Создатель half life

Новая игра станет доступна 23 марта. Пользователи VR-гарнитур смогут купить новую Half-Life: Alyx в конце марта. Сейчас игра доступна для предварительной покупки. Студия сообщила, что со 2 марта начнет раздавать бонусы всем пользователям, которые купили гарнитуру виртуальной реальности Valve Index.

Ранее все игры вселенной Half-Life, выпущенные в Steam, стали бесплатными. Эта акция продлится до марта.

VR-игра Half-Life: Alyx станет полноценной новой частью серии. Главными героями VR-игры от Valve Index станут Аликс и Элай, действие Half-Life: Alyx происходит между первой и второй частями серии.

Игра будет доступна исключительно на гарнитурах VR, стоимость нового проекта составит 1 тыс. 85 рублей, сообщает «Лента».

Half-Life — серия компьютерных игр в жанре научно-фантастического шутера от первого лица. Основой сюжета большинства игр серии являются приключения физика-теоретика Гордона Фримена, который в результате инцидента в научном комплексе «Черная Меза» становится единственным, кто может спасти Землю от порабощения инопланетянами.

В качестве противников выступают различные виды существ из мира Зен, бойцы подразделения HECU, Черные оперативники и бойцы Альянса, которые используют преимущественно огнестрельное оружие, а также различные виды зомби — людей, зараженных хедкрабами.

Читайте также: Лучшие видеоигры за 10 лет: 12 плюс 1 хит и провал десятилетия.

  • Brutal Half-Life — После успеха Brutal Doom (элементы которого ID Software использовали в своём четвёртом думе, от оно как) какой-то хороший человек запилил нечто подобное для первой халфы. В комплект входят: больше крови, жестокости, повышенная сложность, новое оружие, новая система урона. Допиливается, но крайне неохотно, присутствуют баги.
  • Day of Defeat — тактический шутан в сеттинге WW2. Есть много разных классов, карты, в той или иной степени достоверности воссоздающие определённые исторические баталии, несколько режимов игры. Со временем стала самостоятельной игрой, перейдя с ModDB в стим. Есть версия Day of Defeat: Source на движке второй халфы, где убрали одну фракцию (британцев) и почти половину классов, зато наконец-то внесли какой-никакой баланс в игровой процесс.
  • Counter-Strike. Nuff said.
  • Team Fortress Classic — в представлении так же не нуждается. Стоит отметить, что игровой процесс очень приближён к оригинальному TF на движке первокваки и если сравнивать его с Team Fortress 2, то это как небо и земля. С выходом Fortress Forever утратил значительную часть аудитории по понятным причинам.
  • Crack-Life — геймплейно-сюжетный мод, наполненный квинтэссенцией того самого. Количество трэша стремится к максимуму, а если учесть внесённую долю эпика, получим то, что имеем. При этом концовка пробивает на целую бурю эмоций, а оружие, несмотря на его крайнюю трешовость (автомат, стреляющий по 64 пули в секунду или МПХ вместо пистолета) очень хорошо сбалансировано — даже получше, чем во многих современных ААА-проектах.
  • Half-Quake — серия психоделически-меланхолических проектов от разработчика под псевдонимом Muddasheep. По сути представляет собой садистский набор головоломок навеянных фильмом Куб и музыкой Мэрилина Мэнсона, Aphex Twin и прочих индастриал групп. Атмосферно похож на нигилистическую версию ада, но подходящие слова для описания найти проблематично, лучшим решением будет поиграть самому или глянуть видео с прохождением на тытрубе.
  • Cry of Fear — начинался как мод, закончил как отдельная сюжетная игра. Очень мрачная атмосфера и дикие сюжетные повороты включены. После прохождения (а иногда и в процессе) может последовать депрессивное настроение в течение длительного времени.
  • Sven Co-op — мультиплеерный мод заточенный под кооператив, один из первых мультиплеерных модов. Примечателен тем, что до сих пор активно развивается и имеет поклонников, однако на данный момент коммьюнити в основном состоит из школьников, скачавших его потому, что в комплекте идёт бесплатная халфа (разрабы давно спросили у Вэлвов разрешение на использование их кампании). В плане контента весьма разнообразен, вплоть до того, что многие сделали свой мини-кампании, образуя рекурсию.
  • Paranoia — годный мод от российских разработчиков под кураторством Дяди Васи Миши, впоследствии ставший отдельным standalone-игрой на самопальном движке xash3d. Повествует про русского солдата Калашникова из группы Альфа, который защищает и завод от внезапно напавших муслимов, и секретную исследовательскую базу от восставших зомби, и даже пресекает попытку кражу тайной информации от иностранных войск. В этой модификации можно побегать по армейской части, послушать там армейские песенки, пострелять в супостатов, исследовать местную фауну законсервированной подземной базы КРОТ-1 и в конце сбить перехваченный врагами вертолет. Во второй части была значительно улучшена графика (движок не голдсорс теперь) и рассказывается, что . Первая часть разрабатывалась еще с 2003 года и вышла в 2007 году, что еще сильнее ее роднит с похожей на нее другим долгостроем.
  • Half-Life 2

    Тут всё куда более скудно, но что поделать.

    • SMod — крайне нашумевший в узком кругу мод от анонимного японца, судя по всему, не совсем здорового. Представляет из себя суровый оверхол всего и вся, расчленёнку, кучу новых стволов и возможность добавления своих собственных, возможность редачить расположение объектов на картах без залезания в редактор, гибкие настройки через консольку, одним словом — кастомизация. По этой причине на его базе было сделано множество редакций, таких как например SMod Redux, SMod Tactical, SMod Realism, SMod Outbreak и так далее. По ряду причин большинство редакций (первые три в списке выше, например) — попытка запилить «тактический реализм» выходцами с гейбананы, а люди оттуда, как известно, имеют исключительно своё представление о том, что есть «реализм». Исходный код был написан на движке версии 2004 года, а исходники автор открывать не спешит, что в своё время вызвало бурления говн на форумах.
    • Argentum — TBD (ещё не вышедший) мод на вторую халфу, эпизоды и, теоретически, любой пользовательский набор карт, от отечественных разработчиков. Ирония в том, что, как писалось выше, большинство модов представляют из себя набор псевдосюжетных карт с минимальными изменениями игрового процесса, но тут дело обстоит обратным образом, поскольку мап-то новых нет, но реворкнуто и изменено почти всё: геймплей (чего стоит одна только новая система отдачи), звуковая сопровождающая (включая бодрый саундтрек), интерфейс, графоний, оружие, неписи. Исправлены некоторые оригинальные баги, добавлены свои собственные. Обещают кастомизацию всего и вся, как в моде выше.
    • Black Mesa (первоначально Black Mesa: Source) — попытка перенести первую халфу на движок второй. Делалась чуть ли не десять лет, после выхода реакция была неоднозначной: с одной стороны, сделано за столь долгий срок было крайне мало (вторая половина с ксеном так и не была перенесена), с другой стороны — сделано на крепкую пятёрку, и уже полностью готов Ксен с Нихилантом и Г-Мэном.
    • Cinematic Mod — попытка одного немца выжать максимум из движка Source и яркий пример того, как не надо делать подобные моды. Просранная атмосфера в лице небоскребов на заднем фоне в Сити 17, звуки треножников из Войны Миров с Томом Крузом, куча ненужной растительности, уродские новые модели у основных персонажей и Аликс в частности (но можно поставить оригинальные), школограффити и куча всякой ненужной хрени. При этом создаётся впечаление, будто Альянс после завоевания Земли начал её отстраивать заново словно Адвент из XCOM 2, а не гнобит людишек и не высасывает из них все соки.
    • Kayf-Life — упоротый российский мод «под Гоблина», меняющий озвучку и скины. В новом сюжете G-man, крупный наркоделец, нанимает наркомана Жору Фридмана для внедрения в Бобруйск-17, закрытый диспансер под тоталитарным правлением педиковатого доктора Брунькова и его мордоворотов. Мат, лулзы и пизженные треки Шнура с Пушным прилагаются. В 2011 году вышел ремейк, в котором есть новый гуй, клубная музыка и продолжение истории под названием KAYF-LIFE Page One, мода на HL2 Episode One. Ещё через шесть лет ремейк вышел снова, но уже разработчиками Argentum, где также была изменена музыка и гуй, а также добавлены фичи из Argentum. И ещё через год вышел в ранний доступ Kayf-Life Page Two.
    • MMOD — Довольно свежий годный мод, улучшающий картинку, освещение и кучу других вещей. Теперь стрелять стало еще приятней, можно целиться (в тех стволах, где было нельзя) оружие переработано и выглядит хорошо. Кнопочка перезарядки при полном магазине включает анимации, что довольно приятно. Также добавили электро-дубинку полицаев (доставляет юзать её в воде и получать не хилый урон). И еще появилась возможность снять стационарный пулемет и дрявить комбайнов где хочешь. У мода имеется гибкая и тонкая настройка всех свисто-перделок и прочего. В некоторых местах, которые к слову и в оригинале были красивые — в моде стали еще сочнее и глазоогразмирующими. Стоит попробовать, если хотите вспомнить старые времена, ибо тут нет всякого лишнего дерьма как в упомянутом выше синематике, читай аля правильный ремастер игры. Ставить можно на все эпизоды, даже на Lost Coast.
    • Quantum Paradox — ещё один TBD и тоже российский, под рабочим названием «Побег из Петербурга». Поиграться в демку дали только избранным. Хотя мод строится на движке для HL:A, большая часть текстур с модельками дёрнута с HL2.

    Сообщество

    В расовых русских интернетах коммюнити складывается на основе героического сайта half-life.ru, вернее, до сих пор живого форума на нем, а также тесно сопутствующего ему сайта hlfx.ru, и вычитается на основе официального hl-inside.ru. Старые члены сообщества также выпускают свои ростки в ЖЖ и более мелкие сайты/форумы, однако основная жизнедеятельность и смертеленство происходят именно на указанных выше ресурсах.

    Ненависть

    Несмотря на отсутствие видимых проявлений, между half-life.ru и hl-inside.ru пролегла бездна непонимания. Адепты первого обвиняют адептов второго в зацикленности на лицензионности копий игры, что абсолютно обоснованно, так как любые упоминания о пиратке или бета-версии там караются банным днём, а вторые проявляют истинно арийскую сдержанность по поводу наездов и невозбранно трут ссылки на half-life.ru и hlfx.ru в педивикии.

    hl-inside.ru

    Стоит сказать, что вообще форум hl-inside представляет собой нечто ужасное. Мало того, что он не обновлялся ровно с момента создания в 2001 году, так там ещё и запрещено вставлять картинки в сообщения через хостинги изображений, можно только присоединить файл через форум и он будет уныло болтаться в конце поста: админ объясняет это тем, что через код изображения на форум могут проникнуть злобные вирусы. Кроме того, на форуме отсутствует нормальная система репутации, хотя это, наверное, и к лучшему. Нельзя поставить юзербар. В общем, админы гордо отвергают все возможности, удобство современных движков и упорно сидят на vBulletin десятилетней давности. А для тех, кто ещё не понял, насколько большое внимание админы уделяют развитию сайта, приведём ещё один факт: FAQ-и и заголовки многих важных тем не обновлялись аж с момента выхода Half-Life 2 (2004 год), и содержащаяся там информация нередко полностью противоречит актуальной на сегодня или состоит из мёртвых ссылок.

    «

    Таких хуев с завышенным ЧСВ вы мало где найдете. Они позиционируют форум как исключительно свою собственность, забывая, что его предназначение — общение других людей. Им наплевать на любые ваши предложения, OVER 9000 шуток они воспринимают, как флуд.

    «
    — Несправедливо забаненные об админах

    Апофеозом маразма однажды стал спор в теме о российской армии, в которой господин администратор писал несколько постов подряд, нагло ругался, пользовался своей админской вседозволенностью, и под конец забанил одного человека просто потому, что не смог доказать ему свою точку зрения. Впрочем, следует добавить, тот самый забаненный отличился тем, что срывал покровы и рассказывал про миллиард расстрелянных лично Сталиным в той самой теме, чем вызвал лютую ненависть того самого господина администратора.

    Но даже это меркнет по сравнению с тупостью тамошних юзеров. Безусловно, на форуме есть толковые люди, но 95% его населения — толпа фанбоев с ФГМ, ЧСВ и всем, чем только можно. Порой дети начинают заниматься фаллометрией и кричат на весь форум о том, у кого больше лицензионных игр от компании Бука™. В связи с этим форум легко троллится — достаточно создать тред про пиратку, и уже через пару минут школьники сообщат вам, что вы не Ъ-фоннат HL, если у вас нет купленной на родительские деньги лицензии, и что Гейб Б-г вас покарает за это. И действительно, через час приходит Б-г в облике модератора и выпиливает весь десяток страниц срача.
    За упоминание украденной бета-версии HL2 вас также обзовут еретиком и сожгут на костре, хотя достоверно известно, что в эту самую бету играли сами модеры и писали о ней статьи.

    В 2003 году злейший модератор инсайда — ProvocatoR — почтил своим визитом хл.ру, где доставил кучу лулзов посетителям, жалуясь одним модерам на других, а админам пообещав лучи поноса. Эпичное шествие будущего модера по форуму закончилось баном.

    • Алсо, есть чат в стим-группе сайта, населенный в основном троллями, посетителями имиджборд, военами и просто идиотами, и посему — доставлявший, а ныне, как и все в этом мире, скатился в сраное говно.
    • Есть группа людей, выступающих против ненавистного вышеупомянутого минготно-хедкрабо-унылого сообщества. Именуют они себя весьма пафосно — Anti-Inside, в которую вступают обиженные инсайдом хорошие халферы.
    • На самом сайте не нужна регистрация для оставления комментариев к новостям, что регулярно выливается в полное засирание комментариев троллями. Несмотря на это, администрация продолжает игнорировать просьбы посетителей о введении регистрации, предпочитая выгребать тонны говна из комментариев и раздавать баны по IP на месяц или около того.

    hl2dmu.ru

    Учебник по расово верной игре Half-Life 2 DeathMatch, и в то же время — самое крупное HL2DM-сообщество в рунете. В начале своего существования представлял копипасту http://hl2dm-university.com/, но позже был переделан. Доставляет постоянными срачами и драмами (а как же, мультиплеер подразумевает перманентную фаллометрию между игроками). Сделан на юкозе, за что в начале 2009 был зверски выпилен троллем-неудачником. Тем не менее, имеет нешаблонный дизайн и даже нормальный домен http://hl2dmu.ru/.

    Его реинкарнация живет тут: http://hl2dm.pro/

    Ещё сообщество

    Так уж получилось, что одно из многочисленных сообществ Халф-задротов тёплым осенним днём 23 сентября доставило немало лулзов всем православным обитателям Луркморья. Дети с быдлофорума решили, что придумали величайший мем Half-Life всех времён и народов, и попытались зафорсить его в уютненьком (речь идет о «Green Titizen», простой опечатке). Форсинг сопровождался настолько феерическими примерами ЧСВ, что анонимус не выдержал и порейдил форум в ответ. Результатом стала деанонимизация SupLisEr’а и мегатонны лулзов в процессе.

    HL1 vs. HL2

    Некоторые школьники считают, что HL1 построена на движке Quake 2, но на самом деле это не так. Хотя бы потому, что работы над HL начались задолго до появления Q2.

    Mногие модмейкеры презрительно смотрят на Source-движок и продолжают использовать пятнадцатилетний движок HL1, убеждая всех, что на его основе можно сотворить нечто более винрарное, чем на Source, на что получают ответ в виде молчаливого показывания пальцем в сторону Unreal Engine 3 и idTech5. Тем не менее, есть и вполне серьёзные причины не использовать Source: технология Steam, используемая для распространения продукции Valve, требует немухосранского подключения к интернетам, в том числе и для работы с редактором. Данная трудность послужила толчком к уходу некоторых фигур в работу с другими движками. К тому же при маппинге одним Хаммером, как в случае с движком HL1, не обойдёшься.

    И внезапно оказалось (прокачанные анонимусы могли это сразу заметить), что Source движок, это сильно переработанный и допиленный движок GoldSrc .

    Кино

    Русская экранизация Побег из Сити-17 То же, с русскими субтитрами Еще одна безблагодатная любительская короткометражка Вторая часть побега

    Уже снимают кино, только любительское. Пара аффтаров, запасясь 500 баксами, сняли коротенькое кино, которое ввело в ступор даже Valve. В нем рассказывается, как пара повстанцев бегут из City-17 и мочат направо и налево всех представителей власти аки супермены всем, что попадается под руку, и, кстати, легендарной фомкой тоже.(спойлер: Один из героев — Адриан Шепард.) Данный фильм послужил шаблоном для большинства последующих авторов, в результате мы получили не одну безблагодатную и безыдейную короткометражку о том, как стереотипные повстанцы бегают по стереотипным свалкам от стереотипных солдат. Ко всему добавляется также явное нежелание создателей хотя бы мельком просмотреть ту же овервики или просто ещё раз перед съёмками пройти игру не на скорость.

    Кстати, практически вообще не было слухов о том, что Голливуд экранизирует эту игру, но БигГейб упорно, чуть ли не выдавливая из себя коричневых друзей, заявил, что «кина не будет, пока я жив!», несмотря на эпичность её во всём мире, что довольно странно. И таки довольно хорошо. Но Уве Болл не дремлет…

    В качестве панорамы города в ролике использована Рига — справа налево: Домский собор, Св. Петр, вантовый мост, Сведбанк и Дом Печати. В центре первого панорамного кадра — павильоны на Центральном рынке (бывшие ангары для цеппелинов).

    В 1999 по заказу издателей первой Халфы, Сиерры, был снят (очень) короткометражный фильм «Half-Life: Uplink», о журналисте, который залез в Блэк Месу, чтобы запечатлеть неведомую хуйню, которая там творится. Хотя 99% времени этот профессионал снимает только свою морду лица (всплыла в интернетах).

    Алсо, Гейб Ньювелл заявил, что если фильм по игре и будет снят, то этим должна заниматься исключительно сама Valve. пруф — http://www.ht.ua/news/96097.html

    В 2019 году вышел фильм «Captive State» (надм. — «Битва за Землю»), сюжетно явно напоминающий вторую часть.

    Реалии

    Фримен на коллайдере. G-мен там же.

    В 2008 году, при постройке LHC (Большого Адронного Коллайдера) ВНЕЗАПНО выяснилось, что личность Г.Фримена чуть более чем эпична. Камера показала, что Фримен принимал-таки участие в создании сего мегадевайса, что само по себе доставляет. Затем появились эти фотографии.

    На самом деле, Гордон Фримен изучал физику только в прошлом. Теперь он — археолог.

    В действительности, ракетная база Black Mesa находится на юго-востоке Юты. Использовалась с 1963 по 1971.

    22 июня под Чёрными холмами (Black Hills) в Южной Дакоте официально начала работу Сэнфордская подземная лаборатория… Официальный сайт её щеголяет внушительным адресом. Хотя переоборудование шахты в лабораторию ещё только началось, всё подозрительно напоминает. Nuff said.

    Доктор Айзек Кляйнер, скрываясь под личиной простого ученого, работает в российском институте (), правда тематика несколько иная, но мы-то знаем, что без работ в области криогеники и низкотемпературной теплофизики никакой телепорт не построить.

    Алсо, сладкая парочка Илай и Моссман, IRL теперь работают на «проект Венера» под конспиративными именами. Также известно, что глава этого «достопочтенного» сайта тоже очень походит своим лицом на Фримена.

    Троллинг фанатов

    Основные точки контакта для первой части:

    • Костяк команды разработчиков родом из мелкомягких, как и сам Гейб
    • Движок заимствован у Quake, отчего и лимиты сидят на уровне 96-го года
    • Сама идея игры почти полностью заимствована из старого Дума-1: те же эксперименты по телепортации, тот же портал в другой мир, тот-же герой-одиночка и борьба с монстрами. И в отличие от дума, тут упор был сделан на сюжет, а не на играбельность.
    • Unreal вышел раньше
    • Сабж безумно популярен не в последнюю очередь из-за Counter-Strike

    Особый смак можно извлечь из троллинга мододелов, в 2010 годы делающих моды под эту игру, но необходимо знание матчасти.

    Для второй части:

    • Утверждение, что пиратка работает нормально, но подключение к инету при каждом запуске не требует (особо хорошо, но недолго, работает на hl-inside.ru)
    • Сравнение с Doom 3
    • Сравнение с первой частью не в пользу второй
    • Упоминание очередного Unreal’а
    • Мыльность оперы (эпизоды, да-да)
    • Написание имени Аликс как «алекс». Куча grammar nazi гарантировано!
    • Если в Half-life 2 посмотреть на табличку которую держит Кляйнер когда читает изменения в костюме. Можно заметить имя костюма MARK-5. Фанатам Железяк бурление говн обеспечено.

    Галерея

    • Фейк Half-Life 3, датированный 2005 годом

    • Баг в исполнении скриптов

    • Фримен перепутал Тбилиси с City-17

    • Некоторые из героев

    • Шапка-хедкраб

    • Фриманка. А ещё ей можно гвозди выдергивать

    • Русский хэдкраб

    • Вместо тысячи слов

    • Комикс «Stupid Scientist Story» сделан в православном Paint

    • Хэдкраб IRL

    • Хэдкраб IRL v.2

    • Хэдкраб IRL v.3

    • На тему Episode Three

    • Русский Фримен борется с комбайнами копирастами

    • Замечен и в Call Of Duty

    • Вдохновение для видеоигр

    • Гордон Фомкович Фримен

    • Небыдло-медик и быдло-инженер в команде Шепарда

    • Так вот какой он

    • Срыв покровов с молчаливости

    • Вот и поговорили

    • Полубомж

    • Разработчики Сталкера вдохновлялись «Халфой»

    • Сам

    • Возможный прототип Джимена из мультика «Тяжёлый митол»

    • Халфа головного мозга. Наш ответ пастафари

    Видео

    Полная расстановка точек над домыслами школьников Феерическая расстановка точек над домыслами школьников Актёры и декорации Пасхалки HL2
    Мысли Фримена История брата Фримена Задротское прохождение первой «Халфы» Задротский no-damage ран
    Задротское прохождение второй «Халфы» Задротское прохождение Opposing Force Задротское прохождение Blue Shift HL3 трейлер фан-мейд
    HL3 геймплей фан-мейд Время неумолимо Обзор Half-Life 1 и 3 аддонов

    Алсо

    Первая серия

    • Есть комикс «Concerned: The Half-Life and Death of Gordon Frohman», созданный фанатом игры Кристофером Ливингстоном: часть 1, часть 2.
    • Freeman’s Mind (разум Фримена) — серия роликов, представляющая собой Half-Life с озвученными мыслями Фримена. Алсо, разум Шепарда не менее доставляет.
    • Менее эпический, но весьма доставляющий сериал Civil Protection (аки Гражданская Оборона), который смастерил Росс Скотт (создатель Freeman’s Mind).
    • Beyond Black Mesa (надм. По ту сторону Черной Мезы)
    • Комикс на русском языке о житие 2-х барнаклов.
    • Прощай, Гордон, или Почему не стоит ждать Half-Life 3
    • Как-то фанаты довели со своими шутками про HL3 до алкоголизма Гейба Ньюэлла
    • Фрагмент HL 1 засветился в сериале Lost, s01e21.
    • Пранк на тему Half-Life 2

    См. также

    • Half-life.ru — клуб почитателей ХЛ и любителей работать монтировкой. Основное пристанище ХЛ1-моддеров в Рашке.
    • Counter-Strike
    • Portal
    • TF2
    • Garry’s Mod
    • Left 4 Dead

    Ссылки

    • Весь СПГС по вселенной HL, сведённый в одну вики
    • Русская вики, долгое время пребывавшая в полумёртвом состоянии и наконец-то ожившая
    • Московская история HL. Вылазка в Цитадель
    • Башорг по теме: 396639, 141314, 395831
    • Статья о сабже на Нетлоре

    Примечания

    1. Создатели данного шедевра настолько суровы, что запилили свое детище на движке еще первой Халфы, причем сам движок при этом настолько обшаманили, что уровень графики в игре вполне сопоставим с ранними поделками на Source.

    Он явился на бой позже всех, но никто не сказал и слова. Деловито зарядил защитный костюм от ближайшей розетки, вымученно улыбнулся и фомкой выдернул из темного угла насмерть перепуганного морпеха. Толкнул плечом коренастого детину в красной с белым рубахе. Жестом одобрил реактивный ранец темноволосой красотки. С уважением взглянул на хмурого мачо с окровавленным колометом. Подошел к барьеру. Поправил очки.

    И рассмеялся. Громко. Заразительно. Потому что последний.

    Человек года

    Шесть лет назад мы покинули Гордона Фримена в темном вагоне метро, сделав выбор, навеки изменивший всю его жизнь. Физик, показавший миру, каким бывает настоящий «киношный» шутер, вернулся без объяснений, молча ступил на вокзальный перрон и с головой окунулся в обшарпанную реальность постсоветского тоталитаризма.

    Тесные дворики поздней «сталинской» застройки с насквозь проржавевшими качелями, клочья грязно-желтой краски на стенах, поросшая бурьяном окружная железная дорога, бесхозные «Жигули» в пустынных тоннелях и ощерившаяся трубами промзона… Здесь царит дух оруэлловщины, в глазах рябит от фотовспышек вездесущих сканеров, а с гигантских экранов льется классический душ для мозгов.

    City 17, коллективный портрет всей Восточной Европы, променял социализм на иго пришельцев из соседнего измерения. Где бы вы ни были, отовсюду видна Цитадель. Эта массивная, внушающая благоговение стела, чей шпиль теряется в стратосфере, не просто возвышается над миром; она растет, ежечасно подминая под себя кварталы и улицы уродливыми металлическими ступнями.

    Valve сменила низкие потолки лабораторий «Black Mesa»1 на пейзажи под открытым небом, оставив в неприкосновенности идею замкнутого пространства. На протяжении четырнадцати глав мы гуляем по канализации, заброшенным заводам, кладбищу кораблей на берегу обмелевшего моря, полуразрушенным «спальникам», тюремным застенкам и мрачной, почти готической деревушке Рейвенхолм, но в итоге все равно возвращаемся на привокзальную площадь, дабы увидеть, как огромное лицо злого доктора Брина разбивается о восхитительно выпуклую брусчатку.

    Гравитационная постоянная, или Physics is phun

    Для проекта с шестилетним сроком создания Half-Life 2 на удивление скоротечна. Четырнадцать глав, перетекающих друг в друга, точно ртуть, проносятся перед нами за десять часов. Разработчики четко знают, когда следует двигаться дальше, как будто они вымеряли геймплей с секундомером в руках: эпизоды заканчиваются, едва успев надоесть, уступая место совершенно иным заданиям. Подобно TRON 2.0 и Tribes: Vengeance, игра искренне заботится о том, чтобы игрокам не было скучно, вытаскивая из шляпы все новых и новых кроликов.

    Поездка на багги, разбавленная рискованными пешими прогулками, сменяется забавным командным экшеном в исполнении муравьиных львов. «Зачистка» квартир и подвалов превращается в крупномасштабные народные беспорядки с участием смертельно опасных страйдеров, чьи вопли сочно резонируют в сабвуфере и оконных стеклах. Еще недавно мы резали дисками толпы безмозглых зомби, а теперь прыгаем по дрожащим опорам моста в надежде успеть до ящика с ракетами прежде, чем нас прикончит босс-вертолет. Побег из тюрьмы внезапно переходит в серию «оборонных» фрагментов, где залог победы — грамотная расстановка турелей, а в финале правила и вовсе лопаются по швам, обнажая умопомрачительно залихватскую пробежку по Цитадели.

    Half-Life 2 гораздо старомоднее, чем кажется. Снова, как и в 1998-м, нас катают по рельсам, загоняют в коридоры «невидимых стен» и время от времени поторапливают нагловатым «респауном» далеко не самых умных врагов. Тут бы надо возмутиться, вышвырнуть все пять дисков в окно и разбить палаточный лагерь возле офиса Valve, но… не хочется.

    Вся соль — в разнообразии. Покажите человеку хороший дизайн уровней, дайте ему 11 видов оружия, каждый из которых обязательно пригодится в ходе путешествия, приправьте видеоряд богатым звуком, и вот уже не Фримен, а игрок уклоняется от пуль спецназа. Именно поэтому HL2 заслуживает сравнения с вагонеткой Индианы Джонса из «Храма судьбы», а Doom 3 и Far Cry — с сонными подмосковными электричками.

    Кроме того, Valve первой удалось добиться стопроцентной отдачи от физического движка Havok. Желатиновые трупы, катающиеся по полу бочки и разлетающиеся обломки ящиков, ставшие непременным атрибутом любого мало-мальски приличного шутера, после 16 ноября — больше не писк моды. В HL2 приходится вспоминать простейшие законы механики, а не искать особо незаметные рубильники. С помощью подручных средств мы поднимаем рампы для разгона глиссера, собираем стопки из картонных коробок, чтобы разграбить помеченную лямбдой «секретку», и ходим по радиоактивной жиже, перекладывая с места на место вовремя прихваченную деревянную тару.

    Самое интересное начнется позже, когда Гордон получит gravity gun, способный переносить, притягивать и отталкивать объекты. Жалко тратить патроны на «жителей» Рейвенхолма? Возьмите лезвие циркулярной пилы и запустите его в супостата, порезав уродца на две аккуратных половинки. Замучила турель? Мощным импульсом сбейте нахалку с ног и полюбуйтесь на истерику поваленного устройства. А уж как приятно видеть свисающего с потолка «языка», поперхнувшегося пылающей бочкой бензина!

    На сладкое нам подарят улучшенную гравипушку, но приличия требуют о ней умолчать. Грешно портить такие сюрпризы. Спешите видеть!

    Щупальце, которого не было

    А вот историю, как ни крути, высмотреть не удается. Тонкая, словно масляная пленка на луже, она живет в параллельной реальности, иногда проявляясь в виде персонажей, уязвимых только на сложности «Hard». Второстепенные герои — Аликс, бывший охранник Барни Калхун, пастор Григорий — выходят на сцену исключительно в указанных местах, отвешивают очередной пинок сюжету и растворяются на заднем плане, оставляя авторам достаточный простор для доброй дюжины дополнений.

    В принципе, события HL2 можно уложить в одну-единственную фразу, не упустив при этом ни одного важного поворота. Где затерялись сотни страниц сценария, упомянутых Гейбом Ньюэллом (Gabe Newell) в интервью сайту GameSpot — там же, где бесследно пропали лиловое щупальце, пронзавшее охранника в рекламном Е3-ролике, уровни из украденной прошлой осенью альфа-версии, достоверный до последнего болтика танкер «Бореалис» и хитроумная ловушка с бревном-на-канатах?

    Безукоризненная синхронизация движений губ с речью, естественная реакция на наши действия… Valve правильно вложила треугольники, сотворив не пластиковых пупсов, но настоящих людей, наделенных потрясающей мимикой и живыми глазами, и не сумела реализовать и десятой доли потенциала своей новаторской технологии. Диалоги, общей продолжительности которых хватит максимум на пару миссий No One Lives Forever, не позволяют виртуальным «актерам» показать свои способности в полной мере, а о драматизме авторы вообще вспоминают лишь под занавес шоу. Эй, мистер Лейдлоу (Marc Laidlaw), где ваш хваленый писательский дар?

    И дело не в растраченных попусту возможностях, а в отсутствии у Valve желания ответить хотя бы на простейшие (и очень старые) вопросы. Конечно, сиквел не обязан все разжевывать, но Half-Life 2 набрала воды в рот и молчит, с каждым днем порождая все больше диких теорий.

    G-Man и Фримен — кто они на самом деле? Что случилось в «Black Mesa»? Кем являются «Combine» и для чего им понадобилась Земля? Почему с ними сотрудничает доктор Брин? С чего вдруг некогда враждебные вортиконцы стали лучшими друзьями человечества (а заодно обрели чувство юмора)? Вы можете пропахать City 17 с микроскопом в руках, но не найдете и крохотного намека. Финальная речь Чиновника, призванная расставить все точки над «i», звучит так, будто он извиняется перед нами за короткий, нелепо скомканный сторилайн, и жирное многоточие вместо развязки.

    Погаснет последний кадр, по экрану поползут титры, а мы будем по-прежнему в миллиарде световых лет от раскрытия тайны, обманутые, расстроенные, но все же удивленные тем, как ловко нас надули.

    О том, что можно сделать с GeForce4 MX

    Обман населения поставлен на широкую ногу. Source Engine лишен причудливых теней Doom 3, а его самая крупная карта едва ли накроет одну шестую любого куска джунглей Far Cry, но зато он знает толк в шейдерах и хороших фототекстурах, придающих картинке грубую приземленность действительности.

    Потускневшая краска на бампере автомобиля, блики тусклых фонарей на неспокойной поверхности подземной речушки, натуралистичный мусор в полуразгромленном доме — из таких мелочей соткана атмосфера Города номер 17, заполняющая сюжетный вакуум. Здесь нет крикливых оттенков, а глянцевый бамп-мэппинг, из-за которого в иных играх кажется, что всё облили подсолнечным маслом, использован строго по назначению.

    Source Engine шустро работает даже на таком антиквариате, как GeForce4 MX. Добротная оптимизация под многие видеокарты и процессоры, отлаженный, как дорогие швейцарские часы, программный код, и трюки с детализацией удаленных объектов творят истинные чудеса. О зрелищных спецэффектах, доступных с DirectX 8 и выше, можно смело забыть, но HL2 все равно смотрится симпатично. А мультиплеер, закаленный в горниле бета-тестирования Counter-Strike: Source, и всемерная поддержка модификаций (пусть и через трижды проклятый Steam2) дают все основания верить в светлое будущее «полураспадного» движка.

    Road trip

    Half-Life 2 — игра, где важен не результат, а процесс. В конце нас обведут вокруг пальца, крепко посадив на крючок с цифрой «3», да и весь сценарий без труда умещается на носовом платке… Но стоит ли горький привкус разочарования десяти часов безостановочного, яркого, захватывающего душу и сердце экшена экстра-класса?

    О да.

    1Неизвестный гений, отвечавший за русский текст игры, не мудрствуя лукаво, выдумал дикое словосочетание «Черная Меза» (хотя «mesa» — отнюдь не родственница межи, а столовая гора). Этот же гражданин ухитрился нафаршировать локализованную версию субтитров тоннами позорных ляпов и, пардон, «ламерских» опечаток. Редакция AG полностью разделяет мнение компании «Софт Клаб», отказавшейся выпустить Half-Life 2 в комплекте с этой жалкой, непрофессиональной пародией на перевод.

    2Параноидальная Valve жестоко наказала всех, кто еще не обзавелся доступом в Интернет, — без него «лицензионку» запустить невозможно. И почему в России так популярны пиратские версии? Хм… дайте подумать…