Певцы без музыкального образования

Мнения

Светлана Шебеко

педагог по вокалу в Московском колледже импровизационной музыки,

вокалистка группы Кукуруза

Я преподаю джазово-эстрадный вокал в Московском колледже импровизационной музыки около семнадцати лет. Колледж широко известен благодаря своим давним традициям и уникальной методике обучения. Среди выпускников колледжа есть джазовые (и не только) музыканты, добившиеся успеха и признания. Высокий уровень музыкального образования студентов, прошедших обучение в МКИМ, дает возможность выступать сольно и с профессиональными музыкальными коллективами на площадках любого уровня. Программа обучения рассчитана на четыре года. Пройдя ее, выпускник получает диплом об окончании МКИМ.

Когда речь идет о профессиональном, а не любительском уровне, то надо понимать, что любая профессия, в том числе и музыкальная, предполагает наличие определенных знаний, умений и навыков. Получить их можно, пройдя системный, комплексный и поступенный курс обучения (музыкальная школа, музыкальное училище (колледж), музыкальный ВУЗ по определенной специальности).

Я знаю людей, которые, не имея специального образования, достигали высокого профессионального уровня в музыкальной деятельности. Это во многом зависит от наличия музыкальных способностей человека, его целеустремленности и умения самостоятельно осваивать специальность, предполагающую комплексные знания, например, знание сольфеджио. Такие люди – большая редкость. Минус самообразования заключается в том, что подойти к овладению специальностью через комплексное изучение дисциплин самому человеку сложно. Недаром существуют определенные программы и методики обучения, разрабатываемые годами.

Российское музыкальное образование долгие года и до сих пор пользуется авторитетом за рубежом. Музыкальных учебных учреждений за границей достаточно много и есть из чего выбрать. Пожалуй, чаще всего едут учиться в США и Германию. В США есть такие школы, как «Berklee College of Music», «The University of Rochester», «The Julliard School» и другие. Место учебы следует выбирать соответственно направленности школы, колледжа или университета.

Я согласна с тем, что не все педагоги учат творчески мыслить и не всегда развивают (не подчеркивают) творческую индивидуальность ученика. Поэтому важно, у кого вы учитесь. Я убеждена, что очень многое зависит от педагога, и если вы попадаете к хорошему педагогу, то приобретаете знания, навыки, и при этом ваша творческая индивидуальность сохраняется.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?

Музыкантами становятся!

Ния Архангельская

основатель школы вокальной импровизации MUSIC INSIDE

По моему опыту, важнее открытость и готовность взаимодействовать, чувствование себя и желание создать что-то вместе. Если это есть, то даже образование неважно. Профессиональные музыканты не спрашивают, где ты учился, но смотрят на что ты способен. Музыка – это чувственное наполнение общества, и поэтому важно находить действительно свое, уникальное, то, что важно сказать.

Образование бывает настолько гнетущим и несвободным, что и Музыка выходит такая – сдавленная, потерянная в попытках быть “хорошей”. Образование может как помочь познать музыку, так и отбить все желание.

Шансы коммерчески состояться без образования велики. Я знаю несколько таких примеров, начиная с меня. Я всегда любила петь, но образование получила экономическое. Но Музыка нашла меня снова. Если это желание души, отсутствие образования никогда тебя не остановит. Важно получить опыт и найти ключи – к своему голосу, к своей истории, к своему сердцу, значит, и к сердцам людей. И если это случилось, коммерческий успех не заставит себя долго ждать.

Думаю, что разница между любителем и профи только в корочке и, возможно, в каких-то технических возможностях. Это как разница между коренным жителем и приезжим. Коренные обычно имеют привилегии, квартиру в центре, например, а приезжие настроены работать, вкладывать себя. Зачастую от Музыки любителей трогает до глубины души, и ты плачешь от красоты, а технически изощрённая Музыка профи зачастую не пробуждает чувств…

Мне сложно оценивать состояние системы образования в России, но по мнению друзей-музыкантов и людей с классическим образованием, которые приходят ко мне на занятия, система образования кажется закостеневшей. Мы чуть-чуть застряли во времени. На мой взгляд, Англия и Америка – страны с самым прогрессивным мышлением в области искусства и музыки.

Общая «гребенка» и невдохновлённые преподаватели – это бич современного классического образования. Думаю, что главное преимущество самообразования это свобода, а минус – отсутствие дисциплины.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?

Да, музыкантами рождаются, причем все! Все рождены с музыкой внутри, просто не каждый позволяет себе услышать эту музыку по-настоящему, дать себе время и возможность заглянуть в себя поглубже. Для этих людей мы и занимаемся тем, чем занимается.

Личный опыт

Артем Самодуров, джазовый музыкант

Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально

Я выбрал самообразование. Мое первое образование – экономическое, есть своя фирма. Джазом увлекся позднее. Был бы рад пойти учиться в ГМУЭДИ (Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства) на очную форму, но у меня очень мало времени на совмещение – тратить его на такие предметы, как «история музыки ХХ века» совсем не хочется. Поэтому я набрал преподавателей по основным предметам и хожу на индивидуальные занятия. По стоимости получается одно и тоже, а индивидуальный подход и свобода от экзаменов позволяет сделать что-то шире общей образовательной программы. Гармония, сольфеджио, специальность – вот три столпа. Лично мне комбинация самообразование/преподаватели подходит идеально. Сейчас готовлюсь к поступлению в Голландию. Надеюсь, что через два года получится уехать.

Никакие бумаги в этой сфере тебе не помогут, если ты не научился играть музыку. «Лажу» на джеме с классными музыкантами дипломом не прикроешь, а если произведешь фурор своим мастерством, то диплом никто не спросит. Если говорить совсем грубо, то профи – это тот, кто умеет играть все и круто, как минимум в своем направлении.

Если говорить о джазе, то без образования тебе не удастся общаться с другими музыкантами на одном языке. Многие великие джазмены не знали нот, как Чарли Паркер или наш современник двенадцатилетний Джоуи Александр. Но это исключения. Правда между двумя крайностями. Наличие диплома не делает из тебя музыканта и наоборот. Все определяется на прослушиваниях, где важно лишь твое мастерство.

Коммерческий успех

Во-первых, многое зависит от музыки, которую ты играешь. У меня много знакомых-непрофессионалов, которые с авторской музыкой в различных направлениях неплохо зарабатывают в дополнение к основной офисной работе. Во-вторых, если говорить о серьезной профессиональной сцене, где ты играешь и записываешь чужую музыку за деньги, то заработать можно без офиса, но конкуренция невероятно высока. В-третьих, можно самому писать серьезные альбомы с серьезной музыкой, играть концерты и зарабатывать еще больше, но это уже что-то из разряда построения бизнеса. Нужны идеи, свой стиль исполнения и высочайшее мастерство. Плюс маркетинг и раскрутка. Но менеджер Газпрома все равно зарабатывает больше среднестатистического музыканта. Sad, but true.

Образование

У нас системы джазового обучения нет. Знания отрывочны, во многом заимствованы из классики и отличаются в зависимости от преподавателя. Наше обучение – это отношения «учитель – ученик». Из уст в уста, можно сказать. Несколько месяцев назад я начал брать уроки у музыканта, который закончил Академию джаза в Голландии. Занимаемся по учебникам Беркли. За эти несколько месяцев я узнал и поставил на место столько знаний, сколько не смог за предыдущие три года обучения в колледже (МКИМ). Хорошим музыкантом ты можешь стать и здесь, есть классные музыканты, но средний уровень музыкантов ниже на порядок. В любом случае, если хочешь стать «фирмачем», то тебе придется делать 200% работы вне зависимости от страны и места обучения.

Что касается зарубежного образования – Codarts Rotterdam в Голландии по программе New York Jazz. Там одни из лучших преподавателей и музыкантов мира, есть знакомые, которые там учились. Хорошее место. Многие уезжают в Berklee, но там берут баснословные деньги.

Музыкантами не становятся, музыкантами рождаются?

Тем, кто родился музыкантами, очень повезло, всех остальных ожидает адский каждодневный труд многочасовых занятий!

Элла Фицджеральд

Королева джаза Элла Фицджеральд, чье пение вокалисты всего мира до сих пор считают эталоном, на самом деле была… самоучкой.
Девочка жила в бедной семье и музыке не училась, хотя и любила петь. Вокальную манеру она поначалу перенимала у своей любимой вокалистки Конни Босуэлл, пластинку с записями которой однажды в дом принесла мама. Позже она стала подражать и другим певцам, пока в итоге не сформировала свой вокальный стиль. Впрочем, помимо пения, юная Фицджеральд увлекалась кино, танцами, спортом…
После смерти любимой матери 14-летняя Элла совсем отбилась от рук. Она забросила учебу и даже какое-то время подрабатывала смотрительницей в борделе, а бывало, и вовсе бродяжничала. Все изменил случай. Элла решила принять участие в конкурсе талантов гарлемского театра «Аполло», за победу в котором организаторы обещали 25 долларов, и неожиданно победила. Кстати, сначала она собиралась участвовать как танцор, но в последний момент одумалась и выступила с вокальным номером. Именно после этого триумфа на юную самобытную девушку обратили внимание в музыкальном мире.

Не получив профессионального вокального образования, великая Фицжеральд всегда пела идеально: ее звук был бархатисто-завораживающим и чистым. Говорят, перед выступлением ей даже не нужно было распеваться.

Можно ли в 20+ лет начать профессионально заниматься музыкой, не имея музыкального образования и какого-то опыта ?

Anton Fakovsky 735 3 года назад интернет-маркетолог, увлекаюсь политикой, историей, космонавтикой и IT

Смотря чего вы хотите добиться. С какой целью заниматься музыкой и в каком направлении. От инструмента тоже зависит, но уже меньше.

Если коротко — конечно можно. Если еще и предрасположенность есть (муз слух, чувство ритма и т.д.) так вообще без проблем.

Профессионально заниматься музыкой тоже можно, но снова таки, это довольно размытое понятие. Музыканты, играющие на свадьбах, такие же профессиональные музыканты как и рок-звезды или участники известных оркестров.

Могу сказать сразу, что дорога в классическую музыку практически закрыта для вас. Ибо в идеале нужно закончить муз школу, потом среднее или высшее муз учебное заведение и только потом у вас будет достаточный уровень, чтоб с вами начали разговаривать представители этого направления. Я говорю именно за классическую, потому что в ней очень важна теория музыки. Очень большой объем информации нужно выучить, запомнить и понять. Научиться просто играть на инструменте будет недостаточно. Да, можно попробовать выучить это все самому, но это очень долго, сложно и зачем? У них там своя тусовка и простого человека с улицы, который не потратил все детство и юность на изучение теории музыки и сольфеджио, они примут едва ли. 🙂

Если же вы хотите научиться играть на инструменте и выступать в барах, кафе или на мероприятиях, то это вполне реально. Причем музыканты, играющие на свадьбах или каких-то корпоративах, могут зарабатывать вполне приличные деньги. Для этого вам особо не пригодятся знания теории, хотя азы все таки не помешают. Но можно вообще забить на это дело и не зная даже нот тупо заучивать на память свои партии. Тогда вы будете слабы в импровизациях или написании собственной музыки, но это и не обязательно в данном направлении.

Рассказывать подробнее о том, как и где учиться играть на инструменте смысла нет, советов в сети море, как и всевозможных видео-уроков, было бы желание. При достаточном желании можно освоить с нуля гитару или фортепиано за полгода-год. При условии, что у вас есть врожденный музыкальный слух, хотя бы. Ибо лично знаю людей, которые имея талант обучались играть на гитаре за полгода, а знаю и тех, кто не имея слуха и чувства ритма пытались освоить ударную установку (скажем прямо не самый сложный из инструментов) больше двух лет и безуспешно.

Такие вещи как муз слух или чувство ритма можно и развить, если все плохо с этим делом, но усилия потребуются колоссальные и я бы рекомендовал обратиться к профессиональным преподавателям.

P.S. если вы хотите начать заниматься музыкой чтоб стать рок/рэп/поп-звездой, то это тоже вполне себе реально. Но здесь вам больше понадобятся не музыкальные данные, а знакомства и средства. Без них тоже можно, но тогда материал должен быть просто гениальным, новым и свежим. А тут уж только талант и постоянная работа над собой и своим творчеством…

Звезды не по профессии, а по призванию: где учились наши знаменитости

Известный певец Борис Моисеев отчислен с факультета психологии Санкт-Петербургского университета «за академическую неуспеваемость». Знаменитый студент не сдал ни летнюю, ни зимнюю сессии.

Неучебный год

В университете долго ждали, что Моисеев объявится в аудиториях или прояснит ситуацию по телефону. Но постоянно находящийся в разъездах Моисеев позвонил на факультет лишь к лету, когда приказ об отчислении был уже вывешен на доске объявлений. 32 тысячи рублей, заплаченные артистом за обучение, ушли на нужды факультета.

Напомним, что высшего образования у звезды нет, лишь среднее специальное — хореографическое. Но Борис Моисеев не отчаивается: он намерен поступить в этот же вуз и на этот же факультет в 2009-м учебном году.

Как сообщает «Московский комсомолец», ходят слухи, что психологическим образованием в СПбГУ заинтересовался и Дима Билан, выпускник Гнесинки. Поступать в этот вуз ему посоветовал Евгений Плющенко. Кстати, сам олимпийский чемпион по фигурному катанию в 2005 году поступил на факультет гостиничного хозяйства Петербургского инженерно-экономического университета.

Рабочий класс музыкантов

Среди знаменитых российских певцов музыкальное образование имеют не все. Особенно часто в «немузыкальных» профессиях встречаются рок-исполнители. Например, Виктор Цой был отчислен из Художественного училища им. В. Сергова за неуспеваемость, а затем в СГПТУ № 61 получил специальность «резчик по дереву».

Солист группы «ДДТ» Юрий Шевчук окончил художественно-графическое отделение Пединститута в Уфе, Роман Билык (лидер группы «Звери») — Донской межрегиональный колледж строительства и экономики, Вячеслав Бутусов — Свердловский архитектурный институт. Андрей Макаревич («Машина времени») и Алексей Романов («Воскресенье «) тоже окончили архитектурный институт — московский.

В своей «профессиональной» жизни особо отметился солист группы «Уматурман» Владимир Кристовский. Он окончил ПТУ по специальности электромонтер, позже учился на парикмахера, год проучился в музыкальном училище, параллельно работая дворником в детском саду.

В трудовой биографии музыканта имеются такие специальности, как ученик газоэлектросварщика, ночной санитар в морге, оператор автозаправочной станции, водитель (в Министерстве финансов), продавец оргтехники, агент по продаже шоколада и лимонада, курьер, заместитель директора в дизайнерской фирме.

Валерий Меладзе хоть и посещал в юные годы музыкальную школу, но пошел «в рабочие». Проработав год на телефонной станции (ремонтировал по 5-10 линий в сутки), Меладзе решил получить высшее образование, сдал экзамены в Николаевский кораблестроительный институт, где учился его старший брат Константин.

В стенах института братья всерьез увлеклись музыкой и стали выступать в самодеятельном ансамбле. Затем их пригласили в популярную некогда группу «Диалог», а потом продюсер Евгений Фридлянд помог музыкантам покорить олимп столичного шоу-бизнеса.

Алексей Потехин — участник группы «Руки Вверх» — тоже планировал связать свою жизнь с кораблестроением. В Самарском речном техникуме он получил специальность «техник- судостроитель с правом эксплуатации грузовых судовых установок». Окончив позже Самарский технический университет, стал дипломированным системотехником.

Победитель проекта «Народный артист» Алексей Гоман учился в профлицее по специальности «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования троллейбусов и электроподвижного состава». Затем поступил в Мурманский Педагогический Университет на отделение «социально-культурная деятельность», а оттуда перевелся в Санкт-Петербургский университет культуры и искусств.

Солисты «Агаты Кристи» Вадим и Глеб Самойловы и бывшие участники группы Александр Козлов и Петр Май вместе учились в Уральском политехническом институте на радиотехническом факультете.

Светлана Сурганова — солистка и скрипачка группы «Ночные Снайперы» в 1993-2002 годах, лидер группы «Сурганова и Оркестр» — помимо музыкальной школы по классу скрипки, закончила медицинское училище и Санкт-Петербургскую педиатрическую академию.

Лидер группы «Сплин» Александр Васильев поступил в Ленинградский институт авиационного машиностроения, но не окончил его. Затем поступил на экономический факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Юлия Чичерина сдавала экзамены в Уральский университет на факультет искусствоведения, но не набрала проходной балл и поступила в училище культуры на библиотечное отделение. Полгода родители думали, что дочь ходит туда на занятия, а она в это время занималась пением.

Участник группы «Корни» Александр Асташенок закончил Оренбургский техникум по специальности «бухгалтер-экономист», а солист Павел Артемьев два года проучился в Институте стран Азии и Африки на кафедре японского языка.

Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко окончил Дальневосточный государственный университет по специальности «страноведение» (востоковедение и африканистика). Стажировался и работал в КНР и Великобритании в качестве консультанта коммерческих фирм.

Певица Земфира чуть было не свернула с «музыкального» пути. Окончив школу Земфира Рамазанова собиралась поступать на филологический факультет, но классный руководитель посоветовал ей пойти в музыкальное училище. После вступительных экзаменов в Уфимское училище искусств Земфиру приняли на второй курс отделения эстрадного вокала. В 2004 году Земфира поступила на философский факультет МГУ.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников