Первый американский космонавт

Карьера лётчика-испытателя ВМС

В 1944 году Шепард стал офицером ВМС. Его первым назначением стал эсминец «Когсвелл» (англ. Cogswell) направленный в годы Второй мировой войны в Тихий океан. По окончании войны Шепард начал готовиться на военно-морского лётчика, сначала в городке Корпус-Кристи, а затем в Пенсаколе. Звание лётчика ему было присвоено в 1947 году. В этом качестве Шепард проходил службу в составе 42-й истребительной эскадрильи в Норфолке и Джэксонвилле. Несколько раз на борту авианосцев он выдвигался в район Средиземного моря.

В 1950 году Шепард поступил в Школу морских лётчиков-испытателей Патаксент. После её окончания участвовал в лётных испытаниях и работах по получению данных об освещённости и структуре воздушных масс над территорией Северной Америки, а также в экспериментах по разработке системы заправки в воздухе для американского ВМС. Шепард участвовал в испытаниях палубного истребителя F2H-3 «Бэнши» и первой американской угловой палубы для стартов с авианосца. После своего назначения оперативным офицером в подразделение ночных истребителей 193-го истребительного эскадрона в Моффет Филд (англ. Moffett Field; штат Калифорния), Алан Шепард совершил два выхода в западную часть Тихого океана на борту авианосца Орискани.

Повторно вернувшись в Пэтаксент, Шепард активно участвовал в лётных испытаниях палубных истребителей F3H «Демон», F8U «Крусейдер», F4D «Скайрэй», F11F «Тайгер», был назначен пилотом-испытателем создаваемого всепогодного палубного истребителя F5D «Skylancer». Пять месяцев Шепард служил инструктором школы лётчиков-испытателей. Позднее, — поступил в военно-морской колледж в Ньюпорте (штат Род-Айленд), по окончании которого в 1957 году был назначен в штат командующего Атлантического флота в качестве офицера подготовки самолётов.

Имел налёт более 8000 часов, из них 3700 — на реактивных самолётах.

Шепард на борту «Меркурий-Редстоун-3»

Карьера астронавта

Шепард был одним из семи астронавтов, отобранных НАСА в апреле 1959 года для полётов на кораблях «Меркурий». Высочайший профессионализм и другие качества не только позволили ему стать первым американским астронавтом, но и единственным из астронавтов программы «Меркурий», который отправился на Луну.

5 мая 1961 года ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. Полёт длился 15 минут 28 секунд. В NASA не предусмотрели в космическом корабле возможности удовлетворения астронавтом естественных человеческих потребностей. Поэтому Алану пришлось справить нужду в свой костюм во время ожидания старта.

Хотя полёт был суборбитальным и весьма кратким, Шепард, в отличие от Гагарина (чей полёт был полностью автоматическим: у Гагарина не было необходимости переходить на ручное управление, поскольку автоматика работала исправно, хотя возможность ручного управления была у всех кораблей той модели) имел возможность управлять кораблём и совершил в невесомости успешное маневрирование. В историю вошли слова Шепарда, сказанные перед стартом «Редстоуна»: — «Боже, пожалуйста, не дай мне облажаться» (англ. Please, dear God, don’t let me fuck up); По другим источникам (его автобиография), он сказал сам себе лишь «Don’t fuck up, Shepard…» (не облажайся, Шепард), а «молитву Шепарда» потом придумали СМИ, но тем не менее она стала популярна среди лётчиков.

В 1962 Шепард был удостоен звания магистра искусств в Дартмутском колледже.

Шепард готовился в качестве дублёра Гордона Купера для полёта «Меркурий-Атлас-9». Следующим полётом Шепарда должен был стать трёхсуточный полёт «Меркурий-Атлас-10» («Фридом-7-II»), назначенный на октябрь 1963, однако 13 июня 1963 года он был отменён.

После отмены полёта «Меркурий-Атлас-10» Шепард был выбран командиром и пилотом для первого старта нового космического корабля «Джемини». Вторым пилотом должен был стать Томас Стаффорд. Алан приступил к тренировкам, но в начале 1964 года врачи обнаружили у него болезнь Меньера (болезнь уха, нарушаюшая работу вестибулярного аппарата), что привело к его отстранению от полётов практически до конца 60-х годов. Место планировавшегося экипажа «Джемини-3» заняли Вирджил Гриссом и Джон Янг.

После успешной операции на ушной полости и восстановления лётного статуса Шепард вернулся к активной подготовке к новым полётам.

Алан Шепард на поверхности Луны

В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну (31 января — 9 февраля 1971 года).

Поздние годы

В 1971 году Алан Шепард был делегатом Генеральной Ассамблеи ООН. В 1971 он получил степень доктора естественных наук в Университете Майами (англ. Miami University) (Оксфорд, Огайо), а в 1972 — степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа (англ. Franklin Pierce College).

В 1994 году совместно с двумя журналистами он издал книгу Moon Shot: The Inside Story of America’s Race to the Moon («Полёт на Луну: Внутренняя история американской лунной гонки»). В издании книги 1994 года помещён коллаж из нескольких фотоснимков, на которых Шепард бьёт на Луне по мячу для гольфа (в действительности этот эпизод снимался только на телекамеру, и качество этой съёмки значительно хуже). В том же году по книге был создан одноимённый документальный фильм.

Умер 21 июля 1998 года от лейкемии в госпитале города Монтерей. Через пять недель скончалась его жена Луиза Шепард. Оба были кремированы, и их пепел был развеян над морем. У них было трое дочерей (Лаура, Джулианна и Алиса) и шестеро внуков. Алиса была племянницей его жены Луизы, и они удочерили девочку после смерти её матери.

В возрасте 95 лет умер американский астронавт Джон Гленн

Вся Америка скорбит по поводу ухода из жизни Джона Гленна, первого американского астронавта, совершившего орбитальный полет. Слова поддержки уже высказали действующий и избранный президенты США, известные политики, общественные деятели и ученые.

95-летний Гленн скончался в медицинском центре Векснера Университета штата Огайо, куда был госпитализирован несколькими днями ранее в связи с проблемами со здоровьем. «Джон Гленн есть и всегда останется с нами, великий герой штата Огайо, и его уход сегодня — повод для нашей скорби, — заявил губернатор штата Джон Касич. — Мы склоняем наши головы и делим скорбь с его любимой супругой Энни, мы должны направить наши взоры и в небо, чтобы воздать дань уважения его знаменитым полетам и долгой жизни на службе нашей стране и нации. И хотя он взмыл высоко в космос и достиг высот на Капитолийском холме, его сердце никогда не отрывалось от своих корней».

Джон Гленн был не только первым астронавтом США, совершившим орбитальный полет, он был самым пожилым из ныне живущих космонавтов, обладателем уникального рекорда — перерыва в 36 лет между двумя орбитальными полетами и единственным дожившим до наших дней астронавтом из первого набора США.

Он прожил долгую интересную жизнь, по его биографии можно изучать не только историю XX века, но и то, как развивалась мировая авиация и космонавтика.

Гленн родился 18 июля 1921 года в городе Кембридже (США), окончил школу и колледж, получив степень бакалавра. В 1942 году он присоединился к Корпусу морской пехоты и служил летчиком в боях с Японией, совершив 59 боевых вылетов в районе Маршалловых островов. Еще 90 вылетов он совершил во время Корейской войны.

После этого Гленн поступил в школу летчиков-испытателей и в июле 1957 года впервые привлек к себе внимание, когда установил первый рекорд, совершив первый в мире трансконтинентальный сверхзвуковой перелет.

Его реактивный истребитель Vought F-8 Crusader тогда пролетел от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка всего за 3 часа 23 минуты.

Всего на счету у Гленна 9 тыс. часов полета, из них 3 тыс. — на реактивных самолетах. В 1957 году с запуском советского спутника началась космическая гонка. США отставали и лишь 1 февраля 1958 года запустили свой первый спутник Explorer 1. В 1959 году Гленн был отобран в отряд семи первых астронавтов («Первая семерка») США, которые проходили подготовку к космическим полетам по программе «Меркурий».

Гленн был дублирующим астронавтом для Алана Шеппарда, который стал первым американцем, побывавшим в космосе, совершив суборбитальный полет (высота 186 км) 5 мая 1961 года, спустя почти месяц после исторического полета Юрия Гагарина.

Звездный час Гленна настал 20 февраля 1962 года, когда с космодрома ракета Atlas вывела в космос его корабль Freedom 7, который сделал три витка вокруг Земли. Этот полет, длившийся 4 часа 55 минут, сделал астронавта национальным героем.

Гленн стал третьим человеком, облетевшим Землю, после Юрия Гагарина и Германа Титова.

Гленн покинул космический отряд в 1964 году и занялся политической карьерой. В 1974 году он получил кресло сенатора и пребывал в сенате США до 1999 года.

В качестве сенатора Гленн выступал за господдержку космической программы, образования и популяризацию науки. Свой второй полет Гленн совершил в возрасте 77 лет как специалист по полезной нагрузке на шаттле Discovery 29 октября 1998 года, став самым пожилым человеком, побывавшим в космосе.

«Мой друг американский астронавт Джон Гленн во второй раз полетел в 77 лет. Это был особый случай. Общественность обратилась к тогдашнему президенту Клинтону, и тот дал добро. Полет Гленна был знаком уважения государства к заслуженному человеку», — говорил космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, который, кстати, не поддержал идею друга лететь в космос в почтенном возрасте.

«Джон всю жизнь преодолевал барьеры, защищая нашу свободу в качестве летчика во Второй мировой и корейских войнах, совершая трансконтинентальный сверхзвуковой полет, став самым пожилым человеком, в возрасте 77 лет прикоснувшимся к звездам. Джон обладал всеми необходимыми качествами, чтобы вдохновлять поколения ученых, инженеров и астронавтов, которым еще предстоит отправить нас к Марсу и за его орбиту не просто чтобы побывать там, но и остаться», — заявил президент США Барак Обама.

>Как американский астронавт Джон Гленн слетал в космос в 77 лет

20 лет назад Джон Гленн совершил свой второй космический полет

О сенаторе, совершившем космический полет, о герое Второй мировой и боевом летчике Корейской войны, об уникальных медицинских экспериментах и о дружбе с Кеннеди.

29 октября 20 лет назад с космодрома на мысе Канаверал стартовал шаттл Discovery. Казалось бы, это был рутинный полет, обычная миссия STS-95. Почти девять дней полета, 135 кругосветных путешествий, пять с лишним миллионов километров. Запустить один спутник, запустить и принять другой, протестировать аппаратуру для космического телескопа Hubble, провести серию экспериментов. Однако именно в этом полете было поставлено сразу несколько важнейших рекордов, некоторые из которых побить не удастся никогда, а некоторые будет очень трудно побить. Дело в том, что на борту этого космического челнока был человек, которому на тот момент исполнилось уже 77 лет. Более того, именно он стал первым «полноценным» американским астронавтом, а перерыв между двумя полетами составил более трети века! Добавим к этому первый полет американского сенатора в космос, и мы получим полную картину уникальности полета.

Эмблема экспедиции STS-95 Wikimedia Commons

Джон Гершель Гленн-младший родился 18 июня 1921 года в Кембридже, штат Огайо (не путать с английским Кембриджем). Когда началась война, он выучился на летчика морской авиации и в 1943 году стал морпехом (в США морская авиация относилась к Корпусу морской пехоты). 59 боевых вылетов с авианосца на Chance Vought F4U Corsair значат достаточно много. Уцелел в боях над Маршалловыми островами, дожил до победы, что, впрочем, не стало окончанием службы. Прошло пять лет — и снова в бой. На этот раз уже на реактивных: сначала Grumman F9F Panther (второй после «Фантома» реактивный истребитель ВВС США), а затем F86 Sabre.

Война закончилась, а тяга к небу — нет. Гленн окончил школу летчиков-испытателей, три года работал по специальности и в июле 1957 года установил свой первый мировой рекорд, пролетев через весь американский континент, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, за 3 часа 23 минуты. Так состоялся первый в истории трансконтинентальный сверхзвуковой перелет.

F86 Sabre Wikimedia Commons

В апреле 1959 года один из лучших пилотов США получил «внутреннее признание»: он стал членом «Первой семерки» — первого отряда астронавтов США. Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Скотт Карпентер, Уолтер Ширра, Гордон Купер, Дональд Слейтон и наш герой.

Помогло, что еще перед войной Гленн успел получить степень бакалавра: без нее в отряд не брали. При этом Гленн был самым старшим из отряда, ему исполнилось 37 при верхней границе в 40. Впрочем, все будущие астронавты были уже не юными; самому младшему, Гордону Куперу, исполнилось 32. США вступили в космическую гонку.

Первая семерка Wikimedia Commons

Первым американским астронавтом стал Алан Шепард, который «проиграл» Юрию Гагарину меньше месяца: свой полет Шепард совершил 5 мая 1961 года. Его старт, однако не был полноценным ответом Советам, поскольку капсула Freedom-7 совершила суборбитальный полет без выхода на околоземную орбиту. Дублером Шепарда был Гленн. Он же страховал и Гриссома, который тоже не стал «обитальным» астронавтом 21 июля 1961 года.

Дальше уже настал черед самого Джона. 20 февраля 1962 года первым из американцев и третьим в мире после Юрия Гагарина и Германа Титова, Гленн совершил орбитальный полет. Корабль Гленна назывался Friendship-7. Кстати, названия своим кораблям в программе «Меркурий» американские астронавты давали сами. Гленн не смог превзойти результат Титова, который летал больше суток, и совершил всего три витка, но все равно в США это был триумф.

Гленн в центре управления полетами программы «Меркурий» Wikimedia Commons

В отличие от своих коллег, после своего полета Гленн достаточно быстро закончил космическую карьеру в практическом смысле. Сбил его с пути истинного его друг и по совместительству Генеральный прокурор США Роберт Кеннеди, брат президента (в 1968 году Джонн Гленн будет рядом с Робертом в момент его убийства). В 1962 году государственный деятель посоветовал космонавту на волне популярности пойти в сенаторы. Гленн в 1964 году ушел из отряда космонавтов и собирался баллотироваться одновременно с Робертом, однако сотрясение мозга не позволило продолжить кампанию. Нет так нет, и Гленн занялся бизнесом. Впрочем, в ноябре 1974 года Джон Гленн все-таки стал сенатором от штата Огайо и оставался им до 1999 года. В 1984 году он даже баллотировался в президенты США, но проиграл на праймериз у демократов.

Сенатор Гленн Wikimedia Commons

Зато пост сенатора позволял ему активно заниматься государственной поддержкой космической программы. В 1998 году он все-таки решил воспользоваться «служебным положением» и именем и еще раз слетать в космос. В экипаж челнока он был включен как «специалист по полезной нагрузке», однако правильнее всего будет сказать, что полезной нагрузкой в время полете был он сам, а не «бесполезной», как иногда любят называть космических туристов. Больше всего научных и медицинских экспериментов в экспедиции STS-95 было поставлено именно на Джоне Гленне, поскольку впервые человек столь преклонных годов попал в космос.

После полета Гленн прожил еще 18 лет. Он скончался в декабре 2016 года, прожив 95 с половиной лет, пережив всех своих друзей по «Первой семерке» и несколько раз вписав свое имя в историю мировой космонавтики и американской политики.

Программа «Меркурий»

Работы по первой американской программе пилотируемых космических полетов начиналась в Исследовательском центре Лэнгли (Langley Research Center) в городе Хэмптон (Hampton), штат Виргиния. В Исследовательском центре Лэнгли проводились первые тренировки астронавтов США, разрабатывался космический корабль «Меркурий», проводились испытания первых кораблей «Меркурий», разрабатывались системы контроля и управления полётом и приземлением.

В 1958 году было образовано национальное космическое агентство США — НАСА. Первым администратором НАСА был назначен Кит Гленнан (T. Keith Glennan). Задание на разработку первого американского корабля было поручено Исследовательскому центру Лэнгли. Конкретно разработкой занимались инженеры Исследовательского отдела беспилотных летательных аппаратов (Pilotless Aircraft Research Division). 5 ноября 1958 года многие специалисты из отдела беспилотных аппаратов были переведены в специально созданный Космический отдел (Space Task Group, STG). В дальнейшем, именно в этом отделе были начаты работы по программе пилотируемых полётов. Летом 1959 года в отделе работало около 400 человек. С лета 1959 года начались практические работы по осуществлению программы «Меркурий». Одна группа специалистов отдела была направлена во Флориду, где планировалось строительство стартовых площадок. Одновременно вторая группа специалистов направилась в Сент-Луис, где в корпорации «МакДоннелл» (McDonnell Aircraft Corp) создавался корабль «Меркурий».

В сентябре 1961 года было принято решение о переводе Космического отдела в Хьюстон. 1 ноября 1961 года Отдел космических работ был преобразован в Центр пилотируемых космических кораблей (Manned Spacecraft Center). 1 июля 1962 года Центр пилотируемых космических кораблей был переведен в Хьюстон. Позже этот центр был преобразован в Космический центр им. Джонсона.

26 ноября 1958 года для первой американской программы пилотируемых космических полётов было выбрано название «Меркурий», имя одного из богов древнеримской мифологии. Бог Меркурий — посланник богов, покровитель торговли. В древнегреческой мифологии Меркурию соответствовал Гермес. 17 декабря 1958 года в Вашингтоне администратор НАСА Кит Гленнан официально объявил название программы пилотируемых полётов — «Проект Меркурий» («Project Mercury»).

Подготовка к отбору астронавтов

Подготовка к отбору первых астронавтов началась в ноябре 1958 года. Предполагалось проводить отбор в несколько этапов. На первом этапе предполагалось выбрать 150 кандидатов. Из этих 150 должны были быть выбраны 36 кандидатов, которым предстояло пройти медицинские и психологические тесты. Из 36 кандидатов должны были быть выбраны 12 для прохождения девятимесячной подготовки, после которой предполагалось определить 6 астронавтов.

Кандидаты в астронавты должны были иметь степень бакалавра. Первыми астронавтами могли быть только мужчины в возрасте от 25 до 40 лет. Кандидаты должны были иметь трёхлетний опыт работы в области математики, физики, биологии, психологии или опыт исследовательской работы в технических областях. Или кандидат должен был иметь трёхлетний опыт полётов на самолётах, воздушных шарах или службы на подводных лодках в качестве командира, пилота, штурмана, специалиста по связи, инженера или эквивалентной должности. Претендентом мог стать также тот, кто выполнил все требования для докторской степени в соответствующей научной области или в технике и имеет шестимесячный опыт профессиональной работы. Претендентом мог стать доктор медицины, имеющий шестимесячный опыт клинической или исследовательской работы. Претенденты должны были быть готовы: к опасностям, сопоставимым с теми, которые возникают в полётах современных самолётов; к работе в сложной окружающей обстановке; к адекватному поведению в условиях напряжённой и критической ситуации. Таким требованиям могли бы соответствовать: лётчики-испытатели; члены экипажа экспериментальной подводной лодки; участники арктических или антарктических экспедиций; участники военных действий. Выдвинутым требованиям могли бы соответствовать люди, которые занимались прыжками с парашютом, горовосходители, люди, занимающиеся подводным спортом, профессиональные спортсмены или люди, которые участвовали в экстремальных экспериментах в условиях, например: с большими ускорениями, высоким или пониженным атмосферным давлением, различной концентрацией кислорода или углекислого газа, высокой или низкой температурой. Чтобы максимально избежать возможных психических проблем у кандидатов, претенденты должны были иметь рекомендации от ответственных организаций. Эти требования отбора были разумными и достаточно строгими. В процесс выбора кандидатов для участия в пилотируемых космических полетах вмешался президент США Дуайт Эйзенхауэр. Чтобы не усложнять процедуру отбора из широкого круга претендентов, Эйзенхауэр во время Рождества 1958 года решил, что всем требованиям в достаточной степени удовлетворяют военные лётчики-испытатели и что среди них следует выбирать будущих астронавтов.

Выбор астронавтов

В январе 1959 года были установлены следующие критерии отбора:

  • возраст — менее чем 40 лет
  • рост — менее 5 футов 11 дюймов (1 метр 80 сантиметров)
  • безупречное физическое состояние
  • образование — степень бакалавра в технике или эквивалентное образование
  • квалификация — пилот реактивного самолета
  • специальное образование — законченное обучение в школе летчиков-испытателей
  • лётный опыт — не менее 1500 часов

5 января 1959 года в НАСА было принято решение об отборе первых астронавтов. Критерии отбора были переданы в Министерство обороны США. В Пентагоне нашли 110 человек, которые соответствовали указанным критериям. Список 110 составили: 5 служащих морской пехоты, 47 летчиков морской авиации и 58 летчиков Военно-воздушных сил. Отбором первых астронавтов из представленного списка начала заниматься группа специалистов из Космического отдела Исследовательского центра Лэнгли (The Langley Space Task Group): главный менеджер-инженер Чарльз Донлан (Charles Donlan); лётчик-испытатель-инженер Норт (North); два авиационных врача — Уайт (White) и Огерсон (Augerson); два психолога Ален Гэмбл (Allen O. Gamble) и Воэс (Voas); и два психиатра Джордж Руфф (George E. Ruff) и Эдвин Леви (Edwin Z. Levy).

Из списка 110 претендентов была произвольно выбрана группа из 35 человек, которым направили приглашение — прибыть 2 февраля 1959 года в Вашингтон для собеседования. Большинство кандидатов выразили готовность и желание участвовать в программе «Меркурий». В это же время было принято решение, что для заключительного этапа подготовки будет отобрано только шесть человек, вместо первоначально планировавшихся двенадцати. К началу марта, из списка 110, были выбраны 36 пилотов для дальнейших тестов. Эти 36 претендентов были приглашены в Клинику Lovelace в Альбукерке (Albuquerque), штат Нью-Мексико, для прохождения более углубленных медицинских и психологических обследований. 32 претендента приняли это приглашение. 32 остающихся кандидата получили гарантии, что результаты обследований в клинике Lovelace и в Исследовательском центре Райт будут засекречены. Эти результаты, в случае не включения в отряд астронавтов, никому не будут доступны, чтобы исключить возможное влияние на их дальнейшую лётную карьеру. Из 32 обследованных кандидатов только один не прошёл испытания в клинике Lovelace. 31 оставшихся кандидатов были направлены на дальнейшие обследования в Исследовательский центр Райт (Wright Air Development Center) в городе Дэйтон (Dayton), штат Огайо. После обследований в Исследовательском центре Райта, к концу марта, осталось 18 кандидатов. Выбором 6 астронавтов из оставшихся 18-и кандидатов занимались Донлан, Уайт и Норт. Выбрать шестерых было неимоверно трудно. Было принято решение включить в первую группу семь астронавтов. Последним отсеянным 24 кандидатам оставили надежду на участие в последующих космических программах.

К 2 апреля 1959 года были выбраны семь кандидатов для предстоящих пилотируемых космических полетов. Официально имена выбранных семи летчиков были объявлены 9 апреля 1959 года. Эти летчики были названы астронавтами. Это название было выбрано по аналогии с аэронавтами (воздухоплаватели или люди, которые летали на воздушных шарах) и аргонавтами (мореплаватели — древние греки, которые искали «Золотое руно» в неведомых землях). Все выбранные пилоты были зрелыми семейными мужчинами неброской внешности, все имели инженерное образование, все обладали отличным физическим и психологическим здоровьем и были профессиональными пилотами современных самолётов.

Первая семёрка (слева направо):Гордон Купер, Уолтер Ширра, Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Джон Гленн, Дональд Слейтон, Скотт Карпентер

В первую семёрку были выбраны:

  • Гордон Купер (L. Gordon Cooper Jr.) — капитан Военно-воздушных сил
  • Вирджил Гриссом (Virgil I. “Gus” Grissom) — капитан Военно-воздушных сил
  • Дональд Слейтон (Donald K. “Deke” Slayton) — капитан Военно-воздушных сил
  • Скотт Карпентер (M. Scott Carpenter) — лейтенант морской авиации
  • Алан Шепард (Alan B. Shepard Jr.) — старший лейтенант морской авиации
  • Уолтер Ширра (Walter M. Schirra Jr.) — старший лейтенант морской авиации
  • Джон Гленн (John H. Glenn Jr.) — подполковник морской авиации

Самым старшим по возрасту (37 лет) и по званию был Джон Гленн. Самым младшим по возрасту был Гордон Купер — 32 года.

С 27 апреля 1959 года выбранные астронавты начали тренировки в Исследовательском центре Лэнгли. Тренировки включали всего понемногу: от теоретических занятий по астрономии, небесной механике и навигации до упражнений на тренажёрах и подводного плавания, для имитации состояния невесомости. Каждый астронавт специализировался на определенной технической дисциплине. Купер и Слейтон подробнее занимались ракетами-носителями и стартовым оборудованием. Карпентер специализировался в системах связи и навигации. Гленн — в оборудовании кабины корабля. Гриссом — в системах управления полётом. Ширра — в системах жизнеобеспечения и скафандрах. Шепард — в системах слежения и спасения. Тренировки в Исследовательском центре Лэнгли продолжались до переезда в Хьюстон, штат Техас.

Космические полёты

21 февраля 1961 года было принято решение, что в первых трёх пилотируемых полетах будут участвовать Алан Шепард, Вирджил Гриссом и Джон Гленн.

  • 5 мая 1961 года первый суборбитальный пилотируемый космический полёт совершил Алан Шепард. Этот полёт назывался миссия «Меркурий-Редстоун-3».
  • 21 июля 1961 года также суборбитальный полёт совершил Вирджил Гриссом — миссия «Меркурий-Редстоун-4».
  • 29 ноября 1961 года Джон Гленн был назначен для выполнения первого орбитального полёта по программе «Меркурий».
  • 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил свой полёт — миссия «Меркурий-Атлас-6».
  • 24 мая 1962 года совершил свой полёт Скотт Карпентер — миссия «Меркурий-Атлас-7».
  • 18 сентября 1962 года Дональд Слейтон был отстранён от подготовки к космическим полетам по медицинским показаниям (из-за проблем с сердцем, которые были у него обнаружены ещё в 1959 году). В космос он всё же слетал, но много позже (1975) на последнем корабле серии «Аполлон» в рамках программы ЭПАС, известной также как Союз — Аполлон.
  • 3 октября 1962 года совершил свой полёт Уолтер Ширра — миссия «Меркурий-Атлас-8».
  • 15 — 16 мая 1963 года — самый продолжительный и последний полёт по программе «Меркурий» — миссия «Меркурий-Атлас-9» — совершил Гордон Купер.

12 июня 1963 года было объявлено об отмене запланированного полета «Меркурий-Атлас-10». 3 — 4 октября 1963 года в Хьюстоне была проведена заключительная конференция по программе «Меркурий». Первая программа американских пилотируемых полётов была завершена.

Первая семёрка

Алан Шепард

Алан Шепард

Алан Шепард (18.11.1923 — 21.07.1998) — два космических полёта (один из них суборбитальный):

  • 5 мая 1961 год, миссия «Меркурий-Редстоун-3», первый американский космический полёт, продолжительность 15 минут
  • 31 января 1971 год, «Аполлон-14», продолжительность 9 суток 5 минут.

Алан Шепард — первый американец в космосе; пятый человек, ступивший на поверхность Луны (5 февраля 1971 года). Покинул НАСА 1 августа 1974 года.

Вирджил Гриссом

Вирджил Гриссом

Вирджил Гриссом (03.04.1926 — 27.01.1967) — два космических полёта (один из них суборбитальный):

  • 21 июля 1961 год, миссия «Меркурий-Редстоун-4», продолжительность 15 минут
  • 23 марта 1965 год, «Джемини-3», продолжительность 4 часа 52 минуты и 31 секунда. Первый в мире человек, полетевший в космос второй раз (если считать космическим первый суборбитальный полёт, что ФАИ отрицает).

Первый американский командир экипажа из 2-х (Джемини-3) и из 3-х человек (Аполлон-1, погибли до старта). Вирджил Гриссом погиб во время пожара в кабине корабля «Аполлон-1» (27.01.1967). По мнению Д.Слейтона, если бы не эта трагедия, именно Гриссом впоследствии был бы командиром первой лунной миссии и первым человеком на Луне.

Джон Гленн

Джон Гленн

Джон Гленн (18.07.1921 — 8.12.2016) — два космических полёта:

  • 20 февраля 1962 год, миссия «Меркурий-Атлас-6», первый американский орбитальный космический полёт, продолжительность 4 часа 55 минут.
  • 29 октября 1998 год, «Дискавери» STS-95″, продолжительность 213 часов 44 минут. Полёт самого пожилого астронавта — Гленну было 77 лет. Обладатель уникального рекорда: перерыв между полётами более 36 лет. Единственный, кто летал на кораблях первого (Меркурий) и четвёртого (Шаттл) поколения. Первый астронавт, перешагнувший 90-летний рубеж.

Покинул НАСА 30 января 1964 года.

Скотт Карпентер

Скотт Карпентер

Скотт Карпентер (01.05.1925 — 10.10.2013) — один космический полёт:

  • 24 мая 1962 год, миссия «Меркурий-Атлас-7», второй американский орбитальный космический полёт, продолжительность 4 часа 56 минут.

Покинул НАСА 10 августа 1967 года.

Уолтер Ширра

Уолтер Ширра

Уолтер Ширра (12.03.1923 — 02.05.2007) — три космических полёта:

  • 3 октября 1962 года, миссия «Меркурий-Атлас-8», продолжительность 9 часов 15 минут.
  • 15 декабря 1965 года, Джемини-6A, продолжительность 1 сутки 2 часа.
  • 11 октября 1968 года, «Аполлон-7», продолжительность 10 дней 20 часов 9 минут.

Первый человек в мире, совершивший три полёта. Единственный, кто летал на кораблях первого, второго и третьего поколения. Командир первого состоявшегося пилотируемого полёта Аполлона. Первый американский командир экипажа из 3-х человек, совершившего полёт. (Все эти рекорды должен был поставить в феврале 1967 года Гриссом, но помешала трагедия на корабле Аполлон-1 в январе 1967 года).

Покинул НАСА 1 июля 1969 года.

Гордон Купер

Гордон Купер

Гордон Купер (06.03.1927 — 04.10.2004) — два космических полёта:

  • 15 мая 1963 года, миссия «Меркурий-Атлас-9», продолжительность 1 сутки 10 часов 19 минут и 49 секунд. Первый американец провёл в космосе более суток и спал в космосе.
  • 21 августа 1965 года, Джемини-5, продолжительность 7 суток 22 часа 55 минут и 14 секунд. Стал первым в мире астронавтом, совершившим два орбитальных космических полёта.

Покинул НАСА 31 июля 1970 года.

Дональд Слейтон

Дональд Слейтон

Дональд Слейтон (01.03.1924 — 13.06.1993) — один космический полёт:

  • 15 июля 1975 года, миссия «Аполлон (ЭПАС)», продолжительность 9 суток 1 час 28 минут.

Покинул НАСА 27 февраля 1982 года. Последний из «семёрки», кто слетал и первый из умерших ненасильственной смертью.

> См. также

  • Первый отряд космонавтов СССР
  • Второй отряд астронавтов США
  • 3-й набор астронавтов НАСА

> Ссылки

  • This New Ocean: A History of Project Mercury
  • Фильм NASA 255-HQ-9 о подготовке первого набора астронавтов США (Original Seven)

Причины космической гонки

Они в общем-то лежат на поверхности: для СССР, недавно пережившей столь разрушительную Великую Отечественную войну, запуск спутника стал знаковым явлением, говорящим о переменах в стране и новых перспективах. Страна быстро восстанавливала свой потенциал и являла миру свою силу. А для США, привыкших считать себя самой технологически развитой страной, запуск спутника стал тяжёлым и неожиданным ударом. Президент США Эйзенхауэр предпринял ряд серьёзных действий, направленных на достижение технологического первенства. Но только через четыре месяца, 1 февраля 1958 года, после нескольких неудачных попыток, Соединённым Штатам удалось запустить свой искусственный спутник — «Эксплорер-1».

Первые спутники использовались только в научных целях. По данным «Спутника-1» удалось уточнить плотность верхних слоёв атмосферы, а с помощью данных «Эксплорера» были обнаружены радиационные пояса Земли.

19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю. Это был первый в мире орбитальный полёт животных с возвратом. На это США ответили в 1961 г. запуском космического аппарата с шимпанзе Хэмом на борту – это был первый орбитальный полёт животного, осуществлённый американцами. Хэм вернулся живым.

Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 г. он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».

Очень скоро второй «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км, пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса. Суборбитальный космический полёт — космический полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли. А 20 февраля1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.

Алан Шепард

А́лан Ба́ртлет Ше́пард-младший — американский астронавт, контр-адмирал американских ВМС. Первый американец, совершивший суборбитальный космический полёт. Второй космический полёт Шепард выполнил в качестве командира космического корабля «Аполлон-14», посадочный модуль которого совершил посадку на поверхность Луны.

Будущий астронавт родился в 1923 г. в городке Дерри в графстве Рокингхэм, штат Нью-Гэмпшир, США. Получил обширное образование и был всесторонне образованным человеком: в 1941 г. окончил морской колледж Академии адмирала Фаррагута; в 1944 г. получил диплом бакалавра естественных наук в Военно-морской академии США в Аннаполисе; в 1962 г. получил звание магистра искусств в Дартмутском колледже; в 1971 г. стал доктором естественных наук в Университете Майями; в 1972 г. получил степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа. Помимо этого, в 1951 г. Алан Шепард проходил обучение в Школе морских лётчиков-испытателей Патаксент, а в 1957 г. закончил военно-морской колледж в Ньюпорте (штат Род-Айленд).

Став офицером ВМС, служил на эсминце «Когсвелл», направленном в годы Второй мировой войны в Тихий океан. После окончания войны Шепард начал готовиться к карьере военно-морского лётчика и получил это звание в1947 г. В 1950 г. Шепард поступил в Школу морских лётчиков-испытателей. В апреле 1959 г. НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) стало набирать астронавтов для полетов на космических кораблях «Меркурий», одним из семи претендентов был Шепард.

Первый полет

5 мая 1961 г. ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. Хотя полёт и был суборбитальным, Шепард, в отличие от Гагарина (чей полёт был полностью автоматическим), имел возможность управлять кораблём и совершил в невесомости успешное маневрирование. В историю вошли слова Шепарда, сказанные перед стартом «Редстоуна»: «Боже, пожалуйста, не дай мне облажаться». Говорят, здесь немного прибавили и изменили СМИ, но с тех пор американские летчики пользуются этой «молитвой Шепарда».

Позже Шепард готовился к другим космическим полетам, но они по разным причинам были отменены. В разгар подготовки к полету на новом космическом корабле «Джемини», в 1964 г., врачи обнаружили у него болезнь Меньера (болезнь уха, нарушаюшая работу вестибулярного аппарата), была проведена операция, после которой Шепард вернулся к активной подготовке к новым полётам.

Второй полет

В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну. Это произошло 31 января — 9 февраля 1971 г.

После окончания карьеры

В 1971 г. Алан Шепард был делегатом Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1994 г. совместно с двумя журналистами он издал книгу «Полёт на Луну: внутренняя история американской лунной гонки». По книге был создан телевизионный мини-сериал в 1994 г.

Умер Алан Шепард в 1998 г. от лейкемии. Через пять недель скончалась его жена Луиза Шепард. Оба были кремированы, и их пепел был развеян над морем.

У них трое дочерей (Лаура, Джулианна и Алиса (приемная дочь) и шестеро внуков.

Джон Гленн

Джон Гершель Гленн-младший — астронавт США, лётчик-испытатель, лётчик Корпуса морской пехоты во Второй мировой и Корейской войнах, сенатор от штата Огайо.

Джон Гленн — первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полёт. 20 февраля 1962 г. Гленн на «Меркурии-Атлас-6» три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта составила 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США – был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».

Родился астронавт в 1921 г. в американском городе Кембридж, Огайо. Окончил начальную и среднюю школу в Нью-Конкорде, затем Маскинум-Колледж; получил степень бакалавра. Прошёл обучение по программе лётчика морской авиации и в 1943 г. был принят на воинскую службу в ряды морской пехоты. Во время Второй мировой войны Джон Гленн сделал 59 боевых вылетов, летал на F4U «Корсар» над Маршалловыми островами. После Второй мировой войны продолжал служить лётчиком на острове Гуам. Он участвовал в Корейской войне. После Корейской войны Джон Гленн окончил школу лётчиков-испытателей. С 1956 по 1959 гг. служил лётчиком-испытателем. В это же время Джон Гленн окончил Университет Мэриленда.

В июле 1957 г. Джон Гленн установил рекорд скорости трансконтинентального перелёта. Он пролетел на истребителе F8U из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка за 3 часа 23 минуты.

Вместе с Шепардом в апреле 1959 г. Джон Гленн был зачислен в первую группу американских астронавтов, которые начали подготовку к космическим полётам по программе «Меркурий». Д. Гленн был дублером Шепарда в его первом полете.

Первый полет Гленна

Первый полет Д. Гленн совершил 20 февраля 1962 года на «Меркурии-Атлас-6» — три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта — 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США и был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».

Второй полет Гленна

Второй полёт Джон Гленн совершил в качестве специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Дискавери» (STS-95) 29 октября — 7 ноября 1998 г. Джону Гленну исполнилось 77 лет — он стал самым пожилым человеком в космосе.

После первого полета Гленн в 1964 г. покинул отряд астронавтов, занимался бизнесом, работал сенатором до 1999 г., в 1983 г. он даже был выдвинут кандидатом в Президенты США, и после перерыва в 36 лет вновь отправился в космос в 1998 г.

Джон Гленн скончался на 96-м году жизни в декабре 2016 г.

Глава 23

Первые американцы в космосе

В этой главе я хочу рассказать не только о полетах кораблей «Меркурий», которые состоялись в 1961–1963 годах, но и о тех, кто эти корабли пилотировал.

Будет логичнее, если начну с рассказа о пилотах.

Первая группа астронавтов была сформирована в США в 1959 году. Случилось это раньше, чем в Советском Союзе. Требования к кандидатам были жесткими: отличное здоровье, возраст до 40 лет, рост до 180 сантиметров, высшее образование, квалификация пилота реактивных самолетов и налет не менее 1500 часов. Претенденты также должны были иметь диплом выпускника школы летчиков-испытателей. Американские требования к антропометрическим данным исходили из размеров кабины космического корабля. Аналогично поступали и советские врачи. Спускаемый аппарат «Востока» был чуть меньше, чем кабина «Меркурия» (хотя в целом советский корабль был больше и тяжелее американского), поэтому наши врачи и закладывались на 160 см (с запасом, могли бы и на 170 см), а американцы на 180 см.

Из 508 военных летчиков-испытателей, которые на тот момент числились в Вооруженных Силах США, этим требованиям отвечали 110. На собеседование в Вашингтон были приглашены 68. Из их числа были выбраны 36 пилотов, которым предложили пройти медицинское обследование. Согласие на эту процедуру дали 32 летчика. Из них и выбрали семь человек, которые 9 апреля 1959 года были представлены прессе как будущие астронавты.

В состав этой группы, ныне известной как «Меркурий-7», вошли: Джон Гленн, Вирджил Гриссом, Малкольм Карпентер, Гордон Купер, Дональд Слейтон, Алан Шепард и Уолтер Ширра.

Все они обладали немалым летным опытом, почти все участвовали в боевых действиях.

Джон Хершел Гленн в семерке космонавтов был самым старшим. Он родился 18 июля 1921 года в городе Кембридж, в штате Огайо. В 1943 году окончил летную школу Авиационного тренировочного центра ВМС в Техасе, после чего принимал участие в войне на Тихом океане. За его плечами 59 боевых вылетов.

После окончания Второй мировой войны продолжил службу в авиационных частях флота и до декабря 1950 года занимался подготовкой молодых летчиков на базе в штате Техас. Потом была Корея, где Гленн летал на F-86. В его послужном списке 90 боевых вылетов в ходе Корейской войны и три победы над МиГ-ами.

В 1954 году окончил школу летчиков-испытателей в штате Мэриленд и занялся испытательной работой. В 1957 году осуществил беспосадочный трансконтинентальный полет из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на сверхзвуковом самолете F-8U «Круса-дер», установив рекорд скорости перелета.

Вирджил Айвен Гриссом родился 3 апреля 1926 года в городе Митчелл, штат Индиана. С 1944 года – в рядах ВВС США. В 1950 году окончил Университет Пердью в городе Лафейетт, штат Индиана, получив степень бакалавра наук в области механики.

Участник войны в Корее 1950–1953 годов. Совершил около 100 боевых вылетов.

После окончания Корейской войны служил летчиком-инструктором на авиабазе в Брайане, штат Техас. В 1953 году окончил Технологический институт ВВС, а в 1956 году – школу летчиков-испытателей на базе ВВС США Эдвардс.

К моменту зачисления Гриссома в отряд астронавтов он имел налет 4600 часов, в том числе 3500 часов на реактивных самолетах.

Малкольм Скотт Карпентер родился 1 мая 1925 года в городе Болдер, штат Колорадо. В 1949 году окончил Колорадский университет, получив степень бакалавра наук в области авиационной техники. Проходил летную подготовку в Пенсаколе, штат Флорида, и Корпус-Кристи, штат Техас. Участвовал в войне с Кореей в 1950–1953 годах, летал на патрульных самолетах над водами Желтого моря. После окончания в 1954 году школы летчиков-испытателей в Патаксент Ривер, штат Мэриленд, работал в отделении электронных систем авиационного испытательного центра ВМС США. Позднее обучался в военно-морской школе авиационной разведки в Вашингтоне.

Лерой Гордон Купер родился 6 марта 1927 года в городе Шоуни, штат Оклахома. Самостоятельно начал летать в 17 лет на самолете отца. Служил в армии, затем на флоте, потом в авиации. В 1945 году вступил в морскую пехоту. Позднее начал обучение в Морской академии, но бросил занятия и поступил в Гавайский университет, который окончил в 1949 году. Находясь в армии, в течение четырех лет посещал вечерние курсы при Мэрилендском университете. В 1956 году окончил Технологический институт ВВС, получив степень бакалавра наук по авиационной технике. В 1957 году окончил школу летчиков-испытателей на базе Эдвардс и служил на ней летчиком-испытателем и инженером.

Дональд Кент Слейтон родился 1 марта 1926 года в городе Спарта, штат Висконсин. В Военно-воздушных силах США с 1942 года. Участник Второй мировой войны, совершил 56 боевых вылетов в качестве пилота бомбардировщика В-29. Весной 1945 года вместе со своей эскадрильей прибыл на остров Окинава и совершил семь боевых вылетов на Японию.

По окончании в 1949 году Миннесотского университета получил степень бакалавра наук по авиационной технике и работал в компании «Боинг». В 1951 году был вновь призван на военную службу. Проходил службу на авиабазах в ФРГ. После возвращения в США, в 1956 году, окончил школу летчиков-испытателей и служил на базе ВВС США Эдвардс.

Алан Бартлетт Шепард родился 18 ноября 1923 года в городе Ист-Дерри, штат Нью-Гэмпшир. После окончания в 1944 году Морской академии принимал участие в военных операциях США на Тихом океане. В 1950–1953 и 1955–1957 годах работал в школе летчиков-испытателей ВМС США, участвовал в испытаниях истребителей F-3H «Демон», F-8U «Крусадер», F-4D «Скайрэй» и F-11F «Тайгеркэт». В 1958 году окончил Военно-морской колледж. Посещал гражданскую летную школу.

Группа «Меркурий-7»

Уолтер Марти Ширра родился 12 марта 1923 года в городе Хэкенсэк, штат Нью-Джерси, в семье летчиков – и отец, и мать его были пилотами. В 1940–1941 годах учился в машиностроительном колледже в Ньюарке, штат Нью-Джерси. После окончания в 1945 году Военно-морской академии проходил службу в авиационных частях флота. Участник войны в Корее 1950–1953 годов. Окончил также офицерскую школу морской авиации при Южно-Калифорнийском университете и школу по подготовке летчиков-испытателей в военно-морском авиационном испытательном центре в Патаксент Ривер.

Вот этим семерым и предстояло пилотировать «Меркурии» и покорять космос.

Всего в рамках программы «Меркурий» было осуществлено шесть полетов: два суборбитальных и четыре орбитальных. Первоначально планировалось, что их будет больше. Но потом стало ясно, что ничего нового в копилку знаний эти миссии принести не могут. Ну а экономить деньги, как мы знаем, американцы умеют, поэтому и было решено ограничиться двумя «прыжками» и четырьмя путешествиями на орбиту. Тем более что каждый состоявшийся полет сопровождался таким ворохом проблем, что лишний раз играть со смертью не стоило.

Первый пилотируемый полет по программе «Меркурий» состоялся 5 мая 1961 года. Это случилось на год позже, чем некогда планировалось, и спустя 23 дня после того, как Юрий Гагарин открыл для человечества дорогу в космос. В каком-то смысле американцы шли уже проторенным путем, хотя этот путь и отличался от того, который прошли конструкторы в СССР.

В программе «Меркурий» первый пилотируемый полет имел обозначение MR-3 (Mercury-Redstone-3) и собственное имя «Фридом-7» (Freedom – Свобода). Первым американцем, прикоснувшимся к космосу, стал Алан Шепард. Когда он занял свое место в кабине корабля, вся Америка, как в декабре 1957 года (см. главу 14), приникла к радиоприемникам и телевизорам. Но ждать пришлось больше двух часов: сначала набежали облака, грозившие сорвать киносъемку, потом выявились сбои в одной из систем. И все-таки предстартовую подготовку довели до конца.

Старт был дан в 9 часов 34 минуты 13 секунд по местному времени. В тот же момент были остановлены занятия в школах и работа в учреждениях, замерло уличное движение. Прямой репортаж с мыса Канаверал смотрели и слушали почти 70 миллионов американцев.

Полет Шепарда был очень коротким – 15 минут 22 секунды от старта до приводнения. Первые 142 секунды длилось выведение. Отсечка двигателя произошла на полсекунды раньше запланированного на высоте 59,7 километра. Вскоре после этого корабль отделился от носителя, но продолжал набирать высоту.

А через 3 минуты 10 секунд после отрыва от стартового стола астронавт включил режим ручного управления и начал управлять кораблем. Такой факт уже позабылся, но это было сделано впервые в мире. «Меркурий», как и советский «Восток», мог совершить полет полностью автоматически, но в США решились уже во время первой миссии проведение основных операций возложить на пилота. Сначала Шепард опустил нос корабля, потом его немного приподнял, затем последовательно отклонил его вправо-влево.

Спустя 5 минут 11 секунд корабль достиг апогея траектории – высоты 187,4 километра. После этого был включен режим торможения корабля. Эту операцию астронавт также выполнил вручную. Вручную он поддерживал и ориентацию аппарата, пока длилось торможение. Все это можно было бы и не делать, корабль и так бы сел, но маневр отрабатывался с прицелом на будущий орбитальный полет.

Снижение капсулы происходило так, как это было рассчитано, без отклонений от штатного режима и без неожиданностей, грозящих перерасти в неприятности. На высоте 3,2 километра был раскрыт парашют, под куполом которого капсула опустилась на поверхность Атлантического океана в 130 километрах северо-восточнее острова Гранд Багама. Спустя четыре минуты после приводнения над капсулой завис спасательный вертолет.

А еще через шесть минут капсула с астронавтом была доставлена на борт военного судна «Лейк Шамплейн».

Второй полет совершил Вирджил Гриссом 21 июля того же года на корабле, нареченном «Либерти Белл-7» (Liberty Bell – Колокол Свободы). Небольшая ремарка. Все собственные имена кораблей серии «Меркурий» имели цифровой индекс «7». Тем самым подчеркивалось, что полеты на них совершают члены группы «Меркурий-7».

Второй полет также являлся «прыжком в космос». Конструктивно корабль Гриссома был почти точной копией корабля Шепарда. Отличало его наличие большого окна в форме трапеции, в то время как Шепард пользовался только перископом и двумя боковыми круглыми 25-сантиметровыми иллюминаторами. И еще входной люк на пироболтах был значительно легче, что позволяло без труда открывать его как изнутри, так и снаружи.

Старт «Колокола свободы-7» прошел без проблем. Так же гладко проходил и сам полет. Полетное задание Гриссома была не столь напряженным как у Шепарда: ему пришлось меньше времени затратить на управление кораблем, но больше времени посвятить наблюдениям земной поверхности.

Проблемы у Гриссома возникли в самый последний момент, когда капсула уже опустилась на водную гладь Атлантического океана. Перелет от расчетной точки приводнения составил 15 километров, поэтому спасательному вертолету понадобилось чуть больше времени, чтобы подлететь к кораблю и зацепить его тросом. В этом не было ничего страшного, если бы через 10 минут после приводнения неожиданно не сработали заряды пироболтов, отстрелившие боковой люк. В капсулу тут же стала поступать вода.

Гриссома спасло то, что он обладал превосходной реакцией летчика-испытателя и успел подготовиться к выходу из капсулы. Сбросив шлем, астронавт буквально вылетел в океан. Один из спасательных вертолетов успел подцепить тонущую капсулу тросом и отошел в сторону, таща ее по воде. Две другие винтокрылые машины, мешая друг другу, пытались спасти астронавта. Сделать это удалось не сразу. «Заплыв» продолжался почти 4 минуты и пилота подхватили из воды буквально за секунду до того, как он пошел на дно. А вот капсулу спасти не удалось. Пилот вертолета, на тросе которого «болтался» аппарат, обнаружил падение давления масла и перегрев двигателя, поэтому был вынужден избавиться от груза.

Монумент на мысе Канаверал, посвященный группе «Меркурий-7»

Ровно 38 лет капсула «Колокола свободы-7» покоилась на дне Атлантического океана на глубине 4890 метров. Лишь в ночь с 19 на 20 июля 1999 года ее удалось поднять на поверхность в результате экспедиции, организованной телеканалом «Дискавери». Сейчас ее можно увидеть в экспозиции Канзасского музея космонавтики в городе Хатчинсон.

Первый «настоящий» космический полет состоялся 20 февраля 1962 года. Пилотом корабля «Френдшип-7» (Friendship – Дружба) и, соответственно, первым американцем, совершившим полет по орбите искусственного спутника Земли, стал Джон Гленн.

Вообще-то этот полет также планировался как суборбитальный. Но тщеславный Гленн настоял на том, чтобы суборбитальные пуски были прекращены, а вместо этого стали готовить орбитальный старт. Его назначили на 28 декабря 1961 года.

Но взлететь с первого раза не удалось. Сначала не успели вовремя подготовить ракету к старту, потом последовали отсрочки то по метеоусловиям, то из-за технических проблем. За эти дни Гленн успел побывать и дома, и в Исследовательском центре имени Лэнгли, и даже навестил в Белом доме президента Кеннеди. По числу переносов срока запуска полет Гленна среди лидеров – его переносили 10 раз.

И вот настал долгожданный день старта. Ранним утром астронавт занял свое место в корабле, а в 9 часов по местному времени началась общенациональная телевизионная трансляция с космодрома. Через 47 минут в эфире прозвучало американское «Поехали!» – «We are on the way!»

Выход на орбиту прошел нормально. Благоприятно развивались события и на первом витке вокруг Земли. А вот потом одна за другой стали возникать проблемы. Сначала вышла из строя автоматическая система ориентации, и астронавту почти до конца полета пришлось ориентировать корабль вручную.

На 96-й минуте полета сорвался сеанс связи с президентом Кеннеди, и тут же в Центре управления полетом по телеметрии прошла информация о том, что надувной посадочный амортизатор и теплозащитный экран не закреплены. А это означало, что после торможения экран отвалится от корабля и тот сгорит в земной атмосфере. Если, конечно, датчик не врет.

К началу третьего витка запас топлива в ручной системе ориентации снизился до 60 % и астронавту порекомендовали перевести корабль в дрейф. Но «Френдшип-7» летел как-то странно: приборы показывали нулевое отклонение, а пилот ясно видел, что оно достигало 40–50 градусов. Приходилось «подрабатывать» вручную.

Через четыре часа после старта корабль пошел на посадку. Чтобы не потерять теплозащитный экран, тормозную двигательную установку не отстрелили, и Гленну пришлось вручную стабилизировать «Френдшип-7».

К счастью, все закончилось благополучно. Приводнение произошло в 267 километрах к востоку от острова Гранд-Терк. Через 21 минуту капсула с астронавтом уже была на борту эсминца «Ноа». Полет Гленна продолжался 4 часа 55 минут 23 секунды.

Второй орбитальный полет должен был совершить в апреле 1962 года Дональд Слейтон. Его кораблю уже дали имя – «Дельта-7». Но тут случилось непредвиденное. Во время прохождения очередного медицинского обследования у Слейтона были обнаружены перебои в работе сердца, и его отстранили от полета. Место в кабине очередного «Меркурия» отдали Малкольму Карпентеру, а корабль переименовали в «Аврору-7». Старт был назначен на 24 мая 1962 года. Редкий случай во время первых пилотируемых полетов в США – старт состоялся с первой попытки.

Полет Карпентера оказался как две капли воды похож на полет Гленна. Хотя технических проблем было гораздо меньше, но запланированные научные эксперименты удалось выполнить лишь частично. Правда, удалось запустить первый в мире субспутник – через 98 минут после старта астронавт выполнил сброс из антенного отсека надувной мишени – майларовой сферы диаметром 76 сантиметров.

Небольшие неприятности случились и во время посадки. При сходе с орбиты пилот не заметил, что включен ручной режим управления стабилизацией и быстро израсходовал топливо. В результате перелет расчетной точки посадки составил почти 400 километров. После приводнения Карпентеру пришлось почти два часа ждать спасателей.

В том же 1962 году состоялся еще один пилотируемый полет по программе «Меркурий». Выполнить его доверили Уолтеру Ширре. Корабль, получивший название «Сигма-7», был приспособлен для шестивиткового полета по околоземной орбите. В конструкцию аппарата внесли кое-какие изменения по сравнению с предыдущим. Чтобы избежать перерасхода топлива на ориентацию, ввели тумблер отключения двигателей в электро-дистанционном режиме управления, с тормозной двигательной установки сняли теплоизоляцию и установили там две пятиметровые антенны коротковолнового диапазона для улучшения связи. Сделали и ряд других доработок.

Забравшись в кабину корабля рано утром 3 октября, Уолтер Ширра обнаружил в бардачке сэндвич, а около штурвала – ключ зажигания. Это пошутили члены стартовой команды. Запуск состоялся с 15-минутной задержкой из-за неисправности радиолокатора на Канарских островах. Поднявшись над стартовым столом, носитель вдруг стал разворачиваться, едва не дошел до аварийного угла, но затем выровнялся. Двигатель ракеты проработал на 10 секунд дольше расчетного времени, в результате корабль оказался на орбите с высотой большей, чем у двух предыдущих «Меркуриев».

Главной задачей пилота в этом полете было растянуть небольшой – всего 27 килограммов – запас топлива системы ориентации и не попасть в то сложное положение, в котором оказался Карпентер. С этой задачей космонавт справился, но сложности возникли в другом. Еще на первом витке Ширра почувствовал, что в скафандре стало жарко – температура поднялась до 32 градусов. Как потом выяснилось, причиной была высохшая силиконовая смазка. Опасаясь, что при повороте регулятора на несколько делений сразу теплообменник замерзнет, астронавт убирал подогрев по полделения. Пока он это делал, на Земле решали, не посадить ли корабль после одного витка? Но к моменту принятия решения температура перестала расти и полет продолжился.

Когда «Сигма-7» шла на четвертом витке над Калифорнией, двухминутный фрагмент переговоров между Ширрой и Джоном Гленном, находившимся в Центре управления полетом, был впервые передан в прямом телевизионном эфире.

Корабль приводнился в Тихом океане в 507 километрах северо-восточнее острова Мидуэй. На целых 30 секунд капсула ушла под воду, но затем всплыла и выровнялась. Как потом вспоминал сам Ширра, в эти мгновения он почувствовал себя очень неуютно. Но все закончилось благополучно.

Последний пилотируемый полет по программе «Меркурий» состоялся в мае 1963 года. К тому времени уже вовсю шла работа над проектом нового корабля «Джемини» (Gemini – Близнецы), поэтому в НАСА решили, что пришла пора заканчивать с рискованными одиночными полетами. Но суточный полет все-таки было решено провести. Осуществить его доверили Гордону Куперу.

Корабль «Фейт-7» (Faith – Вера) значительно отличался от своих собратьев. Проведенные модернизации в большей степени позволяют называть его космическим кораблем, чем предыдущие аппараты серии. Специалисты насчитали 183 изменения, внесенные в конструкцию. Из них 19 оцениваются как значительные.

В систему ориентации включили третий топливный бак, залив в него еще 4,5 килограмма топлива. Удвоили емкость двух из шести бортовых аккумуляторов. Установили для контроля состояния пилота телевизионное устройство низкой частоты и снизили вдвое скорость подачи ленты бортового магнитофона. Увеличили запас кислорода. И так далее. Чтобы масса капсулы не превышала возможности ракеты, с нее сняли перископ, что позволило сэкономить 34,5 килограмма, часть аппаратуры ориентации и запасные передатчики.

Основной задачей миссии «Фейта-7» было исследование воздействия факторов длительного космического полета на человеческий организм и способность астронавта управлять кораблем.

Конечно, длительным полет был по тем временам. Сегодня, когда экспедиции на орбиту длятся по полгода, это можно воспринимать с улыбкой. Но надо же было с чего-то начинать.

Старт ракеты-носителя «Атлас»

По планам полет Купера должен был начаться 14 мая. Астронавт уже занял свое место в кабине корабля, но тут одна за другой стали возникать проблемы. Сначала засбоил радиолокатор на Бермудских островах. Затем более двух часов не могли завести дизельный двигатель и отвести от ракеты башню обслуживания. Когда справились с этой проблемой, вновь «отличились» Бермуды: отказал преобразователь данных. После четырех часов мучений старт отложили на сутки.

Интересна была реакция Гордона Купера на происходящее. Убедившись, что в расчетное время ему не улететь, он решил вздремнуть. и заснул прямо в готовящемся к старту корабле. А выбравшись из капсулы пошутил, что тренировка была очень реалистичной и отправился ловить рыбу.

На следующий день старт состоялся всего с 4-минутной задержкой из-за сбоя в работе наземной аппаратуры. Но Купер и в этот раз успел немного вздремнуть.

Выведение «Фейта-7» на околоземную орбиту прошло без происшествий. За первые два витка пилоту пришлось столкнуться лишь с мелкими «пакостями» регулятора температуры. А в остальном все было нормально, поэтому астронавту была дана команда приступить к проведению запланированных экспериментов. В полетное задание их было включено 11.

В начале третьего витка Купер отстрелил от блока тормозной двигательной установки субспутник-мишень – шарик диаметром 148 миллиметров и массой около 4,5 килограмма с двумя ксеноновыми лампами-вспышками. Астронавт долго пытался увидеть новый искусственный объект, который сам же и создал, но смог это сделать только на четвертом витке, когда шарик удалился от корабля на 15 километров.

Этот субспутник был не единственным. Предполагалось, что пилот еще запустит надувную полутораметровую сферу и по натяжению 30-метрового троса определит сопротивление атмосферы на высотах от 160 до 260 километров. Но сделать это не удалось – не сработал пирозаряд крышки контейнера.

Дальнейшая программа полета предусматривала проведение наблюдений и фотосъемки земной поверхности, с чем Купер справился блестяще. Его снимки были признаны лучшими, сделанными к тому времени с космических высот. На них удалось увидеть многие детали, вплоть до дыма паровоза в Африке.

С 10 по 13 виток корабль лежал в дрейфе, а астронавт спал. Сон его был прерывистым: то мешали всплывающие в невесомости руки, то приходилось ловить улетевший фотоаппарат, то беспокоил рост температуры внутри скафандра.

Утром второго дня пилот принял поздравительные телеграммы от президента Сальвадора и министра снабжения Австралии, и направил приветствие главам африканских государств, собравшимся в Аддис-Абебе. Как мы видим, не только советские космонавты занимались подобными вещами.

До девятнадцатого витка полет проходил нормально, а потом начались проблемы, которые едва не стоили жизни Куперу. Неожиданно зажегся индикатор, фиксирующий перегрузки. И хотя он показывал всего 0,05 единицы, система ориентации начала отработку сигнала, как будто бы уже начался спуск в земной атмосфере. Пилот при этом ясно видел, что все предметы продолжают пребывать в невесомости. Вероятно, причиной всему была жидкость, которую астронавт пролил, когда пытался приготовить себе пищу. Она попала на пульт, заставив датчик выдавать неправильную информацию.

Но все это было еще полбеды. Беда пришла чуть позже, когда Купер уже получил с Земли все необходимые инструкции по спуску. Сначала повысилось содержание углекислоты в атмосфере корабля, а потом произошли сразу два коротких замыкания в сети электропитания автоматической ориентации. А раз так, то все остальные операции Куперу предстояло проделать вручную. По звездам и огням ночного Шанхая он развернул корабль для схода с орбиты и по команде с Земли включил тормозную двигательную установку. Вручную «держал» корабль, пока работали двигатели. Вручную отстрелил тормозную установку. Вручную сориентировался для входа в атмосферу. Парашют сработал штатно и вскоре «Фейт-7» благополучно приводнился на поверхности Тихого океана. Эксперты потом проанализировали действия Купера и признали, что если бы на борту корабля не было пилота, полет закончился катастрофой.

На этом завершился первый этап американской пилотируемой программы, и началась подготовка к новым полетам в рамках других программ.

А теперь воспользуюсь случаем и расскажу о том, как в дальнейшем сложилась судьба первых американских астронавтов после завершения «Меркурия».

Шестеро из семерых членов группы «Меркурий-7» получили свою порцию «звездной славы» еще в 1961–1963 годах, но и в дальнейшем продолжали готовиться к новым полетам в космос. Правда, не всем это удалось сделать.

Джон Гленн еще некоторое время числился в отряде астронавтов НАСА, но прекрасно понимал, что совершить второй полет в обозримом будущем ему вряд ли удастся. В правительственных кругах США решили не рисковать жизнью первого американца, совершившего орбитальный космический полет, и неофициально наложили запрет на его участие в новых экспедициях на орбиту. В 1964 году Гленн ушел в отставку и занялся политикой. Его карьера на новом поприще оказалась более чем успешной: в 1974 году он был избран сенатором от штата Огайо, а в 1984 году баллотировался, правда, безуспешно, на пост президента США.

И все-таки Гленну удалось второй раз побывать в космосе. В середине 1990-х годов он предложил руководству НАСА вновь отправить его на орбиту. Гленн хотел доказать, что даже в таком возрасте (а к этому моменту ему было за 70), можно жить и работать в космосе. В 1998 году такой полет состоялся. Гленн занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый старый человек, когда-либо покидавший Землю.

В настоящее время Гленн на пенсии, но по-прежнему бодр и здоров. О новых полетах в космос не мечтает, но с интересом следит за всем, что происходит в этой сфере.

Второй раз смог побывать в космосе и Вирджил Гриссом. После окончания программы «Меркурий» он был переведен на подготовку к полетам по программе «Джемини». 23 марта 1965 года Гриссом вместе с Джоном Янгом совершил полет на корабле «Джемини-3». Это был первый пилотируемый полет на новом корабле. Он продолжался 4 часа 53 минуты и проходил непросто. Но, благодаря высокой подготовке членов экипажа, в первую очередь, Гриссома, миссия завершилась благополучно.

Потом в биографии Гриссома была программа «Аполлон». Его назначили командовать первым кораблем, который должен был стартовать в космос в феврале 1967 года. Многие считали, что ему доверят быть первым американцам, кто ступит на лунную поверхность. Но этим планам не суждено было сбыться. 27 января 1967 года Вирджил Гриссом погиб во время наземных испытаний корабля. Подробнее об этой трагедии будет рассказано в главе «Пожар на мысе Канаверал».

Элементы скафандра астронавтов с «»Меркурия»

Алан Шепард, первый американец, побывавший на космических высотах, принимал активное участие в программе «Аполлон» и в феврале 1971 года ступил на поверхность нашего естественного спутника. До 1974 года он оставался командиром отряда американских астронавтов. Потом покинул НАСА и работал в американской промышленности. После выхода на пенсию возглавлял Фонд «Меркурий-7» – некоммерческую организацию, занимавшуюся поддержкой студентов, обучающихся в колледжах США космическим дисциплинам. Умер 21 июля 1998 года.

Гордон Купер покинул отряд астронавтов НАСА в 1970 году, успев еще один раз побывать на орбите – в августе 1965 года он вместе с Ричардом Гордоном провел в космосе 8 дней. Участвовал в программе «Аполлон». После отставки работал в частном секторе американской промышленности. Умер 4 октября 2004 года.

Уолтер Ширра стал самым «летающим» из первой семерки. В декабре 1965 года он совершил полет на корабле «Джемини-6», а в октябре 1968 года командовал первым пилотируемым «Аполлоном». С 1969 года – в отставке. Возглавлял Консультативное бюро по вопросам защиты окружающей среды. Затем руководил отделением «Текнолоджи перчес» компании «Джонс-Мэнвилл». Умер 3 мая 2007 года.

Малкольм Карпентер стал единственным из пилотов «Меркурия», кому больше не суждено было слетать на орбиту. Он еще несколько лет работал в НАСА. Участвовал в проектировании и разработке лунной кабины для «Аполлона», исполнял обязанности помощника директора Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне, руководил группой акванавтов подводной морской лаборатории «Силэб-2». Провел 30 дней на глубине около 75 метров. Во время этого эксперимента вел переговоры с Гордоном Купером, совершавшим полет на корабле «Джемини-5». После автомобильной катастрофы в 1969 году покинул отряд астронавтов и занимался частным предпринимательством. В настоящее время также на пенсии.

А вот Дональд Слейтон ждал своего звездного часа почти 15 лет. Он должен был совершить второй орбитальный полет в мае 1962 года, но был снят с подготовки из-за незначительных проблем с сердцем, которые были выявлены в ходе очередного медицинского обследования. Вскоре был назначен руководителем Отдела астронавтов, где ему пришлось отвечать за все дела в отряде астронавтов НАСА. Среди прочего ему пришлось руководить отбором и формированием экипажей. Это была достаточно высокая должность в структуре аэрокосмического ведомства, но Слейтон не оставлял мечты слетать в космос. И своего добился. Строгим соблюдением режима он избавился от проблем с сердцем и вновь был включен в отряд астронавтов. В 1973 году его назначили в экипаж «Аполлона», которому предстояло совершить полет в рамках советско-американского эксперимента ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» – «Союз»). Этот полет состоялся в июле 1975 года. В дальнейшем Слейтон участвовал в работах по разработке многоразовых космических кораблей «Спейс Шаттл». В 1982 году ушел из НАСА и работал в частном секторе американской промышленности. Умер 13 июня 1993 года.

Первые американские астронавты, как и их советские коллеги из «гагаринского набора», были первыми, кто устремился навстречу к звездам. По их стопам пошли сначала десятки, теперь уже сотни людей. А пойдут тысячи и миллионы. Но первых мы будем помнить всегда.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >