Шлема виртуальной реальности

Маска для виртуальной реальности Feelreal добавит играм и кино новые непривычные ощущения

Любите ли вы запах напалма по утрам, как небезызвестный киношный персонаж? Если да, то с аксессуаром Feelreal Sensory Mask сможете ощутить его при следующем просмотре любого боевика. Стартап обещает наделить любой контент для виртуальной реальности еще одним уровнем погружения – добавить к видео и звуку реалистичные запахи и тактильные ощущения.

Идея не нова, весь вопрос в исполнении. Разработчики Feelreal уверяют, что эта маска совместима со всеми популярными моделями гарнитур для ВР. В их числе Samsung Gear VR, Oculus Rift, Oculus Go, HTC Vive и PlayStation VR. Устройство имеет контейнеры для одновременной загрузки и использования девяти разных ароматов, всего же в коллекции их более 250-ти. Включая и тот самый «запах напалма», для гурманов.

Все ароматы синтезируются в самой установке, исходными компонентами являются химикаты для пищевой промышленности, безопасные для здоровья ароматизаторы. Еще здесь установлен микрокондиционер, который может подавать в лицо пользователя горячий или холодный воздух. Плюс ультразвуковой излучатель для имитации попадания капель дождя и вибрационный механизм для передачи ощущения ветра или ударной волны. Вот почему Feelreal сделан в форме маски, закрывающей большую часть лица.

На текущий момент устройство поддерживает лишь несколько приложений и сервисов: Skyrim VR, Beat Sabre, Death Horizon и YouTube VR. Для связи с гарнитурой используется Bluetooth, батарей хватит на 4 часа работы. О стоимости аксессуара точных данных нет, как и о возможной дате выхода, стартап находится на начальной стадии развития.

Наголовный дисплей

У этого термина существуют и другие значения, см. Шлем. Оператор в наголовном дисплее и перчатках виртуальной реальности.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 июня 2012 года.

Наголовный дисплей (англ. Head-mounted display), также распространены вариант шлем виртуальной реальности и очки виртуальной реальности — устройство, позволяющее частично погрузиться в мир виртуальной реальности, создающее зрительный и акустический эффект присутствия в заданном управляющим устройством (компьютером) пространстве. Представляет собой конструкцию, надеваемую на голову, снабженную видеоэкраном и акустической системой.

Наголовный дисплей создаёт объёмную картинку, демонстрируя два изображения — по одному для каждого глаза. Кроме того, он может содержать гироскопический или инфракрасный датчик положения головы.

В 2000-х и 2010-х годах наголовные дисплеи виртуальной реальности значительно подешевели и ожидается, что в скором времени превратятся в такой же необходимый атрибут компьютерных игр, как джойстик или мышь. На рынке уже представлено несколько доступных моделей видеоочков по цене, не превышающей стоимость хорошего руля для гоночных компьютерных игр. В основных недостатках бюджетных моделей — отсутствие встроенного трекера для отслеживания позиции головы, низкое разрешение видеоэкранов. Некоторые дешёвые наголовные 2000-х годов всегда подают одинаковые изображения в оба глаза и не способны создавать трёхмерное изображение.

Применение

Наголовные дисплеи применяются военными и государственными службами, а также в гражданской и коммерческой области, например, в медицине, видеоиграх, спорте и тому прочее.

Авиация и государственные службы

Дисплеи, монтируемые на шлем (Helmet mounted display (англ.)русск.) могут использоваться пилотами военных вертолётов и самолётов. В частности, они могут использоваться для отображения пространства в условиях низкой освещённости.

Военными, полицией и пожарными нашлемные дисплеи могут использоваться для изучения тактической информации или инфракрасных изображений.

DARPA продолжает финансирование исследований в области дополненной реальности (программе Persistent Close Air Support, PCAS).

Инженерные, научные и медицинские применения

Дисплеи виртуальной реальности могут использоваться для стереоскопического отображения информации при работе с системами автоматизированного проектирования, при ремонте сложных систем. Применяются в хирургии для изучения томографических снимков (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография).

Видеоигры и развлечения

Недорогие наголовные дисплеи виртуальной реальности используются для трёхмерных видеоигр. Дешёвые видеоочки позволяют просматривать фильмы.

Среди ранних бытовых наголовных дисплеев был Forte VFX-1, представленный на CES в 1994 году. VFX-1 обладал стереоскопическим дисплеем, трёхосевой системой отслеживания положения головы и стереонаушниками.

Планируется создание дисплеев виртуальной реальности для игровых консолей восьмого поколения — Xbox One и Play Station 4. Наголовный дисплей для Xbox предположительно будет называться Fortaleza.

Спорт

3 ​​ноября 2011 года компания Recon Instruments выпустила MOD Live — первый в мире интерактивный дисплей для горнолыжных очков под управлением Android. На дисплей можно выводить скорость, высоту, дистанцию, время в прыжке, его длину и высоту, местоположение по GPS, температуру и многое другое.

Обучение

Наголовный дисплей виртуальной реальности позволяет разместить стажёра в ситуации, которая слишком дорога или слишком опасна для повторения в реальной жизни. Обучение охватывает широкий спектр тренировок от вождения, прыжков с парашютом, сварки, полётов и тренировок солдат до подготовки медицинских процедур. Тем не менее ряд нежелательных симптомов был вызван длительным использованием определённых типов дисплеев на голове.

> См. также

  • Костюм виртуальной реальности
  • Перчатки виртуальной реальности
  • Телеприсутствие
  • Видеоочки

Каски на голову Господа!

Трудно придумать более яркий символ эпохи цифрового мира, нежели шлем виртуальной реальности. Достаточно вспомнить любой голливудский фильм на эту тему: герой обязательно надевает на голову нечто напоминающее либо каску, либо гипертрофированные очки для того, чтобы попасть в виртуальный мир и начать свою вечную борьбу с всемирным злом.

Так уж получилось, что основным источником восприятия для человека как в виртуальном, так и в реальном мире служит зрение. Поэтому множество компаний ломало голову над созданием удобных приспособлений, позволяющих погрузиться в виртуальный мир. Одним из пионеров данной области стала компания IIS (Interactive Imaging Systems). Ее первый продукт (шлем виртуальной реальности VFX1) вышел на рынок более 5 лет назад и, хотя не получил большого распространения, но, тем не менее, стал значимой вехой на пути устройств виртуальной реальности к конечному пользователю. До этого момента область виртуальных технологий в основном являлась прерогативой военных. Так уже давно существуют и успешно используются варианты шлемов виртуальной реальности для пилотов вертолетов и некоторых вариантов военных тренажеров. Обычный пользователь может лишь облизываться, глядя на характеристики военных устройств: по сравнению с тем, что предлагается обычным пользователям, это небо и земля. Правда, стоит отметить, что стоят такие шлемы до 250000 долларов, что на фоне нескольких десятков миллионов за сам вертолет, конечно, кажется копейками 🙂

Увы — прогресс в области шлемов виртуальной реальности движется очень медленно. Если его сравнивать, например, с темпами эволюции процессоров или видеоакселлераторов, то кажется, что на рынке шлемов вообще царит застой. Однако это не так. Во-первых, в последнее время значительно увеличилось количество компаний, выпускающих подобные устройства. Во-вторых же, для них нашлось дополнительное применение. Использование очков или шлемов виртуальной реальности при просмотре DVD-фильмов (к примеру, с портативного плеера), позволяет получить эффект присутствия в кинотеатре. Для тех, кому это интересно, могу порекомендовать вот этот сайт, где можно посмотреть на все многообразие устройств виртуальной реальности.

От наших друзей из компании «Multimedia Club» нам достался на тестирование эксклюзивный экземпляр шлема виртуальной реальности VFX3D от компании IIS. Данный шлем является результатом эволюции VFX1, с которого начинала компания-производитель.

Для начала небольшое отступление о том, что же такое шлем виртуальной реальности и как он работает. Шлем представляет собой комбинацию из трех основных систем виртуальной реальности:

  1. Аудио — как правило, в виде наушников. В дорогих моделях иногда используются квадро-наушники для обеспечения более комфортного прослушивания 3D-звука.
  2. Видео — два монитора (или панели) по одному на каждый глаз. Они могут быть жидкокристаллическими (LCD) или CRT (в последнее время редкость). Теперь немного о таком животрепещущем моменте, как разрешающая способность панелей. Производители часто указывают максимальную разрешающую способность, в которой может работать устройство, но оно часто не соответствует физическому разрешению панели. Вычислить реальное разрешение панелей можно по формуле высота*ширина*3пиксела=реальный размер панели (3 пикселя это RGB, для того чтобы получить один цветной пиксель). Таким образом, для получения разрешения 640*480 в шлеме должны стоять панели 640*480*3= 921600 пикселей.
  3. И последний «кит», на котором стоит технология, это ориентация в пространстве (треккинг). В отличие от очков виртуальной реальности, которым требуются дополнительные сенсоры движений головы, шлемы всегда имеют встроенные сенсоры, причем, как правило, на несколько направлений движения. Обычно это: поворот головы вправо/влево, наклон головы вправо/влево, наклон головы вверх/вниз.

Работает шлем достаточно примитивно. Вы просто подключаете его к компьютеру и получаете изображение, которое в данный момент существует на дисплее. Для более интересных режимов, скажем просмотра стерео или трекинга в виртуальном мире, необходимо иметь соответствующее программное обеспечение, которое позволит вам использовать эти возможности шлема.

Ну а теперь перейдем к рассмотрению конкретной модели шлема, попавшей к нам на тестирование.

Технические характеристики

  • Видео
    • Два ЖКД с диагональю 0.7 дюйма
    • Разрешение каждого 360000 пикселей
    • 16 бит цвет
  • Оптика
    • Угол обзора 35 градусов
    • Фиксированный фокус: 11 футов
    • Можно использовать вместе с очками
  • VOS (система ориентации в виртуальном пространстве; треккинг) — 3 сенсора
    • Yaw (поворот головы вправо/влево) 360°, чувствительность ±0.1° (12 бит)
    • Pitch (наклон головы вверх/вниз) ±70°, чувствительность ±0.1° (12 бит)
    • Roll (наклон головы вправо/влево) ±70°, чувствительность ±0.1° (12 бит)
  • Аудио
    • Высококачественные наушники
    • Диапазон поддерживаемых частот: 20 Гц-20 КГц
    • Встроенный регулятор громкости
  • Контроль параметров
    • Яркость
    • Контраст
    • Цветность
    • Подсветка
    • Видеорежимы: Mono, Stereo 1, Stereo

В комплекте поставки входят следующие вещи: Шлем, черная коробочка LinkBox, к которой непосредственно подключаются все источники сигналов, и огромное количество шнуров для подключения чего-то куда-то :). К сожалению, в комплекте, который достался нам, не было ни инструкции, ни программного обеспечения. Так что пришлось лезть в сеть в поисках недостающего. По счастью, на сайте IIS можно без труда найти все необходимое.

Также мне достался джойстик CyberPack, который ранее поставлялся в комплекте со шлемом, но теперь является как бы дополнительной периферией. Принцип работы этого джойстика основан на работе системы трекинга шлема. Джойстик имеет два сенсора, которые позволяют контролировать его наклоны вправо/влево и вперед/назад, что и соответствует осям x и y, а также три кнопки.

Однако приступим к стадии установки. Основой всех подключений является «черная коробочка» LinkBox. На фото внизу можно увидеть все разнообразие ее коннекторов.

На фото слева сторона, отвечающая за «выход» сигнала. Здесь присутствуют два разъема: S-Video и разъем непосредственно осуществляющий связь LinkBox со шлемом. Также здесь расположена кнопка включения питания всей системы.

На фото справа сторона, выполняющая противоположную задачу т.е. связь с компьютером. Слева направо: Audio вход — соединяется с разъемом Line Out на аудио карте, VGA — через специальный pass-through кабель подключается непосредственно к разъему видео карты, а уже в него подключается монитор (более подробно этот кабель можно рассмотреть на фото внизу), RS-232 вход соединяется со свободным COM портом компьютера и, наконец, разъем для блока питания, который обеспечивает работоспособность всей этой системы.

Последствия использования VGA pass-through кабеля были довольно плачевными. Картинка на мониторе стала «мыльной» в лучших традициях старых китайских видеоакселлераторов на чипсете Voodoo 1, которые также использовали похожий VGA pass-through кабель.

На этом фото можно увидеть полностью собранный комплект, но пока не подключенный к компьютеру.

Установка программного обеспечения очень простая. Вы запускаете программу, и она устанавливает две утилиты и драйвера, необходимые для работы системы трекинга шлема.

VFX control Утилита обеспечивает калибровку треккинг сенсоров и настройки программного интерфейса. VFXLauncher Эта программа по идее должна дать возможность запускать имеющиеся у вас на компьютере игровые программы в режиме, позволяющем вам максимально использовать возможности шлема VFX3D.

Джойстик CyberPack подключается как стандартный джойстик к игровому порту. После этого вам необходимо прописать его в разделе Game Controllers как обыкновенный джойстик с двумя осями и тремя кнопками.

Теперь можно перейти к процессу калибровки, как сенсоров шлема, так и сенсоров джойстика Cyberpack. Калибровка джойстика осуществляется в разделе Game Controllers как обыкновенного джойстика (стандартными средствами). Надо сказать, что с непривычки придется довольно долго возиться с калибровкой джойстика, так как для начала требуется полностью овладеть и осознать систему его управления. Не могу сказать, что она показалась мне удобной, но в виртуальном мире она кажется вполне естественной: наклон руки вперед — движение вперед, наклон руки вправо — поворот вправо и т.п.

Калибровка шлема процесс более утомительный из-за большего количества сенсоров. Для калибровки используется, как уже говорилось выше, утилита VFXcontrol. Конечно, можно оставить установки по умолчанию и в большинстве игр они будут работать более-менее приемлемо, но для полного комфорта стоит потратить несколько минут на процедуру калибровки сенсоров. Калибровка достаточно проста, но несколько утомительна. Необходимо откалибровать все три сенсора движений один за другим. Рекомендуется начинать с сенсора поворота головы Yaw. Для этого, нажав кнопку Calibration необходимо медленно повернуть шлем на 360 градусов проделать это три раза, а потом повторить похожую процедуру для остальных двух сенсоров(Pitch,Roll) после чего отключить кнопку Calibration.

Затем можно обратиться к секции INTERFACE SETUP. Фактически здесь нас интересует только один пункт: DirectX Support ON. Он отвечает за работу сенсоров треккинга в играх, используя процедуры DirectX. Таким образом, для работы со шлемом пользователю необходимо использовать исключительно Directx и навсегда забыть об OpenGL и Glide.

Здесь меня поджидал первый подводный камень. Как выяснилось, драйвера шлема не могут работать с DirectX старше версии 7.0a. Пришлось заняться мучительной процедурой «отползания» с DirectX 8 на DirectX 7. Параллельно выяснилось, что шлем не работает с операционными системами Windows ME и 2000. Однако, наконец, удалось успешно перейти на DirectX 7, и драйвера шлема отрапортовали о том, что все в порядке. Предварительные настройки завершены. Теперь, наконец-то, можно надеть шлем на голову и заняться регулировкой его параметров видео. Шлем очень плотно садится на голову благодаря толстому и мягкому уплотнителю. При этом он несильно давит на голову, так что чувствуешь себя довольно комфортно, хотя, пожалуй, в теплое время года сидеть в нем будет несколько жарковато. Слава богу, производители предусмотрели возможность извлечь уплотнитель из шлема и вымыть его 🙂

Надо отметить, что шлем, не столь полно отделяет от реальности как хотелось бы. Относительно наушников ничего плохого сказать не могу: они достаточно хорошо блокируют внешние шумы. Но когда вы опускаете на глаза переднюю часть шлема, где находятся LC-экраны (визор), то приходится сосредотачиваться на изображении, так как окружающая действительность так и норовит «втиснуться» в щели вокруг визора.

Теперь перейдем непосредственно к настройке видеопараметров шлема. Контроль осуществляется с помощью двухпозиционных качающихся кнопок, расположенных на нижней поверхности шлема (на фото они в красных кружках).

Левая клавиша при нажатии вперед позволяет получить доступ к меню установок видео: яркость, контраст, насыщенность и т.д. и при ее последующих нажатиях циклически проходит через все элементы меню. После выбора элемента меню правой кнопкой можно увеличить или уменьшить значение выбранного параметра. При нажатии левой клавиши назад можно получить доступ к видеорежимам Mono, Stereo1, Stereo2. Режимы Stereo1 и Stereo2 являются реверсивными режимами. При переключении из режима в режим вы увидите в одном из дисплеев надпись «Left Eye». Это необходимо на тот случай, если программа перепутала видео источники для правого и левого глаза — таким образом, у вас есть возможность убедиться, что все в порядке. Меню исчезают с экранов через 2 секунды. Когда меню, вызываемые левой кнопкой, не активны, правая кнопка используется для контроля громкости звука в наушниках.

Повозившись несколько минут с настройками, я понял, что в принципе лучше будет произвести настройку изображения в конкретно используемой программе, а не пытаться добиться приемлемого качества для разглядывания рабочего стола Windows . Теперь надо было выбрать из списка игры, имеющиеся у меня в наличии, и посмотреть, как они будут работать.

Вас наверно удивило то, что я не коснулся такого вопроса, как работа в шлеме без монитора? Собственно говоря, я не стал поднимать этот вопрос, так как качество изображения очень плохое и работать просто невозможно. Как ни печально, но шлем не может заменить монитор. Скорее всего, это связано с низкой разрешающей способностью ЖК-экранов (360k = 263*480*3). Так что оставалось использовать шлем исключительно как средство развлечения.

Из всего списка приведенных игр у меня под рукой были UnrealTournament и SystemShock 2. Обе игры поддерживали 3D stereo/tracking. Для запуска использовалась утилита VFXLauncher. Тут начались очередные веселые вещи. Утилита нашла директорию с игрой и оповестила меня о том, что треккинг этой игрой не поддерживается, так что мне следует либо удалить драйвер, либо оставить, как есть. Удаляем драйвер треккинга из Game Controllers. Опять запускаем VFXLauncher и стартуем игру, получаем сообщение о том, что игре требуется драйвер треккинга и предложение его проинсталлировать. Далее следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений 😉 После восстановления драйверов трекинга запуск игр ведется с игнорированием этого предупреждения. Честно говоря, от программного обеспечения для столь дорогой вещи я ожидал более качественной работы. Видимо как следствие, UnrealTournament не только не пожелал включить стереорежим, но и не запустил треккинг. Правда, SystemShock 2 порадовал безукоризненной работой в стереорежиме и полной поддержкой системы трекинга.

Теперь непосредственно впечатления от работы устройства. Качество видео, конечно, весьма посредственное — цветопередача оставляет желать лучшего. Попытки подстроить параметры шлема для достижения более-менее приемлемого качества изображения успеха не имели. Игра в стереорежиме, несмотря на некоторый дискомфорт от цветопередачи, оставляет незабываемое впечатление. Ощущение объемности предметов очень впечатляющее. Даже в монорежиме все игры обретают некоторую объемность. В SystemShock2 я долго рассматривал урны на полу: почему-то каждая вызывала у меня ассоциации с хулиганским поведением Волка в «Ну Погоди!» Так и хотелось поддать ей ногой: до такой степени натурально она выглядела 🙂

Треккинг, правда, работал не безукоризненно. Периодически когда я крутил головой, осматривая достопримечательности потолков и полов космического корабля, треккинг сбивался, и изображение дергалось довольно ощутимо. Скорее всего, мне надо было больше внимания уделить калибровке сенсоров треккинга. В остальном все работало просто безукоризненно. Правда, пришлось некоторое время привыкать целиться движениями головы. Со стороны эта процедура наверно выглядела весьма занимательно. Инженерам IIS стоило сделать дополнительный датчик чтобы, подмигивая можно было стрелять, тогда можно было бы полностью погрузиться в виртуальную реальность, не отвлекаясь на джойстик 🙂

Увы, осталась еще одна старая проблема: очень сильно устают глаза при работе со шлемом. До сих пор сохранилось ограничение при работе в 15 минут, после чего рекомендуется сделать перерыв.

Далее: мне, конечно, было любопытно посмотреть, как будет выглядеть DVD-фильм при просмотре его в шлеме. В принципе получилось очень неплохо: создается впечатление, что вы сидите в кинотеатре примерно в 9-10 ряду. При этом при просмотре фильма с помощью программы PowerDVD создавалось ощущение, что просмотр идет на нормальном широком экране 16:9. К сожалению, цветопередача, как уже говорилось выше, посредственная. При просмотре DVD глаза устают не так быстро, но все же смотреть весь фильм без перерыва довольно опасно. Качество звука хорошее, но для подобного устройства, на мой взгляд, стоило использовать более качественные наушники.

Итого

Прогресс по сравнению со старой моделью налицо. Качество видео значительно улучшилось: старый шлем поддерживал более низкое разрешение и мог работать только в режиме 256 цветов. Однако качество изображения по-прежнему средненькое и не может удовлетворить даже обычного геймера. А довольно быстрое утомление глаз делает приобретение подобного шлема в частное пользование несколько преждевременным. Однако этот шлем может с успехом использоваться для обучающих и демонстрационных роликов, а также для использования в игровых клубах. Ведь что ни говори, а ощущения от уже знакомых игр становятся просто незабываемыми.

Шлем VFX3D предоставлен компанией «Multimedia Club»

Погружение в VR: выбираем очки или шлем виртуальной реальности

Устройства погружения в виртуальную реальность уже не сенсация. VR-очки для персональных компьютеров, мобильных телефонов, а также полностью автономные очки становятся доступными для обычного пользователя. Разберемся в особенностях и функциях таких устройств.

Первые VR-устройства появились еще в 1960-х годах – тогда они были очень сложными и громоздкими, занимали целую комнату. В 2012 году американец Палмер Лаки организовал на краудфандинговой платформе Kickstarter кампанию по сбору средств на шлем виртуальной реальности Oculus. Собрав больше 90 миллионов долларов, устройство запустили в серийный выпуск. Потенциал разработки оценил Марк Цукерберг, который в 2014 году купил компанию Oculus VR за 2 миллиарда долларов. А с выходом на рынок таких производителей, как HTC, Microsoft, Samsung, Sony VR-очки перешли на качественно новый уровень, они стали компактными и доступными широкому кругу пользователей. Попробуем разобраться в особенностях этой технологии и видах устройств.

Какие бывают очки виртуальной реальности

Очки виртуальной реальности, VR-очки – устройства, которым для работы нужен смартфон. Их еще называет держателями смартфонов. Такие гаджеты (есть несколько исключений, например Samsung Gear VR) не имеют встроенных датчиков. Управление осуществляется силами гироскопа, акселерометра и процессора смартфона. Не стоит ожидать от них суперкачества и полного погружения в виртуальный мир. Зато на рынке доступны самые разные VR очки, причем цена на них, вполне доступна. К тому же, если пару лет назад в виртуальных очках можно было посмотреть разве что небольшой ролик о природе или мини-экскурсию по музею, то сегодня и Google Play, и iOS App Store предлагают десятки бесплатных игр и приложений, а на YouTube доступны сотни видео с меткой 3D или 360⁰.

Условно рынок VR-очков можно разделить на три больших сегмента:

  • бюджетные модели из картона. Они стоят 15-20 долларов, зачастую именно с них начинается знакомство с миром VR;
  • средний ценовой сегмент. Корпус из пластика, линзы, поролоновые прокладки между очками и лицом, разнообразие моделей тут зашкаливает;
  • высокий ценовой сегмент. Самые продвинутые VR-очки от крупных производителей и не только от них.

Одним из пионеров рынка очков виртуальной реальности стала компания Google, также как и Facebook, эта корпорация видит огромное и светлое будущее для VR, поэтому много лет исследует направление и пытается популяризовать его. Самым простым способом для этого является покупка Google Cardboard, этакой картонки, которую можно собрать самостоятельно и получить очки виртуальной реальности.

Особенность оригинальных очков от Google заключается в том, что вы можете установить в них любой смартфон с диагональю от 4 до 6 дюймов, но при этом в Google отрицают необходимость наличия наголовных ремней, картонку нужно держать у глаз самостоятельно.

В среднем ценовом сегменте таких очков существует много моделей от китайских, и даже российских разработчиков тоже используется со смартфоном, но в отличие от картонных моделей, выполнены из легкого пластика. Такие очки сочетают доступную цену и возможность настройки расстояния до экрана. Регулировка линз по горизонтали, левый боковой вход для наушников и раздвижная, вращающаяся передняя панель – все это обычно доступно в таких версиях. Крепятся такие гаджеты несколькими ремнями, которые идут в комплекте.

Разумный подход при выборе моделей в среднем ценовом сегменте – понять, что именно вам нужно от таких очков. Если вы хотите просто попробовать и подумать в дальнейшем о том, насколько они вам нужны, то стоит покупать недорогие модели, выгодные по соотношению цена/качество, с перспективой затем заменить их на что-то иное.

199,00 руб. Все магазины (1)от 199,00 руб. Для смартфонов Samsung Galaxy Note5, S6 edge+, S6, S6 edge, S7, S7 edge. Датчики: Акселерометр, гироскоп, датчик приближения. Super AMOLED экран, отслеживание положения головы. Более дорогие модели смартфонодержателей изготовлены из качественного пластика или алюминизированного сплава, оснащены дополнительными функциями и системой ременной фиксации. Имейте в виду, что не все VR-очки, особенно высокого ценового сегмента, работают со всеми моделями смартфонов. Например, очки Samsung работают только в связке с телефонами Samsung Galaxy Note 6, 7, 8 или Galaxy S7, S8.

Производители девайсов этого сегмента уделяют внимание и контенту. Так, многие компании выпускают собственные приложения для просмотра видео и игр, некоторые, к примеру, договариваются с музеями о создании трехмерных гидов и т.д.

На какие параметры обратить внимание при выборе VR-очков

Важным критерием при выборе VR-очков для смартфонов является угол обзора, определяющий, насколько полную картину будет видеть пользователь. Чем шире угол обзора, тем комфортнее нахождение в виртуальном пространстве. Очки виртуальной реальности выпускаются с углом обзора от 75 до 110 градусов.

У гарнитуры должно быть всего одно устройство ввода. Не обязательно клавиша. Это может быть просто отверстие для пальца, чтобы нажимать на дисплей. Если в устройстве и есть клавиши, то обычно это маленькие рычажки, которые нажимают на дисплей за вас. Что можно делать с одной кнопкой? Выбирать пункты меню или выполнять простые и довольно медленные действия в играх. Некоторые VR-очки вообще обходятся без кнопок: достаточно наклонить голову в сторону нужного раздела меню и задержаться на пару секунд. Или повернуть головой, чтобы поменять направление движения в игре. К примеру у выше упомянутой Gear VR удобная система управления – сенсорная панель на боковой грани, похожая на трекпад ноутбука. Работает не идеально, но заменяет сразу несколько функций: свайпы, прокрутку, нажатия, удержание, действие «Назад».

Настройка межзрачкового расстояния позволит использовать очки соответственно анатомическим данным пользователя, а регулировка фокуса – комфортно пользоваться шлемом людям с неидеальным зрением.

Продлит время пользования очками наличие в комплекте сменных линз и мягкой основы. Также нужно обратить внимание на крепление, которое удерживает смартфон во время игры, и возможность регулировки ремней, которыми очки крепятся к голове.

Практически все гарнитуры виртуальной реальности можно носить на очки для коррекции зрения. Многие модели предоставляют возможность отрегулировать расстояние между лицом и линзами. Там же, где этого сделать нельзя, очки могут давить на переносицу.

Какие бывают шлемы виртуальной реальности

Виртуальную реальность высокого качества нельзя передать через экран мобильного телефона. Oculus Rift, Vive от HTC и Valve, Sony PlayStation VR – три профессиональные гарнитуры, которые демонстрируют совершенно другой уровень картинки и они доступны прямо сейчас на рынке. Шлемы VR работают в паре с компьютером с мощным процессором и игровой видеокартой со значком VR-Ready. Чтобы испытать максимальный опыт, готовьтесь потратить порядка тысячи долларов на новый ПК. С PlayStation VR все немного проще – понадобится только PlayStation 4.

1 900,00 руб. Все магазины (1)от 1 900,00 руб. Шлем виртуальной реальности для компьютера. Предназначен для игр, приложений, просмотра фотографий и фильмов в 3D. Экран с разрешением 2160х1200. Частота обновления кадров 90 Гц. Угол обзора 110°. Датчики: акселерометр, гироскоп, магнитометр. Интерфейсы подключения: 3 порта USB 3.0; порт USB 2.0; разъем HDMI 1.3. Главное преимущество профессиональных гарнитур – возможность двигаться и даже ходить в любом направлении. Oculus и Sony применяют относительно простой способ: в шлем устанавливаются диоды или другие маркеры, а внешняя камера отслеживает их перемещение. Такой метод довольно эффективный, однако ограничивается шириной захвата пространства камеры. PlayStation VR позволяет приседать, наклоняться и двигаться по кругу. Rift дает возможность пройтись несколько метров в любом направлении, но для этого нужно установить несколько камер. 1 550,00 руб. Все магазины (23)

от 381,00 до 2 199,99 руб. Шлем виртуальной реальности для компьютера. Предназначен для игр, приложений, просмотра фотографий и фильмов в 3D. Экран с разрешением 2160х1200. Частота обновления кадров 90 Гц. Угол обзора 110°. Датчики: акселерометр, гироскоп, магнитометр. Интерфейсы подключения: порт USB 2.0, HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2. HTC Vive использует лазерную систему слежения, которая позволяет перемещаться как угодно в пределах комнаты 15×15 метров. Гарнитура обеспечивает наибольшую свободу движения по сравнению с конкурентами. Система сопровождения не дает врезаться в стену: как только подойдете к границе зоны, включится камера и покажет ваше положение. 840,00 руб. 918,63 руб. 450,00 руб. Все магазины (8)от 450,00 до 936,84 руб. Шлем виртуальной реальности для Sony PlayStation 4. Предназначен для игр, приложений, просмотра фотографий и фильмов в 3D. OLED-дисплей размером 5.7 дюймов и разрешением 1920х1080. Интерфейсы подключения: HDMI, USB 2.0, разъем для гарнитуры. Датчики: акселерометр, гироскоп. Угол обзора 100°. Материал: пластик. Основное назначение профессиональных VR-систем – видеоигры, поэтому для управления Oculus Rift и PlayStation VR в основном используются геймпады. Rift поставляется с контроллером от Xbox One, который понадобится на начальных этапах запуска системы. PSVR использует геймпад PS4 только для некоторых функций. Но главная особенность гарнитур – датчики движения, которые позволяют делать почти все, начиная от игры в виртуальный пинг-понг и заканчивая трехмерной раскраской.

Из забавной игрушки, громоздкой и вызывающей приступы головной боли, очки виртуальной реальности очки выходят на более высокий уровень. Об их перспективах в области компьютерных игр и говорить не стоит. Полнейшее погружение, панорамная картинка, эффект живого присутствия – мечта любого игромана. Достоинства очков дополненной реальности оценили музейные работники. К ним внимательно присматриваются создатели обучающих курсов. Как видите, рынок огромен и выбор крайне неоднозначный. Но на самом деле нужно только решить, сколько вы готовы потратить на подобное развлечение.

VR шлем PlayStation VR

VR шлем Sony стоит особняком от главных конкурентов: Oculus VR и HTC/Valve, так как ориентирован на пользователей игровых консолей, в частности PS4 и PS4 Pro, а пересекаться устройства могут только в мультиплатформенных играх. Как вы уже поняли, главное преимущество VR-шлема Playstation VR – отсутствие необходимости приобретения дорогого компьютера (сам гаджет можно купить в районе 35 000 рублей), но это скажется на качестве графики, ведь демонстрировать лучшее изображение могут только топовые ПК от 1000$ и выше. PlayStation VR – это гарнитура виртуальной реальности массового рынка сбыта, но все познается в сравнении и VR-шлемы для ПК не раз будут указывать Sony на свое место среди устройств данного типа.

Проблема производительностью PlayStation 4 решена применением в конфигурации VR-шлема внешнего вычислительного блока (процессорного модуля), который подключается к игровой консоли и силами интегрированного процессора способен улучшить качество графики и увеличить частоту кадров. Данный блок будет промежуточным звеном между приставкой и гарнитурой виртуальной реальности PlayStation VR. Благодаря этому устройству, а также использованию нестандартного алгоритма обсчёта кадров, в играх Sony будет использоваться наивысшая частота обновления изображения – 120 Гц. Не менее интересен тот факт, что разработчики игр могут направить производительность блока в другое русло: с частоты кадров на улучшение качества изображения при режиме с частотой 60 Гц.

Немалым подспорьем для успешных продаж PlayStation VR являются более 35 миллионов пользователей. Владельцам консоли PS4 и PS4 Pro стоит учесть, что если они планируют приобрести VR шлем PlayStation VR, то придётся также купить камеру PlayStation Camera первой иди второй версии, отслеживающую светодиоды на корпусе гарнитуры, и опционально – контроллеры PlayStation Move (за камеру и контроллеры Вы отдадите от 4000 рублей). Но есть возможность играть при помощи контроллера DualShock 4, так как в него изначально интегрирована светящаяся панель, предназначенная для отслеживания камерой в VR-играх.

Что касается оснащения и технических характеристик PlayStation VR, то данный шлем располагает OLED-экраном с разрешением 1920⨯1080 пикселей (по 960⨯1080 на каждый глаз) с углом обзора 100°. Интегрированные наушники не предусмотрены, но вы можете использовать любые (проводные или беспроводные наушники) на свой выбор, что не может не радовать. Приятной новостью является и возможность PlayStation VR выводить изображение на два устройства: телевизор и VR гарнитуру. Плюс ко всему, Sony предполагает возможность асинхронного мультиплеера: альтернатива разделенному экрану, когда первый игрок будет видеть своего персонажа на телевизоре, а второй – в VR шлеме, что страхует игроков от подглядывания на экраны друг друга.

Цена VR шлема как я уже писал в районе 35 000 рублей, а продается в России он уже с октября 2016 года. Вообщем от 40 000 рублей Вы сможете купить полный комплект с камерой и контроллерами.

Преимущества:

  • низкая стоимость (дешевле всех конкурентов);
  • нет необходимости в покупке мощного ПК;.
  • возможность вывода изображения на экран телевизора и VR шлема;
  • комплектуется внешним блоком со вспомогательным процессором;
  • частота обновления изображения – 120 Hz;
  • возможность асинхронного мультиплеера;
  • высокий угол обзора по горизонтали и диагонали;
  • предусмотрено использование собственных наушников;
  • эксклюзивные игры для PlayStation VR и крупного сообщества разработчиков.

Недостатки:

  • качество графика ниже уровнем по сравнению с конкурентами;
  • низкое разрешение матрицы;
  • необходимость приобретения доп. устройств – камеры PlayStation Camera и контроллеров PS Move в качестве опции.

Немного подробнее читайте в обзоре PlayStation VR.