Медицина в Греции

Медицина Древней Греции

После заката и распада цивилизации Древнего Египта возникла цивилизация Древней Греции, это случилось приблизительно в 700 году до нашей эры. Она просуществовала приблизительно до 600 года нашей эры. Среди древних греков было немало великих философов, а врачи того времени уделяли большое внимание рациональному мышлению по сравнению с древними египтянами. Таким образом, мы вполне можем считать древнегреческую медицину основной прародительницей современной научной медицины.

Первые медицинские школы в Древней Греции возникли на территории Сицилии и Калабрии, которые в настоящее время входят в состав Италии. Наиболее известной и влиятельнойшколой была Пифагорейская школа. Пифагор был великим математиком, который внедрил теорию чисел в естественные науки, поскольку в то время медицина не являлась отдельным предметом.

Последователи Пифагора верили, что числа имеют точное значение, особенно цифры четыре и семь. Они упоминали, что Библия описывает бесконечность как 70*7, а длина лунного месяца составляет 7*4, равно как и менструальный цикл (28 дней), 7*40 представляет собой полный срок нормальной беременности. Также пифагорейцы верили, что ребенок будет иметь лучшее здоровье, если родиться на седьмом месяце, нежели на восьмом.

К слову, карантинный период, длящийся сорок дней, пришел к нам именно из Древней Греции, поскольку тогда было принято считать, что данное число является священным. Согласно древнегреческим записям, еще одна греческая медицинская школа была основана в Книдосе в 700 году до нашей эры. Алкмен работал в данной школе, где впервые начали применять практику наблюдения за больными.

Алкмеон из Кротона (приблизительно 500 год до нашей эры) признан осним из наиболее значимых теоретиков медицины и философов Древнего мира. Некоторые считают, что он был одним из учеников Пифагорая. Несмотря на его довольно обширные труды в области медицины, некоторые историки все же утверждают, что он, скорее, был философом медицины, а не врачом. Как известно, Алкмеон являлся первым, кто задумался о внутренних причинах заболеваний, он также выдвинул идею о том, что болезнь может быть обусловлена факторами внешней среды, питанием и образом жизни.

Греческая цивилизация значительно отличалась от египетской. К примеру, Египет находился под управлением монарха, тогда как греческая система состояла из нескольких городов-государств, которые находились под управлением местного правительства. Афины были демократическими, тогда как в Македонии правил диктатор, а Спарта управлялась военным правительством.

Помимо весьма неплохих успехов в торговле древние греки были относительно богаты, они наслаждались культурой, восхищались поэзией, публичными дебатами, политикой, архитектурой, скульптурой, комедией и драмой. Впервые примененные логические дискуссии означали действительно возможное развитие математики и науки. Начиная с 600 года до нашей эры греки становятся все более интересующимися относительно природы окружающих вещей и явлений.

В 600 году до нашей эры Анаксимандр начал продвигать идею о том, что абсолютно все состоит из земли, воды, воздуха и огня, как он определил элементы. Это произошло незадолго до того, как греческие врачи задумались о том, могут ли заболевания иметь естественные причины и, следовательно, будут лучше реагировать на применение естественных методов лечения, нежели на воздействие заклинаний и молитв, изгоняющих злых духов.

Приблизительно в 300 году до нашей эры Александр Македонский превратил Грецию в величественную империю, которая распространилась на Ближний Восток. В Египте была построена Александрия, которая стала одним из главных центров образования и обучения в древнем мире. Несмотря на то, что древние греки верили в существование богов, все постепенно наука занимала все больше места в попытках объяснить причины и найти решение относительно лечения заболеваний, в частности, и окружающих явлений в целом.

Древние греки верили, что медицина вращается вокруг теории гумора

Одной из наиболее значимых фигур в древнегреческой медицине несомненно является Гиппократ, который известен как «отец медицины». Гиппократ родился на острове Кос (460-370 гг до нашей эры), он основал свою собственную медицинскую школу, в который впервые медицина преподавалась как отхдельная дисциплина, что являлось на тот момент революционной идеей. До этого медицину связывали с философией и практикой религиозных ритуалов, чтения молитв и заклинаний. Более того, именно Гиппократ и его ученики впервые заявили о профессии врача.

Научный труд Hippocratic Corpus, написанный самим Гиппократом и его коллегами, состоял из 60 медицинских работ древних греков. Также Гиппократу приписывают создание известной клятвы Гиппократа, которую должны были приносить студенты-медики, когда они становились квалифицированными врачами. Данная клятва, хоть и претерпела изменения, но до сих пор используется современными врачами, которые клянутся практиковать этичный и честный подход к выполнению медицинских обязанностей. Тем не менее некоторые классические ученые, к примеру, Людвиг Эдельштайн, верили, что клятва была создана пифагорейцами.

Принято считать, что Гиппократ улучшил систематическое изучение клинической медицины, предложив изучение заболевания при помощи непосредственного обследования живого пациента. Гиппократ и его коллеги стали первыми, кто описал и правильно задокументировал данные о некоторых болезнях и расстройствах. Считают, что именно Гиппократ впервые детально описал утолщение кольцевых фаланг пальцев, характерных для хронического гнойного заболевания легких, врожденного порока сердца с первичным цианозом и рака легких. Даже в настоящее время некоторые враячи до сих пор применяют термин «пальцы Гиппократа» при описании утолщения кольцевых фаланг пальцев.

Маска Гиппократа является описанием лица человека незадолго до его смерти. Она включает заострившийся нос, запавшие глаза, запавшие виски, холодные уши, сухую, негибкую, отвердевшую кожу лица, бледный землистый цвет лица. При наличии таких признаков и отсутствии улучшений такая маска Гиппократа является прогнозирующим фактором скорого летального исхода.

Гиппократ и его последователи первыми применили некоторые термины для описания заболеваний и состояний пациентов:

  • острый;
  • хронический;
  • эндемичный;
  • эпидемичный;
  • выздоровление;
  • кризис;
  • обострение;
  • пароксизм;
  • пик заболевания;
  • возвращение забоелавания;
  • рассасывание.

Существовала ли хирургия в Древней Греции?

Греки вскрывали тела умерших людей, а иногда и живых преступников для того, чтобы изучить внутреннее строение тела. Тем не менее историки медицины сомневаются в том, что древние греки были способны проводить внутриполостные операции. Однако, в связи с почти постоянными военными действиями врачи все же имели обширную практику в лечении переломов и вывихов. Более того, они даже умели вправлять вывихи межпозвоночных дисков.

Как и в Древнем Египте в Древней Греции не существовало анестезии, однао, уже было созданы травяные антисептические смеси. Диагностика заболеваний также проводилась с применением натуральных препаратов. Греческие врачи все же проводили клинические наблюдения и тщательные медициснкие осмотры больных.

Согласно рекомендациям Гиппократа для лечения следующих болезней применяли специдические препараты:

  • Грудные заболевания: ячменный суп с уксусом и медом для повышения уровня флегмы;
  • Боли в боку: обтирания мокрой губкой; при распространении боли до ключиц рекомендовали кровопускание в обласыи локтя до того, пока кровь не станет ярко-красной;
  • Пневмония: ванна обеспечит облегчение боли и поможет повысить уровень флегмы, однако, при этом пациент должен быть полностью погружен в воду и не двигаться.

Также Гиппократ советовал при простуде поддерживать тепло тел пациентов, при лихорадке и потоотделении — охлаждать тела и осушать пот, восстанавливать кровопотерю.

История медицины. Древняя Греция


Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.
Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.
Некоторые врачи лечили своих пациентов, а затем отвозили их в абатон — святое место в храме — чтобы те проспали там всю ночь. Греки полагали, что Гигея и Панакея, дочери Асклепия, прибудут в храм с двумя святыми змеями, которые вылечат пациентов. Часть этой символики дожила до наших дней. Сегодня змея — символ фармацевтов, от имени Гигеи было образовано слово «гигиена», панацея — универсальное лекарство от всех болезней, а эскулапами мы шутливо называем медиков.

Статуя Асклепия
Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

Статуя Гигейи
В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

От теории к практике

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.
Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.
Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.
Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

Жертвоприношение Асклепию
Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

Медицинские труды

Первые упоминания об особенностях греческой медицины появились в сценах «Иллиады» Гомера, где лечат раненых в Троянской войне. В ней описывается, например, как Патрокл промывает рану Эврипила теплой водой.

Ахилл, перевязывающий руку Патроклу
Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

Гиппократ
Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Первопроходцы греческой медицины

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

Алкмеон Кротонский
Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.
Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.
Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.
Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.
Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.
Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.
Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.
Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.
Философия Аристотеля и Платона, их труды и речи позволили грекам получать и систематизировать знания о внутреннем строении человеческого тела. Греческий историк Фукидид ( ок. 460-395 гг до н.э.), который считается «отцом научной истории», пришел к выводу, что молитвы совершенно неэффективны в лечении болезней. Он добавил, что эпилепсия имеет научное объяснение и никак не связана с рассерженными богами или злыми духами.
Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.
Гиппократ в своей работе «Конституция человека» пишет, что четыре жидкости составляют человеческое тело: «через них он чувствует болезнь или наслаждается здоровьем. Когда все жидкости правильно сбалансированы и перемешаны, он чувствует себя совершенно здоровым. Болезнь наступает, когда одна из жидкостей находится в избытке или уменьшается в количестве или полностью отсутствует в теле».
В своих книгах он предлагает следующие рецепты:
При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.
Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Общественное здравоохранение

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.
По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.
Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.
Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

Медицина в Древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны так называемого античного мира с III тысячелетия до н. э. до V в н. э. — Древняя Греция (Эллада), страны так называемого эллинизма и Древний Рим.

Различные области знаний у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием «философия» («любовь к знанию» – любомудрие по древнерусской терминологии). Для древнегреческой философии, особенно в наиболее ранних ее стадиях, характерна стихийная диалектика. Эта черта характеризует, в частности, мыслителей Милетской школы, возникшей около VI в. до н. э. в городах. Малоазиатского побережья. Мыслители эти были одновременно естествоиспытателями и врачами.

В философских течениях Древней Греции – материализме и идеализме – отражались интересы разных слоев общества.

Крупнейшим представителем материализма и атеизма в древнегреческой философии был Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Значительное внимание Демокрит уделял и медицине. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», – писал он.

В этом и других высказываниях нашли выражение общие материалистические взгляды Демокрита. Продолжателем его был Эпикур; влияние этого мыслителя сказалось главным образом позднее, в Риме, в системе! Лукреция, автора энциклопедической поэмы «О природе вещей» («.De rerum natura»).

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI в. до н. э.), а поздней, с IV в. — философией Платона. Эти философы-идеалисты объясняли все, что совершается в мире, влиянием стоящей над ним силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

Историческая роль Древней Греции в области медицины отразилась в современной медицинской терминологии: хирургия (хейрургия – дословно рукодействие), педиатрия (лечение детей), психиатрия («лечение души»), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), гематология (учение о крови). Есть множество других медицинских терминов древнегреческого происхождения.

В Элладе по сравнению со странами Древнего Востока медицина в относительно меньшей степени находилась под влиянием религии. Греческие боги – не столько владыки и деспоты, стоящие над людьми, сколько олицетворение различных людских качеств, как хороших, так и дурных. Наряду с «асклепейонами» (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) существовали носившие то же название лечебницы и школы врачей-нежрецов, а также мелкие «ятрейи» – лечебницы на дому у врача.

Название «асклепейоны» происходит от имени Асклепия. Асклепий (по-латыни Эскулап), по преданию живший в Фессалии – в северной Греции, «великий и беспорочный врач», как его называет Гомер в «Илиаде», имел много учеников. Впоследствии он был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу как бог врачевания. Многие крупные врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины – Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии – Панацея считались его дочерьми.

Лечение в асклепейонах при храмах в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения. Из собственно лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу.

Ценным источником для изучения древнегреческой медицины являются обнаруженные при раскопках остатки хирургического и другого медицинского инструментария. Обнаружены также слепки больных органов, которые больные приносили в асклепейоны иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, а иногда как благодарственную жертву за излечение. Слепки дают представление как о болезнях, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерная черта древнегреческой культуры – большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене (рис. 5). В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например «стадион», «пентатлон» и др. На многочисленных греческих вазах имеются художественные изображения ухода за телом (обливание, растирание, массаж и т. д.). Древнегреческие скульпторы (Фидий, Пракситель и др.) в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. В классических произведениях древнегреческого эпоса – поэмах Гомера «Илиаде» и «Одиссее» – описаны состояние медицины в период перехода от родового строя к рабовладельческому.

Рис. 5. Уход за телом (орнамент древнегреческой вазы).

Купцов, ремесленников и свободных земледельцев обслуживали врачи-периодевты, странствовавшие по полисам – общинам и городам – с набором примитивных инструментов и лекарств. Имелись «семейные» школы для подготовки врачей. Особую славу приобрели медицинские школы в Малой Азии – Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый Гиппократ.

Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) происходил из рода, в котором медицинская профессия по обычаю того времени передавалась от отца к сыну. Это было семейное ремесленное обучение. Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его знакомстве, в частности, с медициной стран Древнего Востока. Разработанные им приемы лечения переломов, вывихов, ран разного рода делают вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах.

Сочинения, приписываемые Гиппократу, были впоследствии сгруппированы в дошедший до нас «Гиппократов сборник», принадлежащий, как установлено, не одному лицу.

Годы деятельности Гиппократа совпадали с правлением Перикла в Афинах. В это время жили философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот и Фукидид и многие другие крупные деятели. Историку Фукидиду принадлежит описание «афинского мора» – крупной эпидемии во время Пелопонесской войны (между Афинами и Спартой), участником которой он был.

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы), о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Совершающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Согласно этим представлениям, в их развитой позднее форме жизнь организма определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегма), желчью желтой и желчью черной. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови – сангвинический, слизи – флегматический, желчи желтой – холерический, желчи черной – меланхолический. Темперамент каждого человека зависит от преобладания у него соответствующего сока. Природа человека («физис», по Гиппократу) сводится в основном к тому или иному распределению и смешению различных соков в организме человека. Эта классификация «темпераментов», как и лежавшие в ее основе гуморальные представления, конечно, чрезвычайно далеки от современных научных представлений. Однако И. П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности указал, что «греческий гений в лице – индивидуальном или сборном – Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» .

Гпппократ (460-377 до н. э)

Для нас в настоящее время не имеет решающего значения, принадлежит то или иное положение лично Гиппократу или одному из его единомышленников и продолжателей.

Отражая характерный для древнегреческих мыслителей стихийно-диалектический подход, Гиппократ склонялся к пониманию организма и процессов, происходящих в нем, в единстве и целостности.

Материалистическая позиция Гиппократа в вопросах медицины нашла выражение в его произведении «О священной болезни» (имеется в виду эпилепсия). «Нисколько, мне кажется, она ни божественнее, ни более священна, чем другие, но имеет такую же природу происхождения, какую и прочие болезни… Вследствие невежества предоставляется ей божественное свойство, вследствие же знания способа лечения божественность отнимается».

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ указывает, что врачу, прибывшему в новый, для него город, необходимо изучать климат, почву, воду, образ жизни населения и т. п. Только тот, что предварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача не только «умения руководить больными», но и заботиться о здоровых, чтобы они не болели.

Основным принципом терапевтической деятельности Гиппократа было лечение «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же – переполнением… труд врачует отдых и, наоборот, покой – труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного». Такой взгляд страдает значительным механистическим упрощением сложного многообразия возможных терапевтических воздействий. Однако в последующем историческом развитии медицины этот подход сыграл положительную роль, служа противопоставлением «лечений подобного подобным»; последнее широко использовалось идеалистическими и мистическими течениями в медицине, в частности гомеопатией.

Вынужденный ограничиться непосредственным наблюдением больного при помощи «пяти чувств» – зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Гиппократ изощренно владел ими.

Для представленной Гиппократом медицинской школы на острове Кос характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и в сущности отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи Косской школы на основе установленных признаков переходили к прогнозу и лечению. Детально разработанный для разных случаев прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы.

Соседняя с Косской, но противоположная ей по методу Книдская школа (Эврифон), напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Исторически более оправданным следует признать подход Косской школы; предпосылок для обоснованного диагноза в рассматриваемую эпоху еще не было. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как Косская индивидуализировала его.

И. П. Павлов назвал Гиппократа «гениальным наблюдателем человеческих существ». О наблюдательности Гиппократа дают представление его меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, шум трения при плеврите – с поскрипыванием кожаного ремня. Гиппократ иногда выслушивал ухом грудную клетку; после него этот прием не нашел достаточного развития в древней меди цине.

Гиппократ отвергал решающую роль «удачи» или «счастья» как условия успешной деятельности врача, противопоставляя им владение необходимыми приемами и наличие определенных медицинских знаний. «Иметь счастье – это значит делать хорошо, так делают знающие люди. Иметь несчастье – это, не имея знаний, делать нехорошо; оставаясь невеждой, можно ли иметь счастье?»

Немалое место в произведениях Гиппократа занимают вопросы поведения врачей и врачебной этики, начиная с внешности врача и внешних приемов его работы. В знаменитой «Клятве врача» сформулированы взаимоотношения врача и больного, а также отношения врачей между собой. «Клятва» не представляет собой оригинальное произведение Гиппократа или его современников; сходного содержания профессиональное обязательство врача встречается и в более ранних источниках Древнего Востока, в частности Индии. В последующие века профессиональное’ обязательство врачей в измененном виде вошло во врачебный быт весьма многих стран, в том числе и России.

Считая, что медицина требует не отвлеченного умозрения, а возможно более тщательного наблюдения у постели больного, Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении больных. Ряд высказываний Гиппократа прочно вошел в медицину и даже в художественную литературу, например его классическое описание вида умирающего (facies Hippocratica).

«Должно… перенести мудрость (философию) в медицину и медицину в мудрость (философию)», – учил Гиппократ. Другими словами, следует связывать теорию и практику. Учение Гиппократа противостояло одновременно и эмпирикам, пренебрегавшим теорией, и догматикам с их господством надуманных схем над опытом и наблюдениями. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. При ограниченных знаниях своего времени он остерегался насильственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая прежде всего «не вредить».

Значительное место в терапевтической системе Гиппократа принадлежало диетическому лечению, которое он понимал расширенно, в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней среде, условиям жизни.

Приведенные примеры показывают, что учению Гиппократа присуще то самое «драгоценное чувство меры», которое характерно и для диалектической древнегреческой философии, и для древнегреческого искусства. В дальнейшем в медицине неоднократно наблюдались односторонние увлечения тем или иным открытием или новым положением, В определенных пределах и определенных условиях эти положения могли быть правильными и полезными, но вне этих условий они неизбежно приводили к ошибкам. Основные принципы учения Гиппократа предостерегали врачей против односторонних увлечений и ошибок, которых было много в многовековом развитии медицины.

Учение Гиппократа сыграло положительную роль в дальнейшем развитии медицины. Оно при всех его исторически обусловленных недостатках и слабых сторонах не содержало многочисленных метафизических ошибок, представленных в медицине позднее.

В период империализма при растущем разрыве между насущными потребностями общества и возможностями их удовлетворения некоторые деятели науки и культуры начали усиленно развивать упадочнические пессимистические взгляды. К числу их относится отрицание эффективности научной медицины и отрицание возможности ее успешного развития. Эти тенденции особенно усилились в связи с односторонним развитием техницизма в медицине и узколокалистической трактовкой заболеваний. Появилось даже течение «неогиппократизма».

Медицина стран социализма бережно хранит и использует наследие прошлого, в том числе ценные, положительные стороны учения Гиппократа, развивает его в соответствии с новыми запросами, но отвергает лозунг «назад к Гиппократу» как антинаучный и исторически реакционный.

После Гиппократа древнегреческая медицина, как и культура Древней Греции в целом, приобрела новые черты, отражавшие новый этап общественного развития. В области медицины нашли выражение два противоположных течения, представленные догматиками и эмпириками.

Догматик Платон (427-347 гг. до н. э.), крупнейший представитель идеализма античного мира, истолковывал происходящие в здоровом и больном организме процессы идеалистически и мистически. Здоровье или болезнь, по Платону, определяется потусторонним, нематериальным началом – «пневмой». Превращения этой «пневмы» в организме, проникающей вместе с воздухом, ее влияние на различные органы и составляло содержание патологии.

В произведении «Законы» яркое выражение находит классово-рабовладельческая позиция Платона. Он устанавливал здесь две системы лечения, противоположные друг другу: научную (для свободных людей) и ненаучную, знахарскую (для рабов). Врачей он тоже делил на две резко различающиеся категории. «Философию», т. е. науку, он считал занятием врачей-рабовладельцев, лечащих больных из этого же класса. По Платону, рабам знания не доступны и не нужны; не нужна им и настоящая научная медицина. Предусматривал Платон и среднюю группу – свободных, но бедных граждан. В его системе обслуживания они находились посредине между двумя крайними противоположными классами.

Эмпирики, среди которых было немало врачей, боролись против догматиков, против их увлечения надуманными общими схемами. В то же время эмпирики крайне обедняли врачебное мышление, полностью отрицая теорию, ограничивая задачу врача только практикой. «Не то важно, чем болезнь вызывается, но то, что ее устраняет». Тем самым они по существу сводили медицину к простому накоплению оправдавших себя на практике приемов лечения. Эмпирики в лучшем случае были умелыми компиляторами.

Значительной ступенью в развитии науки явилась деятельность Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Будучи сыном врача, Аристотель также получил медицинское образование. Он ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Он критиковал идеалистическое учение! Платона и в некоторых вопросах приближался к материализму. Но наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности всего совершающегося (телеология, энтелехия). Церковная философия эпохи феодализма использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона одной из главных основ реакционной средневековой идеологии – схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине. В. И. Ленин указывал: «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» .

* * *

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV-I вв. до н. э.).

Вместо системы мелких самостоятельных общин – полисов — начало формироваться крупное централизованное государство во главе с военачальником, будущим монархом. Период этот начался завоевательными походами Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). В Македонскую монархию были включены лежавшие к югу от нее полисы Греции, затем Египет, «передняя» и «средняя» Азия. Огромная держава, возникшая в результате завоеваний Александра Македонского, включала территорию от Балканского полуострова до границ Индии, от Дуная и Черного моря до Аравийского полуострова и Северной Африки. Население было разноплеменным, разноязычным и находилось на разных ступенях социально-экономического и культурного развития. Естественным результатом образования огромной Македонской монархии было смешение культур – завоевателей и покоренных ими народностей. Созданная в короткий срок силой оружия империя начала распадаться сразу же после смерти завоевателя (в Вавилоне в 323 г. до н. э.). Она распалась на несколько крупных так называемых эллинистических государств, во главе которых стали «диадохи», военачальники Александра Македонского: Птолемей в Египте, Селевк в Сирии и Малой Азии и др. Назревшие вопросы экономического и культурного (развития требовали общения между странами и народами, развития торговли, многостороннего обмена. Эти обстоятельства способствовали сохранению системы эллинистических государств и их развитию в течение нескольких столетий до конца I в до н. э., т. е. до завоевания их Римом.

Крупнейшим среди эллинистических экономических и культурных центров была Александрия – столица Египта, расположенная на перекрестке морских и караванных торговых путей. В Александрийской библиотеке находилось до 700 000 свитков. В музее (мусейоне) – научном центре Александрии – работали математики Эвклид и Евдокс, механик Архимед, физик Стратон, астроном Аристарх Самосский. Здесь же получила развитие геоцентрическая система Птолемея, господствовавшая почти два тысячелетия, вплоть до открытий Коперника и Галилея в XVI и XVII вв.

Значительное развитие в Александрии получила также медицина, главным образом хирургия, и в связи с ней анатомия. Александрийские хирурги иногда производили перевязку сосудов. Это делало доступной ампутацию конечностей и другие ранее невозможные сложные хирургические вмешательства. Применялся в Александрии и наркоз с помощью вытяжки корня мандрагоры и других средств. Анатомические знания культивировались в Египте еще с древности.

Крупные успехи в хирургии и в анатомо-физиологических исследованиях связаны с деятельностью врачей Герофила и Эразистрата, живших в Александрии на рубеже IV и III вв. до н. э. Герофил и Эразистрат занимались вскрытием трупов и даже вивисекцией. Особенно большой вклад оставили исследования Герофила и Эразистрата в области нервной и сердечно-сосудистой систем.

Сохранявшаяся до недавнего времени в анатомии терминология – torcular Herophili, calamus Herophili и др. – свидетельствует о значительном вкладе александрийских врачей в науку. Имеются сведения о наличии в Александрии, а также в других эллинистических государствах больниц и прообразов аптек при них, в которых работали врачи.

Аптеки как специальный вид учреждений получили дальнейшее развитие в тех же странах Востока позднее, в Средние века.

В I в до н. э. с падением политической самостоятельности эллинистического Египта (30 г. до н. э.) Александрия утратила свое значение политического и экономического центра Древнего мира. Центр этот переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические государства Востока.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Введение

Медицина (лат. medicina, от medico — лечу, исцеляю) — система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Характер и уровень развития медицины определяются материальными условиями жизни общества, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Развитие медицины тесно связано с развитием естествознания, философии и техники.

История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, с общей историей культуры народов. История медицины показывает, как на основе проверки и обобщения эмпирических знаний народа сложилась научная медицина, как медицинская наука развивалась в тесной связи с экономическим и политическим развитием общества, в борьбе передового, научного материалистического мировоззрения с мировоззрением ненаучным, идеалистическим.

Когда возникли первые зачатки медицинской помощи, врачевания — доподлинно не известно. Самая распространенная версия — одновременно с возникновением человека, т.е. за несколько сотен тысяч лет до нашей эры, в начале четвертичного периода в истории Земли. Эту гипотезу не раз высказывали не только специалисты-историки, но и медики. Так, великий физиолог И.П. Павлов писал, что «медицинская деятельность — ровесница первого человека», «было бы несправедливо считать историю медицины с письменного ее периода».

Врачевание и медицина в Древней Греции

Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим.

Периодизация истории и врачевании. История Древней Греции насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют пять основных периодов: 1) крито-архейский, или эгейский (конец III — конец II го тысячелетия до н.э.); 2) предполисный (XI-IX вв. до н.э.); 3) полисный (VII-VI вв. до н.э.); 4) классический (V-IV вв. до н.э.); 5) эллинистический (30-е годы IV в. — 30 г. до н.э.).

Крито-архейский период. Медицина Древней Греции (с III-II тыс. до н. э.) начинается с крито-архейского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.

Предполисный период. Гораздо более полные сведения были получены в XI-IX вв. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, слепого поэта, воспевшего, в частности, осаду греками г. Трои. Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии — Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания.

От имени Асклепия (рис 1) произошли названия лечебниц при храмах — Асклепионы, в которых жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнотическим воздействиям, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипнотический сон, подчас и используя лечебные травы и другие средства. Кроме этих религиозных учреждений, врачи-ремесленники, ученики семейных врачебных школ, все более становящиеся светскими медиками, избавляющиеся от влияния религиозных предписаний, обрядов, организовывали для приема больных своего рода амбулаторные учреждения — атрейи, которые декорировались, если позволяли средства, произведениями искусств. Врачей-жрецов, принимающих больных в асклепионах, называли асклепиадами. Пациенты в знак благодарности и признательности за лечение приносили в Асклепионы слепки больных органов или частей тела из гипса, мрамора и подчас, как гонорар, из серебра и золота. Сегодня по ним можно судить о характере анатомических знаний того времени. Интересно, что своего рода истории болезни записывались прямо на колоннах храмов, где развешивали и слепки больных органов.

Полисный период. В большей степени, чем религия, на медицину оказала влияние натурфилософия, как общее естественное научное и философское знание того периода, правда, находящееся еще в младенческом возрасте.

Ф. Энгельс писал, что в Греции «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте», природа рассматривается как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях, обстоятельствах — она просто выступает как результат созерцания. Он отмечал, что недостаток греческой философии — в отсутствии расчленения, анализа, но это рассмотрение природы в целом является и преимуществом греческой философии перед метафизикой.

Греческие философы разных школ и направлений рассматривали происхождение всего физического мира и психического душевного мира человека из элементов космоса, находящегося в вечном движении.

Философы первой материалистической линии стремились отыскать начало всех вещей не в божественной воле, а в физической природе.

Философы, а правильнее — натурфилософы, так как они занимались естествознанием, включая медицину, писали в своих сочинениях и об анатомии, патологии, даже о хирургических манипуляциях. Так, Диоген из Аполонии на Крите, ученик Анаксимена, занимался анатомией, создал целое учение о кровеносных сосудах, упоминал о левом желудочке сердца, сонной аорте, мозговой артерии, исследовал пульс. По его мнению, воздух из левого желудочка проникает во все сосуды, в которых смешивается с кровью.

Гераклит утверждал, что человеческие зародыши происходят только из мужского семени, а матка служит местом их развития. Анаксагору приписывают открытие боковых желудочков мозга. Эмпедокл полагал, что зародыши образуются из мужского и женского семени и получают образ отца или матери. Демокрит считал, что семя происходит из всех частей тела и что наружные части зародыша образуются раньше внутренних. В медицинских сочинениях Демокрит пишет об эпидемических болезнях, диете, лихорадке, прогностике, бешенстве. Пифагор полагал наличие высшей, разумной души, пребывающей в мозгу, и низшей, неразумной, чувствующей, обуреваемой страстями, пребывающей в сердце и печени.

Известны некоторые высказывания и Платона (рис 2) о местонахождении души, о мозге, а также о душевных и прочих заболеваниях человека.

Платон был сторонником дуализма, признания двух сторон: души и материального тела — в противоположность Демокриту, Гиппократу и другим философам и врачам, проповедующим взгляды о единой материальной природе человека.

Классический период. В Древней Греции сложилось несколько врачебных школ не только на территории полуострова, но и в Малой Азии и даже на побережье Черного моря, где создавались города в колониях. Наиболее известные из них — Кротонская, Книдская и особенно — Косская, из которой вышел великий Гиппократ.

Из врачей Кротонской школы самым крупным является Алкмеон Кротонский, который вскрывал трупы и сделал ряд открытий в морфологии, например слуховой канал, который позже стал известен как Евстахиева труба, перекрест (хиазма) зрительных нервов в мозгу да и сами эти нервы. Диоген — при вскрытии животных обнаружил следующее: правая часть сердца и вены содержат кровь, а артерии пусты, поэтому по Диогену — правая часть сердца обусловливает движение крови, а левая — «присасывает» воздух. Эта гипотеза была актуальной вплоть до открытия кровообращения Гарвеем.

Представители Книдской школы известны тем, что научились описывать симптомы, симптомокомплексы болезней и их значение для болезней, они описали шум трения плевры и посредством выслушивания груди шум «кипящего уксуса» при водянке груди; ввели в медицину ряд новых средств лечения — аппликации извести, глины на грудь и голову; широко применяли чеснок, лук, мяту, хрен; в объяснениях о болезнях исходили из представлений о неправильном смешивании соков тела, называя это состояние дискразией — в противоположность кразии, состоянию здоровья.

Косская школа, из которой вышел Гиппократ, еще до него была известна деятельностью многих выдающихся врачей, в том числе Гиппократа I, сын которого Гераклит был отцом Гиппократа Великого.

Отличительная черта Косской школы, в противоположность Книдской, состояла в том, что врачи ее обращали внимание на общее состояние больного и занимались преимущественно объективным исследованием больных, семиотикой, прогностикой, этиологией, — словом всем тем, чем прославили себя Гиппократ и его последователи. Точно так же и в терапии они обращали внимание на общее состояние больного.

Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) — великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Он родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов. Жизнь Гиппократа, подобно жизни многих знаменитостей древности, окутана легендой, которая приписывает свершение им многих славных поступков: успешное подавление эпидемии чумы в Афинах в 428 г. до н.э. во время Пелопонесской войны, предотвращение военного нападения афинян на его родной остров Кос, лечение от сумасшествия философа Демокрита пр. Однако достоверность этих событий вызывает сомнения.

История сохранила несколько сочинений Гиппократа, которые вместе с произведениями других древнегреческих врачей объединены в сборник Гиппократа. Гиппократ является социальным и интеллектуальным продуктом эпохи расцвета экономической и культурной жизни Древней Греции.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов, и в том, что он, по словам И.П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». В произведениях Гиппократа имеются зарисовки душевных и телесных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и «очень бледных» — меланхоликов, названных так соответственно гуморальным представлениям о преобладании в организмах людей этих типов крови, желтой и черной желчи, слизи. Выделение типов телосложения и душевного склада имело не только теоретическое, но и большое практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, так как каждый тип предрасположен к определенным болезням.

Согласно взглядам на природу человека, Гиппократ рассматривал причины болезней, которые он делил на внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и внутренние (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физических упражнений и др.). Его заслуга — разработка учения об этиологии, из которого он выбросил представление о сверхъестественном, божественном происхождении болезней. Для Гиппократа было характерно динамическое представление болезней, он развивал учение о стадиях болезни, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаг тела, к сырости, сварению, извержению влаг.

Соединив свой врачебный опыт с обобщенным им опытом предшествующих поколений медиков, Гиппократ разработал учение о диагностике и семиостике болезней. Он положил начало строго последовательному, систематическому обследованию больного, пользуясь осмотром, ощупыванием, выстукиванием и выслушиванием груди и живота, встряхиванием больного, обращая внимание на вид отделений, осадок в моче и пр. Он, как и представители Косской школы, описал многие симптомы и синдромы (шум плеска, шумы, напоминающие кипение уксуса, и трения кожи при заболеваниях легких и др.). Гиппократ положил начало систематическому описанию течения болезней — историям болезней.

Его крупнейшее достижение — создание учения о прогностике, которая опиралась на все знания медицины, всесторонний анализ прошлого и настоящего состояния больного, имея критерии сравнения здоровья со здоровым человеком. Прогностика преследовала цель не только предсказать исход болезни, но определяла поведение врача, тактику лечения больного. Широкую известность получили мастерские зарисовки прогностических признаков больных, таких как лицо умирающего больного: «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая и цвет лица землистый, черный или бледный, или свинцовый и др.».

Логическим выводом из медицинских воззрений Гиппократа является его система терапии, покоящаяся на принципах: 1) приносить пользу и не вредить «non nesere»; 2) противоположное лечить противоположным («contraria contraries curantur»); 3) помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни; 4) соблюдать осторожность, щадить силы больного, не менять внезапно лекарство, применять более активные средства лечения тогда, когда менее активные не оказывают действия. В общей терапии Гиппократ широко применял два метода: диетический (ячменный отвар, смесь меда с водой или уксусом, вино, молоко, употребление ванн, физических упражнений, припарок и т.п.) и фармацевтический, сводящийся к преимущественному употреблению опорожняющих средств (кровопускания, банки, рвотные, слабительные, мочегонные средства и т.п.).

Гиппократ не занимался детальной разработкой частной патологии и терапии. Тем не менее, в его произведениях встречаются названия многих болезней, составляющих ядро современной номенклатуры болезней (пневмония, апоплексия, эпилепсия и др.). Гиппократ известен как выдающийся хирург древности. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простых, ромбовидных, «шапка Гиппократа» и пр.). Лечение переломов и вывихов с помощью вытяжения и противовытяжения, шин, желобов, использование специальных аппаратов (скамья Гиппократа и др.), лечение ран, фистул, геморроя, эмпием. Заслуживают, внимание правила положения хирурга, его рук, размещение инструментов, освещение при операции и пр.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике, образце этичного поведения врача. Врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость: врач должен уметь завоевать доверие больного, сохранять врачебную тайну, иметь приличный и опрятный вид. Ему приписывают текст так называемой врачебной клятвы (клятвы Гиппократа), сжато формулирующей моральные нормы поведения врача по отношению к больному и коллегам, хотя первоначальный вариант клятвы существовал, по-видимому, до Гиппократа.

Широко известен «Corpus Hippocraticum» — собрание сочинений древнегреческих врачей, названный так по имени Гиппократа, произведения которого, сохранившиеся до нашего времени, вошли в сборник.

Книги из сборника, начиная с александрийского врача Герофила (около 300 г. до н.э.), подвергались многочисленным комментариям; наиболее обстоятельные комментарии принадлежат Эроциану (около 50 г. до н.э.), которому было известно более 30 сочинений из сборника, Галену, подвергшему анализу 17 книг сборника. В дальнейшем самоотверженный труд арабских и византийских переписчиков, компиляторов и комментаторов спас сборник от гибели. В эпоху Возрождения интерес к сборнику резко усиливается и с изобретением печатного станка его издают в числе первых медицинских печатных книг.

Сочинения сборника отражают состояние древнегреческой медицины эпохи Гиппократа, авторами их являются, помимо самого великого врача, представители книдской, кротонской, косской и других школ, предшественники, современники Гиппократа и врачи, жившие после него. Книги сборника посвящены различным вопросам медицины. Среди них сочинения о врачебном искусстве («Об искусстве», «О древней медицине»), о врачебной этике и быте врача («Клятва», «Закон», «О враче», «О благочестивом поведении» и др.), о природе (строении и функциях) человека и сущности болезни («Об анатомии», «О железах», «О природе ребенка», «О ветрах», «О болезнях» и др.); книги посвященные диететике («О диете»), прогностике («Косские прогнозы», «Предсказания» и др.), хирургии («О врачебном кабинете», «О рычаге», «О геморроидах», «О раках и язвах», «О фистулах» и др.), женским болезням и акушерству («О женских болезнях», «О бесплодных женщинах», «Об эмбриотомии» и др.), детским болезням («О прорезании зубов»), глазным («О зрении»), различным вопросам общего лечения и частной патологии и терапии («Эпидемии» — кн. 2, 4, 5, 6, 7: «О страданиях», «О болезнях», «О священной болезни», «О внутренних страданиях», «Об употреблении жидкости» и др.).

До сих пор окончательно не установлено количество подлинных сочинений Гиппократа в сборнике. Гален считал, что Гиппократу принадлежит 13 сочинений; современные историки медицины полагают, что число их меньше. Чаще всего к оригинальным сочинениям Гиппократа относят: «Афоризмы», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностику», «Эпидемии», (кн. 1 и 3), «О диете при острых болезнях», «О переломах», «О вправлении суставов», «О травмах головы» и некоторые другие.

Эллинистический период. После классического периода во времена эллинизма Древней Греции (IV-I вв. до н.э.), основным историческим событием которого были завоевательные походы Александра Великого, Македонского, развитие медицины переместилось из материковой Греции в Египет, Ливию и другие страны, где воцарились Птолемеи. В столице государства Александрии, основанной в 331 г. до н.э. военачальник Александра Македонского Птолемей I основал музей и самую крупную библиотеку, насчитывающую 700 тыс. первоисточников, академию наук, привлекавшую из других стран философов, врачей, ученых, среди которых были математик Эвклид, механик Архимед, физик Стратон, астроном Аристарх Самосский и выдающиеся врачи Герофил и Эрозистрат. Теоретические воззрения и медицинская практика последних впитала учение и достижения школ древнего Востока и Эллады и, конечно, натурфилософские воззрения греческих мудрецов, прежде всего Платона, и крупнейшего энциклопедиста того времени великого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), бывшего наставника Александра Македонского, «самую универсальную голову среди греческих философов» (Ф. Энгельс).

Для Александрийской медицины наиболее значим вклад в развитие анатомии и хирургии Эразистрата, Герофила и других врачей, которые сделали ряд крупных открытий, прежде всего потому, что Птолемей, вопреки жрецам, разрешал вскрытие не только животных, но и людей, в первую очередь приговоренных преступников.

Эразистрат (около 300-240 гг. до н.э.), изучая мозг, описал его оболочки, мозжечок, обнаружил желудочки мозга. Он выделил 7 пар черепно-мозговых нервов, проследил ход черепно-мозговых нервов к мышцам, определив таким образом их отношение к движению. Исследуя сердце, нашел двух- и трехстворчатые заслонки — клапаны, предположил наличие анастомозов между венами и артериями. Он увидел перистальтику желудка и установил, что пищеварение в нем происходит путем перетирания пищи; открыл млечные сосуды в брызжейке; для обозначения мякоти мышц и внутренних органов ввел термин — паренхима. Итогом изучения мозга была мысль о том, что он сообщает движение без помощи души или душ, как учил Платон. Эразистрат усомнился в справедливости учения о главной роли в жизнедеятельности жидких начал, в том числе слизи и желчи, выступая таким образом антиподом гуморальной теории.

Герофил (335-280 гг. до н.э.) в отличие от Эразистрата был убежденным сторонником Платона. Пытаясь доказать справедливость взглядов Платона о душах и их локализации, исследовал желудочки мозга и особенно тщательно четвертый — самый большой, полагая, что в нем пребывает одна из трех душ — мыслящая. Он увидел и сокращение сердца, выделив три стадии — систолу, паузу и диастолу, установил, что артерии пульсируют под влиянием сокращений сердца, что отражается на пульсе. Он измерил тонкую кишку, определив, что ее начальная часть имеет протяженность в 12 пальцев, вытянутых в ряд — отсюда название «двенадцатиперстная кишка». Изучая глаза, описал стекловидное тело и сетчатку.

Вопреки Платону, уповавшему в лечении главным образом на религиозные обряды, Герофил признавал целительную силу лекарств, применяя множество лекарственных форм (пилюль, порошков, микстур и пр.), пытался найти даже специфические для каждой болезни лекарства.

Высоко оценивая достижения Александрийских медиков, Ф. Энгельс писал: «Начатки точного исследования получили… развитие впервые лишь у греков александрийского периода».

Древняя Греция

Великий врач Древней Греции Гиппократ (460-377 г. до н.э.), которому история присвоила высший титул «отца медицины», олицетворяет выдающиеся достижения античной культуры. В своих трудах (многие из них вошли в так называемый «Гиппократов сборник»), основанных большей частью на собственном опыте, а также на опыте возглавлявшейся им Косской врачебной школы, он сформулировал взгляд на медицину как на искусство.

Именно Гиппократ больше двух тысячелетий назад стал основоположником принципа индивидуального подхода к больному, конкретной оценки его здоровья и его состояния. Рекомендации Гиппократа в отношении тех или иных средств лечения исходили из нескольких основных принципов, прежде всего не повредить больному, противоположное лечить противоположным, стараться помогать природе и стимулировать естественные силы больного.
В деятельности Гиппократа большую роль играла хирургия — лечение язв, ран, переломов, вывихов. Это подтверждают его хирургические сочинения, большинство историков медицины считали их лучшими из всего, что написал Гиппократ, а некоторые полагали даже, что Гиппократ был больше хирург, чем терапевт.
Хирургия была хорошо известна в Древней Греции. Об этом свидетельствует «Илиада» (IX в. до н.э.), в которой Гомер, описывая Троянскую войну, говорил о хирургах, о хирургических познаниях сыновей Эскулапа Подалира и Махаона; упоминали о хирургии и другие древнегреческие классики.
Хирургия в то время занималась оперативным лечением различных наружных повреждений, главным образом ран и травм. Поскольку во время Пелопонесской войны Гиппократ был военным врачом, то он часто сталкивался с самыми разнообразными ранами и травмами. Он накопил достаточный опыт, был вполне компетентен в вопросах хирургической патологии, производил смело, твердо и искусно самые различные хирургические операции.
В своей хирургической деятельности и в сочинениях, посвященных хирургии, Гиппократ исходил из тех же теоретических представлений, которые характеризовали медицину возглавлявшейся им Косской школы. Он в полной мере использовал те общепатологические понятия, которые сформировались в то время.
Врач, занимающийся хирургической практикой, должен был уметь распознавать хирургическую патологию (например, переломы костей или вывихи, нагноение или гангрену в ране и т.д.) и наиболее рационально лечить больного, используя и консервативные, и оперативные методы. Советы и рекомендации великого греческого врача, которые он давал врачам-хирургам, до сих пор представляют большой интерес. Операции производились тогда во врачебном кабинете (лечебнице): здесь врач принимал больных и оказывал им хирургическую помощь. Вот что рекомендовал Гиппократ: «Оператор либо сидит, либо стоит в положении удобном, соответствующем ему самому, части, которую он оперирует, и свету… То, что оперируется, должно быть помещено против света». Он объяснял, почему так важно «удобное положение оператора по отношению к самому себе», а также «положение сидящего оператора по отношению к оперируемой части», и почему в положении стоя «врач должен исследовать, держась ровно и крепко на обеих ногах, но оперировать, подняв одну ногу, которая не будет со стороны оперирующей руки».
Существенными были и его замечания о руках хирурга, такие, например, как «ногти не должны ни выходить за края пальцев, ни быть короче их», или что «для действий надо хорошо владеть концами пальцев, в большинстве случаев указательным, противопоставленным большому, всей рукой в пронации, обеими руками в противоположном направлении». Все эти «пропедевтические» наставления были весьма существенны, так как древнегреческие хирурги, не обладавшие способами обезболивания, должны были оперировать по возможности быстро. Естественно, что одной из первоочередных обязанностей их помощников было поддерживать «часть, которую нужно оперировать» и, что самое главное, «держать остальное тело в неподвижности».
Впрочем, быстрота проведения оперативного вмешательства вовсе не была самоцелью. Наоборот, Гиппократ неоднократно подчеркивал, что главным в действиях хирурга должно быть благо больного. «Во всем том, что требует хирургического воздействия, сечения или прижигания, — считал Гиппократ, — рекомендуется в равной мере скорость и медленность, ибо есть нужда в той и другой. Именно, у кого операция делается одним сечением, разъятие следует делать быстро; ибо, так как приходится оперируемым страдать, причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время… Но где необходимо делать многие сечения, там должно употреблять медленную работу рук, ибо скорость причиняет непрерывную и большую боль».
При хирургическом воздействии врачи Древней Греции использовали существовавшие уже тогда различные инструменты — скальпели, раневые крючки, костные щипцы и костную пилу, долото, иглы, различные зонды и др. (многие из этих инструментов собрал впоследствии немецкий историк медицины Т. Мейер-Штейнег). Уже одно это неоспоримо подтверждает сравнительно большой объем оперативных вмешательств, производившихся в эпоху Гиппократа. Известно, что врачи Древней Греции лечили хирургическими средствами раны и язвы, переломы и вывихи, полипы и геморроидальные шишки. Они производили вскрытия абсцессов, трепанации черепа, удаление наружных опухолей, использовали ампутации конечностей и даже разрезы живота, применяли кровопускания и прижигания. Хирургия, по Гиппократу, обладает активными и действенными методами лечения. «Чего не излечивает лекарство, излечивает железо, — утверждал Гиппократ в своих «Афоризмах». — А чего железо не излечивает, излечивает огонь. А чего огонь не излечивает, то должно считать неизлечимым».
Применяя хирургические методы, оперируя, он призывал как можно более рационально использовать находившиеся на вооружении у врачей хирургические инструменты, оперировать аккуратно и продуманно. Самым частым, пожалуй, поводом для оперативного вмешательства были тогда различные раны. Гиппократ считал, что главное — добиться сращения (рубцевания) ран; это могло произойти лишь после их очищения. Он обратил внимание на важнейший факт: заживление свежих резаных ран происходит первичным сращением, а разорванных и ушибленных — через нагноение. Чтобы произошло «первичное сращение» (по современной терминологии — заживление первичным натяжением), следовало обеспечить резаной свежей ране покой, неподвижность и, если возможно, сухое содержание. Если же рану необходимо было увлажнять, то делать это следовало только вином. К свежим резаным ранам Гиппократ рекомендовал прикладывать то, что могло сушить и не раздражать рану, препятствовать нагноению.
Иной была тактика врача при лечении ушибленных и разорванных ран. «Если же ранящее орудие причинило сильные ушибы или ушибленные раны мягких частей, — писал Гиппократ в сочинении «О ранах», — то лечить их так, чтобы они как можно скорее нагнаивались, ибо через то воспаление будет меньше. Мягкие части, получившие сильные ушибы, и ушибленные раны неизбежно гниют, превращаются в гной, растворяются, после чего вырастает новое мясо». Соответственно при лечении всех свежих ран (за исключением ран живота) Гиппократ рекомендовал для предупреждения воспаления некоторое время не препятствовать истечению крови; только потом рану сшивали или накладывали на нее сухую повязку. Но при застарелых ранах тактика врача должна была быть другой — следовало расширить рану с помощью зонда и после выпускания крови наложить мятую, гладко обрезанную выжатую губ- ку, а поверх нее — достаточный слой листьев.
Не следует, впрочем, забывать, что многие ранения, такие как проникающие ранения сердца, легких, живота, печени, мочевого пузыря, Гиппократ считал абсолютно смертельными; его собственная практика подтверждала бессилие врача. Но в других случаях, например при ранениях конечностей, можно и нужно было пытаться добиться исцеления. В частности, при омертвлении (гангрене) мягких частей, а оно происходило в ранах, осложненных кровотечением или подверженных сильному ущемлению (давлению) и т.д., у многих больных ущемленные части отпадали и большинство выздоравливало. Врачу, считал Гиппократ, следовало при обнаружившейся гангрене «всего лежащего ниже здорового… как скоро оно окончательно омертвело и стало нечувствительным», произвести ампутацию — «удалить в уровень с самим составом, стараясь не повреждать живого». Впрочем, к ампутации прибегали после длительного выжидания, когда ясной становилась граница омертвевших тканей. Определенной тактики следовало придерживаться и при ранениях головы.
Древнегреческим врачам приходилось тогда часто встречаться с различными травмами костей, прежде всего — с переломами: неудивительно, что именно Гиппократ разработал (в сочинениях «О переломах», «О вправлении суставов» и т.д.) подробные рекомендации врачам, составившие в совокупности довольно стройное учение о переломах. Он различал прежде всего простые и осложненные переломы: общим правилом было вытяжение и противовытяжение, которые следовало производить в естественном положении конечности и, самое главное, не позже, чем на второй день после травмы.
Много полезного принадлежит Гиппократу и в методах лечения вывихов. Одним из первых он классифицировал их (врожденные, приобретенные, полные, неполные) и указал, что лечение заключается в возможно более скором вправлении с помощью различных ручных приемов — поднятия вывихнутой кости вверх, вытяжения, вращательных обводных движений. Все это должен был делать врач со своими помощниками. Гиппократ первым указал на важность применения для вправления вывихов механических средств: «Из всех механических средств, которые изобретают люди для соответствующего употребления, — подчеркивал Гиппократ, — наиболее сильными являются следующие три: вращение ворота, действие через рычаг и применение клина». Одним из наиболее эффективных механических средств была так называемая «скамья Гиппократа», подробно описанная им в сочинении «О вправлении суставов»: это была «машина с валом для произведения сильного вытяжения и противовытяжения вывихнутой конечности и различными приспособлениями для фиксирования тела больного» — ее можно было, по мнению Гиппократа, использовать для всех способов вправления. Разделы «Гиппократова сборника», посвященные проблемам лечения переломов, вывихов и иных повреждений, легли, по сути дела, в основу современной травматологии.
Не следует, впрочем, забывать, что многие ранения, такие как проникающие ранения сердца, легких, живота, печени, мочевого пузыря, Гиппократ считал абсолютно смертельными; его собственная практика подтверждала бессилие врача. Но в других случаях, например при ранениях конечностей, можно и нужно было пытаться добиться исцеления. В частности, при омертвлении (ган- грене) мягких частей, а оно происходило в ранах, осложненных кровотечением или подверженных сильному ущемлению (давлению) и т.д., у многих больных ущемленные части отпадали и большинство выздоравливало. Врачу, считал Гиппократ, следовало при обнаружившейся гангрене «всего лежащего ниже здорового… как скоро оно окончательно омертвело и стало нечувствительным», произвести ампутацию — «удалить в уровень с самим составом, стараясь не повреждать живого». Впрочем, к ампутации прибегали после длительного выжидания, когда ясной становилась граница омертвевших тканей. Определенной тактики следовало придерживаться и при ранениях головы.
Древнегреческим врачам приходилось тогда часто встречаться с различными травмами костей, прежде всего — с переломами: неудивительно, что именно Гиппократ разработал (в сочинениях «О переломах», «О вправлении суставов» и т.д.) подробные рекомендации врачам, составившие в совокупности довольно стройное учение о переломах. Он различал прежде всего простые и осложненные пере- ломы: общим правилом было вытяжение и противовытяжение, которые следовало производить в естественном положении конечности и, самое главное, не позже, чем на второй день после травмы.
Много полезного принадлежит Гиппократу и в методах лечения вывихов. Одним из первых он классифицировал их (врожденные, приобретенные, полные, неполные) и указал, что лечение заключается в возможно более скором вправлении с помощью различных ручных приемов — поднятия вывихнутой кости вверх, вытяжения, вращательных обводных движений. Все это должен был делать врач со своими помощниками. Гиппократ первым указал на важность применения для вправления вывихов механических средств: «Из всех механических средств, которые изобретают люди для соответствующего употребления, — подчеркивал Гиппократ, — наиболее сильными являются следующие три: вращение ворота, действие через рычаг и применение клина». Одним из наиболее эффективных механических средств была так называемая «скамья Гиппократа», подробно описанная им в сочинении «О вправлении суставов»: это была «машина с валом для произведения сильного вытяжения и противовытяжения вывихнутой конечности и различными приспособлениями для фиксирования тела больного» — ее можно было, по мнению Гиппократа, использовать для всех способов вправления. Разделы «Гиппократова сборника», посвященные проблемам лечения переломов, вывихов и иных повреждений, легли, по сути дела, в основу современной травматологии.
диапазоне хирургических вмешательств, которые применяли древнегреческие врачи, ярко свидетельствуют использовавшиеся ими методы лечения геморроя. Прежде всего рекомендовалось прижигание. Другие способы предусматривали отсечение концов шишек с помощью специального лекарства, удаление шишки пальцами в коленно-локтевом положении больного или с предварительным исследованием с помощью ректального зеркала, а в случае продолжающегося кровотечения предписывалось лечение так называемым объективным прижиганием, без прикосновения прижигающего инструмента. Хирургические методы применялись при лечении фистул заднего прохода. Гиппократ применял и оперативное лечение фистул заднепроходного отверстия с помощью разреза.
Хирургия Гиппократа, описанные им оперативные и консервативные методы лечения стали неотъемлемой частью медицины. Еще в середине XIX в. многие историки медищины вполне серьезно считали, что современная хирургия не прибавила к хирургии Гиппократа почти ничего существенного. И действительно, анализируя сочинения великого врача древности, убеждаешься, что тогда уже применялись такие операции, как трепанация черепа (пробуравливание или вскрытие), прокол живота, удаление гноя из грудной клетки и т.д. Правда, в гиппократовской хирургии не было хирургических способов борьбы с кровотечением: до перевязки сосудов врачи еще не дошли, да и сами сосуды (артерии и вены) они еще не отличали друг от друга, как не отличали, впрочем, и нервы от сухожилий.
Как это, на первый взгляд, ни парадоксально, древнегреческая хирургия не опиралась на анатомию. Известно, что анатомические познания Гиппократа из-за запрета на вскрытие человече- ских трупов базировались на аналогии с внутренним строением у животных (он, вероятно, как и его современники Эмпедокл и Демокрит, вскрывал животных), а также на случайных наблюдениях при ранениях и травмах. Лучше всего он знал, как показывают его хирургические сочинения, остеологию — анатомию костей, связок, суставов — очевидно, еще и из-за возможности изучать это без вскрытий трупов, на человеческих скелетах.
Гиппократ много внимания уделял прогностике, предсказанию болезней, их течению и исходу. Опытный клиницист, в своей прогностике он основывался на наблюдениях у постели больных, в том числе больных с хирургической патологией. Ему принадлежат описания лица тяжелобольного (facies Hippocratica), утолщения концевых фаланг пальцев рук (пальцы Гиппократа, digiti Hippocratici), шума плеска (succusio Hippocratici); эти классические описания были важными элементами прогностики.
Многие исследователи, зарубежные (Петрекен и др.) и российские (С. Ковнер и др.), считали, что ставить точный прогноз болезни Гиппократу помогал осуществленный им в хирургии пре- имущественно местный диагноз. В этом они видели несомненный шаг вперед и одну из величайших заслуг Гиппократа в хирургии. «Это-то местное распознавание и вытекающие отсюда выводы составляют главное достоинство хирургических трактатов Гиппократа, — писал Петрекен, — в коих на каждом шагу сказывается опытный клиницист… Он выступает вполне опытным наставником, производит оценку различных методов и оперативных приемов… восстанавливает значение трезвого наблюдения… устанавливает практические правила медицинского искусства, предлагая новые аппараты и новые операции».
Хирургию Гиппократа ценили и применяли во всех странах мира. Сочинения Гиппократа («Гиппократов сборник») в течение более 20 веков были источником медицинских знаний, в том числе знаний по хирургии, для многих поколений врачей и хирургов. Думается, во многом эти сочинения, особенно сочинения по хирургии, сохраняют свое значение и для современной медицины.
Гиппократ — «врач-философ, подобный Богу» — стремился к разностороннему исследованию патологии человека, объективной диагностике, выбору наиболее рациональных терапевтических и хирургических средств. Именно он направил медицину и хирургию по тому пути, который и привел в конце концов к появлению клинических методов диагностики и терапии. Недаром сравнительно недавно, в начале ХХ столетия, родился призыв «Назад, к Гиппократу!», который активно поддерживали известные ученые и врачи, например видный немецкий хирург А. Бир и др.
Важнейшая заслуга Гиппократа в хирургии заключалась еще и в том, что он уже тогда, словно бы предугадывая ее средневековые мытарства и отлучение от медицины, выдвинул хирургию на передний край активной борьбы с болезнью, показал и доказал, что и здесь врачебное искусство основывается на опыте, являющемся основой медицинского знания.