Скартел

Оператор мобильной связи Yota (ООО «Скартел», 100%-ная «дочка» ПАО «МегаФон») своими силами создал решение, способное выявлять мошенников среди абонентов на основе анализа их активности в сети оператора. Для работы такого решения используются технологии машинного обучения и Big Data. В Yota отметили, что за короткий срок результативность работы созданной модели анализа выросла с 15% до 30%.

В разговоре с корреспондентом ComNews директор по информационным технологиям Yota Андрей Богданов рассказал, что разработка решения началась в I квартале 2016 г., а рабочий прототип был запущен уже в середине III квартала. «Данная модель анализа была выбрана для повышения эффективности и автоматизации процессов компании с большим количеством обрабатываемых данных», — уточнил он, добавив, что в решение входят базы данных компании и продукты open source.

По его словам, модель анализа была полностью создана силами команды разработки и внедрения компании Yota. Проектная группа состояла из 10 человек.

В компании корреспонденту ComNews рассказали, что Yota выбрала один из множества алгоритмов машинного обучения — «дерево решений». «Для обучения модели используются данные о фактических мошенниках, которые были обнаружены ранее. На вход подается агрегированная обезличенная статистика по этим пользователям: количество входящих и исходящих вызовов, средняя продолжительность вызовов, SMS- и MMS-активность, какими тарифами они пользуются, сколько времени являются клиентами мобильного оператора и многое другое. У каждого свойства свой вес при конечной оценке пользователя. При правильной обработке и анализе они дают вероятностную характеристику клиента как мошенника», — рассказали представители оператора корреспонденту ComNews.

Таким образом, модель выстраивает профиль потенциального мошенника и ищет клиентов в базе с подобными характеристиками поведения. В компании отметили, что, как и при любом анализе, существует множество пограничных и неявных значений. Каждый такой случай дает новые возможности для обучения. Поступающая информация позволяет обновлять модель анализа и повышать ее точность. После обучения система узнает и реагирует на новые, ранее не выявленные или не выявляемые простым анализом методы мошенничества со стороны пользователей. «В результате применения модели потери от деятельности мошенников снизились на 54%, а их количество уменьшилось за счет быстрого обнаружения. Это ломает их бизнес-модель и делает бессмысленными приемы фрода», — отметили в компании

«Используемый подход характеризуется большим объемом обрабатываемой информации, и в этом нам помогают технологии Big Data, которые мы активно внедряем для повышения эффективности процессов компании», — отметил Андрей Богданов.

В Yota сообщили, что за короткий срок результативность работы созданной модели анализа выросла с 15% до 30%.

Корреспонденту ComNews не рассказали, сколько уже мошенников было выявлено с помощью такого решения. Однако в компании пояснили, что будет с мошенником впоследствии. «В соответствии с договором об оказании услуг связи, у оператора есть право приостановить оказание услуг на период разбирательств», — уточнили в компании.

По словам Андрея Богданова, в рамках борьбы с мошенниками Yota будет повышать точность модели. «Также мы планируем применить опыт построения прогнозных моделей в других направлениях — например, при прогнозировании оттока и причин оттока», — рассказали в компании.

Пресс-секретарь ООО «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) Ольга Галушина сообщила корреспонденту ComNews, что в компании используется многоуровневая система защиты от угроз мобильного мошенничества и в целях обеспечения гарантирования доходов. «Оператор ведет активную работу по противодействию телекоммуникационному мошенничеству и применяет экономически обоснованные решения с учетом оценки рисков и необходимых затрат», — добавила она.

«ПАО «МегаФон» уже несколько лет использует алгоритмы машинного обучения при противодействии мошенничеству, в частности для выявления специфичных паттернов поведения мобильных устройств, зараженных вирусами, нацеленными на взлом дистанционных каналов банковского обслуживания», — поделились с ComNews в «МегаФоне». Пресс-секретарь оператора Ольга Кузичева отметила, что компания целенаправленно борется с подобными видами мошенничества, защищая своих клиентов в сетях мобильной связи.

Пресс-секретарь ПАО «Мобильные ТелеСистемы» Дмитрий Солодовников рассказал корреспонденту ComNews, что подобное решение и другие сложные механизмы выявления фрода (fraud — мошенничество) МТС уже давно использует в работе для защиты абонентов.

Пресс-секретарь ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Анна Айбашева также добавила, что в компании действует целый комплекс технологических решений, позволяющий определить потенциальных мошенников. В частности, для этого оператор использует и возможности Big Data.

По словам руководителя направления бизнес-аналитики компании «Крок» (ЗАО «Крок инкорпорейтед») Романа Баранова, такие решения пользуются популярностью среди операторов.

Он отметил, что на рынке присутствует уже не один десяток подобных решений, которые базируются на вполне понятных моделях и оперируют схожими наборами данных. Он добавил, что в этом случае речь идет о построении математической модели, которая предсказывает, является ли абонент мошенником, на основе истории его потребления услуг. «Здесь нужна обучающая выборка, и чем она будет больше и точнее, тем точнее будет работать модель определения мошенника», — считает Роман Баранов.

Директор департамента развития облачных сервисов и продуктов ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») Вячеслав Самарин считает, что anti-fraud-решения стали более производительными и точными благодаря развитию облачных технологий, снявших ограничения на вычислительные ресурсы. «Данные можно хранить, анализировать и обрабатывать в облаке, задействуя именно тот объем ресурсов, который необходим для конкретной задачи. Это, безусловно, открывает новые возможности для развития таких решений и их использования широким спектром заказчиков», — отметил Вячеслав Самарин.

Компания «Скартел» запустила нового федерального оператора сотовой связи под брендом Yota. Об этом сообщается на официальном сайте компании. Новый оператор предлагает пользователям базовый тарифный план, включающий в себя безлимитный мобильный интернет, SMS и бесплатные звонки внутри сети за 740 руб. в месяц. В пакет услуг также входит 300 минут голосовых вызовов на номера абонентов других мобильных сетей, однако в будущем количество минут планируется сделать выборным. Каждая последующая минута звонков другим операторам обойдется клиентам в 2,5 руб.

Реклама

В официальном твиттер-аккаунте оператора сообщается, что владельцы сим-карты нового оператора получат номера с префиксом +7 (999), а стоимость минимального базового пакета для жителей Москвы и Московской области составит 440 руб., Санкт-Петербурга — 340, Владивостока и Хабаровска — 290 руб.

Минимальный базовый пакет также включает в себя безлимитный мобильный интернет и бесплатные звонки и SMS внутри сети, однако абоненту будет доступно лишь 100 минут для звонков другим операторам.

С конца апреля оператор Yota уже начал оказывать услуги мобильной связи в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в режиме ограниченной коммерческой эксплуатации. Приобрести сим-карту Yota можно исключительно через сайт или официальное приложение оператора для iOS и Android с последующей доставкой курьером или в выбранный клиентом пункт выдачи. С 23 апреля сим-карты нового оператора заказали 150 тыс. человек в 20 российских городах.

Yotа будет предоставлять голосовые услуги, арендуя сети «Мегафона», который владеет 100% акций ООО «Скартел» и ООО «Йота». Соответствующий договор об аренде на 5 млрд руб. был заключен в марте 2014 года. Таким образом, Yota станет первым федеральным виртуальным оператором, поскольку услуги голосовых вызовов и SMS будут оказываться через сети «Мегафона», в то время как Yota будет предоставлять доступ к покрытию 2G/3G/4G на базе сетей «Скартел». Предполагается, что Yota в первую очередь будет уделять внимание развитию технологий передачи данных и мобильного интернета. В частности, именно поэтому оператор использует универсальные сим-карты. Они выламываются из заводской упаковки в нужном клиенту размере — обычном, microSIM и nanoSIM, — за счет чего ее можно использовать в любом смартфоне или планшете.

«В условиях перенасыщенного рынка и высокой конкуренции более сфокусированная работа с клиентскими сегментами является общемировой практикой, — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь «Мегафона» Олеся Еременко. — Расширение портфеля продуктов под брендом Yota позволит группе компаний укрепить лидирующие позиции в сегменте передачи данных и оперативно реагировать на запросы рынка». Yota, говорит Еременко, в первую очередь будет ориентироваться на продвинутых пользователей мобильного интернета, которые предъявляют высокие требования к качеству передачи данных и дополнительных услуг. По ее словам, услуги Yota, такие как тарифы и дополнительные сервисы, не будут дублировать услуги «Мегафона», сети оператора будут использоваться по модели MVNO, то есть оказания услуг голосовой связи.

«Мегафон» обладает мощной сетью и сможет справиться с притоком новых абонентов Yota без потери качества для клиентов компании», — добавила Еременко.

«Целевая аудитория Yota — активные пользователи мобильного интернета, в основном молодежь, креативный класс и корпоративные клиенты, поскольку политика нового оператора во многом направлена именно на предоставление услуг скоростного мобильного интернета», — рассказал «Газете.Ru» ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин. Эксперт также добавил, что на сегодняшний день бизнес-модель Yota выглядит достаточно конкурентоспособной, однако с учетом постепенного снижения стоимости мобильного интернета в России может возникнуть проблема сокращения доходов, поскольку передача большого объема трафика на больших скоростях может сделать компанию нерентабельной.

Ранее о создании нового федерального оператора сотовой связи сообщили «Ростелеком» и «Tele2 Россия», в начале августа объявившие о закрытии второго этапа сделки по интеграции мобильных активов.

Основанная в 2006 году, компания Yota изначально делала ставку на освоение рынка беспроводной мобильной передачи данных. Для этого использовались самые передовые на тот момент WiMAX-стандарты и пришедшие им на смену технологии LTE. 2 октября 2013 года «Мегафон» объявил о приобретении 100% акций Yota (ООО «Йота» и ООО «Скартел»). Этому событию предшествовал договор о совместном развитии сетей мобильной связи четвертого поколения, благодаря которому «Мегафон» получил возможность предоставлять услуги связи четвертого поколения LTE, используя оборудование Yota, а Yota смогла использовать сетевую инфраструктуру «Мегафона».

Описание

Yota identifies itself as a clear and direct telecom service provider.
All communication with users must be simple, brief and clear. All media channels support Yota brand identity.
However, Yota website couldn’t keep up with the new image so we redesigned it completely to support brand communication with the users. The result — crisp, conclusive, fast and no-nonsense website.
Yota позиционирует себя как «понятный оператор». В коммуникации с пользователями все должно быть максимально просто, лаконично и понятно; этот образ поддерживается в брендинге и рекламе. Однако сайт Yota не поспевал за эволюцией языка бренда. Мы создали новый сайт, чтобы поддержать общение с пользователями в свойственной бренду стилистике — лаконично, по делу и без bullshit.

Поставленная задача и ее решение

Цель — Разработать новый адаптивный сайт, не перегруженный информацией и одновременно обладающий всеми ответами на возможные вопросы пользователей.
Задачи:
— Максимально упростить пользовательский опыт;
— Создать максимально легкий сайт, который хорошо прогружается даже при медленном соединении;
— Проработать основные сценарии использования сайта, упростить доступ к информации;
Мы заново спроектировали более 30 сценариев пользовательского пути, сделав каждый из них проще и удобнее. Перевели работу над дизайном продуктов Yota в Figma и создали единое место для коллаборации дизайнеров, продакт-менеджеров, копирайтеров и разработчиков. Создали дизайн-систему на Figma, которая позволяет создавать новые макеты в несколько раз быстрее и упрощает работу.

Скриншоты









Достигнутые цели и KPI по итогам запуска

— Самый быстрый сайт среди телеком-операторов в России по скорости загрузки страницы;
— Показатель отказов снизился на 15%;
— Среднее время загрузки страницы уменьшилось на ~17%;
— Клиент отметил снижение количества обращений в колл-центр за счет более понятного сайта.