Самый большой роторный экскаватор

Баггер 293 – самый большой экскаватор

Самым огромным экскаватором в мире является роторный Bagger 293. Он был собран в 1995 году специалистами машиностроительной фирмы из Германии Tenova Takraf. История компании насчитывает около трех столетий, что положительно сказалось на реализации проекта. Ведь без большого опыта создать такую громадную (и, главное, эффективно работающую) махину невозможно.

Bagger 293, если считать не только кабину на гусеничных опорах, но также рабочую стрелу, противовес и транспортер, поражает размерами. В длину он занимает 226 метров. Это чуть больше, чем 2 средних футбольных поля (протяженность последних лежит в пределах 90 – 120 м). Чтобы пройти от роторного ковша до точки выгрузки породы, потребуется, как минимум, целых 3 минуты! Высота составляет 96 м. Много ли это? Представьте себе дом в 30 этажей!

Производительность Bagger 293 – под стать размерам. За сутки работы он способен «накопать» 240 000 куб. м. породы. По весу это получается около 220 тонн. Для сравнения – суточная добыча равна объему 96 плавательных бассейнов. Чтобы вывезти такое количество угля, потребуется 4 тысячи 60-кубовых товарных вагонов.

Прочие параметры суперэкскаватора такого же порядка. Его вес составляет 14 200 тонн. Чтобы перевезти столько металла обычным автотранспортом, потребовалось бы 350 тягачей с полуприцепами. Для работы ему подают от постороннего источника 17 мегаватт электроэнергии. Минимальный радиус поворота равняется 100 метрам. Зато преодолеваемый максимальный уклон совсем невелик – только 5 град.

Еще одна «маленькая» величина в перечне характеристик Bagger 293 – удельное давление на грунт. Оно небольшое – всего 24,8 фунтов на квадратный дюйм. Если перевести это в более привычные грамм-сила на квадратный сантиметр (1 psi = 70,3 г-с / кв. см.), то получится около 1750 г-с / кв. см. Поэтому огромный экскаватор может ехать, не только по земле или гравию, но даже по траве, не сильно ее повреждая. Это возможно за счет большой площади опоры. Машина стоит на двух «ногах». В основании каждой смонтировано 2 ряда гусеничных движителей, по 4 в линии, общей шириной 46 метров.

Чтобы отгрузить за сутки 240 000 куб. м., надо иметь соответствующий рабочий орган. У Bagger 293 он представляет собой роторное колесо с 18 ковшами. Диаметр данного круга – 21,6 м., а каждый ковш за один заход набирает около 15 куб. м. породы. Если учесть, что привычные нашему глазу экскаваторы, работающие в населенных пунктах, имеют, в основном, ковши объемом от 1 до 2 куб. м., то цифры впечатляют.

Интересно и то, что Bagger 293 может с полным основанием называться самоходным устройством. Правда, «крейсерская» скорость машины невелика и сравнима с быстротой черепахи – за 1 минуту она может пройти не более 10 метров (0,6 км / час). Для управления данной землеройной техникой требуется 5 человек.

Со дня своего «рождения» Bagger 293 работает на одном и том же месте – в угольном карьере около г. Хамбах (Германия). Это понятно, достаточно представить, сколько времени уйдет на то, чтобы с указанной выше скоростью переехать куда-нибудь за пару сотен километров. Перевезти механизм весом 14 200 тонн тоже проблематично. Владелец экскаватора – компания RWE Power AG, один из ведущих производителей электроэнергии в стране.

Цена Bagger 293, в пересчете по нынешнему курсу, составляет приблизительно $100 миллионов.

>Самый большой экскаватор в мире

Самый большой роторный экскаватор

Самым огромным роторным карьерным экскаватором в мире до 1995 года считался Bagger 288, который был выпущен в 1978 году. Однако в середине 1990-ых немецкой компанией Takraf был произведен огромный монстр Bagger 293. С этого момента и начались споры, кто больше. В разных источниках приводятся разные размеры моделей. Так, длина Bagger 288, по одним данным, составляет 240 м, по другим — 220 м, в то время как Bagger 293 в длину достигает 225 м. Габариты двух машин схожи (высота — 96 м, ширина — 46 м). Разнится масса — 13 500 против 14 200 тонн. Из этого факта можно сделать вывод, что Bagger 293 все-таки сместил с пьедестала своего предшественника.

Источник фото: enki.uaРазмеры экскаватора Bagger 293 схожи с размерами египетской пирамиды Хеопса

Производительность двух экскаваторов одинакова, за сутки они способны переработать 240 000 м3 породы (на роторе диаметром более 21 м установлено 18 ковшей). Чтобы вывезти добытые ископаемые за один день, потребуется 3 822 КАМАЗа или 2 400 железнодорожных вагонов.

Источник фото: pinterest.comПриблизительная стоимость Bagger 288 — $100 000 000

Продолжая сравнение, отмечаем разную скорость передвижения машин: 6 км/ч — показатель для Bagger 293 и 0,6 км/ч — для Bagger 288. Последнему в начале 2000-х пришлось преодолеть 22 км (расстояние от одного карьера к другому). На дорогу ушло три недели. Благодаря 12-опорным гусеницам шириной почти 4 м создается минимальное давление на грунт, поэтому при перемещении махины почва не повреждается.

Источник фото: gogetnews.infoBagger 293 занесен в Книгу Рекордов Гиннесса как крупнейшее наземное ТС

Известно, что на Bagger 288 установлено 16 электродвигателей, которые в совокупности потребляют 16,5 МВт. Для сравнения: именно столько электроэнергии нужно небольшому населенному пункту.

Источник фото: lazerhorse.orgBagger 293 и 288 по сей день работают на карьерах Германии

Читайте Держись, Гиннесс! Едет БелАЗ

Обе машины и сегодня продолжают работать на карьерах Германии. Для обслуживания более тяжелого экземпляра требуется сразу 5 работников, для Bagger 288 необходима бригада из 4 специалистов. Непосредственно на установках расположены мастерские для ее ремонта, комната отдыха и санузел.

Источник фото: madiaspy.ruСрок службы Bagger 288, установленный заводом-изготовителем, — 100 лет

Источник фото: enki.uaСупермашины оснащены мастерскими для ремонта, комнатой отдыха и санузлом

Как выглядит самый большой шагающий экскаватор в мире?

Big Muskie 4250W — мощнейший шагающий экскаватор. Вес гиганта — 13 000 т, а в его ковш объемом 168 м3 поместились бы два автобуса. Карьерное оборудование работало с 1969 по 1999 год 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. За 30 лет американская машина полностью исчерпала запасы угля в карьере компании Central Ohio Coal’s (460 млн м3 породы), после чего монстра разобрали и увезли. Ввиду этого Big Muskie не может стоять на пьедестале почета. К тому же в некоторых источниках упоминается о том, что при первой же попытке «шагать» опорные поверхности машины деформировались. В дальнейшем гиганта перемещали по заранее подготовленной трассе.

Источник фото: hcea.netПриблизительная стоимость Big Muskie 4250W — $25 000 000

Источник фото: greatmeh.narod.ruКовш экскаватора сейчас хранится в музее штата Огайо

Самым огромным шагающим экскаватором в мире можно считать отечественный ЭШ 65.100 («Уралмаш»). Сегодня он эксплуатируется в Сибири. Масса машины достигает почти 5,5 тыс. тонн. Ковш емкостью 65 м3 способен рыть землю на 46-метровой глубине. Российский гигант оснащен четырьмя электрическими двигателями совокупной мощностью 9 000 кВт.

Источник фото: techstory.ruСамый большой действующий шагающий экскаватор — ЭШ 65.100

Исторические факты

Внешние изображения

Техническая характеристика советских роторных экскаваторов

  • Идею копающего колеса впервые высказал Леонардо да Винчи в начале XVI века. B 1884 году американский инженер Ч. Смит получил патент на экскаватор c 2 роторными колёсами, расположенными симметрично относительно конвейера. Первый роторный экскаватор был изготовлен в Германии в 1916 году фирмой «Humboldt» по патенту французского инженера Г. Швандера. Первые роторные экскаваторы в CCCP были созданы в мастерских Часов-Ярских карьеров огнеупорного сырья в 1950-x годах, a промышленное производство началось в 1958 году.
  • Борис Гудыменко, машинист роторного экскаватора, один из участников бригады Г. И. Мозера, которая успешно впервые испытала и внедрила технику из ГДР, в 1978 году, в числе группы инженерно-технических работников Экибастузского бассейна, получил Государственную премию СССР.
  • Крупнейший в мире 14 200-тонный роторный ковшовый экскаватор Bagger 293 был смонтирован на открытой разработке бурого угля в Гамбахе (ФРГ). Его производительность 240 тысяч м³ угля за 24-часовой рабочий день, длина — 220 м, высота — 96 м, 20 ковшей, ёмкость ковша — 15 м³.