Материальное расщепление личности

По своему содержательному значению наркоманические татуировки можно подразделить на функ­ционально-вспомогательные («колодцы», указы­вающие на точки для экстренного внутривенного введения наркотиков при абстиненции, или «пер­стни», характеризующие статус в наркоманической иерархии), знаково-атрибутивные (обозначающие наркотические препараты, сырье для их производ­ства, а также способы и средства их введения — го­ловка мака, лист конопли, шприц, кальян), гедони­стические (отражающие ощущения, возникающие после приема психоактивных препаратов, — шприц с крыльями бабочки, джинн, вырвавшийся из кув­шина) и комбинированные (включающие в себя элементы нескольких групп: обнажённые танцов­щицы гарема на фоне султана, курящего кальян, или композиция из ножа, шприца, бутылки водки, женщины и денег с надписью «Вот, что нас губит»).

Специфические наркоманические татуировки практически никогда не являются результатом слу­чайного выбора или подражания, а отражают лич­ностную позицию и самоидентификацию с наркоманической субкультурой. По утверждению больных, имеющиеся у них наркоманические та­туировки служат для них своеобразным пропуском в мир наркоманов, облегчая носителям приобре­тение и сбыт наркотиков.

Косметические и эротические татуировки

Некоторые графические изображения могут скрывать косметические дефекты, связанные с перенесённой операцией и оставившие рубец на коже. Например, татуировки могут располагаться на месте шва, наложенного при аппендэктомии или резекции молочной железы. Как правило, такие косметические татуировки являются модифика­циями собственного тела и более характерны для женщин. Они служат не только для сокрытия де­фекта, но и, по мнению самих обладательниц та­туировок, придают им дополнительную сексу­альную привлекательность.

Татуировки могут также скрывать шрамы от ожогов, следы суицидальных попыток и самопо­вреждений (как правило, на внутренней и на­ружной поверхности предплечий или наружной поверхности бёдер). Иногда татуировка призвана «отвлечь внимание» от проявлений кожных заболе­ваний носителя, таких как нейродермит или псо­риаз. Так, одна женщина, перенесшая внематочную беременность, изобразила внизу живота проекцию внутренних половых органов с «разорвавшейся» фаллопиевой трубой. Татуировка может «скрывать» реальный или мнимый дефект, связанный с из­бытком веса или, наоборот, с излишней худобой.

Само по себе «косметическое» нанесение татуи­ровки не является психопатологическим при­знаком, однако указывает на индивидуальную зна­чимость реального или «воображаемого» дефекта, желание его закамуфлировать или «переключить внимание» на конкретный зрительный образ.

Татуировка, особенно сделанная вне профес­сионального тату-салона, без соблюдения стериль­ности, значительно увеличивает риск заражения такими заболеваниями, передающимися через кровь, как гепатиты В и С, вирус иммунодефицита (СПИД). Поэтому при взятии анализов крови у лиц с татуировкой средний медицинский персонал должен быть особенно внимательным.

Эротические татуировки можно подразделить не только по явному или скрытому сексуальному контексту, но и по локализации на теле носителя. При этом рисунок или надпись не обязательно яв­ляются собственно эротическими.

Так, у мужчин можно рассматривать татуировку в эротическом контексте, если она нанесена на нижнюю часть живота, лобковую зону, половой член и мошонку, на ягодицы. У женщин ввиду большой табуированности обнажения тела такими местами являются вся поверхность передней грудной клетки, включая собственно молочную же­лезу, нижнюю часть живота, лобковую зону, на­ружную и внутреннюю поверхность бедер, пояс­ничную область и ягодицы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что всякая татуировка, имея смысловое и личностное значение, является всё-таки вспомогательным объ­ективным признаком. Поэтому сам факт наличия татуировки без углубленного обследования недоста­точен для постановки психиатрического диагноза.

Полученные данные имеют не только теорети­ческое значение, но и представляют большой практический интерес, так как татуировку можно ис­пользовать в качестве дополнительного диагности­ческого признака при оценке личности и состояния больного, что будет способствовать правильности постановки диагноза и существенно дополнит кли­ническую картину заболевания, проясняя и уточняя её отдельные аспекты.

Смысловая нагрузка татуировки и возможность использования её при диагностике поведенческих нарушений и психических расстройств может по­служить отправной точкой для проведения углуб­ленного обследования в соответствующем направ­лении, особенно в тех случаях, когда обследуемый по каким-то причинам отказывается от сотрудни­чества с медицинским персоналом или склонен к диссимуляции имеющихся проблем. Кроме того, исследование предлагает дополнительные отборочные критерии, которые могут быть использо­ваны при углубленном психиатрическом осмотре, во время массовых обследований для выявления лиц с психическими расстройствами, злоупотреб­ляющих психоактивными и психотропными веще­ствами, а также лиц с различными типами рас­стройства личности.

Декоративно-украшающие татуировки

Декоративно-украшающие татуировки

Группа татуировок, отражающих, сознательные и бессознательные образы, объекты личной привязан­ности и хобби, ценностные ориентации личности. В эту группу входят портреты кумиров, любые виды флоры и фауны, образы героев и персонажи кинофильмов, сим­волы и иероглифы, характеризующие отношение к себе и миру.

1 — китайский иероглиф, личностно значимый для носителя; может встречаться в нормативной группе при условии, что данная татуировка единична; нередко на­носится лицами с истероидными и нарциссическими чертами личности, характерными для психопатий воз­будимо-неустойчивого круга.

2 — фрагмент картины Сальвадора Дали «Полёт шмеля вокруг граната за секунду до пробуждения»; от­ражает понравившиеся носителю сюрреалистические образы.

3 — персонаж из сериала «Звёздные войны» (1977), от­ражает понравившийся носителю киноперсонаж.

4 — персонаж из фильмов ужасов «Восставшие из Ада» (1987), образ английского офицера Первой мировой войны, ставшего членом демонической секты ада отра­жает понравившийся носителю киноперсонаж.

Визарные (странные) татуировки

Визарные (странные) татуировки

Группа татуировок, в которых визуализированный образ, как правило, непонятен наблюдателю, либо объ­яснение смыслового образа носителем вызывает непонимание или недоумение. Обычно носитель активно участвует в создании сюжета, либо внося индивиду­альные коррективы в имеющийся рисунок, либо сюжет является внешним отражением его психической дея­тельности. Учитывается соответствие между сюжетом и расположением рисунка на теле.

1 — винт, поранивший ногу, в данном случае озна­чает, по мнению носителя, что он «способен терпеть любую боль; винт как символ индивидуально значим для носителя; но у наблюдателя, даже после такого «странного» объяснения возникает масса вопросов; по­чему именно винт? для чего вообще наносилась эта та­туировка, почему именно в этом месте?

2 — звезда Давида (щит Давида), состоящий из пере­крещенных мечей, со свисающей каплей крови; звезда Давида — известный традиционный символ в иудаизме — в трактовке носителя имел совершенно иной смысл: он означал 6 миллионов евреев, погибших во Второй ми­ровой войне, причём такой символизм выражался только в капле крови; носитель не смог объяснить, в чем смысл скрещенных между собой мечей, ограничившись ответом: «Я так себе представляю».

3 — отрубленная голова с язвами и зашитым ртом; отражение пугающих зрительных галлюцинаций паци­ента-шизофреника, который принимал галлюцино­генные грибы; на вопрос врача, почему он вытатуировал этот сюжет, пациент ответил, что изобразил «этот кошмар», чтобы никогда не забывать, а на спине, чтоб никогда самому не видеть…

4 — традиционный английский завтрак (яичница с беконом); даже если для носителя это — самое любимое блюдо, то с точки зрения обычной логики всё равно не­понятно, зачем наносить такой рисунок на собственную голову…

Мистико-магические татуировки

Мистико-магические татуировки

Эту группу татуировок можно считать одной из самых древних, поскольку они имели серьёзное зна­чение как талисманы-«обереги». Их наносили последова­тели религиозных культов в надежде на покровитель­ство богов. Так, у североамериканских индейцев тотемы животных означали не только принадлежность к пле­мени, но и защиту и покровительсто духов. Такими же являются символы ранних христиан. Наиболее распро­странённые магические символы — индийский символ «Ом», или «Аум», олицетворяющий первый звук во Вселенной — и древнеегипетский «Анх» — круг, соеди­ненный с т-образным крестом) — символ ключа от рай­ских врат и вечной жизни.

1 — глаз в обрамлении металлоконструкций — инди­видуально разработанный носителем оберег; большин­ство таких оберегов с «изображением глаза берут свое начало от «всевидящего» ока древнеегипетского бога Гора; носитель поместил свой талисман под защиту металло­конструкций; судя по форме зрачка, глаз принадлежит животному, возможно, мифическому дракону.

2 — вампир: традиционный образ многих членов не­формальных объединений, связанных с так называемой чёрной магией и сатанизмом; данное предположение подтверждается специфической формой одежды, ритуа­лами и другими татуировками в виде перевёрнутых кре­стов и пятиконечных звёзд, элементов магических за­клинаний, летучих мышей-вампиров и т.д.; в последнее время встречается у так называемых «готтов»; вампир является также символом вечной жизни и в некотором роде — даже успеха (см. гротескный роман В.Пелевина «Ампир В»).

3 — Франкенштейн; персонаж романа М.Шелли «Франкенштейн или современный Прометей», повествующего об учёном, создавшем из частей трупов живого человекообразного монстра; мистический образ победы человека над смертью.

4 — оборотень; трансформация человеческого лица в череп на фоне кладбища; символизирует веру носи­теля в мифическую «вечную жизнь»; сюжет разработан самим носителем.

Эротические татуировки

Эротические татуировки

Кроме традиционных обнажённых фигур, в эту группу входят надписи и символы, означающие любовь, наиболее известный из которых — сердце, пронзённое стрелой амура; конечно же татуировки наносят на ин­тимные зоны; изображения подчёркивают сексуальную агрессию, в частности обладают элементами садо-мазо­хизма.

Криминальные татуировки

Демонстративно-протестпые

Демонстративно-протестпые татуировки

1 — роза, проткнутая мечом означает «смерть проку­рору», несогласие с решением суда, вынесшим приговор; татуировка символического характера, не содержит прямой угрозы конкретному лицу.

2 — руки в разорванных цепях передают крест; сим­волизирует преемственность воровских традиций; ка­ждое целое звено цепи означает год заключения, пол­звена — соответственно полгода; в данном случае — 5 лет пребывания «на зоне».

3 — парусник; символ имеет несколько значений: а) спешу туда, где есть свобода без труда; б) вор-гаст­ролер; в) склонен к побегу.

4 — аллегорическое изображение герба СССР; нега­тивное отношение к власти и порядку; традиционные символы заменены символами нищеты и смерти.

5 — монах с библией и посохом, выходящий из мона­стыря; аллегорический образ заключенного, профессио­нального карточного игрока (на жаргоне «библия» — карты), отбывшего полный срок заключения — 5 лет (5 закрашенных куполов храма).

Агрессивно-угрожающие

Агрессивно-угрожающие татуировки

1 — рыцарь на фоне отрубленных голов и с латин­ской надписью: «Подавлять гордыню непокорных»; по­добные татуировки имеются у лиц как привлечённых за хулиганство, так и у тех, кто решает большинство кон­фликтов с помощью физического насилия.

2 — мусульманин с 2 ножами — националистическая мусульманская татуировка с угрозой в адрес иноверцев.

3 — восточный правитель на троне из костей на фоне палача и отрубленных голов с надписью на ла­тыни: «Горе побежденным»; трактовка идентична трактовке рис. 1,

4 — пират с ножом в зубах; надпись на клинке: «ИРА» (комментарии — в тексте).

5 — бой гладиаторов; трактовка идентична трактовке рис. 1.

Алкогольные татуировки

Алкогольные татуировки

1 — череп с бутылками и штопором; аллегориче­ское изображение пиратского символа «Весёлого Роджера», кости заменены бутылками и штопором, иносказательно — «любовь до гроба».

2 — викинг с пивной кружкой; часто встречается у байкеров; отражает любовь к пиву, сам викинг — об­разец сурового воина-мужчины; оба символа нераз­лучны.

Функциональные татуировки

Функциональные татуировки

В данном случае татуировки скрывают следы внутривенных инъекций.

Варианты наркоманических татуировок

Варианты наркоманических татуировок

Рекомендуемая литература
Балдаев Д.С. Татуировки заключённых. — М.: Лимбус-Пресс. 2001.
Блейхер В.М., Крун И.В. Толковый словарь психиатри­ческих терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 640 с.
Борохов А.Д. Когда весь мир на острие иглы… Татуировки и жаргон наркоманов. — СПб.: Речь, 2005. — 328 с.
Armstrong M.L., Murphy К.P., Sallie A. et al. Tattooed army soldiers: Examining the incidence, behavior, and risk // Military Medicine. 2000; 165 (2): 135-141.
Borokhov A., Bastiaaris R., Lerner V. Tattoo Designs Among Drug Abusers // Israel f. Psychiatry. — 2006; 43 (l): 28-33.

Диссоциативное расстройство идентичности

Диссоциативное расстройство идентичности

МКБ-10

МКБ-10-КМ

МКБ-9

МКБ-9-КМ

eMedicine

MeSH

D009105 и D009105

Варианты названия:

  • Диссоциативное расстройство идентичности (DSM-IV, DSM-5 и МКБ-11)
  • Расстройство множественной личности (МКБ-10)
  • Синдром множественной личности
  • Органическое диссоциативное расстройство личности

Запрос «Раздвоение личности» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (также используется диагноз расстройство множественной личности, непрофессионалами называется раздвоением личности) — очень редкое психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний). При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение», и одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После «переключения» активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность.

Причинами этого расстройства служат тяжёлые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся экстремальное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, а также другие психические заболевания, не выявленные ранее. Данное расстройство является крайним проявлением диссоциации — механизма психологической защиты, при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним. Этот механизм полезен, так как он позволяет человеку защититься от избыточных, непереносимых эмоций, но в случаях чрезмерной активации данного механизма появляются диссоциативные расстройства. Вопреки расхожему заблуждению, диссоциативные расстройства не связаны с шизофренией.

Ввиду большой редкости данного заболевания само существование диссоциативного расстройства идентичности долгое время ставилось под сомнение.