)

Хорошая и достаточно полная статья, спасибо!

Цитировать :: Ответить
4.

Вячеслав Якимов :: 08.12.2010 10:53:19
Ур. 1 (Lens-Learner)

Ответ для Сергей Бородин (08.12.2010 09:47:39):

Ок, попробую поковыряться =0)

Цитировать :: Ответить
3.

Сергей Бородин :: 08.12.2010 09:47:39
Бородин Сергей
Россия, Томск
Ур. 6 (Lens-Master)

Ответ для Вячеслав Якимов (07.12.2010 16:52:29):

Спасибо, Вячеслав! У меня на Canon 5d mark 2 необходимо в конфиге выбрать тип фокусирочного экрана. Там их 3 типа насколько я помню, по умолчанию — другой. Я об этом.

Ответ для dobrun (08.12.2010 09:22:21):

Спасибо!

> То, что мы делаем, — делает нас! Цитировать :: Ответить
2.

dobrun :: 08.12.2010 09:22:21
Бабушкин Евгений
Россия, Томск
Ур. 5 (Lens-Expert)

Присоединяюсь к Вячеславу!

Цитировать :: Ответить
1.

Вячеслав Якимов :: 07.12.2010 16:52:29
Ур. 1 (Lens-Learner)

Хорошая статья, Сергей. Спасибо!

Коротко и по существу.

А вот про указание параметров нового фокусировочного экрана в камере интересно было бы узнать чуть подробнее, на примере, скажем canon EOS. (к слову у меня 20D)

Я, становив новый экранчик, почему то даже не задумался о том что можно еще внести и параметры. Возожно, это сделало бы его работу более корректной?

Цитировать :: Ответить

Как снимать на Зенит (Zenit)

Сегодня я расскажу вам про свой опыт съемки на пленочную технику, а именно на фотоаппарат производства СССР — Зенит.
Итак, что же нужно знать, приступая к экспериментам (именно так!) с этим фотоаппаратом.
1. На Зенит можно снять качественные, высокохудожественные фотографии. Тот, кто уверяет, что для этого необходим только лишь Хассельблад, непроходимо туп.
2. Снимая на Зенит забудьте о гарантиях. Пленка может засветиться, проявитель может сунуть ее не в тот бочонок, и она испортится. Существует еще куча вариантов потери вашей «аналоговой» информации. К счастью, это происходит довольно редко, но идя за очередными шедеврами, держите это знание в уме и расслабьтесь — так спокойнее.
3. Снимать на Зенит очень и очень недорого. По современным «цифрозеркальным» меркам, все удовольствие выльется вам в какие-нибудь 1000 рублей, или 30 долларов, или 200 гривен, а то и еще дешевле, если повезет. Старенький зенит можно найти у бабушки в пыльном чемодане, и, зарядив в него пленку, уже через полчаса наслаждаться незабываемыми моментами творчества.
4. Угол охвата видоискателя Зенита — 67 процентов кадра. На практике это означает, что на отпечатанной фотографии по краям будет изображено место, которое вы и не собирались снимать. Бегущие люди, кусок здания, нежданные деревья. Помните об этом, выстраивая композицию.
5. Динамический диапазон современной пленки очень широк. На практике это означает, что вы можете допускать грубые (по меркам цифры) экспозиционные ошибки и получать хорошие кадры.
6. Зенит — очень неприхотливая камера. Он не требует аккумуляторов, бережной укладки и параноидальной заботы. Металлический корпус — это гарантии вашего спокойствия. Также Зенит часто умудряется падать, из-за ужасного механизма крепления ремня, но, как мы все знаем, шрамы только красят мужчину.
7. Теперь немного дегтя. Все вышеперечисленное уже так и подмывает тебя, мой читатель, сходить на Авито, купить за 20 долларов свой первый Зенит и бежать за шедеврами. Успокойся и остынь. Пленка! Стоимость самой пленки не так уж и высока, но чтобы получить привычные нам цифровые снимки ее нужно отсканировать. Вот тут-то и кроется первая большая неприятность. Это, оказывается, дорого. Скан всех 36 кадров в разрешении годном только для интернета обойдется вам 150 рублей. В более приемлемом размере уже 250 рублей. В максимальном — 500 рублей. Это одна пленка. Если вы собираетесь снимать много и часто, разочарование от быстро истраченных денег ждет вас неминуемо. Вы, конечно, можете как я купить сканер и сканировать свои пленки дома, но тут требуется определенная сноровка и доля везения.
8. Ах да. Еще вам понадобится экспонометр, если вы будет снимать на младшие модели Зенитов — В, Е, они не умеют мерить экспозицию сами. Я бы сказал, что вам он понадобится в любом случае, потому что встроенный в Зенит экспонометр не выдерживает никакой критики.
9. Для меня пленочная фотография и Зенит, это еще одна возможность получить жизненный опыт, узнать что-то новое, попробовать свои силы в незнакомом мне жанре.
Zenit B, ленинград 6, kodak color +, epson 2480:

Переделка советских объективов под Nikon — Юпитер 9 М39

Переделка объектива МС ВОЛНА-9 на NIKON
Для переделки требуются:
1. Адаптер , чем тоньше, тем лучше.
2. Дрель для сверления отверстий в переходнике со сверлами двух размеров 2 и 4 мм соответствующих диаметру винта крепления задней резьбовой части объектива и диаметру шляпки этого винта.
3. Часовые отвертки 1 и 3мм или магнитную китайскую с набором бит, что даже удобнее.
4. Прямые руки.
Сам процесс:
1. Устанавливаем положение фокусера в бесконечность. Фиксатор диафрагмы устанавливаем на 2.8.
2. Снимаем заднюю резьбовую часть объектива, открутив 4 винта.
3. Снимаем 2 направляющих пластинки, открутив по 2 винта с каждой и откладываем в сторону.
4. Аккуратно выкручиваем блок линз вращая по часовой стрелке держась за кольцо регулировки диафрагмы (для этого и фиксировали её). (Отделять его в сторону не обязательно, особенно если не совсем понимаете, для чего все манипуляции. Но если смазка на резьбе совсем темная, а не янтарно-коричневая, то выкручивать совсем, протирать и наносить новую. Удобнее, сначала запомнить или пометить нужное положение блока линз, определенное п.5, а затем заниматься тех.обслуживанием)
5. Прокручивая блок линз по часовой стрелке на 1 виток, закручиваем обратно с целью максимального вкручивания блока линз в корпус и максимального совпадения отверстий направляющей пластины с прорезями в корпусе. У меня достаточно было перескочить на виток, чтобы блок линз вкрутился до упора, при этом отверстия были совсем рядом.
6. Вкрученный блок придерживаем (он сидит туго и без этого, но, на всякий случай) и подгоняем прорези для направляющих к отверстиям для их фиксации, вращая уже кольцо фокусировки. Т.о. после прикручивания направляющих значок бесконечности уйдет в сторону.
7. Навинчиваем на резьбовую заднюю часть переходник M42-Nikon до упора. Отмечаем расположение отверстий. При этом может получиться, что прорезь фиксатора совпадет с отверстием или будет в непосредственной близости. Поэтому прежде чем сверлить (как я), приложите скрученные хвостовики к объективу и отметьте взаимное расположение значка бесконечности (не красной линии шкалы ГРИП!!! она пока не соответствует реальной бесконечности) и красной точки на адаптере. Это необходимо, в основном, для эстетики и удобства установки, в дальнейшем, объектива на камеру. Скорее всего (у меня так и было) придется немного открутить навинченный адаптер, чтобы определить наиболее подходящее положение красной точки на адаптере относительно отверстий для винтов. После этого накерниваем и просверливаем отверстия 2 мм, затем раззенковываем сверлом 4 мм.
8. Прикручиваем просверленный адаптер штатными винтами, соблюдая соосность адаптера и объектива. При этом между адаптером и кольцом шкалы ГРИП будет щель чуть больше миллиметра. Проверяем бесконечность установив объектив на камеру по точке подтверждения фокусировки и контрольным снимкам. Обратите внимание, что объектив при максимальной подгонке, вкручивался больше без установленного адаптера. Максимально приблизиться ему мешают направляющие пластины, имеющие запас по толщине. Если точка фокусера не горит постоянным зеленым огоньком (но помаргивает) и контрольные снимки не достаточно резкие, то придется аккуратно подшлифовать эти пластины по толщине на наждачной бумаге. Их запаса должно хватить для моргающей зеленой точки. Если совсем не моргает точка, то значит повторяем подбор витков на геликоиде. (Подгон можно делать не прикручивая адаптер к объективу, а просто зафиксировав его на тушке и прислонив объектив до упора, ориентироваться по зеленой точке)
9. Если все заработало, то маленькой отверткой ослабляем 3 винта крепления кольца со шкалой ГРИП. Кольцом фокусировки максимально вкручиваем объектив до упора, шкалу ГРИП выставляем по красной линии напротив значка бесконечности, поднимаем до адаптера ликвидируя щель (по диаметру рекомендуемый адаптер и кольцо шкалы ГРИП одинаковы) и фиксируем тремя винтами (надеюсь, Вы не выкрутили их совсем, упадут — не найдете никогда). Винты будут выступать из плоскости кольца, т.к. под ними нет засверловки как под штатным местом.
10. Присоединяете объектив к камере и направляетесь в ближайший магазин за алкоголем, соответствующим Вашему состоянию души (наиболее подготовленные — лезут в холодильник), попутно делая снимки Волной-9.
Добавлено спустя 13 минут 34 секунды:
Пример фото

49_Volna9.jpg
Описание:

JPEG из NEF — 95%

Размер файла: 3.32 MB
Просмотрено: 459 раз(а)

1_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 112.22 KB
Просмотрено: 226 раз(а)

11_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 106.16 KB
Просмотрено: 156 раз(а)

2_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 114.57 KB
Просмотрено: 190 раз(а)

3_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 143.98 KB
Просмотрено: 263 раз(а)

4_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 149.64 KB
Просмотрено: 225 раз(а)

5_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 119.12 KB
Просмотрено: 213 раз(а)

7_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 116.05 KB
Просмотрено: 209 раз(а)

8_cr.jpg
Описание:
Размер файла: 67.04 KB
Просмотрено: 160 раз(а)

DSC_0254.jpg
Описание:
Размер файла: 426.32 KB
Просмотрено: 712 раз(а)

DSC_0268.jpg
Описание:
Размер файла: 245.41 KB
Просмотрено: 401 раз(а)

Последний раз редактировалось: Ampelos (28 Окт, Воскресенье, 13:22, 2012), всего редактировалось 3 раз(а)

Выбор объектива для творческой фотографии

© Craig Strong

Существует целый класс «творческих» объективов, которые используются не для детально точного, а ради искаженного воспроизведения действительности. Это fisheye-оптика, монокли, мягкорисующие портретные объективы, а также огромное количество старых объективов с необычными оптическими характеристиками.

Современная оптика нацелена на идеальное техническое качество картинки: универсальность, максимальную резкость и контраст. Но художественная фотография не предполагает обязательного наличия этих качеств, навязанных нам скрытой рекламой в виде сравнительных тестов оптики от независимых экспертов.

Почему так интересна старая оптика? Есть три причины:

  • Цена — тратить $1200 для покупки сверхсветосильных АФ-фиксов вроде Canon 50mm f/1.2 L USM не всем по карману.
  • Неторопливая манера съемки — больше располагает к творчеству.
  • Красивый рисунок, от которого все дальше уходят лидеры рынка в гонке за количество линий на милллиметр.

Объектив Soligor 3.8 21mmОбъектив Vivitar 2.5 28mm

Слабой стороной старой оптики является цветопередача, хотя это больше зависит от конкретного экземпляра. Советские объективы почти всегда «желтят» (МС-версии — почти нет), тогда как старые Fujinon и Pentax SMC нередко превосходят их современные аналоги.

Другим «недостатком», который часто превращается в достоинство, является невысокий контраст. Контраст — разница между самой яркой и темной точками изображения. Контрастность объектива зависит от качества чернения внутренних поверхностей объектива и просветления линз. Высокий контраст создает ощущение резкости. Именно из-за высокого контраста жесткий рисунок оптики Nikon является одной из причин, по которой ее любят фотографы. Вместе с тем это не то же самое, что детализация. Если оптика не обладает высоким контрастом, но отличается хорошей разрешающей способностью, это может стать одним из ее преимуществ, так как создает ощущение глубины изображения. Мягкий малоконтрастный рисунок старой оптики скрывает дефекты кожи и создает романтический ретроэффект.

C точки зрения художественных особенностей оптики важную роль играет место производства. Японские объективы никогда не уступали немецким по качеству, но те всегда выигрывали за счет лучшей пластики, более «художественной» картинки. Новая оптика из Японии редко относится к аристократическому роду, хотя в истории было немало исключений: Contax G-series, Konica AR/RF, Minolta Rokkor, Olympus OM. Легендарные немецкие марки Zeiss, Schneider, Leica в наши дни чаще всего украшают телефоны и цифрокомпакты. Но они сумели сохранить историческое производство и продолжают выпускать небольшой ряд «настоящих» объективов.

Объектив Canon 1.2-50mmОбъективы CosinaОбъективы Cosina

Важнейшими критериями художественности объектива следует считать пластику и рисунок размытия (боке). Пластика определяет характер передачи деталей: мягкость, передача тональных переходов, специфика отражения светового рисунка. Японское слово Bokeh отражает способность объектива красиво размыть фон на открытой диафрагме. Боке важно, когда большая часть снимков делается на открытой диафрагме (портреты, макро). Результат зависит от схемы объектива, качества оптического стекла, формы отверстия диафрагмы.

Canon EOS и резьба М42

На Canon нельзя поставить напрямую старые «мануальные» объективы Canon. В отличие от Nikon и Pentax он совместим только с автофокусной оптикой. Зато существует большое количество переходников на старые системы (Canon FD, Leica R и другие). Наиболее популярным является переходник на резьбу М42 (стоимость около $20). При использовании такого переходника вы получаете совместимость с огромным арсеналом старой оптики — Carl Zeiss Yena, Fuji, Pentax, Porst, Ricoh и многих других известных марок. Современную оптику М42 производит японская компания Cosina. Резьбой М42 оборудованы большинство фотоаппаратов «Зенит» и объективов Красногорского завода им. Зверева. Использование переходников и оптики с резьбой М42 гарантирует полную механическую совместимость с камерой.

На цифровые зеркалки Canon оптика ставится без каких-либо функциональных ограничений, касающихся фокусировки. Наряду с режимом ручной экспозиции (М) работает приоритет диафрагмы (Av).

Переходник EOS-M42 может изготовить любой токарь, но его довольно просто найти в розничной продаже. Например, такие переходники под маркой Jolos предлагают «Фотомастерские РСУ» www.kamera.ru.

Объективы с байонетом К (Pentax)

Pentax — самая дружелюбная система с точки зрения совместимости со старой оптикой. Даже на самых дешевых цифровых зеркалках Pentax при использовании старой оптики работают экспозамер и подтверждение фокусировки.

Только у пентаксиста есть выбор: подключать ли М42-оптику, для чего выпускается фирменный (!) переходник, либо использовать напрямую старую оптику с байонетом К. Такой оптики много, и она доступна по цене.

Фирменный переходник Pentax на резьбу M42Объектив Takumar 3.5 85mmОбъектив Takumar 2.8 105mm

Наряду с самим «Пентаксом» (Takumar) совместимые объективы с ручной фокусировкой производили японские фирмы Porst, Sears. Сюда же относятся отечественные объективы с индексом К от некоторых модификаций «Зенита».

Старые «Такумары» хоть и уступают современной оптике по цветопередаче, но до сих пор считаются одними из самых художественных японских объективов. Если у вас есть новая зеркалка Pentax со стабилизатором (K100D, K10D), то есть прекрасная возможность отказаться от использования вспышки, установив на камеру сверхсветосильный Porst 50mm f/1.2, который уходит на eBay по цене около $150 и обладает потрясающим рисунком, отличной цветопередачей и контрастностью.

Украинский «Никон»

Цифрозеркалки Nikon отличают многочисленные ограничения по использованию старой оптики. Nikon имеет больший рабочий отрезок (расстояние от задней линзы до матрицы или пленки), чем конкуренты, и при использовании простых переходников на М42 объектив нельзя сфокусировать на бесконечность. Существуют переходные кольца с дополнительной линзой (от $35), но достоинства объектива при такой конструкции в той или иной мере теряются.

Объектив Nikkor 2.0 85mmОбъектив Nikkor 3.5 28mmОбъектив Nikkor 3.5 135mm

Но не все так печально. Если от оптики М42, скорее всего, лучше отказаться, то есть отличные старые «Никкоры» и другие качественные объективы с байонетом F. На зеркальных камерах Nikon такая оптика распознается как неавтофокусная оптика без микропроцессора (AI-серия Nikon). Она не передает в камеру информацию о фокусном расстоянии, и эти данные не отображаются в EXIF. При подключении ко всем зеркалкам классом ниже D200 не работает никакая автоматика. Съемка возможна только в ручном режиме (М), без подтверждения фокусировки.

Японская фирма Cosina вот уже третий год развивает отдельную линейку объективов с ручной фокусировкой, имеющих байонет Nikon. Правда, это довольно дорогая оптика и не факт, что она чем-то лучше автофокусной. Намного дешевле украинские и советские объективы серии Н, выпускавшиеся для пленочной зеркалки «Киев-19» киевским заводом «Арсенал» zavodarsenal.kiev.ua. История байонета Н — сама по себе весьма любопытна. Корни его уходят в давнюю историю становления советской фотоиндустрии, когда известный и ныне производящий профессиональные камеры и оптику (в том числе среднего формата) киевский завод «Арсенал» три десятка лет назад приступил к изготовлению 35-миллиметровых фотоаппаратов под собственной маркой, скопировав никоновский байонет F.

Современный байонет Nikon для автофокусных камер незначительно отличается от байонета механических зеркалок, что может создать проблемы при установке и особенно замене арсенальской оптики. При установке конкретной модели объектива следует внимательно изучить положение винтов на объективе и пазов на байонете, чтобы камера не намертво пристыковалась к объективу. Все гнезда винтов необходимо предварительно заклеить скотчем.

Объектив Planar T* 1.4/50Объектив Distagon T* 2/28Объектив Makro-Planar T* 2/50

MF-оптика Cosina

Серьезную неавтофокусную оптику, рассчитанную на профессиональное использование, в наши дни делает японская Cosina (Cosina Co. Ltd) под маркой Carl Zeiss и Voigtlander. Утверждается преемственность оптических схем и графиков МТФ с «настоящим» немецким «Цейсом» и «Фохтлендером». Несмотря на то что объективы Zeiss и Voigtlander делает один и тот же производитель, они имеют различные каналы поставок. Стоит Zeiss дороже, чем Voigtlander.

Линейка включает семь высококлассных объективов (от портретного до широкоугольника) в вариантах для резьбы M42 (маркировка ZS), Nikon (ZF) и Pentax (ZK):

Объектив Distagon T*
2.8/25
Distagon T*
2/28
Distagon T*
2/35
Planar T*
1.4/50
Planar T*
1.4/85
Makro-Planar T*
2/50
Makro-Planar T*
2/100
f-число 2,8-22 2,0-22 2,0-22 1,4-16 1,4-16 2,0-22 2,0-22
угол зрения 81º 74º 63º 46º 28.5º 45.5º 45.5º
МДФ 17 см 24 см 30 см 45 см 100 см 24 см 44 см
линз/групп 10/8 10/8 9/7 7/6 6/5 8/6 9/8
габариты 65×66 мм
480 г
65х94 мм
530 г
65х73 мм
530 г
65х45 мм
330 г
77х62 мм
570 г
72х65 мм
530 г
76х89 мм
680 г
фильтры M58 M58 M58 M58 M72 M67 M67
версии ZF, ZK, ZS ZF, ZK ZF, ZK, ZS ZF, ZK, ZS ZF, ZK ZF, ZK ZF, ZK

Под маркой Voigtlander Cosina до недавних пор предлагала SLR-объективы, совместимые со всеми современными системами:

  • Уникальный сверхширокоугольный 12/5.6 Aspherical Ultra Wide Heliar.
  • Штатный 40/2 Ultron Aspherical.
  • Портретники 75/2.5 Color Heliar, 90/3.5 Apo-Lanthar, 125/2.5 Macro Apo-Lanthar, 180/4 Apo-Lanthar.

Очень жаль, что эти объективы для SLR-систем сняты с производства, хотя их легко найти на вторичном рынке. Объективы все еще производятся для дальномерных камер с резьбой М39 и Leica M. Внимания заслуживают 12-миллиметровый Ultra Wide Heliar и 90/3.5 Apo-Lanthar. Первый интересен охватом пространства при сверхкомпактном размере, второй обладает бесподобным «текучим» рисунком. Благодаря этому раритетные немецкие «Гелиары» и «Апо-Лантары» уходят на веб-барахолках по цене, достигающей $1500.

© Kevin Kubota

Хотя SLR-серия Voigtlander была снята с производства (роль, видимо, сыграли маркетинговые соображения), Cosina недавно анонсировала два новых компактных объектива Voigtlander в вариантах для Nikon и Pentax:

  • Ultron 40mm f/2 SLII Aspherical — компактный штатник (глубина корпуса всего 24,5 мм, 200 г, фильтры М52). Имеет схему Зоннара (6 линз в 5 группах). Подходит для макросъемки на расстоянии 38 см (масштаб 1:7) при использовании макролинзы — 25 см (1:4).
  • Nokton 58mm f/1.4 SLII — компактный портретный объектив с высокой светосилой, оптимизированный для цифровых зеркалок (кроп-фактор 1,5х). Выполнен по схеме «Топкор» (7 линз в 6 группах). Глубина корпуса — 47,5 мм, вес — 320 г, МДФ — 45 см.

Также была представлена пара объективов новой линейки Zeiss ZF-I, ориентированной на технические виды съемки (например, архитектурная съемка): Distagon T* 2,8/25 ZF-I, Distagon T* 2/28 ZF-I, Distagon T* 2/35 ZF-I. Они отличаются от обычных ZF повышенной прочностью и блестящим металлическим корпусом, защищенным от пыли и влаги.

Однолинзовые объективы

Монокль — творческий инструмент в чистом виде: никакой резкости, но бесподобный рисунок. Секрет монокля — эффект сферической аберрации. Темные объекты как бы стираются в зоне размытия, а светлые начинают светиться и очень плавно перетекают в фон. Эффект свечения придает динамику даже самому статичному сюжету и напоминает действие использования зума в момент съемки на большой выдержке.

Народные умельцы делают монокли самостоятельно из полноценных объективов. Чаще всего разборке подвергается штатный «Гелиос-44» от «Зенита» и «Вега-12» от «Киева». В комиссионных магазинах иногда встречается монокль на основе клееной линзы-ахромата для пленочных камер среднего и большого формата — Rodenstock Imagon, один из легендарных портретных объективов. С помощью переходника «Имагон» он легко приспосабливается для цифровых зеркальных камер. Несмотря на простоту конструкции, объектив недешев (версия для Hasselblad — более $1000), а пользоваться им сложно. На результаты съемки влияет множество нюансов и условий освещения, вплоть до угла падения света на объект. В комплект входит набор сменных дисков-диафрагм с отверстиями по периферии, которые служат для усиления эффекта свечения.

Объектив Lensbaby 3G© AJ Schroetlin

Гораздо более доступная альтернатива — американский монокль Lensbaby www.lensbabies.ru, единственный новый монокль, который можно купить в фотомагазине. Lensbaby — не простой монокль. Собирающая линза в специальной оправе закреплена на гибкой трубке-«гармошке», что позволяет произвольно манипулировать фокусным расстоянием и получать эффект наклонов и подвижек (tilt & shift). Различные варианты байонета Lensbaby позволяют напрямую использовать его со всеми современными зеркалками. Минимальная дистанция фокусировки составляет около 50 см, но на практике удается добиться вдвое меньшего значения. По цене около 1000 рублей предлагается дополнительная насадка-макролинза.

Вместо традиционной диафрагмы в комплект поставки входит набор из четырех намагниченных колец различного диаметра (f2.8, f4, f5.6, f8), которые устанавливаются на зажим перед линзой, а извлекаются с помощью входящего в комплект устройства Lens Pen (служит также для очистки оптики от грязи). В отличие от лепестковой диафрагмы обеспечивается идеально ровный круг, что дает красивый рисунок размытия. При использовании дополнительных дисков в виде сердца или звезды можно получить в зоне размытия соответствующие узоры, что придаст снимкам еще больше романтизма.

Не очень удобно нажимать на спуск, удерживая пальцами переднюю кромку объектива, чтобы положение тубуса не сместилось. Поэтому при использовании Lensbaby 2.0 рекомендуется установить камеру на штатив. Если такой вариант кажется вам неудобным, то за чуть большую сумму можно приобрести Lensbaby 3G, снабженный системой зажимов-фиксаторов.

Made in Russia

Одним из самых используемых творческих объективов является «рыбий глаз», который позволяет уместить на снимке всю переднюю полусферу пространства (угол зрения 1800). Фишай используется не только для пейзажной фотографии, но и для съемки макро с экстремальной перспективой или необычных жанровых сцен. Можно даже делать портретные снимки, практически вплотную подходя к объекту съемки. Это отличная оптика для творчества, но не универсальная — жалко тратить на нее 12–17 тыс. рублей, что просят за «родной» fisheye.

Для такого объектива использование автофокуса непринципиально, да и разрешающая способность некритична. Приходят на выручку интересные и недорогие объективы российского и белорусского производства:

Объектив Zenitar 2.8 16mm

«МС Зенитар» 2,8/16 — самый дешевый «рыбий глаз». Производится Красногорским заводом. При установке на полноформатные зеркалки обеспечивает угол зрения 1800. МДФ 30 см. Бывает в вариантах для M42 (63 x 49 мм, 310 г), Pentax (61 x 65 мм, 310 г), Nikon (63 x 49 мм, 310 г).

«МС Пеленг 3,5/8A» — производство Белорусского оптико-механического объединения www.belomo.by. Дороже «Зенитара», но имеет более короткое фокусное расстояние, что дает преимущество при установке на цифровые зеркальные камеры. Изображение представляет сферу диаметром 24 мм. МДФ 30 см. 73,5 x 65,5 мм, 400 г. «Пеленг» отличается высоким качеством сборки и просветления, резкостью картинки. Снабжен сменными адаптерами для разных типов крепления (М42, Nikon, Canon EOS).

Из просто широкоугольных «советских» объективов можно обратить внимание на следующие два: * «МС Мир-20M» (М42). Фокусное расстояние 20 мм, светосила f3.5, МДФ 18 см. 78 x 55 мм, 390 г. * «МС Мир-24H» (Nikon). 35 мм, f2, МДФ 25 см. 64 x 61 мм, 340 г.

Первый из этой пары более интересен в плане своих возможностей, но уступает собрату по резкости и цветопередаче.

Значительный интерес представляют портретные объективы, для которых могут оказаться преимуществом традиционные советской оптике светорассеяние и мягкость. Самым знаменитым портретником на М42 является «Гелиос-40–2», имеющий высокую светосилу f/1.5 при фокусном расстоянии 85 мм. Первая версия (хромированная) этого объектива была рассчитана советским оптиком Д. Волосовым в 1950 году и производилась для «Зенитов» с резьбой М39 («Гелиос-40»). В 1975 году появились «Гелиосы» второй серии («черные») для резьбы М42.

«Гелиос-40–2» — крупный объектив (82 x 95 мм, фильтры М67) с массой под 1 кг. Есть даже собственное гнездо для штатива. Несмотря на мощный внешний вид, объектив не отличается высокой разрешающей способностью, плохо держит контровый свет, но благодаря сказочному боке у него есть масса почитателей. За основу «Гелиоса» взят классический «Планар» (6 линз в 4 группах), но для большей светосилы схема была модернизирована: в конструкции есть несколько очень толстых линз, что создает высокий уровень сферических аберраций и сильно падение резкости ближе к краям (почти как у монокля).

Объектив Zenitar 1.7 50mmОбъектив МС Пеленг 3,5/8AОбъектив МС Мир-20

Для владельцев камер Nikon можно обратить внимание на украинского брата «Гелиоса» — «МС Калейнар-5Н». Намного компактнее (63 x 62,5 мм, 380 г), но не отличается высокой светосилой — f/2.8 при фокусном 100 мм. Отзывы о «Калейнаре» весьма противоречивые. При аналогичной светосиле и фокусном расстоянии он уступает старому неавтофокусному Nikkor 105/2.5 Ai с точки зрения рисунка.

На что обратить внимание перед покупкой

При покупке старой оптики следует уделить особое внимание следующим моментам.

  • Физическое состояние объектива (отсутствие люфтов между элементами корпуса, механических повреждений).
  • Царапины на внешней линзе или просветлении намного меньше влияют на качество картинки, чем на цену. Есть смысл купить такой объектив, особенно если в отличном состоянии он слишком дорог. Царапины на задней линзе — это более серьезный повод, чтобы отказаться от покупки.
  • Ход фокусировочного кольца.
  • Работа диафрагмы. У старых объективов, особенно восточногерманских (Carl Zeiss Yena), нередки случаи залипания диафрагмы. Этот дефект поддается ремонту.
  • Тестовые снимки сделать необходимо. Это позволит решить сразу две проблемы: выявить скрытые «болезни» объектива, а заодно принять окончательное решение, нужен ли вам такой объектив.

Если вы покупаете фототехнику на аукционе eBay.de (или eBay.com), критерии ранжированы следующим образом: рейтинг продавца, цена (бойтесь слишком дешевых вариантов), оценка состояния объектива со слов продавца и на основе приложенных к лоту фотографий. Здесь всегда есть риск, но он компенсируется серьезной разницей в цене и максимальной широтой выбора.

Старые мануальные объективы для Canon (в том числе и советские объективы)

Если у Вас появилась новенькая цифрозеркальная камера Canon, или просто захотелось выжать со своей зеркалки Canon максимальное качество картинки и нет денег на очень дорогие профессиональные объективы — на помощь приходит мануальная оптика. В странах, вышедших из бывшего Советского Союза очень популярна советская мануальная оптика.

Мануальные объективы — это объективы с ручной фокусировкой. Обычно под мануальными объективами подразумевают старые объективы. В прежние времена объективы и фотоаппараты не обладали автоматической фокусировкой. Обратите внимание, что советские объективы (вся советская оптика) является мануальной, т.е. не может фокусироваться автоматически. Для работы с мануальным объективом фокусироваться нужно вручную. Этому можно быстро научиться.

Tessar 2,8/50 C.Z.Jena (GERMANY). Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS с чипом.

Как использовать старые мануальные объективы на системе Canon? Очень просто, чтобы установить старый мануальный объектив на камеру Canon нужно узнать под какое крепление (байонет) рассчитан объектив. В основном, типов крепления не так уж много, это старая добрая резьба М42, байонет Н и резьба М39.

Для объективов с резьбой М42 нужен переходник М42 — Canon EOS. Данный переходник накручивается на резьбу объектива, а дальше объектив устанавливается на камеру. Все камеры Canon будут автоматически замерять экспозицию. При чем снимать можно будет в любом режиме камеры, даже в автоматическом, правда, при этом диафрагму нужно будет изменять вручную. Очень удобно пользоваться полуавтоматическим режимом приоритета диафрагмы (Режим AV). При использовании переходника М42 — Canon EOS будет сохранятся возможность фокусировки на бесконечности.

Обычный переходник M42 — Canon EOS без чипа

Внимание 1. При использовании обычного переходника М42 — Canon EOS без чипа на камере не будет работать подтверждения фокусировки. Это означает, что фокусироваться придется полностью «на глаз».

Чтобы решить данную проблему, можно купить переходник с чипом. Чип обычно дает возможность подтверждения фокусировки и «обманывает» камеру, после чего камера думает, что на ней находится родной объектив. Чип еще называется одуванчиком, реже одуванчиком лушникова. В одуванчик можно запрограммировать фокусное расстояние объектива и значения диафрагмы (можно этого и не делать). Потому, в EXIF получаемых изображений будет указаны полностью все параметры объектива (возможно, кроме дистанции фокусировки). Одуванчик можно купить отдельно и присоединить к переходнику или купить сразу переходник с одуванчиком.

Внимание 2. Заданные в одуванчик параметры (зашитые значения фокусного и диафрагмы) практически не влияют на работу подтверждения фокусировки, но влияют на замер экспозиции.

Где купить?

Переходник для объективов с посадочной резьбой M42 для установки их на цифровые резкальные фотоаппараты Canon EOS можно .

Объектив Super-Takumar 1:1.4/50 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

К объективам с посадочной резьбой можно отнести очень и очень много объективов. Для примера — семейство объективов Гелиос-44м-Х, часть объективов Юпитер, часть объективов Индустар и другие. Ярким примером являются объективы Гелиос-44м-2 и Индустар-50-2.

KALIMAR MC 50mm K-90 AUTO 1:1.7 COATED. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника PENTAX K — CANON EOS.

Для объектива с байонетом Н нужно будет пользоваться переходником Nikon mount F — Canon EOS. Да, байонет Н такой же как и у системы Nikon. Точно так существует переходник с одуванчиком и без. Самые популярные объективы с байонетом Н: Гелиос-81Н, МС Зенитар-Н, МС Мир-47Н, Мир-20Н, МС Мир-24Н, Калейнар-5Н, Телеар-Н, МС Гранит-11Н. Обычно имеют букву «Н» в конце названия. Более детально про этот переходник можете почитать .

Советский объектив МС Гелиос-44м-5 на камере Canon EOS 350D Digital. Установка объектива на фотоаппарат осуществлена с помощью переходника M42-Canon EOS без чипа.

Для объективов с резьбой М39 нужно использовать переходник М39-EOS или два переходника М39-М42 и М42 — Canon EOS (рисунок ниже).

Обратите свое внимание, что объективы с резьбой М39 есть от двух типов камер — зеркальных и беззеркальных. Для нормальной работы на системе Canon подходят только объективы от зеркальных камер с резьбой М39, например, такие как Гелиос-44, белый Юпитер-9. Объективы от дальномерных камер можно использовать только в макро режиме, более детально .

Примеры объективов с посадочной резьбой М39

  1. Юпитер-9 85mm f2.0 (зеркальный вариант)
  2. Юпитер-11 135mm F4.0 (зеркальный вариант)
  3. Mir-1 37mm F2.8 (зеркальный вариант)
  4. Телемар-22 200mm F5.6 (зеркальный вариант)
  5. Индустар-26м 50mm F2.8 П (дальномерный вариант)
  6. Юпитер-8 50mm F2.0 (м39, белый, дальномерный)
  7. Юпитер-8 50mm F2.0 П (м39, белый, дальномерный)
  8. Индустар-26м 50mm F2.8 П дальномерный
  9. И-26м 52mm F2.8 дальномерный
  10. Индустар-22 50mm F3,5 П дальномерный

Два переходника M39-M42 и M42 — Canon EOS без чипа

Объективы от Киев-10, Киев-15 «АВТОМАТ»

Объективы с маркировкой «Автомат» от камер Киев-10 и Киев-15 нельзя будет использовать на современных ЦЗК, так как у объективов очень короткий рабочий отрезок. Переходников я не встречал, переточить будет, тоже, сложно.

Внимание 3. При использовании объективов от дальномерных камер под М39 на системе Canon будет потеряна возможность фокусироваться на бесконечности, да и вообще, предел фокусировки будет в нескольких сантиметрах. Это связано с разными рабочими отрезками родной оптики и беззеркальной. Более детально написано в статье советская оптика на Nikon.

Для объективов с байонетом «Б», от среднего формата, нужно переходник Pentacon Six(Киев-60) — Canon EOS. Байонет Б в точности такой же как и Pentacon Six, который имеется у среднеформатных камер Киев-60. Если переходник Pentacon Six — Canon EOS найти сложно, то можно вопспользоваться двумя переходниками — Pentacon Six-М42 и М42-Canon EOS. К объективам с байонетом Б относятся Вега-12Б, Юпитер-36Б, Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8/180 Pentacon Six.

Для объективов с байонетом «B», от среднего формата, нужно использовать два переходника Киев 88/Салют на Pentakon six + Pentacon Six (Киев-60) — Canon EOS. Pentacon SIX еще называют P6 и Pentacon 6.

Внимание 4. Байонет «В» и «Б» — два разных байонета. Часто люди путаю их. Будьте внимательны, при выборе объектива.

Советский объектив Мир-1 на камере Canon EOS

А еще есть очень интересные объективы ССCР со сменным хвостовиком. Обычно, объективы обозначаются с буквой «А» в конце названия. Это означает, что заднюю часть объектива можно менять. Можно установить, например, хвостовик с резьбой М42, либо с креплением Н, какой нужно такой и ставится. Обычно хвостовик крепится с помощью трех стопорных винтов, которые очень просто открутить, а потом закрутить обратно. К таким объективам относится, например, легендарный Юпитер-37А. Чтобы использовать на камере Canon на объектив стоит установить два переходника КП-А\42 + М42 — Canon EOS. Ну, или совсем с извращением КП-А\Н + Nikon mount F — Canon EOS.

Советский объектив Индустар-22 П

И так, установили мы старый объектив на камеру — что делать дальше? При использовании советской оптики на камерах Canon следует всегда помнить, что:

1. Автоматической фокусировки не будет ни на одной камере Canon, даже на самом классном Canon EOS 1DХ. Фокусироваться придется вручную. Без чипа подтверждения фокусировки очень и очень сложно наводиться на резкость, особенно при открытых диафрагмах. Советую сразу обзавестись одуванчиком (чипом).
2. На ряде камер есть режим Live View — он поможет попадать в фокус. Даже если на объективе установлен одуванчик, количество удачных кадров с помощью наводки на резкость с помощью Live View намного выше. Очень удобно масштабировать изображения на Live View для еще более точной наводки на резкость.
3. Некоторые объективы требуют доработки метода управления диафрагмой. Обычно это сводится к тому, что нужно заблокировать механизм моргающей диафрагмы, для того, чтобы диафрагмой можно было управлять вручную.

Какой взыск при пользовании старыми объективами, новые же намного лучше, быстрей и т. д. Вот коротенький ответ:

1. Почти все советские объективы подходят для полнокадровых камер. Как известно, объективы под ФФ намного дороже. Так что при смене кропа на полный кадр, у Вас останется рабочий объектив и на полном кадре. А еще, можно найти объективы от среднего формата, которые даже на ФФ не будут давать виньетирования.
2. Объективы дешевые. Конечно, вопрос спорный, но простенький Гелиос-44м-2 стоит сущие копейки, можно найти за 10 у.е., а картинку он дает очень хорошую. За небольшие деньги можно получить светосильный объектив. Но в связи с бумом на советскую оптику, например, цена на Гелиос-40-2 доходит до 1000 у.е.
3. Старые объективы при правильном использовании, действительно, дают отличный результат картинки, приучают к многим полезным фотографическим вещам. А ради красивой фотографии и работают все камеры и люди.

Два советских объектива, снятых с камеры Зенит

Что для начала можно подобрать из старых объективов?

Меня часто спрашивают, что можно взять из старой советской оптики на Canon, однозначного ответа нет, так как каждый объектив имеет свое собственное предназначения. Выходя из параметров цена/качество я рекомендую следующие объективы:

  1. Гелиос-44 или любая другая его модификация. На камерах APS-C Canon будет работать как отличный портретник. Объектив имеет отличную резкость, высокую светосилу и легендарное крученое боке. Я рекомендую Гелиос-44 либо любой Гелиос-44М-Х как первый советский объектив на ЦЗК Canon.
  2. Индустар-50 — просто хороший резкий полтинник, наверно, самый дешевый и доступный советский объектив и в то же время интересен в использовании.
  3. Юпитер-9 (любой его вариант). Чудесный портретник и на полном кадре и на кропе.
  4. Юпитер-37А. Чудесный портретник. Легко найти. На APS-C Canon не совсем удобно управляться.
  5. Юпитер-21А или его брат Юпитер-21М. Отличный телевик. Позволит дотянуться до удаленных предметов.
  6. Вега-12Б. Отличный портретник.
  7. Гранит-11Н (Zoom Arsat 80-200). Зум-телевик. Удобный в использовании. Легко найти.
  8. Калейнар-5Н. Очень резкий короткий телевик.
  9. Индустар-61 ЛЗ. Очень резкий полтинник, удобен для съемки мелких предметов, при использовании макро колец может обеспечить отличное макро. Один из лучших объективов Советского Союза.
  10. Зенитар-М 50mm F1.7, хороший резкий полтинник
  11. МС Гелиос-77м-4 или его брат МС Гелиос-77м
  12. Волна-3 80mm F2.8 МС отличный портретник

Вывод:

На современных цифрозеркальных камерах Canon можно без проблем использовать старые советские объективы, а также любые другие старые мануальные объективы. Чаще всего, чтобы установить объектив на камеру Canon, будет достаточно одного переходника.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.