Помощник Москвы приложение

Жители столицы теперь могут самостоятельно выявлять нарушения правил дорожного движения с помощью мобильного приложения «Помощник Москвы», разработанного специалистами компании «Инфокомпас».

С помощью приложения москвичи смогут сфотографировать машину, припаркованную под запрещающими знаками или нарушающую другие правила дорожного движения. Если пользователь увидел нарушителя, ему необходимо навести объектив телефона на номер автомобиля и подождать, пока приложение его идентифицирует. Одновременно запоминается местоположение смартфона, а также время фиксации, которое не будет зависеть от времени, выставленного на телефоне. Далее «Помощник Москвы» должен сделать не меньше трех фотографий машины с разных ракурсов, а также по возможности записать короткое видео. Снимки можно снабдить комментарием и отправить властям.

В приложении продумана защита от фотошопа и фальсификации отправляемых материалов. Фото проверяется на наличие ретуши на фото, а также на совпадение данных о камере, с которой делалась съемка, с зарегистрированным телефоном. При помощи заложенных алгоритмов будет проверяться время и координаты места фиксации нарушения и даже расстояние между координатами фото и местом отправки обращения.

В ходе реализации проекта специалистами «Инфокомпаса» был решен целый ряд задач:

  • Анализ законодательной базы по способам автоматизированной фиксации нарушений и выработка алгоритма работы системы
  • Интеграция с городской системой обработки автоматически зафиксированных нарушений (АПКАФВФНПДД)
  • Интеграция с системой автоматизации работы городских платных парковок (АМПП)
  • Интеграция с pgu.mos.ru для обеспечения возможности авторизации пользователей в приложении
  • Анализ возможностей различных смартфонов в области точного определения геопозиции и направления съёмки
  • Автоматизация распознавания государственных номеров автомобилей с помощью камеры смартфона
  • Многократное тестирование и оптимизация юзабилити мобильного приложения с помощью не вовлечённых в проект групп людей
  • Реализация комплекса механизмов защиты от взлома и подлога данных как на уровне мобильного приложения, так и на уровне сервера
  • Разработка методики проведения сертификационных испытаний на ПАК ПМ
  • Сертификация программного обеспечения как специализированного ПО средств измерений
  • Разработка и утверждение в соответствующей организации методики выполнения измерений с помощью ПАК

Приложение «Помощник Москвы» имеет большую социальную значимость, так как дает жителям столицы реальный шанс самим участвовать в наведении порядка на дорогах города, в правовых рамках бороться с нарушителями ПДД и даже предотвращать дорожные происшествия. Ежедневно через приложение фиксируется более 3000 нарушений ПДД.

Приложение «Помощник Москвы» давало возможность рядовым гражданам почувствовать себя вершителями судеб водителей, нарушивших ПДД. Но в проекте нового КоАП четко прописано, что все нарушения должны фиксироваться без воздействия человека. В результате съемка на смартфон перестала удовлетворять требованиям Кодекса. Однако московские чиновники нашли решение, как сохранить своего «Помощника».

Сервис «Помощник Москвы» — это приложение, которое каждый житель столицы скачать на свой смартфон или планшет, и использовать для самостоятельной фиксации правонарушений. С момента своего создания, приложение «Помощник Москвы» позволило зарегистрировать сотни тысяч нарушений правил стоянки и парковки, и граждане, нарушившие ПДД, получили штрафы.

Читайте также: Владельцы авто с иностранными номерами опять уходят от ответственности

Однако вопрос законности использования этого сервиса вызывал массу вопросов у юристов, которые указывали на то, что все оборудование, фиксирующее нарушения ПДД, должно работать в автоматическом режиме без участия оператора. Такая норма прописана и в действующем КоАП, и в проекте нового Кодексе об Административных правонарушениях.

Напомним, масштабная работа по подготовке текста нового КоАП ведется уже несколько месяцев, и принятие этого документа в последней редакции поставило бы крест на использовании программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы». Водители, скорее всего, только порадовались бы запрету «Помощника», чего не скажешь о столичной власти. Ведь это приложение позволяло получать внушительные суммы в бюджет города за счет штрафов с автомобилистов.

Боясь недосчитаться этих денег, мэрия Москвы нашла выход из сложившейся ситуации. Правительству Москвы удалось добиться изъятия из проекта КоАП ряда норм, которые делали бы невозможным использования сервиса «Помощник Москвы». Мэрия обратилась к Правительству РФ с предложением сохранить в КоАП разрешение на использование «переносных устройств» при фиксации нарушений ПДД. Столичные чиновники объяснили, что сервис очень «помогает» в деле обеспечения безопасности дорожного движения, и сделают все возможное, чтобы граждане могли и в дальнейшем «стучать» на соседа по ряду. Сейчас Минюст совместно с МВД прорабатывают этот вопрос, но учитывая лоббистские возможности московских властей, нужные чиновникам изменения все-таки в КоАП появятся.

Система автоматической парковки (другое наименование — интеллектуальная система помощи при парковке, обиходное название – парковочный автопилот) относится к активным парковочным системам, т.к. обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически выполняются отдельные функции) режиме.

Различные системы автоматической парковки помогают при выполнении параллельной парковки, перпендикулярной парковки. Больше распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка осуществляется за счет согласованного управления углом поворота рулевого колеса и скорости движения автомобиля.

Известными интеллектуальными системами помощи при парковке являются:

  • Park Assist на автомобилях Volkswagen;
  • Park Assist Vision на автомобилях Volkswagen;
  • Intelligent Parking Assist System на автомобилях Toyota, Lexus;
  • Remote Park Assist System на автомобилях BMW;
  • Active Park Assist на автомобилях Mercedes-Benz, Ford;
  • Advanced Park Assist на автомобилях Opel.

Конструкция системы автоматической парковки включает ультразвуковые датчики, выключатель, электронный блок управления, а также исполнительные устройства систем автомобиля.

В интеллектуальной системе помощи при парковке используются ультразвуковые датчики, аналогичные пассивной парковочной системе, но имеющие большую дальность действия (до 4,5 м). Количество датчиков в зависимости от разновидности системы различается. Например в системе Park Assist последнего поколения устанавливается 12 ультразвуковых датчиков: 4 – впереди, 4 сзади и 4 по бокам автомобиля.

Включение системы осуществляется принудительно при необходимости осуществить парковку. Для этого на панели приборов (рулевом колесе) имеется специальный выключатель.

Электронный блок управления принимает сигналы от ультразвуковых датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства, в качестве которых выступают другие системы автомобиля: курсовой устойчивости, управления двигателем, электроусилитель рулевого управления, автоматическая коробка передач. Взаимодействие с указанными системами осуществляется через соответствующие электронные блоки управления.

Необходимая для автоматической парковки информация выводится на информационный дисплей и используется водителем в процессе парковки.

Работа системы автоматической парковки

Работу системы автоматической парковки условно можно разделить на два этапа: поиск подходящего места на парковке и собственно выполнение парковки.

Поиск подходящего места на парковке производится с помощью ультразвуковых датчиков. Например, в конструкции системы Park Assist для этой цели предусмотрено четыре боковых ультразвуковых датчика — по два с каждой стороны автомобиля. При движении автомобиля вдоль ряда припаркованных машин с определенной скоростью (до 40 км/ч при параллельной парковке и до 20 км/ч при поперечной парковке) датчики фиксируют расстояние между ними, а в системе Park Assist Vision – и их положение относительно транспортного средства (параллельно или перпендикулярно).

Сигналы датчиков обрабатываются электронным блоком управления. Если расстояние для парковки достаточное, система подает сигнал водителю — выводит на информационный дисплей автомобиля соответствующую информацию. В системе Park Assist за достаточное для парковки расстояние принимается расстояние, превышающее длину автомобиля на 0,8 м, в системе Advanced Park Assist – на 1 м.

Парковка транспортного средства может осуществляться двумя способами – непосредственно водителем с помощью предлагаемых системой инструкций или автоматически без участия водителя.

Визуальные и тестовые инструкции водителю выводятся на информационный дисплей. Они касаются рекомендаций по повороту рулевого колеса на определенный угол и направлению движения. Такой способ автоматизированной парковки используется в системе Advanced Park Assist.

Автоматическая парковка производится путем упорядоченного воздействия на исполнительные механизмы систем автомобиля:

  • электродвигатель электрического усилителя рулевого управления;
  • насос обратной подачи и клапаны тормозных механизмов системы курсовой устойчивости;
  • электродвигатель дроссельной заслонки системы управления двигателем;
  • электромагнитные клапаны автоматической коробки передач.

С целью безопасности движения работу системы всегда можно перевести из автоматического режима в ручной режим. В последних конструкциях системы автоматическая парковка может производиться при нахождении водителя как в автомобиле, так и за его пределами – с ключа.

Новая версия КоАП от Минюста может прекратить практику наказания столичных и подмосковных водителей за неправильную парковку с помощью смартфонов с приложениями «Помощник Москвы» и «Народный инспектор». Эти гаджеты используют для фиксации нарушений почти полмиллиона граждан. В то время как в кодексе предполагается закрепить норму, что автоматические комплексы должны «работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека». В Госдуме поправку Минюста поддержали, в мэрии Москвы до выхода нового кодекса документ не комментируют.

Согласно проекту нового КоАП от Минюста России, о котором «Ъ” рассказывал вчера, все комплексы фиксации нарушений ПДД «должны работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, быть размещенными в установленном порядке и фиксировать в зоне своего обзора все нарушения, для выявления которых предназначены». В документе подчеркивается, что этот функционал необходимо обеспечить «независимо от действий оператора или пользователя прибора». Под это описание попадают стационарные дорожные камеры и мобильные комплексы на треногах. Таким образом, полученные с их помощью фотоматериалы можно использовать для «упрощенного» привлечения нарушителя к ответственности («письмо счастья» по почте), предусмотренного ст. 28.6 КоАП. А вот снимки, сделанные с помощью мобильных телефонов и планшетов, пояснил «Ъ” эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман, из этой категории выпадают: сформировать на их основе постановление не получится.

Законность подобной фиксации нарушений в Москве обсуждается с 2015 года, когда в столице по инициативе департамента транспорта начал применяться программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы» (ПАК ПМ).

С помощью этого приложения любой гражданин может снять действия нарушителя на смартфон. На основе этих данных автовладельцу придет штраф — за неоплаченную парковку или за стоянку в запрещенном месте. За пять лет приложение скачали 473 тыс. человек, ежегодно с его помощью штрафуются сотни тысяч граждан (мэрия статистику не раскрывает).

В июне 2019 года пленум Верховного суда (ВС) в своем постановлении отметил: съемка с помощью телефона не считается автоматической фиксацией нарушений.

Десять доказанных и официально признанных сбоев систем фотовидеофиксации

Столичные суды начали отменять штрафы, вынесенные с помощью ПАК ПМ, но вскоре снова стали оставлять их в силе. Это было связано с выходом новой версии «Помощника», которая, как утверждали в департаменте транспорта, стала соответствовать требованиям ВС как «более автоматизированная». Ряд граждан и компаний (юрлица штрафуют на 300 тыс. руб. за машину на газоне) решили вновь обжаловать штрафы в Верховном суде. Начиная с декабря 2019 года несколько десятков решений московских судов ВС отменил и возвратил на новое рассмотрение. Одно из последних датируется 14 февраля 2020 года: штраф за парковку на газоне оспаривало представительство Волгоградской области в Москве. Формулировка во всех решениях ВС одна: нижестоящие суды не проверили, применялась ли автоматическая камера. «Ъ” не обнаружил в картотеке Мосгорсуда ни одного нового решения на этот счет.

Одновременно Минюст начал работу над новым КоАП и привлек рабочую группу ОНФ (состоит из автомобильных экспертов). Один из ее членов, Григорий Шухман, и указал на позицию ВС. Именно с его подачи, подтвердили «Ъ” в пресс-службе Минюста, новая норма и попала в проект кодекса.

Отметим, для фиксации фактов нарушения платной парковки инспекторы «Московского паркинга» (АМПП) применяют еще одно мобильное устройство — планшет «Паркнет». Судьба этого прибора в контексте нового КоАП до конца не ясна.

Представитель компании «Технологии распознавания» (производитель приборов, поставщик АМПП) Сергей Кусов рассказал «Ъ”, что пять лет назад на этапе сертификации ГИБДД России потребовала исключить вмешательство человека в работу «Паркнета». «Мы эту задачу выполнили. Сотрудник лишь включает планшет в начале смены, дальше устройство самостоятельно «засыпает» и «просыпается» в зависимости от положения в пространстве,— пояснил «Ъ” господин Кусов.— Инспектор кнопок не нажимает: он проходит мимо машины, поднимает планшет, наводит фокус на номер, снимок автоматически передается на сервер». Осенью 2019 года, после выхода постановления пленума ВС, инспекторы АМПП стали крепить планшеты на велосипеды, отметил он. Впрочем, в картотеке Верховного суда все-таки есть несколько решений (датируются концом 2019 года) об отмене штрафов, сделанных и с помощью «Паркнета». У ГИБДД, по данным «Ъ”, вопросов к комплексу нет. А вот от фотографий, сделанных с помощью ПАК ПМ, ведомство отказалось еще в прошлом году.

В пресс-службе департамента транспорта Москвы вчера воздержались от комментариев до вступления нового КоАП в силу. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков поддержал поправку в новый кодекс, предположив, что мэрия Москвы может попытаться пролоббировать изменения в проект (в мае документ направят в правительство). «Если на этапе внесения проекта в КоАП в Госдуму нормы там не окажется, то мы ее добавим сами»,— заверил «Ъ” депутат.

Даже сохранение нормы не гарантирует защиты прав водителей, считает юрист Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов. «Московские суды наверняка не захотят ссориться с городскими властями,— предполагает он.— Далеко не все граждане готовы тратить время на Верховный суд и хождение по кабинетам, на это и делается расчет». При оптимистичном же сценарии, отмечает эксперт, всех пользователей «Помощника Москвы» будут вызывать для дачи показаний в качестве свидетеля по факту каждого зафиксированного правонарушения (стандартный порядок привлечения нарушителей к ответственности). Но это будет «крайне неудобно для судов и вряд ли продлится долго», отмечает Равиль Ахметжанов.

Аналогичное ПАК ПМ по функционалу приложение «Народный инспектор» (более 11 тыс. пользователей) действует и в Московской области: оно используется чаще всего для фиксации стоянки на газоне.

Штраф в 1 тыс. руб. рассылает областной Госадмтехнадзор также в автоматическом режиме. Жители Московской области неоднократно пытались отменить полученные постановления, следует из данных ГАС «Правосудие», но результата не добивались. В картотеке ВС нет данных об обжаловании областных штрафов.

Иван Буранов

Госавтоинспекция отказалась принимать снимки, сделанные в приложении «Помощник Москвы», сообщили в МВД эксперту по фотовидеофиксации Григорию Шухману, передает «Коммерсант».

Сервис «Помощник Москвы» перестали использовать после того, как в июне Верховный суд признал, что приложение не является автоматической камерой, поэтому снимки, сделанные в нем, нельзя использовать для выписки штрафов. Чтобы можно было регистрировать нарушения в автоматическом режиме и высылать штрафы собственнику транспортного средства, камера должна быть установлена стационарно или на автомобиле-парконе. При этом все устройства должны иметь свидетельство о поверке, отмечалось в судебном постановлении.

Приложение «Помощник Москвы» работает в столице с 2015 года. С помощью приложения граждане фотографируют нарушения стоянки и отсылают снимки в Московскую административную дорожную инспекцию или ГИБДД. Затем штрафы отправляются автовладельцам по почте. По данным приложения, в нем зарегистрировано более 460 тыс. человек.

Ранее правительство утвердило правила оформления ДТП со смартфона. C 1 ноября в нескольких регионах попавшие в аварию водители смогут оформить ДТП по европротоколу, всего лишь отправив электронное извещение через интегрированное с «Госуслугами» мобильное приложение. При этом водитель должен быть зарегистрирован на портале и установить приложение на свой смартфон: если он попадет в ДТП, которое можно оформить по европротоколу, необходимые для извещения страховщика данные поступят из его личного кабинета, а ему самому нужно будет только загрузить фотографии с места аварии. Система работает, если оба водителя зарегистрированы на портале госуслуг, оба сделали фотографии повреждений с места ДТП и не имеют разногласий по поводу его обстоятельств.