Стартовые ракетные комплексы

Конструкция

РН «Союз-2» на площадке (стартовом комплексе) № 31 космодрома «Байконур»

Ракета-носитель по железнодорожным или автодорожным подъездным путям доставляется и устанавливается в вертикальном положении на пусковом столе (стартовой платформе), под которым после включения двигательных установок ракеты может находиться газоотводный канал с газоотражателем, выдерживающий температуру и давление отходящих во время старта газов. Для вертикальной установки ракеты обычно используются портальные краны или домкраты в составе стартового комплекса или устройства транспортировки ракеты.

Предполетное обслуживание ракеты-носителя может осуществляться при помощи башни обслуживания, которая устанавливается вплотную к ракете-носителю на пусковом столе (рабочие площадки башни обслуживания соединены лестницами и/или лифтом) и обеспечивает доступ практически к любому узлу ракеты-носителя (летательного аппарата), во время старта (за короткое время до старта) башня обслуживания, как правило, отклоняется (или отводится) от ракеты-носителя.

Технологические фермы (башни) обеспечивают жёсткое закрепление ракеты в вертикальном положении до момента старта, а в момент старта отсоединяются (отклоняются) от ракеты под действием оной. Подземные коммуникации обеспечивают подачу компонентов топлива (горючего и окислителя) на стартовую позицию, где с помощью заправочных кабель-мачт производится заливка в баки ракеты-носителя. При использовании криогенного топлива — жидкого водорода и кислорода — в составе стартового комплекса необходима установка по производству этих компонентов (вследствие их постоянного испарения).

С помощью кабель-мачт, к бортовым разъёмам комплекса ракета-носитель/летательный аппарат подсоединяются разъёмы подачи электроэнергии, наземных систем автоматизированного контроля и управления стартом. Кабель-мачты автоматически отсоединяются от комплекса ракета-носитель/летательный аппарат при старте.

Большие объёмы воды в башнях на стартовом комплексе часто используются, чтобы заглушить звуковые волны при старте, а также могут быть использованы в системе аварийного пожаротушения.

> См. также

  • Боевой железнодорожный ракетный комплекс
  • Стартовый комплекс космического центра Кеннеди

> Ссылки

  • Стартовые ракетные комплексы
  • Морской стартовый ракетный комплекс

Транспортирование ракет и боеприпасов

514. Общие вопросы транспортирования ракет и боеприпасов изложены в ст. 78 настоящего Руководства.

Транспортирование ракет включает: подготовку ракет к перевозке, проведение ПРР и перевозку ракет разрешенными видами транспортных средств.

Ракеты могут транспортироваться:

автомобильным транспортом (штатными автотранспортными средствами, машинами НХН);

железнодорожным транспортом (в вагонах собственности Министерства обороны, в вагонах, полувагонах, платформах МПС);

воздушным транспортом (самолетами, вертолетами военно-транспортной авиации);

морским, внутренним водным транспортом.

515. Транспортирование ракет производится в строгом соответствии с приказами, устанавливающими правила перевозок разрядных грузов автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом, требованиями ЭД и других руководящих документов.

При погрузке (выгрузке, перегрузке) ракет в автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный транспорт необходимо дополнительно руководствоваться специальными инструкциями по транспортированию ракет этими видами транспорта.

Применяемое при транспортировании оборудование должно быть исправно, иметь правильно оформленную сопроводительную документацию, а грузоподъемные (грузозахватные) средства, кроме того, должны быть освидетельствованы.

Данные о транспортировании ракет в пределах технической территории воинской части (соединения) в целях подачи на регламентные работы, смены мест хранения не учитываются и в формуляры (паспорта) на ракеты не заносятся.

516. Транспортирование ракет автомобильным транспортом производится на автомобильных средствах специального назначения (ТМ, ТЗМ, ПУ, грунтовых тележках) и машинах народно-хозяйственного назначения (НХН).

В колонну, перевозящую ракеты, заправленные компонентами топлива, включаются подготовленные к работе обмывочно-нейтрализационные машины.

Транспортирование ракет во всех случаях производится в сопровождении вооруженной охраны, караула, численность которой определяется в зависимости от количества ракет, дальности перевозки и сложности маршрута.

К управлению транспортными средствами допускаются водители, имеющие право управлять автотранспортом данной категории и прошедшие специальную подготовку.

Для транспортирования ракет кроме штатных транспортных средств могут использоваться автомобили, автопоезда НXH. Марки автомобилей (автопоездов), схемы крепления и загрузки для каждой номенклатуры ракет приведены в ЭД.

517. Для транспортирования ракет железнодорожным транспортом используются четырехосные вагоны, полувагоны, платформы МПС (далее по тексту вагоны), вагоны 9Т62, 9Т62НП, 9Т63 и 9Т610 собственности МО РФ.

Запрещается транспортирование ракет в вагонах совместно с другими грузами.

Возврат вагонов собственности МО РФ производится только воинскими транспортами в адреса и в сроки согласно нарядам ГРАУ МО РФ (службы РАВ военного округа).

Возврат вагонов МПС производится в сроки, установленные договором между воинской частью (соединением) и закрепленной железнодорожной станцией.

Для транспортирования ракет используются технически исправные и укомплектованные вагоны, своевременно прошедшие заводской и деповский ремонты.

Для погрузки (выгрузки) ракет в железнодорожные вагоны необходимо предусматривать прямолинейные участки железнодорожного пути из расчета 50 м на вагон, в который производится погрузка (выгрузка). В месте проведения ПРР на железнодорожном пути допускается уклон не более 0,002. Величина уклона указывается в паспорте на железнодорожный путь.

Вагоны во время погрузки (выгрузки) ракет должны быть заторможены.

Перед началом и после окончания ПРР вагоны осматриваются руководителем работ.

После погрузки ракет полувагоны МПС закрываются крышей. Крыша полувагонов, двери, люки, створки вагонов, полувагонов пломбируются. Оттиски пломб указываются в перевозочных документах.

На борта вагонов в случае отсутствия наносятся надписи с указанием на недопустимость толчков, спуска с горок и резкого торможения, а в перевозочных документах указывается разряд груза.

На сформированный транспорт оформляются документы установленным порядком, и он сдастся под охрану воинскому караулу.

Разрешается транспортирование железнодорожным транспортом ракет класса «земля-воздух» в заправленном состоянии в контейнерах или без них.

Заправленные ракеты класса «земля-воздух» в контейнерах перевозится в вагонах 9Т62, 9Т62НП, 9Т63, 9Т610 собственности МО РФ и полувагонах МПС.

Заправленные ракеты класса «земля-воздух» без контейнеров транспортируются на платформах МПС в составе транспортных машин.

Транспортирование заправленных ракет класса «земля-воздух» железнодорожным транспортом во всех случаях производится только с сопровождающим (сдатчиком).

518. Транспортирование ракет воздушным транспортом производится самолетами (вертолетами) военно-транспортной авиации ВВС.

Авиатранспорт должен быть подготовлен к транспортированию ракет согласно действующим документам по инженерно-авиационной службе ВВС и укомплектован такелажно-швартовочным оборудованием в соответствии с ведомостью комплектации самолета (вертолета). За подготовку самолета (вертолета) к погрузке (выгрузке) ракет, а также за правильность погрузки (выгрузки) ракет в самолет (вертолет), их крепление и своевременную доставку к месту назначения несет ответственность командир экипажа самолета (вертолета). Экипаж, участвующий в работах с ракетами, должен пройти инструктаж по правилам проведения работ с ракетами.

За подготовку ракет к погрузке в самолет (вертолет), доставку ракет на аэродром (вертолетную площадку), охрану, соблюдение секретности, мер ПД ИТР при проведении ПРР в месте вылета (месте назначения) несет ответственность командир воинской части (соединения) отправителя (получателя) ракет.

519. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться на охраняемой территории (охраняемых участках местности) по возможности в условиях, ограничивающих визуальное наблюдение, или в темное время суток для обеспечения скрытности проводимых работ. В ночное время пункт погрузки (выгрузки) освещается светомаскировочным освещением.

При проведении ПРР с ракетами, заправленными компонентами топлива на пункте проведения ПРР размещаются санитарный автомобиль и подвижные средства пожаротушения, полностью укомплектованные и готовые к работе. Расчеты подвижных средств пожаротушения к проведению ПРР не привлекаются, находятся в постоянной готовности к работе.

Погрузочно-разгрузочные работы с ракетами производятся штатными автомобильными кранами, а также другими грузоподъемными средствами (мостовыми, козловыми кранами и т. п.), технические характеристики которых удовлетворяют требованиям ЭД на конкретную номенклатуру ракет. Все применяемые для ПРР грузоподъемные средства должны иметь два тормоза, действующих независимо.

Грузоподъемные средства, грузозахватные приспособления, такелажное оборудование перед началом работ должны быть осмотрены руководителем ПРР, а грузоподъемные средства (краны) дополнительно проверены на функционирование.

При подъеме и перемещении ракет необходимо производить строповку за все строповочные узлы, предотвращая разворот и раскачивание груза. Груз должен находиться в горизонтальном положении.

520. Запрещается проводить ПРР под линиями электропередач, а также на расстоянии ближе 30 м к ним без наряда-допуска. На электрифицированных железнодорожных путях запрещается проведение ПРР без предварительного отключения контактной сети.

При проведении ПРР первый заметивший опасную обстановку для личного состава или опасность повреждения ракеты должен подать команду «Стоп». По этой команде всему личному составу немедленно прекратить работу, а крановщику прекратить маневрирование стрелой крана и грузом. Возобновление работ производится только по устранению опасности, по команде руководителя работ.

В процессе проведения ПРР запрещается:

использовать неисправные грузоподъемные средства, а также средства, у которых истек срок очередного технического освидетельствования;

проводить работы без команды руководителя работ;

находиться под грузом или стрелой крана;

проводить ремонт грузоподъемных средств, находящихся под нагрузкой;

производить одновременно подъем (опускание) груза, стрелы крана, поворот крана.

Глава VII

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1840 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте: