Регистрация беспилотников в России

Регистрация квадрокоптеров в России в 2018 году

Обновление (03.09.2018)

На сентябрь 2018 года новой информации о регистрации квадрокоптеров в России не появилось. Закон по-прежнему находится в разработке и на сегодняшний день нет регламентов, регулирующих поставновку БВС на учет.

Обновление (18.09.2017)

По заявлению Минтранса порядок учета беспилотных воздушных судов (БВС) будет направлен на утверждение в правительство в ноябре 2017 года, затем назначат оператора системы учета, которым должна стать ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» . Учет предполагают вести в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности ( ЕГИС ОТБ). В качестве способа идентификации планируется использовать радиочастотные метки, которые будут действовать в радиусе до 300 метров. По заявлению Министертсва транспорта — система учета гражданских БВС уже работает в тестовом режиме и скорее всего будет будет представлена общественности в апреле 2018 года, после прохождения всех юридических процедур.

Обновление (05.07.2017)

С 5 июля 2017 г. все ввезенные или произведенные на территории Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По состоянию на 4 июля 2017 г. Указанный порядок Правительством Российской Федерации не принят.

Вместо того, чтобы читать про неработающие законы РФ — посмотрите наш новый обзор квадрокоптера, который управляется руками!

Закон, регулирующий использование квадрокоптеров получил множество негативных отзывов от фотографов, видеооператоров и людей, чья деятельность так или иначе связана со съемкой в воздухе с помощью дронов. 4 июля 2016 В.В. Путин подписал изменения об отмене обязательной регистрации БПЛА массой до 30 кг года и все выдохнули с облегчением.

Ходят слухи, что Госдума РФ рассмотрит новый закон, призванный обязать владельцев регистрировать дроны в России в 2017 году, но на данный момент он не выносился на рассмотрение.

ФГУП «ЗащитаИнфо Транс» придумала простой способ регистрации квадрокоптеров при помощи RFID-меток, которые крепятся на корпус и яяляются, по сути, транспондером, информацию с которого может получить оператор считывающего устройства. По задумке ФГУП «ЗащитаИнфо Транс» подать заявку на регистрацию квадрокоптера можно через интернет и стоить это будет до 500 рублей.

Если эти требования примут, то регистрация дронов на территории РФ будет обязательна для устройств массой от 250 г.

На сегодняшний день нет конкретной формы заявления, владельцу необходимо предоставить технические данные о квадрокоптере, включая название компании-производителя, наименование модели, серийный номер и прочие параметры. После этих манипуляций беспилотнику будет выдан специальная RFID-метка, которую следует установить на корпус дрона, а его владелец получит соответствующий документ. Вести учет БПЛА будет и ФСБ.

Документы, регламентирующие полеты квадрокоптеров:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • Административный кодекс России (статья 11.4 о «Нарушении правил эксплуатации воздушного пространства над территорией РФ»);
  • Уголовный кодекс (ст.271.1);
  • Федеральные правила эксплуатации воздушного пространства над территорией России.

Правила безопасности полетов квадрокоптеров

Всем пилотам дронов во время съемок рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Полеты в местах с большим скоплением людей нежелательны, так как некорректная работа коптера или неправильное управление могут повлечь за собой получение людьми травм.
  2. Не стоит запускать дрон над охраняемыми объектами, полигонами, военными базами.
  3. Поднимать аппарат на высоту более 150 м опасно. Так, во многих моделях дронов установлено специальное программное обеспечение, не позволяющее повысить скорость или преодолеть конкретную высоту в определенных зонах.

Если вы работаете с квадрокоптером, осуществляете коммерческую съемку, стоит получить разрешение на полет. Вы сможете спокойно решать основные задачи, не боясь неприятных ситуаций со стражами порядка.

Конечно же, процесс получения разрешения не обойдется без традиционных бюрократических проволочек, может обернуться финансовыми и временными тратами. Собираясь запустить дрон над центром города или историческим объектом, лучше заранее узнать, предполагает ли полет над этой местностью наличие соответствующих документов!

СТАВИМ НА УЧЕТ ДРОН ИЛИ КВАДРОКОПТЕР

С 5 июля 2017 года должна была быть введена регистрация БПЛА названные в России БВС (беспилотное воздушное судно). Вопросом занимается «Аэронет», а недавно появился сайт UAVREG, где предлагается бесплатно зарегить дрона. Я решил посмотреть, что за регистрация на примере DJI Mavic Pro.

Для начала вам надо зарегистрироваться на сайте и ввести личные данные. Потом надо ввести данные коптера, включая серийный номер и все подробности об устройстве. Я почему-то посчитал, что Mavic Pro имеет несъемную камеру, значит это не дополнительное оборудование для съемки. Получился косяк и потом это уже не исправить, так что будьте внимательны и пишите, что дрон оборудован для съемки фото и видео.
Вес и размеры полез искать на сайте официалов DJI 4Vision.Ru, но там только вес и габариты в сложенном состоянии. Поэтому срочно ищем рулетку и начинаем измерять. Если у вас Мавик, то можете тырить мои размеры, это размеры без винтов. Не идеальные, но очень близкие к телу.

Дальше надо будет добавить фото дрона спереди, сзади, слева, справа, сверху. Так что, будьте готовы и запаситесь фоточками. На самом деле не очень понятно, зачем это. Они что, не знают как Мавик выглядит!?

В течение нескольких минут все дело сделано и я типа законопослушный летчик-беспилотник. Статус регистрации можно проверить в личном кабинете. Осталось только получить свидетельство. Это обещали делать через салоны связи, но оказалось все гораздо проще, правда пока «ликвидность» этого свидетельства под вопросом.

Достаточно кликнуть на «просмотр свидетельства» и в открывшемся окне скопировать или сразу отправить на принтер свидетельство о регистрации. Можно залить его в смартфон или планшет, с помощью которого вы летаете. Если будут у кого вопросы, то просто открываете картику и говорите свой регистрационный номер.

Сделано все немного грубо: нельзя изменить данные, надо вводить данные для серийной модели и т.п., но по-моему в России впервые вообще что-то сделали, что не приносит хлопот. Пошел и зарегистрировался.
Регистрация нужна прежде всего для того, что если ваш дрон упал в толпу и покалечил кого-то, то есть с кого спросить… это, по крайней мере, логично. Ну и депутаты если собьют дрона над своим замком, то будут знать у кого выкупать фотографии до того, как они попадут в налоговую инспекцию и счетную палату… =)
UPD: Появились вопросы относительно «легальности» этой регистрации. Пока никто не заставлял и штрафов не вводил. Сайт не спрашивает никаких платежных данных или копий документов, так что максимум, это Аэронет собирает базу данных по БПЛА. Я не стесняюсь сказать, что он у меня есть! Этим можно гордиться — Mavic Pro мечта путешественника. !
Удачных полетов и хороших фотографий!!!

ПО ВОПРОСАМ СОТРУДНИЧЕСТВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОЕХАТЬ В ПРЕСС-ТУР ИЛИ НАПИСАТЬ ОБЗОР ПИШИТЕ НА ПОЧТУ: GROWLER@MAIL.RU

Регистрация квадрокоптера в 2019 году — зачем регистрировать дрон и как это сделать?

Приветствуем всех читателей, которые так или иначе проявляют интерес к техническим достижениям гражданской авиации! В настоящее время актуальной становится тема оформления приобретаемых беспилотников – особый интерес вызывает регистрация квадрокоптера в 2019 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер, есть ли тут подводные камни и трудности? Почему и за какие нарушения назначается административная ответственность? Какие модели подлежат обязательной регистрации дронов в России, а какие могут без нее обойтись? Какие документы необходимо собрать чтобы зарегистрировать дрон? Какой надо регистрировать дрон с камерой для получения разрешения на использование и съемку в других странах? Где можно, а где нельзя летать в соответствии с действующими ограничениями по закону?

На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в нашем сегодняшнем материале. Информации по этой теме на просторах интернета, как правило, хватает, однако достаточно редко она представлена в исчерпывающем, структурированном варианте. Постараемся восполнить этот пробел и как можно более исчерпывающе осветить данный вопрос.

Очевидно, что мультикоптеры с камерой совершили значительный технологический прорыв в последние годы, что, безусловно хорошо с точки зрения научного прогресса. Однако есть у этой медали и другая сторона – меры безопасности. По началу даже паровые двигатели воспринимались, как адские механизмы. В свое время предлагалось ставить людей с красными флажками перед тем, как запускать автомобили для безопасности полетов.

А после инцидента с мультикоптером возле Белого дома правительство США всерьез озаботилось вопросом обязательной регистрации коптера. Очень быстро его актуальность дошла и до других государств мира, включая РФ.

Документальная часть Воздушный кодекс России размещена на официальном сайте по предоставлению правовых инфо-данных.

В соответствии с поправками БПЛА не подлежат обязательной процедуре госрегистрации, однако для запуска таких беспилотных агрегатов требуется лицензия на пилотирование. Разрешение на полеты квадрокоптера и на на управление им на определенных локациях должны выдавать местные госинстанции.

Вы имеете право эксплуатировать БПЛА, если являетесь обладателем моделей дронов следующих брендов:

  • Syma
  • Gopro Karma
  • Yuneec
  • DJI (Inspire, Mavic, Phantom 2,3,4)
  • + Аналогичные модификации других производителей

Порядок госрегистрации квадрокоптеров в России в 2019 году

  • Новости по госрегистрации (обновление): 5 июля 2017 (закон о квадрокоптерах)

Начиная с 05.07.17 года каждый произведенный и ввезенный на территорию России воздушный, беспилотный гражданский аппарат весом от 250 граммов до
— 30 кг в обязательном порядке подлежит учету, в соответствии с установленным правительственным органом РФ порядком. Указанный порядок регистрации по состоянию на 04.07.17 правительственным органом РФ не принят.

  • Обновление: 18 августа 2017

Как заявило представительство Минтранса учет БВС, организованный в требуемом порядке будет передан к утверждению в правительственный орган 11.17, после чего будет назначен оператор учетной системы. Им должна стать «Защита-Инфо-Транс» ФГУП. Предлагаемый порядок учета будет вестись в рамках единой госинформационной системы обеспечения безопасности транспорта. Для идентификации будут использованы радиочастотные метки, действующие в пределах 300 метрового радиуса.

Закон о госрегистрации, определяющий права использования коптеров, собрал множество негативных отзывов от людей, занятых в фото и видеопроизводством, в частности видеосъемкой с воздуха при помощи квадов. В начале июля 2016 года президентом РФ была подписана поправка, отменяющая обязательную регистрационную процедуру беспилотников, масса которых не достигает 30 кг.

Представительство «Защита-Инфо-Транс» выдвинуло новый способ зарегистрировать дроны с применением меток RFID – они крепятся к корпусу устройства и выполняют функцию трансподера.

Любой оператор считывающего устройства может в любой момент считать с него информацию о коптере. ФГУП планирует сделать возможной подачу заявки при помощи сети интернет, что обойдется пользователям в сумму до 500 руб.

В настоящее время определенного заявительного бланка не предусмотрено, а потому владельцы авиатехники должны предоставлять техданные о своем устройстве вместе с наименованием модификации, указанием компании-производителя, серийного номера и другими регистрационными параметрами. После подачи заявления на госрегистрацию беспилотник получит свою RFID-метку, которая будет установлена на корпус устройства. Владельцу же выдадут соответствующую документацию. Поставить устройство на учет и согласовать все соответствующим образом нужно будет также в ФСБ.

Вот полный список документов, регламентирующих пилотирование мультикоптеров:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации
  • УК, статья 271.1 ФЗ
  • АКРФ, статья 11.4 (Нарушение правил эксплуатации российского воздушного пространства)
  • Правила эксплуатации воздушного пространства РФ федерального уровня

Регистрация дронов в других странах

Вышеупомянутые США перевели вопрос об эксплуатации мультикоптеров в правовое поле намного раньше, чем это было сделано в России. По тамошним законам разрешительный документ необходимо получать владельцам гражданских воздушных судов с массой 0,50 – 55 фунтов.

Согласно процедуре, заявителю нужно отправить полные контактные данные, включая имя и фамилию, а также контакты по e-mail. Эта информация вносится в базу данных, после чего владелец получает личный номер на свое устройство. С этим номером заявитель получает регистрационные данные в ответном электронном письме. Приобретаемые в дальнейшем квады будут закреплены за полученным номером владельца. Процедура обходится заявителю в 5 долларов.

В Канаде разрешают запуск беспилотников на высоту до 90 метров, а в странах Евросоюза ограничения на планирование не подкреплено едиными нормативами – в каждой стране установлен собственный порядок.

Материал оказался полезным? Подпишитесь на циклы наших статей и обзоров современных БПЛА. Пригласите к подписке друзей и знакомых, чтобы вместе с ними следить за актуальными событиями и трендами в этой сфере. Удачных стартов!

Как зарегистрировать беспилотник

С 25 декабря в силу вступило постановление Правительства, согласно которому обязательной сертификации подлежат не только пилотируемые воздушные судна, но и беспилотники весом более 30 килограмм. Сам механизм выдачи сертификата определит Минтранс, а проводить эту процедуру поручено Росавиации. Ожидается, что порядок учёта дронов легче 30 килограммов будет определён уже в 2019 году.

Бесконтрольность угрожает безопасности

Правовое регулирование беспилотной авиации власти начали несколько лет назад. Сам закон, предполагающий регистрацию и сертификацию беспилотных воздушных судов, был принят в июле 2016 года.

Регистрации подлежат все летательные аппараты тяжелее 250 граммов. Под эту категорию подпадают и профессиональные квадрокоптеры для аэрофотосъёмки, и спортивные модели, и даже некоторые детские игрушки.

Столь строгие меры связаны с проблемами, которые создают беспилотники в воздушном пространстве. Об этом рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. Дроны, бесконтрольно парящие в небе, мешают авиации, вводят в замешательство операторов и диспетчеров. К тому же не все «внешние пилоты» соблюдают правила безопасности при управлении аппаратами, и это приводит к серьёзным инцидентам.

«Не случайно недавно в Госдуму был внесён правительственный законопроект, наделяющий правоохранительные органы дополнительными полномочиями уничтожать неопознанные дроны, обнаруженные в аэропортах, над охраняемыми объектами, в местах массовых и публичных мероприятий», — напомнил парламентарий.

Где можно зарегистрировать дрон?

Владельцы дронов массой меньше 250 граммов по-прежнему могут пользоваться ими без регистрации. Поэтому не стоит переживать из-за купленной в «Детском мире» летающей игрушки. А вот регистрацией беспилотников с максимальной взлётной массой от 250 грамм до 30 килограммов займётся ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. Заявлено, что процедура учёта будет бесплатной.

В компании «Защитаинфотранс» «Парламентской газете» сообщили, что проект постановления Правительства об утверждении порядка учёта беспилотников разработан и готовится к направлению в Правительство. Учёт беспилотных воздушных судов будет возможен после выхода постановления. Скорее всего уже в 2019 году.

Что нужно для регистрации?

Согласно проекту постановления Правительства, чтобы пройти процедуру внесения в базу данных Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, собственник беспилотника должен указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения). После этого на электронную почту владельца беспилотника придёт уведомление об учёте воздушного судна. Затем по месту жительства «внешнего пилота» по почте придёт учётный опознавательный знак. Он крепится на корпус аппарата. Предполагается, что это будет специальная радиочастотная (RFID) метка. С её помощью коптер станет распознаваемым на расстоянии до 300 метров.

Предусмотрены и ограничения для собственников дронов. В частности, документ запрещает использовать беспилотники гражданам, которые состоят на учёте в наркологическом и психиатрическом диспансере или имеют судимость за терроризм или хулиганство.На нарушителя, который откажется от регистрации, могут наложить штраф от 2000 до 2500 рублей по ч. 5 ст. 11.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учёт». Также могут лишить права управления беспилотником на год.

Однако до вступления в силу постановления Правительства о правилах учёта беспилотников никаких оснований для административного наказания владельцев незарегистрированных дронов нет, отмечали ранее в Минтрансе.

Большие дроны регистрирует Росавиация

Беспилотники свыше 30 килограммов — это, как правило, большие коммерческие летательные аппараты. Они могут производить аэрофотосъёмку, разведку лесных пожаров, использоваться в исследовательских целях.

Регистрацией таких коптеров занимается Росавиация. Заявку в территориальное управление ведомства можно подать лично, через законного представителя, почтой или через курьера. К заявлению следует приложить квитанцию об оплате госпошлины (она составляет 350 рублей) и правоустанавливающие документы на беспилотный аппарат.

На рассмотрение заявки даётся десять рабочих дней, затем ведомство либо зарегистрирует беспилотник, либо откажет в этом с обоснованием ответа.

Зарегистрировали, что дальше

Следует помнить, что для использования воздушного пространства в России установлен разрешительный порядок. То есть перед запуском дрона нужно направить в Единую систему организации воздушного движения РФ план полёта — и получить в ответ разрешение. Если же оператор БПЛА хочет полетать над каким-либо населённым пунктом, то ему также понадобится разрешение на это от местных властей.

Эксперт в области авиамоделирования Юрий Рождествин рассказал «Парламентской газете», что попытки несанкционированных полётов дронов внутри Московской кольцевой автодороги чреваты крупными штрафами.

«С учётом того, что Москва вся закрыта для полётов, то необходимо просить разрешение на использование воздушного пространства в Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции», — пояснил он.

В обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер, шумовые характеристики, количество двигателей. Кроме того, надо представить данные свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). Вместе с запросом следует предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя. Процедура согласования может занять 24 рабочих дня.

Нарушители правил, если их действия не содержат уголовно наказуемого деяния, заплатят от трёх до пяти тысяч рублей штрафа. Наказание рублём для должностных лиц составит от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

>Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Порядок использования беспилотных воздушных судов (БВС, БПЛА, беспилотники, дроны)

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).

Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .

Планирование и координирование использования воздушного пространства в осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 №6.

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину — владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Направление представленного плана полёта воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином — владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полёта воздушного судна (БВС), размещена наинформационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет»www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет по адресам: http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4355 и http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4354

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане — владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВД Адрес электронной почты Телефон/ФАКС
Московский зональный центр ЕС ОрВД nsmzc@atcm.ru (495) 436-75-58
(495) 436-20-91 — факс
Ростовский зональный центр ЕС ОрВД dcpk@yug.gkovd.ru (863) 272-37-98
(863) 272-38-08 — факс
Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВД spbzc@sz.gkovd.ru (812) 305-17-97 – тел/факс
Самарский зональный центр ЕС ОрВД zc_esorvd@cv.gkovd.ru (846) 279-18-26
(846) 279-18-41
(846) 279-18-47 – факс
(846) 279-18-54 — факс
Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВД zc@ur.gkovd.ru (343) 205-80-69
(343) 205-80-70
(343) 205-80-68 — факс
Новосибирский зональный центр ЕС ОрВД nzc@zsa.ru (383) 319-00-09 – тел/факс
(383) 216-95-61 — резерв
Иркутский региональный центр ЕС ОрВД pvd@vs.gkovd.ru (3952) 52-29-19
(3952) 56-38-11
(3952) 29-21 — факс
Хабаровский зональный центр ЕС ОрВД sppi@dv.gkovd.ru (4212) 418-618
(4212) 415-359 (резерв)
(4212) 709-461 — факс

Полёты над Москвой

Согласно пункту 49 ФАП-138 полёты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Для выполнения полётов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

Направление представленного плана полёта воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).

Организацию использования воздушного пространства и выдачу разрешения на использование воздушного пространства в Московской зоне ЕС ОрВД, в том числе в Московском узловом диспетчерском районе осуществляет Московский зональный центр ЕС ОрВД. Пользователю необходимо направить план полёта БВС в Московский зональный центр ЕС ОрВД и получить разрешение на использование воздушного пространства. Контактная информация, необходимая для направленияплана полёта, размещена на интернет-ресурсе (www.ivprf.ru или http://gkovd.ru/servisy/).

Пользователь должен подать представление на установление местного режима за трое суток до выполнения полётов. Представление подается на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение (телефон/факс ЗЦ ЕС ОрВД:+7(495)436-75-78/ +7(495)436-20-91) или по электронной почте ( nsmzc@atcm.ru), рекомендуется последующее уточнение через 15 минут по тел. ЗЦ ЕС ОрВД.

В представлении указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

После получения подтверждения органа ЕС ОрВД об установлении местного режима и включения поданного установленным порядком плана полёта БВС в суточный план зонального и районного центров ЕС ОрВД, а также разрешения на использование воздушного пространства, пользователю необходимо уведомить органы ЕС ОрВД не позднее:

пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в полётах более чем на час.

Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полётов» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над Москвой и Московской областью, установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВД Адрес электронной почты Телефон/ФАКС
Московский зональный центр ЕС ОрВД nsmzc@atcm.ru (495) 436-75-58
(495) 436-20-91 — факс
Ростовский зональный центр ЕС ОрВД dcpk@yug.gkovd.ru (863) 272-37-98
(863) 272-38-08 — факс
Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВД spbzc@sz.gkovd.ru (812) 305-17-97 – тел/факс
Самарский зональный центр ЕС ОрВД zc_esorvd@cv.gkovd.ru (846) 279-18-26
(846) 279-18-41
(846) 279-18-47 – факс
(846) 279-18-54 — факс
Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВД zc@ur.gkovd.ru (343) 205-80-69
(343) 205-80-70
(343) 205-80-68 — факс
Новосибирский зональный центр ЕС ОрВД nzc@zsa.ru (383) 319-00-09 – тел/факс
(383) 216-95-61 — резерв
Иркутский региональный центр ЕС ОрВД pvd@vs.gkovd.ru (3952) 52-29-19
(3952) 56-38-11
(3952) 2921 — факс
Хабаровский зональный центр ЕС ОрВД sppi@dv.gkovd.ru (4212) 418-618
(4212) 415-359 (резерв)
(4212) 709-461 — факс

Теперь все?

Вообще да, но прямо сейчас нет. Увы, эта регистрация добровольная и неофициальная. По последним данным, регистрацией беспилотников должно будет заниматься ФГУП «ЗащитаИнфо Транс» (именно они разработали методику идентификации малых беспилотников с помощью RFID-меток). Однако пока на их официально сайте сообщается: «Год назад 291-ФЗ были приняты поправки к Воздушному кодексу РФ в том числе требование по учету беспилотных воздушных судов взлетной массой 250 гр. – 30 кг. Данная норма предполагает, что БВС взлетной массой от 250 гр. до 30 кг. подлежат учету в порядке, установленном правительством. Таким образом, предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение указанной нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий. В настоящий момент проект постановления разработан и готовится к направлению в Минюст и правительство. На данный момент ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» не производит постановку на учет беспилотных летательных аппаратов. В будущем услуга регистрации будет осуществляться на возмездной основе, как и написано в «Воздушном кодексе РФ», но размер сбора пока не определен. Предположительно, госпошлина составит от 200 до 300 рублей. За эти деньги владельцы беспилотников будут получать RFID-метки.

Планируемые места получения: центры оказания госуслуг, сети основных ритейлеров, фирменные сети продаж сотовых операторов, Почта России.

Будут ли наказывать?

Несмотря на то, что система регистрации беспилотников пока «повисла в воздухе», наказание за несанкционированные полеты существует. Для полета беспилотника требуется подать заявку в зональный центр управления воздушным пространством за 3–5 дней. Адреса всех территориальных центров можно найти на официальном сайте госкорпорации по организации воздушного движения в России.

Штраф за несанкционированные полеты для физических лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — 25 до 30 тысяч, а для юридических — от 250 до 300 тысяч рублей.

Источник: «НОВОСТИ беспилотной авиации»

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от **.05.2018 № 3**** и сообщает.

В части вопроса о категорировании беспилотных воздушных судов сообщаем, что основным критерием, определяющим подход к правовому регулированию беспилотных воздушных судов, является максимальная взлетная масса, а не назначение судна или цель использования воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации «беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)».

Применение таких воздушных судов регламентируется федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138.

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее — Правила), полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и О осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется региональным и зональным центрами Единой системы (далее — ЕС ОрВД) — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 99 Правил, планирование использования воздушного пространства осуществляется районным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса О в отношении полетов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полетами воздушных судов своего района на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

В соответствии с пунктом 109 Правил, сообщение о плане полёта беспилотного летательного аппарата подается для получения разрешения на использование воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства.

Вопросы направления представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД регулируются Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждённым приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011г. №171 (далее — Инструкция), представление на установление временного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в главный центр Единой системы не позднее чем за пять суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве классов А и С.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Инструкции, представление на установление местного режима подается в сроки, обеспечивающие его поступление в соответствующий зональный центр Единой системы не позднее чем за трое суток до необходимого времени введения в действие режима в отношении выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов, если для их выполнения требуется нижнее воздушное пространство классов С и С, исключая воздушное пространство воздушных трасс и местных воздушных линий, открытых для международных полетов, а также районов аэродромов, открытых для выполнения международных полетов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов ВВС над населенными пунктами, владельцам ВВС предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, в соответствии с положениями раздела VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Минтранса России от 22.12.2009 № 249.

Для получения более полной практической информации в части использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами в ******************** области рекомендуем обратиться в соответствующее территориальное управление Федерального агентства воздушного транспорта, а именно, в Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.

В части учета беспилотных воздушных судов сообщаем, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) беспилотное воздушное судно (далее — ВВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Минтранс России ведет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» (далее — проект постановления; порядок).

В настоящий момент проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации, однако до настоящего момента не вступил в силу, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет ВВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

В части регистрации беспилотных воздушных судов сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457» (далее — приказ).

Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.