Первый человек вышедший в открытый космос

Космонавтов — людей по-настоящему героической профессии — сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом. Оно и понятно. Космос — суровый мир, не прощающий человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос — это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов — это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой Советского Союза, первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников.
Леонов — художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего — одна лишь природа во всем своем совершенстве.
Картины Леонова есть в музеях, участвуют в выставках, трижды выставлялись на аукционах. Самая высокая цена была зарегистрирована на Sotheby’s в далеком 1996 году. Тогда его полутораметровый холст с моментом старта «Союза-19» был продан за $9 200.

Леонов А. Автоматическая стыковка

Леонов А. Кратерная цепочка

Леонов А. Над Чёрным морем

Леонов А. Над терминатором

Леонов А. На Луне

Леонов А. Союз-Апполон

Леонов писал картины как полностью сам, так и совместно с Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) с середины 1960-х годов. Картины Леонова и Соколова много раз публиковались, а одна из их живописных серий легла в основу дизайна серии почтовых марок «15 лет космической эры» 1972 года.


Леонов А., Соколов А. Первый лунный дом

Картины соавтора Леонова — художника Андрея Соколова выставлялись на торги несколько раз и относительно недавно. К космосу Соколов не имел прямого отношения, но в космической живописи был одним из пионеров. Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном.
Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» — довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. Ефремовский «Сокол Русский» — случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», — это как раз Соколов. Его картины вдохновили не только Ефремова.
В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вполне возможно. И картина, и сама идея по-прежнему производят впечатление. Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей.


Соколов А. Разведчики погоды

Соколов А. В окрестностях Луны

Соколов А. На орбите Луны

Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, — Владимир Александрович Джанибеков (1942).
Лётчик-космонавт, Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, президент Международной ассоциации «Космонавтика – человечеству».
Родился в посёлке Искандар Ташкентской области в Узбекистане. В 1960 году окончил Ташкентское суворовское училище, а в 1965 году – Ейское высшее авиационное училище лётчиков. Освоил 13 типов самолётов с общим налётом около 2000 часов.
С 1970 года в отряде космонавтов. Совершил пять космических полётов.
В. А. Джанибеков о себе говорит так: «Большую часть жизни я прожил на земле, но всю жизнь я мечтал о небе, о странствиях, о полётах к дальним мирам». Его девиз: Сомневайся и верь! Этой формулы нет в учебниках, но без неё не решить ни одной задачи в жизни. Сомневайся, что все острова, звёзды и законы уже открыты. И верь, что тебе предстоит их открыть».
В сфере его интересов, кроме главной профессии космонавта, – техника, экология, новые виды энергии, полёты на воздушных шарах. И ещё музыка, поэзия, литература и изобразительное искусство.
Первые уроки рисунка, композиции и живописи были получены в Суворовском училище и в Музее изобразительных искусств, куда в свободное время бегали мальчишки-суворовцы. В авиационном училище, а затем в отряде космонавтов был художником-оформителем. В свободное время рисовал методические схемы, различные чертежи и весёлые газеты с дружескими шаржами и шутками.
Большое влияние на творчество художника-космонавта оказали его друзья – художники Герман Комлев, Владимир Медведев, Таир Салахов, скульпторы Яков Шапиро и Виталий Левин. Миниатюры были первой совместной работой Владимира Джанибекова и Германа Комлева. По их эскизам Министерство связи в 1970-1980-е годы выпустило около 15 марок, почтовых блоков, конвертов, посвящённых знаменательным событиям в истории космонавтики.
Тема «Человек. Земля. Вселенная» является главной в творчестве В. А. Джанибекова. Его работы отражают огромный внутренний мир незаурядного человека, его чувства, мысли, фантазии и философские раздумья. В них всё узнаваемо, вполне реально, но в то же время наполнено каким-то таинственным смыслом. Создаётся впечатление, что автор чувствует и видит то, что неведомо никому из нас. В. А. Джанибеков работает в лучших традициях реалистической школы. Его работы находятся во многих музеях России, США, Германии, Узбекистана, Украины и неоднократно экспонировались в нашей стране и за рубежом. На аукционном рынке картина Джанибекова выставлялась пока только один раз — в 2015 году на берлинском аукционе Auctionata. Тогда его холст «Космонавт» (1984) был продан за $455.


Джанибеков В. Грёзы о небе


Джанибеков В. Океан


Джанибеков В. Гравитация юности


Джанибеков В. На работу

Джанибеков В. Перед стартом

Американский астронавт Алан Бин – американский астронавт. 19 ноября 1969 года он стал четвёртым человеком, ступившим на поверхность Луны. Миссия «Аполлон-12» была второй высадкой на ближайшую спутницу Земли.
Алан Бин всегда имел тягу к творчеству. Став астронавтом, он выкраивал по вечерам время для занятия искусством, если это позволяли тренировки. В 1981 году, посвятив космосу 18 лет жизни, Бин покинул НАСА и начал художественную карьеру.
В изображении далеких миров он полагается на собственную память. И это не удивительно, ведь Алан Бин входит в элитную дюжину людей, ходивших по Луне. Теперь в роли художника он выполняет новую миссию: делится своими впечатлениями через картины. Наряду с портретами собратьев-астронавтов он пишет пейзажи далеких миров, иногда с элементами фантазии.
За многие годы он обнаружил необычный способ создания картин: в работы, написанные акриловыми красками в манере импрессиониста Моне, он включает частички настоящей лунной пыли, а вместо кисти иногда использует инструменты космического корабля.
Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000.

Бин А. Космическая живопись

Бин А. Космическая живопись

Бин А. Одинокая звезда

Бин А. Скорые времена

Бин А. Флаг

Картины космонавтов-художников
ARTinvestment.RU   31 марта 2016

Ко Дню космонавтики 12 апреля. О живописи русских космонавтов Алексея Леонова, Владимира Джанибекова и американского астронавта Алана Бина

Космонавтов — людей по-настоящему героической профессии — сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом. Оно и понятно. Космос — суровый мир, не прощающий человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос — это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов — это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников. В те времена на просвещение денег не жалели.

  • Алексей Леонов пишет картину
  • Алексей Леонов за работой
  • Книга «Солнечный ветер»

Леонов — художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего — одна лишь природа во всем своем совершенстве.

  • Алексей ЛЕОНОВ Над терминатором

Леонов писал картины как полностью сам, так и совместно с Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) с середины 1960-х годов. Картины Леонова и Соколова много раз публиковались, а одна из их живописных серий легла в основу дизайна серии почтовых марок «15 лет космической эры» 1972 года.

  • Почтовая марка «15 лет космической эры» (1972) с репродукцией произведения Алексея Леонова и Андрея Соколова
  • Алексей ЛЕОНОВ, Андрей СОКОЛОВ Рабочее место — открытый космос
    Картон, масло. 48 × 67
    Мариинский краеведческий музей, Кемеровская область

Картины Леонова есть в музеях, участвуют в выставках, трижды выставлялись на аукционах. Самая высокая цена была зарегистрирована на Sotheby’s в далеком 1996 году. Тогда его полутораметровый холст с моментом старта «Союза-19» был продан за $9 200.

  • Алексей ЛЕОНОВ Отрыв! Союз-19. 1986
    Холст, масло. 158,5 × 78,5
    Sotheby’s. 16.03.1996
    Цена: $9 200
  • Алексей ЛЕОНОВ Космическая прогулка. 1971
    Холст, масло. 109 × 150
    Sotheby’s. 06.09.2006
    Цена: $6 468

Картины соавтора Леонова — художника Андрея Соколова выставлялись на торги несколько раз и относительно недавно. К космосу Соколов не имел прямого отношения, но в космической живописи был одним из пионеров. Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» — довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. Ефремовский «Сокол Русский» — случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», — это как раз Соколов. Его картины вдохновили не только Ефремова. В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вполне возможно. И картина, и сама идея по-прежнему производят впечатление. Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей.

  • Андрей СОКОЛОВ Сахалин из космоса. 1980
    Холст, смешанная техника. 48 × 68
    Русская эмаль. 20.02.2016
    Цена: 90 000 руб.
  • Андрей СОКОЛОВ Утро Севастополя. 1970-е
    Холст, масло. 120,5 × 90,7
    Кабинетъ. 26.02.2014
    Оценка аукциона: 340–380 тыс. руб.

Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, — Владимир Александрович Джанибеков (1942). Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи. В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу.

  • Справа налево: Космонавт Владимир Джанибеков, первый французский космонавт Жан Лу Кретьен, инструктор Центра подготовки космонавтов Михаил Богданов. На занятии по космической навигации. Звездный городок. 1982
    Источник: архив автора

Владимир Джанибеков рисует и пишет не только космос, хотя космические сюжеты у него встречаются часто. Но если посмотреть его избранные работы на официальном сайте, то становится понятно, что его скорее интересует не технологическая сторона освоения космоса, а человек и философские вопросы мироздания. Джанибеков — член Союза художников, а в 2012 году его приняли в художественное объединение «Митьки».

На аукционном рынке картина Джанибекова выставлялась пока только один раз — в 2015 году на берлинском аукционе Auctionata. Тогда его холст «Космонавт» (1984) был продан за $455.

  • Владимир ДЖАНИБЕКОВ 1991
  • Владимир ДЖАНИБЕКОВ Космонавт. 1994
    Холст, масло. 50 х 70
    Auctionata. 21.08.2015
    Цена: $455

Для наших космонавтов живопись — это скорее внутренняя потребность, они точно не искусством зарабатывают на жизнь. А вот их заокеанскому коллеге удается и зарабатывать своим гражданским увлечением. Американский астронавт Алан Бин (1939) в 1969 году участвовал в высадке на Луну в составе экипажа Apollo 12. Ходил по поверхности спутника Земли, собирал образцы грунта в Океане Бурь.

Уволившись из НАСА в 1981 году, Алан Бин выбрал не обычную для отставников политическую карьеру, а полностью посвятил себя живописи. Его главной темой, естественно, стали лунные пейзажи, астронавты в скафандрах, работающие на поверхности Луны. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000. Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году. Среднеразмерный акрил с изображением астронавта, работающего на Луне, был продан на американском аукционе New Orleans за $38 400. На аукционах также продаются его большие литографии (около $500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции ($300–$1000 долл.).

  • Алан БИН Ввинчивание двойной трубки. 1988
    Акрил, картон. 55 × 83
    New Orleans Auction. 22.07.2007
    Цена: $38 400

Вот такие они — космические художники.

И, пользуясь случаем: космонавтов, астронавтов, инженеров, ученых, медиков, всех специалистов, участвующих в космических программах, и всех, кто за них болеет, — с праздником! С днем космонавтики! С 55-летием полета Гагарина, которое мы отмечаем в 2016 году!

Владимир Богданов, AI

Постоянный адрес статьи:

Манящая бездна, будоражащая чернота и начало мироздания. Как только люди не называли космос, но суть всегда была одна – человек хотел попасть в него. Первый выход человека в открытый космос стал главной целью для цивилизации, освоившей новейшие технологии. И вот 18 марта 1965 года мечта превратилась в реальность. Алексей Леонов, находясь на космическом корабле «Восток» шагнул в бездну и оказался от Земли так далеко, как не удавалось никому из людей того времени. Но какие события предшествовали этому?

Всего лишь цель или реальность?

С тех пор, как Юрий Гагарин стал первым в космосе, началась всемирная космическая гонка, главными участниками которой стали США и СССР. За несколько лет обе державы отправили в космос по три корабля и теперь дело оставалось за малым, но чрезвычайно важным шагом — выйти в открытый космос. И на пути к решению этой задачи вставало множество проблем, которые понимали страны и пытались их решать.

Первое, что побуждало к достижению цели – проблема возможного ремонта космических кораблей, который придется выполнять снаружи. Было очевидно, что никто кроме космонавтов не сможет справиться с этой задачей, а значит, требовалось разработать систему, позволяющую без риска осуществлять подобные работы. Выход человека в космос был единственный вариантом. СССР поручило эту задачу Королеву, а главным исполняющим специалистом стал Алексей Леонов. Для решения задачи был использован модифицированный корабль «Восток» и специальный скафандр. К 1965 году уже было все готово и осталось сделать лишь последние шаги.

Восход-2

Улучшения корабля

Первый выход в открытый космос был бы невозможен без надежного космического корабля, который смог бы находиться в космосе длительное время и принять на борт сразу нескольких космонавтов. Этим кораблем стала вторая версия «Восход», на котором ранее уже летало трое космонавтом: Комаров, Феоктистов и Егоров. Но на тот момент им было настолько тесно в кабине, что пришлось не надевать скафандры, что грозило мгновенной смертью в момент внезапной разгерметизации корабля. Новая версия получила надувной шлюз и свободное место для полета двух человек. Как только совершалась посадка, надувная камера отделялась и корабль садился.
Но риск все равно оставался, так как времени было все меньше и США буквально наступали на пятки, пришлось решаться на запуск корабля без проверки всех систем. Ситуацию усугублял тот факт, что ровно за месяц до старта Леонова была по ошибке уничтожена копия корабля, совершавшая беспилотный полет. Виной всему – команда на самоуничтожение. Первый выход человека в космос мог и вовсе не состояться, но Королев и Келдыш (глава научной академии СССР) посоветовались с космонавтами и решили, что запланированный полет случиться ровно в срок.

Скафандр

Улыбка Леонова, запечатленная в скафандре, расположенном в музее космонавтики, сразу же облетела все газеты мира, но усилия, скрытые за ней, не были видны никому. Все дело в том, что для полета разработали скафандры под кодовым названием «Беркут». Инженеры добавили дополнительный слой герметичной оболочки и поместили за спину космонавта ранец с системой обеспечения жизнедеятельности. А для улучшения светоотражающий свойств был изменен традиционный оранжевый цвет, на замену которому пришел белый. Все эти новшества серьезно утяжелили и без того массивный доспех, доведя его до цифры в 100 кг.

Тренировки космонавтов проводились в скафандрах. И тут выяснились глобальные недоработки. Система жизнедеятельности работала исправно, но крайне слабо, из-за этого подачи воздуха не хватало и при любых движениях, человек испытывал слабость и начинал усиленно потеть.

Стоит прибавить к этому неудобство самой конструкции, из-за которой, для простого сжатия кулака требовалось напрячься и сделать усилие в 25 килограмм, так сразу становится понятно, что первый космонавт в космосе испытывал не самые лучшие чувства. Лишь для совершения самых простых движений, требовались постоянные тренировки, поэтому космонавты часто работали на износ, но не останавливались перед своей целью. Стоит отметить, что коллеги считали Леонова наиболее сильным и выносливым из всех, именно это сделало его ключевой фигурой в эксперименте.

Угрозы космоса

Те, кто первые вышли в космос были заранее предупреждены обо всех возможных опасностях, которые ожидают их на пути к заветной цели. Это и возможность потерять связь с кораблем, и вероятность столкновения с космическим мусором, коего было навалом уже тогда, а также самое неприятное – смерть от нехватки кислорода и невозможность вернутся на корабль. Также сохранялись такие неприятные исходы, как перегрев, переохлаждение и отравление радиацией. Но космонавты и руководство твердо стояли на своем и упорно двигались вперед к достижению общемировой мечты.

Стоит отметить, что выход Леонова в открытый космос был также опасен и непрочностью конструкции, связывающей его с кораблем. Он был привязан крепкой веревкой к двум карабинам, один на нем, второй на палубе, только это позволяло ему вернуться обратно. Ракетных ранцев тогда еще не придумали.

Опасность столкновения с обломками никто не воспринимал всерьез, так как на тот момент в космосе побывало лишь 11 спутников и несколько кораблей, от которых остался лишь мелкий космический мусор, сгорающий в слоях атмосферы.

Шаги к открытому космосу

Космос до сих пор остается крайне малоисследованной и опасной областью, но на 1965 год, только самый ленивый скептик не выдвинул собственную теорию, касательно провала советской миссии по выходу в открытый космос. Многие люди говорили про невозможность сделать шаг за пределы корабля, а в случае если Леонов выход в открытый космос сделает все-таки, то моментально приварится к летательному аппарату или сойдет с ума. И правда, трудно было представить, что способна сделать неизведанная стихия с маленьким человеком, и каждый шаг мог стать роковой ошибкой и провалом СССР, но проверить догадки могла лишь практика.

Страстей добавлял и факт отсутствия любых спасательных систем, которые на тот момент, еще никто не придумал. Единственная мера экстренной безопасности заключалась в разрешении открытия люка, в который можно было высунуть руку. Но Леонов и Беляев космонавты СССР не испугались никаких трудностей и, как только корабль смог выйти на орбиту, Леонов приготовился к выходу. Наступил роковой час, космонавт оттолкнулся от корабля и плавно оказался в открытом космосе. Вопрос «кто первым вышел в открытый космос?» получил однозначный ответ. СССР!

Неприятности в полете

Как только Леонов покинул корабль, его пульс равнялся 164 ударам в минуту и все находилось под контролем. Он отплыл от корабля на метр, потом вернулся, а после максимально отдалился от борта, развернулся к камерам, в онлайн режиме транслирующим все происходящее, и помахал рукой человечеству. Левитан зачитал сообщение и доложил «Беляев и Леонов в космосе». Прошло 12 минут и 9 секунд. Настало время возвращаться, а неприятности только начинались.

Дело в том, что подготовка космонавтом включает отработку различных вариантов непредвиденных ситуаций. Леонов постоянно говорил, что отработай хоть 1000 вариантов, обязательно случиться 1001. Так и получилось. Из-за избыточного давления, скафандр раздулся, и космонавт оказался заключенный в большой шар, надутый изнутри. Больше не было чувства опоры и никаких тактильных ощущений. А ведь дальше нужно было смотать веревку, взять камеру и войти в люк корабля.

Леонов рассказывает: «Я совершил самое большое нарушение тогда, когда не доложил на Землю о своих действиях, но знал, что медлить нельзя. Сбросил давление почти в два раза, до 0.27, вместо положенных 0.5 и руки тут же встали на место, возможность работать вернулась».

Но медлить было нельзя, ведь азот в любую секунду мог начать закипать, а значит, возникновение кессонной болезни было не за горами. Беляев видел, что приближается теневая сторона, понимал – очень скоро космонавту никто не сможет помочь и принялся торопить пилота.

Леонов совершил несколько попыток войти, но шлюз не позволял пройти вперед ногами, как говорит инструкция, из-за того, что скафандр был все еще раздут. Нужно было действовать, ведь кислорода оставалось все меньше. Леонов решил нарушить все инструкции и понизил давление до предела, развернулся головой вперед и втянул себя руками внутрь. После лег, развернулся и отдал приказ задраить люк. Как только в камеру начал поступать воздух Леонов выход в открытый космос завершил.

Выход в открытый космос

Космонавт Олег Котов в открытом космосе во время космического полёта МКС-22.

Выход в открытый космос — работа или прогулка космонавта в космическом пространстве за пределами своего корабля. Используемый в России, США, Европе термин «внекорабельная деятельность» (ВКД, англ. Extra-vehicular activity, EVA) — более широкий и включает в себя также понятие выхода из корабля на поверхность Луны, планеты или другого космического объекта.

Исторически из-за разницы в конструктивных особенностях первых космических кораблей в США и в России по-разному определяют момент начала выхода в космос. В советских космических кораблях с самого начала имелся отдельный шлюзуемый отсек, из-за чего началом выхода в космос считается момент, когда космонавт разгерметизирует шлюз и оказывается в вакууме, а его завершением — момент закрытия люка. Ранние американские корабли шлюзовой камеры не имели, и при выполнении выхода в космос разгерметизировался весь корабль. В этих условиях за начало выхода в космос принимался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если его тело ещё продолжало находиться внутри отсека (т. н. англ. Stand-up extra-vehicular activity, SEVA). Современный американский критерий принимает переключение скафандра на автономное питание в качестве начала и начало наддува за окончание выхода в открытый космос.

Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблём специальным страховочным фалом, иногда объединённым со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют «пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант — полностью автономный полёт в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы (См. Установка для перемещения и маневрирования космонавта).

Исторические факты

Алексей Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос, 18 марта 1965

  • Первый выход в космос был совершён советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» с использованием гибкой (надувной) шлюзовой камеры. Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, очень затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
  • Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».
  • Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001, длившийся 8 часов 56 минут.
  • Рекорд по количеству выходов (16) и по общей продолжительности пребывания (82 часа 22 минуты) в открытом космическом пространстве принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьёву.
  • Первым выход в открытый космос в межпланетном пространстве выполнил американский астронавт Альфред Уорден, член экипажа лунной экспедиции Аполлон-15. Уорден вышел в открытый космос, чтобы перенести отснятые фотоплёнки картографических и панорамных камер из служебного модуля в командный.

Опасности выходов в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землёй (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.

Астронавт Стив Робинсон во время выхода в открытый космос.

Другая причина опасностей выходов в космос — то, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна для предполётного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии разработки полётного плана, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда даже в процессе самого выполнения полёта. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведёт к эмоциональному давлению на космонавтов.

Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно.

Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Инцидент с повреждением скафандра произошёл только один раз, когда во время полёта «Атлантиса» STS-37 маленький прут проколол перчатку одного из астронавтов. По счастливой случайности разгерметизации не произошло, поскольку прут застрял и блокировал собою образовавшееся отверстие. Прокол даже не был замечен до тех пор, пока астронавты не вернулись в корабль и не начали проверку скафандров.

Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент случился уже во время первого выхода космонавта в открытый космос. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку раздувшийся скафандр не проходил через воздушный шлюз «Восхода». Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт.

Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля «Дискавери» (полёт STS-121). От скафандра Пирса Селлерса открепилась специальная лебёдка, которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно, и выход был завершён благополучно.

Несмотря на то, что в настоящее время неизвестны какие-либо несчастные случаи, связанные с выходами в открытый космос, разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности. Устранению подобной необходимости, например, при выполнении сборочных работ в космосе, может помочь разработка специальных телеуправляемых роботов.

> См. также

  • Списки выходов в открытый космос
  • Космическая гонка