Слов в минуту

Что такое средняя скорость чтения и от чего она зависит

Сколько слов вы способны прочитать за минуту? Это и есть ваша примерная скорость чтения. Среднестатистический взрослый человек читает около 180 слов, то есть 1 книжную страницу за полторы-две минуты.Это немного. И свидетельствует о том, что техника у многих страдает.

Для примера обратимся к прошлому: раньше люди читали гораздо быстрее, и скорочтению учились самостоятельно. Например, Наполеон за минуту мог прочесть 2000 слов, а Бальзаку для того, чтобы полноценно насладиться 200-страничным романом, хватало получаса. Да что я все о зарубежных мастерах! Максим Горький в минуту читал 4000 тысячи слов!

Правда, стремясь увеличить уровень образования, многие стали возвращаться к изучению печатных изданий и стараются повысить скорость восприятия текста.

От чего же зависит, насколько быстро вы усваиваете полученную информацию? В первую очередь, конечно, от мастерства, попросту говоря, от того, насколько часто вы этим занимаетесь и пытаетесь ли совершенствовать технику. Второе – характер текста: научные труды какого-нибудь ученого, пусть даже очень увлекательные, вы вряд ли прочтете так же быстро, как и новую книгу о любимом Гарри Поттере.

Скорочтение

Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту, по опытным исследованиям средняя скорость равняется 201 слову в минуту (при разбросе значений от 60 до 378) при среднем проценте усвоения 52. Под скорочтением понимают способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту. Существуют способы скорочтения, позволяющие достичь и более высоких скоростей, более 1000 слов в минуту, однако это вызывает очень значительное снижение понимания материала и скорее подходит под термин «просмотр», нежели «чтение». Тем не менее, для многих видов литературы, не требующих усвоения подробностей, скорочтение вполне подходит. Скорочтение также играет важную роль в увеличении производительности труда в некоторых отраслях, например, для управленческого персонала.

Считается, что некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.

Основные навыки скорочтения

  • Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста; выработка навыка распознавания слов прямо по их визуальному типографическому образу, минуя внутреннее звуковое распознавание. Для подавления субвокализации обычно применяются методики, направленные на отвлечение внимания во время чтения.
  • Устранение «регрессий» — возвратных движений глаз при чтении, перечитывания предложений и абзацев. Данный навык тесно связан с развитием памяти.
  • Расширение поля зрительного восприятия. Существуют специальные упражнения (например, с таблицами Шульте), направленные на улучшение периферического зрительного восприятия. Благодаря этому навыку за одну остановку взгляда тренированный читатель может охватить большее количество слов, вплоть до целой строки. Чем меньше переводов взгляда по строке делает читатель, тем выше скорость чтения и меньше утомляемость. При тренировке быстроты чтения необходимо учиться воспринимать строку текста за всё меньшее и меньшее количество переводов взгляда. Вначале удобно учиться этому на газетах с узкими колонками текста.
  • Концентрация внимания — удержание внимания на чтении. Для усиления концентрации чтение сопровождается подавлением внутреннего диалога и снижением реагирования на внешние раздражители.
  • Поверхностное чтение, просматривание — это умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте, обладающем малой информативной плотностью. Для развития этого навыка применяется конспектирование, составление блок-схем, карт памяти, а также упражнения по пониманию смысла всего предложения при прочтении лишь его части. Этот навык является самым сложным в освоении, поскольку затрагивает сразу многие познавательные процессы.

Почему приложения для скорочтения не приносят никакой пользы

Используете свой смартфон, чтобы научиться читать быстрее? Заменили традиционные методики популярными приложениями? Вынуждены вас огорчить — это решение, скорее всего, было ошибочным.

Результаты последних экспериментов доказывают, что даже такая интересная штука, как Spritz, не способна сделать чтение более эффективным. Почему это приложение на деле не работает? Сейчас расскажем.

Читать «Войну и мир» со смартфона, пожалуй, не лучшая идея, но вполне реализуемая. Такую возможность пользователи получили благодаря приложению Spritz. В последнее время оно наделало много шума, особенно после заявления Samsung о предустановке приложения на Galaxy S5.

Принцип работы Spritz прост: приложение разбивает текст на отдельные слова и по одному показывает их читателю, концентрируя его внимание на середине слова. Таким образом, время, которое при обычном чтении тратится на движение глаз, сводится к минимуму. В основе этой технологии лежит так называемый метод быстрой визуальной последовательности (Rapid serial visual presentation, или RSVP). Как утверждают разработчики, с его помощью Spritz ускоряет процесс чтения без ущерба для понимания. Вы получаете возможность читать со скоростью до тысячи слов в минуту. При этом размер экрана не имеет никакого значения: приложение идеально подходит даже для небольших устройств, например, умных часов.

Однако новое исследование показало, что эта идея слишком уж хороша, чтобы быть правдой. По крайней мере, если вы хотите понять прочитанное. Действительно, стоит ли пытаться изменить фундаментальные познавательные процессы ради каких-то гаджетов?

Даже если вы использовали бы Spritz просто для чтения твита, вы не поняли бы сообщение так же ясно, как при неторопливом и вдумчивом чтении этих 140 знаков.

Элизабет Счоттер

Элизабет Счоттер, ученый-психолог из Калифорнийского университета, Сан-Диего, собрала 40 добровольцев из числа студентов и провела небольшой эксперимент. Она наблюдала, будет ли снижаться уровень понимания текста, если препятствовать непроизвольному возвращению глаз к отдельным отрывкам — этот процесс называется регрессией. Он занимает приблизительно 10—15% времени чтения.

Результаты исследования оказались следующими. При нормальном чтении у студентов уровень понимания текста оставался одинаковым, независимо от того, фиксировалась ли регрессия или нет. Это подтверждает, что нашим глазам иногда нужно второй раз взглянуть на фрагмент для его осмысления. Когда же слова быстро сменяли друг друга и участники эксперимента не могли к ним вернуться, понимание текста ухудшалось. Такой эффект наблюдался при чтении как очень простых предложений, так и замысловатых фраз. «Результаты нашего эксперимента наглядно демонстрируют, что читателям очень важно контролировать движения своих глаз для понимания прочитанного», — пишет автор.

Особенность технологии, используемой приложением Spritz

Spritz стал одной из самых обсуждаемых попыток использования метода RSVP. С ним экспериментировали еще с 1970 года, однако о применении для скорочтения заговорили совсем недавно — из-за потребности в новых методах чтения на маленьких экранах. Сейчас в Интернете можно найти еще один сервис с похожим на Spritz функционалом, который называется Spreeder.

Представительница компании-разработчика Spritz Лоуэлл Эшен утверждает, что еще никому не удавалось воспроизвести принцип работы этого приложения в точности. Ведь только Spritz выделяет оптимальную точку распознавания каждого слова. Она становится своеобразным указателем для глаз и помогает мозгу быстрее расшифровать увиденное. Создатели Spritz преподносят эту технологию как «новый взгляд на чтение». По их словам, команда трудилась над ней в течение трех лет и может представить любые доказательства своих научных разработок.

Элизабет Счоттер, автор описанного выше эксперимента, не верит этим маркетинговым заявлениям. «Они утверждают, что занимаются наукой, но фактически еще ни разу не показали этого, — говорит Счоттер. — Создатели Spritz не совершили никакой революции. Возможно, они лишь немного доработали метод RSVP, но он все еще остается недостаточно действенным».