Леново о компании

История компании Lenovo

История компании Lenovo началась в 1984 году, когда группа ученых из китайской академии наук создали New Technology Developer Incorporated, компанию специализировавшеюся на поставках компьютерной техники на китайский рынок и разработке кодировок для иероглифов. Для Китая середины 80-х годов оба этих направления были стратегически важными и находились под пристальным контролем государства, которое за счет компьютеризации пыталась сократить отставание Китая от США и стран Западной Европы. Финансированием деятельности New Technology Developer Incorporated занималась Китайская академия наук.

В 1986 году название компании было сокращено до лаконичного Legend, а уже в 1987 году первым серьезным успехом новоиспеченной компании стал выпуск Legend Chinese Character Card, программно-аппаратного комплекса позволяющего переводить интерфейсы англоязычных программ на китайский. И важность этого события переоценить сложно – именно появление Legend Chinese Character Card открыло дорогу на китайский рынок программному обеспечению, разработанному в странах, где компьютеры уже начали получать широкое распространение (США, Западная Европа). А с появлением разнообразного ПО и сами компьютеры стали на китайском рынке гораздо более востребованными. В 1988 году компания получила государственную награду за вклад в развитие высоких технологий (National Science-Technology Progress Award).

Впрочем, Lenovo занималась не только программным обеспечением – в 1989 году компанией Legend был представлен первый компьютер собственной разработки, собранный на базе 286 процессора компании intel. На рынке компьютеры Lenovo появились годом позже, в 1990. И в Китае они снискали заслуженную популярность, прежде всего за счет сочетания привлекательной цены и возможностей на уровне западных конкурентов. Первый компьютер Lenovo на базе архитектуры 586 увидел свет в 1993 году. И буквально за несколько лет, к 1996 году, компания Legend смогла стать крупнейшим в Китае поставщиком компьютерной техники. К 1998 году объем продаж компьютеров Lenovo на китайском рынке превысил 1 млн. единиц.

Тогда же, в 1998 году, появились первые монобрендовые магазины этого производителя. Всего через год, в 1999, Lenovo заняло первое место по продажам компьютеров в азиатско-тихоокеанском регионе. Еще одним важным для Lenovo событием стал выпуск в 1999 году первого «one-touch-to-the-net», компьютера ориентированного на доступ к Всемирной Паутине и ставшего для миллионов китайцев первым шагом в онлайн. В настоящее время каждый третий продающийся в Китае компьютер выпущен компанией Lenovo.

Причем, наряду с выпуском системных блоков персональных компьютеров компания занялась выпуском периферийных устройств (в первую очередь, мониторов, клавиатур и других базовых элементов компьютерной техники) и серверов. Первый сервер Legend увидел свет в 1995 году. А в 2002 году Legend был изготовлен первый китайский суперкомпьютер производительностью 1000 GFLOP, который на тот момент занял 43 место в мировом ТОП-500 самых быстрых компьютеров.

В 1994 году акции Legend начали торговаться на гонконгской бирже, однако основным целевым рынком для Legend оставались страны Азии. От выхода на более динамичные и доходные рынки США и стран Западной Европы, где к тому времени довольно успешно работали тайваньские компании Asus, Acer и другие, Legend пока воздерживалась. И причина была довольно прозаична – у компании были «государственные корни», а ее приоритетом была работа именно на внутреннем рынке, тогда как для внешней экспансии имеющихся производственных мощностей было недостаточно. Тем не менее, в 2000 году Legend удалось войти в мировой ТОП-10 компьютерных производителей.

Позиция компании по отношению к внешним рынкам начала меняться в начале 2000-х годов. Первым шагом стала состоявшаяся в 2003 году смена названия с Legend на Lenovo (полное название Lenovo Group Limited). Причина подобной перемены была банальна – на европейском и американском рынках было довольно много компаний, чьи зарегистрированные торговые марки включали слово «Legend».

Название Lenovo представляет собой производную от приставки Le- (оставшейся от оригинального названия Legend, также Le- может быть переведено с китайского как «счастье») и латинского слова novo («новый», при этом на новизне был сделан довольно серьезный акцент). Причем, готовясь к мировой экспансии, в Lenovo осознавали важность узнаваемости бренда и на эти цели были брошены немалые силы.

Важным шагом к повышению узнаваемости бренда Lenovo стало заключенное в 2004 году соглашение о партнерстве с Международным Олимпийским Комитетом (МОК) в качестве поставщика техники. Время для заключения этого соглашения было выбрано довольно удачно – в Китае активно шла подготовка к Олимпийским играм 2008 года, которые должны были пройти в Пекине. Участие китайских компаний в подготовке к играм вполне ожидаемо, однако именно Lenovo удалось первой китайской компанией вошедшей в список партнеров МОК и получившей право использовать олимпийскую символику.

Но гораздо более важным для Lenovo стало другое событие конца 2004 года – заключение соглашения с компанией IBM, в рамках которого к Lenovo перешло подразделение IBM занимавшееся выпуском персональных компьютеров и ноутбуков. Но, что гораздо более важно – китайская компания получила право до 2010 года использовать на своей продукции принадлежащие IBM торговые марки, в частности популярный в бизнес-среде бренд IBM ThinkPad. Цена вопроса составила $1,25 млрд., но оно того стоило – Lenovo получила не только недостающие производственные мощности, но и бренд, пользующийся заслуженной популярностью на американском и европейском рынках. Также в Lenovo перешло часть работавших в IBM топ-менеджеров.

На начальном этапе мировой экспансии Lenovo активно использовало бренд IBM, но при этом она довольно активно приучала потребителей к собственному бренду и инвестировала в его узнаваемость. Поэтому, если в середине 2000-х годов многие не догадывались, что, покупая компьютер с логотипом IBM, они приобретают продукцию китайского производителя, то сейчас у представителей линейки ThinkPad логотип Lenovo виден невооруженным глазом. И что самое важное – Lenovo удалось не только приобрести популярные торговые марки, но и развить их успех, сохранив доверие потребителей.

Более того, Lenovo удалось выстроить довольно четкую продуктовую линейку, эффективно разделив продукты, направленные на корпоративный рынок и предназначенные для обычных потребителей. Самый яркий пример этого подхода – появление линейки IdeaPad, компьютеров для всей семьи, сочетающих надежность ThinkPad и востребованные частными пользователями мультимедийные возможности. По результатам 3 квартала 2012 года Lenovo стала крупнейшим в мире производителем персональных компьютеров, подвинув HP, удерживавшую лидерство с 2006 года. Помимо HP и Lenovo в мировой ТОП-5 входят Dell, Acer и Asus.

Современная «компьютерная» линейка Lenovo включает в себя:

  • ThinkPad — линейка портативных ПК для корпоративного рынка
  • ThinkCentre — линейка настольных ПК
  • ThinkVision — линейка мониторов
  • IdeaPad — линейка портативных ПК, ориентированных на индивидуальных покупателей
  • IdeaCentre — линейка настольных ПК для индивидуальных покупателей
  • ThinkStation — рабочие станции
  • ThinkServer — серверы
  • Essential — линейка портативных ПК, ориентированных на экономных покупателей

Однако за последние годы рынок компьютеров сокращается. Причем, довольно активно. По данным Gartner за 3 квартал 2012 года было продано 87,5 миллиона компьютеров, что на 8,3% меньше чем годом ранее, а по прогнозу компании IHS iSuppli в 2012 году общее количество проданных компьютеров окажется меньше, чем в 2011 г. В свою очередь итоги 2011 года были хуже, чем 2010. Из-за ожесточенной конкуренции, для увеличения продаж, многие компания начали ценовые войны, что негативно отразилось на прибыльности. И менеджмент Lenovo решил действовать на опережение, начав активное продвижение в растущем мобильном сегменте.

Впрочем, говорить о том, что для Lenovo мобильные устройства что-то новое не совсем корректно. Например, в 2004 году на выставке CeBIT был продемонстрирован смартфон Lenovo ET560, работающий под управлением актуальной в то время Windows Mobile 2003. Для 2004 года спецификации ET560 внушали уважение – в активе аппарата присутствовали 400 МГц процессор и 64 Мб ОЗУ, дисплей разрешением QVGA, Bluetooth, слот для карт памяти стандартов Secure Digital и Multimedia Card, а также VGA-камера.

В 2005 году Lenovo начала эксперименты с Symbian, одним из результатов которых стал выход раскладушки Lenovo P930, получившей не только самую последнюю (на тот момент) версию Symbian, но и поддержку рукописного ввода на английском и китайском языках.

Еще одно интересное мобильное устройство от Lenovo – смартфон ET980 (2005 г.) выполненный в форм-факторе популярного в то время Sony Ericsson P800/P9х0. Программной основой устройства стала Windows Mobile 5.0., а его аппаратная часть включала в себя 4 Мп камеру, 312 МГц процессор PXA270, 64 Мб ОЗУ, 2,8-дюймовый QVGA-дисплей и аккумулятор емкостью 1100 мАч. Продажи ET980 начались в марте 2006 года. Однако тогда для Lenovo мобильные устройства не были приоритетным направлением (хотя интересные новинки периодически выходили), а их продажи ограничивались территорией Китая.

В 2008 году компания отметилась Lenovo демонстрацией мобильного интернет-устройства (MID) на базе процессора Intel Atom. Прототип получил имя IdeaPad U8 и представлял собой гибрид медиаплеера и коммуникатора (с поддержкой 2G и 3G-сетей и возможность использования в качестве телефона) с оригинальным управлением, сочетающим 4,8-дюймовый сенсорный дисплей и клавиатуру с оптическим джойстиком.

Экспериментировала компания и собственным мобильным ПО и интерфейсами. Например, в марте 2009 года был анонсирован Lenovo X1, мобильный телефон с сенсорным 3,2-дюймовым дисплеем разрешением 240 х 432, 3,2 Мп камерой и GPS-приемником. Но самое главное новшество этой новинки – разработанный Lenovo интерфейс Touch Dream.

Естественно, компания Lenovo не обошла вниманием и начавшую набирать популярность ОС от Google – в «андроидной» гонке компания отметилась в начале 2010 года, когда на CES 2010 была анонсирована торговая марка LePhone (можно перевести как «счастливый телефон») и продемонстрирован первый ее представитель, который так и был назван Lenovo LePhone. Для 2010 года это был топовый продукт, спецификации которого включали в себя 1 ГГц процессор Snapdragon, 3,7-дюймовый AMOLED-дисплей разрешением WVGA, 3 Мп камеру, Wi-Fi, GPS, Bluetooth и слот microSD. Программная основа – Android 2.0.

Кроме того, смартфон допускал подключение внешних устройств, например QWERTY-клавиатуры. И именно с появлением Lenovo LePhone начала появляться первая информация о возможной экспансии Lenovo на рынки Европы и Америки.

Не упустила компания и традиционные для себя «мобильно-компьютерные» направления – в 2010-2011 годах на рынок были выведены планшеты на Android и Windows 7, а также ультрабуки, вышедшие под привычными торговыми марками ThinkPad и IdeaPad.

Резюме

По утверждению компании Lenovo им удалось «создать в Китае бизнес мобильных телефонов всего за 18 месяцев» и занять на местном рынке второе место в категории «смартфоны». Конечно, здесь представители Lenovo немного лукавят – работать над собственными мобильными устройствами в компании начали довольно давно. Другое дело, что за последние 18 месяцев развитие мобильной линейки стало одним из приоритетных направлений. И успехи компании на нем видны невооруженным взглядом. Интересно, станет ли продукция Lenovo популярна в нашей стране?

Напомню, на российский рынок Lenovo выходит с двумя моделями IdeaPhone P700i и IdeaPhone S880, работающими на базе Android 4.0. Спецификации старшей модели IdeaPhone S880 включают в себя 5-дюймовый дисплей разрешением WVGA, 1 ГГц процессор МТ6575, 512 Мб ОЗУ, 4 Гб встроенной памяти, 5 Мп камеру, поддержку двух SIM-карт, полный набор стандартных спецификаций и аккумулятор емкостью 2250 мАч. Рекомендованная цена составит 12 990 руб.

Второй аппарат, IdeaPhone P700i может порадовать пользователя 4-дюймовым IPS-дисплеем разрешением 480х800 точек, 2-ядерным 1 ГГц процессором МТ6577, 512 Мб ОЗУ, 4 Гб встроенной памяти, 5 Мп камерой, двумя слотами для SIM-карт, полным набором стандартных функций и аккумулятором емкостью 2500 мАч. Причем, по заявлению Lenovo аппарат способен продержаться «до 3 дней в режиме активного использования». Звучит заманчиво, но требует проверки на практике. Стоимость смартфона – 8990 рублей.

Продажи IdeaPhone P700i и IdeaPhone S880 начнутся 20 ноября, а приобрести их можно будет эксклюзивно в магазинах сети «М.Видео».