Сравнение шлемов виртуальной реальности
Содержание
- С чего я вообще решил обновиться?
- Первые впечатления и настройка
- По поводу моих предыдущих сравнений с DK2 и представлений о CV1
- Стоит ли обновляться на Oculus CV1
- Про Oculus Go и WMR-шлемы, или на что еще можно обновиться
- Oculus Rift CV1 — обзор на классический девайс
- Характеристики и системные требования
- Внешний вид
- Настройка и использование
- Перспективы и средняя цена устройства
- Где брать контент?
- Отзывы
- Как выбрать шлем виртуальной реальности?
- По каким параметрам выбирать шлем виртуальной реальности?
- Oculus Rift
- HTC Vive
- Sony PlayStation VR
С чего я вообще решил обновиться?
В самом деле, я неоднократно писал, что связка DK2 + гидры дает нам почти всё, что есть сегодня в VR — компьютерный трекинг, позиционное отслеживание, работу во всех современных VR-играх + руки. Само собой, это если не брать глюки совместимости, про которые я так же писал, вроде того, где гидры не видятся игрой или не совсем корректно работают. Что же изменилось?
Так получилось, что в конце декабря 2017-го мне удалось посетить местный VR-клуб «Трон», который у нас в Брянске работает уже больше года.
Фишка в том, что из «больших» шлемов до этого времени я видел только DK2 и Pimax 4K, и конечно, мне было очень интересно, за что же хотят столько денег разработчики, и так ли круче эти новые шлемы, которые сегодня в тренде. Может быть, действительно имеет смысл подумать об обновлении и DK2 — это уже палеозой, который не актуален вовсе? Сходил и посмотрел.
Про Vive
Первое, что я попробовал в клубе — это Vive. Запустили «Аризону», одел шлем, взял контроллеры — стремные, большие и неудобные. Хотя, ясно, что можно привыкнуть. Сетка видна, как мне показалось, на уровне DK2, чему я был сильно удивлен. И за это народ отдавал 60к? Я не был впечатлен…
VR комплект Vive
Про PS VR
Его так же попробовал. Про сетку не скажу, ибо запустили Бетмена, где темно, и нифига не видно. Но сразу не понравилась сама посадка шлема, эта непонятная неудобная резинка + старые добрые мувы, которые используются в качестве контроллеров. Не скажу, что они дрожат, но, во-первых, они неудобные, во-вторых, тут нет стиков, как на них ходить локомоушен, я не знаю. Не говоря о том, что для PS VR нужна еще и ps4, которой у меня так же нет.
Комплект PS VR
Про Oculus CV1
Посмотрел я и на новый Oculus с тачами. Запустили «Robo Recall», шлем показался тугим, но его можно регулировать. Взял в руки тачи — вот оно, счастье! Мелкие, удобные контроллеры, интуитивно понятные, а не монтры от Vive. Сетка показалась значительно меньше, чем у того же Vive, хотя, разрешение у них одинаковое. Как так выходит — не знаю, но факт. С картинкой и отслеживанием всё так же замечательно.
Про себя решил, если и стоит обновляться, то только на Oculus… надо сказать, что он меня действительно впечатлил)
Первые впечатления и настройка
С самого начала были большие сомнения в том, что CV1 у меня заведется, как надо. Во-первых, достаточно старое железо, даже несмотря на последние обновления, во-вторых, ни одного юсб 3.0, которые вроде как необходимы для работы шлема. По факту оказалось, что всё ок, шлем подцепился, сразу определился виндой и окулус-хомом, что меня удивило.
Более того, если на DK2 у меня не определялся сенсор в хоме, но по факту работал, то тут увиделось всё, без всяких колесиков загрузки:
Всё определилось замечательно
Потом с форума я узнал, что наоборот, Oculus Rift CV1 рекомендуют подключать через юсб 2.0 — так глюков меньше
Далее — настройка шлема и рабочей области. В итоге я отключил эту защитную сетку, потому что у меня маленькая зона — где-то два на полтора метра, и ее становится слишком часто видно в играх, что весьма раздражает.
Уродство какое-то получилось (с)
И конечно, вау-эффект, даже просто после настройки комнаты, когда врубился звук в наушниках и всё утонуло в этой синеве, и остались только камеры, и твои руки. Я даже сначала подумал, что сетки вобще нет, но она, конечно заметна, это я понял позже.
А вот что было внутри коробки
Дальше я переиграл «Первый контакт» и уже тут понял, как круто, когда руки не привязаны к проводам и к базе и не трясутся на удалении от нее. Потом был «Robo Recall»… который я до сих пор не прошел, потому что там «ну дебильное же управление телепортами и поворотами»!
Про бесплатные игры
Кстати, бывший хозяин без проблем перенес те самые шесть бесплатных игр на мой акаунт, точнее — в своем акаунте он сменил мыло на мое и таким образом я получил бесплатный доступ вот к этому:
- Toybox
- Quill
- Robo Recall
- Dead and Buried
- Oculus Medium
- Lucky’s Tale
Robo Recall вполне себе годный, Lucky’s Tale я и раньше видел + он вобще-то бесплатный, странно, что он в этом списке, ну и хвалят еще Dead and Buried, но всё никак не скачаю. Остальное там что-то непонятное.
По поводу моих предыдущих сравнений с DK2 и представлений о CV1
Вернемся к той статье, где я говорил, что и с DK2 и всё хорошо, нафига переплачивать?
Актуальность
Хотя, и в DK2 я пока не встретил игр, которые бы не работали — но на форуме Окулуса сами разработчики говорят, чтобы покупали CV1. Да, я писал на 4PDA, что у меня не заработал в DK2 Хом 2.0 (который Dash), но, как потом оказалось, когда я обновил его для CV1 — там тоже не было виртуального окружения. Я даже решил, что из-за моего старого компа новый Хом мне просто не доступен, а на самом деле — эти окружения нужно было просто включить в меню. То есть, вероятнее всего, оно и на DK2 будет работать. В любом случае, CV1 будет поддерживаться дольше.
Сетка
На самом деле, разрешение в CV1 не сильно выше, чем в DK2, всего 2160*1200 против Full HD, из чего я всегда делал вывод, что разница в восприятии пискелей будет незначительной. На самом деле, разница есть, и она немалая. Я бы сравнил картинку в CV1 с тем, что видел в Пимаксе версии 2к, то есть — ее конечно, видно, но мешает она уже куда меньше. Если я в DK2 к ней привык, то в CV1 это вобще практически не мешает. Сравнение сеток в разных шлемах, спасибо Fuel:
Говорят, что такой эффект достигается за счет более удачного расположения пикселей у CV1 и какого-то фильтра, который вроде чуть мылит картинку, но при этом скрывает пиксели.
Разбирать и проверять, что там внутри — я не стал.
90 Гц и вот это всё
Мне сложно тут что-то сказать, ибо и в DK2 с его 75 Гц вполне себе комфортно. Но, стоит отметить технологию ASW у Oculus, которая работает только с CV1. Суть в том, что, когда видюха не может вытянуть честные 90 FPS, Oculus начинает вытягивать из нее 45 FPS и удваивать их самостоятельно. В подробности я не вдавался, но как-то так. Что это дает?
Например, в том же Евротреке я катался на максимальных настройках в DK2 — временами были тормоза. В новом Окулусе после перестановки игры вроде как настройки слетели и я какое-то время катался на средних походу, или около того — картинка так же дергалась, что логично, ведь CV1 должен быть требовательнее к железу. И вот, по приколу я снова выкрутил настройки на «ультра» — и офигел. Ибо — дерганья пропали и картинка стала очень реалистичной! Хотя, эффект должен был быть как раз обратном. Таким образом и работает ASW. Видюху стали насиловать не на 75 FPS, а всего на 45…
Встроенные наушники
Не ахти какая важная фича, всегда можно и свои сверху одеть, но в CV1 они оказались действительно удобными. Точнее, наушники-то обычные, а вот регулировка очень удобная. И под разным углом можно направить, и по высоте отрегулировать. Ну и сразу погружение в игру. В целом, у меня был OYO Y4, там тоже было встроенные уши и это удобно.
Собственно, тачи
Нет, тачи сами по себе, конечно, крутые и удобные, но дело даже не в этом. Дело в том, что они не привязаны к базе и к проводам и это очень круто! Это открывает доступ к динамическим играм, в которые нельзя было играть на гидрах, например, тот же настольный теннис — с гидрами нереально в него играть.
Добавим сюда всякие активные шутеры, вроде того же Серьезного Сема. Не, в него и на гидрах можно, но банально неудобно. А если взять какую-нить РавДату или Саренто VR, где тебе надо крутиться во все стороны — вот тут ты понимаешь всю прелесть и свободу беспроводных контроллеров! По сути, тачи открыли мне еще кучу игр, в которые либо я вобще не играл, либо даже не смотрел в их сторону.
Oculus Touch
Софт и совместимость с CV1
Работает всё, что я видел и пробовал. В отличие от связки дк2+гидры, где часто бывали глюки и гидры вели себя неадекватно, тут всё ок. Есть игры, где в принципе нет поддержки тачей, но это или какие-то симуляторы вроде гонок, или что-то подобное, где они и не нужны, например, многие видео-плееры не поддерживают тачи, там с геймпада надо рулить.
Провод в 4 метра длиной
Чего мне более, чем достаточно, чтоб стоять посередине комнаты и ходить в разные стороны. На DK2 там три метра, и уже сложно отойти далеко от ПК. Хотя, казалось бы, такая мелочь — просто добавьте метр провода. Только теперь я смотрю фильмы в шлеме не сидя перед компом, а сидя в удобном кресле)
Стоит ли обновляться на Oculus CV1
Если у вас что-то вроде моей связки дк2+гидры или вобще телефоны — определенно. Тот комфорт, удобство и удовольствие, которые мы получаем, стоят эти 25к.
Плюсы CV1 с тачами:
- сетка уже практически не мешает;
- совместимость со всеми современными VR-играми, в том числе, требующими контроллеры;
- минимум глюков с софтом и настройкой (хотя, если читать тот же 4пда, кому-то везет меньше);
- удобство использования;
- минимум глюков в играх — всё работает, как и задумано, а многие игры и вовсе имеют Oculus-версию с поддержкой тачей;
- свободные руки и по-настоящему удобные контроллеры, к которым сразу привыкаешь;
- устройство, которое будет поддерживаться еще несколько лет, ибо, про новые пк-шлемы в Oculus пока что молчат.
Какие претензии у меня есть к CV1? На самом деле, я бы сказал, что на текущий момент — это идеальный шлем, по крайней мере, для того состояния развития VR, в котором мы находимся. Но если всё-таки подумать…
Минусы Oculus CV1
- сетка, она всё еще заметна, ждем разрешение 4к+;
- провод, иногда он мешается — ждем беспроводных решений;
- шлем несколько греется, даже когда находится в режиме ожидания и просто подключен к ПК. Не скажу, что это плохо, но народ на форуме иногда жалуется.
- «эффект водолазной маски» — куда ж без него. Но еще нет ни одного шлема, который бы мог от него избавиться.
- не слишком удобная родная прокладка для лица, + следы на лице после игры — но опять же, это уже придирки. На Али продаются другие подкладки, как замызгается эта — надо будет заказать получше, ибо там, чтобы заменить родную — придется ее с корнем вырывать…
- ценник. Всё-таки не каждый способен выкинуть 25к+ на развлечения.
- относительно мощный комп, который будет всё это тянуть. Хотя, при текущей конфигуркции своего железа я пока вобще не думаю насчет обновления.
- двух камер может не хватать для трекинга на 360 градусов. На самом деле, народ играет и так, но у меня они стоят рядом, потому, если повернуться к ним спиной вообще, то тачи начинают теряться, но такое редко бывает. Тут — или докупить третью камеру, или просто переставить эти две, но пока итак вроде нормально в целом.
- эти две камеры для трекинга надо еще где-то расположить, не у всех может быть место;
Вроде больше ничего на ум не приходит…
Про Oculus Go и WMR-шлемы, или на что еще можно обновиться
Большая классификация VR шлемов на июнь 2018
«Гошку» я думал, может, взять под фильмы, там же экран 2к + беспроводной он. А теперь все фильмы я смотрю в CV1, причем, не думаю, что на глаз будет сильно видна разница между 2к и тем, что в CV1. Как я уже писал, тут я вижу сетку на уровне Пимакса 2к-версии… да и провод теперь длинный, с ним без проблем можно в кресле сидеть, так что Го — нафиг нужен.
WMR-шлемы интереснее, по крайней мере, ценой. Со скидками народ умудрялся заказывать по 200 баксов с контроллерами + 50 баксов за доставку. Это примерно 15к на рубли + там экраны 2к и не надо камер для трекинга. Кому-то это плюс. Но это упрощение порождает две проблемы:
- контроллеры у WMR шлемов любят дрожать, как только камеры шлема их не видят — и это многие подтверждают;
- вся система достаточно сильно зависит от освещения и плохо работает в темноте + могут быть проблемы с позиционным отслеживанием, если в комнате часто перемещаются вещи или мебель, потому что позиционка там завязана как раз на сканировании комнаты.
Эти две проблемы и есть то слабое место WMR, из-за которого я бы не стал их брать, тем более, имея на руках CV1. Но, если для вас критична эта разница в цене — лучше смотреть в сторону WMR…
Oculus Rift CV1 — обзор на классический девайс
Виртуальная реальность не первый год будоражит умы как футуристов, так и обычных людей. Технология, позволяющая полностью погрузиться в другой мир всегда была целью развлекательной индустрии и с 80-х годов начались попытки реализовать нечто подобное на текущем наборе технологий.
Последняя по времени попытка была запущена компанией Oculus в 2012 году, а с лета 2013 появилась первая версия устройства для разработчиков (Developer Kit 1). Устройство прошло долгий путь устранения проблем с рассинхроном и технических неполадок, совершенствовало конструкцию. В 2014 году был выпушен комплект DK2, лишенный большинства детских болезней, окончательно доводка Oculus Rift завершилась в начале 2016 года с выпуском потребительской версии CV1.
Развитие проекта на этом не закончилось — в начале мая 2018 года компания выпустила новые очки виртуальной реальности Oculus Go. Эти очки реализуют совсем другую концепцию мобильной VR-гарнитуры: они не требуют подключения к компьютеру, стоят в районе 200 долларов, не нуждаются в проводах и могут работать на заряде аккумулятора несколько часов.
По сути это переосмысление кустарных поделок вроде Google Cardboard, предлагавших сделать свой шлем из дешевого смартфона и коробки. Oculus Go не дает такого же качества картинки или возможностей, как Oculus Rift CV1, но это устройство сейчас одно из самых популярных в сегменте VR-гарнитур, поэтому по ходу статьи они будут часто сравниваться друг с другом.
Характеристики и системные требования
Для начала сравним характеристики трех основных моделей линейки Rift: DK1, DK2, CV1 в виде таблицы. Помимо DK1-2 разработчики получили и третью версию с кодовым названием Crescent Bay, но она уже мало чем отличалась от релизной модели и поэтому не включена в список.
Oculus Rift |
|||
Разрешение (на глаз) |
640*480 |
960*1080 |
1080*1200 |
Матрица |
|||
Обновление экрана |
До 60 Гц |
До 75 Гц |
До 90 Гц |
Угол обзора |
|||
Трекер движения |
240 Гц |
1000 Гц |
1000 Гц |
Вес, грамм |
В потребительской версии также добавились инфракрасные датчики вдобавок к гироскопу, акселерометру и магнитометру. Время отклика было сокращено до 3 миллисекунд, что устраняет проблемы с вестибулярной системой и тошнотой, появляющейся из-за заметной задержки отклика на первых моделях. CV1 также обзавелась джойстиком Oculus Touch, связывающимся с очками по радиоканалу.
Важно! Устройство перекладывает основную нагрузку на процессор и видеокарту компьютера, поэтому помимо самого Oculus Rift потребуется мощный игровой компьютер.
Стандартная комплектация
На Youtube выложены сотни, если не тысячи видео по распаковке и подключению CV1. Просмотреть комплектующие и сам шлем детально вы можете, например, в этом обзоре.
В комплектацию устройства входит гарнитура с микрофоном связи, пульт управления, сенсор и геймпад XBOX One. Помимо этого в коробке можно найти USB и HDMI-шнуры, удлинитель, адаптер, инструкцию и гарантийный талон.
Все комплектующие выполнены в одном цвете, без излишних украшательств или деталей.
Внешний вид
Дизайн шлема задал стандарт для устройств подобного рода, так что ничего нового или удивительного вы не найдете. Экраны крепятся в закрытой с одной стороны маске, которую можно подогнать под размер головы благодаря системе креплений. Три ремня, зафиксированных в одной точке на затылке снижают нагрузку на шею и плотно фиксируют гарнитуру.
Несмотря на то, что сам шлем очень легкий — меньше 500 грамм — инженеры Oculus не поленились и сделали все для того, чтобы пользоваться им можно было как можно дольше. Устройство окантовано мягким полимером для повышения удобства пользования.
Одноцветный матовый дизайн и внешний вид устройства без как-либо украшений громко заявляет о его молодости. Гарнитура скорее похожа на прототип нового устройства, чем на действующий гаджет, особенно если вспомнить модели от HTC или Самсунга. Не могу сказать, плюс это или минус — части пользователей понравится минималистичный дизайн, другая будет недовольна, желая получить за свои деньги нечто большее.
В целом, Facebook решил пойти по пути Apple, попытавшись сыграть на простоте и элегантности формы, а единственным украшением устройства стала матовая поверхность. Получилось ли у них? Скорее нет, чем да.
Настройка и использование
В первую очередь необходимо настроить компьютер для использования гарнитуры. Скачайте программное обеспечение с официального сайта компании
https://www.oculus.com/download_app/?id=1582076955407037
и установите его на ПК. Это позволит компьютеру правильно определить устройство и задействовать набор программ для работы с ним. В процессе закачки и установки стоит зарегистрировать профиль Oculus – это позволит делать покупки в специальном магазине, добавлять и взаимодействовать с друзьями.
Далее шлем подключается тремя шнурами: два от наушников и сенсора слежения в USB-разъемы, еще один через HDMI-разъем к видеокарте. С этого момента Oculus фактически готов к работе. Запустите одну из демо-игр или любое видео на выбор, чтобы откалибровать линзы под особенности вашего зрения.
Для использования шлема в качестве игрового устройства, стоит заранее уточнить, поддерживают ли интересующие игры такую возможность. Проще всего это сделать, посмотрев профиль игры в одном из крупных онлайн-магазинов игр Steam, Origin или Uplay. Нужные будут отмечены тегом VR или Virtual Reality. Помимо этого, может потребоваться настройка управления внутри самой игры.
Для улучшенного взаимодействия с объектами в комплекте могут продаваться контроллеры Oculus Touch, способный определять изменение положения рук. Датчики Touch позволяют манипулировать предметами в виртуальном мире, предлагая новый уровень погружения.
Перспективы и средняя цена устройства
К сожалению, релиз Oculus не сыскал той популярности, которую ему пророчили в 2012 году. Этому было несколько причин.
-
Очки слишком долго шли к релизу. Все желающие уже успели попробовать, заказав версии «для разработчиков», остальные решили подождать падения цены или появления нового контента.
-
Конкуренты. В 2014 году Google предоставил на конференции вроде бы забавную картонную коробку, которую можно вырезать дома бесплатно и получить суррогат VR-гарнитуры из смартфона ценой 150-200 долларов. Это отсекло огромный пласт целевой аудитории со средним и низким достатком. Помимо Google, свои шлемы выпустили гиганты Sony и HTC, чуть позже — Xiaomi.
-
Стоимость. На момент выпуска устройство требовало hi-end видеокарту и процессор, что в общей сложности поднимало цену далеко зха тысячи долларов. Конечно, у геймеров уже были мощные игровые компьютеры, но проблема в том, что Цукерберг называл Окулус устройством, которое станет новым шагом в индустрии развлечений, для широкого круга людей. Оказалось, что не все готовы платить такие деньги за то, что можно вырезать из коробки.
-
Малое количество контента. Несмотря на выход ДК пять лет назад, многие разработчики просто не понимаюм, зачем им нужен этот VR и что с ним делать. Количество и качество контента постепенно увеличивается, но в 2016 все было совсем нехорошо.
Несмотря на то, что текущий владелец компании Oculus Марк Цукерберг позиционирует очки как новый шаг в компьютерных технологиях, на сегодняшний день основные пользователи технологии — геймеры. Видеоконтент для VR-гарнитур существует, но он сильно специфичен. 3D-видео с концертов снимается очень редко и на данный момент служит, скорее, демонстрацией самой возможности почти живого присутствия.
Сочетание этих факторов сделало один из самых ожидаемых проектов в истории IT нишевым продуктом. Стоимость постепенно начала падать: на май 2018 она составляет около 400 долларов. Крупные российские магазины (Мвидео, Эльдорадо) перестали продавать CV1 из-за низкого спроса: брать очки придется в интернет-магазине. Яндекс.Маркет показывает среднюю стоимость на гаджет в районе 35 тысяч рублей;
Где брать контент?
Покупать VR-гарнитуру без использования специального контента бессмысленно: играть в игры без специальной поддержки немногим проще, чем стрелять в шутерах с рулем и педалями, а просмотр видео без возможности повернуть экран движением головы вызывает головокружение. Предлагаем вам список основным сервисов, создающих, накапливающих и торгующих контентом для виртуальной реальности.
Google Daydream — https://vr.google.com/daydream
Попытка Гугла создать очередной стандарт в IT, на этот раз в виртуальной реальности. Daydream – набор игр, фильмов, видео и других возможностей, работающих со всеми вариантами VR-гарнитур. Проект был создан как логическое продолжение идеи Cardboard, получил поддержку как многих производителей техники (Samsung, HTC, LG, Xiaomi, ASUS), так и разработчиков приложений.
Youtube — https://www.youtube.com/channel/UCzuqhhs6NWbgTzMuM09WKDQ
Ютуб предоставил поддержку 360-видео одним из первых, в марте 2015 года. Подобные видео позволяют управлять направлением камеры движением головы, что создает эффект присутствия на крупных концертах или событиях. В 2016 году сайт объявил о поддержке 360-стриминга, а также обработке 4K-видео. Найти лучшие работы можно на официальном канале Youtube или в поиске с использованием слова VR.
Steam — https://store.steampowered.com/vr/
Крупнейший дистрибьютор видеоигр в мире, Steam одним из первых начал добавлять игры с поддержкой VR в ассортимент магазина. В разделе «Виртуальная реальность» сайта на 2018 год находится около тысячи игр и их число постоянно растет. Серьезность компании в выбранном направлении подтвердил релиз в конце 2017 года нового контроллера SteamVR Input. Сервис станет отличным выбором как для пробы бесплатных VR-игр, так и для глубокого погружения в симуляторы, шутеры и аркады.
Отзывы
В целом отзывы о модели положительные. Пользователи отмечают отличную работу специалистов Oculus и любовь к деталям — в отличие от дешевых гарнитур, у CV1 ничего не мешает и не болтается, устройство работает без подтормаживаний, ошибок и других нареканий. На сегодняшний день Oculus Rift CV1 – лучшая возможность качественно, с головой погрузиться в другую реальность.
В минусах — общая сырость работы. Концепт подключения к компьютеру несколькими проводами не оправдал себя, победила мобильность и дешевизна. Все больше VR-гаджетов строятся на мобильной архитектуре, жертвуя качеством картинки, мощностью и временем автономной работы, взамен получая свободу передвижения и отсутствие проводов.
Недавно вышедший Oculus Go уже стал однозначным хитом, тогда как Rift больше оценивали как «отличная штука, конечно, но я лучше подожду еще пару лет».Необходимость иметь видеокарту уровня GTX 1070 и выше также отпугнула многих покупателей.
Что в остатке? Отличное, мощное устройство, которое из-за особенностей рынка не смогло стать хитом. Если у вас уже есть мощный игровой компьютер и вы задумываетесь о покупке VR-гарнитуры для игровой комнаты, Oculus Rift CV станет лучшим вариантом из возможных. Компьютера нет или вы берете устройство не для игр, а для просмотра видео лежа на диване? Стоит обратить внимание на другую модель.
Подписывайтесь на наш Telegram Метки: Oculus, Oculus Rift, Oculus Touch, VR-статьи, VR-шлем, Аксессуары, Обзоры, Устройства
Как выбрать шлем виртуальной реальности?
Виртуальная реальность… Мечта нескольких поколений. Яркий атрибут будущего в научно-фантастических книгах, фильмах, компьютерных играх.
В восприятии многих виртуальная реальность – это таинственная технология, которая позволит путешествовать по невиданным мирам, отправляться в незабываемые приключения, умирать и оживать заново. С помощью VR люди с ограниченными возможностями смогли бы увидеть мир, не выходя из дома. А, может быть, и прожить другую жизнь, счастливую, интересную, полную возможностей. Сразу приходят на ум модные сегодня фильмы — антиутопии, в которых подобные технологии полностью изменили мир будущего…
Ну да ладно, хватит фантазий. Ведь сегодня VR – это не просто выдумка писателей и сценаристов. Технология виртуальной реальности наконец-то обрела жизнь, а доступ к ней с середины 2010-х получили все желающие. Нет-нет, это не очередная «замануха», какая была лет 20 назад, когда VR-шлемы вроде бы появились, но технологии были не те, возможностей для полноценного погружения в виртуальный мир не хватало. Сегодня же у каждого есть шанс испытать эффект глубокого погружения благодаря новому поколению шлемов виртуальной реальности.
Для чего они нужны? Конечно же для просмотра фильмов с незабываемыми впечатлениями! А ещё одна важная сфера использования VR-шлемов – гейминг. Кто не мечтал не просто поиграть в любимую игру, а погрузиться в неё, действительно стать частью игрового мира? Современные технологии дают эту возможность.
Однако со шлемами виртуальной реальности всё не так просто. Их много, они разные, и не каждый шлем может вам подойти. А рынок быстро развивается: по скорости его уже можно сравнить с рынком смартфонов. Поэтому очень важно понимать, какие характеристики есть у шлемов виртуальной реальности, и как выбрать подходящий именно вам.
По каким параметрам выбирать шлем виртуальной реальности?
Игровой или универсальный шлем
Для чего вам нужен шлем виртуальной реальности? Если вы – заядлый геймер или владелец компьютерного клуба, то вам достаточно приобрести сугубо игровой аппарат. В таком шлеме будет отличное сглаживание картинки и «отклик», зато пиксели могут быть «пожирнее».
Тем, кто хочет насладиться всеми возможностями VR: от просмотра фильмов до работы со сложными программами, лучше присмотреть универсальный шлем. С таким гаджетом можно посмотреть новый фильм, поиграть в любимую игру, порисовать или поработать – делу время, а потехе час.
Совместимость шлема с рабочей платформой
На рынке существуют «закрытые» шлемы, которые можно использовать только с ограниченным контентом, а также есть шлемы, поддерживающие множество источников контента.
Первые будут актуальны для тех, кто уже владеет необходимым устройством той же фирмы: компании создают такие шлемы под свои приставки или смартфоны. Топовые гаджеты этого типа не уступают конкурентам в качестве «железа» и характеристиках, но ограниченное количество игр и программ – явный минус.
«Открытые» же модели позволяют использовать контент из множества разных источников, а ведущие компании уже объединяют усилия в работе над программным продуктом. Всё это ведёт к стандартизации технологий и огромному количеству контента для пользователя.
Звук
Да, мы выбираем шлем, который, в первую очередь, передаёт картинку хорошего качества с широким углом обзора. Но как вы себе представляете глубокое погружение в виртуальную реальность без идеального звука? Представьте себе потрясающее кинематографичное 3D изображение и ужасный двухмерный звук. Нет, это не виртуальная реальность.
Определённо выигрывают производители, которые уделили звуку особое место. У одних моделей можно встретить прокачанные наушники, у других – инновационные технологические решения. В любом случае, при выборе шлема виртуальной реальности этот параметр должен стоять далеко не на последнем месте.
Картинка и угол обзора
Раньше в торговых центрах стояли игровые автоматы, и многие играли в стрелялки в шлемах «виртуальной реальности». И мы помним, что изображение было ужасным, экран — маленьким, звук – искусственным — погружения там не было практически никакого. Разве что ничего не мешало боковому зрению из-за чёрного поля по периметру экрана.
Современные шлемы виртуальной реальности ушли далеко вперёд. Начнём с того, что угол обзора человеческого глаза по горизонтали примерно равен 160 градусам. Так вот топовые модели VR-шлемов выдают показатель 110 градусов! Вполне неплохо, учитывая то, что задействовано всё основное поле зрения глаза. Однако есть модели и с углом обзора 45 градусов. Так что обратите на этот показатель внимание.
Большинство производителей предлагают шлемы с полным Full-HD качеством и хорошим разрешением. Чем выше эти параметры, тем лучше.
Также на качество изображения влияют разные дополнительные фишки: частота обновления экрана, скорость отклика, формат основного дисплея и дополнительные сервисы по сглаживанию картинки.
Датчики движения
Куда же без них? Акселерометр и гироскоп – основа любой виртуальной реальности. Ведь как по-другому изображение будет подстраиваться под ваши движения? А ведь топовые разработчики пошли ещё дальше.
Во-первых, жилет — контроллер положения тела оператора, который считывает движения не только головы, а ещё и тела.
Во-вторых, фронтальная камера, которая следит за перемещением оператора в реальном пространстве. Благодаря ей можно не бояться врезаться в стену – а это большая свобода для игры.
В-третьих, контроллеры для рук, с помощью которых можно взаимодействовать с виртуальным миром. Игра с контроллерами точно будет покруче джойстика.
В-четвёртых, базовые станции, которые устанавливаются в помещении и благодаря которым движение тела оператора в пространстве отслеживается гораздо точнее.
Полный комплект – это по-настоящему круто. Круче только его цена.
Провода
И их длина. В идеале, конечно, без них, но такую возможность предоставляют не все модели. А ведь наличие проводов – это автоматическое ограничение в движениях. А у некоторых производителей длина провода меньше трёх метров. Это значит, что вам не только придётся ставить компьютер или приставку на стол, но и бояться этот самый провод задеть. Не особо весело, правда?
Вес шлема
Это немаловажный параметр: потаскайте на голове килограммовый гаджет часок — другой – всё сразу поймёте. И это не просто прихоть: такой шлем будет давать ощутимую нагрузку на шею и позвоночник, что вредно для здоровья. Поэтому выбираем наиболее легкий аппарат, особенно, если покупаем для ребёнка.
Головокружение
Да, это стоит вынести в отдельный параметр. Во время тестов VR-шлемов многие жалуются на эффект «морской болезни»: тошноту и головокружение. Особенно это чувствуется в шутерах. Но такой эффект бывает далеко не у всех, а у многих проходит уже со второго использования устройства. Поэтому не лишним было бы сначала протестировать разные шлемы (сегодня это несложно сделать в специальных игровых центрах), а потом уже выбрать оптимальный именно для вашего вестибулярного аппарата. Это особенно важно при покупке шлема для ребёнка.
Цена
Итак, вы почитали про потрясающие возможности VR-шлемов, вдохновились перспективой поиграть в любимые игры в виртуальной реальности (пока ещё вряд ли, но лет через 5 – скорее всего) или посмотреть кино при глубоком погружении (кстати, среди новейших экспериментальных разработок – внедрение запахов!), начали думать о покупке. Но подождите, сначала – финальный и для многих очень важный параметр – цена.
Если вы спросите про бюджетные модели, то мы вынуждены вас огорчить: сейчас бюджетных моделей на рынке нет. Поэтому вам стоит для себя решить: хотите ли вы просто смотреть фильмы и раз в месяц постреливать в монстров в шлеме стоимостью, как у топового смартфона? Или же вы готовы доплатить ещё минимум 300 долларов за улучшенное отслеживание движения головы, контроллер тела и джойстики?
Критерии выбора
Итак, параметров выбора шлема виртуальной реальности очень много. И подобрать идеальное именно для вас устройство можно, лишь пройдясь по всем характеристикам. Ведь даже с самой реалистичной картинкой может прийти «морская болезнь». А потрясающий звук может совмещаться с ужасной синхронизацией с вашими движениями. Так что выбрать идеальный VR-шлем не так уж просто. Но всё же мы попробуем выделить несколько групп шлемов, исходя из потребностей пользователей.
Если у вас есть смартфон или игровая приставка, разработчики которых предлагают специальный VR-шлем, подумайте тщательно. С одной стороны, вы будете ограничены в контенте. Но с другой, производитель, скорее всего, создаст уникальный контент специально для своего шлема. В обычных компьютерных играх, например, такая практика уже давно успешно используется. И ещё одним бонусом станет соотношение цена / качество: при более низкой стоимости шлем покажет не худшие результаты, чем его универсальные конкуренты.
Если вы хотите наслаждаться всеми достижениями виртуальной реальности с топовым универсальным шлемом, то смело выбирайте среди самых крутых моделей. К ним можно будет докупить и дополнительное оборудование вроде джойстиков и жилета.
Если вы хотите неплохой шлем, чтобы смотреть фильмы и играть на выходных с друзьями, берите гаджет из средней ценовой категории. Выбор велик, внимательно изучите характеристики, что мы описали выше.
Если вы начинающий «путешественник» по виртуальной реальности и сомневаетесь, стоит ли покупать VR-шлем, то советуем вначале попробовать специальный шлем-крепёж для смартфона. Вдруг вам не понравится?
На рынке представлены десятки шлемов дополненной и виртуальной реальности, которые позволяют изменить представление о просмотре видео, но лишь малая часть из них способна на нечто большое – обеспечить полноценное погружение в игровой процесс. Лидерами, и одновременно, главными конкурентами считаются HTC Vive, Oculus Rift и Sony PlayStation VR. Гаджеты обладают схожими характеристиками, но в то же время, отличаются друг от друга.
Oculus Rift
На момент написания статьи, компания производитель предлагает купить шлем Oculus Rift CV1 в комплекте с манипуляторами за $722. Отдельно можно приобрести четырехметровый кабель для подключения устройства ($99), чехлы для контроллеров ($36), фирменные наушники ($89). Также существует бюджетная урезанная версия Oculus GO, но её в расчет не берем.
Шлем оборудован дисплеем, выполненным по технологии OLED. Разрешение картинки: 2160 на 1200 пикселей. Пользователю предоставляется 110о угол обзора, что полностью покрывает возможности человеческого периферического зрения. Картинка обновляется с частотой девяносто герц, благодаря чему нивелируется тошнота и укачивание, характерное для ранних версий VR-гарнитуры. Собственной аппаратной части, отвечающей за воспроизводство графики, у аппарат нет, поэтому необходимо сопряжение с игровым компьютером.
Для взаимодействия с объектами внутри виртуального пространства используется фирменный контроллер Xbox One. Джойстик не придется покупать – он поставляется в комплекте.
Чтобы современные игры, такие как «Скайрим» или пятая часть GTA воспроизводились без лагов, гарнитуре необходимо мощный процессор, производительный видеоадаптер и хороший запас оперативной памяти. Например, связка из Core i5 4590 и Radeon R9 290, не менее 8 Gb ОЗУ. Если вы рассчитывали играть без приставки или ПК, то спешим расстроить – придется раскошелиться на игровой ноутбук или персональный компьютер, стоимость которого даже выше, чем у VR-шлема.
Сильные стороны платформы Oculus, и в частности, шлема Rift CV1 – статичные игры, в которых не предусмотрено физическое передвижение игрока. Подобных приложений и виртуальных аттракционов в магазине компании насчитывается около двух сотен. Учитывая то, что Facebook выкупил компании, активно работает над развитием виртуальной версии своей социальной сети, сомневаться в радужном будущем гарнитуры не приходится. Производитель сотрудничают с ведущими разработчиками компьютерных игр, что внушает оптимизм.
С другой стороны, модель CV1 имеет ряд недостатков: мало оригинальных и проработанных до мелочей игр, высокую цену, ограниченные возможности для передвижения геймера. Стоит ли сейчас прибор своих денег? Только если вы возлагает большие надежды на Цукерберга и Со.
HTC Vive
Цена на комплект HTC Vive в день написания обзора (7 декабря 2017) составляет $899. В комплект входит VR-шлем, стройки для сенсоров и набор контроллеров, для взаимодействия с виртуальной средой. Компания предлагает большой выбор аксессуаров за отдельную плату: чехлы, лицевые накладки, дополнительные сенсоры, треккеры для интеграции физических объектов в виртуальную среду, ракетки, беспроводной адаптер, запасные шнуры, вспомогательные манипуляторы и макеты оружия для шутеров. С уверенностью можно сказать, что детище HTC и Valve предлагает геймерам максимум для комфортного погружения в игровой процесс.
Технические характеристики Vive и CV1 схожи. У них одинаковые дисплеи и угол обзора. Они не работают без «игрового железа», причем требования к аппаратной части компьютера аналогичные. Тогда зачем платить больше, спросите вы? Всё дело в том, что HTC предлагает полноценное вовлечение в игру: расставленные по комнате сенсоры отслеживают ваши передвижения, а специальные треккеры, присоединенные к джойстикам, пистолетам или ракеткам, позволяют интегрировать вспомогательное оборудование в виртуальную реальность! Система распознает шаги, взмахи руками, уклоны и приседания, а руками можно делать отдельные манипуляции – передвигать предметы, делать броски, трогать цифровые объекты.
Чтобы игровому процессу ничего не мешало, а система работала корректно, нужно свободное пространство. Производитель рекомендует установить стойки с датчиками в комнате 4 на 4 метра. Другая проблема – ограниченный ассортимент игр, и те, которые доступны, придется настраивать самостоятельно. С другой стороны, сотрудничество с Valve обещает регулярное пополнение ассортимента. И все же, количество приложений и аттракционов для Vive больше, чем у конкурентов, но для самого современного VR-гаджета хочется большего!
Sony PlayStation VR
Самый дешевый аппарат в данном обзоре. По цене $399 гаджет кажется привлекательной покупкой, но так ли это на самом деле? Давайте разбираться. Качество картинки незначительно уступает предшественникам – сказывается меньшее разрешение. Угол обзора тоже несколько меньше – до 100 градусов. В техническом плане возможности гарнитуры сопоставимы с более дорогой Vive, и в некотором плане, даже превосходят разрекламированный Oculus.
Как и HTC, аппарат от Sony, предлагает игрокам свободно перемещаться в пространстве, испытывая более глубокое погружение в виртуальную реальность, чем в статичном положении тела. Частота смены кадров достаточная для того, чтобы исключить нежелательные последствия, такие как диссонанс между зрительными органами и внутренним ухом. Производитель предлагает докупить контроллеры Move и джойстик DualShock для взаимодействия с объектами внутри виртуальной среды. Настройки происходит элементарно: достаточно подключить гарнитуру к игровой консоли. Сопряжение с компьютером не предусмотрено.
Обратите внимание на то, что приставка PS4 и VR шлем PlayStation вместе стоят дешевле, чем игровой компьютер и любая гарнитура конкурентов. Кроме отличной эргономики, простой настройки и доступной цены есть еще одно весомое преимущество: Sony активно работает над портированием хитовых игр на собственную VR-платформу. С другой стороны, какой бы оптимизированной не была консоль, её графические возможности далеки от топовых ПК.
Добавить комментарий