Модуляторы голоса

Не секрет, что российские сотовые операторы злоупотребляют навязыванием платных услуг. Мы уже воспринимаем это как неизбежное зло и, приобретая новую SIM-карту, первым делом интересуемся, как настроить интернет, а потом — как отключить подписки на Мегафоне, Билайне или МТС.

Деваться некуда, потому что подключенная подписка приводит к тому, что со счета снимаются деньги за ее использование, даже если она вам не нужна. Вот несколько популярных способов, которыми сотовые операторы заманивают абонентов в ловушку платных подписок:

    • Подписка входит в тариф. Часто абоненты не задумываются при покупке SIM-карты и не читают написанные мелким шрифтом условия. И в результате вместе с новым номером получают подписку;
    • Подписка входит в тариф как условно-бесплатная услуга. Консультанты сотовых салонов уговаривают абонента подключить ту или иную услугу, ссылаясь на то, что она бесплатна. На самом деле, бесплатной она будет только в первые месяц-два, а затем за нее начнет списываться плата;
    • Подписка подключается при использовании кода USSD. Например, один раз отправив оператору код, чтобы узнать погоду на завтра, вы можете автоматически подписаться на получение прогнозов погоды;
    • Подписка подключается при переходе по ссылке из SMS. Сотовые операторы и их сайты-партнеры рассылают абонентам SMS, содержащие предложения перейти по некой ссылке. Переход приводит к подключению подписки.

И это неполный список методов относительно законного обмана, которыми не гнушаются операторы сотовой связи. Рассказываем, как избавиться от навязанных услуг, отключив подписки на Мегафоне, МТС и Билайне. А заодно как избавиться от новых — заветные USSD коды ищите в конце нашей статьи.

Как узнать, есть ли у вас подписки?

Если вы заметили, что с вашего счета начали незаметно «утекать» деньги, первым делом проверьте, нет ли у вас платных подписок. Сделать это можно двумя способами:

  • В личном кабинете на сайте сотового оператора.
    Для Мегафона это lk.megafon.ru > Услуги и опции,
    для Билайна — my.beeline.ru > Мои данные > Мои услуги,
    для МТС — login.mts.ru > Тарифы и услуги > Управление услугами.
    Все три страницы отображают список платных и бесплатных услуг, подключенных к вашему номеру;
  • Путем отправки кода USSD.
    Для Мегафона это *505#,
    для Билайна — *110*09#,
    для МТС — *152*2#.
    Все три кода возвращают список подписок, активированных для текущего номера.

Выясняем, есть ли подключенные подписки на Мегафоне.

Еще один способ — заказать у оператора детализацию счета. Так вы сможете точно узнать, когда и за что списывались средства с вашего номера, в том числе и в качестве платы за подписки.

Как отключить подписки на Мегафоне?

Если вы выяснили, что к вашему номеру от Мегафона подключены нежелательные платные услуги, следует воспользоваться одним из нижеприведенных способов их отключить.

1. Через личный кабинет. Воспользуйтесь страницей lk.megafon.ru > Услуги и опции, чтобы получить список подключенных к номеру услуг. Нажмите на кнопку напротив каждой из услуг, которой вы не хотите пользоваться, чтобы отключить ее.

2. Через специальный сервис moy-m-portal.ru/moi_podpiski. Зайдите в сеть через мобильный интернет от Мегафона (это обязательно, иначе сайт не откроется) и нажмите на кнопку «Отказаться от подписки» напротив ненужных услуг.

3. Путем отправки SMS на короткий номер 5051. Зайдите на сайт podpiski.megafon.ru, содержащий таблицу подписок, доступных для абонентов Мегафона. Найдите поиском подключенную у вас услугу и выясните ее уникальный код в столбце «Отключение услуги». После этого отправьте SMS с текстом «СТОП <код услуги>» на номер 5051.

Коды партнерских и собственных услуг Мегафона можно узнать в таблице.

4. Путем отправки USSD-кода. Полный список USSD-кодов для отключения услуг Мегафона доступен .

Как отключить подписки на Билайне?

В случае Билайна все намного проще. Обнаружив нежелательные подписки на номере этого сотового оператора, вы можете выполнить одно из следующих действий, чтобы избавиться от них:

  • Отписаться в личном кабинете. Откройте страницу my.beeline.ru > Мои данные > Мои услуги и выключите переключатели напротив ненужных услуг. Аналогичным образом можно отписаться через мобильное приложение «Мой Билайн».
  • Отписаться путем отправки SMS со словом СТОП или STOP на короткий номер, с которого приходит информация по подписке.

    На Билайне отписаться от подписки можно, просто отправив на ее номер слово СТОП.

Как отключить подписки на МТС?

Оператор МТС в свое время был в эпицентре крупного скандала по поводу навязывания абонентам услуги по смене гудка. Так что теперь он исправно предоставляет средства для отключения платных подписок:

  1. Личный кабинет. Чтобы отключить подписки, достаточно зайти на login.mts.ru > Тарифы и услуги > Управление услугами или в приложение «Мой МТС» и перевести переключатели напротив лишних услуг в выключенное положение.
  2. Сервис «Контроль контента». Наберите USSD-код *152# или *121#, и вы получите меню, позволяющее выяснить, какие подписки подключены к вашему номеру и отключить ненужные, или же отключить все подписки сразу.

    МТС дает возможность отписаться сразу от всех подписок (но не у всех она работает).

  3. Отправка SMS. Отправьте SMS со словом СТОП или STOP на номер, с которого приходят сообщения по подписке.

Это перечень основных способов, как отключить подписки на Мегафоне, Билайне и МТС.

Как защититься от подписок?

Для абонентов Мегафона и МТС существует возможность заблокировать возможность подключения подписок. У МТС эта услуга называется «Запрет контента». Для того чтобы воспользоваться ей, следует набрать USSD-код *984#.

У Мегафона есть аналогичная услуга «Стоп контент». Она подключается комбинацией *105*801#. А вот на Билайне, к сожалению, аналогичной услуги не предусмотрено.

Вокодер или кодировщик голоса — это устройство синтеза речи. Вокодер, который изначально был предназначен для коммуникационных нужд, нашел применение и приобрел популярность в электронной музыке, позволяя имитировать человеческий голос. Доводилось слышать роботизированный голос в музыкальных композициях? Это был именно он, вокодер. Но обо всём по порядку.

Попытки создания вокодера относятся к концу двадцатых годов прошлого века и связаны они с именем инженера корпорации Bell Labs Гомером Дадли. Задача была непростая – с помощью электронных устройств сымитировать человеческую речь, но не просто путем синтезирования конечных звуков, а именно воспроизводя процесс создания речи, благодаря речевому аппарату человека. Патент на изобретение был получен Дадли в 1937 году.

Только в 1939 году Bell Labs представила на суд общественности Нью-Йорка и Сан-Франциско устройство, предназначенное для синтеза речи и названное VODER (Voice Operating Demonstrator), которое произносило фразу «Good afternoon, radio audience!».

Новинка объединяла в себе два переключаемых осциллятора и шумогенератор, который служил источником звукового сигнала. Состоящий из десятиполосных фильтров вокальный тракт управлялся клавиатурой (чувствительной к силе нажатия). Высоту звука можно было регулировать с помощью ножной педали, а дополнительные клавиши были предназначены для генерации таких звуков и их комбинаций, как «P», «D», «J», «JAW», «CH».

Уникальное устройство VODER требовало таких же уникальных умений от пользователя, поэтому демонстраторов приходилось долго (в течение нескольких месяцев) обучать работе с ним. Стоит также отметить, что вес устройства составлял несколько тонн.

Со временем вокодер претерпел технические преобразования, уменьшив свой вес, увеличив скорость кодирования (до 2400 бит в секунду в 1961 году), приобретя новые компоненты. В 1961 году был выпущен HY-2 — последний промышленный вокодер, который использовался в защищённых системах связи.

Вокодер впервые был использован для создания музыки в 1959 году в Германии. Случилось это благодаря синтезатору SIEMENS SYNTHESIZER, способным преобразовывать звук в речь, а также одному из первых вокодеров MOOG (1968 г.), который был создан специально для работы в музыкальной сфере.

Немецкий музыкальный коллектив KRAFTWERK, который внес заметный вклад в развитие электронной музыки, собрал свой вокодер для музыкальных экспериментов и применял его в своем творчестве. Именно эти ребята популяризировали использование вокодера и донесли свои эксперименты до широкого круга слушателей, которые можно услышать, например, в их альбоме «Trans-Europe Express». Также в одноименной композиции можно четко услышать тот эффект, которого позволяет достичь вокодер, если вдруг вы не понимаете о чем идет речь.

Принцип работы вокодера

Несмотря на почти 80-летнюю историю существования, принцип работы современного вокодера почти не изменился и основан на той же схеме голосового преобразователя, что и VODER.

Вокодер использует в работе два источника звука: оператор (исходный звуковой сигнал) и модулятор (сигнал с другими гармоническими характеристиками, формирующими звук оператора). Проходя сквозь особый «банк фильтров», анализирующий сигнал модулятора и разделяющий его на частотные диапазоны, к каждой полосе звука применяется определенный фильтр, причем точка среза каждого фильтра находится точно по центру каждого диапазона в сигнале модулятора. То есть, в каждом диапазоне фильтрация сигнала происходит в центре.

Далее подаваемый на модулятор сигнал-оператор проходит через фильтры. Вокодер регулирует (повышает или понижает) точку среза каждого фильтра в зависимости от гармоник и обертонов сигнала модулятора.

Слишком сложно? Попробуем объяснить на простом примере, проведя аналогию с речевым аппаратом человека и механизмами звукоизвлечения. Голос человека формируется тоже с помощью сигналов операторов и модуляторов. Поток воздуха выходит из лёгких, а затем попадает в пространство между вибрирующими голосовыми связками – так создается исходный сигнал-оператор. Параллельно описанному процессу происходит вибрация оставшейся части голосового аппарата, она-то и производит сигнал-модулятор, характеристики которого будут отличаться от сигнала-оператора и непосредственно влиять на его звучание.

Выходя изо рта, оба сигнала накладываются друг на друга, и собеседник слышит звук, который является результатом влияния модулятора на оператор. Уникальные характеристики голоса, такие как высота, глубина, тембр, формирует именно модулятор.

По очень схожим принципам работает и вокодер: исходный сигнал подвергается изменениям со стороны дополнительного сигнала и его характеристик. Важно понимать, что для вокодера любой сигнал может быть оператором или модулятором, даже одновременно. Чаще всего в роли оператора используются синтезированные звуки, тогда как голос выступает в роли модулятора.

В качестве музыкального эффекта вокодер помогает перенести свойства одного сигнала (модулятора) на другой (носитель или оператор). Чаще всего в качестве модулятора выступает голос человека, а в качестве носителя — сигнал от музыкального инструмента. В итоге можно услышать «говорящий» или «поющий» музыкальный инструмент. Также сигналом-модулятором могут служить гитара, клавишные инструменты, барабаны и так далее. Используя различные модуляторы и операторы, можно получать очень интересные звуковые эффекты, такие как, например, говорящее фортепиано, барабаны со звуком гитары, скрипка, звучащая как ксилофон и многие другие.

Параметры вокодера

Несмотря на различных производителей и модели, вокодеры имеют схожие настраиваемые параметры, которые могут отличаться лишь названиями, это касается и аппаратных, и VST-вокодеров. Что же это за параметры?

Количество полос (Bands) – параметр, отвечающий за активность нарезки сигнала на диапазоны. Положением регулятора задается число диапазонов, на которые модулятор будет разделять сигнал. Аппаратные вокодеры имеют ограниченное число диапазонов, виртуальные – нет.

Диапазон частот (Frequency Range). Данный параметр определяет границы частотного спектра сигнала-оператора, который будет подвержен обработке, частоты сигнала, которые окажутся вне заданного диапазона, как бы пройдут мимо эффекта. Если вы хотите получить максимально разборчивый звук, то верхнюю границу частотного диапазона лучше установить на уровне 5 кГц.

Форманта (Formant, Shift) — изменение ширины нарезанных частотных диапазонов для фильтрации: чем шире диапазон, тем ярче сигнал на выходе, чем уже – тем более глубокий и мутный. Чаще всего данный параметр используют для настройки вокодера под женские и мужские голоса, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых моделях данный параметр называется «Gender».
Неголосовые звуки (Unvoiced) – это звуки, называемые также взрывными, которые не имеют непосредственного отношения к голосу, а появляются при прохождении потока воздуха через сомкнутые губы. К таким звукам можно отнести произношение звуков «б» и «п». Особенность этих звуков том, что, не имея высоты, они воспринимаются вокодером как шум и не только не подвергаются обработке, но и полностью игнорируются им. Чтобы избежать пропуска взрывных звуков в словах, используют вышеназванный параметр. С помощью генератора шума, который воспроизводит сигнал, звук корректируется, таким образом, неголосовые звуки остаются на месте, и речь после обработки вокодером звучит правильно.

От аппаратных к виртуальным

Аппаратные вокодеры встретить сейчас не так-то просто, их снимают с продажи, заменяя программными продуктами. Из реальных устройств можно отметить, например, аналоговый синтезатор BEHRINGER VOCODER VC340. Он позволяет подключать микрофон и обрабатывать голос разнообразными эффектами в стиле 80-х, когда вокодер активно использовали не только в музыкальной индустрии, но и в кинематографе, компьютерных играх и т.д. Синтезатор имеет оригинальные аналоговые схемы, позволяющие воссоздать классические звуки вокодера.

Более компактным устройством, ориентированным на гитаристов, является педаль эффектов BOSS VO-1, помогающая придать гитаре «человечность» в виде голоса. Играть на гитаре и одновременно петь в микрофон, а в итоге получить целый спектр электронных голосов, когда гитара поет, говорит и даже плачет, – вот на что способна эта миниатюрная педаль! Расширение тембральных возможностей гитары за счет своего голоса: различные режимы позволяют смоделировать разнообразные электронно-голосовые тембры.

С развитием компьютерных технологий всё большую популярность стали приобретать виртуальные вокодеры, которые реализованы в виде VST-плагинов, что легко объясняется большей гибкостью в настройке, а значит и более широкими возможностями. Для использования виртуальных вокодеров необходима программа-хост, в роли которой может выступать любая виртуальная студия, которая поддерживает технологию VST. Данная программа дает возможность подключать вокодер, а также выбрать несущие и модулирующие сигналы (сигналы, идущие от микрофона, инструментов, синтезатора и т.д.). К таким программам можно отнести, например, программы Cakewalk SONAR, Steinberg Cubase или Fruity Loops Studio.

Рассмотрим наиболее распространенные программные вокодеры.

Cyclonix Vocoder v 2.0

Несмотря на то, что программа далеко не новая, она позволяет достичь хороших и интересных результатов, особенно если ваша цель –получение резких звуков, напоминающих голос робота.

Достоинства:

  • Небольшой размер — 0.5 Мб.

  • Наличие эквалайзера

  • Наличие синтезатора несущего сигнала.

  • Возможность обработки непосредственно входящего звука и ранее записанных WAV-файлов.

Prosoniq Orange Vocoder

Достоинство: наличие встроенного 8-голосного синтезатора, который обеспечивает мягкий и как бы воздушный звук.

Недостаток: данный программный вокодер не позволит использовать внешний источник сигнала в роли сигнала-оператора.

AKAI D.C. Vocoder

Достоинства:

  • Наличие 50-полосного графического эквалайзера.

  • Наличие спектроанализатора.

  • Очень хорошие алгоритмы, что вообще характерно для программ AKAI.

  • Наличие встроенного 6-голосного синтезатора

  • Возможность управлять синтезатором по MIDI.

Недостаток: минимальное количество настроек.

Native Instruments Vokator

Достоинства:

  • Наличие 1024-х частотных полос, фильтров, модуляции, огибающих, степ-секвенсора.

  • Возможность гранулярного синтеза.

  • Синхронизация LFO и огибающих с темпом.

  • Наличие модулей динамической обработки, морфинга.

  • Очень функциональный вокодер за небольшие деньги.

  • Standalone / VST.

Можно также отметить следующие бесплатные плагины: G200kg Vocov Vocoder, EVM Synths Syncoder 32, ну, и самый функциональный бесплатный плагин JS-Synthese JS-Endorphin.

Советы начинающим

Во-первых, сигнал-оператор должен иметь богатые обертона, так влияние модулятора будет более заметно, и результирующий звук порадует вас восхитительными эффектами.

Во-вторых, поэкспериментируйте для начала с сигналами, имеющими пилообразную форму звуковой волны (saw), так как они отличаются большей насыщенностью. Также стоит попробовать компрессировать или сатурировать сигнал-оператор перед тем как направить его в вокодер, это поможет усилить эффект от прохождения сигнала через банк фильтров.

В-третьих, хотя можно поставить этот пункт и на первое место, важно правильно использовать голос в качестве модулятора. Что значит правильно? Правильно – значит максимально четко, внятно, медленно и даже «на распев» проговаривая все звуки, доведя до идеала артикуляцию и дикцию, иначе есть высокие шансы получить электронную «кашу» на выходе. Не забывайте и о таких характеристиках звука, как тембр и глубина, отодвинув на задний план его высоту.

Экспериментируйте в своем творчестве, вокодер подходит для этого как нельзя лучше!

УДК 811.161.1’1

Пчелина Татьяна Михайловна

кандидат филологических наук, доцент Московский педагогический государственный университет

ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «РЕЧЕВОЙ ГОЛОС» В СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье рассматривается фонетическая категория современной лингвистической теории — речевой голос. В центре внимание автора изучение сложного, полиинформативного и полифункционального явления и его многокомпонентный состав. В русле дискуссии о составе номенклатуры речевого голоса и его функционального аспекта автор обосновывает необходимость исследования лингвистически релевантных явлений, которые могут рассматриваться как компоненты речевого голоса. Отечественные и зарубежные ученые по-разному определяют данное явление и его компонентный состав. Современные лингвистические исследования показывают, что при описании речевого голоса выделяются три основные направления: аксиологическое, социолингвистическое и речеведческое. Определение компонентного состава речевого голоса напрямую зависит от данных лингвистических направлений. В статье представлен анализ основных концепций, представляющих компоненты речевого голоса и их функциональную значимость. Чаще всего в состав номенклатуры речевого голоса ученые включают качество голоса, интонацию, тембр голоса, голосовые модуляции и тон голоса. Каждый из этих компонентов способствует реализации риторического плана профессиональных ораторов.

Ключевые слова: речевой голос, лингвистически релевантные явления, интонация, качество голоса, тембр голоса, голосовые модуляции, тон голоса.

Исследование речевого голоса было начато античными риторами, намного позже в ХУШ-Х1Х вв. в своих работах по риторике его продолжили отечественные ученые (среди которых были М.В. Ломоносов, И. С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, А.И. Галич, Н.Ф. Кошан-ский, М.М. Сперанский и др.). Научные фонетические описания компонентов речевого голоса появились к XIX веку.

Современные лингвистические исследования показывают, что при описании речевого голоса выделяются три основные направления: аксиологическое, социолингвистическое и речеведческое . Аксиологический подход предполагает изучение символики как сегментных, так и сверхсегментных фонетических единиц. При этом могут анализироваться ассоциации, связанные со звучанием не только отдельных звуковых явлений, но и целого звучащего текста в контексте определенной культуры: «Звучащий текст может оцениваться воспринимающим субъектом в плане того, насколько эстетически приятное впечатление создается при восприятии текста на слух, насколько комфортен и благоприятен сам процесс восприятия, насколько значимым и информативным является текст по смыслу, насколько адекватны смыслу и выражаемым эмоциям произносимые звуки, просодия текста, качества речевого голоса» .

Социолингвистическое направление основано на углубленном изучении социолингвистического аспекта английской звучащей речи . В работах этого направления исследуются просодические характеристики, характерные для женской и мужской речи, а также качество голоса, являющееся социальным или профессиональным маркером. Например, артисты могут использовать придыхательный голос для создания особой экспрессии.

Речеведческое направление связано с изучением языкового общения в целом и функционирования языковых единиц в частности, особый акцент сделан на экспрессивную коммуникацию . В данном направлении написано много работ ученых МГУ, среди которых О.С. Ахмано-ва, И.М. Магидова, С.В. Дечева, М.Н. Козырева, Н.Ф. Медведева и др.

Вне зависимости от научного подхода важным является различие двух понятий: «индивидуальный голос» и «речевой голос». Индивидуальный голос «наивного» носителя языка (термин И. А. Анашки-ной) представляет собой «звуки, возникшие в результате колебания связок и исходящие изо рта человека…» или более полно — это «звук, образуемый колебанием /вибрацией, дрожанием/ приближенных друг к другу голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха» . Как отмечает Н.Ф. Медведева, данное явление не может быть объектом лингвистического анализа в силу своей узкой анатомо-физиологической обусловленности. Данный феномен только указывает на голосовые возможности отдельного человека вне рамок какой-либо конкретной речевой ситуации. Что касается «речевого голоса», то его в современной лингвистической литературе часто рассматривают как некий сплав взаимообусловленных биофизических, акустических и функциональных характеристик звучания, реализующихся в процессе речи на определенном языке . Очевидно, что данная характеристика может считаться дефиницией речевого голоса.

Сходную идею высказывает исследователь этого же научного направления М.Н. Козырева. Она определяет речевой голос как «совокупность лингвистически релевантных модуляций по высоте и интенсивности, которые используются говорящим на данном языке для передачи речевой

© Пчелина Т.М., 2018

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

информации и оказания различных речевых воздействий» .

При определении данного феномена представители других научных школ могут уделять особое внимание физио-акустическому аспекту. Например, И.А. Анашкина считает, что речевой голос — это «совокупный акустический продукт двигательной активности организма, образующийся в результате скоординированного центральной нервной системой взаимодействия речевых органов, приводящего к периодическим колебаниям голосовых связок гортани» .

Кроме того, И.А. Анашкина предлагает трехчленную голосовую классификацию, отражающую степень аксиологизирующих возможностей голоса говорящего. Рассматриваемые качества голоса отражают модуляционные звуковые возможности. Данная классификация включает «поставленный актерский голос», который «характеризуется максимальными возможностями в плане воздействия на оценочные реакции индивида», среди голосовых качеств выделяется «полетность», «благозвучность», «хорошая дикция», «гибкость», «суггестивность» и «креативный тембр». Вторым членом классификации выступает «профессионально поставленный голос», рамки качественных характеристик здесь немного сужены до «адаптивности», «спонтанного тембра», «четкой дикции» и «гибкости». И, наконец, третьим компонентом выступает «голос «наивного» носителя языка», в рамках которого справедливо выделены только два аспекта, а именно «природные качества» и «умение их использовать» .

Данные концепции позволяют сделать вывод о том, что речевой голос является сложным полиинформативным, многофункциональным фонетическим явлением супрасегментного уровня. Важно, что при изучении данного феномена ученые обращают особое внимание на его многокомпонентный состав и полифункциональную природу. Коротко остановимся на составляющих речевого голоса.

Г.Е. Крейдлин выделяет следующие голосовые признаки: высоту тона (параметр, зависящий «от числа колебаний голосовых связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше голос», громкость (параметр, связанный «с амплитудой колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, зависит от индивидуальных особенностей голосовых связок, от величины подсвязочного давления — чем давление больше, тем звук сильнее — и от строения речевого аппарата», тембр и фонацию (данные параметры обуславливают, по мнению Г.Е. Крейд-лина, «общую и (преимущественно) эмоционально-чувственную окраску и обрамление звуков голоса» . Данные фонетические показатели часто включаются лингвистами в рамки интонации, но в данном случае исследователь рассматривает их как независимые голосовые компоненты рече-

вого голоса, а само явление, по его мнению, можно считать стилеобразующим средством: «…Все перечисленные признаки голоса уточняют, а порой и однозначно задают тот или иной конкретный тип речевого акта в коммуникации. Достаточно назвать такие речевые акты, как причитание, нытье, клятва, уверение, наставление, поучение, вопрошание, подбадривание, утешение, извинение, оправдание, упрек, оскорбление, ругань, или различного вида аппелятивы — каждый из них связан с определенным видом голоса» .

Состав номенклатуры речевого голоса может увеличиваться. Наряду с высотой тона и громкостью исследователи могут включать лингвистически мотивированные качества голоса, которые, по мнению Н.Ф. Медведевой, «используются для разграничения функциональных стилей и других социолингвистически обусловленных типов речи» . Важно, что за речевым голосом снова закрепляется стилеобразующая функция. Такого же мнения придерживается М.Н. Козырева, которая наряду с релевантными изменениями громкости и высоты тона в качестве параметров речевого голоса выделяет систему тонов конкретного языка (мелодику) и качества голоса как функционально обусловленную звуковую окраску . Однако, тембральные характеристики, по мнению ученых, не должны рассматриваться в составе речевого голоса, поскольку они относятся к «индивидуальному голосу» наивного говорящего и не могут им осознанно контролироваться, использоваться для передачи речевой информации .

Понятие «качество голоса» (voice quality), к которому обращаются многие зарубежные и отечественные лингвисты, скрупулезно было изучено британским ученым Джоном Лейвером, которому принадлежит большое число работ, посвященных данному явлению. В своих работах исследователь рассматривает качество голоса не только как показатель физио-акустической индексальной информации (indexical information — термин Дж. Лейвера), но и психической и социальной . Следует отметить, что в этом случае категория «качество голоса» приобретает тот же статус, что и «речевой голос». Однако определение, которое дает ученый, свидетельствует о доминирующей физио-акустиче-ской природе данного феномена: это «характерный звуковой образ голоса конкретного говорящего, создаваемый определенной работой ларингальной и надларингальной систем» .

Похожей точки зрения придерживается И.А. Анашкина, которая особое внимание уделяет физио-акустическому аспекту при рассмотрении качества голоса: «»Качества речевого голоса» — это не только качества фонации (звукопроизводящей деятельности голосовых связок и гортани), но и те качества, которые обусловлены деятельностью и других частей голосового тракта: велафаринкса,

надгортанника, ротовой, носовой полостей, языка и других органов, относящихся к артикуляторной системе» .

Интересно, что в некоторых отечественных работах понятие «качество голоса» может отождествляться с понятием «тембр голоса», т.е. его индивидуальным качеством: «Голос, образующийся колебанием напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, видоизменяется под влиянием резонаторов и превращается в звук, приобретая лишь одному ему присущее качество» . При подключении новых резонаторов или изменении положения уже участвующих в образовании звука резонаторов создается дополнительная окраска, которую, по мнению Е.А. Бурой, И.Е. Галочкиной и Т.И. Шевченко, следует называть «просодическим тембром» . Важно, что просодический тембр может быть объектом лингвистического исследования только тогда, когда говорящий (или оратор) намеренно изменяет качества своего голоса «с целью передачи оценочной информации, являющейся частью смысла высказывания» . Таким образом, просодический тембр может рассматриваться как средство, раскрывающее эмоциональное состояние говорящего и его отношение к слушающему или содержанию высказываемого, и одновременно способствует реализации информационно-содержательного компонента звучащего текста.

Среди видов тембральной окраски Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина и Т.И. Шевченко выделяют гиперлабиализованный тембр (при произнесении нежных слов), создаваемый сильным огублением; нелабиализованный тембр (при передачи контекста негативного или даже яростного характера); ларингальный тембр (при демонстрировании боли и страдания); тембральная окраска с использованием переднео-рального резонатора (при создании иронического эффекта); придыхательное звучание (для передачи сильно эмоциональных чувств) .

В работе С.В. Дечевой за тембром голоса как одного из компонентов речевого голоса также закреплена эмоционально-модальная функция. Автор определяет тембр как «способность говорящего к выделению в речи тех элементов звучания, которые необходимы как для эстетического воздействия на слушающего, так и для адекватного восприятия произведения в целом» . Как видим, в данном определении эмотивный аспект превалирует над физио-акустическим.

Наравне с тембром исследователь включает в состав номенклатуры речевого голоса громкость, темп, мелодику и ритм. Интересно, что громкость, темп и мелодику часто рассматривают в рамках интонации, но автор закрепляет за ними независимый статус фонетических средств. Особое внимание уделяется просодическому явлению — ритму. По мнению С. В. Дечевой, «ритм подразумевает

сознательное стремление говорящего к ритмической сбалансированности высказывания, его упорядоченности в плане соотношения и взаимного расположения простых, сложных ритмических групп» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все перечисленные параметры речевого голоса, как отмечает С.В. Дечева, находятся в тесной взаимосвязи, но именно слог способствует их объединению: «Слог предстает как центральная единица речевой цепи, помогающая свести воедино сегментные и сверхсегментные характеристики английской речи и обусловливающие ее ритмическое своеобразие» .

Наш краткий обзор был бы неполным без рассмотрения еще двух компонентов речевого голоса — голосовых модуляций и тона голоса. Голосовая модуляция является важной составляющей, поскольку она является мелодическим компонентом эмотивного характера, создаваемая говорящим (или оратором) в результате особого использования артикуляционной базы голосового аппарата с целью передачи определенной языковой информации или реализации риторических стратегий.

Голосовую модуляцию следует отличать от качества голоса. Голосовое качество является показателем анатомо-физиологической или социальной индексальной информации. Использование голосовых модуляций характерно для речи профессиональных ораторов, которые могут создавать особые звуковые эффекты на определенном отрезке речи, например, в рамках только нескольких синтагм.

Характер голосового модулирования зависит от вида риторического дискурса. Как отмечает М.Н. Козырева, например, при чтении лекции выступающий часто прибегает к использованию звучного голоса, а в рекламе фильма часто используется грудной голос для создания драматического напряжения или придыхательное звучание для передачи образа интимного характера . Опытные ораторы могут демонстрировать богатый репертуар голосового модулирования.

Голосовая модуляция, безусловно, является лингвистически релевантной категорией, так как целенаправленно используется оратором для передачи определенного рода информации или создания экспрессивного мелодического образа, а не является постоянной голосовой характеристикой.

Еще одним компонентом речевого голоса, который активно используется профессиональными ораторами, является тон голоса. В отличие от тона голоса «наивного» говорящего тон голоса оратора выражает его эмоционально-модальные установки, придает голосу дополнительные звуковые оттенки эмотивного характера и способствует реализации риторического плана публичного выступления.

По мнению Дж. Лейвера, тон голоса следует считать паралингвистическим явлением, поскольку он выражает эмоции и различного рода

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

аффекты . Как отмечает ученый, тон голоса является вокальным паралингвистическим феноменом; невокальными паралингвистическими средствами считаются жесты, телодвижения, выражение лица и др. .

Тем не менее, отечественные исследователи считают, что к «тону голоса» можно относиться как к лингвистически релевантному феномену, так как он сообщает речевую информацию, а именно служит показателем окказионального контролируемого выступающим эмотивного состояния . Таким образом, тон голоса можно рассматривать как окказиональный эмотивный голосовой компонент речевого голоса, контролируемый оратором и способствующий реализации его коммуникативных задач.

Тон голоса является важным компонентом речевого голоса, так как от эмотивного характера его звучания зависит ответный «отклик» аудитории. В зависимости от того, будет ли тон выступающего восторженным, возбужденным, неуверенным, важным, сердитым, гневным, жалобным, ироническим, шутливым или радостным, довольным, нежным, удивленным, уверенным, учтивым, игривым и т.д., будет зависеть восприятие информации слушающим. Следовательно, как пишет Г.Е. Крейд-лин: «Основное коммуникативное назначение тона — согласовывать межличностные и социальные отношения между участниками данного акта коммуникации, а потому тон является этикетно нормативным, контролируемым и регламентированным» .

Итак, подводя итог нашему краткому обзору, следует отметить, что вопрос о компонентном составе речевого голоса остается дискуссионным. Однако согласно современным лингвистическим теориям, в состав номенклатуры речевого голоса можно включить качество голоса (как показатель анатомо-физиологической и социальной индек-сальной информации); интонацию (как показатель анатомо-физиологической, психо-эмоциональной, социальной и эмотивной индексальной информации); тембр голоса (как показатель психо-эмоци-ональной индексальной информации), голосовые модуляции (как показатель эмотивной индексаль-ной информации) и тон голоса (как показатель эмо-тивной индексальной информации). Данный компонентный состав доказывает, что речевой голос является сложным, полиинформативным и многофункциональным фонетическим явлением.

Библиографический список

1. Анашкина И.А. Звучащий текст в аспекте культурной аксиологии. — Саранск, 1998. — 264 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М.: Сов. энциклопедия, 1969. — 607 с.

5. Дечева С.В. Когнитивная силлабика. — М.: Диалог — МГУ 1998. — 215 с.

6. Козырева М.Н. Введение в изучение речевого голоса. — М.: МГУ 1986. — 96 с.

7. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи // Язык о языке. — М., 2000. — С. 453-501.

8. Медведева Н. Ф. К вопросу о прагмалингвисти-ке национального голоса. — М.: МГУ, 1987. — 27 с.

9. Laver J. The Phonetic description of Voice Quality. — Cambridge University Press, 1980. — 186 р.

10. Laver J. Principles of Phonetics. — Cambridge University Press, 1994. — 707 р.

1. Anashkina I.A. Zvuchashchij tekst v aspekte kul’turnoj aksiologii. — Saransk, 1998. — 264 s.

2. Ahmanova O.S. Slovar’ lingvisticheskih terminov. — M.: Sov. ehnciklopediya, 1969. — 607 s.

5. Decheva S.V. Kognitivnaya sillabika. — M.: Dialog — MGU, 1998. — 215 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kozyreva M.N. Vvedenie v izuchenie rechevogo golosa. — M.: MGU, 1986. — 96 s.

Возникают ситуации, когда нужно замаскировать голос, чтобы собеседник не узнал, с кем он, собственно, общается. Для этих нужно есть масса мобильных приложений, которые преобразовывают звуковой сигнал, то есть, голос, в различных вариантах. Предлагаем вам ознакомиться с лучшими в своем роде приложениями.

Список:

Приложение VoiceTooner — веселые «повторюшки» в твоем смартфоне

Разнообразить свою активность в социальных сетях можно при помощи программы VoiceTooner, благодаря которой ваши фразы будут озвучены анимационными персонажами.

VoiceTooner – программа для изменения голоса. Она позволяет записать собственный голос и при помощи анимационных персонажей его озвучить. Каждый из героев имеет свой уникальный голосовой тембр и мимику, поэтому результат всегда получается интересным, вызывающим улыбку у детей и взрослых.

Полезный функционал преобразователя:

  1. Множество анимационных персонажей, включая роботов, боевиков, зомби, волшебников, хомячков, кроликов и даже какашек с уникальными голосами.
  2. Готовые записи можно сохранять и загружать интернет (WhatsApp, Facebook, e-mail, и т. д.).
  3. Приложение отлично работает даже на самом слабом смартфоне: изменение голоса не влияет на производительность.

Программа доступна для бесплатного ознакомления и использования через Google Play. При этом на экране отображается небольшой рекламный блок, и периодически всплывают кликабельные баннеры.

Стандартный набор включает 9 анимированных персонажей. Этот список можно значительно расширить, приобретая новых героев по 59 рублей. Один раз в 24 часа можно получить 1 персонажа из магазина бесплатно. Любая покупка убирает рекламу.

Официальным источником для скачивания программы является магазин Google Play. В этом случае безопасность вашего устройства гарантируется.

Аналогами программы VoiceTooner можно считать:

  1. «Преобразователь голоса» – программа, выпущенная ранее данным производителем, но имеющая скромный интерфейс и меньше возможностей.
  2. «Модулятор голоса» – обладает функционалом наложения звуковых эффектов на различные аудиозаписи и голосовые сообщения.

Перечисленные программы можно найти в Google Play, и скачать их бесплатные версии.

Преобразователь голоса Voice Changer для Android

Voice Changer — бесплатное приложение для Android, позволяющее изменять звучание голоса пользователя без дополнительных устройств, а также имитировать окружающий фон с помощью различных спецэффектов. Это отличное развлечение для тех, кто любит шутки и розыгрыши.

При помощи Voice Changer вы можете:

  1. Полностью изменить звучание своего голоса для того, чтобы разыграть своих родных и друзей или сохранить инкогнито в общении с незнакомцами;
  2. Сделать и сохранить собственную аудиозапись или клип, используя различные эффекты — данное приложение позволяет записывать звук и изображение одновременно. Так у вас может получиться уникальный рингтон или сигнал смс-сообщения;
  3. Развеселить любую компанию, записывая голоса друзей и изменяя их на голоса различных персонажей: дракона, бурундука, робота, волка, ребенка и др., либо накладывая эффекты, например, эха, дрожи, гелия и пр.;
  4. Изменить голос на мужской или женский.

Преобразователь голоса можно устанавливать на планшет и/или смартфон. Приложение русифицировано, поэтому работать с ним легко и удобно, а еще лучше разобраться с интерфейсом помогают красивый дизайн и анимация.

Voice Changer в различных версиях можно скачать совершенно бесплатно. На сегодняшний день существует лишь один платный вариант данного приложения — RoboVox Voice Changer Pro, который предназначен для новейших версий ПО Android. В нем обновлен графический интерфейс, добавлено 8 голосовых моделей, а продолжительность аудиозаписи увеличена до пяти минут.

Скачать Voice Changer можно на Google Play, а также на сайтах http://besplatno-android.ru, http://androidlist-russia.com. Доступны для скачивания на Google Play и аналогичные инструменты для изменения голоса: AndroidRock, Androbaby, диктофон Handy Tools Studio.

Скачать Voice Changer

Voice Changer

Если вам нужен незамысловатый «убийца времени», поднимающий настроение, то это приложение точно подойдет. Благодаря Voice Changer вы сможете менять свой голос, применяя эффекты. Отличное развлечение как для одного, так и для целой компании.

Установив это приложение вы сможете:

  • Услышать, как звучал бы ваш голос, будь вы роботом, бурундуком, инопланетянином и еще много других вариантов. Некоторые из них весьма пугающие и необычные. Есть и такие акустические эффекты, которые создают ощущение нахождения под водой; на открытой местности; под сводами старой церкви.
  • Применять эффекты можно как записывая аудио в режиме реального времени непосредственно в приложении, так и используя уже созданные диктофонные записи или музыкальные треки из памяти вашего телефона.
  • Делиться самыми интересными из получившихся вариантов записей со своими друзьями в социальных сетях. Таким образом можно сделать необычное приветствие или поздравление либо разыграть знакомых и родных.

Главное преимущество Voice Changer — оно абсолютно бесплатно. Скачать приложение можно в Плей Маркете Google Play. Там же можно найти и другие подобные программы, например: VoiceFX, Vocoder, Auto Tune и другие.

Смена голоса в приложении «Voice changer with effects»

Voice changer отличается от аналогичных программ для изменения голоса следующими функциями:

  • Возможность поделиться с друзьями получившимся результатом – отправить готовую запись можно на e-mail или в популярные мессенджеры, вроде WhatsApp. Кроме того, аудио можно объединить с выбранным изображением, создав короткий видеоролик, после чего поделиться результатом на своей странице в Facebook.
  • Приложение превращает текст в голос, который сразу же можно обработать любым эффектом из списка. Получившуюся запись с искаженным голосом можно установить в качестве рингтона или звука уведомления.
  • В программе присутствует функция «Фортепиано», позволяющая изменять тональность голоса в аудиофайле в режиме реального времени – просто нажимайте на нужные клавиши, после чего сохраните результат.

Приложение «Преобразователь голоса» распространяется бесплатно – загрузить его можно на официальной странице в Google Play:

Дополнительные эффекты можно разблокировать, посмотрев видеорекламу или порекомендовав приложение 5 друзьям. Если оба варианта не устраивают, доступна версия без рекламы, в которую уже включены дополнительные способы искажения голоса – стоимость перехода составляет 180 рублей.

Среди похожих на «Преобразователь голоса» приложений можно выделить «Модулятор голоса» и «Изменитель голоса». Обе программы обладают схожим функционалом, с одним лишь отличием – выбор эффектов в них значительно меньше.

Voice Changer — программа по изменению голоса на Android 4.1 >

Приложение создано для изменения голоса на телефонах и планшетах. Voice Changer от Aleaf Games понравится детям и взрослым любителям розыгрышей. Интерфейс софта понятный — разберется даже ребенок. К недостаткам утилиты можно отнести довольно большое количество рекламы.

Основные полезные функции приложения:

  • одинаково хорошо справляется с двумя задачами: изменяет голос непосредственно во время новой записи и преобразовывает уже записанные файлы;
  • разработчики предусмотрели возможность делиться полученными аудиофайлами с друзьями в соцсетях, мессенджерах и по Bluetooth, устанавливать записи на мелодию звонка или будильника.

Приложение — бесплатное, есть реклама и платный контент. Отключение рекламы стоит 75 рублей.

Cкачать программу для изменения голоса можно на Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.e3games.voicechanger. Софт не подходит для изменения голоса в процессе телефонного разговора.

Похожие приложения на Google Play:

  • Преобразователь голоса Baviux;
  • Модулятор голоса AndroidRock;
  • Изменитель голоса Androbaby;
  • Диктофон диктофон Handy Tools Studio;
  • Смена голоса 302 Lock Screen.

Voice Changer with Effects — программа для смены голоса c забавными эффектами

Voice Changer With Effects — это приложение для ОС Android, которое преобразовывает голос. В самой программе есть 24 грубых, смешных и странных звуков. В список этих голосов входят: пьяный, инопланетянин, под водой, в пещере и другие. Так Вы сможете подшутить над друзьями или просто развлечься. Чтобы изменить голос в программе, нужно сначала записать разговор. После остановки записи Вам предложат 24 звука, которые можно применить к аудиозаписи. После прослушивания можно скачивать полученный аудиофайл на смартфон.

Преобразованные звуки можно сохранять на телефон, ставить запись на звонок или будильник. Также все мелодии сохраняются в приложении, что позволяет прослушивать запись в главном меню. Если же Вы захотите скачать мелодию, то достаточно нажать на кнопку загрузки, которая находится напротив каждого звука.

Приложение Voice Changer With Effects бесплатное, поэтому в Google Play его может скачать каждый. Но в программе есть и платная функция — это отключение рекламы. За 17,99 гривен пользователи могут отключить рекламу, которая иногда мешает процессу. Так Вы не будете тратить время на просмотр рекламных роликов и сможете записывать аудио сколько пожелаете.

Вопросы и Ответы

Посоветуйте приложение с возможностью записывать голос в файл, как на диктофоне

Преобразователь голоса — популярное приложение, позволяющее изменять голос, применять к аудиозаписям различные искажающие их эффекты. Программа поддерживает как прямую запись с диктофона, так и загрузку заранее подготовленных файлов.

Есть ли преобразователь с голосами сказочных персонажей?

В Voice Changer доступно 24 эффекта: монстр и гном, инопланетянин и робот, космическая станция и старое радио, и другие забавные имитации голосов.

Где скачать похожие приложения, если ни один вариант не устроил?

На Google Play Вы найдете и другие преобразователи, меняющие голос: «Модулятор голоса», «Преобразователь голоса», «Смена голоса», «Голосовой чейнджер». Эти программы отличаются звуковыми эффектами, качеством записи, а также возможностью создавать аудиозапись из текста. То есть, в одних программах больше звуковых эффектов, а в других — лучшее качество записи.

Поясните, в пошаговой форме, как изменить голос на телефоне?

  1. Установите Voice Tooner
  2. Откройте приложение на телефоне
  3. Нажмите кнопку Начать и разрешите приложению записывать аудио
  4. Для начала и окончания записи записи нажмите на значок с микрофоном.
  5. Выберите персонажа и еще раз – для озвучки его голосом.