Роботы из фильмов

Сюжет

Удар молнии в здание военной лаборатории вызывает короткое замыкание в новейшем прототипе боевого робота под номером 5, в результате чего теряется часть его памяти. Стремясь заполнить пробелы в базе данных, робот начинает исследовать окружающий мир, и в результате ряда случайностей оказывается за пределами территории базы. Руководство компании-разработчика в ужасе: пропавший робот вооружён лазерной пушкой и вполне может начать применять её с катастрофическими последствиями для мирного населения. На поиски пропавшего робота отправляются сотрудники компании, в том числе и сами конструкторы робота — Ньютон Кросби (Стив Гуттенберг) и Бен Джабитуйя (Фишер Стивенс).

Тем временем робота № 5 встречает Стефани Спек (Элли Шиди). Приняв его за инопланетянина, она приглашает «пришельца» к себе в дом, где робот жадно пополняет свою базу данных, прочитывая все книги Стефани, знакомясь с её домашними животными и параллельно просматривая всевозможные телепередачи. Случайно обнаружив на роботе табличку с указанием изготовителя, Стефани решает вернуть робота владельцам, надеясь на вознаграждение. Однако в этот момент, играя с кузнечиком, робот случайно раздавливает его, и просит Стефани «починить» насекомое. Стефани объясняет, что это невозможно, и робот, проводя параллели между кузнечиком и собой, понимает, что в лаборатории его ждёт демонтаж, и, следовательно, его собственная смерть как личности. Желание выжить заставляет робота вновь пуститься в бега.

После ряда приключений Стефани и № 5 удаётся встретиться с главным конструктором робота, который убеждается, что вызванное ударом молнии короткое замыкание действительно превратило бездушный механизм в мыслящее существо, которому, кроме всего прочего, не чуждо чувство юмора. Конструктор переходит на его сторону, однако вскоре всю компанию настигают войска, имеющие приказ любой ценой уничтожить «непредсказуемого» робота, что, в конце концов, им вроде бы удаётся. Однако, как вскоре выясняется, на самом деле № 5 лишь хитроумно инсценировал своё уничтожение. В конце Стефани, Ньютон и № 5 (взявший себе имя «Джонни») благополучно уезжают на отдалённый земельный участок Ньютона.

В ролях

Робот, использовавшийся на съёмках

Актёр Роль
Элли Шиди Стефани Спек
Стив Гуттенберг доктор Ньютон Кросби
Фишер Стивенс Бен Джабитуйя
Остин Пендлетон (англ.)русск. доктор Говард Марнер директор компании «Нова Роботикс»
Джордж Бэйли капитан Скродер начальник службы безопасности «Нова Роботикс»
Брайан Макнамара Фрэнк (бывший бойфренд Стефани)
Тим Блейни (англ.)русск. Номер 5 (голос)
Марвин Дж. Макинтайр (англ.)русск. Дюк
Джон Гарбер Отис
Пенни Сэнтон миссис Сепида (соседка Стефани)
Вернон Уэддл генерал Уошберн
Барбара Тарбак сенатор Миллс
Том Лоуренс помощник Говарда Марнера
Фред Слайтер Норман
Билли Рэй Шарки Зак
Джон Бэдэм оператор теленовостей (не упомянут в титрах)
Роберт Кранц репортёр
Джейн Спек репортёр
Маркерит Хэппи барменша
Говард Крик фермер
Марджори Кард Хьюз жена фермера
Герб Смит охранник
Джек Томпсон гость на презентации роботов
Уильям Стриглос гость на презентации роботов
Мэри Рекли гость на презентации роботов
Лиза Маклин гость на презентации роботов
Эленор Хетчси гость на презентации роботов

Отель «У погибшего альпиниста»

1979 / СССР / режиссер Григорий Кроманов

Редкий случай — удачная в целом экранизация книги братьев Стругацких, сегодня слегка подзабытая, и зря. Атмосферное и жутковатое кино о том, как полицейский инспектор сталкивается с пришельцами. По книге половина из них являлась роботами, в фильме же этот вопрос подробно не проясняется, так что оставляем догадки на твое зрительское усмотрение.

Blade Runner / 1982 / США, Гонконг, Великобритания / режиссер Ридли Скотт

Сложная, мрачная история по параноидальной повести Филипа Дика, без которой мы не представляем себе мировой фантастический кинематограф. Сюжет вертится вокруг детектива, которому необходимо не только искать беглых андроидов, но и оперативно в критической ситуации вычислять, общается ли он с роботом или живым человеком.

The Terminator / 1984 / Великобритания, США / режиссер Джеймс Кэмерон

После этого фильма каждый парень хотел стать роботом-убийцей. Может, даже у кого-то получилось, нам сие неизвестно. Поразителен тот факт, что Арнольд Шварценеггер первоначально не должен был вообще играть робота. Его звали на роль бойца сопротивления Кайла Риза. Но во время встречи с Арнольдом режиссер Кэмерон вдруг понял, что киборг-убийца из атлета выйдет куда лучше.

Раз, два — горе не беда!

1988 / СССР / режиссер Михаил Юзовский

Продукт перестроечного кинематографа, еще сохранивший лучшие черты классического советского детского кино. В этой почти русской народной сказке играют Олег Табаков, Семен Фарада и Николай Караченцов. А история рассказывает о том, как поссорился наш царь с иноземным и как они затеяли войну. Но у басурманов оказалось страшное сверхсекретное оружие — Карбарас, гигантский робот-танк, бороться с которым никому не под силу. Собственно, потешным сражениям с роботом посвящена вся середина картины.

Artificial Intelligence: AI / 2001 / США / режиссер Стивен Спилберг

Раздутая до эпических масштабов история Пиноккио — про мальчика-робота, которого изгнали из общества и который возжелал стать настоящим человеком и обрести семью. Кино не стало таким масштабным хитом, как надеялся Спилберг, и все же подарило нам немало интересных андроидов. В первую очередь достоин упоминания робот-жиголо, которого изображает Джуд Лоу.

Sky Captain and the World of Tomorrow / 2004 / США, Великобритания, Италия / режиссер Керри Конран

Стимпанковая, точнее, даже дизельпанковая фантазия на тему, что было бы, если бы искусственный разум вышел из-под контроля и наслал на человечество гигантских боевых роботов. Один из самых красивых фильмов двухтысячных, увы, напрочь провалившийся в прокате.

I, Robot / 2004 / США, Германия / режиссер Алекс Пройас

Вольный пересказ идей Айзека Азимова на большом экране с Уиллом Смитом в главной роли. Нам показывают будущее, где полицейский раскрывает преступление, в котором подозревается крайне необычный экземпляр робота. Живописное и богатое кино, основная тема которого — те самые пресловутые три закона робототехники.

Трансформеры

Transformers / 2007 / США / режиссер Майкл Бэй

Было бы странно не заметить слона и упустить гигантских трансформеров в нашем списке лучших фильмов с роботами. Надо сказать, что эта серия картин Майкла Бэя с годами дискредитировала сама себя, но в момент выхода первой части все признали явную удачу режиссера в раскрытии темы. Столь сложной и нелепой одновременно. Напоминаем, что именно в этой части земляне впервые стали свидетелями галактической войны автоботов и десептиконов.

Ex Machina / 2014 / Великобритания / режиссер Алекс Гарленд

Кино о том, каких дров могут наломать и человек, и роботы, если в отношения между ними вмешивается секс. То есть вроде бы старая добрая истина, но в аспекте новых кибернетических достижений человечества. Фильм недорогой, камерный и малолюдный, но снят с превеликой грацией.

Chappie / 2015 / США, ЮАР / режиссер Нил Бломкамп

Недооцененная широкой публикой картина, которую условно можно было бы обозвать жесткой панковой версией «Короткого замыкания». Впрочем, в реальности сюжет «Чаппи» простирается чуть дальше, и, хотя не содержит каких-то вселенских откровений и сюрпризов, тем не менее это лучшее кино о дружбе с роботами для плохих мальчиков.

>Парни из стали: 54 лучших фильма про роботов (это надо видеть!)

От классического «Метрополиса» и культового «Терминатора» до «Тихоокеанского рубежа» и «Живой стали» — мы собрали лучшие фильмы про роботов в истории кинематографа.

Здесь и далее кадры из фильмов

Люди интересовались искусственными существами едва ли не с самого зарождения цивилизации. Практически во всех древних мифологиях есть прообразы роботов из научной фантастики: механические помощники Гефеста у греков, големы из еврейских легенд и глиняные великаны из скандинавских, а еще бронзовая армия критян, Галатея, солдаты из зубов дракона — материала хватит на отдельную статью.

К созданию реальных автоматронов, предвестников роботов, приложили руку едва ли не все талантливые инженеры древности и Средневековья — от греческого механика Архита Тарентского и «отца пневматики» Ктесибия до арабского изобретателя Аль-Джазари и не нуждающегося в представлении Леонардо да Винчи.

А нынешнее общеизвестное название «робот» автоматическим устройствам в 1921 году дал чешский классик Карел Чапек, причем само слово происходит от привычного славянскому слуху robota, что означает «подневольный труд».

Неудивительно, что в XX веке, пережившем сразу несколько промышленных революций, тема искусственных помощников была исследована во всех ее проявлениях. И, разумеется, самой популярной в массовой культуре всегда оставалась идея возможного выхода роботов из-под контроля и захвата власти над человечеством. Правда, Айзек Азимов немного успокоил истерию фантастов своими знаменитыми законами робототехники, но и в них, в свою очередь, нашлись лазейки и противоречия, через которые злобный искусственный интеллект продолжал дотягиваться до горла несчастных хомо сапиенсов. Во всяком случае, в кино и литературе.

Однако стоит провести символическую черту между несколькими терминами, которые люди привыкли путать: робот, киборг, андроид и синтетический организм. Различить их, на самом деле, очень просто.

Робот — автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе, само или через оператора. R2-D2 из «Звездных войн» или «егеря» из «Тихоокеанского рубежа» — самые настоящие роботы, без каких-либо оговорок, хоть первый и действует самостоятельно, а вторые управляются людьми.

Киборг — машинно-человеческий гибрид, биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты. Робокоп из одноименной серии фильмов, Мотоко из «Призрака в доспехах» и далеки из «Доктора Кто» (а также формально любые люди, имеющие механические протезы) — это именно киборги. А вот терминатор Т-800, к примеру, вполне обычный робот, всего лишь замаскированный человеческой плотью.

Синтетический организм — название говорит само за себя. Это уже живые существа, но созданные искусственно, например, с применением генной инженерии, как репликанты в «Бегущем по лезвию».

С андроидами ситуация немного сложнее. Это понятие охватывает две разные сущности, объединенных одной чертой — своей гуманоидностью. Андроидами могут быть как роботы, внешне напоминающие людей, так и синтетические организмы. С этой точки зрения C-3PO из «Звездных войн», многие терминаторы, в том числе Т-800 и Т-1000, Ава из «Ex Machina» и Кей из «Бегущего 2049» — разные, но все же андроиды.

В этой подборке мы рассмотрим только те фильмы, в которых появлялись именно роботы, а не синтетические организмы (простите, Харрисон Форд и Райан Гослинг) или киборги (сразу отбрасываем «Хардкор» и «Универсального солдата»), причем они должны играть значительную роль в сюжете (а значит, «Интерстеллар» и новый «Кингсмен» тоже идут мимо).

15. «Терминатор». Серия фильмов (1984-2015)

Еще один культовый проект, на этот раз Джеймса Кэмерона, постепенно превратившийся в невыносимую и много раз пережеванную жвачку, хотя и не разросшийся до поистине гаргантюанских масштабов «Звездных войн». Первые два фильма подарили нам не только будущего губернатора Калифорнии, любопытные, хоть и поверхностные рассуждения о человеческой природе и Сару Коннор, одного из трех лучших женских экшн-персонажей в истории (наряду с Эллен Рипли и Беатрикс Киддо), но и целый пантеон богоподобных машин для убийства.

Лучше всего нам знакомы, разумеется, Т-800 с лицом и мускулатурой Арнольда Шварценеггера, не столько убивающие людей, сколько придумывающие себе коронные фразы вроде I’ll be back и Hasta la vista, baby. Но есть еще и громоздкие Т-600 со встроенными пулеметами, неубиваемые Т-1000 из жидкого металла, фемботы T-X, вооруженные уже буквально до зубов, а также состоящие из наноботов Т-3000 и представленный в количестве одна штука (и то скорее в качестве пародии) гигантский железный паук Т-1000000. В фильмах он не появляется, зато есть в тематическом аттракционе.

19. «Робокоп». Серия фильмов (1987-2014)

Киберпанковый шедевр Пола Верховена и его продолжения и ремейк рассказывают историю полицейского Алекса Мерфи, погибшего в перестрелке с бандитами и возрожденного в качестве киборга с кризисом идентичности. Главный герой здесь, как мы уже выяснили, никакой не робот, но роботы в фильмах появляются в качестве антагонистов — в первом это неповоротливый, но страшный ЕD-209 с «куриными» трехпалыми лапами, в третьем — замаскированный под живого человека японский терминатор с катаной. Вторая серия сделала противником Робокопа другого киборга.

Любопытно, что главный герой франшизы — в некотором роде футуристическое переосмысление Иисуса Христа. Оба имеют как человеческое, так и божественное (в случае с Робокопом— кибернетическое) начало, оба были убиты и воскресли уже не совсем в человеческой сущности. Каждый был вынужден оставить семью и «мирскую» жизнь ради служения людям. Также многие злодеи пытались использовать Робокопа (как и Христа) в своих целях, но сам он всегда оставался на стороне угнетенных. А в первой картине Мерфи буквально ходит по воде!