Пираты сида мейера

Подходи к океану не ранее, чем уяснишь наставленье мое:

Подожди, пока станешь разумен и трезв. И тогда —

Подходи к океану, без риска ослепнуть при виде

Семи островов из легенды, семи островов золотых…

М. Щербаков

Я полдня не мог решиться открыть коробочку с диском. Примерно так чувствовал бы себя искусствовед, узнавший, что кто-то на основе новейших научных данных заново сваял «Венеру Милосскую”. Смотреть страшно. Приделали ли ей руки? И какие?

«И чего же вы добились в жизни, юноша?»

Сразу скажу, что «Корсары” могут спать спокойно, «Пираты” им не конкурент. К счастью, Сид Мейер не стал делать парусный симулятор, а остался в рамках древнего и великого жанра эпической игры. Плавания, артиллерийские дуэли, фехтование, поиски кладов, наземные сражения по-прежнему в равных правах, и к ним добавились кое-какие новые занятия. Все это вполне доступно любому отдельно взятому игроку, хотя кое-что заметно усложнилось (например, обзавестись достойной женой теперь куда сложнее, чем взять на абордаж десяток галеонов).

И все это чертовски красиво!

О смысле жизни

Юноша, чего ради вы избрали опасную карьеру пирата? Ради денег? Садитесь, двойка. Жадины отправляются в Port Royale и организуют там торговый дом. Ради романтики? Не могли бы вы уточнить свой ответ? Вот, теперь точно! Ради славы!

В прошлой инкарнации «Пиратов” вопрос, что определяет наше финальное положение в «зале славы” и жизненный путь после отставки, был главной загадкой игры. То есть общие принципы вроде бы понятны — звания, деньги, земля, всего и побольше — но, признаться, я чувствовал себя очень глупо, когда после завершения пиратской карьеры в звании адмирала и с несколькими тысячами дублонов я оказывался в положении «мелкого торговца” или даже «бродяги”.

В «Пиратах-2004” Сид Мейер решил развеять завесу тайны. В море и на суше с нами всегда мерило нашей славы, оно покоится меж скрещенных клинков повыше компаса. А на экране нашего персонального статуса (см. картинку) можно доподлинно узнать, за что же причитаются баллы славы, и сколько мы еще можем приобрести.

Итак, предел возможного (где фанфары, черт возьми?): 126 баллов славы (они же — достижения).

Вот к чему должен стремиться всякий уважающий себя пират:

  • богатство (земля и деньги) — до 24 баллов;
  • почести (звания у четырех враждующих наций) — до 32 баллов, по 8 за каждую;
  • любовь (женитьба на прекрасной дочери преуспевающего губернатора) — до 10 очков;
  • победы (поверженные знаменитые пираты) — до 9 баллов, аналогично;
  • сокровища (найденные клады знаменитых пиратов) — до 9 баллов, по 1 за каждое;
  • семья (разысканные родственники) — до 16 баллов;
  • месть (отловленные негодяи, похитившие вашу семью) — до 10 баллов;
  • тайны (поиск сокрытых городов) — до 16 баллов.

Подробнее? Будет и подробнее. Но сперва поговорим о том, как флибустьеру живется в Карибском море.

Уровень сложности

Уровень сложности в «Пиратах” традиционно устроен особенным образом. Вы можете не только изначально его выбирать, но и повышать (ни в коем случае не понижать!) в процессе игры.

От него зависит трудность всего — от фехтования до танцев, от скорости убыли боевого духа команды до размера кусков карт с сокровищами. Есть в высоком уровне и плюсы: опытному капитану достается при разделе прибыли большая доля золота.

В оригинальных Pirates это означало, что выиграть на начальном уровне вообще практически невозможно — «юнга” получал всего-то 5% трофеев, а на этом не разживешься. Идеальным уровнем слыл Journeyman — 10% при более-менее вменяемой команде. Adventurer обеспечивал 15%, Swashbuckler давал целых 20%, но при этом к нам нанимались сплошные склочники, бунтующие, если навещать таверны реже раза в неделю, и самоубийцы, обожающие рывком повернуть штурвал в сторону рифов.

В нынешней игре высшие уровни сложности дают значительно большую долю, но… если вы внимательно изучили вопрос о смысле жизни (см. первую главу этой повести), то знаете, что богатство — всего-навсего 19% успеха. Даже будучи совершеннейшим бессребренником, можно добиться высоких рейтингов. А потому — выбирайте уровень сложности, исходя из ваших личных талантов. В первую очередь — в фехтовании и танцах, они обычно вызывают более всего проблем.

Но все эти рекомендации — для тех, кто ищет легкой жизни. А вот если вас привлекает дорога настоящего пирата…

…тогда ставьте уровень Swashbuckler, и не говорите, что я вас не предупреждал. На этом уровне сложности фехтование, перестрелка, танец вдруг усложняются многократно. То, что я говорю в дальнейшем в руководстве о сложности того или иного дела, касается низших трех уровней: а если дорасти до Swashbuckler’a, то трудности будет вызывать каждый бой, даже с жирным испанским галеоном или полудохлой индейской лодчонкой. Какие-нибудь три десятка испанцев будут злобно рвать в клочья семьдесят флибустьеров, а третьесортная дочка заштатного губернатора — ожидать от вас грации Нижинского. В этом случае в руководстве вместо «легко” читайте «трудно”, вместо «есть проблемы” — «почти невозможно”…

Научившись укрощать Карибское море на нижних уровнях — обязательно загляните наверх, вы еще очень долго не бросите «Сид-Мейеровских Пиратов”!

Прощай, родимый город

Пойду к англичанину. Столько сожрать в один присест может только настоящий морской волк!

Перед выходом в Новый Свет нам, как водится в эпических и ролевых играх, нужно кое-что решить. А именно:

  • как нас, собственно, зовут;
  • что предпочитаем малевать на парусах;
  • какой державе служим;
  • в чем специализируемся;
  • когда происходит дело.

Ну и уровень сложности, конечно, но о нем разговор отдельный.

Выбор нации — дело вкуса, и ничего более. Вы еще не раз послужите им всем. Так что особенно не беспокойтесь. Эмблему на парусах тоже можно менять по вкусу.

Совет: неплохая мысль — поставить на паруса… индейские знаки. Тогда вы в жизни не перепутаете свой корабль с чьим-нибудь еще. Ведь отличить бриг от индейской пироги сумеет даже павлин из губернаторского сада!

Выбор исторического периода меняет всю карту. 1660-й и 1640-й годы — период расцвета пиратства, тогда играть легче всего. В 1600-м вы увидите, что почти весь мир принадлежит Испании, а в 1680-м пиратство идет на убыль.

Имя нашего главного врага мы знаем с самого начала. Но начать на него охотиться можем только после твердых доказательств. Всем известно, что пираты ни на кого просто так не нападают!…

Выбрав одну из первых четырех, вы получите существенное преимущество в этой области. Фехтовальщик легко управится с дуэлями на уровне вплоть до Adventurer (если только у противника не подавляющее превосходство), навигатор будет быстрее перемещаться, канонир — точнее попадать, а милый и обаятельный флибустьер получит больше времени на реакцию в танце. Как по мне — имеет смысл выбирать из этого списка только шпагу и танцы.

Ну, а если быстрота реакции — ваша сильная сторона и в поблажках такого рода вы не нуждаетесь — тогда, без сомнения, берите медицину. Ведь всякий раз, когда сабля подлого испанца оставляет отметину на вашей дубленой шкуре, она приближает тот час, когда волей-неволей придется оставить морские странствия. Пират понемногу стареет, его здоровье сдает, и приходится уходить на покой — а ведь еще столько всего не сделано! Хотя самолечение и опасно для здоровья, для пирата это — лучший способ продлить славную карьеру.

По бушующим морям

Сколько бы ни ожидало соблазнов на суше, дом пирата — его корабль. Поговорим же о том, что поджидает нас в море.

Хвала Нептуну, начертавшему на дне морском эти волшебные знаки!

Главное отличие от «прошлой жизни” бросается в глаза: наконец-то мы видим чужие корабли! В старых Pirates мы только случайно наталкивались на них в море, тут же выбираем добычу издалека. Вон резво бежит голландский шлюп, вот култыхается неуклюжий испанский галеон… а вон тот красавчик, кажется, выполз из Картахены по нашу душу!

Компас слева внизу указует на север, маленькая стрелочка на нем расскажет, куда дует ветер, а вокруг него расположилась полезная информация: какой нынче день, сколько в кошельке денег, на сколько хватит запасов еды, как велика команда.

Обратите внимание на физиономию рядом с численностью команды: она показывает ее настрой. Если морда бодро скалится, вы быстрее плаваете, лучше стреляете — в общем, жизнь прекрасна. Унылая же рожа грозит саботажем и бунтом.

Справа внизу — меню, которое можно активировать мышью, но лучше — кнопками (оно соответствует цифровой клавиатуре.

Это баг: на некоторых компьютерах по неизвестной науке причине управление кораблем возможно только левым комплектом стрелочек (и мышью), а все остальные команды воспринимаются с цифровой клавиатуры.

Левый верхний угол отведен под активные в настоящее время задания. Сюда относятся карты сокровищ, информация о родственниках и т.п.

Эге, а паруса у британца драные… Легкая добыча!

Это важно: миссии вроде «проводите корабль туда-то и туда-то” здесь не отображаются. Почему? А дельфин его знает!

По виду кораблика легко понять, как у него дела с парусами (дырки хорошо видны) и корпусом (о неполадках сигнализирует дым).

Временами ветер приносит грозовые облака; от встреч с ними желательно уклоняться, а если не получается — сбрасывать паруса до минимума.

И, наконец, самая вкусная новинка: подзорная труба. Если нажмете правую кнопку мыши, увидите далекие края. Видимо, оптика в те времена была не чета нашей: труба бодро глядит километров за триста. Полезно это в основном для поисков кладов, но и на море пригодится.

Вот развернулся бортом флагманский фрегат…

Но мы вышли в море не затем, чтобы следить, как селедки резвятся в лазурной волне. Рано или поздно обнаруживается подходящая цель для нашей атаки, и мы готовимся нажать волшебную клавишу «5”…

Все-таки удивительно беспечный народ эти испанцы…

Кусочек карты, на котором произошло это действо, стремительно приближается, и вот уже перед нами только два корабля — наш и вражеский. Вся эскадра, которую мы уже успели назахватывать, осталась дожидаться своего бесстрашного флагмана, который почему-то лезет в бой один. Ну что ж, таковы здесь нравы.

Это интересно: на нижних уровнях сложности противники тоже блюдут правило «один на один”, а на более высоких не чураются напасть на вас и в компании.

Правила боя изменились мало. Пират маневрирует, стараясь уклониться от вражеского огня и всадить противнику в борт свой залп. Пушки после выстрела какое-то время заряжаются (зависящее от размера и боевого духа команды), но нет никакой разницы, стрелять с левого или правого борта — все равно бьют все орудия корабля. Попадания могут повреждать корпус корабля, пушки, паруса и мачты — либо попадать по команде. Большинство залпов сочетает все эти эффекты. В момент, когда суда соприкасаются, начинается абордажный бой (или, если превосходство пирата подавляющее, противник просто подымает лапки кверху).

Но есть и новинки…

Первая из них, конечно, идея «с бородой” — переход на общепринятый в «парусных” играх последнего десятилетия набор из ядер, картечи и книппелей. Теперь в «Пиратах” тоже можно пользоваться всеми этими модными штучками, причем переключение из одного режима в другой, о диво, совсем не требует времени. Я уже, кажется, говорил, что здесь не парусный симулятор?

Для пользования этими плодами прогресса надо еще установить соответствующее «усовершенствование” на свой корабль. Об усовершенствованиях см. в главе «Крепости”. Без этого доступны лишь ядра.

Как и полагается, ядра особо эффективны против корпуса и пушек, книппеля крушат рангоут и такелаж, картечь разит команду. Поскольку всякий уважающий себя пират стремится захватывать и продавать корабли, картечь — основное оружие, но не забудем, что ее дальнобойность отстает от ядер в несколько раз (именно так!). Сильно избитый корабль лучше сразу бросать, если порт не рядом — только замедлит движение, а дадут за него все равно гроши.

Это баг: если у вас больше 20 пушек, и все они заряжены, можно переключиться на книппеля, выстрелить и быстро переключиться на ядра: в этом случае вы сможете сделать «комбинированный выстрел” цепями и ядрами. Срабатывает не всегда, но достаточно часто.

Второе новшество — теперь можно стрелять, недозарядившись — тем количеством пушек, которое готово к стрельбе.

Третье — залпы иногда портят груз корабля. Но важным я бы это не назвал.

И крикнул капитан: «На абордаж!”

Сеньор испанец, зачем же вы нацепили на себя этот балласт?

Кто видел палубу во время абордажного боя, тот не растеряется даже во время пожара в сумасшедшем доме, с которого торнадо сорвал крышу. Туда-сюда бегают какие-то совершенно незнакомые негры, солдаты, юнги, громилы и мужик в поварском колпаке. Кто свой, кто чужой? А бес его знает. И, что лучше всего, это не имеет никакого значения. Настоящий герой от случайного удара не гибнет!

Капитаны выясняют отношения между собой, как подобает джентльменам (хоть природным, хоть «удачи”). Команды в это время методично истребляют друг друга, и, если одной из них удается довести это дело до логического конца, то капитану проигравшей стороны остается только сдаться. Ваши фехтовальные успехи ободряют бойцов, а промахи вселяют уныние и бледную немочь. Все как полагается!

Движений, доступных в бою, ровно семь, и в их раскладке по клавиатуре проявилась иезуитская хитрость Сида Мейера.

Атакам соответствуют стрелки влево вверх, влево и влево вниз — соответственно по верхней, средней, нижней зоне. А вот защиты устроены наоборот: стрелка вверх — прыжок, эффективен против нижней атаки, стрелка вниз — приседание, спасающее от верхней, а пятерка — парирование прямого удара. Без полгаллона пиратского грога не привыкнешь. Стрелка назад означает вовсе не отступление — пираты такого слова не знают! — а дразнение противника. Но мы ведь, кажется, пираты, а не бандар-логи?

Ой, что это? Кажется, справа от меня — летучий голландец? Или все-таки летучий испанец?

Перед схваткой обе стороны выбирают оружие. Рапира быстро тыкает врага, тесак отражает удары, а шпага (longsword) представляет собой золотую (?) середину. Как по мне, оружие настоящего пирата — рапира: мы ведь не измотать врага стремимся?

Это интересно: раньше выбор оружия означал баланс между длиной клинка и уроном, и рапира попадала с максимального расстояния, но в три раза слабее, чем тесак.

Уровень мастерства противника зависит и от соотношения сил команд (как-то бодрее себя чувствуешь, когда у тебя за спиной двести бойцов!), и от личного мастерства. Пираты (особенно именные), злодеи и (иногда) командиры гарнизонов владеют клинком много лучше капитана грузовой лоханки. Наконец, существенное влияние на результат оказывает снаряжение — рубахи, ускоряющие движения, кирасы, улучшенные клинки, пистолеты. Поначалу этими игрушками можете похвастаться только вы, но со временем…

Все, что море дарит нам…

После захвата корабля наступает пора для «сбора урожая”. Думаю, не надо объяснять, что весь груз надлежит, аккуратно упаковав, снести к себе, разве что места уж совсем нету (и в этом случае, скорее всего, разумно оставить лишние пушки — у вас их почти всегда с избытком, а стоят они гроши).

Это интересно: судя по картинкам, наши матросы на Олимпиаде не оставили бы штангистам ни единого шанса. Вы только гляньте, как бодро они перебрасываются сундуками с золотом, которые должны весить минимум килограммов по триста!

А вот брать ли корабль — это вопрос более сложный. Как я уже говорил, сильно битая добыча ничего не стоит и только тормозит вас в дороге. Мой совет: всякие индейские каноэ и даже испанские барки просто топите, разве что дружественный порт совсем рядом. А если вы в дальних морях добыли военный галеон, но продырявили ему борта на 50% и порвали паруса на 60% — топите его и не жалейте. Не первый, не последний…

С того момента, как ремонт для вас становится бесплатным, можно начинать брать все подряд — но только неподалеку от порта, не то намучаетесь тащить.

Матросы захваченного судна тоже время от времени предлагают свои услуги. Брать или не брать?

Знатоки оригинальных «Пиратов” помнят, что там основной причиной недовольства команды служило слишком частое рекрутирование новых бойцов. Здесь это не настолько сильно действует, но все равно, если набирать команду каждые пять минут, час дележа прибыли пробьет куда раньше, чем хотелось бы. Причем, похоже, играет роль именно количество наборов, а не количество матросов.

Мое мнение — брать матросов с захваченного корабля есть смысл лишь тогда, когда они позарез необходимы прямо сейчас, или если поблизости нет ни единого мало-мальски дружественного порта. Иначе дешевле будет подождать до таверны.

На судне бунт…

Ну чем я не Гаррет?

Пираты — народ склочный и злобный. Чуть что не по ним — сразу за тесаки и к капитану. И даже если до радикальных мер еще не дошло — команда будет выражать свое отвращение к вам, заряжая пушки с обстоятельностью галапагосских черепах и из принципа гибнуть в рукопашных схватках.

Это важно: и все-таки до по-настоящему радикальных мер не дошло. Вот в оригинальных «Пиратах” команда в состоянии Unhappy разбегалась (частично) в каждом порту, унося с собой изрядную долю денежек. Тут такое наступает только в состоянии Angry, и то не гарантированно. Любо, братцы, жить!

Что злит пирата? В первую очередь — сам факт долгого плавания. Имеется в виду как плавание без захода в порты, так и (в первую очередь!) общий срок до передела прибыли. Каких-то пара лет на борту — и ваши головорезы уже потрясают контрактами и гневно бормочут что-то о правах флибустьера. Помогают от этой напасти… музыкальные инструменты. Видимо, всякий пиратский капитан в душе — Паганини.

Далее, как я уже говорил, набор людей. Не увлекайтесь. Общее правило такое: на один набор команды должно приходиться по крайней мере пять сражений, среди которых — одно серьезное (сиречь такое, в котором полегла изрядная часть экипажа). Вообще, команда спокойно относится к набору рекрутов первые несколько месяцев, пока еще не накоплено золотишко; а если в сундуках уже позвякивает — то новые товарищи воспринимаются как претенденты на добычу, и смотрят на них волком. Морским.

Мерцал закат, как сталь клинка…

Праздность и лень также не приводят ваших ребят в восторг. Если вы регулярно пропускаете, по их мнению, подходящую добычу (об их мнении сигнализирует протяжный вопль: «To work!”), боевой дух неуклонно падает. Пропустить одно-два, даже и пять судов — не грех, ну и своих соотечественников можно не трогать без угрозы моральному духу команды.

(Отсюда вывод: не плавайте слишком долго в водах союзников. Чревато.)

Ну и, наконец, ни один уважающий себя пират не согласится питаться собственноручно выловленной селедкой. Это я к тому, что, если пища на корабле кончается, счастье команды стремительно идет на убыль. Какая-то пара недель без еды — и матросы уже обсуждают кулинарные достоинства капитанской ляжки в соусе из его же попугая.

Что пирата радует? Большая прибыль, причем в первую очередь — полученная из сундуков с сокровищами, ограбленных городов и именных пиратов. Какая-то пара тысяч в сундуке Стида Боннета — круче, чем 4000, снятые со случайного галеона.

Вы будете смеяться, но их радует, когда в серьезном сражении их становится меньше: тем самым увеличивается доля каждого. Но это — не метод.

Собственно говоря — все. Рано или поздно прибыль приходится делить каждому. Постарайтесь делать это в каком-нибудь приличном месте, а не в крохотном городке на краю света. Профессионалы рекомендуют Малые Антильские острова или старую добрую Тортугу.

Когда воротимся мы в Портленд

Для встречи с губернатором Мартиники я извлек из сундука французский мундир…

Городов теперь много, очень много. Вся карта усыпана. Но это не потому, что неведомый Магеллан обнаружил двести дотоле неизвестных поселений, а потому, что на карту попали всевозможные «деревни Гадюкинсвилли”, пиратские притоны, индейские фигвамы и т.п.

Итак, какие бывают города?

Крепости

Большие города, снабженные фортами — в общем, все примерно так, как и в прошлой жизни. В таком городе имеется губернатор — источник званий, снабженный также дочкой, таверна, купец, корабельщик.

Город этого класса может принадлежать одной из четырех основных наций — сиречь Англии, Франции, Голландии либо Испании. Если захватить его превосходящими силами, можно сменить на нем флаг, со всеми вытекающими последствиями.

Это интересно: если атаковать корабль неподалеку от крепости той же страны, оттуда будет немедленно выслан корабль по вашу душу, а иногда — и не один. Испанцы обычно посылают военные или королевские шлюпы, а против особо известного и наглого пирата — военные галеоны. Порой на этих шлюпах вам привозят денег даже больше, чем было на исходном трофее…

Губернатор при визите к нему сообщает, с кем нынче держава воюет, если заслужили — вручает вам награду в виде звания и земельного надела, изредка также предлагает миссию. Миссия, как правило, довольно глупая: эскортировать какой-нибудь корабль. Денег за это не ждите, но некоторую благодарность (выраженную в приближении к вожделенному званию) получите.

Барон «Неуловимый Джо» Раймондо привычно сдается.

В 90% случаев корабль, который вы сопровождаете, по дороге атакуют. Поначалу, кстати, это — хороший способ разжиться бригантиной, одним из лучших кораблей для вашей работы (пираты предпочитают именно их, и не зря). Но будьте бдительны: не беритесь за эскорт судов, везущих предложение мира со страной, с которой вы не готовы ссориться! Потому что атаковать, скорее всего, будут корабли этой самой страны.

Купец сюрпризов в себе не таит. Ему вы, как правило, сдаете добычу. Теоретически, разброс цен в новых «Пиратах” вполне позволяет честно торговать, но… вам оно надо?

Обращать внимание на цены и статус города (от которого они, как правило, зависят) по другой причине: если в нищем городке вам дадут за пряности 5-10 монет за тонну, то процветающий город предложит 50, а то и 90. Стоит того, чтобы побегать, не правда ли? А вот в нищих (в особенности — недавно ограбленных) городах стоит сбывать пушки: они стоят там 2-5 монет, а в богатых портах вам предложат ровно 1 монету.

Испанские купцы не торгуют с теми, кого их страна считает пиратами.

Корабельщик предлагает ремонт судов (начиная со звания майора — за полцены, графы чинятся бесплатно), ему же можно продать корабль, и у него есть для ваших судов какое-то усовершенствование (одно на город). Список усовершенствований:

  • Bronze Cannons — орудия стреляют точнее;
  • Chain Shot — стрельба книппелями;
  • Copper Plating — улучшение маневренности (скорости поворота);
  • Cotton Sails — выше скорость;
  • Fine-Grain Powder — улучшенный порох увеличивает дальнобойность;
  • Grape Shot — картечь;
  • Iron Scantlings — броня уменьшает повреждения кораблю;
  • Triple Hammocks — помещается больше матросов.

Думаю, не надо объяснять, что на вашем флагмане, по идее, должно быть все это хозяйство. Но если с деньгами совсем худо, то картечь, паруса, пушки и порох — это обязательная программа, а остальное зависит от класса корабля. Броня и дополнительная команда нужны шлюпам и прочей мелюзге, кораблям покрупнее важна в основном маневренность.

Кстати, усовершенствования противника в морском бою видны — прямо под его названием.

Моментом — в море!

Таверна состоит из четырех «частей”. Пираты у камина — готовые присоединиться бойцы. В дальней комнате некий бойкий тип торгует полезными вещицами и кусками карты — возьмите за правило навещать его всякий раз, как оказываетесь в городе (еще он продает сведения о городах, но от них толку мало). Бармен делится слухами, но все больше о внешних достоинствах разнообразных девиц. Наконец, девушка у трактирной стойки тоже делится слухами, а иногда сообщает о возможной миссии; кроме того, время от времени ей досаждает местный офицер. Показав ему места зимовки раков, вы получаете дополнительных рекрутов у камина (следовательно, решать проблемы девушки следует до рекрутирования).

Миссии тут дают специфические — найти какого-то пройдоху, бегающего от закона. То есть — отправиться в указанный город, обратиться там к бармену и ткнуть беглеца шпагой. После чего он сдастся и предложит на выбор — получить гонорар за его поимку (пара тысяч) или ценную вещицу в подарок.

Многие дети в своих играх представляют себя пиратами – капитанами красивых парусных кораблей с внушительным арсеналом пушек и бравой командой, которые вместе бороздят солёные волны в поисках приключений, богатства, а может быть, и для выполнения какой-то благородной цели. Компьютерные игры не могли пройти мимо этой популярной темы, и потому сейчас мы имеем достаточно много RPG и экшенов о пиратах, которые заканчиваться пока не собираются – в следующем году должен выйти специальный спин-офф Assassin’s Creed – Skull & Bones. Кроме того, у нас есть и соответствующие MMO, например, Sea of Thieves.


Но игра Pirates! от одного из «мэтров» и до сих пор ведущих разработчиков в жанрах симулятора и стратегии Сида Мейера мне кажется немного другой. Конечно, здесь многое связано с историей главного героя, и мы часто напрямую его контролируем, но во многом это ещё и симулятор парусников – кораблём мы будем управлять гораздо чаще, чем его капитаном, и симулятор фехтования – в бою мы применяем определённые, стандартные типы ударов и защиты и не можем, скажем, самостоятельно перемещаться по кораблю или форту, и пошаговая стратегия – когда мы пытаемся захватить город. Как и в Spore, геймплей Pirates! разделён на то, что можно назвать мини-играми внутри основного игрового процесса, но здесь не очень-то боятся это показать – сейчас мы ставим паруса и наводим пушки на вражеский фрегат, уже через минуту мы на палубе чужого судна сражаемся с его капитаном, немного погодя мы управляем флотилией и не можем атаковать другие корабли, пока не отдадим соответствующую команду нашему флагману, и тогда на время свой флот мы из виду потеряем, а вот теперь мы в городе, где с помощью текстовых команд мы отправляемся к губернатору и его дочери, которая может пригласить нас на бал, где будут важны не наши корабли и пушки, а быстрота выполнения её команд во время танца.


Потому Sid Meier’s Pirates! я бы назвал в какой-то степени собирательным симулятором пиратской жизни (кстати, наш «аватар»-главный герой имеет возраст (что отражается морщинами на его лице) и здоровье, стареет и когда-нибудь должен будет выйти на пенсию). При этом я считаю, что это – одно из великих творений, принадлежащих имени Сида Мейера – тех самых, которые наряду с Civilization смогли оставить свой значительный след в истории симуляторов разной тематики и ниши и которых аудитория со вздохом вспоминает как о части «добрых старых времён». Pirates! вышли довольно успешными – хотя на данный момент окончательный вариант игры появился в 2004 году, он брал свои механики из оригинала 1980-ых годов и ремейка 1990-ых и по сути является переделкой того, что уже было переделано. Что удивительно, мне кажется, что качество от этого не слишком пострадало.


Итак, игра даёт нам персонажа, которым в тех самых разных мини-играх нам и предстоит управлять, и сначала рассказывает его историю – злой маркиз Монтальбан, похоже, решил списать свой коммерческий провал на семью своего партнёра и попросту пленить всех её членов, но не учёл, что один молодой человек, наш герой, не только освободится, но ещё и захватит корабль где-то в Карибском море и решит разыскать своих родных и отомстить обидчику. Сюжет не совсем понятен, потому как состоит лишь из 2 загрузочных роликов, но именно он будет завлекать нас всё дальше в игру и в принципе поможет реиграбельности – попробуй-ка отыщи свою сестру, когда испанский барон Раймондо, имеющий один из четырёх кусков карты её местонахождения с ничем не помогающими без остальных опознавательными знаками и обрывком «Около…» без указания на ближайший город, плавает в водах современной Мексики, а вы – у Барбадоса. А как достать второй кусок карты? Победив этого барона, узнать, что теперь он где-то около Каракаса, хотя вы за это время добрались разве что до Флориды.


Мы управляем пиратом именно из Карибского моря, поэтому карта ограничена островами в нём и частями Южной и Северной Америки, но, чтобы доплыть из одного её конца в другой, потребуется чуть ли не несколько игровых лет. Игра по умолчанию начинается с 1 января 1660 года (но можно начать и раньше, и позже) и всё время грабежа и других славных дел заботливо показывает течение дней, месяцев и лет внизу экрана – и это важно потому, что мы должны снабжать свою команду провиантом на всё время плавания или высадки на берег, и, даже сделав это, не стоит успокаиваться – экипаж воспринимает нас как более-менее равного товарища, который обязан спустя определённое время разделить всё награбленное и распустить их. Если этого не сделать, у пиратов будет постепенно ухудшаться настроение, которое всё ещё можно будет поднять большими пополнениями казны или обеспечением едой на несколько лет вперёд, но рано или поздно капитан, вообразивший, что сам будет владеть всеми полученными тысячами золотых, столкнётся с бунтом. Если же мы согласимся поделиться, Pirates! станет для нас в определённом смысле цикличной – после 2-3 лет вместе нам приходится распускать весь флот, оставив себе только флагман, и забирать лишь часть из общей казны, которой мы до этого распоряжались самостоятельно.


С этим связано состояние нашего героя – в 1660 году ему 18 лет и он чувствует себя превосходно, но уже к 25 годам его здоровье будет намного хуже. Во время дележа добычи же мы будем ещё около полугода просиживать в городе, где такой раздел произошёл, примерно это же будет происходить, если мы попадём в тюрьму. Важной составляющей «развода» с прежней командой является возможность прямо (и только) при нём повысить или понизить уровень сложности, к которому в Sid Meier’s Pirates! привязана сложность фехтования (на самом первом уровне у нас не будет разделения шпаг на виды, в дальнейшем мы должны будем выбирать тип оружия – обычную шпагу, быстро атакующую рапиру или быстро защищающуюся саблю, соперники же будут с увеличением уровня всё быстрее и научатся обманным манёврам) и остальные элементы геймплея, но главное – процент, получаемый от всей добычи (на первом уровне он составляет 5%, на втором – 10%, что означает переход к вам, скажем, лишь 2 тысяч из 20, что были награблены за эти годы).


К 40 годам внешний вид нашего капитана значительно меняется, у него замедляется скорость фехтования (или, например, танца), и игра намекает, что пора готовиться к пенсии. Впрочем, уйти на неё мы можем с самого первого раздела добычи. Пенсия персонажа означает конец игры с присвоением определённого положения в обществе, которое бывший пират теперь займёт. Оно зависит от выполнения ряда целей, которые ненавязчиво ставятся перед нами в одном из разделов меню. Нам предлагается найти всех 4 членов семьи по обрывкам карт, убежище Монтальбана (и победить его), 9 кладов знаменитых пиратов, 9 самих этих пиратов (и победить их), 4 легендарных города древних цивилизаций, а также жениться, достичь максимальных званий (герцога) на службе всех стран, скопить с разделов добычи хорошую сумму и получить достаточно акров земли под поместье, которые выдаются губернаторами за службу. Всем этим можно и не заниматься, но игра обязательно припомнит вам это, указав, что вы так и не воссоединились с семьёй или вынуждены теперь жить в маленьком домике.


Но пока мы ещё не на пенсии, у нас есть возможность познать чудесный мир Карибских островов. За красивые тропические пляжи и голубые воды соперничают 4 страны – Испания, Англия, Франция и Голландия. Они имеют по всей карте города, зайдя в которые на своём корабле мы можем встретиться с губернатором и его вечно невозмутимым дворецким, которые могут рассказать, с кем их держава воюет, а с кем – в союзе, дать задание по сопровождению кораблей для мирных переговоров или ультиматумов, выдать каперское свидетельство, подтверждающее их одобрение нашей деятельности против их врагов, даровать звание (капитана, затем майора, потом полковника, адмирала, барона, графа, маркиза и, наконец, герцога), если мы захватили достаточно кораблей и городов противной стороны, пожаловать несколько акров земли, кажется, начиная с титула барона и в том числе после того, как мы стали герцогами. В городах есть также таверны, где бармен и официантка могут рассказать полезную информацию или провести нас к скрывающемуся здесь преступнику, если нам дали на него наводку, свободные пираты, готовые пойти к нам в команду, и странствующий торговец, который в обмен на золотые может отдать нам предметы, дающие специальные бонусы (например, так можно купить пистолет, выстрел из которого отбросит нашего оппонента во время боя назад, кольцо для подарка приглянувшейся дочери губернатора или травы для улучшения самочувствия). Есть здесь и обычный торговец, у которого можно сбывать награбленные товары – помимо золота, захваченные корабли могут везти продовольствие, товары роскоши, специи, сахар, всё, кроме еды, вам нужно лишь для перепродажи. Корабельщик же может починить или улучшить ваши судна, ему же можно продать ненужные.


Помимо городов, есть ещё небольшие поселения, принадлежащие тем же 4 державам, но здесь нельзя нанять новых матросов, а мэр мечтает лишь об одном – чтобы вы сопроводили его в город для получения должности губернатора. Ещё 3 силы могут иметь свои особые поселения – пираты, иезуиты и индейцы: пираты готовы разграбить ближайший город по вашему указанию, чтобы ослабить его оборону для захвата с вашей стороны, иезуиты снаряжают корабли иммигрантов из Европы в города, которые будут благодарны пополнению их населения таким образом, индейцы строят быстрые боевые каноэ для тех же атак на города, которые вы укажите.

Не сказать, что после знакомства с Sid Meier’s Pirates! ваши знания по географии значительно улучшатся, но, услышав названия «Сент-Китс» и «Невис», вы точно будете знать, о чём речь. Ведь пребывание в городах и их захват – немалая часть геймплея. Последний производится с помощью пошаговых сражений на разделённой на квадраты карте, где вы руководите особым отрядом офицеров, отрядами простых пиратов и стрелками, а противник может выставить хорошо вооружённых солдат, индейцев, кавалерию и даже артиллерию. Нужно пользоваться защитой леса, преимуществом гор и обходить каменистые участки, при этом стараясь не попасть под прямой оружейный огонь или мощную атаку. Победить можно как разгромив все отряды противника, так и просто добравшись одним из отрядов до ворот города. Но если в этом городе небольшой гарнизон (рядом с ним нет построенного форта – для его уничтожения как раз и полезна помощь пиратов и индейцев), захват будет производиться совсем в другой обстановке – вместо пошаговых боёв нас ждёт дуэль с комендантом и закадровая борьба гарнизона и всей нашей команды.

Захват кораблей – пожалуй, главное наше занятие – делится на 2 этапа: сначала наш флагман должен сблизиться с другим судном, но так как последнее обычно сближаться совсем не хочет, оно будет использовать пушки в надежде сильно повредить наш корабль, и мы также можем применить артиллерию (максимум корабль в Pirates! может нести 40 пушек, по 20 на каждый борт), если хотим уменьшить скорость врага, численность его команды (для этого используется картечь, которую можно применять после соответствующего улучшения корабля в одном из городов, при этом каждый город специализируется только на одном улучшении и вместо картечи ваша любимая пиратская база может предложить, к примеру, шёлковые паруса, помимо обычных ядер и картечи, можно стрелять также ядрами, скреплёнными цепью, для целенаправленного повреждения парусов) или вынудить его и вовсе сдаться. Когда корабли сблизятся, чёрный экран отделит эту мини-игру от следующей – дуэли нашего персонажа с капитаном другого корабля на фоне закадровой борьбы матросов. В дуэли мы или противник можем применять удар сверху, снизу, укол, приседание для защиты от удара сверху, прыжок против удара снизу, парирование укола, насмешку. Но прямо контролировать каждые действия нашего капитана – использовать другие приёмы – нельзя. Победа в дуэли приносит победу во всём абордаже, но если схватка капитанов идёт слишком долго, то решить исход сражения может численность экипажей и их боевой дух.

Такие дуэли пронизывают всю игру: они есть в том же штурме города, схватке с непочтительным капитаном стражи в таверне, который мешает разговаривать с официанткой и барменом, с соперником за сердце дочери губернатора, с преступником, которого вы обнаруживаете в таверне, наконец, с Монтальбаном в его убежище. Они же будут при захвате кораблей других известных пиратов (Моргана, Чёрной бороды) и сюжетных персонажей – барона Раймондо, к примеру. Их завершают, а иногда и предваряют ролики, некоторые из них (сцены победы над известными пиратами) можно переиграть в меню.

У Pirates! есть своя атмосфера: ненавязчивая музыка, крики птиц, в том числе попугаев, ночные сражения между кораблями, когда обмен пушечными залпами затягивается (вне таких сражений смены дня и ночи нет), выдуманный язык, прорисовка персонажей в зависимости от нации. Борьба между 4 странами за Америку напоминает «Колонизацию» того же Сида Мейера.

Очень интересными оказываются и другие элементы геймплея. Если вы будете слишком часто грабить суда одной и той же страны, она назначит награду за вашу голову (даже если вы имеете в ней какой-то титул), будет слать за вами охотников на пиратов и не станет впускать в свои порты – как раз в этом случае единственный раз можно увидеть города «изнутри», прокравшись в них. Вы возьмёте под контроль вашего героя, который должен будет бродить по улицам, прячась за тюки соломы при приближении стражников и оглушая их для более быстрого продвижения. В основном скрытный проход в город требуется лишь для посещения таверны, где прячется преступник, за поимку которого можно заработать, но может пригодиться и, к примеру, корабел, ведь с определённого титула он начинает чинить и улучшать корабли бесплатно. Намного более полезным является роман с дочерью губернатора – для этого будет нужно сыграть в другую мини-игру – танцы. Они состоят в выполнении указаний партнёра, причём незамедлительного, в противном случае ваш герой оступится, губернатор из своего конца зала схватится за голову, а его дочь неодобрительно хмыкнет. Движения выбираются случайно, но есть определённые комбинации, время от времени повторяющиеся (4 раза вправо-поворот влево, 2 раза вперёд-4 раза поворот влево, вперёд-назад-2 раза поворот влево-назад-вперёд).

Хотя танцы – не слишком существенная часть жизни пирата, именно эта мини-игра вызывает у меня восхищение случайностью каждой «партии», совмещением игровой механики и музыки, сложными, но реально существующими комбинациями и требованием попытаться попасть в них, не зная. Танцы также – лишь пролог к роману, в котором должны быть и подарки, и дуэли, и новые танцы, и похищения, и, в конце концов, женитьба. Полезным всё это можно назвать потому, что часто только возлюбленная может рассказать нам о скрывающемся где-то преступнике, бесплатно подарить предмет, передать информацию о местонахождении барона Раймондо или маркиза Монтальбана. Кроме того, третьим «всемирным злодеем» этого мира является полковник Мендоза, неизменно увозящий всех губернаторских дочерей на определённом этапе романа. После захвата его корабля нашим героем и возвращения домой, насколько я знаю, только возлюбленная нашего капитана может дать часть карты для поиска города древней цивилизации с несметными богатствами внутри. Чем подтолкнёт к новому роману, ведь нужны и другие куски карты, которыми владеет только этот полковник Мендоза, имеющий свою «особую нишу» и нигде больше не появляющийся.

Pirates! даёт определённое поле для свободной игры: вы можете не заниматься сюжетными заданиями, а целиком посвятить себя захвату кораблей всех стран, превратившись в свободного флибустьера, за которым гоняются все охотники за пиратами. Вы можете встать на сторону одной из держав и «покрасить» всю карту в её цвета, и, хотя Раймондо, Монтальбан и Мендоза все являются испанцами, и правительство этой страны будет считать следование сюжету захватом своих кораблей, это можно воспринимать как взгляд авторов на то, против кого было направлено пиратское оружие на Карибах в XVII веке, и не следовать ему, компенсировав Испании её потери новыми приобретениями. Вы можете спасти своих родных и победить злого маркиза, а затем со спокойной душой уйти на покой.

Свобода проявляется также в том, что мы можете сойти на берег и ходить по маленьким островам или огромным просторам Америки, сколько душе угодно. На суше зарыты клады, находятся хижины с вашими родными, а в глубине континента как раз обычно и находится тот, кому главный герой жаждет отомстить. Опознавательные знаки (тотемы, лачуги, арки) делают поиски на берегу по-настоящему интересными. А ещё есть неприбрежные города, попасть в которые можно только пешком.

Мир и без нашего участия кажется живым и также свободным в выборе действий. Новые губернаторы, переселенцы, военные отряды для увеличения гарнизона сами плывут в нуждающиеся города, снаряжаются силы вторжения, которые должны самостоятельно захватить вражеский город, пираты и индейцы пытаются разграбить беззащитные порты, посылаются рейдеры для бомбардировки фортов и уничтожения кораблей, объявляются войны и заключаются союзы. А такие, как Морган, спокойно топят проплывающие галеоны, и, кажется, могут нас совсем заменить.

В балансе игры, тем не менее, есть дыры, позволяющие некоторые хитрости. Скажем, многократный захват одного и того же города с передачей его разным правительствам приводит к достаточно существенному повышению звания. А на не слишком высоком уровне сложности во время дуэлей из всех ударов можно пользоваться лишь уколом, просто правильно выбирая время атаки. На высокой сложности же простые схватки на шпагах становятся настолько трудоёмкими, что хочется поскорее разделить добро и уменьшить уровень.

Сегодня относительно небольшое максимальное разрешение идёт не на пользу Sid Meier’s Pirates! Ещё и русификатор может не оправдывать ожиданий: я пользовался 2 версиями, и на более поздней перевод был намного лучше, чем на ранней.

Явными недостатками являются желание разработчиков сделать «схематичного» похитителя невест (Мендоза) и человека, что-то знающего о семье (Раймондо), также «схематично» привязать поиск древних городов к романам. Это делает пиратскую жизнь не только менее реалистичной, но и более циничной и менее романтичной, хотя по сюжету у главного героя благородные помыслы. Ведь ему для выполнения квестов всё время нужно плавать на дальние расстояния, а значит, и флегматично захватывать корабли с продовольствием для команды, крутить романы для информации, держать недовольный экипаж лишь для того, чтобы увидеть, наконец, корабль под жёлто-чёрными флагами с подписью «Маркиз Монтальбан. Evil!»

Сделать жизнь команды более живой, как и специалистов, дающих бонусы ей и кораблям, разнообразить города и особенно поселения, придать женитьбе более существенные последствия – многое в малых и больших масштабах можно сделать в Pirates! Но, как и в остальных играх от Сида Мейера, за исключением Civilization, сейчас никакие изменения не кажутся реалистичными – похоже, консерватизм окончательно взял верх, и именитые и всё ещё работающие на крупные издательства разработчики считают, что только хиты смогут прокормить их студии.

Таким образом, Sid Meier’s Pirates! имеет ряд недостатков, но сыграть в эту игру действительно стоит каждому. Здесь много контента, который даётся не слишком уж дозированно, и даёт как окунуться в историю своего персонажа и обустроить его жизнь, так и просто расслабиться на берегах Карибского моря XVII века, забирая «лишнее» золото у торговцев и контрабандистов, а также своих неудавшихся соперников. Это – культовая игра, и вряд ли после всех данных вам ей ощущений и эмоций, вы обратите пристальное внимание, скажем, на графику, и назовёте её по-настоящему устаревшей.

Играл в: и лицензионную, и пиратскую (репак от R. G. Catalyst) версии;
Время игры: около 1000 часов;
Плюсы: множество интересных мини-игр, свобода, достойный сюжет;
Минусы: «схематичность» некоторых сторон геймплея, многое подчинено лишь идее пользы, русификатор может подкачать.

Обзор Sid Meier’s Pirates! – благородные разбойники

Год выпуска: 2005
Жанр: RPG, Action, Adventure
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: Atari
Язык интерфейса: Русский
Таблетка: Вшита
Sid Meier’s Pirates — на дворе стоит XVII век. Эпоха, которая порадила на свет множество знаменитых исторических романов, а также обросла таким количеством теорий и легенд, что иногда в них становится сложно разобраться даже лучшим историкам современности. Но одно известно наверняка — это было время, когда морские пираты действительно добивались невероятных высот. Теперь попробовать свои силы в роли отважного морского разбойника — можете и вы. Обзаведитесь своим первым кораблем, сформируйте команду из самых отчаянных головорезов страны и отправляйтесь в удивительное морское путешествие, наполненное яркими красками и безудержными приключениями. Ах да, поиск сокровищ тоже никто не отменял. Исследуйте обширный игровой мир, постарайтесь найти драгоценные древние клады, сражайтесь с капитанами других кораблей, а на «заработанные» деньги — гуляйте, что есть сил, как и положено настоящему пирату.

Ведь соблазн действительно велик, и искушение оправдано. Смелое переосмысление
классики пера Сида Мейера, Pirates! изрядно взбудоражили игровую общественность,
по крайней мере на просторах одной шестой. «Взял на абордаж варшип!»,
— обронил между прочим приятель, решивший разбавить многочасовое бдение перед
монитором телефонным звонком. Для меня, рассекающего воды Карибского моря верхом
на пузатой каравелле, это был тяжелый удар. Пенсионеры, перманентно поминающие
«старых добрых «Пиратов», после нескольких игровых сеансов обретали
утраченную было веру в светлое игровое будущее, словно только что опрокинули несколько
бочонков крепкого грога. Возможность ковылять на деревянной ноге по палубе личного
парусного лайнера, поджигать фитили пушек и плевать в полигональную воду за бортом
казалась революционной. Мы приподнимали черную повязку и, глядя в небо, силились
разглядеть курсор. С верхотуры в ответ скалилось по-нездешнему жаркое солнце.

«Пираты Карибского
моря» («Корсары II»)

Жанр
пиратская ролевая игра
Разработчик «Акелла»
Издатель
«1С»
Web-сайт
pirates.bethsoft.com
Графика
Звук
Играбельность
+ Образцовое графическое
оформление — лучшее в мире отображение моря и парусных кораблей;
ролевая система
Общее упрощение по сравнению
с «Корсарами»; скучная сухопутная составляющая; линейность сюжета;
звуковое оформление
! «Корсары II», какими они должны
быть согласно стандартам Disney Interactive

С сиквелом история приключилась почти что детективная. Поклонников долго держали
на грамотной диете, включающей, кроме всего прочего, ежемесячный десерт в виде
сногсшибательных скриншотов, откладывая каждый раз обещанный выход еще на несколько
месяцев. Наконец в прессе даже появилась красочная реклама — верный признак скорого
релиза игры, — уверяющая, что ждать придется в последний раз и совсем недолго.
А потом вся PR-шумиха неожиданно утихла, и «Корсары II» навсегда исчезли
из поля зрения игровой общественности. Наклейка на борту диска или коробки —
не более чем разрешенная уступка местному рынку. На самом деле игра называется
Pirates of the Caribbean («Пираты Карибского моря») и предвосхищает
премьеру одноименного блокбастера от студии Диснея (чувствуете, запахло длинными
счетами) с Джонни Деппом в главной роли и Леголасом на подпевках. Смотрите на
экранах отечественных кинотеатров в августе-сентябре.

Впрочем, вначале вы гарантированно позабудете о постигших игру маркетинговых перипетиях.
Океан в исполнении «Акеллы» завораживающе правдоподобен. Сидя с широко
раскрытыми глазами и ртом, вы судорожно пытаетесь сообразить, кто это выдумал
— использовать драгоценный монитор как емкость для воды. Легкая зыбь на поверхности,
столь достоверно притом отражающей солнечный и лунный свет, оправдывает каждую
условную единицу, потраченную некогда на кусок текстолита, облагороженного поддержкой
DirectX 8.1. Что еще говорить — правьте, шейдеры, морями! Корабли, сошедшие со
стапелей российской игроиндустрии, завораживают не меньше водного благолепия!
Господа маринисты, учитесь рисовать фрукты-овощи прямо сейчас. Плюс к тому, картинку
удачно оживляют представители фауны и копошащиеся матросы. Редакция «Домашнего
ПК» авторитетно утверждает — в отличие от «Корсаров», жизнь на
палубах местных парусников есть! Морячки весьма охотно отзываются на ваши приказы,
убедительно, хотя и несколько схематично, изображая нелегкий быт экипажа. Однако
стоит вам, грохнув дверью, объявиться на палубе лично, дабы вести по недругам
прицельный огонь, как команда, видимо, в ужасе, бесследно растворяется. Тут все-таки
сказывается преемственность — при переключении на вид от первого лица вы носитесь
от одного борта к другому, цепляясь за углы (жутко раздражает), в полном безмолвии
и одиночестве, что никак не способствует поддержанию боевого духа.

И о погоде. Морское волнение, вопреки ожиданиям, имеет всего два состояния, вне
зависимости от силы ветра. Та самая легкая зыбь, почти полный штиль, красоты которого
воспеты в предыдущем абзаце, и жуткий шторм, часто сопровождающийся ураганом.
При ненастье игрок оказывается вовлечен в морской аналог родео, когда он должен
обуздать собственный брыкающийся корабль, в мачту которого притом лупят молнии,
нанося колоссальные повреждения.

Постыдное упрощение не преминуло отразиться на боевом режиме. В «Корсарах»,
если помните, во время баталий приходилось учитывать высоту волны, оглядываясь
на этот фактор, позиционировать судно, а уж потом подносить факел к фитилю кулеврины.
Морской бой, навязываемый Pirates of the Caribbean, выглядит гораздо беднее —
участники регаты кружат друг вокруг друга, обмениваясь увесистыми гостинцами,
прицел к тому же, стыдно сказать, меняет окраску при точном наведении на противника.
В большинстве случаев топором ко дну идет тот, у кого кораблик оказался слабее
и пушек поменьше. Непонятно еще, для чего предназначены ядра, наносящие не такой
значительный ущерб, как бомбы. Конечно, ядра полегче и летят из-за этого подальше,
но на максимальных расстояниях почти все заряды уходят в молоко, да и служить
оправданием минимальному КПД этот нюанс не в состоянии. Зато искоренена возможность
безнаказанно топить неприятельские посудины, постреливая в преследователя из кормовых
орудий, — теперь пушки водрузили и на носу судна. Впечатления морские сражения
оставляют двоякие — весело, конечно, красиво, но уж очень напоминает тир, благо
корабль управляется всего несколькими кнопками, и мало похоже на более вдумчивые
партии, коими нас развлекал предок Pirates of the Caribbean.

На суше морскому волку и вовсе скучно — хочется поскорее вернуться в тир, приобретая
бесценные очки опыта. Разработчики, видно, прилагали немалые усилия, стараясь
сухопутную часть противопоставить морской, действуя по принципу — больше всего.
Заслуженные флотоводцы закатывают глаза и судорожно пытаются расстегнуть верхнюю
пуговицу на мундире. Верно, товарищи, на островах все по-прежнему плохо. Помните,
тогда маяться приходилось в пределах одной локации, и уже это казалось неведомо
за что посланной карой. Города Pirates of the Caribbean разрослись, вполне вероятно,
что и до натуральных масштабов, обросли несметным количеством пригожих домиков,
извергающих по утрам сонм роботов, заученно бубнящих одни и те же фразы, и радостно
распахивают ворота всем любителям загородных вояжей. Исследования островов оборачиваются
сущей мукой — ни один флибустьер по доброй воле не станет месить ботфортами буйную
тропическую зелень безо всякой на то мотивации, лишенный каких-либо ориентиров,
подвергая себя любимого неоправданному риску. Сабля и пистоль — слишком ненадежное
подспорье в изучении местной флоры, когда из-за каждого куста на случайно забредшего
Паганеля готова наброситься то шайка бородатых вымогателей, то оголодавшие остовы
обезьян. Попавшему в переделку кэпу остается, переключив передачу, рвануть к выходу
из зоны либо эффектно извлечь клинок, позерски отвести руку назад и отдаться на
волю случая. В фехтовании в большей степени следует полагаться не на собственное
умение, а на проверенную комбинацию save/load. Тем обиднее любителям абордажа,
бесславно павшим при штурме многоярусного фрегата, — в морском режиме означенная
комбинация блокируется.

Игру на плаву удерживают славная система апгрейдов величавых парусников и ролевая
компонента. RPG манок ненавязчив, но цепко удерживает в своих путах до полного
доминирования в Карибском водоеме. Заглянули на минуточку в корабельные доки,
бросили беглый взгляд на цифири характеристик, подивились многообразию дополнительных
умений — тогда-то в глазах и загорается тот алчный огонек, не пускающий в кровать,
а гонящий на experience-прииски в полтретьего ночи. Стоит ли разменивать фрегат
на галеон, на что потратить очки опыта в первую очередь и с какой шпагой отправиться
в круиз — вот те вопросы, которые Pirates of the Caribbean умеет задавать игроку,
предварительно завернув десерт в красочную обертку.

И хотя это и не «Корсары» — сюжет линеен, за Даниэль поиграть нельзя,
квестов до обидного мало, — «Пираты Карибского моря» — все-таки неплохой
сиквел и оторваться от него невыразимо сложно.

P. S. Ходят слухи, что корабелы из «Акеллы» поставили на стапеля
очередной фрегат — игронизацию приключений знаменитого капитана Блада. Ориентировочная
дата выхода — 2004 год.