Медицина древнего Египта кратко

На этой (уже цветной) картине видим акт обрезания. Больной по левой стороне видимо так сильно терпит, что его даже поддерживает помощник, которому врач велел сильно держать пациента и не давать ему двигаться. Кроме этого помощник держит руки перед глазами пациента, чтобы тот не видел самой операции. Стоит заметить, прооперированные являются молодыми людьми, просто у древних египтян был обычай обрезать юношей перед самым венчанием. Операция проведена специальным каменным ножом.

Долгое время был спор на предмет того, происходит ли обычай обрезания из Египта. На основе выше приведенных картин надо сказать, что да, хотя есть и другие на это доказательства, а именно свидетельства Геродота, Диодора из Сицилии, Страбона, и даже еврейского историка Иосифа Флавия. На монументе, что происходит со времен V династии, это около 2700 лет до н. е., жрец Анисата представлен обнаженным и обрезанным. Также знаем, что это был древний обычай подвергать обрезанию молодых жрецов (своего рода инициация). Климентий из Александрии снова повествует нам, что в 550 г. перед Христом, Пифагор, которого прогоняли по очереди из Гелиополиса и Мемфиса, должен был, хотя и будучи чужаком, поддаться этой операции и после этого для него сразу же стали открыты все египетские двери. Поэтому он получил доступ к тайнам египетского знания и будучи греком стал египетским жрецом на равных с местными жрецами.

Среди других общественных слоев, обрезание не было строго требовательным; однако много мумий все же являются обрезанными. На том основании можно утверждать, что этот обычай переняли евреи у египтян. Но когда у евреев обрезание стало религиозным обычаем, у египтян не имело оно этого значения и, как утверждает Геродот, выполняли его только из гигиенических соображений.

Следите за обновлениями, впереди много интересного!

Наша группа вконтакте

Хирургия в Древнем Египте.

Папирус Смита представлял собой «учебник хирургии», полностью свободный от страха перед демонами и богами. В нем не оказалось ни одного заклинания. Папирус украшают рисунки частей и органов тела до и после операции (Н. Богоявленский), что еще более усиливает впёчатление рациональности, реалистичности этого древнего манускрипта.

Хирургия в Древнем Егип­те была поставлена очень неплохо. Так, например, в папирусе Эдвина Смита, ко­нец которого, к сожалению, не сохранился, описываются методы лечения ран, пере­ломов и вывихов. Лишь в безнадежных случаях на помощь призывалась магия.

Интересно, что и методы лечения древних египтян напоминали совре­менные. Так, например, при переломах применяли шины, кровотечение останавливали прижиганием. В бо­лее поздний период египет­ские хирурги производили уже довольно сложные операции, пользуясь при этом многочисленными инстру­ментами. Об одном из набо­ров таких инструментов мы узнали благодаря настенно­му изображению на храме Ком Омбо. Изображение это предположительно сде­лано в 100 году до нашей эры. Среди инструментов: зонды, пинцеты, пилы, пакелены (инструменты для прижигания), скальпели и другие.

До публикации папируса Смита ученые не имели никакого представления о древнеегипетской хирургии, можно было думать, что в стране Нила в те давние времена знали лишь 2 операции — ритуальное обрезание и кастрацию (раздроблением, реже — кровавым путем). На косяке двери захоронения придворного вельможи эпохи 2423— 2262 гг. до н. э. запечатлена операция обрезания на 2 подростках. Процедура выпол­нялась примитивным каменным ножом представителями низшей из каст духовенства.

И вот перед учеными и врачами предстал текст, в котором давались вполне разумные с точки зрения медицины сегодняшнего дня практические советы хирургу:

«Когда ты обследуешь человека с переломом обеих ключиц и ты находишь обе ключицы, причем первый (отломок) смещен по отношению ко второму, то ты должен сказать: человек с переломом обеих ключиц — заболевание, которое я лечу. Затем ты должен положить его в вытянутом положении на спину и подложить ему что-либо свернутое между лопаток. Затем ты должен расправить его лопатки с тем, чтобы его ключицы распрямились и в местах перелома стали на место. Затем ты должен изго­товить для него две подушечки из материи. Одну ты должен положить внутри на верхнюю часть руки, а другую снизу на верхнюю часть его руки. Затем ты должен его перевязать» (Thorwald).

Тактика врача была различной в зависимости от тяжести травмы.

«Если ты пользуешь больного, у которого рана на виске и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану; если ты найдешь его височную кость неповреж­денной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить. Приложи в первый день свежего мяса и затем пользуй его ежедневно мазью и медом, пока он не излечится» (С. М. Багдасарьян).

В этом отрывке высказываются весьма трезвые прогностические соображения и даются вполне рациональные для того времени советы по лечению. В следующем на­ставлении папируса Смита прогноз совершенно иной:

«Если ты обследуешь человека с раной на голове, проникающей до кости, и его череп проломлен, открыт мозг его черепа… эти извилины подобно тем, которые возни­кают на отлитом металле, но что дрожит и трепещет под твоими пальцами, как слабое место темени ребенка, которое еще не затвердело… Под твоими пальцами возникает это дрожание и трепетание потому, что вскрыт мозг. Из обеих ноздрей идет кровь. В этом случае ты должен сказать: зияющая рана на его голове — болезнь, которую нельзя лечить» (Thorwald).

Заметим кстати, что не древние греки, как считалось когда-то, а египтяне первы­ми в истовии говорят о мозге.

В папирусе Смита 48 подобных советов-наставлений. И в каждом из них содержатся описание болезни, рекомендации по лечению, дается прогноз.

Ученым известны не только каменные ножи для произведения кастрации и обрезания, но и близкие современным металлические хирургические ин­струменты — ланцеты, пинцеты, ножи, ножницы и т. д. (С. М. Ковнер). Возможно, в Древнем Египте, как и в древней Индии и Месопотамии, практиковалась операция удаления катаракты. Во всяком случае в папирусе Эберса говорится об «открытии зре­ния в зрачках позади глаз» (С. М. Ковнер).

Больших успехов достигла в древнем Египте и травматоло­гия. Огромное строительство, все время ведшееся в Египте (пирамиды, храмы, двор­цы, ирригационные сооружения), вызывало немало травматических повреждений, что и обусловило большой прогресс для того времени травматологической науки. В папирусе Эдвина Смита подробно разбираются 48 различных разновидностей травм.

Здесь мы встречаемся, в частности, с различными способами вправления вы­вихов, со сращиванием сломанных костей, с применением хирургических швов.

Древние египтяне применяли нечто подобное современным шинам и лангетам. А столь распространенные ныне гипсовые повязки, бех которых просто немыслима нынешняя травматология, имелись у египтян в виде повязок из бинтовидных полосок холста, которые погружались перед наложением на поврежденную конечность в асфальт или затвердевающие смолы.

Изучение мумий показало, что в Древнем Египте успешно лечили переломы. В челюстях многих мумий найдены зубы, прикрепленные золотой проволокой к здо­ровым зубам (Lefebvre).

После публикации «древнейшего учебника хирургии» иначе стали относиться и к папирусу Эберса, этому древнему руководству по терапии и фармации. «Реабили­тации» папируса Эберса способствовал и выход в свет в 1937 г. нового более совер­шенного варианта его перевода с комментариями, выполненного датчанином Б. Эббеллем. Расшифровать все названия медикаментов, приведенных в папирусе Эберса, не удалось до сих пор. Но и то, что поддалось расшифровке, весьма импозантно. Да, папирус Эберса содержал не только заклинания. Помимо заговоров и заклинаний, в манускрипте было множество указаний и на вполне рациональныё методы терапии. Достаточно сказать, что египтянам была известна по крайней мере треть всех лечебных средств нашего времени.

>ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Здоровье

ЭХО ИСТОРИИ

Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук

МИФОЛОГИЯ И ВРАЧЕВАНИЕ

История Древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э., когда в нижнем течении реки Нил возникли первые древнеегипетские города-государства, до 395 года н. э., когда после распада Великой Римской империи Древний Египет вошел в состав Византии.

Покровительница рожениц богиня в виде
самки гиппопотама. Лондон. Институт истории
медицины имени Г. С. Уэллкома.

Характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль) сформировались уже в эпоху Раннего царства и сохранялись на протяжении всей истории Древнего Египта, включая и греко-римский период.

Значительное место в верованиях египтян занимал культ животных. В каждом номе (области) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун. Предметом особого культа были змеи.

Богиня-змея — кобра Уаджит («Зеленая»), покровительница Нижнего Египта, — почиталась как защитница от всех врагов; ее изображение в виде урея помещалось на головном уборе фараона.

Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство такого животного каралось смертной казнью.

Главными божествами, имевшими отношение к врачеванию, считались бог Тот и богиня Исида. Бога мудрости Тота изображали в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба — символы мудрости в Древнем Египте).

Согласно преданию, Тот изобрел письменность, математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Богиня Исида считалась основательницей магического врачевания и покровительницей детей; она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу.

Супругом (и братом) Исиды был бог загробного мира Осирис, потомок бога Солнца Ра.

До Осириса владыкой древнеегипетского некрополя почитался бог бальзамирования Анубис — изобретатель и первый мастер мумификации, приготовивший мумию Осириса (Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе мужской фигуры с головой шакала).

Сын Исиды и Осириса бог Хор (его египтяне изображали в виде человека с головой сокола) почитался властелином неба и воздуха. Искусство врачевания он воспринял от своей матери Исиды.

Лекарства, носившие ее имя, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II век н. э.).

Помимо главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет («Могущественная») — богиня войны, супруга верховного бога города Мемфиса Пта (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины) — и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама).

Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

ЗАЧЕМ БАЛЬЗАМИРОВАЛИ УМЕРШИХ?

Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Они полагали, что загробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них — душа («ба») изображалась в виде птицы с головой человека, и она существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к богам: другая — «двойник», или жизненная сила человека («ка»), обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умерших.

Египтяне верили, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения. Отсюда стремление сохранить тело от разрушения, то есть набальзамировать его.

Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней.

Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом, греческим историком середины V века до н. э.

Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Большинство египтян в те времена хоронили в ямах, песке, без гроба и мумификации.

Золотая маска из внутреннего саркофага фараона Тутанхамона. Середина XIV века до н. э.
Царская эмблема включает изображение богини-змеи — кобры Уаджит. Каир. Египетский музей.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом (идея суда оформилась в эпоху Нового царства, XVI—XI века до н. э.).

Загробный суд возглавлял бог Осирис. В качестве обвинителя выступал бог мудрости Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символа закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ Древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным.

По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

Свидетельство тому — величественные пирамиды, первая из которых была воздвигнута в XXVIII веке до н.э. для фараона Джосера по проекту Имхотепа — гениального архитектора, врачевателя и мудреца.

Самым большим каменным строением древнего мира является пирамида фараона Хуфу (Хеопса). Согласно сообщению Геродота, ее сооружали в течение 20 лет; пирамида сложена более чем из 2300 000 шлифованных блоков, в совершенстве пригнанных друг к другу; вес некоторых из них достигает 15 тонн.

ТАЙНЫ СВЯЩЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ

В 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма.

До этого времени многочисленные древнеегипетские тексты, записанные на стенах пирамид, на гробницах, стелах и папирусных свитках, оставались «немыми» в течение столетий.

Покровительница врачевателей Древнего
Египта львиноголовая богиня Сожмет.
Конец XV века до н. э. Москва. Музей
изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина.

В настоящее время известно десять папирусных свитков, которые содержат медицинские тексты; большинство из них относятся к эпохе Нового царства.

Самую обширную информацию о лекарственном врачевании дает большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI век до н. э.), обнаруженный в 1872 году в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого.

Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 метра и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

В нем содержится 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, паразитарных болезней (среди них мочеполовой шистосомоз, который был широко распространен в Древнем Египте) и многих других заболеваний.

В состав лекарств широко вводились растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.

Лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало: косточек фиников — 1/8, растения дисарт — 1/8, сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тот¬час».

Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.

Для защиты от палящего солнца египтяне (как женщины, так и мужчины) обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Египтяне носили парик, который надевался поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости); парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор.

В теоретической части папируса Эберса изложены представления о происхождении болезней: естественные (что отражало рациональный эмпирический опыт народа) и «сверхъестественные» (в чем выражалось бессилие человека перед грозными и непонятными силами природы); описаны сердце, почки, кишечник, мышцы и другие органы и ткани.

Особая роль отводилась сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам…»

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в другом большом медицинском памятнике Древнего Египта середины XVI века до н. э.— папирусе Э. Смита, — самом древнем из дошедших до нас сочинений о строении человеческого тела (анатомии) и оперативном лечении (хирургии).

На папирусной ленте длиной 4,68 метра и шириной около 33 сантиметров описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения.

Причем некоторые случаи, описанные в папирусе Смита, явно безнадежны и имели лишь теоретическое значение для врачевателей.

Рельеф с изображением египтянина, страдавшего
полиомиелитом. Стела Рема (около 2000 года до н. э.).

Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга.

При упоминании о врачебных профессиях в древнеегипетских текстах встречаются выражения: «он, который имеет дело с зубами», «он, который заботится о зубах», «главный зубоврачеватель Великого дома» (то есть фараона).

Исследование египетских мумий (в том числе и царских) показало, что болезни зубов были широко распространены в Древнем Египте. Часто они сопровождались тяжелыми воспалительными заболеваниями надкостницы, деформацией челюсти и прижизненным выпадением зубов.

«На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые являлись причиной обширных заболеваний челюсти, — отмечал М. А. Раффер, долгие годы занимавшийся изучением древнеегипетских мумий и скелетов. — Однако пациент умирал без облегчения, которое могло бы быть результатом простой операции…»

Даже у фараонов, при которых служили зубные врачи, не обнаружено следов пломбирования кариозных зубов, заполнения полостей золотом или другими металлами.

Единственным свидетельством использования золота в этих целях является находка двух массивных нижних зубов, соединенных между собой тонкой золотой проволокой.

Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». К заболевшему зубу и деснам прикладывали пасты и растворы, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаления десен и снимали зубную боль.

Древние папирусы считались в Египте священными. Они хранились и переписывались в «Домах жизни» — высших школах писцов при крупных храмах, где обучали математике, архитектуре, ваянию, медицине, астрономии, а также тайнам культов и обрядов.

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран мира приглашали их на службу ко двору. Египетская цивилизация оказала огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки.

По материалам журнала «Здоровье» 03.1989 г.

  • Великие врачеватели и философы Древней Эллады
  • Врачевание в Древнем Египте
  • Врачевание в Древней Месопотамии
  • Древний Китай: жизненность традиций
  • Здоровье в традициях Древней Индии
  • Мифология и врачевание в Древней Элладе
  • Сколько нам лет?

Мифо-религиозные истоки древнеегипетской медицины. Боги — покровители врачевания

Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Она отличалась явным уклоном в тотемизм — их боги своим обликом напоминали и человека, и зверя. Одним из символов египетской культуры стал скарабей (греч.) — жук, почитавшийся как олицетворение бога утренней зари Хепри. Порой его изображали в виде человека с головой в виде жука. Предметом особого культа египтян были змеи. Богиня-змея — кобра Уаджит (Зеленая), покровительница Нижнего Египта — почиталась как защитница от всех врагов. Она входила в состав царской эмблемы — урея и изображалась на головном уборе фараона как покровительница царской власти наряду с соколом, пчелой и коршуном. На амулетах эта богиня часто помещалась рядом со стилизованным глазом Уджат (священное око). Этот символ в египетской мифологии принадлежал богу-соколу Гору. Он — сын верховных божеств Исиды и Осириса — почитался как властелин неба и воздуха и изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Искусство врачевания он воспринял от своей матери богини Исиды, которая считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей. Она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. н. э.) (рис. 2).

Супруг (и брат) Исиды, потомок бога солнца Ра — Осирис почитался как бог загробного мира и плодородия (символ умирающей и воскресающей природы) и изображался в виде ожившей мумии. Другим владыкой древнеегипетского некрополя считался бог бальзамирования Инпу — изобретатель мумификации, приготовивший, согласно преданию, первую египетскую мумию — Осириса. Бог Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала.

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, находился бог письма и прочих знаний Тот (Джехути). Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (и тот и другой — символы мудрости в Египте). Согласно преданию, Джехути разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

В противоположность деспотичному Вавилону, Египет был более открыт окружающему миру. Традиции врачевания в древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. В свою очередь, египтяне оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной медицины.

ОСИРИС

ИСИДА

ГОР

Бог ТОТ (Джехути) — защитник, исцелитель «фармаци»

муж

жена, сестра

сын

Рис. 2. Боги — покровители медицины в Древнем Египте

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (XXV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты Египта были написаны на папирусах. До наших дней эти тексты не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних авторов. Так, жрец Манефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) сочинил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно около 10 более поздних папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., — большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата, не сохранившегося до наших дней. Египтологи допускают, что его автором был уже упоминавшийся нами легендарный врач Имхотеп, живший в начале III тыс. до н. э. Впоследствии египтяне обожествили Имхотепа.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Хлорциан Медицина Древнего Египта

В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества.
Эдуард Шюре (“Мистерии Египта”)
Египет — узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Жан-Франсуа Шампольон. Портрет работы Леона Конье, 1831
Источники сведений о медицине Древнего Египта
Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей “немыми”.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Пирамида Нефериркара в Абусире
Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н.э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Имхотеп, бронзовая статуэтка времён Птолемеев
Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н.э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н.э., — большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н.э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Уреи на пирамиде Джосера
Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием
Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом — символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний. Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, научили собирать лекарственные травы.

Боги Исида и Осирис. Исида — одна из божеств-покровителей медицины. Богиня передала женщинам своё умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно — систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

Тауэрт — богиня-покровительница рождения, беременных женщин и новорождённых
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Бог Анубис бальзамирует мумию
Заупокойный культ
Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах — душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или “двойник”, обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения — набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Мумифицирование, изображенное на папирусе
Следует сразу оговориться, что мумификацию В.И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.
Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название “химия” произошло от древнего названия Египта — “Кемет”. Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, а также богиня-целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами.
Естественные и сверхъестественные болезни
Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с “кипящей медью”. Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: “Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног — везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…” Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Оригинальный лист с текстом из папируса Эберса (раздел об астме)
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами”. Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.

Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: “О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся — удались! Скрывшийся — выходи!” Многие целители нашего времени “снимают сглаз и порчу”, произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.

Фрагмент медицинского папируса Эдвина Смита. XVI в. до н.э. Нью-Йорк, Академия медицины.
Папирус Эберса
Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы — 1/8, плодов шед — 1/8, охры — 1/32, воды — 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.

Родина косметики
В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.
Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н.э., Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей… ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями “предупредительной” медицины.
Обучение врачеванию
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.
Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли “знающий вещи”. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать “знающего по знанию его”.

Прорисовка заупокойной стелы женщины-врача Песешет. XXVI в. до н.э. Приводится по изданию: Nunn J. Ancient Egyptian Medecine. London, 1995.
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: “Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему “лучшего в целом Египте” глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”.
Геродот пишет о Египте V в. до н.э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в “Одиссее”. Заботясь о здоровье и силе духа царя Менелая, Елена
“… подлить вознамерилась соку,
Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье
Бедствий дающего…
Диева светлая дочь обладала там соком чудесным;
Щедро в Египте ее Полидамна, супруга Фоона,
Им наделила; земля там богатообильная, много
Злаков рождает и добрых, целебных, и злых, ядовитых;
Каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким
Прочих людей, поелику там все из Пеонова рода”.
(Перевод с древнегреческого В.А.Жуковского)

Фрагмент стопы мумии с деревянным протезом большого пальца. XV в. до н.э. Каир, Египетский музей
На полях сражений
Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: “Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить”.
В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: “Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: “Это болезнь, которую я буду лечить”. После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится”.
При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

Уринотерапия
В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: “По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп… заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился”. Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.
В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница — родится девочка, если ячмень — мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

И в Древнем Египте страдали от зубной боли
Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
Современная фармацевтическая промышленность Египта и ее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.
Михаил Меркулов

http://www.turlocman.ru/egypt/1790
http://africana.ru/history/antique_monuments/egypt_medcine.htm
http://drevniiegypt.com.ua/science/medicine/medicine-of-pharaohs/
http://www.vavident.com/poless/stomatology-ancient-egypt/