Скуд на ардуино

Обзор RFID модуля RC522

Радиочастотная идентификация (RFID) — это технология бесконтактной идентификации объектов при помощи радиочастотного канала связи. Идентификация объектов производится по уникальному идентификатору, который имеет каждая электронная метка. Считыватель излучает электромагнитные волны определенной частоты. Метки отправляют в ответ информацию – идентификационный номер, данные памяти и пр.

Рисунок 1. RFID модуль RC522

Преимущества технологии RFID:

  • бесконтактная
  • возможность скрытой установки меток
  • высокая скорость считывания данных
  • возможность установки во вредных средах
  • невозможность подделки

Существует большое разнообразие RFID-меток. Метки бывают активные и пассивные (без встроенного источника энергии, питаются от тока, индуцированного в антенне сигналом от ридера). Метки работают на разной частоте: LF (125 — 134 кГц), HF (13.56 МГц), UHF (860 — 960 МГц). Приборы, которые читают информацию с меток и записывают в них данные, называются ридерами (считывателями). В проектах Arduino в качестве считывателя очень часто используют модуль RFID-RC522 (рисунок 1). Модуль выполнен на микросхеме MFRC522 фирмы NXP, которая обеспечивает работу с метками HF (на частоте 13,56 МГц). В комплекте с модулем RFID-RC522 идут две метки, одна в виде карты, другая в виде брелока.

Подключение модуля к плате Arduino

Рассмотрим подключение модуля к плате Arduino. Нам понадобятся следующие детали:

  • плата Arduino Uno
  • плата прототипирования
  • модуль RFID-RC522
  • RFID метки диапазона 13,56 МГц
  • провода

Подключение модуля RFID-RC522 к плате Arduino по будем производить по схеме соединений на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема соединений для подключения RFID модуль RC522 к плате Arduino

На платах Arduino есть разъём ICSP. Он используется для работы по интерфейсу SPI. Назначение контактов разъёма ICSP представлено на рисунке 4. Поэтому можно для соединений использовать контакты разъёма ICSP.

Рисунок 4. Распиновка разъёма ICSP Arduino для интерфейса SPI

Для программирования модуля будем использовать arduino-библиотеку MFRC522, которую можно скачать на github (https://github.com/miguelbalboa/rfid). Загружаем на плату Arduino скетч из листинга 1 для получения типа метки и ее UID (уникального идентификатора).
Листинг 1 // Скетч к обзору модуля RFID RC522 // Вывод UID и типа метки // 3d-diy.ru // Подключение библиотек #include <SPI.h> #include <MFRC522.h> // контакты const int reset 9 const int ss 10 // Создание экземпляра объекта MFRC522 MFRC522 rider(reset, ss); void setup() { // запуск Serial Serial.begin(9600); // запуск SPI SPI.begin(); // инициализация MFRC522 rider.PCD_Init(); } void loop() { // Ожидание if ( ! rider.PICC_IsNewCardPresent()) return; // чтение if ( ! rider.PICC_ReadCardSerial()) return; // вывод данных Serial.print(«UID=»); view_data(rider.uid.uidByte,rider.uid.size); Serial.println(); Serial.print(«type=»); byte piccType = rider.PICC_GetType(rider.uid.sak); Serial.print(rider.PICC_GetTypeName(piccType)); Serial.println(); delay(1000); } // преобразование в HEX void view_data (byte *buf, byte size) { for (byte j = 0; j < size; j++) { Serial.print(buf ); Serial.print(buf , HEX); } } В качестве меток используем брелки и карты, идущие к комплекте с модулем, а также клюющиеся метки Ultrasonic C (рисунок 5).

Рисунок 5. RFID-метки для модуля RFID RC522

После загрузки скетча открываем монитор последовательного порта и видим вывод данных о типе и UID подносимой к считывателю метки (рисунок 6).

Рисунок 6. Вывод данных о типе и UID считываемых с меток

Любопытно посмотреть содержимое памяти метки (дамп памяти). Загрузим на плату Arduino скетч из листинга 2 для чтения и вывода в последовательный порт дампа памяти метки метки.
Листинг 2 // Скетч к обзору модуля RFID RC522 // Дамп памяти метки // 3d-diy.ru // Подключение библиотек #include <SPI.h> #include <MFRC522.h> // контакты const int reset 9 const int ss 10 // Создание экземпляра объекта MFRC522 MFRC522 rider(reset, ss); void setup() { // запуск Serial Serial.begin(9600); // запуск SPI SPI.begin(); // инициализация MFRC522 rider.PCD_Init(); Serial.println(«Start…»); } void loop() { // Ожидание if ( ! rider.PICC_IsNewCardPresent()) return; // чтение if ( ! rider.PICC_ReadCardSerial()) return; // Вывод данных дампа памяти метки rider.PICC_DumpToSerial(&(rider.uid)); } void viewData() { // Версия по для MFRC522 byte v = rider.PCD_ReadRegister(rider.VersionReg); Serial.print(F(«Version Software: 0x»)); Serial.print(v, HEX); } И смотрим содержимое памяти для разных меток (рисунок 7). Метка Ultralight C всего 64 байта.

Рисунок 7. Вывод дампа памяти меток

И еще рассмотрим вопрос записи информации на метку. Считывание данных с метки и запись данных на метку производится поблочно. Разные метки имеют разный размер блока. Для Ultralight C размер блока 4 байта. Скетч 3 – запись данных в память метки в первые два байта 15 блока. Получаем данные по последовательному порту и записываем в метку. Затем выводим содержимое блока в последовательный порт. Листинг 3 // Скетч к обзору модуля RFID RC522 // Запись данных на метку Ultralight C // 3d-diy.ru // Подключение библиотек #include <SPI.h> #include <MFRC522.h> // контакты const int reset 9 const int ss 10 // Создание экземпляра объекта MFRC522 MFRC522 rider(reset, ss); // для последовательного порта String inStr0 = «»; boolean strComplete0 = false; unsigned int page_serial; unsigned int data_serial; void setup() { // запуск Serial Serial.begin(9600); // запуск SPI SPI.begin(); // инициализация MFRC522 rider.PCD_Init(); inStr0.reserve(200); } void loop() { // if (strComplete0) { Serial.println(inStr0); if(!parse_string0()) {Serial.print(«ERROR1»);Serial.println(inStr0);} else { page_serial=max(min(15,page_serial),7); data_serial=min(1000,data_serial); } // очистить строку inStr0 = «»; strComplete0 = false; } // Ожидание метки: if (rider.PICC_IsNewCardPresent()) { // чтение карты if (rider.PICC_ReadCardSerial()) { if(data_serial>0 && page_serial>0) { byte buf = {0, 0, 0, 0}; buf=highByte(data_serial); buf=lowByte(data_serial); //Запись на карту на страницы 8,9 или 10 — 4 байта Serial.println(rider.GetStatusCodeName( rider.MIFARE_Ultralight_Write(page_serial, buf, 4))); // Вывод дампа данных rider.PICC_DumpToSerial(&(rider.uid)); } } } delay(2000); } // SerialEvent void serialEvent() { while (Serial.available()) { // получить очередной байт: char data = (char)Serial.read(); // /n — конец передачи if (data == ‘#’) strComplete0 = true; else // добавить в строку inStr0 += data; } } // парсинг строки последовательного порта Serial boolean parse_string0() { int s1,s2; int length1= inStr0.length(); if(inStr0.charAt(0)!=’*’) return false; if(inStr0.charAt(length1-1)!=’;’) return false; // for(int i=1;i<length1;i++) {if(inStr0.charAt(i)==’;’) {s1=i;break;} } page_serial= inStr0.substring(1,s1).toInt(); // action for(int i=s1+1;i<length1;i++) {if(inStr0.charAt(i)==’;’) {s2=i;break;} } data_serial= inStr0.substring(s1+1,s2).toInt(); return true; } И смотрим запись на карту данных из последовательного порта (рисунок 8).

Рисунок 8. Вывод дампа памяти меток

Часто задаваемые вопросы FAQ

  1. Что делать, если модуль не читает метку?
  • Проверьте правильность подключения модуля;
  • Метка не поддерживается данным ридером.

4Скетч для считывания информации, записанной на RFID-метке

Теперь давайте откроем скетч из примеров: Файл Образцы MFRC522 DumpInfo и загрузим его в память Arduino.

Открываем скетч DumpInfo

Данный скетч определяет тип приложенного к считывателю устройства и считывает данные, записанные на RFID-метке или карте, а затем выводит их в последовательный порт.

#include <SPI.h> #include <MFRC522.h> const int RST_PIN = 9; // пин RST const int SS_PIN = 10; // пин SDA (SS) MFRC522 mfrc522(SS_PIN, RST_PIN); // создаём объект MFRC522 void setup() { Serial.begin(9600); // инициализация послед. порта SPI.begin(); // инициализация шины SPI mfrc522.PCD_Init(); // инициализация считывателя RC522 } void loop() { // Ожидание прикладывания новой RFID-метки: if ( ! mfrc522.PICC_IsNewCardPresent()) { return; // выход, если не приложена новая карта } // Считываем серийный номер: if ( ! mfrc522.PICC_ReadCardSerial()) { return; // выход, если невозможно считать сер. номер } // Вывод дампа в послед. порт: mfrc522.PICC_DumpToSerial(&(mfrc522.uid)); }

Текст скетча достаточно хорошо прокомментирован.

Для более полного знакомства с библиотекой изучите файлы MFRC522.h и MFRC522.cpp из директории rfid-master.

5Дамп данных с RFID-метки

Запустим монитор последовательного порта сочетанием клавиш Ctrl+Shift+M, через меню Инструменты или кнопкой с изображением лупы. Теперь приложим к считывателю билет метро или любую другую RFID-метку. Монитор последовательного порта покажет данные, записанные на RFID-метку или билет.

Считываем данные с билета на наземный транспорт и метро с помощью RFID

Например, в моём случае здесь зашифрованы уникальный номер билета, дата покупки, срок действия, количество оставшихся поездок, а также служебная информация. Мы разберём в одной из будущих статей, что же записано на карты метро и наземного транспорта.

Примечание

Да, с помощью модуля RFID-RC522 можно записать данные на билет метро. Но не обольщайтесь, каждая карта имеет неперезаписываемый счётчик циклов записи, так что «добавить» поездок себе на метро не получится – это сразу будет обнаружено и карта будет забракована турникетом 🙂 А вот использовать билеты метро для записи на них небольших объёмов данных – от 1 до 4 кб – можно. И способы применения этому ограничены только вашей фантазией.

Урок 10. Контроль доступа. RFID-rc522 + Servo + Arduino

В данном уроке мы научимся делать простую систему, которая будет отпирать замок по электронному ключу (Метке).

В дальнейшем Вы можете доработать и расширить функционал. Например, добавить функцию «добавление новых ключей и удаления их из памяти». В базовом случае рассмотрим простой пример, когда уникальный идентификатор ключа предварительно задается в коде программы.

В этом уроке нам понадобится:

  • Arduino
  • RFID-модуль RC522
  • Сервопривод
  • Провода Папа-Мама
  • Провода Папа-Папа или Набор проводов для макетирования 65 шт.
  • Зуммер пьезоэлектрический
  • Breadboard

Для реализации проекта нам необходимо установить библиотеки:

  • RFID Library for MFRC522.

Сборка:

1) RFID-модуль RC522 подключается к arduino проводами Папа-Мама в следующей последовательности:

Более подробно о подключении Rfid модуля.

2) Теперь нужно подключить Зуммер, который будет подавать сигнал, если ключ сработал и замок открывается, а второй сигнал, когда замок закрывается.

Зуммер подключаем в следующей последовательности:

Arduino Зуммер
5V VCC
GND GND
pin 5 IO

3) В роли отпирающего механизма будет использоваться сервопривод. Сервопривод может быть выбран любой, в зависимости от требуемых вам размеров и усилий, который создает сервопривод. У сервопривода имеется 3 контакта:

Arduino Сервопривод
5V * Красный (Центральный)
GND Черный или Коричневый (Левый)
pin 6 Белый или Оранжевый (Правый)

*Сервопривод рекомендуется питать от внешнего источника питания, если запитать сервопривод от ардуины, то могут возникнуть помехи и перебои в работе arduino. Организовать это можно с помощью источника питания 9V и комбинированного стабилизатора 5V ,3.3V.

Более наглядно Вы можете посмотреть, как мы подключили все модули на картинке ниже:

Теперь, если все подключено, то можно переходить к программированию.

Скетч:

#include <Servo.h> #include <SPI.h> #include <MFRC522.h> // библиотека «RFID». #define SS_PIN 10 #define RST_PIN 9 MFRC522 mfrc522(SS_PIN, RST_PIN); unsigned long uidDec, uidDecTemp; // для храниения номера метки в десятичном формате Servo servo; void setup() { Serial.begin(9600); Serial.println(«Waiting for card…»); SPI.begin(); // инициализация SPI / Init SPI bus. mfrc522.PCD_Init(); // инициализация MFRC522 / Init MFRC522 card. servo.attach(6); servo.write(0); // устанавливаем серву в закрытое сосотояние } void loop() { // Поиск новой метки if ( ! mfrc522.PICC_IsNewCardPresent()) { return; } // Выбор метки if ( ! mfrc522.PICC_ReadCardSerial()) { return; } uidDec = 0; // Выдача серийного номера метки. for (byte i = 0; i < mfrc522.uid.size; i++) { uidDecTemp = mfrc522.uid.uidByte; uidDec = uidDec * 256 + uidDecTemp; } Serial.println(«Card UID: «); Serial.println(uidDec); // Выводим UID метки в консоль. if (uidDec == 3763966293) // Сравниваем Uid метки, если он равен заданому то серва открывает. { tone(5, 200, 500); // Делаем звуковой сигнал, Открытие servo.write(90); // Поворациваем серву на угол 90 градусов(Отпираем какой либо механизм: задвижку, поворациваем ключ и т.д.) delay(3000); // пауза 3 сек и механизм запирается. tone(5, 500, 500); // Делаем звуковой сигнал, Закрытие } servo.write(0); // устанавливаем серву в закрытое сосотояние }

Разберем скетч более детально:

Для того, что бы узнать UID карточки(Метки), необходимо записать данный скетч в arduino, собрать схему, изложенную выше, и открыть Консоль (Мониторинг последовательного порта). Когда вы поднесете метку к RFID, в консоли выведется номер

Полученный UID необходимо ввести в следующую строчку:

if (uidDec == 3763966293) // Сравниваем Uid метки, если он равен заданному то сервопривод открывает задвижку.

У каждой карточки данный идентификатор уникальный и не повторяется. Таком образом, когда вы поднесете карточку, идентификатор которой вы задали в программе, система откроет доступ с помощью сервопривода.

Видео:

UHF RFID система контроля доступа автотранспорта

Система контроля и управления проездом автомобилей, основанная на использовании RFID оборудовании и идентификаторов UHF диапазона достаточно не нова. Система дальней идентификации автотранспорта применяется достаточно давно. Имеет массу неоспоримых преимуществ, но распространена не очень широко. Причина — дороговизна автоматизации въездов и парковок такой системой.

Миссия нашей компании — сделать систему UHF RFID контроля автомобилей максимально доступной. Тем самым, мы хотим дать возможность воспользоваться удобством этой технологии максимальному количеству людей: в каждом дворе, на подземной парковке или на предприятии.

Давайте рассмотрим основные составляющие UHF RFID системы автоматизации контроля проезда автомобилей:

1. UHF RFID транспондер

Выполняет функцию идентификатора транспортного средства. Практически нет человека, который хоть раз не пользовался «магнитной картой» — это определение хоть и неправильное, но очень широко распространенное. Это и есть транспондер, только стандарта HF или LF (работающего на частоте 13,56 МГц или 125 кГц, соответственно). UHF транспондер — работает в диапазоне ультравысокой частоты, что позволяет обнаруживать его присутствие на удалении от антенны вплоть (при определённых условиях) до 20 метров без использования элементов питания. Отсутствие аккумуляторов позволяет использовать их неограниченное время и снизить стоимость таких идентификаторов. Именно этот элемент системы позволяет различать контролируемые объекты для доступа.

UHF метка для автотраспорта может выполнена в разных форм-факторах, имеющих те или иные преимущества:

а) в виде обычной пластиковой карты;

Такую карту невозможно отличить по внешнему виду от широко применяемых EM Marin или Mifare. Для изготовления таких карт применяется ПВХ. Обычно, UHF карты применяют, когда нужно связать возможность проезда определённого водителя на совершенно разных автомобилях. Недостатки данного вида идентификатора: небольшая дальность срабатывания (около 4х метров), можно потерять карту, для срабатывания — нужно найти, достать карту и направить в сторону считывателя.

б) в виде наклейки на внутреннюю сторону ветрового стекла автомобиля;

Самый распространённый и удобный идентификатор для автомобиля. Антенна с чипом расположены на бумажной или PET основе с клеевым слоем. Данный вид транспондера обеспечивает максимальны комфорт водителя при движении через преграждающие устройства — шлагбаумы, раздвижные или секционные ворота. Метка на автомобиль — также, не имеет аккумулятора и может служить, пока сохраняется её целостность.

Мы предлагаем два вида меток-наклеек:

-RFID-метки, которые при попытке переклеивания на другой автомобиль — разрываются, тем самым исключают переклейку одной и той же метки на разные автомобили;
-RFID-метки, которые при аккуратном снятии со стекла можно переклеить на другой автомобиль.

Если вы планируете использовать автономную систему RFID шлагбаума, без использования базы данных — то требования к самоклеящимся меткам ограничиваются вышеописанными функциями: разрушаемые или обычные. Но как быть, если необходима эксплуатировать систему RFID проезда автотранспорта с контролем времени проезда автомобилей, или необходимо время от времени добавлять/удалять автомобили из системы?

Мы предлагаем самое недорогое решение этой задачи: каждая наша метка имеет уникальный номер, который напечатан на ней графическим способом. Этот номер невозможно изменить или продублировать на другой метке. Таким образом, при использовании базы данных — каждому автомобилю можно присвоить свою уникальную метку. При добавлении нового автомобиля — вы вводите номер метки и описание автомобиля(ФИО владельца, номер авто или любую другую необходимую вам информацию), а при удалении доступа автомобиля к вашей территории — находите нужный автомобиль и запрещаете проезд.

в) в виде шильдика из пластмассы;

Это ни что иное, как UHF RFID метка в герметичном корпусе, как правило, из ABS материала. Применение данного идентификатора обусловлено непрозрачностью лобовых стёкол некоторых автомобилей. В этом случае необходимо закрепить метку снаружи автомобиля, а для этого метка должна выдерживать условия внешней окружающей среды: температуру, влагу, мойку под давлением. Данные метки как раз выдерживают такие жёсткие условия эксплуатации.

Крепить к элементам автомобиля можно разнообразными способами: двухсторонний скотч, клей или «жидкие гвозди», саморезы и заклёпки. Мы предлагаем два вида подобных меток — как простых, так и с возможностью установки на металлические детали.

г) метка для размещения на автомобильных фарах;

Это новейшее решение для автомобилей с радионепрозрачными стёклами. Метки приклеиваются снаружи автомобиля, как правило на оптическую поверхность фары автомобиля. Такую метку можно разместить на любой диэлектрической поверхности. Она практически не заметна, так как разрабатывалась с учётом минимального препятствия головному свету автомобиля. Эта метка отличается более прочным клеем для лучшей адгезии, чем метка для размещения внутри салона. Материал, из которого изготавливается — с повышенной оптической прозрачностью. Метка имеет очень компактные габариты, тем самым становится ещё менее заметной на автомобиле.

2. UHF RFID антенна

Этот элемент обеспечивает излучение и приём отражённого радиосигнала сверхвысокой частоты от метки, расположенной на контролируемом автомобиле. Антенна излучает и принимает сигнал от UHF транспондера с углом расхождения пучка 55-75 градусов. Она устанавливается на встречу движения промаркированного автотранспорта. Расположением антенны, в определённых пределах, можно снизить дальность срабатывания системы (когда это необходимо) — нужно просто направить плоскость антенны вниз на нужный угол. Между антенной и меткой не должно быть металлических преград.

Для каждого направления проезда автомобиля — необходима своя антенна. Например: въезд и выезд на территорию происходит через один и тот же шлагбаум — необходимо две антенны, направленных в противоположные стороны. Одна будет искать наличие транспондеров на въезде, а вторая на выезде из контролируемой территории.

Также, регулировка ориентации по антенны в горизонтальной плоскости позволяет настроить зону срабатывания всей системы: можно сместить зону максимальной засветки радиосигналом(уверенного обнаружения метки на автомобиле) влево или вправо — как требует того каждая конкретная особенность въезда или выезда на вашей территории.

3. UHF RFID считыватель

Этот элемент является «сердцем» системы RFID идентификации автомобилей. Считыватель, как и современный смартфон, имеет процессорную часть — где установлено программное обеспечение, и радио модуль — который отвечает за мощность излучения, передаваемую на антенну. Считыватель может иметь от 2 до 8 выходов на антенны соединяется с ними коаксиальным кабелем.

Данные считыватели, как правило, рассчитаны на эксплуатацию внутри помещений, что накладывает ряд ограничений на их использование. Например, длина коаксиального кабеля до антенны должна быть не более 10 метров, в противном случае — приходится прокладывать очень дорогой кабель большого сечения. Второй вариант: смонтировать этот считыватель в подогреваемом герметичном шкафу по-близости от механизма шлагбаума или автоматических ворот.

4. UHF RFID считыватель с антенной в едином корпусе

Для нашей системы RFID управления проезда автотранспорта мы используем считыватели с уже интегрированной антенной — в виде единого устройства. Внешне, его очень сложно отличить от простой UHF RFID антенны. Данное решение имеет ряд неоспоримых преимуществ: моноблок полностью герметичен, рассчитан на работу при отрицательных температурах, позволяет свести к минимуму длину межблочных коммуникаций.

Каждое такое устройство отслеживает появление RFID меток в луче излучения, шириной 75 градусов. Таким образом, одно устройство может давать команду на открытие механизма при приближения встречного автомобиля. Чтобы организовать управлением механизма шлагбаумом и для автомобилей, которые движутся в обратную сторону — необходимо установить ещё одно такое же устройство «спина к спине».

>

Продолжение следует…

Рекомендуемые товары

(4м) RFID для шлагбаума с односторонним движением

Въезд или выезд автомобилей с RFID наклейкой на лобовом стекле через разные шлагбаумы. Автоматическое дальнее открывание шлагбаума или ворот для парковки, гаража, двора, жилого комплекса. Установка на любой планируемый или уже работающий шлагбаум, автоматические ворота. Бюджетный вариант, возможна самостоятельная установка 27 900.00 p 59 900.00 p

(4м) RFID для шлагбаума, двунаправленное движение

Въезд и выезд автомобилей с RFID наклейкой на лобовом стекле через разные шлагбаумы. Автоматическое дальнее открывание шлагбаума или ворот для парковки, гаража, двора, жилого комплекса. Установка на любой планируемый или уже работающий шлагбаум, автоматические ворота. Бюджетный вариант. 53 900.00 p 69 900.00 p

(15м) RFID для шлагбаума с односторонним движением

Въезд или выезд автомобилей с RFID наклейкой на лобовом стекле через разные шлагбаумы. Автоматическое дальнее открывание шлагбаума или ворот для парковки, гаража, двора, жилого комплекса. Установка на любой планируемый или уже работающий шлагбаум, автоматические ворота или парковку. 53 900.00 p 79 900.00 p

(15м) RFID для шлагбаума с двухсторонним движением

Въезд и выезд автомобилей с RFID наклейкой на лобовом стекле через один и тот же шлагбаум. Дальнее обнаружение автомобиля для открывание шлагбаума или ворот для парковки, гаража, двора, жилого комплекса. Установка на любой планируемый или уже работающий шлагбаум, автоматические ворота. 74 900.00 p 99 000.00 p

Возможности построения СКУД на базе RFID

Сперва, немного о RFID…

RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.

Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег).

По дальности считывания RFID-системы можно подразделить на системы:

  • ближней идентификации (считывание производится на расстоянии до 20 см);
  • идентификации средней дальности (от 20 см до 5 м);
  • дальней идентификации (от 5 м до 300 м)

Как известно, RFID-технологии широко применяются в различных отраслях: в медицине, логистике, торговле, сфере услуг и многих других. И очень часто приходится слышать мнение о том, что в рамках этой технологии существует слишком мало готовых решений, и почти всегда при внедрении RFID требуется фаза пилотного проекта, позволяющая оценить возможность технической реализации и экономическую целесообразность нововведения. В этом контексте выгодно отличаются системы контроля доступа (СКД), где весьма распространено и очень хорошо отработано применение технологии радиочастотной идентификации.

Цена, безопасность и удобство

В самых простых случаях, где не требуется высокий уровень безопасности, а выделенный на организацию системы бюджет невелик, для построения СКД используется стандарт EM Marine. Все карты и считыватели этого стандарта работают на частоте 125 кГц, и именно они установлены на большинстве мелких и средних предприятий. Помимо низкой стоимости такие системы привлекательны для пользователя еще и разнообразием предлагаемых решений. Как минимум, они позволяют организовать контроль доступа через одну-две двери, а как максимум — создать современные сетевые IP-решения с возможностью масштабирования. В таких случаях используются IP-контроллеры (например, Smartec, Perco, Parsec), которые позволяют подключить к общей системе контроля доступа не только один локальный офис, но и территориально распределенную филиальную структуру.

Учет рабочего времени

Представляется весьма удобным на одной аппаратной базе с СКД организовать также и систему учета рабочего времени (СУРВ). Для этих целей хорошо подходит программное обеспечение Timex, которое поддерживает работу систем контроля доступа на базе оборудования Smartec, Lenel, Keri Systems и Hirsch Electronics. Для интеграции с другими СКД, а также с ERP-системами (в том числе и с `1С`) разработчики ПО Timex создали специальный SDK-модуль. Используя данные, собранные RFID-считывателями и контроллерами СКД, программа формирует различные виды отчетов: учет рабочего времени с группировкой по сотруднику или по дате, опоздания на работу, ранние уходы, а также сводные отчеты, где отображаются суммарные значения отработки, нормы, переработки, опоздания и др.

Кроме того, Timex можно использовать для создания самостоятельной системы учета рабочего времени, где в качестве аппаратной базы могут применяться RFID-считыватели различных производителей. Отметим также, что в подобных системах наравне с радиочастотной идентификацией возможно применение бюджетных биометрических решений. Если на предприятии уже имеется общая сетевая структура, то можно развернуть систему, охватывающую все подразделения компании. Причем в одной сети и под управлением единого ПО (Timex) можно объединить различные типы контроллеров, RFID- и биотерминалов. СКУД повышенной надежности

По сравнению с бюджетным EM Marine более `продвинутым` стандартом в области радиочастотной идентификации является iCLASS, созданный американской компанией HID Global, входящей в холдинг ASSA ABLOY. Карты и считыватели iCLASS работают на частоте 13,56 МГц, и пришли на смену формату proximity этой же компании (125 кГц). К основным преимуществам iCLASS относится, во-первых, шифрование данных при обмене между картой и считывателем и, во-вторых, наличие у карты встроенной памяти, куда можно записывать различные приложения.

Для обеспечения защищенного обмена данными в микросхеме подобных карт имеется крипто-шифратор для кодирования передаваемой информации. В зависимости от модели память карт iCLASS может составлять 2 или 16 Кб и делится на 2 или 16 секторов, в которых хранятся данные для различных приложений. Таким образом, одна карта может использоваться как для идентификации в СКД (в том числе и биометрической), так и для доступа, например, к персональному компьютеру или на парковку, для операций с виртуальным счетом и для работы со многими другими приложениями.

В каждом секторе карты записывается свой ключ, что позволяет осуществлять авторизованный доступ к каждому приложению. Возможность хранения в памяти подобной смарт-карты биометрического шаблона (например, отпечатка пальца) позволяет выполнять двухфакторную идентификацию и еще больше повысить надежность системы контроля доступа, ведь в отличие от карточки свой биометрический признак пользователь не сможет передать никому.

Выгодная комбинация

Чтобы компании, чьи объекты уже оснащены системами на базе технологий EM Marine, proximity или Wiegand, могли плавно перейти на более прогрессивный формат радиочастотной идентификации iCLASS, компания HID выпускает комбинированные карты. В таких картах наряду с чипом iCLASS встроен чип, поддерживающий выводимые из эксплуатации технологии. С этой ж целью выпускаются комбинированные считыватели, способные работать с идентификаторами разных стандартов.

Такое разнообразие позволяет, помимо прочего, в рамках одного предприятия использовать разные способы идентификации. Например, в центральном офисе, где требуется обеспечить высокий уровень безопасности, можно использовать идентификаторы формата iCLASS, а в филиалах и отделениях — proximity или EM Marine. При этом для доступа во все подразделения одному сотруднику будет нужна только одна карта (конечно, при необходимости здесь можно ввести разграничение доступа). Эксклюзивный контроль

Специально для корпоративных заказчиков HID предлагает программу iCLASS Elite. Ее преимущество состоит в использовании уникального ключа при обмене данными между картой и считывателем, т. е. для каждой компании, перешедшей на эту программу, HID выпускает свой корпоративный ключ. Это решение является мощным инструментом для повышения уровня безопасности на контролируемом объекте, при этом стоимость считывателей не меняется, а карты удорожаются незначительно.

Эксклюзивный контроль

Специально для корпоративных заказчиков HID предлагает программу iCLASS Elite. Ее преимущество состоит в использовании уникального ключа при обмене данными между картой и считывателем, т. е. для каждой компании, перешедшей на эту программу, HID выпускает свой корпоративный ключ. Это решение является мощным инструментом для повышения уровня безопасности на контролируемом объекте, при этом стоимость считывателей не меняется, а карты удорожаются незначительно.

RFID «сторожит» вход в компьютерные сети

Рассматривая задачу ограничения доступа к компьютеру, можно провести прямую аналогию между металлическими ключами и паролями, используемыми для входа в систему. Как и ключи, эти пароли малонадежны, требуют запоминания и легко подбираются. Пользователи часто их записывают и используют одинаковые пароли для доступа в различные системы, что резко снижает степень защищенности информации.

Благодаря решению HID on the Desktop, логическое ограничение доступа к компьютеру организовать не сложнее, чем контролировать физический доступ сотрудников в помещения офиса компании или организации. Эта система позволяет использовать для `входа` в компьютер те же самые карты, с помощью которых персонал `открывает` двери. Подобный подход сочетает в себе повышенную безопасность доступа к Windows и компьютерным сетям с удобством пользования RFID-картами. В рамках этого решения можно использовать карты стандартов как proximity, так и iCLASS, а также недавно разработанные компанией HID смарт-карты Crescendo, которые наряду с бесконтактным чипом оснащены мощным контактным смарт-чипом с криптографическим сопроцессором. Помимо идентификаторов, на картах Crescendo можно хранить различные сертификаты, а также шифровать, подписывать и отправлять с их помощью электронную почту.

Защитные рубежи

Решение для ограничения логического доступа можно использовать как локально, для одного или нескольких компьютеров, так и глобально, когда оно внедряется на уровне корпоративного домена. В последнем случае можно создавать интересные связки между физическим контролем доступа и доменной структурой логического доступа. Например, на базе оборудования и ПО марки Lenel можно организовать структуру доступа, состоящую из нескольких рубежей, т. е. пока пользователем не пройден внешний рубеж, доступ к внутреннему ему будет закрыт. Так, если сотрудник не прошел рубежи идентификации на входе в здание, в отдел и т. п., он не сможет войти в корпоративную компьютерную сеть. Кроме того, всю систему можно настроить так, что, когда пользователь покидает рабочее место и забирает с собой карту, компьютер автоматически блокируется, снижая тем самым риск утечки данных.

Таким образом, можно смело сказать, что в составе систем контроля доступа технология RFID занимает прочные устоявшиеся позиции и практически все основные стандарты ее использования являются уже вполне сложившимися и общепризнанными. Дальнейшее развитие подобных систем движется главным образом в направлении повышения уровня их безопасности и защищенности информации. Также наблюдается все большее сращивание СКД с IT-системам и расширение возможностей в области организации логического доступа.