На чем слушают пластинки

10 правил при покупке проигрывателя винила

Как сэкономить начинающему меломану

На сегодняшний день проигрыватели грампластинок прочно заняли свое место под солнцем в качестве основного из источников сигнала в домашних стереосистемах. Удивительно, но бум цифрового звука полностью совпал с бумом аналогового, об этом свидетельствуют не только непрерывно растущие цифры продаж винила, но и рекордные показатели выпускаемых на рынок моделей проигрывателей, головок и фонокорректоров.

К сожалению, увлечение аналоговым звуком – дело затратное. Мало того, что само оборудование для проигрывания пластинок стоит немало, так и за музыку всегда приходится платить – торрентов для скачивания физического носителя пока не придумали. Плюс головки звукоснимателя нуждаются в регулярном обновлении. Поэтому в данном цикле статей мы постараемся сформулировать основные правила, которые позволят любителям винила избежать лишних затрат при покупке как аппаратуры, так и самих пластинок. И начнем мы, само собой разумеется, с проигрывателей.

Ассортимент новых проигрывателей сегодня велик, как никогда. Причем на рынке вновь появились совсем дешевые вертушки, да еще в составе музыкальных центров! Казалось бы, вот он шанс сэкономить. Однако все не так просто, поэтому изучаем внимательно наши правила.

Правило №1: Скупой платит дважды

Да, да, именно так. Казалось бы, раз нашей целью является экономия, то и искать следует самые дешевые модели. Однако поскольку на нашем сайте мы ведем речь исключительно о качественном воспроизведении музыки, то одноразовые китайские вертушки с пьезоголовками отметаются сразу. Они не только ужасно звучат, с ними вами недешевые пластинки тоже долго не проживут. Кроме того, вы очень быстро захотите избавиться от такого «счастья». Покупать нужно только модели проверенных брендов, имеющих за плечами десятилетия опыта производства проигрывателей винила высокого качества. На сегодняшний день список брендов, выпускающих недорогие, но качественные вертушки, выглядит примерно так: Rega, Pro-Ject, Clearaudio, Thorens, Teac, Pioneer, Denon, Sony, MusicHall, Audio-Technica.

Правило №2: Новое – это хорошо забытое старое

Речь идет о покупке подержанных и винтажных вертушек. И если сэкономить на приобретении топовых проигрывателей «золотой эпохи» можно лишь относительно – цена на идеально сохранившиеся экземпляры Micro-Seiki RX-5000, Exclusive P3a или Yamaha GT-2000 сегодня соперничает с прайсом на современные вертушки класса High End – то при покупке моделей среднего диапазона есть смысл обратить свой взор на рынок техники б.у. Дело в том, что конструктивно большинство вертушек весьма схожи, никаких революционных изменений за последние полвека не произошло. Сохранность же их рабочих характеристик определяется качеством материала основного подшипника, надежностью двигателя и корректностью работы тонарма. Ну и, само собой, условиями эксплуатации. Если все эти показатели у старой вертушки в норме, то она спокойно прослужит еще пару десятков лет своему новому хозяину. Конечно, первое правило тоже не стоит забывать – если вам предлагают купить, например, EMT 930 за пару тысяч евро, то это явно проблемный аппарат и лучше с ним не связываться.

Правило №3: Смотрим на головку

Многие современные проигрыватели винила по умолчанию комплектуются дешевыми звукоснимателями, которые вам все равно захочется заменить через пару недель эксплуатации. Если продавец предоставляет такую возможность, то покупайте проигрыватель без картриджа, это позволит уменьшить общую сумму затрат. То же правило касается приобретения подержанной вертушки. Как правило, головки на них также стоят не новые, с совершенно неизвестным и непроверяемым пробегом.

Правило №4: Просим скидку

Это правило действует при покупке любой аппаратуры, и оно особенно актуально в наши дни. Сегодня рынок аппаратуры не столь оживлен, как десять лет назад, а продавцов на нем стало гораздо больше. Поэтому при наличии у вас реального интереса к приобретению проигрывателя любой адекватный продавец с удовольствием пойдет вам навстречу. В разумных пределах, конечно.

Правило №5: Правильно оцениваем свою систему

Само собой, покупать дорогую вертушку в систему, составленную из компонентов начального уровня, не имеет смысла. Разве что «на вырост». Однако и ограничивать бюджет стоимостью полочных колонок в, скажем, 300 евро нет смысла, если только вы изначально не планируете обратиться к рынку винтажной техники, причем не самого высокого уровня. Дело в том, что сегодня рынок новых виниловых проигрывателей сложился таким образом, что цена моделей, достойных использования в качестве основного источника сигнала в приличных системах, начинается от 600-700 евро. Здесь уже можно говорить о звуке Hi-Fi. Поэтому правило таково – какова ни была ваша система, существует минимальный уровень цены за компонент, обеспечивающий приемлемое качество звука.

Правило №6: Помним про фонокорректор

Да, сейчас существует множество моделей проигрывателей, в которых уже есть встроенный модуль фонокорректора, однако не случайно во всех из них есть функция его отключения. Корректор является важнейшим звеном цепи аналогового звуковоспроизведения, и относиться к нему надо предельно серьезно. Поэтому лучше не возлагать надежд на встроенные в отдельные вертушки модули, и переплачивать за них точно не стоит. Это не должно быть определяющим выбор критерием.

Правило №7: Не забываем про кабели

Передача слаботочного сигнала от головки на фонокорректор и далее требует применения качественного специализированного кабеля. И в тех проигрывателях, где производитель предусмотрел возможность его замены или вовсе снабдил аппарат выходом с разъемом RCA для подключения любых межблочных кабелей, вам все равно придется приобретать его отдельно. Основной критерий для такого кабеля – низкая погонная емкость и разъемы, обеспечивающие плотный и качественный контакт. Такой вариант легко подобрать среди ассортимента профессиональных микрофонных кабелей.

Правило №8: Оцениваем затраты на виниловые пластинки

Если у вас еще нет коллекции винила, то ее пополнение станет основным источником расходов на ближайшее время. Теме экономии при их покупке мы посвятим отдельную статью, но следует помнить, что средняя цена самых обычных новых изданий составляет 1500 рублей, а аудиофильские пластинки с аналоговым мастерингом стоят по 2500-3000 рублей. Старые же пласты могут стоить от 500 и до 500 000 рублей, в зависимости от их редкости и состояния. Поэтому прежде, чем пуститься в аналоговое путешествие, задайте себе вопрос – готов ли я потратить на музыку сумму, которая быстро и во много раз превзойдет стоимость всей моей системы? Хороший повод сэкономить все 100% бюджета.

Правило №9: Находим правильное место для установки

Проигрыватели винила более, чем любая другая аппаратура, нуждаются в грамотной виброизоляции. Лучший способ – приобретение специальной отдельной стойки, подойдет также полка, которую нужно закрепить на несущей стене. Однако хорошим способом сэкономить будет установка вертушки на гладкую панель из МДФ или натурального дерева, купленную на строительном рынке, которую, в свою очередь, нужно развязать от полки при помощи четырех шипов или конусов.

Правило №10: Просим помощи у друга

Если среди ваших знакомых есть опытный человек, уже прошедший все этапы построения аналоговой системы, то лучше всего обратиться к нему за помощью в том случае, если у вас возникнут сомнения в процессе покупки. А еще лучше попросить совета у целого сообщества людей, давно съевших не одну собаку в данном вопросе. Найти их можно вот здесь: https://www.hi-fi.ru/forum/forum48/

Денис Репин

Наука и жизнь // Иллюстрации ‹

С появлением около 20 лет назад лазерных компакт-дисков долгоиграющие пластинки ушли в тень. Любителей музыки не устраивают их большие размеры при недостаточной длительности воспроизведения, их хрупкость, недолговечность и сравнительно невысокое качество звука. Но тонкие ценители и сейчас продолжают считать, что аналоговому звуку со старомодных пластинок присуща особая теплота, жизненность, не передаваемая цифровой записью.

Ориентируясь на этих меломанов, японская фирма «Вестакс» выпустила установку для домашней звукозаписи на виниловый диск. Звук берется от любого источника — микрофона, микшера, магнитофона, проигрывателя, компьютера и пишется сапфировой иглой на чистом виниловом «блине». Срок службы иглы — 20 часов, а ее цена — 340 долларов. Сам звукозаписывающий аппарат стоит более 8 тысяч долларов, а чистая заготовка для записи — около 14 долларов, так что вряд ли можно рассчитывать на широкое распространение этой техники.

Другая японская новинка — лазерный проигрыватель для виниловых пластинок. Идея заменить лучом лазера традиционную иглу, постепенно портящую запись, пришла американскому инженеру Роберту Стоддарту еще в начале 80-х годов. Несколько лет ушло на разработку идеи, но у себя на родине изобретатель не нашел поддержки. В 1988 году он уехал в Японию и, хотя полным ходом шла «цифровая революция» в звукозаписи, сумел заинтересовать небольшую фирму ELP. Электронную схему и оптику пришлось создавать «с чистого листа», на что ушло несколько лет.

Сейчас фирма ELP начала выпускать лазерный проигрыватель для обычных пластинок (см. фото). Левую и правую стороны звуковой бороздки ощупывают два лазерных луча с площадью сечения по 3 квадратных микрона, что в четыре раза меньше площади кончика алмазной иглы обычного проигрывателя. Это позволяет передавать самые тонкие извивы звуковой дорожки. При прослушивании старых, заезженных записей лазерная игла дает заметно меньше шумов и щелчков, чем обычная, причем пластинки совершенно не изнашиваются. Исключаются перескоки иглы с одного витка на другой, так как три вспомогательных лазерных луча следят за бороздкой, компенсируя неровности диска и его колебания по высоте при вращении.

Новый аппарат выполняет все привычные функции проигрывателя компакт-дисков: диск кладется на выдвижные салазки и по окончании воспроизведения сам выезжает; можно прослушивать композиции в любом порядке, делать паузы, быстро передвигаться к началу или концу записи, нажатием кнопки повторять прослушанное. Но есть две проблемы. Так как лазеры проигрывателя сбалансированы для черного винила, нельзя проигрывать модные в 70-х годах диски из цветной пластмассы и гибкие пластинки, сделанные из цветной пленки. Кроме того, лазерный проигрыватель боится пыли. Пылинки, засевшие в борозде, рассеивают лучи лазера и искажают звукопередачу. Поэтому к аппарату придается комплект для чистки пластинок, включающий даже мини-пылесос.

Представитель фирмы сообщил, что если в первые месяцы после начала продажи нового проигрывателя 80% покупателей составляли организации — радиостанции, библиотеки, культурные центры, дискотеки, архивы, то затем тенденция изменилась и сейчас три четверти клиентов — частные лица, меломаны, фанатики аналоговой звукозаписи. Впрочем, пока цена новинки около 19 тысяч долларов, лазерный проигрыватель обычных пластинок доступен далеко не каждому любителю.

Специалисты считают, что новая техника позволит сохранить культуру аналоговой записи на будущее, тем более, что некоторые редкие альбомы как классической, так и современной музыки никогда не переиздавались на компакт-дисках.

«Винил» возвращается. Но почему?

Чтобы зарабатывать на тенденции, нет необходимости знать её причину. Не так важно, почему какой-то предмет дорожает в цене, важен сам факт: присоединяйтесь и получайте выгоду, а поиском объяснений можно будет заняться в свободное время. Этот принцип сформулирован биржевиками, но универсален — и работает даже в случаях, когда происходящее казалось бы нарушает законы природы. Как в случае с грампластинкой — ставшей чуть ли не ярчайшим событием уходящего года в околоайтишном пространстве.

Да, больше всех в 2014-м отличились не мобильные устройства или суперкомпьютеры, не очки дополненной реальности или шлемы виртуальной, вообще не цифра. Попробуйте назвать хоть один продукт, связанный с темой обработки информации, который показал бы 40-процентный рост продаж к предыдущему году! Таким стал «винил» — давно списанный со счетов, но снова бьющий рекорды. По причинам совершенно непонятным!

Продажи грампластинок в США. В столбце 2014 – данные за первую половину года. Графика: Statista.

Взгляните на график. Это продажи грампластинок в США за последние двадцать лет (Штаты — один из крупнейших рынков музыки и обычно служит индикатором происходящего и намечающегося в остальном мире). Левые две трети — года с начала 90-х по вторую половину нулевых — в общем понятны: продажи «винила» застыли на уровне пары миллионов штук под натиском аудиокассет, CD, чисто цифровых форматов (MP3 и иже с ним). А вот после случилось неожиданное: спрос на пластинки вдруг начал расти и рос не прерываясь, пока в прошлом году не перевалил за шесть миллионов единиц. Нынче аптренд как минимум продолжится с прежним темпом, а вероятней всего и сделает новый всплеск, ускорившись: за неделю, на которую пришлась Чёрная пятница, было продано четверть миллиона пластинок, что стало абсолютным рекордом для этого формата как минимум с начала 90-х годов. И это просто фантастический результат, если вспомнить, что общий спрос на «музыку» (данные по состоянию на лето) в тех же Штатах упал на 3% год к году, а продажи альбомов рухнули аж на 15%.

Звукозаписывающая/звукоиздательская индустрия сегодня не в фаворе: спрос слабеет практически по всему фронту её продуктов. Исключение составляют лишь два из них. Первый — цифровое потоковое вещание по запросу (читайте: Spotify), выросшее больше чем на 40% за год. Второй — собственно «винил». В Европе точно такая же ситуация. В Великобритании, например, впервые за 18 лет «винил» пересёк планку в миллион реализованных пластинок за год и обеспечивает сегодня около 3% всех музыкальных продаж. А ведь впереди ещё и праздники!

Так что сейчас отличный момент, чтобы подключиться к тенденции: начать вести блог о грампластинках, сделать сайт, построить магазинчик, запустить чарт виниловых релизов, может быть даже основать производство (печатают же пластинки на 3D-принтерах!) — короче говоря, любым способом войти в рынок, увеличивающийся в разы каждый год. Даже не зная причин роста, это лучше, чем ставить на смартфоны-планшетки, которыми публика явно наелась. И всё-таки… Всё-таки, хотя бы и из чистого любопытства, хотелось бы знать: как объяснить второе пришествие «винила»?

Владельцы небольших звукоиздательских фирм, оставшиеся верными «винилу» в его тяжелейшие годы, сегодня пожинают плоды своей предусмотрительности. Многие из них убеждены, что грампластинка переживёт CD — и глядя, как стремительно сменяются цифровые форматы, с ними хочется согласиться.

Ностальгия напрашивается сама и кое-какие факты даже подтверждают эту догадку: например, в виниловых чартах фигурируют почти исключительно рок-музыканты, причём не первой свежести (Led Zeppelin, Pink Floyd и др.). Однако едва ли ностальгия способна объяснить всё. Как и тот факт, что массы попривыкли к цифровым чудесам и забыли, что такое аналоговые носители — и хорошо забытое старое стало для некоторых удивительным новым. Воспоминания о «солнечном аналоговом прошлом» — тема не для всех, и даже в совокупности с любопытством и коллекционированием оно вряд ли способно поддержать тот стабильный рост продаж, который мы наблюдаем вот уже семь лет.

Вторичным фактором следует признать и эксклюзивные «виниловые релизы», входящие в моду. Издание (а чаще переиздание) музыки эксклюзивно на грампластинках — скорее реакция на интерес публики, нежели причина этого интереса. Всё, что выходит на «виниле», можно достать в других форматах — в том числе, например, и альбом Pink Floyd «The Endless River», ставший самым быстропродаваемым виниловым альбомом XXI столетия.

Возврат интереса к альбому как произведению искусства? Тоже вариант. Как известно, формат альбома был потеснён синглами в начале XXI века. За сорок лет (период с 1960 по середину нулевых называют Эрой Альбома: в те годы он был доминирующей формой звукозаписи) публика устала от того, что ей навязывают вместе с одной хорошей песней несколько посредственных. Переход от физических носителей к чистой цифре (MP3 и прочие файловые форматы, не имеющее физической оболочки, а потому тиражируемые бесплатно) сделал бессмысленным такую упаковку и вывел вперёд синглы. Однако в последние месяцы явно наблюдается обратное движение.

Своеобразным «лидером сопротивления» стала Тейлор Свифт, одна из самых продаваемых певиц по ту сторону Атлантики: в ноябре она устроила скандал, отозвав свои записи из каталога Spotify (пользователи которой за смешные деньги могут слушать любые песни в огромной фонотеке) и фактически обвинив компанию в неуважении альбома как арт-единицы. Многие ей сочувствуют, а «винил» выглядит отличным решением проблемы: синглы на грампластинках, конечно, тоже издаются, но чаще всё-таки покупатель платит за альбом.

На пластинках свежего издания часто указывают URL для скачивания той же записи из Сети. Аналог аналогом, но от цифровых удобств отвыкать уже тяжело.

Хороша и версия наведённого интереса, подтверждаемая соцопросами. Суть проста: быстрый рост суперсовременных способов потребления музыки — в данном случае потоковых трансляций по запросу — естественно вызывает и некоторое движение в соседних сегментах. А «винил» тут очень кстати, потому что представляет собой полную противоположность цифровым потокам. Аудиопотоком нельзя обладать — пластинкой можно. Потоки невесомы — «винил» ощутимо тяжёл. Потоки вечны — грампластинки нет. Потоки и вообще цифровые записи могут быть удалены из вашей фонотеки по желанию издателя (слышали про свежий скандал с Apple? Её обвиняют в самовольном удалении с «Айподов» записей, приобретённых не в iTunes Music Store), «винил» может стоять на полках десятилетиями.

Но самая убедительная версия, объясняющая второе пришествие «винила», одновременно и самая банальная. Заключается она в легкодоступности грампластинок по сравнению с ситуацией ещё десятилетней давности. К середине нулевых приобретение виниловых записей стало задачей нетривиальной — но в игру вступили интернет-магазины, восполнившие недостаток предложения. Сегодня в Европе и Штатах купить пластинку так же легко, как и аудио-CD, например, да и стоят они одинаково. И это само по себе подпитывает продажи.

Впрочем, в случае с «винилом» полезно помнить, о каких цифрах идёт речь. При всей своей популярности, текущие успехи грампластинки — лишь слабое эхо былого могущества, не составляющее серьёзной конкуренции цифровым форматам. Таблеткой, способной излечить хворающую звукозаписывающую индустрию, «винил» не станет. Однако происходящее даёт повод задуматься относительно возможной судьбы других аналоговых продуктов, бывших популярными недавно. Не откроется ли второе дыхание у аудиокассет, фотоплёнки, бытовой аналоговой техники?

Как разобраться с «винилом»: что нужно знать о пластинках, которые мы покупаем

Процесс коллекционирования пластинок (проще говоря, «винила») уверенно набирает обороты. Если раньше меломаны со стажем снисходительно поглядывали на молодняк, поддавшийся моде и сметающий с полок все подряд, не обращая внимания на лейблы, годы выпуска, а часто и состояние той или иной пластики, то теперь гордый снобизм «старших товарищей» сменился откровенным испугом.

Активная молодежь, владеющая английским, в состоянии не просто разыскивать нужные диски в интернете, но и ездить за ними напрямую в Европу, налаживать контакты и (о, ужас!) забираться в самую заветную область – продажу дисков населению. В профильных группах в соцсетях «ветераны движения» огрызаются, скалятся и гнут пальцы, но процесс отлично идет и без них.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Интерес к винилу растет. И найти сейчас первые издания многих пластинок «классики» рока и редких лейблов не так-то просто. Существует легкая опасность быть обманутыми не просто плохо одетым дядей-спекулянтом из времен СССР, а хорошо подготовленным менеджером.

Своими советами о том, как увереннее чувствовать себя в мире винила, делится коллекционер и управляющий магазина «Грамзапись» Иван П.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Билет на «винил»

К винилу я пришел в середине 80-х, когда еще проживал в Восточной Сибири. Мой папа – научный работник, познакомил меня с одним из своих бывших студентов. Вероятно, решив, что если уж ребенок заинтересовался какими-то «хевиметалами», то пусть имеет дело с нормальными людьми, а не с неизвестно какими грамотеями в лесах и подворотнях. Этот бывший студент (спасибо ему!), привел меня к важным людям и сказал, что я сын серьезного человека, и что сам я уже очень серьезный, и что мне можно доверять пластинки. Каждая из них стоила как средняя зарплата. Вскоре я уже активно слушал и переписывал.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Авиабилеты тогда были недорогие и мы летали за пластинками в Москву, в Горький (Нижний Новгород), в Питер, в Прибалтику. В 1991 общественно-политическая формация в стране сменилась: всем разрешили открывать лавки. Старшее поколение понаоткрывало лавок, продающих пластинки, и я во всем этом деятельно участвовал. В период почти полной потери интереса народа к «винилу» (с 1994 до начала 2000-х) продавать пластинки было почти невозможно. Я это детское впечатление до сих пор в себе не изжил. Наверное, уже и не стоит стараться. Тем более, что пластинок стало много. И купить их можно легко. Во всяком случае, авиабилет для этого, как правило, не нужен.

Пластинка, зачем вернулись ты?

Во-первых, живо еще на планете большое количество людей, которые помнят «виниловый» (LP) формат с тех пор, когда он был основным. А детско-юношеские впечатления самые прочные. Во-вторых, виниловая пластинка – это более осязаемый предмет, нежели компакт-диск (CD). Как бы ни старались художники и дизайнеры что-то туда напихать, все равно смотреться не будет. В-третьих, то, что выходило на LP, в варианте CD, на мой взгляд, звучит как кастрюля на марше голодных пенсионеров. Все превращается в какую-то очень простенькую и не особенно живую музыку.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

«Винил» – стариковский прикол?

Все больше молодежи покупает пластинки. Парни и девчонки смотрят, как взрослые дяди (некоторые даже прилично выглядящие) неистово носятся с этими пластинками. Как бы младшее поколение ни демонстрировало свою независимость, в качестве примера они будут использовать опыт старшего. Не могут же они получить какой-то интересный пример с Луны или с Марса.

Новоделы и первопрессы

Лично я к переизданиям («новоделам») отношусь спокойно, то есть равнодушно. При этом нельзя отрицать тот факт, что за последние 15 лет вышла куча новых альбомов, и если эта музыка вызывает интерес в «виниловом» варианте, значит, надо покупать эти пластинки. Определенный контингент людей не подозревают о существовании оборота старых оригинальных пластинок. Распространенная реакция на «оригинал» 60-х: «А она, что, старая?» Предполагается, что там все исцарапано, на ней ровным слоем лежат тараканы, мухи, и прочий септический криминал. Но за последние пять-семь лет, как только пошел более или менее массовый интерес к старым пластинкам, с рынка просто вымылись все более-менее интересные наименования из числа тех, которые еще вчера валялись на каждом углу за копейки.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Новоделы делятся на два вида. В первом случае на завод засылается файл, записанный с СD, и на выходе мы имеем закатанный на черную пластмассу компакт-диск, немного облагороженный черной пластмассой. Во втором – неторопливые профессионалы находят где-то катушку с исходной записью, перегоняют на матрицу и с нее печатают пластинки, которые могут быть не хуже оригинальных. Если человек слушал Led Zeppelin в 1969 году, он наверняка найдет «10 отличий» и будет плеваться. Если человек родился в 1989 году и желает ознакомиться с творчеством этого коллектива, то такой диск для него – отличный выбор. Та как самый первый оригинал 1969 года большинству из них будет просто недоступен по цене.

В 70-80-х пластинок популярных в то время исполнителей было выпущено огромное количество и можно предположить, что они не закончатся никогда. От себя скажу: если человек всерьез полюбил пластинки и собирается достаточно долго жить на планете Земля, то правильнее всего обратить внимание на издания начала 90-х годов. Это относится к музыке любых жанров. Не важно, что это – классика, джаз, рок, поп, металл, панк.

Заблуждение: электронная музыка – цифровая и ее можно собирать даже на CD

Если это пластинка начала 90-х, то до того, как она была переведена «в цифру», она все равно попала в руки людей, которые работали еще на старых, не демонтированных заводах, которые функционировали с 60-х годов. А некоторые даже с конца XIX века, выпускавшие еще патефонные пластинки. Весь цифровой материал все равно проходил все стадии и манипуляции, через которые проходили аналоговые издания. Отдельные заводы могли просуществовать до конца 90-х годов, хотя на них выпускали всякую виниловую диджейскую ерунду.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Новые заводы были запущены в середине 2000-х. Например, в студии Кельна (ЕMI Electrola) работают специалисты, которым по 80 лет, и они по оговоренной цене сделают из принесенной катушки матрицу такую же пластинку, которую делали в 60-70-х годах. Так что не исключено, что новые пластинки хороши ровно до тех пор, пока в процессе их изготовления участвует старшее поколение.

Что дарить, чтобы крутить

Мы всегда спрашиваем, насколько человек, которому предназначается подарок, искушен в пластинках. Девочка 15-ти лет будет счастлива любой пластинке от The Velvet Underground «с бананом на обложке» до Робби Уильямса. Если это дядя почтенного возраста, скорее всего, он уже обременен довольно большим количеством пластинок, и абы какие ему не нужны. Условно, если дядя любит Рея Чарльза, то он хочет, чтобы Рей Чарльз был выпущен на фирме Atlantic, причем «пятак» должен быть трехцветным.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Есть определенная категория людей, которые спрашивают: «Black Sabbath «спиральный» есть? Нет? До свидания». Некий контингент людей коллекционирует пластинки лейбла Vertigo Records, на яблоках которых изображена большая черно-белая спираль, в народе называемая «спираль» или «сверло». Пластинки без «сверла» этот контингент людей считает пластинками для унтерменшей. Но это, как правило, люди почтенного возраста. Очень глубоко закопавшиеся и продолжающие закапываться еще глубже. С ними, пожалуй, сложно.

Подход к снаряду

Практически любой альбом сейчас можно послушать в интернете. Если вы подходите к вопросу всерьез, изучите на специализированном сайте лейблы и каталожные номера. В специализированных «виниловых» магазинах есть как действительно редкие, старинные, первые издания, которые стоят каких-то заметных денег, так и самые обыкновенные и недорогие пластинки, вполне пригодные для того, чтобы их просто слушать и радоваться.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Этика и психология «виниловой» жизни

Раньше покупатель не считал продавца сильно глупее себя. Теперь же, как правило, покупатель мнит себя уникальнейшей личностью. Разумеется, это всего лишь иллюзия, но никто не хочет, чтобы его в ней разубеждали. Чем младше покупатель, тем он больше уверен в своих энциклопедических познаниях. Чем покупатель старше, тем более он склонен к диалогу и к тому, чтобы узнать что-то новое, так как уже собрал свои 7000 «обязательных» пластинок и нуждается в новой информации.

Продавец – барыга или советчик

Старая школа «винилового ритейла» любила представлять покупателю рассыпающиеся в руках пластинки, как «муха не сидела». Сейчас этого почти нет, но если вы не знакомы с продавцом, то наиболее естественным жестом будет вытащить пластинку из конверта и посмотреть, как она себя чувствует. Не стоит делать большой трагедии из поверхностных царапин и из загрязнения. Если пластинка грязная, но она вам нужна и цена вас устраивает, вы вполне ее можете помыть: на специальной мойке в каком-нибудь магазине, в домашних условиях на ручной машинке для мойки пластинок. Или просто стереть пыль влажной салфеткой.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Если на пластинке есть глубокие царапины или дорожка изъезжена и пластинка из черной постепенно становится серой – спасти ее уже никак не получится. Истории о том, что существуют какие-то пластинки с переклеенными «пятаками», с какими-то подрисованными шариковой или чернильной ручкой надписями – ушли в разряд легенд. Сейчас, когда речь идет о пластинках, которые стоят 5 – 10 тысяч евро, продавец прекрасно понимает, что если что-то будет не так, ему просто оторвут голову. Существуют и подделки, которые продаются так же, как в переходах часы Vecheron Constantin по 800 рублей. Они выглядят как настоящие издания, но продавцы их происхождение и ценность не скрывают.

Пластинки этого лейбла – знак серьезной коллекции

Из выпускающих лейблов, которые воспринимаются как легендарные – это Vertigo, Island, Brain, Harvest, Charisma, ECM, Blue Note. Понятно, что собрать все пластинки гигантов вроде Columbia, Sony, RCA, Virgin, EMI или Atlantic просто невозможно в силу того, что само складирование займет очень много квадратных метров. Более локальные лейблы (Noise, Under One Flag, Steamhammer, Earache, Factory, 4AD, Beggars Banquet, Ohr, Plane) – предмет коллекционирования. Кроме того, ухищрения продавцов пластинок по всему миру ведут к тому, что каждый год рождаются «новые» жанры. То есть старые записи 50-80-х годов называют как-то по-новому, и они превращаются в отдельный стиль. Например, как это было с «итало-диско». Раньше было просто диско (в том числе и диско, исполняемое итальянцами), а теперь появились продавцы и собиратели старого «итало-диско».

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Культурные ценности на виниловых редкостях

Есть коллекционеры, собирающие одного исполнителя в разных аранжировках, изданиях и прочтениях. Исполнение песен Владимира Высоцкого шведскими или финскими исполнителями у них на Родине, мягко говоря, никем не востребовано, а в России его имя – однозначно культовое. Наш человек собравший все записи Высоцкого на общеизвестных пластинках, начинает собирать, где есть хотя бы три секунды звучания голоса Владимира Семеновича или что-то связанное с его именем. Это значит, что коллекционер уже «на крючке»! На самом деле смешно, когда знаешь брутальное исполнение Высоцким «Охоты на волков» и понимаешь, о чем он поет, а потом слушаешь, как смешные шведские тетеньки, не представлющие «волков», о которых идет речь, перепевают эту песню.

«Виниловое» разумное, доброе, вечное

Основной предмет спроса на виниле – пластинки Pink Floyd. Если бы этой группы не существовало, продавцам в России жить было бы гораздо сложне. Молодежь на удивление активна в покупке пластинок «ветеранов» вроде Black Sabbath и Deep Purple. Казалось бы, что девочки и мальчики 14 – 16 лет находят в Deep Purple? Тем не менее, они их покупают регулярно. Дальше идут, естественно, Beatles и Rolling Stones, а потом Боб Дилан, Эрик Клэптон, Doors, Queen, Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Nazareth, Sweet, Slade, Who, Kinks, Troggs, Джоан Баэз, Джэнис Джоплин, Genesis, Jefferson Airplane, Motorhead, Kiss. Потом 80-е и 90-е – Accept, Scorpions, Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, R.E.M., The Clash, Ramones, Talking Heads, Blondie, The Cure, Joy Division, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, Prodigy, Moby…

Нечасто попадаются молодые люди, которые спрашивают что-то не из перечисленного. Но все же есть из них те, которые копают глубже. Они не визжат и не делают селфи рядом с пластинками, а спрашивают альбомы Dead Can Dance, Clock DVA, Impulse To Manslaughter. Или, например, Tangerine Dream, Клауса Шульца, Шнитке и одновременно Рика Астли и Эролла Гарнера.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Очень серьезные люди – почитатели «тяжелой» музыки. Как правило, металлисты – люди прожорливые, и один человек, даже не считая себя мегаколлекционером, может любить и уважать сотни коллективов и неустанно их приобретать по мере своих финансовых возможностей. Доходит и до драк за какую-нибудь особую редкость вроде альбомов Exumer (Possessed By Fire), Accept (Objection Overruled) или Artillery (By Inheritance). Особенный ажиотаж наблюдается перед концертами. Если в Москву приезжает, например, Доро Пеш, это значит, что за две недели до выступления каждый день будут забегать люди и спрашивать Дору или ее бывшую группу Warlock. После чего скупят все, потому что прийти на концерт и попробовать взять автограф «на виниле» считается очень крутым.

Последняя «дорожка» второй стороны

Коллекционирование пластинок – это вам не коллекционирование календариков, почтовых марок, пивных этикеток и крышечек. На пластинках записана музыка, которая всегда имела сакральный характер и считалась даром богов. Кто может сказать, что пивные крышечки или модельки автомобилей – дар богов?

Тоp-3 магазинов пластинок для начинающих всерьез

1. «Грамзапись/ Новое Искусство», ул. Бутырская, 5. Классика рока 60 – 70-х, «новоделы», подарочные издания.

2. «Галерея Музыки», ул. Лесная,1. Редкие издания классики рока, джаза, соула, фанка, «новоделы», пластинки по сниженным ценам.

3. DIG, ул. Яузская, 5. В помещении клуба «Дич». Рок, панк, новая волна, классика рока.