Программирование для начальной школы

О программировании и о Flash

Июль 2006 года

Как вы считаете, что думают профессиональные программисты о преподавании информатики в школе? А что вы знаете о замечательной программе Macromedia Flash? Эти и другие вопросы затронуты в эксклюзивном интервью с программистом Сергеем Михайловым.

Расскажите немного о себе.

Родился 7 ноября 1970. Живу в Хабаровске. Женат, дочке 4 года. Закончил Хабаровский Политехнический Институт, факультет ЭВМ, специальность — инженер системтотехник (разработчик ЭВМ и интерфейсных плат). Издавался в компьютерных журналах. Написал 4 книги. Две в области самороста (скорочтение) и две в области программирования (1С бухгалтерия). Сейчас совместно пишу книгу о заработке через Интернет.

Скажите, как долго вы занимаетесь программированием?

20 лет.

На каком языке программирования была написана ваша первая программа?

Бэйсик.

Поскольку сайт создан в первую очередь для учителей информатики, хотелось бы узнать у вас, как вы считаете, стоит ли преподавать программирование в школе? Дело в том, что некоторые учителя информатики считают, что забивать детям голову программирование не к чему.

Я был одним из первых кому преподавали информатику. Осталось впечатление – что давали муть голубую. Вообще учить программированию нельзя. Можно только научиться.

Например, вдохновить детей на создание своей игры модификацией других. Я так поступаю, когда не знаю где прочитать материал. Ищу в Интернете шаблоны. Потом их модифицирую. По ходу пьесы понимаю что к чему.

Кстати, хорошими возможностями начать и программировать обладает Флеш. Поменял объект на другой – и все другая игра. Поменял условия и, допустим, стрелы стали летать не в верх, а вниз.

Среди учителей информатики нет единого мнения относительно того, какой язык программирования следует преподавать в школе. В основном выбор делается между Бейсиком и Паскалем, какой язык предпочтительней на ваш взгляд?

Видимо, лучше давать С++ J. Паскаль дает ограничения на развитие. Бэйсик – динозавр прошлого. Хотя я сам программирую на Delphi. С другой стороны, все языки похожи друг на друга, поэтому лучше сразу начинать с «С».

Если предположить, что вы стали учителем информатики, то на изучение каких тем сделали бы основной упор (офисные программы, программирование, Интернет и т.д)?

Для всех (мальчиков и девочек):
— навык слепой печати — что толку в программировании, если коды набираются в час по чайной ложке.
— искусство задавать правильные вопросы поисковой машине.
— навык создавать интернет-проекты (создавать странички о себе), переписываться, вести форумы.
Как раньше учили работать со словарями, сейчас нужно создавать сообщества и получать от них нужную информацию.
Для девочек:
какую нибудь прикладную программу (фотошоп, корел, 1С,)
Для мальчиков:
Программирование в Си.

Сергей, на сколько я знаю, вы в последние годы много времени уделяете программированию на Macromedia Flash. Что в вашем понимании представляет из себя эта программа?

— Творчество

— Быстрая реализация задумок

— Самый короткий путь до потребителя

Ведущий Flash-технолог студии Артемия Лебедева Иван Дембецкий считает, что сейчас на лицо явный дефицит Flash-программистов. Вы согласны с этим утверждением?

Возможно. Я не продаю свои услуги. Я делаю свои проекты и на этих проектах зарабатываю. Мне трудно судить о рынке, я не нанимал до сих пор программистов. Но среди моих знакомых таких программистов нет.

Как вы считаете, может стоит начать изучать программу Macromedia Flash на уроках информатики в школе?

Конечно. Простейшие анимации доступны школьникам. Мои племянники делали морфинги, леталки и с гордостью показывали, что они могут программировать и делать такое…

На уроках информатики я часто упоминаю Билла Гейтса в том плане, что он умудрился заработать огромное состояние на разработке программного обеспечения. А могут ли школьники заработать хотя бы небольшие деньги используя программу Macromedia Flash?

Это сложный вопрос. Сам Бил Гейтс начал программировать еще в школе. Он делал программу по планированию уроков. То есть он был фанатом-программистом. Когда создавал первые программы, то его коллектив и он сам спали на полу в офисе.

Чтобы успех сопутствовал нужны следующие слагаемые:

— неутомимая энергия

— знание основ программирования

— навык слепой печати

— хорошо бы знать и английский язык.

Еще следует помнить, что проекты растут медленно. Посадил, как дерево сейчас, оно вырастет через пять лет. Поэтому, пробовать зарабатывать можно (нужно) еще в школе. Как раз, через лет пять юный искатель поймет, что к чему, и возможно, станет новым Гейтсом.

Попробовать свои силы можно в любых областях:

— фотографии

— играх

— переводах

— журналистике

— писательстве.

Можно попробовать силы в производстве разукрашек или пазлов.

Пример «разукрашки» от Сергея Михайлова.

Сергей, если учителя информатики заинтересуются программой Macromedia Flash, могут ли они задать вам вопросы лично?

Я бы рекомендовал бы задавать вопросы по следующей схеме:

— вопрос

— попытка найти информацию в гугле

— проба сил в течении 3 часов

— формулирование вопроса.

Прошу задавать вопросы на форуме www.ababasoft.com/forum_rus/

По моим сведениям, компания Macromedia поглощена софтовым гигантом Adobe, что следует ожидать от этого объединения?

Я думаю, что ни чего страшного не произойдет. Известно, что Microsoft делает свой аналог флеша. Чтобы устоять против гиганта, нужно иметь хорошую защиту.

В прошлом, многие успешные компании исчезли, когда Microsoft решал заняться подобным. Например, исчез Нетскейп. Но, я думаю, что Флеш не разделит такой участи.

Вы уже написали четыре книги, не планируете ли вы в ближайшее время написать книгу посвященную программированию в Macromedia Flash?

У меня пока нет соавтора и достаточного объема информации. Я могу написать главы о том как быстро искать шаблоны и сверх быстро учиться. Это будет на страниц 50. Получается очень тонкая книжка. Возможно, если найдутся люди с которыми можно было бы объединиться, то книжка получится.

Что бы вы могли пожелать учителям информатики?
Может быть отойти от программы обучения?
Может быть заниматься тем, что на самом деле пригодится человеку?

— поиск в интернете

— создание сайтов и сообществ.

— правила поведения в форумах и создание форумов.

— превращение увлечения школьника в интернет-проект.

Я слабо верю в то, что учителя информатики научат программировать. Да и целей таких, как я понимаю, у курса нет. Может быть я не прав. В курсе информатики преподают блок схемы. Логические построения. Все это глупости. Блок схемы сейчас ни кто из программистов не рисует.

Существует многоинтеграционный процесс:

— нашел шаблон
— попробовал интегрировать в свою программу
— проверил результат
— нашел шаблон
— попробовал вставить в код.

То есть код программы — это как текст заклинания. Часть из этого заклинания, программист может и не понимать, допустим, назначение тригонометрических функций. Главное чтобы результат был. Например, шарики при столкновении разлетались. Как это сделать? Научить искать шаблоны и доводить шаблоны под себя.

А может быть учителям информатики быть посредниками между детьми и специалистами — программистами.

— Возник у школьника вопрос
— Учитель переформулировал его — отправил программисту
— Программист дал шаблон.
— Преподаватель объяснил суть.
— Школьник попробовал раскурочить и дополнить.

Сергей Михайлов

Работа в Японии в сфере IT

Главная / Блог / Работа в Японии в сфере IT

Немало людей мечтают найти работу в Японии и переехать туда жить. Но, к сожалению, не так просто это сделать, находясь в родной стране. Одно из препятствий — знание японского языка, второе — наличие востребованной в Японии специальности, третье — наличие соответствующей визы, разрешающей работать в Японии.

Но есть сфера деятельности, которая в последние десятки лет является очень востребованной во всем мире, и Япония здесь не исключение. Наверное многие уже догадались, что это сфера информационных технологий, или как принято говорить коротко — сфера IT.

Япония крайне заинтересована в IT-специалистах, и при удачно складывающихся обстоятельствах с удовольствием принимает таких специалистов как со всего мира, так и из России и стран СНГ. Открытых вакансий в этой сфере в Японии довольно много.

У меня очень много знакомых программистов с высшим образованием и большим опытом работы. Они серьезно мониторили эту область в Японии и изучали сайты различных японских компаний. Поэтому мои данные взяты не с потолка. Я и сама одно время неоднократно «перелопачивала» интернет по наличию вакансий в IT-сфере в Японии и вижу, что вакансий там очень много.

Другое дело, что в большинстве объявлений о вакансиях стоят два зачастую непреодолимых требования: 1) знание японского языка и 2) нахождение соискателя в Японии. Второе, пожалуй, самое серьезное препятствие для тех, кто пытается найти работу в Японии, находясь за ее пределами.

Во-первых, работодателю всегда проще и выгоднее взять на работу человека, у которого уже есть виза. Или которого, как минимум, они сразу могут пригласить на собеседование. Не все работодатели хотят заниматься визовой поддержкой, к сожалению.

Однако, должна заметить, что в IT-сфере наблюдается хорошая тенденция. Видимо японские и международные компании, базирующиеся в том числе в Японии, испытывают недостаток специалистов айтишников и готовы искать их за рубежом и оказывать визовую поддержку.

Могу судить об этом по одному интересному мероприятию, которое я посетила 9 марта 2016 года в Москве.

Рекрутинговая компания Geo Adventures провела в Москве (11 марта в Санкт Петербурге) семинар, посвященный поиску работы в Японии в сфере информационных технологий.

Клиенты данной компании крупные японские и международные компании, которые ищут высококвалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. Потенциальные работодатели готовы нанимать иностранных специалистов из разных стран и оказывать им не только визовую поддержку, но и компенсировать переезд в Японию, включая семью будущего сотрудника.

Основатель и генеральный директор компании Geo Adventures Koichi Yoshikawa сан вместе со своей коллегой Juri сан рассказали нам о Японии и возможностях поиска работы в Японии специалистами айтишниками.

Koichi Yoshikawa сан в данный момент отвечает за поиск высококвалифицированных специалистов в России, СНГ и странах бывшего СССР. Именно с этой целью Коичи сан приехал в Россию.

Сам Коичи сан из г. Нара. Несколько лет работал в известной японской компании NEC. После этого несколько лет работал в Jonson&Jonson. А в 2014 году основал свою рекрутинговую компанию Geo Adventures.

Его коллега Juri сан много лет работала в компании IBM. Год назад она перешла работать в компанию Коичи сан Geo Adventures.

Одной из целей мероприятия было — предоставить больше информации о Японии. Расчет видимо делался на то, что участники семинара не так много будут знать о Японии и скорее всего ни разу не были в Стране Восходящего Солнца.

Поэтому первая часть семинара была посвящена викторине о Японии. Перед началом семинара всех участников разбили на команды по 3 человека, присвоили всем названия и потом мы как бы соревновались друг с другом.

Перед начало мероприятия я некоторое время общалась на японском языке с Коичи сан и рассказала ему о том, что я долгое время жила и работала в Японии. Поэтому перед началом викторины он попросил меня не подсказывать своей команде, иначе это предопределит нашу победу и будет несправедливо по отношению к остальным командам.

Я как порядочная дама сдержала слово, и не подсказывала никому из ребят, с которыми мы оказались в одной команде. Но и без этого наша команда заняла первое место. Благодаря тому, что один из ребят давно интересуется Японией и бывал там уже дважды. Да и второй парень тоже оказался силен в знаниях о стране Восходящего Солнца. Он уже 3 года работает в японской компании в Москве, был один раз в Японии и немного учил японский язык.

Но должна отметить, что все остальные команды тоже оказались довольно сильны, практически все набрали примерно одинаковое количество баллов. После вопроса Коичи сан выяснилось, что многие не только бывали в Японии, но некоторые даже неплохо знали японский язык.

В общем, расчет Коичи сан на то, что на семинар придут люди далекие от Японии мягко скажем оказался не верным. Поэтому он и его коллега были удивлены, что все так хорошо знают ответы на вопросы викторины. И пришли к выводу, что она была слишком простая для участников семинара.

Ну, а я еще раз убедилась в том, что те, кто ищет возможность уехать на работу в Японию, изначально сильно интересуются Японией, японским языком и японской культурой. Потому что другая категория людей просто напросто не будет думать о переезде в Японию, уж слишком специфична эта страна. Как я иногда говорю, что бы хотеть уехать в Японию, нужно быть на ней немного помешанным.

Таким образом Коичи сан и его помощница Juri сан проверили знания участников семинара о Японии. Интересно, все ли мои читатели смогли бы ответить на вопросы той викторины?

Приведу некоторые вопросы, которые задавали аудитории. Сначала был вопрос про высоту горы Фудзи сан. Затем нужно было определить районы Токио по фотографиям.

Был интересный вопрос про самые известные компании в Японии. Мы знали только половину названий. Полезный вопрос был про то, какая из следующих российских компаний наиболее известна в Японии: Яндекс, Вконтакте или Касперский? Вот вы как думаете?

Наверное большинство догадались. Правильный ответ — Касперский. Потому что антивирусник Касперского продается в любом магазине электроники в Японии и все японцы, у которых есть компьютер его знают или по крайней мере видели в магазинах в отделах компьютеров.

Следующий вопрос был про приложения, которые больше всего распространены в Японии: какой мессенджер, какие соцсети и какой электронный магазин? Нужно было разгадать ребус, сопоставить 3 варианта и выбрать правильный. Интересно, кто из читателей может сказать ответы на эти вопросы?

Далее был задан вопрос про крупные японские компании — производителей программного обеспечения. Две из представленных на фото ниже знали все — это NTT Data и Fujitsu (даже я их давно знаю). А вот 3 другие оказалось не знакомы даже российским специалистам айтишникам. Это Indeed, Metaps и Cookpad. Но теперь благодаря этой статье многие будут знать 🙂

Потом был вопрос про то, какая японская компания купила Viber. Это известная многим крупная японская компания Rakuten.

Следующий вопрос был про известный японский язык программирования — Ruby, на парень из нашей команды дал ответ одним из первых. Он не просто о нем слышал, а изучал его и может на нем писать программы. Тогда Коичи сан решил усложнить задачу и задал вопрос как зовут разработчика этого языка программирования. Причем добавил, что той команде, которая даст правильный ответ он присудит сразу 2 балла.

И снова наша команда назвала фамилию автора. Благодаря чему мы получили дополнительных 2 балла и уверенно вырвались вперед! Чтобы читатели тоже знали сообщаю, что автором японского языка программирования Ruby является Matsumoto Yukihiro. Он на фото ниже.

Вторая половина викторины была самой познавательной и интересной для тех, кто реально планирует найти работу в Японии и переехать туда на долгое время или быть может навсегда.

Коичи сан задавал вопросы, касающиеся жизни в Японии: средние расходы на жизнь в Японии на одного человека, налогах, средних зарплатах в зависимости от профессии.

Правильные ответы были показаны нам в виде диаграмм. Первый вопрос и соответственно ответ был о расходах на жизнь. В ответе Коичи сан показал нам круговую диаграмму » Средние расходы для жизни в Японии на одного человека». Из этой диаграммы следует, что в среднем для жизни в Токио одному человеку нужно около 2000 долларов. И как видите, самые большая статья расходов — это расходы на жилье, за ней идут расходы на питание.

Далее был важный вопрос о налогооблажении. В Японии физические лица платят государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, то есть в зависимости от своих доходов. Как видите на фото с семинара налоги платятся по следующей таблице:

Если Ваш заработок 195 ман или меньше (прибл. 21 000$), то процентная ставка будет составлять 5%, а тариф налогообложения будет 0 иен. Если Ваш заработок выше 195, но ниже 330 ман (прибл. 21 000 — 33 000$), то процентная ставка будет составлять 10%, а тариф налогообложения будет 97 500 иен. Если Ваш заработок выше 330, но ниже 695 ман (прибл. 33 000 — 66 000$), то процентная ставка будет составлять 20%, а тариф налогообложения будет 427 500 иен. Если Ваш заработок выше 695, но ниже 900 ман (прибл. 66 000 — 100 000$), то процентная ставка будет составлять 23%, а тариф налогообложения будет 636 000 иен. Если Ваш заработок выше 900, но ниже 1,800 ман (прибл. 100 000 — 200 000$), то процентная ставка будет составлять 33%, а тариф налогообложения будет 1 536 000 иен. Если Ваш заработок выше 1,800 ман (прибл. выше 200 000$), то процентная ставка будет составлять 40%, а тариф налогообложения будет 2 769 000 иен.

Как нам демонстрирует таблица по налогообложению доходов физических лиц, чем больше вы получаете доход, тем выше ваш процент подоходного налога. Просто добавлю от себя, что я согласна с такой системой больше, чем с той, которая в РФ.

Думаю мало кто из тех, кто еще не жил, а главное не работал в Японии, был знаком с этими данными. Поэтому эта информация оказалась всем очень полезной.

В конце викторины Коичи сан показал нам диаграмму, демонстрирующую средние зарплаты по профессиям. Как видите самые высокие доходы у специалистов в сфере ЖКХ, области финансов и сфере IT. Затем идет сфера образования и производство.

Как уже написала выше, наша команда, кстати, она называлась «Суши», победила в этой викторине и получила небольшие призы.

Вторая часть семинара была посвящена собственно процессу трудоустройства специалистов через рекрутинговую компанию Geo Adventures.

Прежде всего, Коичи сан рассказал о том, что если его клиент — крупная или средняя компания, в которой открыта та или иная вакансия, утверждает какого-то кандидата и готова заключить с ним контракт, то они оказывают не только визовую поддержку и помогают получить рабочую визу и уехать работать в Японию. Компания-работодатель также оплачивает переезд (перелет) нового сотрудника в Японию, в том числе и его семьи (для семейных), что означает визовую поддержку и членам семьи специалиста. Также работодатель помогает с поиском квартиры в Токио. То есть при трудоустройстве на работу через эту компанию, оказывается полный пакет услуг по релокации, как для одиночных специалистов так и для членов его семьи.

Разглашать названия компаний — клиентов компании Geo Adventures Коичи сан сейчас не может, это закрытая информация. О потенциальном работодателе соискатель узнает в процессе отбора. В данный момент в различных компаниях — клиентах Geo Adventures открыты следующие вакансии:

Процесс отбора через Geo Adventures проходит по следующей схеме: сначала необходимо связаться с Коичи сан и выслать ему ваше резюме (CV) на английском языке, потом проводится собеседование по скайпу во время которого Коичи сан сообщит вам о подходящих для вас предложениях (вакансиях), а кандидат в свою очередь расскажет о своих пожеланиях, в частности где и кем хотел бы работать.

После этого сотрудники компании Geo Adventures, в частности сам Коичи сан, еще раз проанализирует все резюме и результат собеседования по скайпу, после чего свяжется и сообщит о конкретных предложениях от потенциальных работодателей. После этого будут проведены собеседования по скайпу, выдано техническое задание для выполнения, потом назначено повторное собеседование. Этот процесс может занять около 2-3х месяцев.

С успешно прошедшими все собеседования и выполнившими технические задания кандидатами работодатель заключит контракт и начнет готовить визовые документы. С момента заключения контракта до момента получения рабочей визы может пройти около 1-2х месяцев.

Последняя часть семинара состояла из вопросов от участников и ответов на них Коичи сан. Ниже резюмирую обсуждаемые вопросы.

Большинство компаний клиентов, где открыты указанные выше вакансии в сфере IT, не требуют у соискателей знания японского языка. Но обязательным условием является хорошее знание английского языка. Все собеседования и общение с рекрутинговой компанией и с работодателем происходит на английском языке.

Но Коичи сан отметил, что работодатели поощряют изучение японского языка иностранными специалистами.

Соискатели, уже находящиеся в данный момент в Японии, тоже могут обратиться в эту рекрутинговую компанию Geo Adventures, возможно вами заинтересуются и предложат вам подходящие вашему образованию и опыту работы вакансии. Шансов найти работодателя и устроиться на работу, находясь уже в Японии, у кандидата еще больше. Коичи сан заметил, что нанять подходящего специалиста внутри Японии практически для любого работодателя всегда быстрее и проще.

Это, безусловно, не значит, что на указанные выше вакансии не могут претендовать специалисты из других стран, в частности из РФ и стран бывшего СССР. Это просто была небольшая ремарка, а точнее ответ на наш вопрос.

Кандидат, успешно устроившийся на работу в Японии в одну из компаний, с которыми сотрудничает Geo Adventures, и получивший через компанию-работодателя рабочую визу, может сменить работодателя уже находясь в Японии. То сеть если, например, специалист после переезда в Японию через какое-то время найдет работу с более лучшими условиями и более высокой зарплатой, он может уйти из первой компании в другую. Но обязан в обязательном порядке оповестить об этом самостоятельно иммиграционную службу. Рабочая виза сохраняется.

Надеюсь изложенная информация будет вам полезна. Особенно для тех, кто имеет образование и опыт работы в сфере IT и мечтает переехать работать в Японию. Если Вы специалист ИТ-сферы и планируете найти работу в Японии, присылайте Ваше резюме на мой адрес svetlana.zapara@study-japan-guide.com , я могу Вас рекомендовать Yoshikawa сан. Это относится как к тем, кто находится за пределами Японии, так и к тем, кто уже уехал на обучение в Японию с целью дальнейшего трудоустройства.

Пробуйте, подавайте резюме, стучитесь во все двери. Вдруг именно вам повезет. В любом случае желаю всем удачи!

Если же у вас нет соответствующего образования и опыта работы, или вы пытались устроиться на работу через подобные рекрутинговые компании или сами, найдя информацию об открытых вакансиях на различных сайтах, но не получилось, не отчаивайтесь! Вы всегда можете попробовать способ переезда в Японию через языковую школу, как делают большинство моих студентов.

Я уже более 12 лет занимаюсь оформлением студентов на обучение в Японию в разные школы и города. Более 50% студентов едут как раз с целью дальнейшего трудоустройства. Кто-то понимая, что без знания японского языка на должном уровне, не сможет найти работу, копит денег и едет сначала учить язык, чтобы в дальнейшем устроиться на работу в Японии. Ведь всегда намного проще найти работодателя, уже находясь в Японии, чем за ее пределами. Проверено как на собственном опыте, так и всеми моими студентами за многолетний опыт работы в Токио.

Многие, кто знает японский язык на хорошем уровне, после многократных попыток найти работу с визовой поддержкой в Японии из родной страны, не увенчавшихся успехом, тоже в конечном итоге выбрали вариант иммиграции через языковую школу.

Когда я сама работала в школе японского языка в Токио, я оформила на долгосрочное обучение нескольких ребят- программистов или со смежной специальностью в сфере IT, которые мечтали о работе в Японии, но не смогли найти работодателя удаленно.

Приехав учиться к нам в школу, они уже через 3-4 месяца нашли подработки стажерами-программистами в разных компаниях в Токио, и еще будучи студентами, получали по 150 000 — 200 000 йен в месяц! Никто из других студентов не зарабатывал так на подработке. После года обучения в языковой школе ребята переоформили визу на рабочую и сейчас очень хорошо зарабатывают в Японии.

Подобные истории из собственного опыта работы в языковой школе в Токио я могу рассказать и про многих других своих студентов, к кого нет диплома программиста или инженера.

Практически все мои студенты, с самыми разными дипломами и опытом работы, кто очень хотел найти работу в Японии, приложив немалые усилия (ничего не падает сверху как манна небесная, должна заметить), после окончания долгосрочного курса обучения успешно трудоустроились в самых разных сферах деятельности: торговля, WEB-дизайн, мода, отельный бизнес, туризм, переводы и преподавание, даже киноиндустрия и многое другое. Сделали успешные карьеры и ведут активную деятельность в самых разных областях и даже не только в Японии, но и в других странах.

А когда-то они приехали изучать японский языку и культуру в школу японского языка буквально на последние деньги. Школа и коллектив стали для них и второй семьей, и новым стартом, а главное поддержкой и опорой на их новом интересном жизненном этапе. Школа помогла добиться поставленных целей очень многим. Кто-то получили образование по новой специальности, а кто-то сразу устроился на работу после окончания курса японского языка.

Более того, в последние годы в связи с заинтересованностью Японии в иностранных специалистах многие школы японского языка предлагают специальную программу по трудоустройству. Условием поступления на такую программу является знание японского языка не ниже уровня нореку сикэн Н2. Некоторые школы разработали такие программы совместно с крупными рекрутинговыми агентствами. Это тоже один из эффективных способов переехать в Японию с целью дальнейшего трудоустройства.

В данный момент мы принимаем документы на долгосрочные курсы «1 год и 9 месяцев», который начнется в июле, и на курс «1,5 года», который начнется в октябре. Документы мы принимаем до конца февраля и до конца апреля соответственно. Программы хоть и более 1 года, вы не обязаны учиться весь период, если у вас уже высокий уровень знания японского языка. Например, Вы можете проучиться на программе по трудоустройству полгода и если к этому моменту найдете работодателя и поменяете студенческую визу на рабочую, закончите обучение, и останетесь в Японии уже, возвращаться не нужно. Виза меняется на месте в Японии.

Еще раз напоминаю, что имея студенческую визу сроком от 6 месяцев, вы можете работать и во время учебы по полдня, так как студенческая виза позволяет работать студентам до 28 часов в неделю. Тем самым вы сможете компенсировать часть расходов на проживание в Японии (работая каждый день по 4 часа вполне хватает заработать на общежитие и питание).

Подробно на эти темы я писала много в своем блоге, поищите по тегам «работа» и «подработка». Также неоднократно давала информацию о сайтах для поиска работы и ярмарках вакансий. Одна из которых, кстати, будет через неделю. Инфо здесь.

Всем тем, кто только планирует поехать на обучение в Японию, напоминаю, что в данный момент идет прием заявок на летние краткосрочные курсы от 1 до 3х месяцев, которые начинаются в апреле или июле. Подробная информация есть на нашем сайте. Набор идет до конца апреля. Каталог школ здесь.

По любым вопросам пишите мне на ask@study-japan-guide.com. Буду рада помочь и дать консультацию. И еще раз удачи всем! Главное никогда не сдаваться!

Проблемы выбора языка программирования в школьном курсе информатики

Мнения о том, какой язык программирования лучше преподавать в школе, разнятся: от того, что программирование изучать не нужно, а следует просто поднимать компьютерную грамотность и осваивать офисные программы (как Западе), до того, что нужно изучать операционные системы и несколько языков программирования с различными парадигмами. Это крайние случаи, но золотую середину найти непросто. В первую очередь, нужно определить цель. Научить школьников логически и алгоритмически мыслить? Познакомить с компьютерами на бытовом уровне, чтобы школьники умели пользоваться Интернетом, электронной почтой, текстовым графическим редакторами? Заложить базовые знания, необходимые для будущих инженеров, математиков, физиков и специалистов по информационным технологиям? А может, нужно каждого школьника познакомить с программированием как явлением, чтобы он представлял потенциал компьютерных систем? Много ли школьников станет программистами? Немного. Безусловно, в науке о программировании есть фундаментальная составляющая, но определить её непросто. Некоторые считают, что не так важно, какой язык программирования взять: на уроках информатики нужно учить не языку программирования, а методам программирования и системному подходу решения задач. Нужно развивать алгоритмическое мышление и на примерах знакомиться с принципами построения современных компьютерных систем.

Неужели действительно не так важно, какая среда и какой конкретный язык программирования будет использован для практических занятий? У каждого преподавателя есть свой список требований к учебному языку программирования. Набор требований может быть, например, таким: простой, интуитивный синтаксис, наличие высокоуровневых инструментов для обнаружения и недопущения ошибок и для отладки программ, наличие качественной документации с примерами, наличие дружелюбной среды разработки, кроссплатформенность (наличие версий под различные платформы), …

С одной стороны, школьная программа не предполагает подготовку специалистов и базовые понятия алгоритмизации можно традиционно давать на Паскале. Для школы нет особой разницы, какой именно язык учить, база у всех языков идентична, надстройку над базой дают уже в профильных учебных заведениях. Ученику достаточно знать набор базовых понятий бинарной логики, условий, циклов и т. п. а они присутствуют практически в любом языке программирования. Проблема кроется в том, что в школе стоит задача ознакомить с тем, что такое программирование и дать примерное представление о том, как это делается.

С другой стороны IT-технологии развиваются очень быстро, появляются новые платформы, языки программирования (Java, C#, Python…), технологии. Современному программисту приходится постоянно «держать руку на пульсе». Именно поэтому программу обучения школьников программированию нужно тщательно продумывать со взглядом в будущее.

Подходы к программированию в частности и информационным технологиям, в общем, постоянно изменяются, но что-то остается неизменным. Эту базу необходимо передавать учащимся, в первую очередь, чтобы школьники учились самостоятельно искать нужный материал и изучать его. Нужно учить базовые вещи, которые будут востребованы всегда, независимо от технологий.

В программировании есть несколько парадигм, подходов к созданию программ: модульная парадигма, процедурные парадигма, объектно-ориентированная парадигма. В школах обычно преподают процедурный подход к программированию, в то время как ООП (объектно-ориентированное программирование) — очень редко или никогда.

Выбор языка и системы программирования имеет принципиальное значение, т. к. от этого во многом зависит методика изучения курса, содержание и последовательность предъявления учебного материала, система учебных заданий и, главное, вся дальнейшая работа по овладению программированием для решения реальных практических задач на компьютере. От этого выбора напрямую зависит доступность восприятия, изучения и овладения учащимся приемами и методами программирования.

Какие из современных используемых на практике языков годятся на роль первого языка? Наверное, это императивный, строго типизированный, со статической типизацией и строгой семантикой язык. Turbo-Pascal всему этому соответствует, но он уже почти мертв.

В последнее время наметилась явная тенденция перехода обучения от алгоритмических к объектно-ориентированным языкам с использованием визуальных систем программирования (Delphi, Visual Basic, Visual C++ и т. д.). Прежде всего, программирование подразумевает написание программы, а что для учащегося означает «программа»? Ответ очевиден, программа — это то, с чем он работает на компьютере каждый день, например, текстовый процессор или Интернет- обозреватель. Т. е. для ученика программа — это приложение с графическим оконно-кнопочным интерфейсом. Значит, программа, которую он будет составлять должна быть такой же. И здесь визуальные среды программирования дают широкие возможности ученику в реализации такого приложения. Старый добрый Turbo-Pascal тоже хорош для изучения принципов программирования, но его терминальный интерфейс плохо воспринимается современными школьниками.

Так как объектно-ориентированное программирование (ООП) — это основа всех современных языков программирования, то его необходимо начинать изучать ещё в школе, чтобы учащиеся, придя в высшие учебные заведения, уже имели правильное представление о программировании. Такое утверждение очевидно не является бесспорным, так как для большинства учащихся их дальнейшее образование не связано с разработкой IT технологий.

Первый язык программирования должен быть требовательным к ученику. Необходимо, чтобы ученик имел чёткое представление о том, что его программа делает на каждом шаге, и уметь записывать алгоритмы на строгом формальном языке, без лишних “вольностей”. Первый язык должен быть cтрого типизированным, ибо смешение целых чисел, вещественных чисел и текстовых переменных приводит у начинающих программистов к неправильному представлению о методах хранения данных в памяти компьютера. Чем больше сообщений об ошибках ученики увидят от компилятора, и чем больше из этих сообщений они поймут, тем больше фундаментальных знаний о программировании они получат. Паскаль — неплохой язык в этом смысле. Но этот язык редко применяется на практике, и специалист по Паскалю оказывается мало востребованным на рынке труда.

Вероятно, в этом заключается основная “неудовлетворенность” учащихся, которые решили совершенствоваться в программировании. Для реальной работы им приходится учить более популярный язык (Java, C/C++, PHP, Python и т. д.). Однако использование Си в качестве начального языка программирования имеет ряд проблем: в нём много отпугивающих конструкций даже для интересующихся программированием учащихся. С другой стороны, никто не заставляет учителей показывать все глубины Си. С ним можно работать на том же уровне, что и с Паскалем, используя соответствующие конструкции.

Одним из лучших языков программирования для старта считался и считается Pascal, так как он был придуман специально для обучения основам программирования. Но есть «но»: язык устарел, его никто из компаний не использует в коммерческих целях. Можно, конечно, начать изучение программирования с Pascal, но после основ всем придётся учить новый язык, с другим синтаксисом, с новыми правилами. Паскаль даёт свои плюсы в обучении и, возможно, даже стоит самые основные понятия показать на Паскале. Но нет смысла обучать всему «от и до» на языке Pascal и его библиотеки. Лучше это время потратить на изучение языков и технологий, которые сейчас используются и будут использоваться ближайшие 10–20 лет.

Паскаль — это тот самый инструмент (более упрощённый, чем С), который научит, как вообще нужно «идеологически» подходить к программированию. Почему сначала нужно объявлять типы переменных, что операция присваивания значения и логическое равенство — это разные вещи. Когда делаешь элементарные ошибки в Паскале, то программа не будет работать. Это чисто обучающая база. Существуют альтернативы для Turbo Pascal, которые можно использовать в учебном процессе.

FreePascal — бесплатный компилятор Паскаля, отвечающий современным требованиям и обладающий средой разработки один в один похожей на Turbo Pascal, что делает возможным использования большей части методической литературы, написанной для последнего. Работает под Windows и Linux. Рекомендуется как самый простой способ замены Turbo Pascal. Отсутствуют проблемы с лицензией.

PascalABC — удобная среда разработки, работающая под Windows. С 2007 года разрабатывается версия PascalABC.net — та же среда, но написанная с использованием технологии.NET. Система создавалась на факультете математики, механики и компьютерных наук ЮФУ как учебная среда программирования. С лицензией проблем нет.

Lazarus — среда разработки, использующая компилятор FreePascal, но при этом поддерживающая разработку современных оконных приложений. Позиционируется как, совместимая с Delphi, но учебный материал, написанный для последней, применим не всегда. Интерфейс более сложен по сравнению с IDE FreePascal. Рекомендуется использовать при достаточной квалификации преподавателя.

Использование Turbo/Free Pascal в процессе обучения программированию — это почти идеальный вариант для обучения алгоритмам, без понимания которых дальше лучше не программировать (и не имеет значения дальнейшая специализация — будет ли человек работать на ассемблере под микроконтроллеры, или посвятит себя разработке софта на языках высокого уровня с применением современных парадигм).

Выбор современных систем визуального проектирования (Delphi, Lazarus, Visual Studio и т. д.) на начальном этапе обучения программирования вызывает ряд проблем. При создании проекта система автоматически генерирует большой объем кода, связанный с работой визуальных компонентов и не относящийся к решению поставленной задачи. Всё сразу объектно-ориентированное, а ученику, для начала бы, разобратьсяс циклами, массивами, условными операторами…

На сегодняшний день наиболее удачным выбором, скорее всего, был бы Питон (Python) + приличная IDE (Eclipse или PyCharm), с тестированием приложений во встроенной консоли. Питон был создан более 20 лет назад и по сей день используется и в обучении основам программирования, и в коммерческих целях. На нем можно разрабатывать серверные и клиентские программы, сайты и веб сервисы, мобильные приложения и программировать роботов. Самое главное, что на рынке труда Python-программисты получают широкую востребованность, и она будет расти еще много лет, ведь язык Python используют крупные корпорации в своих коммерческих проектах.

Python — это полноценный язык программирования высокого уровня. Он поддерживает целый ряд парадигм: модульная парадигма, процедурная парадигма, объектно-ориентированная парадигма, функциональная парадигма. Немаловажно, что Python распространяется свободно на основании лицензии подобной GNU General Public License.

Программа на Питоне зачастую не требует изменений для запуска ее на другой операционной системе. Программы успешно работают как под Linux, так и под Windows. Питон является интерпретируемым языком. Это очень хорошо, так как можно пробовать идеи «на ходу», без ввода ненужного кода. Python характеризуется ясным синтаксисом. Читать код на этом языке программирования достаточно легко, т. к. в нем мало вспомогательных элементов, а правила языка заставляют программистов делать отступы. Понятно, что хорошо оформленный текст с малым количеством отвлекающих элементов читать и понимать легче.

Питон относится к языкам с динамической типизацией. В этом случае нагрузка на программиста меньше ввиду того, что теперь не надо самостоятельно следить за типами данных. Иногда это приводит к трудноотлавливаемым ошибкам (это является существенным недостатком на начальном этапе изучения программирования), но в основном достаточно хорошо помогает писать код. Паскаль или Си относятся к языкам с статической типизацией и начинающему программисту самому приходиться следить за типами данных.

Питон относится к языкам с практическим отсутствием программной «магии». Исключения составляют только метаклассы, но до них нужно дорасти. А это минимум 2–3 года изучения. Питон обладает большим количеством готовых решений и библиотек. Большая часть из них бесплатна.

В ряде школ проводят интересные эксперименты по преподаванию программирования на базе языка Python. Отзывы учителей и школьников очень положительные. За рубежом накоплен большой опыт в преподавании информатики в школах и колледжах с практикой программирования на самых разных языках, в частности и на Python. Конечно переход в школьной информатике на “новый” язык программирования Python связан целым рядом трудностей, в первую очередь отсутствие учебно-методического материала и необходимости самостоятельно изучать особенности языковых конструкций.

Не смотря на то, что в учебниках по информатике есть только один язык программирования Pascal и всё примеры приводятся на нём, наблюдается общая тенденция перехода на Python преподавателей информатики для обучения основам программирования. И всё больше и больше появляется олимпиад, которые предоставляют возможность решать задачи на Python.

Многие преподаватели заявляют, что не важно, какому языку обучать, главное — чтобы ученик разбирался в алгоритмах. Это правда, но только отчасти. Изучение алгоритмистики, умение читать и составлять качественные алгоритмы — это основы основ. Понимая азы программирования, и разбираясь в синтаксисе одного языка, можно разобраться в синтаксисе другого языка. Но есть языки с отличными синтаксисами, собственными конструкциями, которых нет в других языках. В результате может получиться так, что понимание алгоритма есть, а синтаксис без справочника прочитать сложно или невозможно.

Нет необходимости знакомить учащихся со всеми тонкостями и техническими подробностями языка программирования. Необходимые детали он сможет узнать сам, если его научат пользоваться документацией. Гораздо важнее познакомить учащегося с различными парадигмами программирования. Но при этом есть опасность того, что учащиеся столкнутся с большими трудностями в написании программы для решения конкретной задачи. Мнений очень много, и нельзя ничего здесь категорично заявлять.

Важно, чтобы учитель информатики не забывал о главном — что цель не изучить конкретный язык программирования, а развивать алгоритмическое мышление, знакомить с разными стилями мышления и методами, которые применимы при решении различных задач. Одним из вариантов такого подхода является знакомство (без детального изучения) с несколькими языками программирования. Достаточно вместе с классом разобрать несколько простых классических алгоритмических задач.

Литература:

  1. Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. Г. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педвузов — М.: Издательский центр “Академия”, 2003–624 с.
  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Издательский центр “Академия”, 2005–192 с.
  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / 9-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2012. — 295с.
  4. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2ч. Ч. 2 — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2013. — 304 с.
  5. Поляков К. Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2ч. Ч. 2 — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2013. — 304 с.
  6. Авдошин С. М., Ахметсафина Р. З., Максименкова О. В. Информатика и ИКТTU”Учебно-справочные материалы. М.: СПб.: Просвещение. 2012.-252с.

10 игр, которые научат ребёнка программированию

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.

Загрузить QR-Code Разработчик: SurfScore, Inc Цена: Бесплатно

Kodable

Code.org

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, — четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

Сode.org

Lightbot

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, — спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя — объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

Загрузить QR-Code Разработчик: SpriteBox LLC Цена: 229 рублейЗагрузить QR-Code Разработчик: SpriteBox LLC Цена: 169,00 ₽

Lightbot

ПиктоМир

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, — наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир», в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Загрузить QR-Code Разработчик: Alexander Leonov Цена: Бесплатно

ПиктоМир

Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу — такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Загрузить QR-Code Разработчик: Bridger Maxwell Цена: БесплатноЗагрузить QR-Code Разработчик: l0st Цена: Бесплатно

Robozzle

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Загрузить QR-Code Разработчик: Two Lives Left Цена: Бесплатно

CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игру CodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно. Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока. Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

CodeMonkey

Scratch

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Scratch

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot — игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot — игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

Сeebot

CodeCombat

CodeCombat — это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.