Сбор денег на

Краудфандинг — (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). За подробной информацией всем в .
Около полугода назад ко мне пришла идея начать свою кампанию по сбору средств на свой проект. Прошерстив в гугле англо- и русскоязычные страницы, я так и не нашел достаточно информации. В этом посте решил объединить все то, что изучил за последние полгода собственных исследований.
Для начала рассмотрим три платформы. В сети можно найти кучу краудфандинговых платформ, наиболее популярные из них это:
На самом деле я разместил gofundme на первом месте неспроста. Эта платформа больше всех позволила собрать средства за 2014 год (470 млн. подорожавших долларов). По сути на gofundme вы можете открыть кампанию на практически любую тематику — начиная от пожертвований и сбора средств на какие-либо события, заканчивая бизнес проектами. Как по мне, так gofundme больше акцентирован на личные цели. К сожалению, gofundme доступна лишь для нижеперечисленных стран, куда Казахстан не входит. Список стран, где работает gofundme: Australia, Austria, Belgium, Canada, Finland, France, Germany, Ireland, Italy, Luxemburg, Netherlands, Span, USA, UK. Поэтому gofundme отпадает для нас. Но если у вас все таки есть банковский счет в одной из вышеперечисленных стран, то проблем не возникнет при обналичивании средств.
Уверен многие из вас слышали о кикстартере, в основном благодаря независимым игровым разработчикам, которые предлагают профинансировать разрабатываемый ими проект для его же дальнейшей реализации. Также, предлагая скидку за игру или бесплатную версию, участие в бета тесте или раннем доступе (как Early Access в стиме), а некоторые даже за внушительную сумму готовы пригласить на ужин, но это больше подходит для известных личностей как Тим Шейфер или же Ричард Levelord Грей. Анонсированный на недавнем Е3 игра от Ю Судзуки собрала более 6 млн. долларов из запрошенных 3 млн. Конечно простым разработчикам до таких успехов далеко, так как все таки большую роль играет фанатская база и известность предыдущих работ.
Кикстартер как и gofundme тоже для нас отпадает, так как в нем могут открывать свои кампании по сбору инвестиции только жители нижеуказанных стран: Australia, Austria, Belgium, Canada, Danmark, France, Germany, Ireland, Italy, Luxemburg, Netherlands, New Zealand, Norway, Span, Sweden, Switzerland, USA, UK. Но для самых пытливых есть вариант съездить в штаты и открыть там счет в банке (напр. Bank of America).
Сразу скажу «ДА» — это платформа подходит для граждан Казахстана и России, поэтому более детально разберем ее.
Немного истории: В 2008 году Indiegogo дебютировала на Sundance Film Festival как краудфандинговая платформа по сбору инвестиций для работы над фильмами. В 2010 заключив соглашение о партнерстве с MTV, началась создавать уже платформа для различных стартапов. Ну и пик славы пришелся, когда Президент США Б.Обама пригласил Indiegogo для проекта Startup America. Сейчас на Indiegogo 24 категории для сбора средств.
Преимущества Indiegogo:
В отличии от других краудфандинговых платформ у Indiegogo есть три способа собирать инвестиции:
— Fixed funding (Все или ничего) — если ваш проект набрал запрошенную вами сумму за указанное количество времени (от 1 до 60 дней), то вы получаете их на свой счет за минусом 5% от собранной суммы (это услуги Indiegogo) и минус % за перевод на ваш счет (% зависит от страны). Если же ваш проект не соберет необходимой суммы, то деньги обратно возвращают вкладчикам. На кикстартере работает только эта схема.
— Flexible funding (Оставь себе то, что собрал) — то самое основное преимущество Indiegogo, когда даже не набрав требуемой суммы, ты вправе получить собранную сумму на момент окончания кампании, за минусом уже 9% (услуги Indiegogo), но если все-таки удалось собрать требуемую сумму при Flexible funding, то Indiegogo берет только 5%.
— InDemand (Собирай даже после окончания) — этот пункт автоматический включается при условии, что ваш проект собрал требуемую сумму за установленный срок и до старта кампании была включена опция во вкладке «InDemand» (7 пункт в редакторе кампании на сайте Indiegogo).
Многие зададутся вопросом: Зачем использовать Fixed funding, если есть Flexible funding, где можно получить все, что было собрано, независимо от успеха кампании. Дело в том, что многие вкладчики больше предпочитают обезопасить свои вклады, инвестируя только в те проекты, которые будут успешны и соберут требуемую сумму, либо получить деньги обратно. Это палка на двух концах — если вы уверены, что соберете необходимую сумму, то лучше выбирать Fixed funding, в таком случае больше людей готовы будут вложиться в ваш проект (продукт) без какого-либо риска.
Система оплаты:
Indiegogo предлагает два варианта сбора инвестиции: кредитная карта и PayPal. С первым вариантом все понятно, инвестирование от взносчиков (бэйкеров) идет через кредитную (дебетную) карту на счет платформы, далее по окончанию переводится на вашу карту, при успешном завершении кампании. В среднем деньги зачисляются от 15 до 30 дней, за минусом как уже говорилось выше процента за услуги Indiegogo и процента за перевод на вашу карту.
Второй вариант также позволяет инвестировать, но уже без указания данных карты, напрямую через PayPal. В этом случае у вас должен быть зарегистрированный PayPal аккаунт. Руководство по регистрации вы можете прочитать . Гражданам Казахстана можно зарегистрировать аккаунт и выбрать именно свою страну, благо PayPal поддерживает Казахстан в плане оплаты через эту платежную систему, но вот в плане обналичивания средств встает проблемная ситуация, нужно иметь прикрепленный банковский счет в штатах, но как говорится — «при желании можно сделать все», об этом можно .
Встает вопрос: зачем заморачиваться с платежной системой PayPal, если достаточно было бы указать способ сбора через кредитную карту. Дело в том, что PayPal является самой безопасной платежной системой без внесения данных вашей банковской карты, что обезопасит и упростит работу каждого пользователя. В общем мы потеряем определенный (немалый) процент потенциальных инвесторов.
Идем дальше…
Приступаем к оформлению страницы краудфандинговой кампании. В первую очередь нужно позаботиться о качественном описании вашего продукта и далее перевести его на английский язык. В этом случае не помешает иметь в команде человека, который хорошо владеет английским. т.к. по мимо перевода основного текста с описанием продукта, нужно будет еще постоянно отвечать на вопросы будущих вкладчиков.
Красивый и стильный дизайн один из ключей к успеху и поднятия доверия к себе со стороны вкладчиков. Поэтому заранее позаботьтесь о дизайнере в команде или найдите фрилансера, который сможет оформить несколько постеров вашего проекта, которые вы потом будете размещать не только на своей странице, но и на различных ресурсах, где будете привлекать новых людей.
Обязательно нужно снять качественное видео о своем продукте. Лучше всего, если вы также покажете свою команду и каждый из них немного расскажет о ключевых моментах продукта. Личный контакт посредством видео увеличит планку доверия со стороны вкладчиков. Также желательно добавить красивые заставки с логотипом продукции и переходы. В гугле можно найти кучу бесплатных готовых шаблонов. А еще можно потратиться и приобрести на сайте огромное количество качественно сделанных заставок для своего видео.
Сайт — это ваша визитная карточка продукта. Не стоит регистрироваться на бесплатных хостингах. Лучше приобрести хостинг и выкупить доменное имя.