Самый первый небоскреб

Небоскрёбы

История высотного строительства. Задолго до появления высотных зданий британские моряки небоскребом называли (skyscraper) самую высокую мачту на корабле.

Ветхозаветной Вавилон был первым городом, где люди задумали построить башню до небес. И ненормально высокие сооружения люди строили уже 4,5 тысяч лет назад (Великая пирамида в Гизе поднимается на 145 метров, уравнивается современном 40-этажном здании), настоящие небоскребы появились только в конце 19 века в США. До конца 19 века строить высотные дома было экономически не выгодно. Чтобы 16-этажное здание с камня или кирпича не развалилась под личной весом, толщина ее стен на уровне земли должна была составлять целых 2 метра. Мало удовольствия и постоянная беготни по лестнице, а лифты в то время постоянно падали: первый аварийный тормоз изобрели только в 1852 г.

Небоскрёб— это многократное повторение в вертикальном направлении куска земли, на котором он стоит, его главная цель — приумножение стоимости этой земли. Англоязычный термин небоскреба начали использовать в 1880-х годах в США, когда, на тот момент, современные технологии позволили строить жилые и офисные здания на шесть или более этажей, ранее, в частности возникали проблемы с водоснабжением на такую ​​высоту. Изобретение современных лифтов тоже повлиял на эти процессы. Первые современные небоскребы связанные с американскими городами Чикаго и Нью-Йорком.

Первым современным небоскребом считается Дом домашнего страхования, который был построен в 1885 в Чикаго. У него было 10 этажей, высотой в 42 метра. Несмотря на не очень впечатляющие характеристики, по конструкции это был первый современный небоскреб, построенный с помощью стального каркаса. Это в свою очередь освободило от напряжения стены, благодаря чему они были уникально тонкими. Дом был разрушен в 1931 году.

Уэйнрайт Билдинг (построен в 1891 году.)

После появления небоскребов, начались соревнования за высокое здание в мире, и они до сих пор продолжаются.

Уолл Стрит 40 (англ. 40 Wall Street), 70 этажа 282 м., Небоскреб в США, Манхэттен (Нью-Йорк).

Небоскреб, который построили в 1930 всего за одиннадцать (11) месяцев, был самым высоким небоскребом в мире, пока через несколько месяцев, тоже в 1930, не закончилось строительство Крайслер Билдинг.

Сначала небоскреб назвали Банком Манхеттенськои Компании (англ. The Bank of the Manhattan Company). После того, как Банк Манхетенськои компании слился с Банком Чайсом Насиональ и стал Банк Чайс Манхеттена название банка изменилось опять к Уолл Стрит 40. В 1996 г., когда небоскреб купила компания Дональда Трампа, его стали называть Домом Трампа (англ. The Trump Building).

Гонка за право называться самым высоким зданием в мире

Небоскреб Уолл Стрит 40 планировался на 41 м выше за Дом Вулворт (англ. Woolworth Building) построен в 1913 в Манхэттене. (Дом Булворт был самым высоким небоскребом в 1930.)
Небоскреб указывал на прогресс, развитие, победу человека над ее природными ограничениями. Люди следили и наблюдали за новыми вершинами, которые осягались очередными достижениями в области строительства небоскребов. В 1930 было закончено строительство Крайслер Билдинг, 319 метров, 77 этажей.

Но этот небоскреб оставался бесспорным лидером в мире только в течение одного года. Уже в следующем году был построен Эмпайр Стейт Билдинг, 381 м. (448 м. с антенной), 102 пов. который был самым высоким небоскребом в мире к 1972 г. Построен за 14 месяцев.

Нью-Йорк, 1930 г. Продолжается строительство Эмпайр Стейт Билдинг.

Эмпайр Стейт Билдинг (англ. Empire State Building возведен в стиле Арт Деко небоскреб в городе Нью-Йорк, США . Находится башня на Пятой авеню между Западными 33-й и 34-й улицами. Владельцем здания является компания W & H Properties. Эмпайр Cтейт Билдинг — первое здание в мире, имеющая более 100 этажей.

В 1986 году Эмпайр Стейт Билдинг вошел в список памяток архитектуры национального значения США. В 2007 году здание под номером один вошло в список лучших американских архитектурных решений по версии Американского института архитекторов.

Официальное открытие состоялось 1 мая 1931 года, когда президент США Герберт Гувер включил освещение здания, нажав на кнопку в Вашингтоне. Уже в следующем году первые использованием освещения на верхушке здания было празднование победы Рузвельта над Гувером в президентской гонке в ноябре 1932 года.

Когда состоялось официальное открытие Эмпайр Стейт Билдинг, США переживали эпоху экономической депрессии. Поэтому сдать удалось далеко не все помещения, а здание получило название «Пустой Стейт Билдинг» (англ. Empty State Building). Прошло десять лет, пока все помещения, наконец, были сданы. Здание не приносила дохода владельцам до 1950 года. Только в 1951 году, после продажи Роджеру Стивенсу и его партнерам за 51 млн долларов (рекордная для тех времен цена, уплаченная за одно сооружение), здание перестала быть убыточной.

Самые высокие здания Манхэттена, Нью-Йорка, США и заодно — всего мира до Эмпайр Стейт Билдинг (1931).

Нью-Йорк Трибьюн Билдинг (85 метров, 1875 год).

Манхэттен Лайф Иншуранс Билдинг (114 метров, 1894 год, разрушен в 1960-х).

Уорлд Билдинг — высочайший здание Нью-Йорка в период с 1890 по 1899 годы.

Парк Роу Билдинг (127 метров, 1899 год).

Зингер Билдинг (186 метров, 1908 год, разрушен в 1968).

Мет Лайф Тауэр (213 метров, 1909 год).

Вулворт-Билдинг (241 г., 1913 год).

Главный корпус МГУ

Земляные работы начались в 1948 году, церемония заложения первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. В строительстве был использован труд нескольких тысяч заключенных.

1 сентября 1953 в корпусе начались учебные занятия.

Высота здания — 182 м, со шпилем — 236 м.

Уолл Стрит 40 (англ. 40 Wall Street), 70 этажа 282 м., Небоскреб в США, Манхэттен (Нью-Йорк).

Крайслер Билдинг (318 метров, 1930 год).

330-метровый отель «Рюгён» в Пхеньяне стоит недостроенным памятником.

Эмпайр Стейт Билдинг в фантастике: «Кинг-Конг» (1933) и «Небесный Капитан и Мир Будущего» (2004).

Всемирный торговый центр в Нью-Йорке был построен по проекту японского архитектора Минору Ямасаки, открытый 4 апреля 1973 и разрушен в результате террористического акта 11 сентября 2001 года. Комплекс состоял из 7 зданий, среди которых архитектурной доминантой были две башни-близнецы, каждая по 110 этажей (северная высотой 417 м и южная высотой 415 м). Процесс сооружения башен, каждая из которых почти с полкилометра высотой был достаточно сложным и непредсказуемым. Проект, по которому строили небоскребы, по ходу строительства приходилось многократно корректировать. Известно 11 проектов башен-близнецов, и в конце концов, построили его по первому из них. Изменение проектов заставляла строителей разрушать и перерабатывать все заново. Это на долгое время задержало строительство. Некоторое время после окончания строительства башни были высокими сооружениями в мире (до этого самым высоким зданием был дом Эмпайр-Стейт-Билдинг, который после разрушения ВТЦ вновь стал самым высоким зданием Нью-Йорке).

Си-Эн Тауэр (1977).

Сирс Тауэр (высота 105 мм, верхняя отметка 527 метров).

Петронас Тауэрс (высота 90 мм, верхняя отметка 452 метра).

Башни Петронас (англ. Petronas Towers, mal. Menara Petronas) — близнецы-небоскребы в Куала-Лумпуре, Малайзия. Каждая башня высотой 375 метров (со шпилем 451,9 м) имеет 88 этажей. Строительство было начато в 1995 и завершено в 1998 году. При открытии они были самыми высокими небоскребами в Евразии. Сейчас Петронас Тауэрс — самые высокие башни-близнецы в мире.

Общая площадь всех помещений здания 213 750 м ², что соответствует 48 футбольных полям. Скоростные лифты поднимаются на верхний этаж за 90 секунд. Их кабины двухярусные: верхняя открывается на четных этажах, нижняя на нечетных. Ежедневно башни могут посетить не более 1 700 туристов.

Официально башни-близнецы были открыть 28 августа 1999 года.

Тайбэй 101 (верхняя отметка 509 метров).

Самое высокое здание Тайваня и одно из самых высоких зданий в мире.

Высота 509,2 м, 101 этаж.

Дата строительства 1999-2004.

Стоимостью 1,7 млрд долларов.

Аль-Бурж (верхняя отметка 750 метров).

Бурж Дубай (верхняя отметка 808 метров).

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.

Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Лейтера. Построен в 1889 году.

Дом уверенности (Рилайенс-билдинг) 1894 год

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Дом Вулворта

Метлайф тауэр

Небоскрёб Зингер

Таймс тауэр

Небоскрёб Флетайрон

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Крайслер-билдинг

Эмпайр-стейт-билдинг

Сирс тауэр

Сравнение небоскрёбов Нью-Йорка

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).

Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.

Представляем перечень небоскрёбов, строительство которых совпало с финансовым кризисом в тот или иной период времени. Перечень составлен на основании «индекса небоскрёбов» банка Barclays Capital.

«Индекс небоскрёбов», разработанный банком Barclays Capital, основан на предположении о том, что строительный бум, и особенно строительство рекордно высоких небоскрёбов, совпадает с началом экономических кризисов. Более того, индекс демонстрирует корреляцию между увеличением высоты очередного небоскрёба и степенью глубины соответствующего экономического кризиса.

Equitable Life Building (1873 год)

Строительство этого небоскрёба в Нью-Йорке совпало с периодом истории США, известным как Долгая депрессия, длившимся с 1873 по 1878 годы. В то время это был самый высокий небоскрёб (43 метра).

Auditorium Building (1889 год) и New—York World Building (1890 год)

Завершение строительства 80-метрового здания Auditorium Building в Чикаго и 94-метрового New-York World в Нью-Йорке совпало с банковским кризисом в Великобритании в 1890 году, а также с мировой рецессией.

Masonic Temple, Manhattan Life Building и Milwaukee City Hall (построены в 1893 году)

Завершение строительства этих небоскрёбов было отмечено крахом системы железнодорожного строительства в США и чередой банкротств среди банков. Высота Masonic Temple составила 92 метра, Manhattan Life Building – 106 метров, Milwaukee City Hall – 107 метров.

Park Row Building (1901 год)

Строительство этого Нью-Йоркского небоскрёба высотой 119 метров было завершено незадолго до первого в истории обвала на Нью-Йоркской бирже в 1901 году, равно как и строительство 155-метрового Philadelphia City Hall в городе Филадельфия.

Singer Building и Metropolitan Life Building (1907 год)

Строительство 186-метрового Singer Building и 213-метрового Metropolitan Life Building в Нью-Йорке совпало с банковской паникой 1907 года, когда объём торгов на Нью-Йоркской бирже упал на 50 процентов.

Здание на Уолл-Стрит, 40 (1929 год), Крайслер-билдинг (1930 год) и Эмпайр-стейт-билдинг (1931 год)

Строительство этих рекордно высоких небоскрёбов совпало с началом Великой Депрессии. Высота здания на Уолл-Стрит — 282 метра, Крайслер-билдинг – 318 метров, Эмпайр-стейт-билдинг – 381 метр.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра (1972 – 1973 годы) и Башня Сирс (1974 год)

Строительство Нью-Йоркских «близнецов» и Башни Сирс в Чикаго совпало с мировым экономическим кризисом 1973 – 1975 годов, а также с крахом Бреттон-вудской валютной системы.

Башни Петронас (1997 год)

Завершение строительства этих 452-метровых башен в столице Малайзии Куала-Лумпур совпало с экономическим кризисом в Азии. На тот момент башни являлись самыми высокими зданиями в мире.

Небоскрёб Taipei 101 (1999)

Период строительства этого 509-метрового небоскрёба в Китае (1999 — 2004) совпал с крахом «доткомов» (интернет-компаний – прим.Mixednews) и рецессией начала 2000-х.

Небоскрёб Бурдж-Халифа (2010)

Строительство этого 828-метрового небоскрёба в Дубае завершилось посреди текущего глобального финансового кризиса. Знаменательно, что здание побило предыдущий рекорд высоты 21 июля 2007 года.

Заглянем в будущее: небоскрёб Sky—City в Китае (начало строительства 2013 год)

Высота небоскрёба составит 838 метров. В здании запланировано 220 этажей, которые смогут разместить 30 тысяч человек. На постройку планируется потратить 628 миллионов долларов.

Этот проект реализуется, несмотря на растущие опасения касательно обвала китайской экономики.

Небоскрёб

У этого термина существуют и другие значения, см. Небоскрёб (значения). Сравнение небоскрёбов

Небоскрёб — очень высокое здание с несущим стальным или железобетонным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей. В русском языке также используется термин «высотное здание» или просто «высотка».

Минимальная высота здания-небоскрёба является спорной. В США и Европе небоскрёбами принято считать здания высотой не менее 150 м (500 футов). Emporis определяет небоскрёб как здание выше 100 метров, в отличие от просто высотных зданий (от 35 до 100 метров), а SkyscraperCity — как здание выше 200 метров. Небоскрёбы выше 300 м по определению Совета по высотным зданиям и городской среде называются сверхвысокими, а свыше 600 м — «мега-высокими» (англ. megatall).

Категорирование высотных зданий и составление их рейтингов имеет некоторую неоднозначность ввиду разнообразия способов измерения. В настоящее время общепринятыми критериями являются разработанные Советом по высотным зданиям и городской среде.

Согласно этим критериям, под зданием подразумевается сооружение, спроектированное для использования в качестве жилого, офисного (коммерческого) или производственного помещения. Существенной характеристикой здания является наличие этажей. Таким образом, описываемый рейтинг заведомо не включает теле- и радиобашни.

Совет предлагает три критерия измерения высоты здания (во всех случаях измерения производятся от наиболее низкого значимого входа в здание):

  • конструктивная высота здания — высота от уровня тротуара до наивысшей точки конструктивных элементов здания (включая шпили и исключая телевизионные и радио антенны и флагштоки).

Это основной критерий. Он используется при составлении рейтинга самых высоких зданий.

  • до наивысшего доступного этажа — высота здания до уровня пола наиболее высокого доступного этажа корпуса.
  • до кончика антенны/шпиля — высота здания до самой высокой точки антенны, шпиля и т. п.

До XX века здания высотой более шести этажей строились редко. Это было связано с неудобством поднятия по лестницам на большую высоту. Кроме того, всасывающие водяные насосы, применявшиеся в то время, позволяли поднимать воду не более чем на 10 м.

Развитие технологий стали, железобетона и водных напорных насосов, а также изобретение безопасных лифтов позволили в десятки раз увеличить высоту зданий, что особенно востребовано в мегаполисах, где велика стоимость площади застройки.

На ноябрь 2016 года в мире насчитывалось 3720 небоскрёбов (высотой более 150 м), из них 110 — сверхвысоких и 1153 выше 200 м; ведётся строительство более 1080, в том числе 143 — сверхвысоких. Строительство ещё 146 небоскрёбов (из них 22 — сверхвысоких) пока приостановлено. Больше всего небоскрёбов (высотой более 150 м) в Китае (вместе с Гонконгом и Макао) — 1392, в США — 706, в Японии — 227 и в Южной Корее — 198, в Объединённых Арабских Эмиратах — 197, в Австралии — 91, в Сингапуре — 78. В России построено 38 небоскрёбов (15-е место в общемировом рейтинге), ещё 16 находятся в стадии строительства.

Самые высокие небоскрёбы мира

В предыдущей статье мы обсудили самые высокие небоскрёбы России. К сожалению, сейчас ни одна из возведённых в стране высоток не входит в десятку самых высоких зданий мира. Поэтому до завершения строительства Лахта Центра (привет комментаторам предыдущей статьи) будем говорить о небоскрёбах в Объединённых Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Китае, США, Малайзии, Гонконге и на Тайване.

Уиллис-тауэр

Самый старый из десятки ныне существующих наиболее высоких небоскрёбов мира был построен в 1974 году в Чикаго. Его высота — 442 метра без учёта шпиля, со шпилем — 527 метров. В русскоязычной Википедии Уиллис-тауэр занимает 11 место, но это несколько неверно: Лахта Центр, который уже поставили на 8 место в рейтинге, достроят в 2018 году.
Только вдумайтесь: за сорок лет только девять небоскрёбов в мире обогнали 108-этажный Уиллис-тауэр в Чикаго, а в США этот результат побила только Башня Свободы, открытая в 2014 году.
Проектированием небоскрёба занималось архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill, которое позже возвело и Башню Свободы, и самое высокое на данный момент здание — «Бурдж-Халифа» в Дубае. Изначально здание называлось Сирс-тауэр, а имя Уиллис получило в 2009 году. Фундамент Уиллис-тауэр стоит на бетонных сваях, вбитых в твёрдую породу. Каркас состоит из девяти квадратных «труб», образующих один большой квадрат в основании. Каждая такая «труба» состоит из 20 вертикальных балок и множества горизонтальных. Все девять «труб» сварены до 50 этажа, затем идут семь труб до 66, к 90-му этажу остаются пять, а ещё на 20 этажей поднимаются оставшиеся две «трубы». Как именно это выглядит — ясно из фотографии 1971 года.



Рабочий стоит на шпиле башни.

Уиллис-тауэр на этой фотографии — справа, с двумя шпилями.

Башня Цзыфэн

В китайском Нанкине до середины XIX века стояла Фарфоровая пагода, буддийский храм высотой 78 метров. Путешественники описывали её как одно из чудес света. На смену ей пришёл небоскрёб Цзыфэн.
Строительство 450-метрового высотного здания Цзыфэн завершилось в 2009 году. Оно является деловым центром города. В нём расположились офисы, магазины, торговые центры, рестораны и обсерватория. Всего — 89 этажей.
Работы по возведению башни длились всего четыре года. В процессе проект меняли: башня могла иметь высоту в 300 метров. Для Китая, где плотность населения чрезвычайно высока, эффективное использование земли крайне важно. Треугольную площадку для строительства использовали по максимуму: небоскрёб имеет треугольное основание.
Идея архитекторов состояла в сплетении мотивов китайских драконов, реки Янцзы и зелёных садов. Река — это вертикальные и горизонтальные швы, разделяющие стеклянные поверхности. Сами эти поверхности согласно архитектурной мысли являются отсылкой к танцующим драконам. Внутри здания разместили растительность и бассейны.


Вид на город со шпиля на небоскрёбе.

Башни Петронас

В столице Малайзии Куала-Лумпуре в 1998 году возвели небоскрёбы под названием Башни Петронас. Высота двух 88-этажных небоскрёбов — 451 метр, включая шпиль.
Небоскрёб построен в «исламском» стиле, каждое здание представляет собой восьмиконечную звезду с полукруглыми выступами для устойчивости. Площадку для строительства меняли после геологических изысканий. Изначально один небоскрёб должен был стоять на известняке, другой — на скальной породе, поэтому одно из зданий могло просесть. Площадку передвинули на 60 метров. Фундамент башен — самый глубокий на данный момент из бетонных: сваи вбиты на 100 метров в мягкий грунт.

Строительство было усложнено важным условием: можно было применять только производимые внутри страны материалы. Специально для здания разработали прочный эластичный бетон, усиленный кварцем и сравнимый по прочности со сталью. Масса небоскрёба получилась вдвое больше, чем у аналогичных стальных зданий.
Мост между башнями-близнецами закреплён с помощью шаровых опор. Жёсткое крепление невозможно, так как башни раскачиваются.
Лифты в здании — двухэтажные модели, разработанные фирмой Otis. Одна кабина останавливается только на нечётных этажах, вторая — на чётных. Это позволило сэкономить пространство внутри небоскрёбов.

Международный коммерческий центр

На 118 этажах Международного коммерческого центра в Гонконге размещены офисы, отель и торговые центры. Высота здания — 484 метра. Изначально планировали построить небоскрёб высотой 574 метра, но проект изменили из-за запрета на строительство зданий выше горы Виктории.
Строительство завершилось в 2010 году, но официального открытия не последовало: зданием уже вовсю пользовались арендаторы. Со 102 по 118 этажи занимает самый высокий расположенный над уровнем земли отель, управляемый Ritz-Carlton. На последнем, 118 этаже, расположился самый высокий в мире бассейн.



Шанхайский всемирный финансовый центр

В 2008 году в Китае построили Шанхайский всемирный финансовый центр, сосед Шанхайской башни. Высота 101-этажного здания — 492 метра, хотя изначально планировали 460 метров. В здании разместили отель, залы для конференций, офисы, магазины и музей.
Здание выдерживает землетрясения до семи баллов, имеет защищённые от огня этажи. После атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке проект здания доработали, чтобы оно могло выдержать прямое попадание самолёта.
Благодаря своему силуэту небоскрёб получил название «открывашка». Трапециевидное отверстие вверху должно было иметь сферическую форму, но китайское правительство заставило изменить проект, чтобы здание не напоминало восходящее Солнце на флаге Японии. Такие изменения позволили удешевить и упростить конструкцию. Такой планировали верхнюю часть здания:

Вот что получилось в результате:


Тайбэй 101

Столица Тайваня, Тайбэй, может похвастаться небоскрёбом высотой более полукилометра. Вместе со шпилем высота Тайбэй 101 составляет 509,2 метра, а количество этажей — 101.
Тайбэй 101 некоторое время отличался ещё и самыми быстрыми лифтами в мире: они поднимаются на скорости более 60 километров в час, или 16,83 метра в секунду. С пятого до восемьдесят девятого этажа люди поднимаются за 39 секунд. Сейчас новый рекорд принадлежит Шанхайской башне.
На 87 и 88 этажах находится 660-тонный стальной шар-маятник. Это архитектурное решение сделано не только для того, чтобы украсить интерьер. Маятник позволяет зданию компенсировать порывы ветра. Прочный, но не жёсткий каркас из стали выдерживает сильнейшие землетрясения. Эти решения вместе с фундаментом из свай в полтора метра диаметром, забитых на 80 метров в землю, сделали здание одним из самых безопасных в мире. 31 марта 2002 года землетрясение силой 6,8 балла разрушило два крана, установленные на здании, и унесло жизни пяти человек. Самой башне вреда нанесено не было. Но существует теория, что именно небоскрёб активировал сейсмическую активность.



Башня Свободы

Центр международной торговли 1 на Манхэттене, Нью-Йорк, обогнал по шпилю своего преследователя в лице Тайбэй 101 на 32 метра, хотя если считать расстояние от земли до крыши, то американская Башня Свободы наоборот проигрывает тайваньской башне на 37 метров. Высота Центра международной торговли 1 — 541,3 метра по шпилю и 417 по крыше.
Здание стоит на участке, который занимали башни-близнецы Всемирного торгового центра, разрушенные в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года. При проектировании ЦМТ1 был учтён опыт прошлого, и нижние 57 метров выполнены с использованием бетона вместо ставшей стандартом стальной конструкции.
Здание официально открыли 3 ноября 2014 года. Его занимают офисы, торговые площадки, рестораны и Городской телевизионный альянс.



Королевская часовая башня

В Мекке в Саудовской Аравии в 2012 году построили комплекс высотных зданий Башни Дома напротив входа в мечеть аль-Харам, где находится главная святыня ислама — Кааба. Самое высокое здание в комплексе — отель Королевская часовая башня высотой 601 метр. Он предназначен для проживания до ста тысяч паломников из пяти миллионов человек, ежегодно посещающих Мекку. Королевская часовая башня — третье по высоте в мире здание.
На башне на 400-метровой высоте установлены четыре циферблата диаметром 43 метра. Они видны из любой части города. Это самые высотные часы в мире на данный момент.
Длина шпиля на вершине отеля — 45 метров. На шпиле установлены 160 громкоговорителей для призыва к молитве. 107-тонный полумесяц на самом верху здания имеет несколько помещений, одно из которых — комната для молитв.


На башне размещены 21 тысяча проблесковых ламп и 2,2 миллиона светодиодов.



Шанхайская башня

Второй по высоте небоскрёб расположился в КНР. Это Шанхайская башня, здание высотой 632 метра, соседствующее с ещё одним небоскрёбом из списка — Шанхайским всемирным финансовым центром. На 130 этажах разместили офисы, торговые и развлекательные центры, отель.
Лифты в здании разработала Mitsubishi Electric. Их скорость — 18 метров в секунду, или 69 километров в час. На данный момент это самые быстрые лифты в мире. Таких лифтов в здании три, еще четыре двухэтажных лифта развивают скорость 10 метров в секунду.
Красивого вида из окон небоскрёба ожидать не стоит. Стены здания двойные, оно имеет вторую оболочку, предназначенную для сохранения температуры.

Башня имеет закрученную конструкцию, что добавляет устойчивости для борьбы с ветром.

С этого ракурса виден спиральный желоб для сбора дождевой воды, используемой для отопления и кондиционирования.


В феврале 2012 года было опубликовано видео, где два молодых и талантливых руфера взбираются на высоту 650 метров — на самый верх строительного крана, достраивающего Шанхайскую башню.

Бурдж-Халифа

Открытая в 2010 году в Дубае, ОАЭ, башня Бурдж-Халифа обогнала все существующие небоскрёбы и до сих пор является лидером по высоте.
Башню проектировало архитектурное бюро Skidmore, Owings and Merrill, создавшее Уиллис-тауэр и Всемирный торговый центр 1, о которых мы ранее говорили. Строительством Дубайской башни занималась компания Samsung, которая также участвовала в возведение Башен Петронас. В здании работают 57 лифтов, пользоваться ими нужно с пересадками — только один служебный лифт может подняться до последнего этажа.
В башне размещены отель Armani, дизайн которого разработал сам Джорджио Армани, квартиры, офисы, торговые центры, фитнес центры и смотровые площадки с джакузи. Индийский миллиардер Б.Р. Шетти полностью купил два этажа, включая сотый, по цене более 12 миллионов американских долларов за каждый.
Как и в случае с башнями Петронас, для самого высокого в мире небоскрёба разработали собственный специальный вид бетона. Он выдерживает температуру до 48 градусов Цельсия. При строительстве бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд. У строителей не было возможности закрепить фундамент в скальном грунте, и они применили двести свай длиной 45 метров и диаметром 1,5 метра.
Если Шанхайская башня имеет желоб для сбора дождевой воды, то в случае с башней Бурдж-Халифа такой подход не нужен: осадков в пустыне мало. Вместо этого в здании есть система сбора конденсата, которая позволяет собрать до 40 миллионов литров воды в год для полива растений.
Во время съёмок фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» Том Круз решил взобраться на башню, чтобы написать там имя Кэти Холмс и сделать отличный кадр.


Планируемые здания

На данный момент есть лишь два проекта зданий, которые способны встать на первую строчку рейтинга самых высоких небоскрёбов мира.
Бурдж-Халифа высотой 828 метров кажется не такой впечатляющей по сравнению с проектом Башни в Дубай-Крик Харбор. Её высота по крыше составит 928 метров — то есть уже побьёт нынешний рекорд на 100 метров. А высота по шпилю вовсе перевалит за километр — достигнет 1014 метров. Но это не точно — параметры здания держатся в секрете. Как и Эйфелева башня, Башня в Дубай-Крик Харбор будет открыта к Всемирной выставке Экспо-2020, если всё пойдёт по плану. Фундамент заложили 10 октября 2016 года.

Башня Джидда, которую заложили в 2013 году и планируют достроить к 2020, также должна преодолеть километр. На 150-метровой высоте башни разместят террасу диаметром 30 метров. Строительство идёт не очень быстро — 2 декабря 2016 года были готовы 47 этажей. Здание станет центром нового делового района Kingdom Center, который сейчас представляет собой пустыню в Саудовской Аравии.

Архитектура небоскребов в США (1890—1940 гг.)

В последних работах ведущих архитектурных бюро чикагской школы особенно заметно возвращение к историзму, по крайней мере в огромных сооружениях, к которым заказчики предъявляли большие требования.
Показательно сопоставление построенного в 1894 г. «Релайнс-билдинг» (автор Бернхем) и «Фишер-билдинг», построенного двумя годами позже тем же архитектором. На первый взгляд, оба сооружения имеют большое сходство: включение эркерных окон в систему фасада, остекление больших плоскостей, насыщенный орнамент на горизонтальных простенках и поясах. По сравнению с плоским орнаментом фасада «Релайнс-билдинг» форма ажурной каменной резьбы подоконных простенков «Фишер-билдинг» производит впечатление ярко выраженной готики; это впечатление достигается тем, что здесь вертикали были сконструированы наподобие готических составных колонн. Этот фасад уже заметно академичнее, чем его предшественники, но он имеет то изящество, которое хорошо соответствует металлическому каркасу, и сделан с воодушевлением, хотя и имеет противоречия в верхней, завершающей части здания. Главные стойки объединяются под карнизом арками, под выпуклым консольным карнизом размещены фриз узких арочных окон и эркерные окна, которые не вписались в архитектуру карнизов, а были оборваны этажом ниже.
Естественность, которая придала очарование ошибочному в классическом смысле решению, была потеряна в последующих строениях Чикаго, которые оказались под влиянием вышедшего с восточного побережья классического направления. Первыми к «нью-йоркской моде» обратились Дженни и Манди. Здания нью-йоркской страховой компании и здание «Форт Дирборн» значительно отличаются от ранних работ, например от зданий «Лайтер-билдинг I» и «Лайтер-билдинг II». Незадолго до конца 90-х годов Нью-Йорк как по объему строительства и рекордам высоты, так и в области архитектурных достижений опережает Чикаго. В течение примерно 30 лет продолжалось использование эклектики в архитектуре небоскребов, собравшей стили всех эпох. Прежде всего торжествовало классическое направление, которое основывалось на примерах из эпох ренессанса и классицизма — от Брунеллески до Палладио.
Характерным сооружением в стиле эпохи возрождения является бродвейский «Чемберс-билдинг» в Нью-Йорке. Классическая трехчленность сказывается здесь особенно остро и поддержана цветовой сменой трех материалов: в обоих нижних этажах и переходах между этажами архитектурное оформление колонн из серого гранита; следующие 1 1 этажей — из темной кирпичной кладки; узкие окна соединены попарно, в остальном все просто, без украшений; завершающий верхний ярус — из керамики светлого оттенка, покрывающей еще один переходной этаж, усиленный зрительно богатой аркадой (наподобие Сансовино), простирающейся на два этажа, и также низкий чердачный этаж в виде фриза под консольным карнизом.
При критическом рассмотрении этой и похожей на нее архитектуры небоскребов следует уяснить, какие нужны были эмоции, какое требовалось господство классических строительных форм, чтобы можно было преодолеть трудности новых смелых начинаний. Классическое членение фасадов на цоколь, пилястры, пилоны, арки, карнизы создает уравновешенный в зависимости от длины, ширины и высоты здания, одним взглядом обозримый, архитектурный объем. Перспективная и масштабная, заботливо выполненная архитектура фасадов бродвейского «Чемберс-билдинг» вряд ли была понята; не случайно на старых фото эти первые башни Манхеттена всегда сняты с соседних высотных домов.
Гордая стройность подлинной архитектуры ренессанса с ее симметрией и гармонией пропорций, была еще ощутимой и до некоторой степени оправданной, пока дома-башни не превышали 20 этажей и стояли в одиночку; но она была гротескно искажена, когда их высота возросла вдвое и более, и они все больше подавляли окружающее. Лучшие архитекторы знали об этой проблеме и искали решений, чтобы быть к ней готовыми. Уже раньше была сделана попытка отказаться от формы замкнутой призматической башни и расположить объем высотного дома уступами примерно так, чтобы центральный ризалит здания сильно возвышался и тем самым узаконил свое стремление вверх, как, например, силуэт кампаниллы Сан-Марко в Венеции, в то время как боковые крылья достигали только половины высоты центральной части.
Вполне логично, что за классической волной эклектизма небоскребов последовала средневеково-романтическая волна. Сильный импульс в этом направлении дало выстроенное в 1913 г. архитектором Кассом Жильбером 52-этажное здание «Вульворт-билдинг». В этом здании башнеобразная средняя часть удвоенной высоты вырастает из относительно приземистого строительного объема, но зрительно вся совокупность не распадается на три части, а объединяется в одно целое посредством идущего насквозь вертикального членения.
Готический стиль для небоскребов более подходит, чем классический; во-первых, в готической архитектуре есть характер каркасного здания, тенденция к развитию вверх; во-вторых, членение стен ступенчатыми или собранными в пучки колоннами, характерное для позднего средневековья, открывает возможность поставить в ряд и связать между собой без нарушения масштаба и конструктивной логики различные по высоте несущие элементы или элементы, одинаковые по высоте, но различные в поперечном сечении,— имеются в виду боковые и средние колонны пятинефного собора или усиленные колонны в месте пересечения нефов или под башнями. Профилированные колонны, из которых впоследствии развились пучковые колонны и колонны с отделкой валиками по ребрам, являются важнейшим структурным элементом средневековых религиозных помещений. Все это применялось в США как выразительное средство на фасадах высотных зданий. Это не следовало бы ставить в вину архитекторам как осквернение святыни — еще древние римляне переносили порядок расположения колонн и балок с наружных фасадов греческих храмов на внутренние стены своих огромных сводчатых сооружений, где они, строго говоря, подходили еще меньше.
Во всяком случае формами колонн на «Вульворт-билдинг» Жильберу удалось отчетливо выразить различное назначение несущих элементов в ступенчатой структуре здания и тем самым оживить фасады ритмичным расположением его фрагментов — он добился этого исходя из ретроспективной точки зрения получить функциональное в своей основе решение, как Салливен со своими авангардистскими новшествами. Профилированные колонны сами по себе не производят впечатления архаичных в противоположность, например, вертикальному членению на «Фишер-билдинг» в Чикаго. Готические украшения, стрельчатые своды, остроконечные колонны и т. д. концентрировались на верхней завершающей части здания, на горизонтальных опоясывающих карнизах и прежде всего на шлемообразной башне, которая является более убедительным завершением, придает более яркое звучание всей композиции, чем при горизонтальном фронтоне на такой высоте.
Появление «Вульворт-билдинг» возвестило о кризисе эклектической, или, как ее называют в XX столетии, традиционной архитектуры небоскребов. Современная несущая структура видна здесь так отчетливо, что историческое обрамление действует не более как тонкий налет, как ажурная прозрачная одежда. Сходное развитие можно отметить в лучших традиционных европейских сооружениях в годы до и после первой мировой войны, например, стокгольмская ратуша или жилые дома архитекторов Шоу и Войси в Англии.
Концом первой фазы строительства американских деловых высотных домов, которую определяло увлечение историзмом, можно, пожалуй, назвать возведение чикагского «Трибюн Тауэр» — сооружения, которое само по себе не привлекало бы такого большого внимания, если бы оно не получило первую премию из 263 проектов на международном конкурсе, который относится к выдающимся событиям истории строительства нашего столетия.
‘Получивший первую премию проект нью-йоркских архитекторов Дж. М. Хауэлса и Р. М. Худа выполнен с помощью тех же средств, что и проект «Вульворт-билдинг». Как завершенная архитектоническая композиция он завоевал приз среди американских работ, выполненных в стиле умеренного эклектизма. «Трибюн Тауэр» имеет в 2 раза меньшую высоту, чем Вульворт-билдинг», и квадратный план. Колонны тоже сильно расчленены по ширине, главная колонна отступает от угла, чем подготавливается переход к вышерасположенному восьмиугольнику башенной надстройки, уменьшенной в плане. Главные колонны как бы прорастают сквозь блок здания. На верхних концах колонн расположены мощные арки, обрамляя все строение. Остов высотного здания полностью лишен украшений и поднимается со своими вертикальными членениями из двухэтажного гладкого цоколя; орнаментика ограничивается переходной зоной и башней, а также арками, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не стрельчатыми, а сегментообразными, приближающимися к полуциркульным.
Проект Элиэля Сааринена, удостоенный второй премии, без сомнения уступает проекту Хауэлса и Худа как по архитектонике, так и по замыслу. Вертикальное членение с помощью колонн и лопаток и строгая плоскость средней части были сходны с осуществленным проектом. Три отдельные друг от друга части, имеющие горизонтальное членение, подняты и сильно сдвинуты назад; завершение башни органично вырастает из массива сооружения. Орнаментика не содержит в себе готических пережитков, скорее она тяготеет к модерну, окрашенному северной мистикой. Если бы здание по этому проекту было построено, оно стало бы главной достопримечательностью Чикаго, столь богатого памятниками модерна.
Известный, часто публикуемый проект Вальтера Гропиуса должен был произвести ошеломляющее и шокирующее впечатление на членов жюри чикагского конкурса и на современников. Из строго призматического корпуса высотного здания вырастала башнеобразно в высоту узкая прямоугольная призма, отодвинутая назад и в сторону. Весь строительный объем обрамлен решетчатым каркасом с типично чикагскими окнами. Лишь на флангах башенной части встречается незначительная аномалия: два узких стержня и замкнутых отсека, которые имели очевидную цель усилить вертикальность линий башни и связать ее с нижней частью строения. Все это является определенным поворотом к строгим, в сегодняшнем понимании передовым, решениям чикагской школы; утверждение Гидиона, что Гропиус не знал ранних каркасных сооружений Чикаго, кажется совершенно невероятным. С другой стороны, здесь очень четко выявился тот тип современного каркасного строительства, который в 50-х годах распространился под названием «решетчатого строительства» и был особенно поддержан в ФРГ, но вскоре оказался как бы в тупике. Проект «Трибюн Тауэр» Гропиуса при всей своей смелости кажется нам, так же как его современникам, немного устаревшим, но он волнует в большей степени, чем награжденные проекты. Этому впечатлению значительно способствует одна деталь, которая должна была уже 20 лет назад казаться слишком модной, быстро проходящей: углубленные лоджии и сильно выступающие толстые балконные плиты, которые на различных высотах огибали углы подобно поясам или обручам; они должны были придать зыбкому на вид корпусу здания при его общей гармоничности пропорций зрительную устойчивость и более энергичное впечатление; они внесли в чикагскую систему каркаса струю увлечения горизонтальностью членений.
В целом из изучения конкурсных проектов создавалось впечатление, что внешний облик высотных домов со стальным каркасом не мог быть решен одним гениальным архитектором в могучем творческом порыве; для этого требовались опыт и усилия нескольких десятилетий. Американские проекты показывают ясное понимание сущности архитектонической проблемы и высокую надежность решений; курьезные промахи можно найти среди европейских работ, присланных на конкурс. Знаменитый проект Адольфа Лооса, который представил небоскреб в виде огромной смоделированной дорической колонны, в каннелюрах которой карабкались вверх на высоту 30 этажей окна, можно понять как карикатуру на умирающий эклектизм. В те же годы Ле Корбюзье опубликовал свое полемическое произведение «Об архитектуре» («Vers une architecture»), рассчитанное на то, чтобы нанести смертельный удар эклектизму.
Вторая эпоха американских небоскребов относится к периоду с 1920 г. до второй мировой войны. Она началась с огромного подъема строительной активности, продолжавшегося до экономического кризиса 1929 г. Этот период характеризуется новыми рекордами высоты — «Крейслер-билдинг» (320 м), «Эмпайр Стейт билдиж» (380 м), но прежде всего отчетливой переменой в архитектоническом понимании каркасного способа строительства. Декоративные формы историзма, орнаментальные украшения завершающих или переходных частей встречаются все реже и, наконец, совсем отживают. Традиционные расчлененные элементы уступают место системе выступающих фасадных плоскостей, вертикальному и горизонтальному членению, которые делает зримой несущую систему и металлический каркас и ощутимым пластический строй корпуса здания. Идеальную картину высотного делового дома представляет изолированная самостоятельная башня с фронтально или центрально симметричным ступенчатым расположением; широко применяются прямоугольная форма плана и свободная асимметричная группировка. Такой облик здания соответствует требованиям и положениям новых нормативных материалов, изданных в Нью-Йорке в 1916 г.
Характерным решением отличается выстроенное в 1931 г. высотное здание газеты «Дейли Ньюс» в Нью-Йорке. Вертикальные полосы, подчеркнутые светлой окраской, устремляются ввысь не имея завершения, вертикальность проявляется более четко благодаря ступенчатости этажей, винтообразно обвивающих корпус здания, в силу чего получается привлекательное смещение здания в перспективе. Трудно представить, что авторами этого сооружения были те же архитекторы, которые создали чикагский «Трибюн Тауэр». Вертикальное членение здания «Дейли Ньюс» теряет свою убедительность и получает оттенок графического схематизма, если его сравнить со зданием издательства «Мак Гроу Хилл», построенным годом позже Худом и Хауэлсом: здесь точно так же в рельефе выделяются горизонтали, подчеркнутые с помощью светлой керамической облицовки, вертикали основных и второстепенных колонн и косяки окон, объединенные темной краской, что как бы углубляет их. В здании «Дейли Ньюс» вертикали сделаны одинаковыми, что вскрывает их структурный недостаток — нагрузку несет только каждая третья колонна.
Филадельфийское здание Центральной сберегательной кассы, построенное в 1932 г. Г. Хоу и В. Лескейзом, выдвинулось как чуждое, противоречащее принципам второй эры небоскребов. Корпус высотного здания с вертикалями, сильно выступающи ми на длинной стороне здания, и с парапетной полосой, обведенной вокруг свободной выступающей лобовой стороны, совершенно отчетливо демонстрирует несущую структуру каркаса; последняя приблизительно сходна со зданием стального треста («Ин-лэнд Стил билдинг») в Чикаго, построенным в 1957 г. Различие состоит лишь в том, что в филадельфийском здании структурные элементы фасада облицованы не металлом, а камнем. Эта постройка имела и другие слабые места: узкий пилон, выступающий на лобовой стороне, переходит в сильно выступающую нижнюю часть сооружения с угловой округлостью, которую повторяет остекление промежуточного этажа,— все это очень напоминает увлечение горизонтальностью, свойственное берлинской школе 30-х годов.
Строительным сооружением, достойным лучших архитектурных образцов эпохи и переросшим их, явился комплекс «Рокфеллер-центр» в Нью-Йорке, который был начат в 1931 г. и создавался группой архитекторов во главе с Р. М. Худом. Его возведение затянулось до второй мировой войны. «Рокфеллер-центр» запланирован как центр отдыха, связи и торговли, как пресс-центр, как комплекс с систематизированной застройкой, и хотя в этом направлении позднее были еще попытки таких разработок, например нью-йоркский комплекс ООН или «Линкольн-центр», они даже примерно не достигли такого уровня. Вся группа «Рокфеллер-центр» состоит из 15 зданий: над рядом низких домов по Пятой авеню возвышается несколько высотных домов вокруг среднего высотного здания радиокомпании RCA. Здания размещены таким образом, чтобы падающие тени возможно меньше мешали и чтобы создавалось возможно большее количество привлекательных ракурсов и сочетаний разных объектов.
70-этажное возвышающееся над всем комплексом здание «Радио-Сити» фасадной стороной обращено к небольшой площади, летом представляющей цветочную клумбу, а зимой используемой под каток. План здания имеет хорошую планировку; использование помещений и их освещение согласованы с рациональной статической системой. Расположение корпуса здания уступами по высоте также обусловлено функционально; выступающие части плана вырезаны ступенями. В соответствии с требованием нормальной глубины помещения расстояние между несущими колоннами принято примерно 8,1 м, они отчетливо угадываются снаружи в равномерном чередовании двух узких и одного широкого вертикального элементов; эти вертикали лежат в одной плоскости и выступают только по отношению к подоконным панелям, образуя слабый рельеф.
Такое чередование элементов повторяется во всех строениях «Рокфеллер-центр»; иногда оно несколько изменяется, появляясь то в упрощенном, то в сконцентрированном виде; в более низких строениях и в нижних частях здания все колонны одинаковой ширины и лежат в одной плоскости с подоконными панелями. Контраст представляет сплошная глухая наружная плоскость большого мюзик-холла, который присоединен сзади к блоку здания RCA. Здесь ярко проявляется строго подобранное единство материалов — шлифованный серо-зеленый песчаник, содействующее гармонии всего ансамбля. Вертикальное членение не имеет монументального пафоса, оно носит отпечаток романтизма и производит праздничное впечатление гармонической силы правильно поставленного современного каркасного строения. В этом сооружении впервые осуществлено единство функционального назначения, современной стальной конструкции и продуманной формы.
Источник: «Атлас стальных конструкций. Многоэтажные здания», 1977

История небоскребов

Изобретение г-ном Отисом лифта, оснащенного страховочным механизмом торможения на случай обрыва троса, сделало небоскребы использование комфортным. Пугающая необходимость многократно подниматься и спускаться по лестницам исчезла. Новая идеология промышленной эры потеснила соборы и колокольни с пьедестала самых высоких зданий, и больше полутора веков назад стало возможным возведение в массовом порядке храмов новой эпохи – офисных центров и штаб-квартир огромных транснациональных корпораций.

Родиной небоскребов считается Чикаго – именно там архитектором Уильямом Дженни был построен первый, пока еще 9-этажный каркасный дом (1884–1985 гг.). За первым зданием потянулись еще и еще, с каждым разом становясь все выше. Причиной столь активного распространения прогрессивных строительных и архитектурных новшеств была отнюдь не прозорливость застройщиков. В 1871 году пожар уничтожил большую часть Чикаго. Крупнейший промышленный город США отстраивался заново, и в этих условиях возможность выжать максимум площадей из одного участка земли стала определяющей. Высота офисных и коммерческих центров росла с ошеломляющей скоростью. Столь выгодный градостроительный прием недолго оставался прерогативой Чикаго.

В борьбу за титул города небоскребов вступил Нью-Йорк. Его деловой центр расположился на полуострове Манхэттен, который стал «золотым» благодаря своей геологии. Его гранитное основание в отличие от болотистой почвы Чикаго позволило строить более высокие дома при меньших затратах на усиление фундаментов.

Небоскребы «Вулворт», «Крайслер-центр»,»Эмпайр Стейт Билдинг» – эти башни стали символами «Большого яблока». После второй мировой войны в разоренных городах Европы стали строить новые дома. Промышленно-финансовые центры, такие как Франкфурт-на-Майне и Роттердам, обзавелись кварталами небоскребов. Европейские столицы, до сих пор ценившие свою историческую цельность, возводят высотки как знаки процветания. Сегодня интерес к подобным объектам в Европе уже преодолел состояние истерии и перешел в категорию нормального инструмента градостроительного регулирования, широко используемого в городах с уже сложившимся имиджем и в ситуациях, когда высотки логически оправданны.

Азарт и амбиции гонки за самые высокие здания переместились на юго-восток. Для «азиатских тигров» борьба велась всерьез – каждый супер-высокий дом должен был символизировать стремительный рост экономики региона и торжество компании-заказчика. Яркий тому пример – башни-близнецы в Куалу-Лумпуре и небоскреб в Тайпее. Ветхозаветная история о возведении башни до неба не закончена.

МОТИВАЦИЯ

При том имидже, который получает город, где построено высотное здание, при той популярности, которую небоскребы имеют на рынке недвижимости, не все современные мегаполисы похожи на Манхэттен или Шанхай. Разумеется, практически в каждом крупном городе есть несколько высотных зданий.

Геологические факторы, характеристика грунтов и земной коры территории, где предполагается возводить здания высотой более 100 м, имеют большое, но не определяющее значение – важнее экономические и политические аспекты. Самой главной предпосылкой для строительства комплекса высотных зданий можно считать сосредоточение коммерческой, финансовой, промышленной деятельности в месте, ограниченном по площади. Чаще всего концентрация небоскребов объясняется причинами географического характера: размерами Манхэттена, островов, на которых расположен Гонконг, или дефицитом земли в Японии. Ограниченный в площади город неизбежно растет вверх.

В таких случаях стоимость участка под застройку становится настолько значительной, что экономически неоправданно меньшее по площади здание. Создаются целые поля из высотных кварталов с узкими каньонами улиц. Подобно деревьям в джунглях, между ними идет борьба за высоту, чтобы, вырвавшись из окружения собратьев, получить место под солнцем не только в буквальном значении инсоляции, но и в приобретении особого статуса.

Градостроительная ситуация в подобных городах регулируется ограничением высоты домов и резервированием отдельных участков в качестве общественных пространств. Негативное психологическое воздействие подобного ландшафта не рассматривается как сдерживающий фактор, поскольку большую часть домов составляют офисы, а жилье сосредоточено в малоэтажных пригородах. Между двумя типами застройки существует среднеэтажная буферная зона, которая при необходимости может быть использована как резерв для строительства небоскребов. Американские исследователи даже ввели в обиход обозначение для застройки с различным количеством высотных зданий: высоко-, средне- и слабоурбанизированная.

При отсутствии географических ограничений администрация города может инициировать возведение высотных зданий в конкретном месте, установив границы будущего делового района. Так произошло в Париже, когда был создан деловой квартал Дефанс, призванный увести основную часть деловой жизни на окраину города. Таким образом решаются вопрос транспортной перегруженности центра и проблема создания архитектурного образования, адекватного требованиям времени и при этом не нарушающего исторического облика города. Похожая схема образования высотных кварталов может осуществляться в рамках реконструкции трущоб, что наиболее распространено в азиатском регионе.

Многие города предпочли пойти по другому пути, который можно назвать вариантом «пробного шара». Его применяют там, где есть значительный культурный и финансовый потенциал и где высотные здания рассматриваются не как необходимость, а как ответ требованиям времени и подтверждение статуса современного города. В таких случаях администрация инициирует возведение высотных зданий в различных точках, которые становятся «пробным шаром» для градостроительной ситуации, транспортной системы, строительного комплекса и населения.

Впоследствии оцениваются преимущества и недостатки проекта. Интересно, что городская ткань может просто отторгнуть не соответствующее ей инородное тело, и хотя дом будет функционировать, программа комплексного строительства небоскребов может быть остановлена. Подобная ситуация сложилась, например, в Милане. Но такой негативный итог – редкость. В большинстве случаев система разработки статусного для города объекта позволяет решить как градостроительные, так и архитектурные задачи на должном уровне.

ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ НЕБОСКРЕБОВ

В случаях высоко- и среднеурбанизированной застройки большая часть высотных зданий становится офисными, многофункциональными или гостиничными комплексами, формирующими компактные деловые центры. Небоскребы редко используются как жилые дома, которые составляют лишь пятую часть от их общего количества.
Высота таких домов – не более 140 м, обычно они образуют слабоурбанизированную застройку и тяготеют к визуально гармоничным районам города, что продиктовано необходимым качеством открывающегося вида из их окон.

Высотные здания редко имеют одно функциональное назначение. Огромное количество площадей позволяет распределять их с учетом специфических особенностей постройки и таким образом добиваться максимальной экономической отдачи. На подземных уровнях устраиваются паркинги, на первых этажах располагаются развлекательные и торговые комплексы. Как правило, следующий блок этажей (~ от 5 до 25) – офисы, иногда средние уровни отводятся под высококлассные гостиницы. Верхние этажи – жилые апартаменты, также сдаваемые в аренду. Самые последние этажи как наиболее престижные могут быть и жилыми пентхаусами, и общественно-развлекательными пространствами. Впрочем, иногда в экозданиях на этих уровнях сосредотачиваются инженерные системы, позволяющие использовать природные факторы (солнечный свет, дождь и ветер) для обеспечения постройки энергией
и ресурсами.

Градостроительные условия и количество небоскребов в городе напрямую влияет на их архитектурное решение. В случаях плотной застройки с высотками происходит достаточно интересный парадокс – их так много, что фактически нет резона для заказчика увеличивать и без того огромные затраты, заказывая какое-то оригинальное архитектурное решение нового сооружения. Традиционно возводится прямоугольный в плане объем, точно соответствующий границам участка. Американцы подсчитали, что из-за увеличения затрат на обеспечение конструктивной жесткости и функционирования инженерных систем с ростом высоты наиболее рациональна постройка не более 70 этажей.

Причем акценты смещаются к использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий, и здание делается настолько экономичным, насколько это возможно. Но есть еще и путь амбиций. В этом случае дом должен стать шедевром и принципиально отличаться от соседей по форме, быть значительно выше их и иметь образное решение, иногда рассчитанное на восприятие с каких-то определенных видовых точек. Подобный объем ставят на ключевой для района точке, например фиксирующей границу квартала или его центр. С градостроительной точки зрения такие выбивающиеся из общего ряда образцы могут организовать и акцентировать застройку.

Разумеется, в средне- и низкоурбанизированной среде значение высотного здания многократно возрастает. Если в предыдущем случае в силуэте города играл роль суммарный образ множества высоток, напоминающий горный хребет, то в ситуации с отдельно стоящим зданием архитектор должен работать как скульптор. На первое место выходит объемно-пространственное решение здания, которое должно создаваться с учетом его восприятия с разных точек и уровней.

Нельзя полагаться только на удачно найденный абрис, проработка фасада, вертикальные, горизонтальные его членения, отвечающие конструктивной системе здания, – все должно быть сведено в единую систему. Необходимо максимально точно смоделировать все нюансы восприятия здания. Нужно отметить, что удачных примеров решения таких задач в мире не так уж много. Москвичам в этом отношении повезло, потому что семь из них находятся в российской столице.

РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Исторически сложившаяся планировка Москвы всегда предполагала активное участие в пространственной организации застройки высотных ориентиров. Преимущественно их роль выполняли башни Кремля, главки церквей и шатры колоколен. Планировка города всегда была четко зафиксирована высотными доминантами, располагавшимися в местах пересечения колец и радиусов дорог. При этом действовало правило не превышать высоту колокольни Ивана Великого (81 м).

Теоретически для удобства ориентации центр города должен был просматриваться с любого его конца, и Иван Великий оставался самым высоким зданием Москвы до 1707 года. Город стремительно рос. После революции на волне мирового увлечения высотным строительством было принято решение построить в Москве несколько многоэтажных зданий в преддверии возведения самого высокого в мире Дворца Советов (420 м) Бориса Иофана. В отличие от США, где здания составляли высотные кварталы, в России решили продолжить историческую традицию и поставить высотки на ключевых точках основных радиальных трасс, поблизости от Садового кольца. Исключением стало только здание Университета (240 м), поставленное на одной из самых высоких точек города – на Воробьевых горах. Город получил целое кольцо высотных доминант, структурирующих застройку за пределами исторической части. Благодаря удачно найденному образу с запоминающимися уступчатыми силуэтами так называемые «сталинские высотки» стали новой достопримечательностью столицы и на долгие годы удовлетворили амбиции советских руководителей.

С течением времени возводились и новые высокие дома – гостиница «Космос», СЭВ, Академия наук, но их строительство носило частный характер без особых претензий на градостроительную роль. В постперестроечные времена стало очевидно, что историческая часть города не справляется с объединенной нагрузкой как культурного, так и административно-делового центра. Необходимо было принимать решение о переводе большей части деловой жизни в другой район. Здесь западный опыт оказался как нельзя более кстати, и заброшенные территории за Красной Пресней были выбраны для создания уникального квартала.

Рядом с «Экспоцентром» с 1990-х годов началась реализация одного из самых амбициозных проектов новой России – комплекса «Москва-Сити» – под руководством архитектора Бориса Тхора. С градостроительной точки зрения решение было логичным. Город получал под административные, торгово-деловые и культурно-досуговые функции 2,2 млн кв. м. Возведение подобного центра разгрузило бы Москву в пределах Садового кольца, привлекло бы в город крупные инвестиции, создало новую транспортную систему, связывающую комплекс с периферией и аэропортами. Наконец, была бы ликвидирована парадоксальная для такого города, как Москва, нехватка офисных площадей высокого класса.

Первоначально проект должен был реализовываться преимущественно за счет городского бюджета, но из-за нехватки средств после возведения «Башни-2000» и моста «Багратион» работы приостановили. Только в последние несколько лет с переориентацией на привлечение средств инвесторов активизировались создание подземной системы коммуникаций, прокладка легкого метро, реконструкция транспортных систем.

Параллельно ускоренными темпами идет работа по проектированию отдельных башен. Борьба за самое высокое сооружение в «Москва-Сити» – «Башню «Россия» (648 м) – уже не ведется. Возможно, на месте этой башни появятся две поменьше. На территории «Москва-Сити» борьба идет не столько за высоту, сколько за оригинальность архитектурного решения. Каждая высотка проектируется так, словно она будет стоять в чистом поле. Российская специфика может привести к грандиозному скульптурному парку на берегу Москвы-реки, причем высотой статуи будут как минимум 100–150 м. Невыносимость мысли, что самому высокому зданию у нас не бывать, заставляет инвесторов и проектировщиков стремиться построить хотя бы самое удивительное в мире.