Лучший соло гитарист

Двадцать лучших соло-гитаристов

Двадцать лучших соло-гитаристов.
Назвать 20 лучших соло-гитаристов в истории рока оказалось задачей не из лёгких. Назвать три и даже пять труда не составит, но выбирая два десятка нетрудно ошибиться.
При выборе того или иного кандидата я принимал во внимание не только технику и мелодизм, но и место гитариста в истории, уровень проетов, в которых он участвовал и, чем чёрт не шутит, личные качества. Поехали!
20) Эрно Вуоринен (Nightwish)
После дебютного альбома финских пауэр-металлистов, критики окрестили Вуоринена новым Кирком Хэмметом за пронзительный тягучий стиль своих грандиозных соло.
Эрно — идеальный гитарист для любой металлической группы, у него нет слабых мест, разве что склонность к излишнему мелодизму, но кто сказал, что это плохо?
19) Рудольф Шенкер (Scorpions)
Знаменитый брутальный блондин из «скорпов» был прекрасным дополнением на сцене суетливому «живчику» Клаусу Майне. Но, помимо его знаменитых эпатажных поз с гитарой, он прославился и знаменитыми соло, ставшими настоящей классикой: «Steal Loving You», «Send Me An Angel», «Believe In Love» и, конечно же, «Living For Tomorrow».
18) Пол Коссофф (Free)
По признанию многих, Кософф был величайшим «потерянным» гитаристом. Именно он, а не Роджерс был главной звездой в недолгой истории Free, вокруг его яркой гитары вращалось всё их сценическое действо.
Он умер обычной рок-н-ролльной смертью — от передозировки наркотиков, но по слова его коллег и знакомых, его здорово подкосила смерть Джимми Хендрикса. Он был его главным кумиром.
17) Джордж Харрисон (Beatles)
Ну как можно было обойтись без обаятельного скромняги из «Beatles»? Он всегда был в тени Джона и Пола, но на последних альбомах «битлов» его роль стала очень велика. Он вносил в лёгкую и ненавязчивую музыку группы элемент философии, а иногда и вовсе выходил на первый план, как в грандиозной балладе «While My Gitar Gently Weeps».
Ещё ярче он проявил себя в сольной карьере. Его лаконичный, без особых изысков, но при этом красивый стиль игры в таких песнях, как «My Sweet Lord», стал примером для множества групп, исповедующих мелодик-рок.
16) Стив Вай
Самый талантливый и самый знаменитый ученик Джо Сатриани не превзошёл своего учителя в скорости и технике, зато преуспел в эффектности и мелодичности. Музыка Стива более изысканна и многообразна, она явно выходит за рамки обычного творчества гитариста-запильщика. Это и обеспечило ему место в этом списке.
15) Крис Олива (Savatage)
Брат и соратник Джона Оливы долгие годы, вплоть до своей трагической смерти, являлся образующим элементом музыки Savatage. Он всегда склонялся к жёсткому, почти трэшевому звучанию, но и на изысканных прогрессив-гигантах «Streets» и «Gutter Ballet» он нашёл свою нишу «умного» металла. Не случайно, после его смерти, Savatage начали резко терять популярность.
14) Брайан Мэй (Queen)
В музыкальной тусовке Брайана Мэя очень любят, но критики традиционно опасаются применять к нему эпитеты, вроде «великий» и «потрясающий».
Да, за спиной великого Фредди Меркюри, он был практически незаметен, но роль его в группе была более, чем значима. Ведь львиная доля песен Queen начиналась с его яркой гитары; именно благодаря её неповторимому звучанию группа была узнаваемой с первого аккорда.
13) Джон Петруччи (Dream Theater)
В рамках такой демократичной, свободной и многогранной группы, как Dream Theater, нетрудно раскрыть все свои таланты и способности, и Петруччи это удалось сполна.
Его стиль близок Крису Оливе, но ещё более величествен и академичен. Его игра на «Scenes Of Memory» достойна бурных оваций и практически эталонна. Не случайно, в знаменитом проекте «G3» именно он составил компанию Ваю и Сатриани, заменив самого Ингви Мальмстина.
12) Роберт Фрипп (King Crimson)
Фрипп не слишком узнаваем и ярок, но его двенадцатое место — это дань его абсолютному новаторству. Он был первым гитаристом, в чьей игре не присутствовал блюзовый акцент.
Кроме того, он создал один из величайших альбомов рок-альбомов — «In The Court Of The Crimson King» King Crimson.
11) Эрик Клэптон (Yardbyrds, Cream, Blind Fight)
А вот практически полная противоположность Роберту — Эрик Клэптон — человек, имя которого стало синонимом блюз-рока.
Практически любой проект, в котором учавствовал Клэптон, становился популярным. Особенно ярко это проявилось в «Cream», которые за несколько лет своего существования покорили весь мир.
10) Гари Мур
Мур является одним из самых ярких «запильщиков» английского рока. Он обрёл широкую известность благодаря своей мегауспешной сольной карьере, но до того он успел приложить руку к «Black Rose» — одному из лучших альбомов Thin Lizzy.
Мур не слишком изыскан, но всегда ярок и эмоционален, может поэтому его задушевная музыка и обрела такой успех.
9) Пит Таушенд (The Who)
Трудно представить, что такой индивидуал, как Таушенд, гениальность которого доказана и неоспорима, мог стать обычным гитаристом.
Его стиль уникален и неповторим хотя бы потому, что являясь соло-гитаристом, Таушенд не является «запильщиком», его стиль — яркие гитарные всплески, более свойственные ритм-гитаристам.
Его бешеная энергетика, разбивания гитары и сумашедшие прыжки эпохи ранних The Who давно перешли в разряд рок-клише, а его знаменитая мельница — игра на гитаре круговыми движениями прямой рукой — так никому и не поддалась, кроме него.
8) Тони Айоми (Black Sabbath)
Его величество повелитель убийственных риффов всегда был главной частью несущей конструкции Sabbath вне зависимости от того, кто стоял у микрофона: Осборн, Дио, Мартин или кто-то другой.
По сути, Тони и есть «Black Sabbath» — начало и олицетворение всей металлической музыки. А ещё Айоми изобрёл Дум-метал — целое направление, восходящее корнями к его стилю.
7) Карлос Сантана (Santana)
Карлос чем-то схож с Гари Муром — та же эмоциональность, душевность, склонность к мейнстримовуму звучанию. Только добавьте ко всему этому терпкий латиноамериканский привкус.
Сантана один из самых «древних» и почитаемых гитаристов современности. Помимо прочего, он был участником знаменитого вудстокского фестиваля шестьдесят девятого года. мало кто может похвастаться таким творческим долголетием.
6) Эдди Ван Хален (Van Halen)
В разговорах о «Van Halen» традиционно принято раздавать реверансы только Дэвиду Ли Роту, выдающемуся фронтмену, затмить которого было по силам немногим. Но не стоит забывать и об Эдди Ван Халене, которого называли гитаристом «с другой планеты».
Эдди изобрёл собственную технику игры на гитаре — повторить её никому было не под силу. Вдаваться в технические подробности нет смысла — просто послушайте любую песню Van Halen — она будет куда более красноречива.
5) Джимми Хендрикс
Никто не любил свою гитару так, как Хендрикс — все, кто видели его выступления это подтвердят. Он ласкал её, гладил, доводя до экстаза и её и себя. На сцене его лицо выражало блаженство — он занимался любовью с гитарой, а не играл на ней. Может поэтому он мог извлекать из неё звуки, которые непосильно было извлечь ни одному смертному.
Таким был Джимми Хендрикс — крёстный отец и идол любого рок-гитариста.
4) Джимми Пэйдж (Led Zeppelin)
Гитарист, чья техника и стремление к постоянному совершенствованию стали эталонами в мире рока.
Пейдж иногда чересчур увлекался «соляками», но в этом и было очарование Zeppelin. На поздних альбомах он, бывало, валял дурака, но ему всё прощали за одну лишь «Stairway To Heaven». Его знаменитый проигрыш в ней недавно был признан лучшим гитарным соло в истории.
После развала группы, он занимался кучей проектов, но ни с одним из них не снискал себе славы.
3) Кирк Хэммет (Metallica)
Когда этот щуплый скромный парень пришёл на смену харизматичному Дэйву Мастейну (будующему основателю Megadeath), мало кто, помимо Хетфилда и компании, верил в него.
Но Кирк пришёлся ко двору и скоро звучание его гитары стало такой же неотъемлемой частью группы, как вокал Джеймса Хетфилда. В ранней «Металлике», ему приходилось большей частью «скрежетать» и «грохотать», но когда требовалось проявить мелодизм — он показывал себя с лучшей стороны. Чего стоят его соло в знаменитых балладах «Fade To Black» и «Welcome Home».
Деградация группы во второй половине девяностых его не коснулась — он и по-прежнему остаётся одним из лучших гитаристов современности.
2) Дэвид Гилмор (Pink Floyd)
В условиях вечного творческого соперничества с Роджером Уотерсом в Pink Floyd Дэвиду Гилмору было тяжеловато развернуться. И только на двух последних альбомах группы, созданных после ухода Роджера, он «оторвался» на полную катушку.
Дэвид никогда не был великим фронтменом, но концерты Floyd и не предполагали «театра одного актёра». Их потрясающие сценические шоу — вот, что притягивало зрителей. Дэвид никогда не был великим вокалистом — его голос нельзя назвать фантастическим и неповторимым, но в рамках творчества группы, которая делает главную ставку на музыку, это было уместно.
Но Дэвид был и остаётся великим гитаристом. Чистое меланхоличное звучание его «Стратокастера», бенефисом которого стал знаменитый инструментал «Marooned» — наиболее веский довод для тех, кто сомневается в его гениальности.
1) Ритчи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore`s Night)
Король хард-рока, чья власть безгранична, владения обширны, а любовь его народа — вечна и нерушима.
Главные вершинами гитарного мастерства были достигнуты им в Rainbow — группе, которую он создал после суперуспешных Deep Purple. Именно в Rainbow он открыл в себе талант мистификатора: его соло стали медленнее, вдумчивей и несли в себе столько философии, сколько сложно отыскать у кого то ещё. Именно в Rainbow он перестал быть просто «человеком в чёрном», стоящим справа от вокалиста. Теперь во время концертов всё внимание сосредотачивалось на нём и только на нём.
Когда Purple воссоединились он бросил своё детище, но частица Rainbow осталась в их новой музыке, чуть более медленной, чуть менее весёлой, но в гораздо большей степени пропитанной мистицизмом.
Устав от Purple он нашёл тихую гавань со своей обожаемой женой в Blackmore`s Night, проекте, на который постоянно пытаются набросить ярлык поп-музыки, несмотря на то, что по сравнению с теми же современными Purple, он более, чем роковый.
Сложно сказать, будет ли Blackmore`s Night его последним пристанищем, да и так ли это важно? Его игра универсальна, техника невероятна, а чувство музыкального вкуса поистине уникально, так что за его музыкальное будующее можно не беспокоиться. Виват, Ритчи!!!

1. Stairway to Heaven (Джимми Пейдж, Led Zeppelin)

«Лестница в небо» стала одной из самых знаменитых песен Led Zeppelin и рок-музыки вообще, а также самой часто проигрываемой композицией на американских радиостанциях. Такому успеху в немалой степени способствовало яркое соло гитариста Джимми Пейджа, по мнению которого, «…в песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы…Не знаю, смогу ли я создать ещё что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску…» Если Вы решите стать гитаристом, то вот ваш to-do-list на ближайший год — купить гитару, начать отращивать волосы и разучить соло на 06:15 минуте.

2. Highway Star (Ричи Блэкмор, Deep Purple)

Одна из самых громких, быстрых и известных вещей Deep Purple, раскрашенная незабываемым гитарным соло Ричи Блэкмора на пятой минуте композиции. Песня получила массовое признание после того, как попала на 19 место в списке «100 величайших гитарных соло», составленном авторитетным журналом Guitar World(на него ориентир я и взял). Хотя глупо говорить, что это было первое признание песни — это скорее ее «воскрешение» после давнего релиза.

3. Comfortably Numb (Дэвид Гилмор, Pink Floyd)

Шикарное соло Дэвида Гилмора в песне «Comfortably Numb». Соло делится на две части — на 02:35 минуте и на 04:32 минуте. Эти две части можно назвать «светлая» и «мрачная», ибо по характеру исполнения они именно такими и являются. У Дэвида всегда получалось передать необходимое настроение своей гитарой. У него всегда был самый уникальный звук и самые мелодичные соло.

4. All Along The Watchtower, Little Wing ( Джимми Хендрикс, The Jimi Hendrix Experience)

Сколько раз я упоминал Джимми, сколько его песен и альбомов было затронуто, сколько о его личности я рассказывал — и опять я попал в этот круг. Так или иначе, одну песню выбрать мне нереально, да и журналы делят эти песни по разному. Поэтому просто скажу, что столь необычных песен в психоделическом роке, возможно, и нету. «All Along» — эталонный кавер, о котором даже автор Боб Дилан с детской восхищенностью отзывался, соло в песне разделено на 4 или 5 частей(кто как выделяет), каждая из которых полностью независима; «Little Wing» — это вообще что-то невообразимое. И без того красивая песня становится еще краше на 01:40 минуте, когда Джимми начинает солировать. Отголоски соло доносятся из 1960-х, когда многотысячная толпа хиппи, закатывая глаза, билась в экстазе под открытым небом на фестивале «Вудсток». Сюда можно было бы добавить еще и «Purple Haze», но три песне на одно место, даже как по мне, слишком жирно.

5. Hotel California (Дон Фелдер, Джо Уолш, The Eagles)

Самая популярная группа Штатов стала еще популярнее в 1976 году, когда вышел альбом «Hotel California», одноименный трек которого просто сносил всем башни. Ей-богу, по сей день слушаю и играю регулярно. Сама песня рассказывает нам о неком отеле, который носит название Калифорния. И если с текстом миллионы заморочек и версий происхождения, то с соло все крайне просто — сыгранное в два «ствола» Уолшем и Фелдером, оно полностью передает настроение песни и не надоедает. Длится две минуты и исполняется по канону только гитарой Gibson EDS-1275(точно так же, как это делает Пейдж в композиции №1 в списке)

6. Freebird (Аллен Коллинз, Гари Россингтон, Lynyrd Skynyrd)

«Свободная птица» заняла 3 строчку в списке «100 лучших гитарных соло» по версии журнала Guitar World, а журналист Amazon.com Лорри Флеминг назвал её «наиболее востребованной песней в истории рок-музыки». Гари Россингтон играл слайд-соло на Gibson SG, используя стеклянную бутылку в качестве в подражание своему кумиру – американскому гитаристу Дуэйну Оллману.

7. Master of Puppets (Кирк Хэммет, Metallica)

Люди, показавшие всему миру, как с помощью «митолла» можно стать мультимиллионерами, всегда умели делать хорошую музыку. А играть божественные соло у них умели все – от гитаристов до басистов. А то, что вытворял господин Бёртон, вообще достойно отдельного описания. Ты скажешь, что всё, что было написано после после 86-го, позорит «металл». Ну, или что они скатились после 91-го. Или даже 96-го. Одна из лучших хеви-метал песен в истории человечества начинается, как и подобает подобным песням, бодро, резко и цепляюще, но мы ведь говорим про соло. А какая хеви-метал песня без славного соло? Тем более, безбожно лажающий нынче Кирк Хеммет тогда на живых выступлениях грешил поменьше. Тем, кто не переносит 8 минут тяжёлой музыки, советуем перемотать на 3:32, когда начинается инструментальная партия, а там уже и соло. Хотя как можно не любить мелодичную, несмотря на свою «тяжесть», основную часть? Если тебе не нравится, то у тебя явно проблемы со слухом.

8. Eruption (Эдди Ван Хален, Van Halen)

Инструментал с дебютного студийного альбома стадионных рокеров Van Halen заложил новые стандарты игры на электрогитаре и положил начало целому поколению гитаристов, использующих уникальный стиль и подход виртуозного Эдди Ван Халена. «Eruption» отлично иллюстрирует мастерство гитариста в тэппинге (техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки).

9. November Rain (Слэш, Guns N’ Roses)

Цилиндр, солнцезащитные очки, закрывающие лицо волосы, резкая, мелодичная и раскрепощённая манера игры – речь идёт, конечно же, о Слэше, соло которого стало одной из главных изюминок всем известного хита Guns N’Roses. Соло в сей композиции, скорее, дополнение к основной части — это больше пиано-баллада от Эксла.

10. Bohemian Rhapsody (Брайан Мэй, Queen)

Сэр Брайан Мэй и его легендарное соло на 02:35 минуте, служащее своеобразным мостом между «балладной» и «оперной» частями песни. Через два года после выпуска, в 1977 году, песня получила титул «Лучший сингл за последние 25 лет». В 2000 году,по результатам опроса 190 тысяч человек, «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.

10 величайших гитарных соло всех времен

Соло – чистый полет фантазии гитариста, наилучшим образом демонстрирующий его талант в сжатых рамках песенного формата. Представляем подборку из 10 самых эпичных соло всех времен, заставивших миллионы людей играть на «воздушной гитаре» и тянуть вверх «козы» и зажигалки.

Chuck Berry — Johnny B Good

Перед маэстро Чаком Берри, покинувшим этот мир совсем недавно, остается только снять шляпу – замешанное на традициях блюза и джаза, но сыгранное энергично и грязно, соло из Johnny B Good на долгие годы определило само понятие гитарного соло и задало его «золотой стандарт». Такие группы, как например AC/DC, практически всю свою карьеру построили на имитации этой энергетики. Недаром именно эту песню играет в культовом «Назад в будущее» Марти МакФлай ошарашенным выпускникам на школьном вечере: «Вы, наверное, к этому еще не готовы… но ваши дети точно это оценят!»

Jimi Hendrix — All Along the Watchtower

Единственный в этом списке кавер, зато какой! Джими Хендрикс дополнил хитромудрую лирику Боба Дилана зубодробительными пассажами своего неудержимого Fender Stratocaster. Как известно, версия настолько покорила самого Дилана, что он изменил аранжировку для концертных выступлений, чтобы она максимально соответствовала версии Хендрикса. Правда, вряд ли в его концертной команде когда-либо играл кто-то хотя бы сопоставимый по уровню с великим левшой-самоучкой. В студийной версии в исполнении Jimi Hendrix Experience вся песня превратилась в одно неостанавливающееся гитарное соло.

Led Zeppelin — Stairway to Heaven

Джимми Пейдж всю жизнь демонстрировал такой подход к гитарной игре, который иным его сверстникам казался избыточным – пожалуй, он первый начал на концертах «пилить соляки» продолжительностью по 10 минут и дольше. Здесь же всего в меру: удивительное сочетание звука акустической и электро-гитар (для концертного воспроизведения Пейджу даже требовалась особая двухгрифовая гитара) делает Stairway to Heaven одновременно проникновенной и по-особенному заряженной в своей «электрической» части. В 2006 году читатели журнала Guitar World назвали соло из этой песни величайшим в истории рок-музыки.

Deep Purple — Highway Star

Пожалуй, единственное из всего списка соло, живьем звучащее однозначно лучше, чем на студийном оригинале. Фантастическая энергетика «золотого» состава Deep Purple, как поговаривают, была достигнута на японских гастролях 1972 года не без помощи специальных веществ, что не умаляет ее абсолютной, тотальной убедительности. Осторожно: невероятно быстрое и техничное, это гитарное соло может вызвать приступ эпилепсии, если вы не пристегнётесь перед прослушиванием. Газета The Guardian сопоставила этот хет-трик Ричи Блэкмора с «силой природы, объединяющей в единое целое дух Баха и Джими Хендрикса».

Lynyrd Skynyrd — Free Bird

Любимый толпой андердог, присутствующий во всех уважающих себя списках величайших соло – монструозный трек с дебютого альбома Lynyrd Skynyrd, поначалу притворяющийся балладой лишь для того, чтобы кульминировать в пятиминутном гитарном пиршестве. Исполненное в три гитары, это соло много лет служило основой для безумных гитарных джемов группы в завершение концерта. Эту традицию переняли и другие группы – её отголоски вы можете услышать, например, в Fade to Black Metallica или Telegraph Road Dire Straits.

Eagles — Hotel California

Безусловно, набившее всем оскомину соло, но явно известное наибольшему числу людей на планете из всех присутствующих в этом списке (посмотрите на количество просмотров видео на YouTube – больше 100 млн.!). Да и много ли есть песен, по мотивам сюжетов которых хотели снять полноценный художественный фильм? Разумеется, известность песни в первую очередь обусловлена ее мягким, убаюкивающим звучанием, и пролонгированное гитарное соло играет в этом не последнюю роль. В то же время мастерство Дона Фэлдера и Джо Уолша нельзя недооценивать – созданная ими вязь идеальна и строга как формула ДНК, и звучит одинаково заливисто и в акустических версиях, и живьем, будучи разложенной на 8 гитарных партий.

Van Halen — Eruption

Гитарная работа, предвосхитившая, но наилучшим образом представляющая сейчас манеру 80-х – сверх-техничную, но несколько бездушную. Но обойти стороной этот пример «двуручного» тэппинга и экстенсивного использования рычага тремоло мы не могли. По сути, Eruption – всего лишь упражнение Эдди ван Халена, случайным образом угодившее на студийную пленку, но его появление на дебютном альбоме Van Halen в 1978 году произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы: все гитаристы разом захотели, чтобы их инструменты ревели так же грозно и пищали так же жалобно. Но повторить это соло было под силу далеко не каждому.

Pink Floyd — Comfortably Numb

Возможно, лучшее соло всех времен и народов – во всяком случае, именно так считают миллионы поклонников гитарной музыки по всему миру. Работа Дэвида Гилмора делает именно то, что и должна делать настоящая музыка – за те неполные две минуты, что звучит его Stratocaster перед тем, как удалиться в фэйд-аут, он рассказывает всю историю главного героя альбома «The Wall»: несчастное детство, порушенные отношения, одиночество внутри каменных стен – вот они, как на ладони. И вот уже в горле сам собой встает ком, к глазам подкатывают слезы, дыхание прерывается. Пожалуй, даже хорошо, что соло здесь длится всего пару минут, иначе его неукротимая красота могла бы заставить многих эмоционально нестабильных поклонников Pink Floyd тронуться умом.

Metallica — One

За гитарные пассажи Металлики отвечает ученик Джо Сатриани Кирк Хэммет – и каждое из них для поклонников группы становится настоящим откровением. В списках лучших соло всех времен, которыми изобилует интернет, обычно не одно и не два соло авторства Кирка – но мы выбрали самое длинное и заковыристое. 8-минутная One состоит из двух частей: лиричное вступление, окаймляющее трагическое подвывание Джеймса Хэтфилда, и маршеобразное крещендо с впивающимся в мозг подобно бормашине торнадо из высоких нот. Хэммету удалось то, что не смог Ван Хален – его соло в этой песне уникально-технично, но не лишено индивидуальности; оно дословно передает ужас главного героя, оставшегося в темноте без надежды на спасение.

Guns N’ Roses — November Rain

Самое «позднее» из культовых соло, большинство из которых, к сожалению, были рождены еще до наступления XXI века. Лучшую балладу Аксля Роуза венчает длинная и сверх-эмоциональная гитарная работа Слэша, заставляющего гитару буквально плакать слезами того самого ноябрьского дождя. Соло, ставшее для целого поколения синонимом понятия рок-н-ролл: кисло-сладкое, заливистое, как будто играющее на территории Aerosmith, но уделывающее их подчистую (прости, Джо Перри!). Кстати, это соло, единственное из данного списка, можно будет совсем скоро услышать живьем в исполнении соавторов – на концерте Guns N’ Roses в Москве в «золотом» составе.