Nvidia или radeon?

Есть распространённое мнение о том, что nvidia занижает производительность своих старых видеокарт драйверами. В качестве подтверждения этому иногда приводятся доводы о том, что на старте продаж, в 2016 году, RX 480 были чуть слабее в играх, чем GTX 1060. А в настоящий момент именно RX 480 является лидером по производительности в этой паре.

Однако ранее на сайте было выложено два материала с тестами в которых проверялась данная гипотеза как с картами AMD, так и с картами Nvidia.

И в итоге выяснилось, что ни AMD ни Nvidia производительность не занижает, а даже наоборот.

У RX 470 между 2016 и 2020 годом поменялись даже стоковые частоты работы в большую сторону.

Частоты работы RX 470 в 3D Mark TS на драйверах 16.12.1 и 20.1.1

Если же говорить про игры, то производительность в среднем изменилась мало и по результатам 7 игр выроста в рамках 1%

Изменение медианного FPS в играх у RX 470 в зависимости от версии драйвера

Если говорить про игры по отдельности, то где-то производительность выросла, где-то упала.

У Nvidia всё несколько лучше, сильно заметных снижение производительности вообще не было зафиксировано, в основном наблюдается умеренный рост.

Изменение медианного FPS в играх у GTX 1050 Ti в зависимости от версии драйвера

Сравнивая результаты AMD и Nvidia на одной диаграмме можно увидеть следующее:

(нажмите для увеличения)

У nvidia чуть сильнее увеличились средние и медианные значения FPS, но почти не увеличились значения меньших 0.1 и 1% mFPS обратных от времени кадра.

У AMD — средние значения изменились меньше, а вот стабильность чуть увеличилась, за исключением самых длинных и редких микрофризов.

Но изменения эти столь незначительны друг относительно друга, что повлиять на расклад соотношений видеокарт не могут.

То есть исходя из проведённых исследований можно сделать вывод, что драйвера в том что RX догнали GTX не причём.

Так в чём же тогда дело?

А получается это из-за того, что архитектура GCN у AMD вышла довольно универсальной и удачной для своего времени. При этом архитектура довольно гибкая для вычислений, но для игр она как-то не пошла настолько, насколько могла, API обращались к ней не оптимальным образом.

Собственно огромная вычислительная мощность заложенная в карты видна и по заявленным цифрам Терафлопс, которые всегда выше были у AMD с сопоставимыми по игровой производительности видеокартами от Nvidia, и майнеры эту вычислительную мощь тоже быстро освоили, а в играх заявленных преимуществ в вычислениях видно не было.

GTX 1060 RX 470
4.35 TFlops 5.8 TFlops

Но время шло, видеокарты начинали выполнять всё больше работы в играх которые ранее выполнял процессор. Сейчас уже обсчет значительной части физики, пересечения геометрии, расчёт деформаций, генерация и расчёт частиц в основном выполняется видеокартой и всё это параллельно традиционным работам с отрисовкой, то есть когда надо на основе теней и света разукрасить картинку, вдобавок сильно усложняются алгоритмы построения процедурных затенений и освещения, не говоря уже про ресурсоёмкость алгоритмов трассировки, которая использовалась и до DXR, просто требовала того чтобы разработчики игр сами писали математику этих процессов. Всё это привело к тому, что видеокарта должна была стать более независимым элементом компьютера с более качественными API работающими с графикой на более низком уровне, позволяя занимать потоки графики более разнообразными текущими задачами, что, учитывая малое количество планировщиков на огромное число ядер сделать не так то просто. То есть требования к видеокарте изменились, в современном мире — видеокарта это не та штука которая просто отрисовывает подготовленные кадры как это было раньше.

Это не вчера появилось и не 3 года назад, а со времён первых CUDA ядер, но в последние годы на видеокарту стали наваливать вообще практически всё, потому что центральный процессор мало для чего подходит в играх, потому что однотипных задач всё равно очень много, а процессоры их так медленно декодируют, что толку от центральных процессоров во многих задачах нет, даже то что сейчас есть длинные инструкции собирающие группы однотипных векторных операций идущих паровозом — это капля в море для игр.

«Объёмы» AVX512 битных инструкций в сравнении с другими длинными инструкциями

То есть индустрия требовала изменений для дальнейшего развития и они были реализованы в DX 12 и API Vulkan. Новые API были написаны для того, чтобы взять все эти задачи, которые свалились на голову видеокартам и оптимизировать их выполнение путём более низкоуровневого общения с графическим чипом. И так вышло, что видеокарты от AMD уже имели и большую вычислительную мощность, которая стала ещё важнее для карт и имели более гибкие возможности у планировщиков, для того чтобы задействовать эти мощности при наличии одновременно решаемых разных задачах.

Со временем больше игр стали использовать новые API и более приспособленные для них RX получили от этого больше профита.

Тесты

Чтобы увидеть насколько RX стал оптимальнее для новых API надо сделать довольно простые тесты.

Взять драйвера 2016 года и игры 2016 и более старые.

А потом взять драйвера 2020 года и самые современные игры.

И сравнить разницу между видеокартами.

До этого мы уже сравнивали производительность одних и тех же видеокарт в старых играх, теперь же я предлагаю эти же результаты тестов использовать для сравнений но уже между видеокартами.

То есть тут мы посмотрим на то как отличались по производительности GTX 1050 Ti и RX 470 в 2016 году в тех играх которые могли бы в тестах в 2016 году и с теми драйверами, которые были в то время.

GTA V

Самая старая игра в сравнении.

И в ней между RX 470 и GTX 1050 Ti разница около 6%.

Ashes of the Singularity: Escalation

Ещё одна игра со старыми. Хотя в ней есть и DX 12, но тесты были на 11. Разница — около 16%.

Ведьмак 3

Также DX 11. Разница между картами — около 25%

Watch Dogs 2

Ещё одна игра с DX11 и разница между картами около 17%

В более современных к тому моменту играх и разница уже стала выше.

Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

Разница около 36%

Rise of the Tomb Raider

DirectX 12. Разница около 33%.

The Division

DX12. Разница порядка 40%

Уже тут видно как даже в 2016 году между старыми и новыми играми появляется не малая разница.

А в среднем по всем 7 играм между RX 470 и GTX 1050 Ti в 2016 году разница составила 25%.

Тесты в новых играх

Новых игр я не набрал у себя 7 штук, которые имеют приличную повторяемость результатов, игр только 5.

Far Cry 5

Разница между картами — 25% и забегая вперёд скажу, что среди блока новых игр именно в этой разрыв между картами наименьший.

World War Z

API Vulkan, разница составила 39%.

Shadow of the Tomb Raider

DX12 — разница 33%.

The Division 2

DX 12 — разница около 32%.

Red Dead Redemption 2

Последняя игра в тесте. С тестом возникли сложности, почему-то на картах от nvidia. Естественно она была отключена в меню. Принудительное отключение синхронизации в панели управления Nvidia также не дало результатов.

Правда в игре не вертикальная синхронизация, а что-то на подобии FastSync когда нет лока кадров, которые бы увеличивали импут лаг, то есть FPS может быть выше развёртки экрана и FPS свободно меняется во времени и многие и не заподозрили бы, что синхронизация включена, но её палят два фактора — во первых периодические долгие кадры в моменты после задержек кадров на вывод, и как следствие на этапе первых обращений к API на отрисовку они выглядят как фризы. А второе — это то, что я снимаю врем кадра по экранному времени, то есть по фактическому времени кадров выведенных на дисплей и вот с картами от Nvidia синхронизация не отключается, то есть у меня мгновенный FPS каждого кадра является делителем значения развёртки монитора.

Зелёный график — фактическое время кадров выводимых на экран, фиолетовый график — время кадра вычисленное как промежутки между обращениями к API на отрисовку соседних кадров

Средства мониторинга от nvidia позволяют получать время на обращение к API с разных кадров в виде пар длинный короткий когда происходит синхронизация, вместо фактически выведенного времени кадра на экран, а это уже лечится редактированием данных, то есть надо выявить пары и усреднить их значение, благо с данной синхронизацией отрисовываются все кадры, просто не все потом показываются.

Фиолетовый график — до обработки пар типа «длинный-короткий» кадр, зелёный — после усреднений кадров из пар «длинный-короткий»

Суммарная погрешность хронометража теста после исправления данных составила около 6 мс на длительности тестовой сцены более 132 тысяч миллисекунд. То есть коррекция пар кадров была выполнена с точностью до округлений значений времени при математических операциях над ними.

По графикам распределения вероятности видно, что график всё равно недостаточно гладкий, то есть дефекты синхронизации полностью не исправлены, для вычисления меньших 0,1 — это не подойдёт, но для остальных значений восстановленных данных — хватит.

Толстый зелёный график — распределение вероятности мгновенного FPS выводимого на экран с синхронизацией. График болотно-зелёного цвета — распределение вероятности мгновенного FPS посчитанного исходя из обращений к API на отрисовку новых кадров и исправлением пар типа «длинный-короткий» кадр. На графике видны дефекты усреднений выделенные красным овалом

В RDR2 разница между GTX 1050 Ti и RX 470 составляет 34-36%.

Выводы

И в среднем по 5 современным играм разница — 33%, тогда как в играх до 2016 разница была 25%. При этом в играх 2016 года с новыми драйверами и AMD и nvidia разница была бы 23%, а не 25.

И Turing, когда вышел, имел уже более оптимальную архитектуру под одновременное выполнение и вычислительных и графических задач, так что причина того что со временем 16 и 20 поколение стало сильнее отрываться от 10 тоже самое, что и показанное выше, а не в том что nvidia что-то делает с драйверами 10 серии.

А причина в том, что изменились требования к самому железу в играх, изменились API работающие с этим железом, новые видеокарты от nvidia вышли с учётом этих реалий, архитектура GCN, от AMD опередив эти требования тоже показала себя с лучшей стороны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 0 vote Article Rating

Видео на YouTube канале «Этот компьютер»

» Пред. 1 / 28 Железные новости сентября | InfoCAST #036 1 ядро, 2 потока. SMT, Hyper-threading. Как это работает? Какими будут будущие настольные intel процессоры Греет ли RTX 3080 память и кулер процессора? Моделирование воздушных потоков референсной RTX 3080. Воздушные потоки в необычных компьютерных корпусах Что рассказала и НЕ РАССКАЗАЛА Nvidia о RTX 3000 (RTX Ampere) железные новости за август 2020 | InfoCAST #035 Синхронизация. Причины появления, как работает, виды и различия. Может ли проектор заменить монитор/телевизор? Сравнительный тест 120 мм кулеров Ответы на ваши вопрос по случаю 200к подписчиков InfoCAST #034 | Главные IT новости июля » Пред. 1 / 28

Какая видеокарта на компьютере: как посмотреть в Windows

Узнать, какая видеокарта стоит на компьютере, можно через меню «Диспетчер устройств», средство диагностики DirectX или в сведениях о системе. Рассказываем о каждом методе.

Диспетчер устройств

Инструмент работает во всех версиях Windows. Мы покажем, как найти список комплектующих своего ПК на примере Windows 7.

Откройте меню «Пуск» и задайте в строке поиска имя утилиты «Диспетчер устройств». Если торопитесь, можете открыть командную строку Виндовс с помощью клавиш + и скопировать туда команду «mmc devmgmt.msc» (без кавычек). Любите долгие пути? Тогда ищите диспетчер через меню «Панель управления» — «Система» — «Диспетчер устройств».

Добравшись до диспетчера одним из способов, откройте вкладку «Видеоадаптеры» — здесь можно посмотреть, какая видеокарта на компьютере. У нас старенькая NVIDIA GeForce GTX 750 Ti, а у вас? Если метод не сработал, не отчаивайтесь, а переходите к следующему разделу. Ну а если у вас такая же устаревшая карта, загляните в эту подборку актуальных моделей и подберите себе что-то получше.

Что делать, если в списке нет видеокарты: ищем Device ID

Если вместо названия видеокарты в диспетчере вы видите пункт «Неизвестное устройство», скорее всего, драйвера видеокарты не установлены или оборудование работает некорректно. Чтобы найти софт для вашей графкарты, необходимо узнать идентификатор оборудования — Device ID.

  • Кликните ПКМ по разделу «Неизвестное устройство» и откройте «Свойства».
  • Во вкладке «Сведения» найдите выпадающее меню «Свойство» и выберите «ИД оборудования». Параметр VEN обозначает производителя, DEV — устройство.
  • Скопируйте одну из строк и введите ее в поле «Код Драйвера» на сайте http://devid.info/ru. Сервис определит модель вашей видеокарты, и вы сможете скачать необходимые драйвера.

Настройки DirectX

Если ты еще не понял, как узнать, какая у тебя видеокарта — открывай средство диагностики DirectX. Найти этот инструмент на компе очень просто: через строку «Выполнить» или меню Пуск, введя в поиске команду «dxdiag» (снова без кавычек).

Windows спросит: «Проверить наличие цифровой подписи?» Кликните «Да» и немного подождите, пока откроется средство диагностики DirectX.

Чтобы не запутаться в информации, которую отображает это окно, сразу перейдите на вкладку «Экран» и обратите внимание на блок «Устройство». Да, это и есть графкарта, которая установлена на компьютере. Более того, вы не просто ответите на вопрос «Какая у меня видеокарта?» — но и узнаете все ее характеристики, включая изготовителя, тип микросхемы, тип ЦАП и количество памяти.

Сведения о системе

Инструмент Windows «Сведения о системе» отображает весь список установленного оборудования. Запустить утилиту можно через командную строку: нажмите + и введите «msinfo32» (без кавычек).

В левом столбце выберите «Компоненты» — «Дисплей». Во втором поле «Имя» указана модель вашей видеокарты.

Находим видеокарту через сторонние программы

Если вы все еще не установили драйверы на свою видеокарту, читайте, для чего это вообще нужно, и не удивляйтесь, что предыдущие методы не сработали. Карта без актуальных драйверов может не отображаться в «Диспетчере устройств», а иногда и в средстве диагностики DirectX.

GPU-Z

CPU-Z — очень полезная и бесплатная программа, которая поможет определить все комплектующие вашего ПК. Скачать русскую версию CPU-Z можно с официального сайта производителя по . Если вас не смущает английский интерфейс, можете загрузить аналогичную утилиту TechPowerUp GPU-Z.

Процесс установки не займет много времени. После запуска программы выберите вкладку «Видеокарта» (Graphics Card) — в окне будет указана вся информация о графической карте, установленной на ПК.

AIDA64

Еще одна утилита, которая поможет узнать модель вашей видеокарты — AIDA64, которая раньше называлась Everest. Программа бесплатна и переведена на русский язык. Здесь вы сможете не просто посмотреть, какое оборудование установлено на компьютере, но и протестировать отдельные компоненты и проверить стабильность работы системы.

  • Скачайте AIDA64 с официального сайта разработчика. Программа автоматически запустится после установки.
  • В разделе «Компьютер» выберите «Суммарная информация» — «Отображение».
  • Во вкладке «3D-акселлератор» вы найдете все данные по вашей видеокарте.

Speccy и CCleaner

Получить информацию об оборудовании вашего ПК можно также в программах Speccy и CCleaner. У них интуитивно понятный интерфейс, в котором сложно запутаться.

В Speccy модель видеокарты указана во вкладке Graphics, а в CCleaner — в «шапке» главного окна программы.

Находим модель карты через ПО производителя

Если на вашем ПК уже установлены драйвера видеокарты, вы сможете посмотреть ее модель в программе производителя графического чипа. Как правило, это Nvidia или AMD.

Панель управления Nvidia

  • Программа от Nvidia открывается прямо с рабочего стола: щелкните ПКМ и выберите в контекстном меню раздел «Панель управления Nvidia».
  • В левом нижнем углу будет ссылка «Информация о системе». Ваша видеокарта указана в разделе «Компоненты».

AMD Radeon Settings

  • Аналогичным образом можно открыть утилиту от AMD: кликните правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите пункт AMD Radeon Settings.
  • Во вкладках «Обзор» и «Аппаратура» будет вся информация о вашей видеокарте.

Определяем графическую карту через настройки экрана

Пожалуй, это самый простой и быстрый способ определить свою видеокарту.

  • На рабочем столе кликните ПКМ и выберите «Разрешение экрана».
  • В разделе «Дополнительные параметры» откройте вкладку «Адаптер». На этой странице и указана вся информация о графкарте.

Метод для смелых: разбираем компьютер

Если вы сами собирали компьютер или когда-то чистили его от пыли, вам не надо рассказывать, как физически добраться до видеокарты. Однако если вы нашли эту статью, вам пригодится любая информация по теме.

Справедливо говоря, разбирать ПК полностью не придется — достаточно открыть крышку корпуса, если она не прозрачная, найти видеокарту и посмотреть, не указана ли маркировка на видимой части устройства. В некоторых случаях придется извлечь видеокарту, но обычно имя модели указано на боковой грани корпуса.

Запомните разъемы, которые могут встретиться вам под пылью в системном блоке, и не забудьте, как вернуть устройство на место. Если знакомство с графической картой зашло слишком далеко и вы не можете вставить ее обратно, загляните сюда — здесь мы подробно рассказали, как подключить видеокарту.

Ну а если серьезно, то определить, какая видеокарта установлена на компе, гораздо проще программным путем. Так что используйте метод с разборкой только в крайнем случае — когда ПК не включается, когда не работает электричество или когда вам очень скучно.

Где прячутся интегрированные видеокарты

Иногда в «Диспетчере устройств» не указаны конкретные спецификации видеокарты. Например, может стоять только название модели — Intel HD Graphics. Это графическая карта, интегрированная в процессор. В таком случае вам необходимо узнать, какой процессор установлен на ПК, и найти в интернете, какая графика в нем используется.

Определить, что за процессор стоит на компьютере, можно по тому же сценарию, что и с видеокартой.

  • Откройте «Диспетчер задач», как показано в начале этой статьи. CPU, установленный на ПК, будет указан в разделе «Процессоры».
  • Откройте «Сведения о системе» и найдите строку «Процессор».
  • Используйте сторонние программы вроде CPU-Z, AIDA64, Speccy или CCleaner.

В Windows 7 вы можете зайти в меню «Пуск», кликнуть правой кнопкой мыши на «Компьютер» и выбрать «Свойства». Сведения о процессоре будут указаны в блоке «Система». В Windows 10 или 8.1 модель ЦП указана в «Диспетчере задач». Его можно открыть комбинацией клавиш CTRL+Shift+Esc.

Какая видеокарта установлена на MacOS-устройстве

Проще всего найти модель своего «мака» на сайте Apple и посмотреть его спецификации. Если такой возможности нет, используйте нашу инструкцию.

  • Откройте окно «Об этом Mac» — «Информация о системе».
  • Во вкладке «Оборудование» выберите пункт «Графика / Монитор». Здесь указана вся информация о видеокарте.