Сравнение шлемов виртуальной реальности

Содержание

С чего я вообще решил обновиться?

В самом деле, я неоднократно писал, что связка DK2 + гидры дает нам почти всё, что есть сегодня в VR — компьютерный трекинг, позиционное отслеживание, работу во всех современных VR-играх + руки. Само собой, это если не брать глюки совместимости, про которые я так же писал, вроде того, где гидры не видятся игрой или не совсем корректно работают. Что же изменилось?

Так получилось, что в конце декабря 2017-го мне удалось посетить местный VR-клуб «Трон», который у нас в Брянске работает уже больше года.

Фишка в том, что из «больших» шлемов до этого времени я видел только DK2 и Pimax 4K, и конечно, мне было очень интересно, за что же хотят столько денег разработчики, и так ли круче эти новые шлемы, которые сегодня в тренде. Может быть, действительно имеет смысл подумать об обновлении и DK2 — это уже палеозой, который не актуален вовсе? Сходил и посмотрел.

Про Vive

Первое, что я попробовал в клубе — это Vive. Запустили «Аризону», одел шлем, взял контроллеры — стремные, большие и неудобные. Хотя, ясно, что можно привыкнуть. Сетка видна, как мне показалось, на уровне DK2, чему я был сильно удивлен. И за это народ отдавал 60к? Я не был впечатлен…

VR комплект Vive

Про PS VR

Его так же попробовал. Про сетку не скажу, ибо запустили Бетмена, где темно, и нифига не видно. Но сразу не понравилась сама посадка шлема, эта непонятная неудобная резинка + старые добрые мувы, которые используются в качестве контроллеров. Не скажу, что они дрожат, но, во-первых, они неудобные, во-вторых, тут нет стиков, как на них ходить локомоушен, я не знаю. Не говоря о том, что для PS VR нужна еще и ps4, которой у меня так же нет.

Комплект PS VR

Про Oculus CV1

Посмотрел я и на новый Oculus с тачами. Запустили «Robo Recall», шлем показался тугим, но его можно регулировать. Взял в руки тачи — вот оно, счастье! Мелкие, удобные контроллеры, интуитивно понятные, а не монтры от Vive. Сетка показалась значительно меньше, чем у того же Vive, хотя, разрешение у них одинаковое. Как так выходит — не знаю, но факт. С картинкой и отслеживанием всё так же замечательно.

Про себя решил, если и стоит обновляться, то только на Oculus… надо сказать, что он меня действительно впечатлил)

Первые впечатления и настройка

С самого начала были большие сомнения в том, что CV1 у меня заведется, как надо. Во-первых, достаточно старое железо, даже несмотря на последние обновления, во-вторых, ни одного юсб 3.0, которые вроде как необходимы для работы шлема. По факту оказалось, что всё ок, шлем подцепился, сразу определился виндой и окулус-хомом, что меня удивило.

Более того, если на DK2 у меня не определялся сенсор в хоме, но по факту работал, то тут увиделось всё, без всяких колесиков загрузки:

Всё определилось замечательно

Потом с форума я узнал, что наоборот, Oculus Rift CV1 рекомендуют подключать через юсб 2.0 — так глюков меньше

Далее — настройка шлема и рабочей области. В итоге я отключил эту защитную сетку, потому что у меня маленькая зона — где-то два на полтора метра, и ее становится слишком часто видно в играх, что весьма раздражает.

Уродство какое-то получилось (с)

И конечно, вау-эффект, даже просто после настройки комнаты, когда врубился звук в наушниках и всё утонуло в этой синеве, и остались только камеры, и твои руки. Я даже сначала подумал, что сетки вобще нет, но она, конечно заметна, это я понял позже.

А вот что было внутри коробки

Дальше я переиграл «Первый контакт» и уже тут понял, как круто, когда руки не привязаны к проводам и к базе и не трясутся на удалении от нее. Потом был «Robo Recall»… который я до сих пор не прошел, потому что там «ну дебильное же управление телепортами и поворотами»!

Про бесплатные игры

Кстати, бывший хозяин без проблем перенес те самые шесть бесплатных игр на мой акаунт, точнее — в своем акаунте он сменил мыло на мое и таким образом я получил бесплатный доступ вот к этому:

  • Toybox
  • Quill
  • Robo Recall
  • Dead and Buried
  • Oculus Medium
  • Lucky’s Tale

Robo Recall вполне себе годный, Lucky’s Tale я и раньше видел + он вобще-то бесплатный, странно, что он в этом списке, ну и хвалят еще Dead and Buried, но всё никак не скачаю. Остальное там что-то непонятное.

По поводу моих предыдущих сравнений с DK2 и представлений о CV1

Вернемся к той статье, где я говорил, что и с DK2 и всё хорошо, нафига переплачивать?

Актуальность

Хотя, и в DK2 я пока не встретил игр, которые бы не работали — но на форуме Окулуса сами разработчики говорят, чтобы покупали CV1. Да, я писал на 4PDA, что у меня не заработал в DK2 Хом 2.0 (который Dash), но, как потом оказалось, когда я обновил его для CV1 — там тоже не было виртуального окружения. Я даже решил, что из-за моего старого компа новый Хом мне просто не доступен, а на самом деле — эти окружения нужно было просто включить в меню. То есть, вероятнее всего, оно и на DK2 будет работать. В любом случае, CV1 будет поддерживаться дольше.

Сетка

На самом деле, разрешение в CV1 не сильно выше, чем в DK2, всего 2160*1200 против Full HD, из чего я всегда делал вывод, что разница в восприятии пискелей будет незначительной. На самом деле, разница есть, и она немалая. Я бы сравнил картинку в CV1 с тем, что видел в Пимаксе версии 2к, то есть — ее конечно, видно, но мешает она уже куда меньше. Если я в DK2 к ней привык, то в CV1 это вобще практически не мешает. Сравнение сеток в разных шлемах, спасибо Fuel:

Говорят, что такой эффект достигается за счет более удачного расположения пикселей у CV1 и какого-то фильтра, который вроде чуть мылит картинку, но при этом скрывает пиксели.

Разбирать и проверять, что там внутри — я не стал.

90 Гц и вот это всё

Мне сложно тут что-то сказать, ибо и в DK2 с его 75 Гц вполне себе комфортно. Но, стоит отметить технологию ASW у Oculus, которая работает только с CV1. Суть в том, что, когда видюха не может вытянуть честные 90 FPS, Oculus начинает вытягивать из нее 45 FPS и удваивать их самостоятельно. В подробности я не вдавался, но как-то так. Что это дает?

Например, в том же Евротреке я катался на максимальных настройках в DK2 — временами были тормоза. В новом Окулусе после перестановки игры вроде как настройки слетели и я какое-то время катался на средних походу, или около того — картинка так же дергалась, что логично, ведь CV1 должен быть требовательнее к железу. И вот, по приколу я снова выкрутил настройки на «ультра» — и офигел. Ибо — дерганья пропали и картинка стала очень реалистичной! Хотя, эффект должен был быть как раз обратном. Таким образом и работает ASW. Видюху стали насиловать не на 75 FPS, а всего на 45…

Встроенные наушники

Не ахти какая важная фича, всегда можно и свои сверху одеть, но в CV1 они оказались действительно удобными. Точнее, наушники-то обычные, а вот регулировка очень удобная. И под разным углом можно направить, и по высоте отрегулировать. Ну и сразу погружение в игру. В целом, у меня был OYO Y4, там тоже было встроенные уши и это удобно.

Собственно, тачи

Нет, тачи сами по себе, конечно, крутые и удобные, но дело даже не в этом. Дело в том, что они не привязаны к базе и к проводам и это очень круто! Это открывает доступ к динамическим играм, в которые нельзя было играть на гидрах, например, тот же настольный теннис — с гидрами нереально в него играть.

Добавим сюда всякие активные шутеры, вроде того же Серьезного Сема. Не, в него и на гидрах можно, но банально неудобно. А если взять какую-нить РавДату или Саренто VR, где тебе надо крутиться во все стороны — вот тут ты понимаешь всю прелесть и свободу беспроводных контроллеров! По сути, тачи открыли мне еще кучу игр, в которые либо я вобще не играл, либо даже не смотрел в их сторону.

Oculus Touch

Софт и совместимость с CV1

Работает всё, что я видел и пробовал. В отличие от связки дк2+гидры, где часто бывали глюки и гидры вели себя неадекватно, тут всё ок. Есть игры, где в принципе нет поддержки тачей, но это или какие-то симуляторы вроде гонок, или что-то подобное, где они и не нужны, например, многие видео-плееры не поддерживают тачи, там с геймпада надо рулить.

Провод в 4 метра длиной

Чего мне более, чем достаточно, чтоб стоять посередине комнаты и ходить в разные стороны. На DK2 там три метра, и уже сложно отойти далеко от ПК. Хотя, казалось бы, такая мелочь — просто добавьте метр провода. Только теперь я смотрю фильмы в шлеме не сидя перед компом, а сидя в удобном кресле)

Стоит ли обновляться на Oculus CV1

Если у вас что-то вроде моей связки дк2+гидры или вобще телефоны — определенно. Тот комфорт, удобство и удовольствие, которые мы получаем, стоят эти 25к.

Плюсы CV1 с тачами:

  • сетка уже практически не мешает;
  • совместимость со всеми современными VR-играми, в том числе, требующими контроллеры;
  • минимум глюков с софтом и настройкой (хотя, если читать тот же 4пда, кому-то везет меньше);
  • удобство использования;
  • минимум глюков в играх — всё работает, как и задумано, а многие игры и вовсе имеют Oculus-версию с поддержкой тачей;
  • свободные руки и по-настоящему удобные контроллеры, к которым сразу привыкаешь;
  • устройство, которое будет поддерживаться еще несколько лет, ибо, про новые пк-шлемы в Oculus пока что молчат.

Какие претензии у меня есть к CV1? На самом деле, я бы сказал, что на текущий момент — это идеальный шлем, по крайней мере, для того состояния развития VR, в котором мы находимся. Но если всё-таки подумать…

Минусы Oculus CV1

  • сетка, она всё еще заметна, ждем разрешение 4к+;
  • провод, иногда он мешается — ждем беспроводных решений;
  • шлем несколько греется, даже когда находится в режиме ожидания и просто подключен к ПК. Не скажу, что это плохо, но народ на форуме иногда жалуется.
  • «эффект водолазной маски» — куда ж без него. Но еще нет ни одного шлема, который бы мог от него избавиться.
  • не слишком удобная родная прокладка для лица, + следы на лице после игры — но опять же, это уже придирки. На Али продаются другие подкладки, как замызгается эта — надо будет заказать получше, ибо там, чтобы заменить родную — придется ее с корнем вырывать…
  • ценник. Всё-таки не каждый способен выкинуть 25к+ на развлечения.
  • относительно мощный комп, который будет всё это тянуть. Хотя, при текущей конфигуркции своего железа я пока вобще не думаю насчет обновления.
  • двух камер может не хватать для трекинга на 360 градусов. На самом деле, народ играет и так, но у меня они стоят рядом, потому, если повернуться к ним спиной вообще, то тачи начинают теряться, но такое редко бывает. Тут — или докупить третью камеру, или просто переставить эти две, но пока итак вроде нормально в целом.
  • эти две камеры для трекинга надо еще где-то расположить, не у всех может быть место;

Вроде больше ничего на ум не приходит…

Про Oculus Go и WMR-шлемы, или на что еще можно обновиться

Большая классификация VR шлемов на июнь 2018

«Гошку» я думал, может, взять под фильмы, там же экран 2к + беспроводной он. А теперь все фильмы я смотрю в CV1, причем, не думаю, что на глаз будет сильно видна разница между 2к и тем, что в CV1. Как я уже писал, тут я вижу сетку на уровне Пимакса 2к-версии… да и провод теперь длинный, с ним без проблем можно в кресле сидеть, так что Го — нафиг нужен.

WMR-шлемы интереснее, по крайней мере, ценой. Со скидками народ умудрялся заказывать по 200 баксов с контроллерами + 50 баксов за доставку. Это примерно 15к на рубли + там экраны 2к и не надо камер для трекинга. Кому-то это плюс. Но это упрощение порождает две проблемы:

  • контроллеры у WMR шлемов любят дрожать, как только камеры шлема их не видят — и это многие подтверждают;
  • вся система достаточно сильно зависит от освещения и плохо работает в темноте + могут быть проблемы с позиционным отслеживанием, если в комнате часто перемещаются вещи или мебель, потому что позиционка там завязана как раз на сканировании комнаты.

Эти две проблемы и есть то слабое место WMR, из-за которого я бы не стал их брать, тем более, имея на руках CV1. Но, если для вас критична эта разница в цене — лучше смотреть в сторону WMR…

Oculus Rift CV1 — обзор на классический девайс

Виртуальная реальность не первый год будоражит умы как футуристов, так и обычных людей. Технология, позволяющая полностью погрузиться в другой мир всегда была целью развлекательной индустрии и с 80-х годов начались попытки реализовать нечто подобное на текущем наборе технологий.

Последняя по времени попытка была запущена компанией Oculus в 2012 году, а с лета 2013 появилась первая версия устройства для разработчиков (Developer Kit 1). Устройство прошло долгий путь устранения проблем с рассинхроном и технических неполадок, совершенствовало конструкцию. В 2014 году был выпушен комплект DK2, лишенный большинства детских болезней, окончательно доводка Oculus Rift завершилась в начале 2016 года с выпуском потребительской версии CV1.

Развитие проекта на этом не закончилось — в начале мая 2018 года компания выпустила новые очки виртуальной реальности Oculus Go. Эти очки реализуют совсем другую концепцию мобильной VR-гарнитуры: они не требуют подключения к компьютеру, стоят в районе 200 долларов, не нуждаются в проводах и могут работать на заряде аккумулятора несколько часов.

По сути это переосмысление кустарных поделок вроде Google Cardboard, предлагавших сделать свой шлем из дешевого смартфона и коробки. Oculus Go не дает такого же качества картинки или возможностей, как Oculus Rift CV1, но это устройство сейчас одно из самых популярных в сегменте VR-гарнитур, поэтому по ходу статьи они будут часто сравниваться друг с другом.

Характеристики и системные требования

Для начала сравним характеристики трех основных моделей линейки Rift: DK1, DK2, CV1 в виде таблицы. Помимо DK1-2 разработчики получили и третью версию с кодовым названием Crescent Bay, но она уже мало чем отличалась от релизной модели и поэтому не включена в список.

Oculus Rift

Разрешение (на глаз)

640*480

960*1080

1080*1200

Матрица

Обновление экрана

До 60 Гц

До 75 Гц

До 90 Гц

Угол обзора

Трекер движения

240 Гц

1000 Гц

1000 Гц

Вес, грамм

В потребительской версии также добавились инфракрасные датчики вдобавок к гироскопу, акселерометру и магнитометру. Время отклика было сокращено до 3 миллисекунд, что устраняет проблемы с вестибулярной системой и тошнотой, появляющейся из-за заметной задержки отклика на первых моделях. CV1 также обзавелась джойстиком Oculus Touch, связывающимся с очками по радиоканалу.

Важно! Устройство перекладывает основную нагрузку на процессор и видеокарту компьютера, поэтому помимо самого Oculus Rift потребуется мощный игровой компьютер.

Стандартная комплектация

На Youtube выложены сотни, если не тысячи видео по распаковке и подключению CV1. Просмотреть комплектующие и сам шлем детально вы можете, например, в этом обзоре.

В комплектацию устройства входит гарнитура с микрофоном связи, пульт управления, сенсор и геймпад XBOX One. Помимо этого в коробке можно найти USB и HDMI-шнуры, удлинитель, адаптер, инструкцию и гарантийный талон.

Все комплектующие выполнены в одном цвете, без излишних украшательств или деталей.

Внешний вид

Дизайн шлема задал стандарт для устройств подобного рода, так что ничего нового или удивительного вы не найдете. Экраны крепятся в закрытой с одной стороны маске, которую можно подогнать под размер головы благодаря системе креплений. Три ремня, зафиксированных в одной точке на затылке снижают нагрузку на шею и плотно фиксируют гарнитуру.

Несмотря на то, что сам шлем очень легкий — меньше 500 грамм — инженеры Oculus не поленились и сделали все для того, чтобы пользоваться им можно было как можно дольше. Устройство окантовано мягким полимером для повышения удобства пользования.

Одноцветный матовый дизайн и внешний вид устройства без как-либо украшений громко заявляет о его молодости. Гарнитура скорее похожа на прототип нового устройства, чем на действующий гаджет, особенно если вспомнить модели от HTC или Самсунга. Не могу сказать, плюс это или минус — части пользователей понравится минималистичный дизайн, другая будет недовольна, желая получить за свои деньги нечто большее.

В целом, Facebook решил пойти по пути Apple, попытавшись сыграть на простоте и элегантности формы, а единственным украшением устройства стала матовая поверхность. Получилось ли у них? Скорее нет, чем да.

Настройка и использование

В первую очередь необходимо настроить компьютер для использования гарнитуры. Скачайте программное обеспечение с официального сайта компании

https://www.oculus.com/download_app/?id=1582076955407037

и установите его на ПК. Это позволит компьютеру правильно определить устройство и задействовать набор программ для работы с ним. В процессе закачки и установки стоит зарегистрировать профиль Oculus – это позволит делать покупки в специальном магазине, добавлять и взаимодействовать с друзьями.

Далее шлем подключается тремя шнурами: два от наушников и сенсора слежения в USB-разъемы, еще один через HDMI-разъем к видеокарте. С этого момента Oculus фактически готов к работе. Запустите одну из демо-игр или любое видео на выбор, чтобы откалибровать линзы под особенности вашего зрения.

Для использования шлема в качестве игрового устройства, стоит заранее уточнить, поддерживают ли интересующие игры такую возможность. Проще всего это сделать, посмотрев профиль игры в одном из крупных онлайн-магазинов игр Steam, Origin или Uplay. Нужные будут отмечены тегом VR или Virtual Reality. Помимо этого, может потребоваться настройка управления внутри самой игры.

Для улучшенного взаимодействия с объектами в комплекте могут продаваться контроллеры Oculus Touch, способный определять изменение положения рук. Датчики Touch позволяют манипулировать предметами в виртуальном мире, предлагая новый уровень погружения.

Перспективы и средняя цена устройства

К сожалению, релиз Oculus не сыскал той популярности, которую ему пророчили в 2012 году. Этому было несколько причин.

  1. Очки слишком долго шли к релизу. Все желающие уже успели попробовать, заказав версии «для разработчиков», остальные решили подождать падения цены или появления нового контента.

  2. Конкуренты. В 2014 году Google предоставил на конференции вроде бы забавную картонную коробку, которую можно вырезать дома бесплатно и получить суррогат VR-гарнитуры из смартфона ценой 150-200 долларов. Это отсекло огромный пласт целевой аудитории со средним и низким достатком. Помимо Google, свои шлемы выпустили гиганты Sony и HTC, чуть позже — Xiaomi.

  3. Стоимость. На момент выпуска устройство требовало hi-end видеокарту и процессор, что в общей сложности поднимало цену далеко зха тысячи долларов. Конечно, у геймеров уже были мощные игровые компьютеры, но проблема в том, что Цукерберг называл Окулус устройством, которое станет новым шагом в индустрии развлечений, для широкого круга людей. Оказалось, что не все готовы платить такие деньги за то, что можно вырезать из коробки.

  4. Малое количество контента. Несмотря на выход ДК пять лет назад, многие разработчики просто не понимаюм, зачем им нужен этот VR и что с ним делать. Количество и качество контента постепенно увеличивается, но в 2016 все было совсем нехорошо.

Несмотря на то, что текущий владелец компании Oculus Марк Цукерберг позиционирует очки как новый шаг в компьютерных технологиях, на сегодняшний день основные пользователи технологии — геймеры. Видеоконтент для VR-гарнитур существует, но он сильно специфичен. 3D-видео с концертов снимается очень редко и на данный момент служит, скорее, демонстрацией самой возможности почти живого присутствия.

Сочетание этих факторов сделало один из самых ожидаемых проектов в истории IT нишевым продуктом. Стоимость постепенно начала падать: на май 2018 она составляет около 400 долларов. Крупные российские магазины (Мвидео, Эльдорадо) перестали продавать CV1 из-за низкого спроса: брать очки придется в интернет-магазине. Яндекс.Маркет показывает среднюю стоимость на гаджет в районе 35 тысяч рублей;

Где брать контент?

Покупать VR-гарнитуру без использования специального контента бессмысленно: играть в игры без специальной поддержки немногим проще, чем стрелять в шутерах с рулем и педалями, а просмотр видео без возможности повернуть экран движением головы вызывает головокружение. Предлагаем вам список основным сервисов, создающих, накапливающих и торгующих контентом для виртуальной реальности.

Google Daydream — https://vr.google.com/daydream

Попытка Гугла создать очередной стандарт в IT, на этот раз в виртуальной реальности. Daydream – набор игр, фильмов, видео и других возможностей, работающих со всеми вариантами VR-гарнитур. Проект был создан как логическое продолжение идеи Cardboard, получил поддержку как многих производителей техники (Samsung, HTC, LG, Xiaomi, ASUS), так и разработчиков приложений.

Youtube — https://www.youtube.com/channel/UCzuqhhs6NWbgTzMuM09WKDQ

Ютуб предоставил поддержку 360-видео одним из первых, в марте 2015 года. Подобные видео позволяют управлять направлением камеры движением головы, что создает эффект присутствия на крупных концертах или событиях. В 2016 году сайт объявил о поддержке 360-стриминга, а также обработке 4K-видео. Найти лучшие работы можно на официальном канале Youtube или в поиске с использованием слова VR.

Steam — https://store.steampowered.com/vr/

Крупнейший дистрибьютор видеоигр в мире, Steam одним из первых начал добавлять игры с поддержкой VR в ассортимент магазина. В разделе «Виртуальная реальность» сайта на 2018 год находится около тысячи игр и их число постоянно растет. Серьезность компании в выбранном направлении подтвердил релиз в конце 2017 года нового контроллера SteamVR Input. Сервис станет отличным выбором как для пробы бесплатных VR-игр, так и для глубокого погружения в симуляторы, шутеры и аркады.

Отзывы

В целом отзывы о модели положительные. Пользователи отмечают отличную работу специалистов Oculus и любовь к деталям — в отличие от дешевых гарнитур, у CV1 ничего не мешает и не болтается, устройство работает без подтормаживаний, ошибок и других нареканий. На сегодняшний день Oculus Rift CV1 – лучшая возможность качественно, с головой погрузиться в другую реальность.

В минусах — общая сырость работы. Концепт подключения к компьютеру несколькими проводами не оправдал себя, победила мобильность и дешевизна. Все больше VR-гаджетов строятся на мобильной архитектуре, жертвуя качеством картинки, мощностью и временем автономной работы, взамен получая свободу передвижения и отсутствие проводов.

Недавно вышедший Oculus Go уже стал однозначным хитом, тогда как Rift больше оценивали как «отличная штука, конечно, но я лучше подожду еще пару лет».Необходимость иметь видеокарту уровня GTX 1070 и выше также отпугнула многих покупателей.

Что в остатке? Отличное, мощное устройство, которое из-за особенностей рынка не смогло стать хитом. Если у вас уже есть мощный игровой компьютер и вы задумываетесь о покупке VR-гарнитуры для игровой комнаты, Oculus Rift CV станет лучшим вариантом из возможных. Компьютера нет или вы берете устройство не для игр, а для просмотра видео лежа на диване? Стоит обратить внимание на другую модель.

Подписывайтесь на наш Telegram Метки: Oculus, Oculus Rift, Oculus Touch, VR-статьи, VR-шлем, Аксессуары, Обзоры, Устройства

Как выбрать шлем виртуальной реальности?

Виртуальная реальность… Мечта нескольких поколений. Яркий атрибут будущего в научно-фантастических книгах, фильмах, компьютерных играх.

В восприятии многих виртуальная реальность – это таинственная технология, которая позволит путешествовать по невиданным мирам, отправляться в незабываемые приключения, умирать и оживать заново. С помощью VR люди с ограниченными возможностями смогли бы увидеть мир, не выходя из дома. А, может быть, и прожить другую жизнь, счастливую, интересную, полную возможностей. Сразу приходят на ум модные сегодня фильмы — антиутопии, в которых подобные технологии полностью изменили мир будущего…

Ну да ладно, хватит фантазий. Ведь сегодня VR – это не просто выдумка писателей и сценаристов. Технология виртуальной реальности наконец-то обрела жизнь, а доступ к ней с середины 2010-х получили все желающие. Нет-нет, это не очередная «замануха», какая была лет 20 назад, когда VR-шлемы вроде бы появились, но технологии были не те, возможностей для полноценного погружения в виртуальный мир не хватало. Сегодня же у каждого есть шанс испытать эффект глубокого погружения благодаря новому поколению шлемов виртуальной реальности.

Для чего они нужны? Конечно же для просмотра фильмов с незабываемыми впечатлениями! А ещё одна важная сфера использования VR-шлемов – гейминг. Кто не мечтал не просто поиграть в любимую игру, а погрузиться в неё, действительно стать частью игрового мира? Современные технологии дают эту возможность.

Однако со шлемами виртуальной реальности всё не так просто. Их много, они разные, и не каждый шлем может вам подойти. А рынок быстро развивается: по скорости его уже можно сравнить с рынком смартфонов. Поэтому очень важно понимать, какие характеристики есть у шлемов виртуальной реальности, и как выбрать подходящий именно вам.

По каким параметрам выбирать шлем виртуальной реальности?

Игровой или универсальный шлем

Для чего вам нужен шлем виртуальной реальности? Если вы – заядлый геймер или владелец компьютерного клуба, то вам достаточно приобрести сугубо игровой аппарат. В таком шлеме будет отличное сглаживание картинки и «отклик», зато пиксели могут быть «пожирнее».

Тем, кто хочет насладиться всеми возможностями VR: от просмотра фильмов до работы со сложными программами, лучше присмотреть универсальный шлем. С таким гаджетом можно посмотреть новый фильм, поиграть в любимую игру, порисовать или поработать – делу время, а потехе час.

Совместимость шлема с рабочей платформой

На рынке существуют «закрытые» шлемы, которые можно использовать только с ограниченным контентом, а также есть шлемы, поддерживающие множество источников контента.

Первые будут актуальны для тех, кто уже владеет необходимым устройством той же фирмы: компании создают такие шлемы под свои приставки или смартфоны. Топовые гаджеты этого типа не уступают конкурентам в качестве «железа» и характеристиках, но ограниченное количество игр и программ – явный минус.

«Открытые» же модели позволяют использовать контент из множества разных источников, а ведущие компании уже объединяют усилия в работе над программным продуктом. Всё это ведёт к стандартизации технологий и огромному количеству контента для пользователя.

Звук

Да, мы выбираем шлем, который, в первую очередь, передаёт картинку хорошего качества с широким углом обзора. Но как вы себе представляете глубокое погружение в виртуальную реальность без идеального звука? Представьте себе потрясающее кинематографичное 3D изображение и ужасный двухмерный звук. Нет, это не виртуальная реальность.

Определённо выигрывают производители, которые уделили звуку особое место. У одних моделей можно встретить прокачанные наушники, у других – инновационные технологические решения. В любом случае, при выборе шлема виртуальной реальности этот параметр должен стоять далеко не на последнем месте.

Картинка и угол обзора

Раньше в торговых центрах стояли игровые автоматы, и многие играли в стрелялки в шлемах «виртуальной реальности». И мы помним, что изображение было ужасным, экран — маленьким, звук – искусственным — погружения там не было практически никакого. Разве что ничего не мешало боковому зрению из-за чёрного поля по периметру экрана.

Современные шлемы виртуальной реальности ушли далеко вперёд. Начнём с того, что угол обзора человеческого глаза по горизонтали примерно равен 160 градусам. Так вот топовые модели VR-шлемов выдают показатель 110 градусов! Вполне неплохо, учитывая то, что задействовано всё основное поле зрения глаза. Однако есть модели и с углом обзора 45 градусов. Так что обратите на этот показатель внимание.

Большинство производителей предлагают шлемы с полным Full-HD качеством и хорошим разрешением. Чем выше эти параметры, тем лучше.

Также на качество изображения влияют разные дополнительные фишки: частота обновления экрана, скорость отклика, формат основного дисплея и дополнительные сервисы по сглаживанию картинки.

Датчики движения

Куда же без них? Акселерометр и гироскоп – основа любой виртуальной реальности. Ведь как по-другому изображение будет подстраиваться под ваши движения? А ведь топовые разработчики пошли ещё дальше.

Во-первых, жилет — контроллер положения тела оператора, который считывает движения не только головы, а ещё и тела.

Во-вторых, фронтальная камера, которая следит за перемещением оператора в реальном пространстве. Благодаря ей можно не бояться врезаться в стену – а это большая свобода для игры.

В-третьих, контроллеры для рук, с помощью которых можно взаимодействовать с виртуальным миром. Игра с контроллерами точно будет покруче джойстика.

В-четвёртых, базовые станции, которые устанавливаются в помещении и благодаря которым движение тела оператора в пространстве отслеживается гораздо точнее.

Полный комплект – это по-настоящему круто. Круче только его цена.

Провода

И их длина. В идеале, конечно, без них, но такую возможность предоставляют не все модели. А ведь наличие проводов – это автоматическое ограничение в движениях. А у некоторых производителей длина провода меньше трёх метров. Это значит, что вам не только придётся ставить компьютер или приставку на стол, но и бояться этот самый провод задеть. Не особо весело, правда?

Вес шлема

Это немаловажный параметр: потаскайте на голове килограммовый гаджет часок — другой – всё сразу поймёте. И это не просто прихоть: такой шлем будет давать ощутимую нагрузку на шею и позвоночник, что вредно для здоровья. Поэтому выбираем наиболее легкий аппарат, особенно, если покупаем для ребёнка.

Головокружение

Да, это стоит вынести в отдельный параметр. Во время тестов VR-шлемов многие жалуются на эффект «морской болезни»: тошноту и головокружение. Особенно это чувствуется в шутерах. Но такой эффект бывает далеко не у всех, а у многих проходит уже со второго использования устройства. Поэтому не лишним было бы сначала протестировать разные шлемы (сегодня это несложно сделать в специальных игровых центрах), а потом уже выбрать оптимальный именно для вашего вестибулярного аппарата. Это особенно важно при покупке шлема для ребёнка.

Цена

Итак, вы почитали про потрясающие возможности VR-шлемов, вдохновились перспективой поиграть в любимые игры в виртуальной реальности (пока ещё вряд ли, но лет через 5 – скорее всего) или посмотреть кино при глубоком погружении (кстати, среди новейших экспериментальных разработок – внедрение запахов!), начали думать о покупке. Но подождите, сначала – финальный и для многих очень важный параметр – цена.

Если вы спросите про бюджетные модели, то мы вынуждены вас огорчить: сейчас бюджетных моделей на рынке нет. Поэтому вам стоит для себя решить: хотите ли вы просто смотреть фильмы и раз в месяц постреливать в монстров в шлеме стоимостью, как у топового смартфона? Или же вы готовы доплатить ещё минимум 300 долларов за улучшенное отслеживание движения головы, контроллер тела и джойстики?

Критерии выбора

Итак, параметров выбора шлема виртуальной реальности очень много. И подобрать идеальное именно для вас устройство можно, лишь пройдясь по всем характеристикам. Ведь даже с самой реалистичной картинкой может прийти «морская болезнь». А потрясающий звук может совмещаться с ужасной синхронизацией с вашими движениями. Так что выбрать идеальный VR-шлем не так уж просто. Но всё же мы попробуем выделить несколько групп шлемов, исходя из потребностей пользователей.

Если у вас есть смартфон или игровая приставка, разработчики которых предлагают специальный VR-шлем, подумайте тщательно. С одной стороны, вы будете ограничены в контенте. Но с другой, производитель, скорее всего, создаст уникальный контент специально для своего шлема. В обычных компьютерных играх, например, такая практика уже давно успешно используется. И ещё одним бонусом станет соотношение цена / качество: при более низкой стоимости шлем покажет не худшие результаты, чем его универсальные конкуренты.

Если вы хотите наслаждаться всеми достижениями виртуальной реальности с топовым универсальным шлемом, то смело выбирайте среди самых крутых моделей. К ним можно будет докупить и дополнительное оборудование вроде джойстиков и жилета.

Если вы хотите неплохой шлем, чтобы смотреть фильмы и играть на выходных с друзьями, берите гаджет из средней ценовой категории. Выбор велик, внимательно изучите характеристики, что мы описали выше.

Если вы начинающий «путешественник» по виртуальной реальности и сомневаетесь, стоит ли покупать VR-шлем, то советуем вначале попробовать специальный шлем-крепёж для смартфона. Вдруг вам не понравится?

На рынке представлены десятки шлемов дополненной и виртуальной реальности, которые позволяют изменить представление о просмотре видео, но лишь малая часть из них способна на нечто большое – обеспечить полноценное погружение в игровой процесс. Лидерами, и одновременно, главными конкурентами считаются HTC Vive, Oculus Rift и Sony PlayStation VR. Гаджеты обладают схожими характеристиками, но в то же время, отличаются друг от друга.

Oculus Rift

На момент написания статьи, компания производитель предлагает купить шлем Oculus Rift CV1 в комплекте с манипуляторами за $722. Отдельно можно приобрести четырехметровый кабель для подключения устройства ($99), чехлы для контроллеров ($36), фирменные наушники ($89). Также существует бюджетная урезанная версия Oculus GO, но её в расчет не берем.

Шлем оборудован дисплеем, выполненным по технологии OLED. Разрешение картинки: 2160 на 1200 пикселей. Пользователю предоставляется 110о угол обзора, что полностью покрывает возможности человеческого периферического зрения. Картинка обновляется с частотой девяносто герц, благодаря чему нивелируется тошнота и укачивание, характерное для ранних версий VR-гарнитуры. Собственной аппаратной части, отвечающей за воспроизводство графики, у аппарат нет, поэтому необходимо сопряжение с игровым компьютером.

Для взаимодействия с объектами внутри виртуального пространства используется фирменный контроллер Xbox One. Джойстик не придется покупать – он поставляется в комплекте.

Чтобы современные игры, такие как «Скайрим» или пятая часть GTA воспроизводились без лагов, гарнитуре необходимо мощный процессор, производительный видеоадаптер и хороший запас оперативной памяти. Например, связка из Core i5 4590 и Radeon R9 290, не менее 8 Gb ОЗУ. Если вы рассчитывали играть без приставки или ПК, то спешим расстроить – придется раскошелиться на игровой ноутбук или персональный компьютер, стоимость которого даже выше, чем у VR-шлема.

Сильные стороны платформы Oculus, и в частности, шлема Rift CV1 – статичные игры, в которых не предусмотрено физическое передвижение игрока. Подобных приложений и виртуальных аттракционов в магазине компании насчитывается около двух сотен. Учитывая то, что Facebook выкупил компании, активно работает над развитием виртуальной версии своей социальной сети, сомневаться в радужном будущем гарнитуры не приходится. Производитель сотрудничают с ведущими разработчиками компьютерных игр, что внушает оптимизм.

С другой стороны, модель CV1 имеет ряд недостатков: мало оригинальных и проработанных до мелочей игр, высокую цену, ограниченные возможности для передвижения геймера. Стоит ли сейчас прибор своих денег? Только если вы возлагает большие надежды на Цукерберга и Со.

HTC Vive

Цена на комплект HTC Vive в день написания обзора (7 декабря 2017) составляет $899. В комплект входит VR-шлем, стройки для сенсоров и набор контроллеров, для взаимодействия с виртуальной средой. Компания предлагает большой выбор аксессуаров за отдельную плату: чехлы, лицевые накладки, дополнительные сенсоры, треккеры для интеграции физических объектов в виртуальную среду, ракетки, беспроводной адаптер, запасные шнуры, вспомогательные манипуляторы и макеты оружия для шутеров. С уверенностью можно сказать, что детище HTC и Valve предлагает геймерам максимум для комфортного погружения в игровой процесс.

Технические характеристики Vive и CV1 схожи. У них одинаковые дисплеи и угол обзора. Они не работают без «игрового железа», причем требования к аппаратной части компьютера аналогичные. Тогда зачем платить больше, спросите вы? Всё дело в том, что HTC предлагает полноценное вовлечение в игру: расставленные по комнате сенсоры отслеживают ваши передвижения, а специальные треккеры, присоединенные к джойстикам, пистолетам или ракеткам, позволяют интегрировать вспомогательное оборудование в виртуальную реальность! Система распознает шаги, взмахи руками, уклоны и приседания, а руками можно делать отдельные манипуляции – передвигать предметы, делать броски, трогать цифровые объекты.

Чтобы игровому процессу ничего не мешало, а система работала корректно, нужно свободное пространство. Производитель рекомендует установить стойки с датчиками в комнате 4 на 4 метра. Другая проблема – ограниченный ассортимент игр, и те, которые доступны, придется настраивать самостоятельно. С другой стороны, сотрудничество с Valve обещает регулярное пополнение ассортимента. И все же, количество приложений и аттракционов для Vive больше, чем у конкурентов, но для самого современного VR-гаджета хочется большего!

Sony PlayStation VR

Самый дешевый аппарат в данном обзоре. По цене $399 гаджет кажется привлекательной покупкой, но так ли это на самом деле? Давайте разбираться. Качество картинки незначительно уступает предшественникам – сказывается меньшее разрешение. Угол обзора тоже несколько меньше – до 100 градусов. В техническом плане возможности гарнитуры сопоставимы с более дорогой Vive, и в некотором плане, даже превосходят разрекламированный Oculus.

Как и HTC, аппарат от Sony, предлагает игрокам свободно перемещаться в пространстве, испытывая более глубокое погружение в виртуальную реальность, чем в статичном положении тела. Частота смены кадров достаточная для того, чтобы исключить нежелательные последствия, такие как диссонанс между зрительными органами и внутренним ухом. Производитель предлагает докупить контроллеры Move и джойстик DualShock для взаимодействия с объектами внутри виртуальной среды. Настройки происходит элементарно: достаточно подключить гарнитуру к игровой консоли. Сопряжение с компьютером не предусмотрено.

Обратите внимание на то, что приставка PS4 и VR шлем PlayStation вместе стоят дешевле, чем игровой компьютер и любая гарнитура конкурентов. Кроме отличной эргономики, простой настройки и доступной цены есть еще одно весомое преимущество: Sony активно работает над портированием хитовых игр на собственную VR-платформу. С другой стороны, какой бы оптимизированной не была консоль, её графические возможности далеки от топовых ПК.