Never alone

На территории, протянувшейся от берегов Гренландии до самой Чукотки, в течение уже многих веков живет удивительный и мало кому известный народ. Мы, бледнолицые чужаки с зеленых земель, всех его представителей привыкли называть эскимосами, хотя это название лишь пары из многих десятков племен.

Этим людям удается не просто выживать, но по-детски радоваться жизни в, казалось бы, невыносимых условиях вечной мерзлоты и затяжных полярных ночей. Они живут в гармонии с миром, верят в то, что у всего есть душа, и передают из поколения в поколение простые, но глубокие сказки. Одну из таких сказок нам рассказала Never Alone.

Сказки Севера

Жила-была в краю метелей девочка Нана. Несмотря на юный возраст, была она славной охотницей, во всем помогала родителям и соплеменникам. Но однажды пришла беда: затянувшаяся снежная буря лишила племя возможности охотиться и рыбачить. Тогда Нана решила отправиться навстречу ветру и узнать, в чем же причина разгула стихии. За ней увязался очаровательный песец, обладающий мистической способностью призывать духов природы. Так и началось их путешествие по заснеженным просторам Аляски.

► В пути Нане встретится вот такой колоритный человек-сова. К сожалению, появится он лишь однажды и на пять минут.

Never Alone — это прежде всего потрясающе красивая игра. Природа Севера в ней предстает во всем своем великолепии и разнообразии: слепящая белизна заснеженных равнин сменяется переливающейся синевой ледяных пещер и мистическими сполохами северного сияния. Нана и песец оказываются как в реально существующих местах — например, на заповедном острове Кинг в Беринговом море, — так и в очевидно сказочных, вроде сети тоннелей во чреве огромного кита или леса с оживающими деревьями.

Особенно завораживает эпизод во льдах: пока девочка перепрыгивает с одной тающей льдины на другую, мы видим на заднем плане темную гладь холодного моря и нечеткие очертания птиц, пикирующих к воде за добычей. Детализация поражает: во время игры можно разглядеть чуть ли не каждую снежинку, каждый волосок в роскошной шерсти песца.

► Временами игра и вправду завораживает.

Сказочная атмосфера в Never Alone настолько ощутимая, что ее можно грести снегоуборочной лопатой. Игра пропитана духом не привычных нам европейских сказок, как, например, Child of Light, но древних инуитских легенд. Заставки между главами сделаны под рисунок по кости и сопровождаются монологами на инупике — языке племени инупиатов, коренных жителей Аляски. Хриплый старческий голос рассказчика звучит настолько колоритно и естественно, что не сомневаешься, — разработчики усадили перед микрофоном самого настоящего шамана.

На протяжении всего процесса разработки команда Upper One Games сотрудничала с представителями оставшихся инуитских общин. В игре нет почти ничего, что разработчики взяли бы с потолка, — все имеет свои корни в культурных традициях северных племен. Что особенно ценно, попутно мы смотрим небольшие ролики, в которых сами инуиты объясняют значение в их культуре того, что мы наблюдаем в игре.

Так выясняется, что историю Наны эскимосские бабушки рассказывали своим внукам на протяжении столетий в той же самой версии, что слышат и видят игроки. А жуткого вида злодей, гоняющийся за девочкой всю игру — Человекоубийца, фольклорный персонаж, олицетворяющий междоусобицы и размолвки, — самое страшное, что может случиться с общиной.

► Северное сияние — явление воистину мистическое. Согласно инуитской мифологии, сполохи в небе — это души погибших детей.

Порой ловишь себя на мысли, что новых мини-документалок ждешь с нетерпением, — настолько трогает и увлекает это эскимосское видение мира: чистое, искреннее и не испорченное миром каменных джунглей.

Крадущийся песец

Но, к сожалению, полностью отдаться красоте и самобытности Never Alone мешает одно неприятное обстоятельство — в нее просто неудобно играть.

Будь игра интерактивной притчей вроде той же Journey, она без лишних вопросов получила бы высший балл. Но нет, Never Alone — это типичный платформер-головоломка. Игру подводит самое главное в жанре — чувство контроля. Нана передвигается слишком нерасторопно, песец же, напротив, летает, как в хвост ужаленный, постоянно проскальзывает и перескакивает платформы.

Герои напрочь отказываются реагировать на нажатие кнопок тогда, когда это необходимо. Перескочив обрыв и уцепившись за край с двадцать пятой попытки, вы ни за что не поймете, что не удалось вам в предыдущие двадцать четыре. Просто так звезды встали.

► Ветер в Never Alone играет не последнюю роль. Не рассчитаете момент прыжка, и вас сдует в бездну.

ИИ напарника тоже очень удручает. Песец, согласно инуитским поверьям, — существо мистическое, он может призывать обитающих в окружающем мире духов, чтобы те перевозили на своих спинах Нану через препятствия. На это его свойство завязаны почти все игровые загадки.

Проблема в том, что призраки материальны только тогда, когда пушистый зверек находится достаточно близко к ним. Он же, как и положено дикому зверю, — существо чрезвычайно своевольное и норовит убежать подальше от Наны, оставив девочку проваливаться сквозь фантом в ледяную бездну.

Некоторые эпизоды требуют очень быстрого и слаженного взаимодействия героев. В такие моменты особенно ясно понимаешь, что в Never Alone следует играть, как и намекает название, не в одиночку, потому что от ИИ вы не дождетесь ни своевременной помощи, ни элементарной заботы о собственной шкуре. Песец будет сосредоточенно взирать на падающую сверху глыбу льда, но в сторону не отскочит. Переключаться между героями очень скоро становится чертовски утомительно.

► Метать болу приходится довольно часто. Проблема в том, что у нее нет никакого подобия прицела.

Never Alone оставляет после себя смешанные чувства. С одной стороны, это потрясающей красоты и эмоциональности игра, которую можно было бы смело ставить в один ряд с такими инди-хитами, как Limbo и Valiant Hearts. Но с другой — все удовольствие от нее может смазаться десятком-другим глупых смертей по вине кривого управления.

Но все же — как часто вам рассказывают волшебные интерактивные истории о неведомых древних народах, чья жизнь коренным образом отличается от вашей? То-то же.

Порадовало
Огорчило

  • потрясающие декорации;
  • отражение оригинальной культуры инуитов;
  • песец и Нана очень симпатичные.

  • неотзывчивое управление;
  • раздражающий ИИ;
  • игра длится от силы три часа.
Главные рейтинги

7/10 Геймплей 10/10 Визуальный ряд 6/10 Интерфейс и управление 8/10 Звук и музыка

«Ачивка» редакции
УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ

Выкрасть из ближайшего зоопарка песца и отправиться вместе с ним покорять Крайний Север.

Особые рейтинги

10/10 Экскурс в культуру Возможность познакомиться с малоизведанным и загадочным фольклором инуитов, их образом жизни и мировоззрением — самый полезный и увлекательный элемент Never Alone. Хочется даже, чтобы игра стала первой в какой-нибудь новой франшизе, посвященной этносам Земли. В мире столько всего чуждого и незнакомого! Оценка сайта 7,5 Хорошо

Вердикт

Never Alone — самобытная и очень красивая игра о том, о чем вы, скорее всего, никогда и не слышали. Она запросто могла бы стать маленьким шедевром, если бы не обидные технические косяки.

Жизнь эскимосов непроста. Постоянно приходится бороться с беспощадной стихией, а также думать о том, где раздобыть пищу для семьи. Такой образ жизни учит кооперации (одному в таких жестоких условиях не выжить), а также уважению к силам природы и животному миру. Да, без охоты эскимосам никуда, но каждое добытое животное они используют по максимуму — зверь не должен умереть просто так.

Существует много народов, относящихся к данной группе, но сегодня мы поговорим об инуитах — народе, проживающем на севере Канады. Несмотря на ассимиляцию с западной культурой, они все еще сохраняют свои верования, а также уникальную культуру. На основе одной из легенд этого народа, была создана игра «Never Alone».

Здесь у нас целых два главных героя, поэтому доступен как одиночный режим, так и кооператив. Во-первых, это маленькая девочка-инуитка по имени Нуна, чья родная община пострадала в результате сильной метели, а также некоего Человекоубийцы. Наша цель — разобраться с причинами этого катаклизма и вернуть все на круги своя. Помогает нам в этом песец — зверек, который может взаимодействовать с добрыми духами.

Игра представляет собой платформер с элементами головоломки. Задачи, которые нам нужно решить, несложные, правда не всегда очевидные. Во время нашего путешествия нам придется столкнуться с сильной метелью, белым медведем, а также злым усатым мужиком, который хочет вернуть «свою прелесть».

Он еще и файрболлами пуляется, зараза!

В принципе, концепция игры достаточно проста, но проходить ее интересно по следующим причинам: интересная мифологическая история, а также относительно разнообразный геймплей. Т.е. там нет такого, что всю игру вам приходится выполнять одни и те же действия. Отнюдь — где-то игра совершенно спокойная, а где-то приходится бежать со всех ног, не забывая при этом переключаться между персонажами. Еще одна приятная вещь — это открываемые в течение прохождения видеоролики, в которых рассказывается либо о каком-то мифологическом явлении, либо об инуитском быте. Очень интересно и познавательно.

Теперь о минусах. Во-первых, игра короткая. Она проходится за 3 часа, а стоит 350 рублей. Я брала ее по скидке за копейки, но если бы купила за полную цену, то было бы немножко обидно. Во-вторых, по ходу игры нам часто приходится использовать оружие дальнего боя — болу. И проблема в том, что мало того, что игрок имеет слабое представление о том, куда он попадет, так еще и регуляция угла происходит движением мыши (а это, поверьте, крайне неудобно). Возможно, на геймпаде все обстоит немного лучше (но я нищеброд и у меня его нема).

От сердца и непонятно куда.

Еще имеется дополнение «Fox Tales», основанное уже на другой легенде, но оно стоит примерно также как сама игра, и, судя по рецензиям, из нового там только история. Может быть это DLC и неплохое, но проходить я его, конечно, не буду.

Если вы хотите познакомиться с культурой инуитов, то вам стоит пройти эту игру. Также, если у вас есть маленькие дети или братья/сестры, то позвольте им наблюдать за процессом. Это красивая и добрая сказка, которая, к тому же, может неплохо расширить как детский, так и взрослый кругозор и задуматься над отношением к окружающему миру.

Поделиться ссылкой: