Принцип работы оптической мыши

Устройство и принцип работы оптической мыши

В данное время обычные мыши с шариковым датчиком перемещения находятся на грани вымирания, их активно вытесняют оптические мыши.

В 1980 году два независимых изобретателя — Стив Кирш и Ричард Фрэнсис Лион продемонстрировали рабочие образцы оптических мышей. Мышь Стивена Кирша использовала инфракрасный светодиод, а мышь Ричарда Фрэнсиса Лиона — светодиод видимого диапазона.

Первые оптические мыши, попавшие на рынок, были разработаны компанией Хьюлетт-Паккард в 1999 году и продавались под маркой «Майкрософт». Такая мышь могла работать практически на любой поверхности и не требовала периодической очистки от грязи как обычные механический мыши.

Вскоре после этого другие производители стали выпускать свои модели оптических мышей, используя компоненты компании Agilent Technologies, которая выделилась из компании Хьюлетт-Паккард.

В современных оптических мышах используется так называемая технология оптической корреляции, в которой небольшая видеокамера с частотой обычно более 1 кГц производит фотографирование поверхности, подсвеченной светодиодом, и сравнивая покадрово изображения, определяет направление перемещения мыши. Поверхность, по которой перемещается мышь (ткань, дерево, пластик или специальный коврик), обычно имеет микронеровности. Эти микронеровности освещаются ярким светодиодом, установленным под небольшим углом к поверхности, из-за чего микронеровности отбрасывают отчётливые тени, которые уверенно фиксируются камерой мыши и обрабатываются специализированной микросхемой.

В оптических мышах обычно применяются красные светодиоды, так как они дешевле и кремниевые фотоприёмники более чувствительны именно к красному свету, реже встречаются светодиоды других цветов.

Недостаток оптических мышей — это повышенная потребляемая мощность по сравнению с механическими и лазерными.

Лазерная мышь

В лазерных мышах для подсветки поверхности используется не светодиод, а инфракрасный лазерный диод, подсвечивающий поверхность. Из-за когерентности лазерного излучения фокусировка на рабочей поверхности осуществляется гораздо точнее и для работы этой мыши требуются микронеровности поверхности с гораздо меньшим размером, чем это необходимо для оптической мыши.

Впервые на рынок лазерная мышь попала в 1998, произведённая компанией Sun Microsystems, но не получила широкого распространения. В отличие от оптической мыши лазерная мышь способна работать на прозрачных поверхностях, таких как стекло, и на зеркальных поверхностях. Кроме того, теоретически лазерная мышь должна обеспечивать лучшую точность позиционирования по сравнению с оптической мышью, хотя практически их точности почти одинаковы, но для игр часто рекомендуют использовать лазерную мышь, правда это довольна сомнительная рекомендация, так как все лазерные мыши имеют интерфейс USB, а это ограничивает скорость передачи данных, и кроме того возникает вопрос совместимости лазерных USB мышей с разными операционными системами.


Продолжаем делать мини-обзоры наиболее популярных сенсоров мыши. Сегодня речь пойдет о сенсорах средней руки — не самых лучших, но покупка которых в определенных ситуациях может быть вполне оправдана.


Если вы знаете, какой сенсор установлен в вашей будущей мышке, вы можете еще до покупки узнать о достоинствах и недостатках той или иной модели устройства. Однако следует помнить, что реализация одного и того же сенсора может отличаться в зависимости от производителя.
Разговор пойдет о сенсорах среднего сегмента в техническом плане (не в ценовом).
Pixart A9800 (А9500)
По ощущениям, лазерный оптический сенсор А9800 занимает свыше 95% рынка лазерных мышек. А9800 и его предшественник А9500 (технически они не сильно различаются) является первым и единственным лазерным сенсором, который действительно можно назвать игровым.
Технические характеристики впечатляют:
— скорость работы >4,5 м/с
— ускорение 30G
— скорость фотографирования поверхности 12000 fps
— регулируемая высота отрыва
— большая светочувствительная матрица 30х30 пикселей
— 8200 dpi(cpi) с шагом 50 (dpi и шаг могут отличаться у разных производителей)
Технически все идельно. Но что-то с этим сенсором не так. Ведь 99% профессиональных игроков в Counter-Strike используют именно оптические мыши, а не лазерные.
Главная проблема лазерного сенсора А9800 (и соответственно А9500) — это СЛУЧАЙНАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ, достигающая 5-6%. Что такое акселерация можно прочитать . Говоря простым языком, А9800 имеет довольно большую случайную погрешность. И это факт. Об этом говорят и создатели игровых устройств, и данные различных тестов.
Акселерация А9800 является следствием особенностей лазерного излучения. Она физически «зашита» в сенсор и программно никак не убирается.

Колебания cpi в зависимости от скорости (акселерация) в SteelSeries Xai. Сенсор Avago A9500

Важно знать, что эффект акселерации в А9800 (А9500) можно существенно уменьшить, если использовать в качестве поверхности коврики из твердых материалов: пластмасса, алюминий. Но это создает пользователю лишние проблемы: такие ковры дороже и имеют свойство истираться и истирать ножки мышек.
Любители теории заговора могут также порассуждать на тему: почему капитан команды Natus Vincere — Zeus не считается крутым аимером? Может потом, что уже очень долго использует SteelSeries Xai (A9500) а сочетании с тряпичным ковром? А бывший игрок вышеназванной команды Ceh9 понял, что «не тащит» разве не после того, как пересел на SteelSeries Sensei (A9800)? Совпадение? Не думаю!
К сожалению, пока не удалось найти объективную информацию по акселерации в новых модифицированных вариантах А9800 (Razer Taipan, Logitech g500s). Имеющиеся данные противоречивы.
В интернете также можно найти информацию,будто бы акселерация в А9800 была исправлена новой прошивкой. Это не так! Вброс действительно был получен от сотрудника одного из производителей игровых устройств, но он имел в виду отсутствие алгоритма «сглаживания» в последних версиях прошивки А9800. С включенным сглаживанием задержка А9800 при высоких значениях dpi могла достигать более 20 мс.
Выводы: во многом А9800 прекрасен: точно считает углы, тонко настраивается. Кроме того, на рынке просто ОГРОМНЕЙШИЙ ВЫБОР мышек с этим сенсором. Каждый найдет форму/размер/вес на свой вкус. Но проблема с акселерацией не позволяет причислить его к «лику святых». А9800 остается отличным выбором для игр типа Dota 2, League of Legends и т.д. Для Counter-Strike лучше поискать что-нибудь другое.

SteelSeries Sensei. Самая популярная мышь на A9800

А3090
А3090 впервые появился во второй версии Logitech G400 и получил маркировку S3095 (видимо Logitech вносили какие-то свои изменения). Позже сенсор стал окрытым и для других производителей.
Техническая часть:
— максимальная скорость: до 4.5 м/с (может быть существенно ниже на некоторых моделях)
— матрица 30х30 (А3090 является приемником А3080/А3060)
— 6400 fps
— LED-подстветка (красная), инфракрасная в Roccat Savu.
— максимальные dpi зависят от прошивки: 3500 на более ранеей и 4000 на поздних.
— нативные dpi сенсора: 1800/3500 (3500 dpi версия) и 800/4000 (4000 dpi версия)
— высота отрыва существенно зависит от конкретной реализации, но чаще всего довольно высокая
А3090 дал начало новой эры топовых сенсоров: высокая скорость работы без существенной акселерации, отсутствие угловой привязки (и вообще углы неплохо считает), низкий уровень шума.
Многие производители испытывали сложности с А3090 в плане технической реализации. Как правило, это касается высота отрыва и максимальной скорости работы. Но в целом, на 800 dpi сенсор ведет себя отлично практически на всех моделях (прошивка 4000 dpi).
Во многих вариантах А3090 применяется технология «сглаживания» (smoothing). Суть в том, что мышь не выдает результаты трекинга сразу, а применяет в данным некоторый алгоритм обработки. Это позволяет существенно уменьшить уровень шума на высоких dpi, но привносит некоторую специфику в работу сенсора. Может ощущаться задержка отклика мыши, некоторая неточность при маленьких движениях, неестественность при быстрых длинных переводах. Вероятно, при 800 dpi сглаживание в А3090 не используется, либо его эффект не заметен.
В 4000 dpi версии A3090 могут быть проблемы с мертвой зоной. Когда вы начинаете движение, мышь реагирует не сразу, а с некоторой задержкой, что может приводить к движению «рывками» и пропускам пикселей.
Популярные мыши на сенсоре А3090: Zowie AM/FK/EC-evo, Logitech G400/G400s, SteelSeries Kana V2, Roccat Savu.
На сегодняшний день все крупные бренды отказались от выпуска мышек с А3090 в пользу более свежих PMW3310 и S3988. Тем не менее, на рынке остались некоторые модели от малоизвестных производителей за небольшую цену: Hama uRage, Genius Maurus X и др. Кроме того, всегда можно купить подержанную мышь из high-end сегмента.

Logitech g400s. Версия 4000 dpi. (c) gamezone.com

Выводы: А3090 может быть хорошим вариантом на небольшую цену, если вас устраивает 800 dpi.
SDNS-SS-3059
SS-3059 явлется модифицированным вариантом А3050. В настоящее время производится исключительно для SteelSeries Rival 100. Ключевые отличия по сравнению с исходным А3050:
— сведена к минимуму акселерация
— предельная скорость работы увеличина с 3 до 4.5 м/с
В итоге получился очень неплохой сенсор. Но, как и в случае предшественника, dpi лучше ставить поменьше. Также остаются вопросы по точности обсчета углов.
Rival 100 уже засветился в элите Counter-Strike: Global Offensive: на нем играет Dupreeh — лучший игрок команды Astralis.

50 оттенков Rival 100. (c) lelong.com.my

AM010 и PMW3320
AM010 представлен линейкой игровых мышей компании Logitech: модели g100s, g302, g402. По-видимому, данный сенсор — это совместная разработка Logitech и Pixart. PMW3320 является открытой версией AM010, с некоторыми изменениями, в частности увеличен фреймрейт с около 3000 до 5000+ fps.
AM010 отлично проявил себя в мышках Logitech. Практически нулевая акселерация (обходит даже топовые 3310 и 3988) и максимальная скорость свыше 3 м/с. Наверное, лучший сенсор по соотношению цена/качество. Единственное слабое место — обсчет углов. Высота отрыва также относительно высокая. На сегодняшний день АМ010 морально устарел, и, скорее всего, в новых моделях мы его не увидим.
В этом отношении PMW3320 явлется крайне перспективным сенсором. 3320 появился на рынке в конце 2015 года, и количество мышек с этим сенсором постоянно увеличивается. CM Storm Xornet 2, Azio Exo 1, Ozone Neon 3k, Roccat Kova 2016, QPad DX-20 построены на PMW3320
В теории, 3320 должен сохранить все лучшие качества AM010 при этом должен улучшиться обсчет углов засчет увеличенного фреймрейта. Однако, судя по первым обзорам, не у всех производителей получилось справиться с новым сенсором. Где-то проблемы с шагом dpi, где-то с максимальной скоростью.
Вероятно, PMW3320 — это также будущее компании A4tech. В этом случае, А4tech сильно продвинется в соотношении цена/качество (естественно, при нормальной реализации сенсора).

QPad DX-20. PMW3320. (c) overclock.net

Выводы: К мышкам с PMW3320 нужно относиться осторожно и перед покупкой внимательно читать отзывы. Потенциально — это очень сильный сенсор при небольшой стоимости
На этом средние сенсоры закончились. На очереди разговор о топовом сегменте рынка. В следующей части мы посмотрим, чем отличается PWM3310 от S3988, и узнаем, какой же сенсор самый мощный на сегодняшний день .

какой сенсор мыши лучше? Часть 1. Слабые сенсоры.
точный сенсор мыши глазами Logitech. Часть 2.
точный сенсор мыши глазами Logitech. Часть 1.

Сенсоры современных мышек: описание, устройство и возможности


Сенсоров, как и современных мышек, нынче расплодилось великое множество, и каждый производитель пытается засунуть какой-нибудь свой вариант известного сенсора, чтобы потом описать его преимущество на фоне всех прочих моделей, но часто оказывается, что эти изменения чисто номинальные, и особого влияния на работу мыши они не оказывают. К тому же за последние пару лет «оптика» единолично отвоевала рынок игровых и киберспортивных девайсов, поэтому вероятность встретить иной тип сенсора (например, оптический лазерный или настоящий лазерный, работающий на технологии Doppler Shift) ничтожно мала. Получается, что нынче балом правит оптика, и раскручивать этот клубок загадок мы начнем с технической части, после чего плавно перейдем на конкретные модели. Если хотите понять, как работают современные мышки – начинайте читать прямо с начала, если же вы просто хотите себе выбрать топовую модель без лишних заморочек – мотайте в конец, к списку всех устройств.
Базы, основы и принципы работы любых сенсоров


Сенсор абсолютно любой мышки имеет фундаментальный параметр – количество считываний на дюйм (cpi – counts per inch), или же точек на дюйм (dpi – dots per inch). Стоит понимать, что в «считываниях» работает сам сенсор мыши, однако в результате его работы мы видим лишь перемещения курсора на экране монитора, состоящем из пикселей (или точек), так что эти понятия абсолютно одинаковы, и для удобства мы используем dpi как более популярный вариант. Как работает любой оптический сенсор? Для считывания поверхности используется специальная камера, которая делает тысячи кадров в секунду, перенося изображение в градациях серого на очень небольшую светочувствительную площадь, именуемую матричной сеткой, размеры которой обычно лежат в пределах от 20×20 до 40×40 пикселей. Если вы присмотритесь к фотографиям выше, то увидите, что материя ковра имеет неоднородную структуру поверхности, а сенсор мышки приближает эту поверхность гораздо ближе, за счет чего образуются уникальные и неповторимые кадры, при сравнении которых друг с другом и определяется перемещение мыши. Для получения этих кадров используется светодиод, который подсвечивает всю область поверхности, необходимую для считывания сенсором, а отраженный от поверхности свет поступает на камеру, фокусируясь через специальную линзу.

Для определения точности отслеживания используется специальный термин – трекинг, который напрямую связан с разрешающей способностью мыши. Обычно этот параметр находится в районе 400 – 1200 dpi, и это значение напрямую зависит от размера установленной светочувствительной матричной сетки. Встречаются и бОльшие значения, однако стоит помнить, что реальное разрешение зависит напрямую от размера этой матрицы, а значит, что если бы оно было бы слишком высоким, то и мышь была бы огромной. Как же тогда достигаются безумные значения вроде 16 000 dpi? Поскольку сенсор ведет свои собственные считывания, на отснятом камерой изображении он может отследить несколько перемещений, которые на экране монитора все равно будет выглядеть как перемещение на 1 пиксель. Производители сенсоров используют эти возможности мышек и делают так, чтобы каждое 1 считывание сенсором отображалось перемещением 1 пикселя на экране, благодаря чему и получаются заоблачные значения dpi. Например, если реальное разрешение сенсора равно 800 dpi, а за 16 внутренних отсчетов сенсора курсор на экране перемещается ровно на 1 пиксель, то можно получить максимально разрешение, равное 12 800 dpi.
Для реализации этих возможностей требуется аппаратная поддержка – микропрограмма, напрямую взаимодействующая с сенсором мышки, которая позволяет правильно использовать все возможности определенной модели сенсора. Часто для еще большего увеличения dpi в маркетинговых целях (в основном на бюджетных мышках) используют интерполяцию – программную настройку увеличения dpi, которая не только отрицательно сказывается на точности сенсора, но и вносит дополнительные задержки при перемещении курсора. И трекинг из-за этого страдает очень сильно: высокое значение dpi само по себе несет различные погрешности, так еще и интерполяция вносит свои коррективы. Поэтому не стоит гнаться за dpi и пытаться выкручивать разрешение своей мышки на максимум.

Оптимальным значением для любой мышки будет разрешение примерно до 2000 dpi (в идеале – от 400 до 800 dpi). Немного более высокие значения не будут критично влиять на качество трекинга, однако чем выше значение dpi, тем больше страдает точность отслеживания. Как и любое другое фотоустройство, камера сенсора имеет погрешности, проявляющиеся при высокой чувствительности, и при увеличении dpi получаемая картинка на матрице начинает портиться из-за слишком быстрых изменений, потому что каждый кадр, отснятый камерой, получает недостаточное количество света, что негативно сказывается на трекинге.
Даже для перемещения из угла в угол на 4K-мониторе будет достаточно значения 3 200 – 4 000 dpi, поэтому гонка производителей в духе «у кого больше dpi» абсолютно ничем не оправдана. Да, огромное значение dpi может косвенно сказать об уровне установленного сенсора, однако это далеко не основополагающий параметр, на который стоит обращать внимание. Стоит отметить, что для работы в Windows (то есть в 2D-приложениях) поведение мышки отличается от работы в 3D, где присутствуют иные расчеты перемещений, и они также зависят от многих параметров. Это – отдельная тема для статьи, но у любой современной оптики важными атрибутами является нулевая случайная акселерация и отсутствие угловой привязки. Грубо говоря, у качественных оптических сенсоров отсутствуют какие-либо корректировки и сглаживания при расчете положения курсора в играх, и это позволяет максимально точно наводиться в любых сетевых шутерах.
Дистанция отрыва, срывы, скорость и ускорение – как это работает?

И раз уж зашла тема про свет, осветим такую душещипательную тему как дистанция отрыва от поверхности (lift-off distance – LOD). Дело в том, что недосвет, как и пересвет, для сенсора очень плохи – проведите аналогию с обычными фотографиями с поправкой на то, что камера вашего девайса получает снимки ковра. Конечно, сенсор имеет свою автоматику для подстройки чувствительности, поэтому пересвет для него не столь страшен. Но что происходит, когда света недостаточно? Правильно, оптика входит в заблуждение. В этом и заключается проблема низкой дистанции отрыва: на датчик поступает малое количество света, возникают проблемы с трекингом, после чего некорректные данные передаются на ПК – вот и улетает курсор в небо. В простонародье это называется срывом. Опять же, этот термин имеет более широкое значение, однако для простоты понимания именно недостаточное количество света, напрямую связанное с желанием иметь как можно более низкую дистанцию отрыва, обычно приводит к срыву. В современных сенсорах все проблемы уже давно решили, нашли оптимальный баланс между уровнем освещенности и дистанцией отрыва, поэтому сейчас курсор замирает сразу же, стоит мышке оторваться от ковра. Без ущерба производительности, разумеется.

Помимо чувствительности основными параметрами любого сенсора являются скорость (ips – дюймы в секунду) и ускорение (g). В отличие от чувствительности мыши, эти параметры часто умалчивают, а ведь именно они влияют на качество работы любого сенсора. Те же мышки Zowie линейки ECx-B имеют сенсор с разрешением 12 000 dpi, однако из них используются лишь 3 200 dpi. Значит ли это, что мышь плоха? Вовсе нет! Напротив, производитель намеренно ограничил сверхвысокие значения dpi для минимизации возможных погрешностей, при этом параметры этих мышек очень велики, поскольку в них стоит Pixart 3360 со значениями 250 ips и 50 g. Это позволяет их использовать даже в самых ядреных шутерах вроде CS:GO, Overwatch, CoD и Battlefield. Так что здесь можно смело руководствоваться простым и очевидным правилом: чем выше показатели скорости и ускорения, тем лучше сенсор мыши в целом. Без исключений.
Скорость позволяет отследить максимально возможное перемещение девайсом на определенную дистанцию за одну секунду. Этот параметр гарантирует нам, что при развитии определенной скорости движения мышью все перемещения будут в точности зарегистрированы сенсором. А ускорение позволяет отследить, насколько быстро изменяется скорость перемещения мышки. С какой скоростью вы можете перемещать мышь? Примерно 120 – 150 ips, то есть в районе 3 – 4 метров в секунду. Это просто огромное значение, которое поддерживать в течение продолжительного времени очень проблематично – раньше закончится стол, ковер или ваши силы. Как и в случае со скоростью, максимальное ускорение, которое может развить даже самая натренированная рука, находится в пределах 20 – 30 g, и это если брать в расчет пиковые значения. В большинстве обычных ситуаций и эти значения сильно завышены, поэтому можно смело сказать, что значений скорости и ускорения в районе 150 ips / 30 g любой современной мышке хватит за глаза, даже если вы – профессиональный игрок.

Современные топовые сенсоры имеют в своем распоряжении параметры, начинающиеся от 200 ips / 40 g, и с каждым годом они неуклонно растут. В прошлом году они достигли просто невероятных значений, которые как минимум вдвое превышают максимальные человеческие возможности, и дальше им расти просто некуда. Зачем нужны такие заоблачные показатели? Отчасти – ради стабильности, отчасти – ради точности. Например, высокое значение ускорения (40 – 50 g) позволяет двигаться курсору мышки куда более резво при резких движениях рукой, что позволяет точнее синхронизировать свои действия с происходящим на экране, чем на мышке с ускорением 20 g, где будет казаться, что мышь слишком плавно и размеренно следует за рукой. Опять же, это видно только при сравнении двух грызунов в лоб, и на качестве игры это почти никак не сказывается.
Зато запас скорости куда более обоснован, ведь если скорость сенсора мышки будет ниже, чем скорость движения рукой, то при очередном стремительном рывке курсор снова улетит в пол или потолок из-за ошибочного расчета координат: сенсор не сможет зарегистрировать направление движения мыши – произойдет срыв. Или же курсор на экране, не поспевая за рукой, просто застынет на одном месте – эти ошибки проявляются по-разному, но когда что-то подобное происходит в самый напряженный момент раунда – согласитесь, приятного мало. Тем не менее, нынче срывы встречаются довольно редко, и забитый пылью и грязью ковер может стать куда более реальной причиной срыва, чем недостаточная скорость или низкая дистанция отрыва от поверхности. Мышь – ваш рабочий инструмент, и его следует поддерживать в чистоте. Хотя бы по минимуму.

Из всего этого следует простой и логичный вывод: все современные топовые оптические сенсоры практически равны между собой. С учетом высоких показателей и прочих оптимизаций они лишились всех критических недостатков, но и в работе между собой они ощущаются почти одинаково. Из-за чего разница в мышках, если оценивать их только по наличию той или иной модели сенсора, попросту нивелируется. Неожиданно, правда? Получается, что теперь наращивать мощность сенсоров просто не имеет смысла. Что может повлиять на выбор мышки, если сейчас все сенсоры равны? Форма, масса, материал исполнения тефлоновых глайдов. Ведь ощущения от использования мыши – это результат работы всех ее компонентов, куда входит не только качественная оптика, но и другие аспекты, существенно влияющие на восприятие устройства в целом.
Есть ли разница в современных сенсорах? Во-первых, некоторые сенсоры имеют кастомные линзы или измененную аппаратную прошивку, что, по мнению производителя, позволяет добиться лучшей точности считывания. Вряд ли обычные пользователи это когда-либо заметят, поэтому здесь придется поверить на слово, но иногда эти изменения открывают дополнительные возможности регулировки сенсора (например, более точные шаги настройки dpi). Во-вторых, после внесенных изменений некоторые производители стремятся подчеркнуть класс своих устройств, и в ход идут маркетинговые названия вроде SteelSeries TrueMove и Roccat Owl-Eye, что для пользователя не имеет никакого практического значения. Ну и в-третьих, в связи с отсутствием необходимости наращивать мощь новых сенсоров, производители стремятся переводить свои мышки на беспроводную связь, а для этого нужно уменьшать и оптимизировать энергопотребление, тем самым увеличивая автономность.
Актуальный список моделей сенсоров и мышек

Кратко и по делу: самое главное в любой мышке – показатели скорости и ускорения; значение dpi – вторично. Значений скорости и ускорения выше 150 ips / 30 g для любого современного игрока будет более чем достаточно, даже если вы жестко рубитесь в CS:GO. Помните, что нынче гораздо сильнее на ощущения поведения мыши влияет ее форма, масса и установленные глайды, поэтому параметры сенсора «на бумаге» нам не столь важны, поскольку на практике эти различия сведутся к минимуму.
• Pixart 3389 (450 ips / 50 g / 16 000 dpi): модели Razer – DeathAdder Elite, Basilisk, Lancehead TE, Naga Trinity; модели HyperX – Pulsefire Surge, Pulsefire FPS Pro
• Pixart 3390 (450 ips / 50 g / 16 000 dpi): модели Razer – Mamba Wireless, Mamba Elite
• Pixart 3391 (450 ips / 50 g / 18 000 dpi): Corsair IronClaw RGB (представлена на выставке CES 2019)
• TrueMove3 | TrueMove3+ (350 ips / 50 g / 12 000 dpi; базируются на сенсорах Pixart): модели SteelSeries – Sensei 310, Rival 310, Rival 710, Rival 600, Rival 650 Wireless
• HERO (400 ips / 40 g / 12 000 dpi; основан на собственной разработке): модели Logitech – G Pro Wireless, G305, G603, G502 HERO
• Pixart 3366 (300 ips / 40 g / 12 800 dpi): модели Logitech – G403, G403 Wireless, G502 Proteus Spectrum, G703, G903, G Pro (проводная)
• Pixart 3361 (250 ips / 50 g / 12 000 dpi): модели Roccat – Kone AIMO, Kone EMP, Kone Pure Owl-Eye, LeadR
• Pixart 3367 (250 ips / 50 g / 16 000 dpi): модели Corsair – Glaive, Dark Core RGB / Dark Core RGB SE, Scimitar Pro RGB
• Pixart 3360 (250 ips / 50 g / 12 000 dpi): Zowie EC1-B / EC2-B, SteelSeries Rival 700, SteelSeries Rival 500, Asus ROG Gladius II, Cougar Revenger, Cougar Revenger S, Cougar Minos X5, Cooler Master MM530, Tt eSports Ventus X Optical, Tt eSports Nemesis Switch
• Mercury (200 ips / 25 g / 6 000 ips; собственная разработка): Logitech G102
• Pixart 3988 (200 ips / 50 g / 6 400 dpi): Asus ROG Gladuis, Corsair Sabre RGB 2016
• Pixart 3330 (150 ips / 30 g / 7 200 dpi): Cougar Surpassion, Cooler Master MasterMouse S, MSI Clutch GM60
• Pixart 3310 (130 ips / 30 g / 5 000 dpi): модели Zowie – линейки ECx-A / FK / ZA, HyperX Pulsefire FPS, SteelSeries Rival 300, Asus ROG Sica, Cougar Minos X3, Cougar M530
Подводим итоги: почему оптика настолько хороша?

• Универсальность
Оптические сенсоры неприхотливы в использовании, переваривают любую фактуру поверхности и абсолютно всеядны к любому типу покрытия, будь то стол, ткань, пластик и в некоторых случаях даже стекло, причем это почти никак не сказывается качестве трекинга;
• Беспроблемность и точность работы
У оптических сенсоров сведены к абсолютному минимуму всевозможные задержки (инпут-лаг), а также у них отсутствует неустраняемая акселерация и угловая привязка, за счет чего эти сенсоры имеют наилучшую точность отслеживания;
• Широкие возможности настройки сенсора
Огромное количество dpi, возможность выбора шага настройки, возможность настройки тонких параметров вроде дистанции отрыва, углового поворота, ускорения и настройки перемещения по осям;
• Беспроводная связь и отсутствие задержек
Благодаря оптимизации энергопотребления стало возможным устанавливать топовые оптические сенсоры в беспроводные мышки, которые не имеют задержек (равно как и проводные модели) и обладают приличной автономностью;
• Приемлемая цена
В любой ценовой категории можно найти очень хорошую модель по соотношению цены и качества: например, в бюджетном сегменте этому правилу полностью соответствует Logitech G102, а в топовом сегменте можно приобрести HyperX Pulsefire FPS Pro за весьма умеренную сумму
Заключение

Разница в современных оптических сенсорах стала максимально призрачной, а их возможности позволили вытеснить всех прочих игроков с рынка. Рано или поздно все упирается в невидимый потолок, после которого увеличение технических параметров становится просто неблагодарным делом, и нынче оптика тоже дошла до предела своих возможностей. Все актуальные оптические сенсоры примерно равны между собой, поэтому вы можете быть уверены, что любая новинка выдержит испытание огнем, мечом и автоматом. Куда важнее при выборе мыши акцентировать внимание на других ее аспектах: форме, массе, материалах, количестве клавиш, RGB подсветке, наличии ПО и прочих дополнительных функций. Более того, с учетом развития беспроводных технологий следует смотреть на беспроводные мышки, так как они уже сейчас обладают отличным быстродействием и внушительной автономностью, позволяя неделями рассекать по виртуальным мирам напролет. В конечном счете, гоняться за сухими цифрами не имеет никакого смысла, а вот подобрать удобную для себя форму и необходимые функции – это дело чести, понимаете ли.

Какой тип сенсора мыши лучше, лазерный или оптический?

#Тип_сенсора

Принято считать, что лазерный сенсор мышки лучше оптического, однако на самом деле все зависит от задач, выполняемых на компьютере. Если от мышки требуется абсолютно точное позиционирование при любых скоростях ее перемещения, то преимущества у оптических мышей. По этой причине оптические мышки наилучшим образом подходят для профессиональных геймеров, дизайнеров и фотографов. Обычно оптические манипуляторы объединяют в группу игровые мыши, так как именно геймеры являются их основными покупателями. Если от мышки требуется универсальность, то есть работа на любой поверхности и достаточно высокая точность, то предпочтительнее устройства с лазерными сенсорами, популярные среди начинающих геймеров, офисных работников и среди тех, кто много путешествует с ноутбуком.

Для облегчения выбора игровой мышки мы составили таблицу, в которой постарались отсортировать различные сенсоры по трем условным классам: игровые сенсоры начального уровня, игровые сенсоры среднего качества, профессиональные сенсоры. Однако стоит учитывать, что производители мышек могут изменять параметры некоторых сенсоров, как в лучшую, так и в худшую стороны. По этой причине, например, сенсор Pixart Avago А3090 расположен во втором столбце, хотя многие решения на его основе являются отличными киберспортивными мышками.

Игровые сенсоры начального уровня

Pixart Avago A5050
Pixart Avago 3305
Pixart Avago A3050
SunPlus 168A
SunPlus 180
SunPlus 621
TW SUN+ 169

Игровые сенсоры среднего качества

Профессиональные игровые сенсоры

Попробуем объяснить вышесказанное. Сердцем любой компьютерной мышки является сенсор, который отвечает за регистрацию перемещений мышки по поверхности. При появлении операционных систем с графическим интерфейсом наиболее распространенным способом регистрации перемещений использовавшихся в то время шариковых мышек был оптико-механический сенсор. Из-за малой точности, требовательности к рабочей поверхности и необходимости очень частой чистки такие мышки ушли в историю, уступив место современным оптическим и лазерным сенсорам. Строго говоря, деление на оптические и лазерные мышки довольно условное. Принцип работы оптических и лазерных мышей один и тот же, различие кроется в типе источника света. У оптических мышей это обычный светодиод, а у лазерных – инфракрасный лазер. В дальнейшем, если уточнение не требуется, будем использовать термины «оптическая мышь» и «оптический сенсор».

Итак, что же представляет собой оптический сенсор? Ответ на данный вопрос прост – это источник света, миниатюрная видеокамера и специальная микросхема, регистрирующие направление и скорость перемещения мышки по поверхности стола. Процесс регистрации выглядит следующим образом:

  1. Источник света, расположенный под острым углом относительно нижней стороны мышки, создает тени в районах микронеровностей, имеющихся на практически любой поверхности, повышая контрастность изображения.
  2. Миниатюрная камера делает снимки рабочей поверхности с очень высокой частотой (10 кГц или выше)
  3. Микросхема последовательно, кадр за кадром, анализирует полученные изображения и конвертирует их в изменения координат курсора.

Из-за меньшей стоимости красных светодиодов и большей чувствительности кремниевых фотоприемников к красному цвету практически все недорогие оптические мышки используют в качестве источника света именно красный светодиод. В более продвинутых моделях могут использоваться светодиоды других цветов, в том числе излучающие свет в невидимом человеческим глазом спектре.

Как уже говорилось выше, в лазерных мышках в качестве источника света используется инфракрасный лазерный диод. Из-за когерентности лазерного излучения фокусировка на рабочей поверхности осуществляется гораздо точнее и для работы этой мыши требуются микронеровности поверхности с гораздо меньшим размером, чем это необходимо для оптической мыши. По этой причине для повседневного использования лучше подходит лазерная мышь, так как она абсолютно одинаково хорошо работает как на тканевом коврике, так и на стеклянной поверхности.

Если речь заходит о компьютерных играх, то точность лазерных сенсоров становится избыточной. Проблема в том, что лазерные компьютерные мышки собирают бесполезную информацию, поэтому при медленном перемещении мыши появляется дрожание курсора. Ошибки отслеживания связаны с избыточными данными, передаваемыми в компьютер. Несмотря на то, что инженеры борются с этой особенностью лазерных сенсоров, причем небезуспешно, лазерные мышки по-прежнему не могут похвастаться идеальной точностью позиционирования в играх. По этой причине профессиональные киберспортсмены зачастую выбирают именно оптические мышки с самыми передовыми сенсорами.