КПТ

История

Основные конструктивные решения, использованные в кинопроекторе, заимствованы у его предшественников КЗС-32 (Кинопроектор Звуковой Стационарный 1932 года). После окончания Великой Отечественной войны он выпускался под маркой СКП-26. И кинопроекторов марки КПТ (КиноПроектор Театральный) 1960-х годов выпуска. 23КПК был создан непосредственно на базе конструкции и опыта эксплуатации кинопроекторов КПТ-7 и КПТ-2Ш, с прямым заимствованием части узлов. Главное отличие, помимо обновлённого дизайна — осветитель на базе ксеноновой лампы ДКсШ-3000, взамен угольной дуги интенсивного горения. Применение ксеноновой лампы позволило отказаться от механизма перемещения угольных электродов, что уменьшило затраты времени и труда киномеханика, увеличило надёжность и удобство проектора, стабильность его световых параметров. С другой стороны, юстировка ксеноновой лампы оказалась более сложной процедурой, чем настройка дугового осветителя, лампа требовала более высокого качества электропитания, специализированного высоковольтного устройства для включения («поджига») и несколько более мощной вытяжной вентиляции из-за более интенсивного образования озона и окислов азота. Отражатель типа 358-180-РЧ «разведённая чаша» был несовместим с применявшимся ранее, хотя геометрические размеры и внешний вид казались практически неотличимы. Особенностью отражателей типа РЧ было разведение половин отражателя относительно друг друга на незначительный угол. Благодаря этому у отражателя было не два, а три фокуса и тело разряда лампы фокусировалось в кадровом окне в двух точках с небольшим смещением друг от друга, тем самым более полно заполняя кадровое окно, что повышало равномерность освещённости. Самые первые проекторы 23КПК оснащались противопожарными кассетами для бобин с киноплёнкой в расчете на работу с фильмокопиями на горючей основе из нитроцеллюлозы. Впоследствии от боксов отказались. Последующие модификации отличались от базовой модели незначительными усовершенствованиями, например, заменой ФЭУ-1 в звукоблоке на фотодиодную ячейку, снятием противопожарной заслонки фильмового канала, установкой отдельного блока питания автоматических заслонок, использованием дополнительного воздушного охлаждения кадрового окна воздухом от крыльчаток обтюратора, исчезновением заслонки осветителя, замены тормозного устройства подающей бобины с постоянным трением типа 1А на устройство с переменным моментом сил трения, зависящим от массы рулона фильма типа 1-2А.

Значительной переработке подверглась модель 23КПК-3. Так, был применён осветитель с горизонтальной ксеноновой лампой и импульсным блоком поджига ЗУК-5. В станине проектора были смонтированы съёмные блоки управления, питания и автоматики. Блоки питания БП-41 и автоматики АП-42 были взяты типовые, применявшиеся ранее в кинопроекторах серии 35КСА. Незначительным изменениям подверглась головка проектора. Из её кинематической схемы был исключён задерживающий зубчатый барабан. А его функцию стал исполнять звуковой зубчатый барабан. Во всём остальном этот проектор нёс на себе тяжёлую печать своего давнего предка КЗС-32 и был уже морально устаревшим на момент начала своего выпуска.

Устройство

Лентопротяжный тракт

Движение механизма кинопроектора осуществляется при помощи асинхронного электродвигателя. Приводной механизм, находящийся в картере головки проектора, оснащен системой принудительной централизованной смазки от шестерёнчатого масляного насоса.

Лентопротяжный тракт проектора

Лентопротяжный тракт проектора (на иллюстрации), или сокращенно ЛПТ, состоит из тормозного устройства подающей бобины (1), придерживающих и прижимного роликов, зубчатых и гладкого барабана, фильмового канала и наматывателя. Прерывистое движение киноплёнки осуществляется четырёхлопастным мальтийским механизмом.

В проекторе используются пять зубчатых барабанов (по ходу плёнки сверху вниз): тянущий (3), скачковый (7), успокаивающий (8), звуковой(12), задерживающий (13). Для каждого зубчатого барабана сделан придерживающий ролик. В фильмовом канале плёнку придерживает поперечно-направляющий ролик (5). К гладкому барабану, расположенному у блока звукочитающей системы фильм прижимается роликом. Ниже расположены несколько продольно-направляющих роликов. Завершает ЛПТ наматыватель (18). Ёмкость бобин для киноплёнки — до 600 метров, что позволяет заряжать сразу две части фильмокопии и сократить количество переходов с поста на пост.

Осветительно-проекционная система

Осветительно-проекционная система, или сокращенно ОПС, состоит из ксеноновой лампы, эллипсоидного отражателя с интерференционным покрытием, сферического контротражателя, проекционного объектива и анаморфотной насадки.

В первом фокусе эллипсоидного отражателя находится светящаяся дуга ксеноновой лампы. Отражение светящейся дуги попадает во второй фокус отражателя, который находится в кадровом окне проектора. Благодаря тому, что отражатель представляет собой «разведённую чашу», в кадровое окно попадает сразу два изображения светящейся дуги, отстоящие друг от друга на 11 мм по горизонтали. Это повышает равномерность освещённости кадрового окна. Для отвода тепла от кадрового окна до 1987 года применялось водяное охлаждение фильмового канала. После 1987 года совместно с водяным охлаждением применялось воздушное от крыльчатки обтюратора.

Полезный световой поток кинопроектора без киноплёнки при работающем обтюраторе и номинальном режиме горения ксеноновой лампы, люмен:

  • лампа ДКСЭл-2000 — 4500;
  • лампа ДКСШ-3000 — 7500;
  • лампа ДКСШ-4000-1 — 8500;

Равномерность освещённости экрана:

  • для обычных фильмов — 0,65;
  • для широкоэкранных и кашетированных фильмов — 0,5;

Для перекрытия светового потока между кадровым окном и осветительной системой установлена автоматическая противопожарная заслонка АЗП-4, управляемая от датчика обрыва киноплёнки и от устройства автоматизированного кинопоказа.

Звукочитающая система

Для воспроизведения фотографической фонограммы фильмокопии в кинопроекторе применяется звукочитающая система (ЗЧС) прямого чтения.

Световой поток создаёт лампа накаливания К6-30, находящаяся во входном зрачке микрообъектива. Напыление на одной из линз конденсора образует механическую щель. Благодаря плоскопараллельной стеклянной пластине на щели конденсора получается такое же изображение нити накала лампы, как и во входном зрачке микрообъектива. Микрообъектив формирует читающий штрих размером 2,13×0,015 мм. Свет, многократно отражаясь в светопроводе, попадает на фотоэлектронный умножитель ФЭУ-1, впоследствии заменённый на фотодиодную ячейку, который дает электрический звуковой сигнал.

В ЗЧС имеется однозвенный вращающийся стабилизатор скорости с масляным демпфированием. Сглаживание колебаний скорости происходит за счёт массы маховика и гибких свойств петли киноленты между звуковым зубчатым и гладким барабанами. Плёнка вращает барабан с валом и картером, который, благодаря инерции, сохраняет скорость постоянной.

При эксплуатации в кинотеатрах в последнее время в кинопроекторах 23КПК штатные звукоблоки заменялись звукоблоками обратного чтения, пригодными для воспроизведения двухканальных оптических фонограмм Dolby SR, как обычных, так и бессеребряных («циановых»). В последнем случае в звукоблок монтировался дополнительный светодиодный источник красного света.

> См. также

  • Кинопроектор
  • ЛОМО
  • Список кинопроекторов

КПТ: психотерапия для гиков


Когда речь заходит о психотерапии, многие представляют себе легендарную кушетку, полумрак уютного кабинета, мудрого пожилого терапевта с сигарой и бесконечные ассоциации: «знаете, вчера на улице я увидела мужчину с зонтом, он так быстро шёл, что его зонт равномерно раскачивался и это вызвало во мне какие-то смутные неопределённые чувства, он напомнил мне моего старшего брата Ивана, с которым в детстве мы играли в доктора, он, кстати сейчас стал так похож на отца!»
Другие же сразу начинают вспоминать о нефальсифицируемости (ненаучности по-Попперу), отсутствию вменяемой доказательной базы в отношении клинической эффективности таких разговоров, случаи многолетнего анализа (а психоаналитической литературе описаны опыты взаимодействия между клиентом и аналитиком, составляющие десятки лет регулярных оплачиваемых встреч), нежелание использовать бритву Оккама и прочие малоприятные вещи.
Сегодня я хочу поговорить с вами о КПТ и показать, что психотерапия вполне может быть другой.
Tl;dr: В статье рассказано про основы КПТ. Если у вас есть психологические проблемы, но вы не верите в то, что их можно решить разговорами о том, как вас в детстве недолюбила мама, возможно, это направление психотерапии вам понравится. Оно логично, рационально и почти без лишних сущностей. А главное — фокусируется на мыслях, а не на чувствах.

Сравнение с психоанализом

Так получилось, что до сих пор у неспециалистов психотерапия как таковая зачастую ассоциируется с одним частным её направлением — психоанализом (на Западе, кстати, наоборот — психотерапия по умолчанию — это КПТ). И все указанные выше стереотипы либо порождены им, либо относятся, по большей части к нему (и некоторым производным психодинамическим направлениям).
Итак, первое отличие КПТ от психоанализа — это, как ни парадоксально, название. Первая — это когнитивно-поведенческая терапия, т.е. терапия, направленная на изменение того, как человек думает (его мыслей), и того, как он себя ведёт. Второй, как следует из названия, претендует на работу с психикой во всей её сложности и многообразии.
Второе отличие заключается в том, что в психоанализе очень много чего постулируется: деление психики на Ид («место, где кипят инстинкты, животные желания и побуждения»), Супер-Эго (там, по представлениям психоаналитиков, хранятся и действуют моральные установки человека) и Эго (структура, которая занимается тем, что обеспечивает обеспечение интересов Ид при соблюдении запретов Супер-Эго).
КПТ ничего не говорит нам о том, как устроена психика «на самом деле», она просто работает с её наблюдаемыми (внешне или путём интроспекции) феноменами.
Психоанализ говорит нам о либидо — некоей движущей энергии психики (которую никто никогда не видел), к которой, якобы можно свести все мотивы стремлений и поступков человека. КПТ ищет конкретные причины для каждого конкретного случая, не стремясь отыскать предельное основание.
В психоанализе основной упор делается на работу т.н. «бессознательного», все причины неврозов и пути их решения, с его точки зрения, лежат там: нужно окольными путями влезть клиенту в бессознательную часть психики, высвободить вытесняемые потребности и всё будет ОК. Что клиент при этом думает — для психоаналитика интересно лишь постольку, поскольку эти мысли могут навести его на идеи относительно происходящего в бессознательном.
В КПТ терапевт прямо интересуется мыслями клиента и считает, что именно мысли и поведение, а не полумифические бессознательные сущности, определяют самочувствие и степень адаптации клиента к среде.
Психоанализ — принципиально долгосрочный метод работы. Сперва нужен долгий период установления раппорта, затем должен развиться перенос на аналитика (состояние, в котором, якобы, клиент переносит свои отношения из раннего детства (не всегда, но чаще всего) на аналитика, например, пытается получить его любовь, как он это делал с матерью).
В КПТ — простые и понятные отношения научения: терапевт учит клиента мыслить и действовать более здоровым и адаптивным образом. А длительность терапевтического контакта рекомендуется ограничивать, например, тридцатью сеансами (это много, но гораздо меньше, чем при психоанализе).
Наконец, идеологически, психоанализ сосредоточен на том, что происходит в гипотетических внутренних структурах психики клиента, а КПТ — на том, как клиент проявляет себя в мире.

Эффективность и области применения КПТ

Традиционная КПТ имеет ограничения по применению — наилучший эффект она даёт при тревожных расстройствах и депрессиях невротического уровня (термин, кстати, из психоанализа), т.е. при относительно лёгких случаях нарушенности. Хотя, например, тяжёлые психотические депрессии, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения и даже обсессивно-компульсивные расстройства вполне поддаются коррекции с её помощью.
Для работы с пациентами, имеющими большую степень нарушенности разработаны специальные виды терапии, которые, однако близки КПТ идеологически и, во многом, на ней основаны:
1. Схемотерапия Янга — добавлены фичи из других направлений психотерапии, в частности, трансактного анализа и гештальта;
2. Диалектическая бихевиоральная терапия Линехан — расширение КПТ на работу с пограничным расстройством личности, добавлено управление гневом и кучу других интересных штук;
3. Функционально-аналитическая терапия Кохленберга и Тсаи — перевод фокус с когнитивной части на поведенческую;
4. И даже основанная на осознанности когнитивная терапия Сегала и Уильямса — адская смесь буддистских практик и КПТ;
Но мы не будем их подробно рассматривать в рамках данной статьи, а поговорим лучше о том, какие данные у нас есть относительно эффективности классической КПТ.
Первой на ум приходит классическая статья Бэка, в которой была показана большая эффективность КПТ по сравнению с фармакотерапией (использовался классический трициклик имипрамин, аналог хорошо известного широкой публике амитриптилина).
Кстати, более современное метаисследование показывает, что КПТ может быть эффективнее медикаментозного лечения и при работе с детьми и подростками, страдающими обсессивно-компульсивным расстройством.

Далее — можно вспомнить довольно большой обзор от 2010-го года, в котором была показана более высокая (по сравнению с другими вариантами психотерапии) эффективность КПТ при тревожных и депрессивных расстройствах.
Эксперты французского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) в своём метаанализе признали эффективность КПТ при следующих типах расстройств: агорафобия, панические расстройства, генерализованное тревожное расстройство, социофобия, посттравматический синдром, обсессивно-компульсивное расстройство, депрессия (легкие формы и депрессии средней тяжести), биполярное аффективное расстройство, шизофрения (хроническая форма в сочетании с нейролептиками), пограничное расстройство личности, избегающее расстройство личности и др.
Важно отметить, что КПТ является эффективным способом борьбы с тревожностью не только у взрослых, но и у детей и подростков.
Ещё одной фичей КПТ является то, что она эффективна не только в формате классической очной работы с психотерапевтом, но и при дистанционном (т.е. через интернет) оказании терапевтической помощи.
И самое для нас интересное: есть свидетельства, что, по крайней мере в некоторых случаях и ситуациях КПТ можно применять к себе самостоятельно, без участия терапевта. Здесь следует отметить, что, в отличие от классического психоанализа (я знаю, что в некоторых психодинамических школах такое тоже допускается, но речь не о них), довольно значительная (если не сказать — большая) часть работы проводится клиентом самостоятельно, даже если он работает с терапевтом. КПТ — это не тот случай, когда терапевтический процесс происходит один час раз в неделю, клиенту приходится очень интенсивно работать над собой между сессиями.

Основы КПТ

Как следует из её названия, когнитивно-поведенческая терапия строится вокруг двух вещей: того, как клиент мыслит, и того, как он себя ведёт.
В основе КПТ лежит предположение, что то, что происходит с человеком, в значительной степени зависит от того, как он структурирует мир. А это определяется способом его мышления. В КПТ, в отличие от многих других психотерапевтических подходов, постулируется, что мысли человека вызывают эмоции, а не наоборот.
Важнейшую роль здесь играют т.н. автоматические мысли — это, как ни странно, мысли, появляющиеся автоматически. Поясним примером: в ходе написания этой статьи автору пришлось отвлечься на несколько дней для решения некоторых бытовых проблем. Когда он узнал об этом, в его мозгу возник целый ряд непроизвольных и, как показал дальнейший анализ, деструктивных мыслей, таких как «я неудачник», «у меня ничего не получится», «меня выкинут с GeekTimes» и тому подобных.
Не всегда автоматические мысли являются деструктивными, более того, не всегда они являются неверными. Но относиться к ним стоит с подозрением — как правило, они — порождения принципа экономии ресурсов: мозг «ленится» просчитать ситуацию полностью и выдаёт первое попавшееся решение / суждение. И часто бывает так, что тот же самый мозг, если заставить его хорошенько подумать, выдаст совсем другую оценку или примет совсем другое решение.

Например, человек, нахватавший минусов в карму, может автоматически посчитать себя ущербным, но, хорошо подумав, поймёт, что он просто высказал слишком резкое и ошибочное утверждение (однократная ошибка не доказывает ущербности того, кто её совершил).
Синонимом термина «автоматическая мысль» является слово «когниция», которую Бек определил следующим образом: «Когниция — это мысль или образное представление, которые могут остаться незамеченными вами, если вы не сконцентрируетесь на них».
Собственно, та часть КПТ, которая когнитивная — она про то, чтобы научить клиента отлавливать свои когниции, осознавать их, проверять на адекватность и (при необходимости) заменять более адекватными мыслями. Т.е. спорить с самим собой. И нет, это ни в коем случае не шизофрения, это — часть терапевтического процесса при КПТ, называемая диспутом.
Часть когниций оспаривает терапевт, часть (нужно сказать — большую часть) сам клиент.
Но в КПТ есть ещё и вторая часть — поведенческая. Здесь работает директивный подход, когда терапевт заставляет клиента вести себя здоровым образом, например, депрессивный клиент, который большую часть дня лежит в кровати, получит задание на составление (а потом — и на исполнение) определённого распорядка дня, включающего определённый уровень активности, а клиента с агорафобией (после соответствующей подготовки, конечно) заставят посещать людные места.
Кстати про «соответствующую подготовку». В рамках бихевиоризма (на котором строится поведенческая часть КПТ) возможны различные техники, но две из них заслуживают особого внимания и включения в эту статью.
Первая — это систематическая десенсебилизация. Особенно хороша при разного рода фобиях. На первом этапе клиента обучают какой-нибудь технике релаксации (мышечная релаксация, дыхательные упражнения и т.п.), после чего предъявляют ему стимул, вызывающий страх.
Если представить, что наш гипотетический клиент боится пауков, то ему будут показывать фотографию паука и просить использовать для расслабления разученную ранее технику. Когда фотография перестанет производить впечатление, ему предъявят паука в банке на существенном расстоянии и попросят расслабиться. По мере продвижения в терапии стимул будет усиливаться до тех пор, пока клиент не потеряет к нему чувствительность.
Вторая техника — это т.н. техника наводнения. Она по своей сути противоположна первой: человеку сразу предъявляют стимул очень высокой силы и ждут, пока его так сильно проколбасит, что он «устанет бояться».
Вот, собственно, и вся суть КПТ. Конечно, там есть множество интересных технических моментов, но их рассмотрение явно выходит за рамки нашей обзорной статьи, и вместо того, чтобы уходить в эти дебри, понятные только профессионалам, поговорим ещё немного о когнициях, а потом рассмотрим пример работы с ними.

Когнитивные ошибки

Когнитивные ошибки — это то, что делает наши когниции неверными. Опять же, не всякая когниция ошибочна, но те, что не ошибочны, нас не интересуют и, соответственно, не будут рассматриваться.
Приведём примеры некоторых распространённых когнитивных ошибок. Во-первых, это, конечно, катастрофизация, которая заключается в том, что субъект на основании одного неудачного опыта делает заключение о том, что «всё плохо и мы все умрём». Например, студент, не сдавший один экзамен на сессии, может думать не о том, как попасть на пересдачу, а рисовать себе ужасное будущее, где его заберут в армию, он попадёт на войну, там его возьмут в плен и т.д. Такие мысли будут абсолютно дезорганизующими и явно не помогут выйти из ситуации.
Второй интересной и распространённой ошибкой является чрезмерное обобщение (сверхгенерализация). В этом случае человек, игнорируя знания, полученные на курсах тервера и матстата, из одного факта делает предположения о генеральной совокупности. И эта совокупность часто оказывается (в его голове, конечно) враждебной, неприятной и всячески угрожающей субъекту. У программиста тестировщики нашли один некритичный баг, а он уже думает о том, чтобы оставить профессию, поскольку он быдлокодер и багодел, — это вот оно и есть.
Одной из моих любимых когнитивных ошибок является т.н. «тирания должествования», которая зиждется на трёх китах: «я должен», «они мне должны», «весь мир мне должен». Рассмотрим примеры, чтобы было понятнее.
Эникейщик в компании регулярно участвует в инвентаризации товара, даже тогда, когда на это нет прямого приказа директора, а есть лишь настойчивое требование начальника отдела логистики. Почему? Потому, что чувствует, что он должен это делать, хотя в реальности никаких отношений долженствования нет: это не прописано в контракте, нет распоряжения руководителя, есть только когнитивное искажение: «я должен, иначе уволят».
Другой пример: субъект требует чего-то, о чём не было договорённости. Мать требует от сына поступления на выбранную ей специальность («ты должен стать врачом»), начальник требует от подчинённого уборки офисного помещения, очень удивляясь и негодуя по поводу того, что последний сам не додумался до этого. «Но ведь это элементарно, он должен был догадаться!».
Пример третьего вида должествования: девушка испытывает сильнейший дистресс от того, что на остановку прибыл автобус не того маршрута, который ей нужен («Как же так, всё должно быть по-моему!»).
Примеры могут показаться утрированными, но все они взяты из реальной жизни, и ни один из них не является выдуманным. Кстати, если вы ещё не читали статью в Википедии про когнитивные искажения, рекомендую.

Как происходит работа с терапевтом

Представим себе, что вы захотели попробовать КПТ на себе. Как это будет выглядеть? Сначала вы будете искать и выбирать терапевта (отдельная и довольно объемная тема), затем заключите с ним терапевтический контракт и, возможно, контракт на изменения, после чего, собственно, начнётся основная работа.
Сам Бек писал, что терапевт должен научить клиента решать следующие задачи:
1) отслеживать свои негативные автоматические мысли (представления); 2) распознавать взаимосвязи между собственными мыслями, эмоциями и поведением; 3) анализировать факты, подтверждающие или опровергающие его представления; 4) вырабатывать более реалистичные оценки и представления; 5) идентифицировать и модифицировать дисфункциональные убеждения, предрасполагающие его к искажению опыта.
Сначала клиенту расскажут про когниции после чего некоторое количество времени будет потрачено на практику по их отслеживанию и определению их влияния на эмоциональный фон и на поведение.
Затем начнётся самое интересное — оценка адекватности когниций и то, что в КПТ называется «диспутом» — оспаривание неадекватных и деструктивных автоматических мыслей.

Сделать это можно по-разному: привести пруф на научное исследование, найти в умозаключениях клиента логические противоречия, провести эксперимент. Эксперимент, на взгляд автора, самая мощная техника. Так, например, если человек боится отстаивать свои права и даже просто выражать своё мнение в коллективе, считая, что от него немедленно все отвернутся, то в качестве экспериментального может быть предложено обратное поведение.
Зачастую результаты эксперимента настолько сильно отличаются в лучшую сторону от ожиданий клиента, что последний принимает экспериментальную модель поведения в качестве основной. Так, например, одна девушка, которая боялась отстаивать своё мнение, не только не потеряла позиции в коллективе, но и смогла завоевать более высокое положение в неформальной иерархии, существенно снизив фоновый уровень фрустрации.
Как выглядит диспут без эксперимента? Приведу пример из собственной терапии:

Здесь я не смог справиться без фармакотерапии, но всё равно это было важным шагом к выздоровлению.
Вторая, не осложнённая фармакологией ситуация для разбора:

Собственно, составлением таких (или похожих) табличек и придётся заниматься читателю, если он решит поработать в русле КПТ.
Считается, что в процессе мозг как бы тренируется, и со временем неадекватные и деструктивные автоматические мысли заменятся более адекватными и конструктивными. Клинические пруфы эффективности этой методики приведены выше.
Конечно, КПТ не ограничивается приведёнными тут элементарными техниками — там есть и выявление и проработка глубинных деструктивных установок, и работа с управлением агрессией, и много чего другого, но это всё мы рассмотрим в следующих статьях, если сама тема окажется интересной сообществу.

Литература

1. Augustus J. Rush, Aaron T. Beck, Maria Kovacs, Steven Hollon. Comparative efficacy of cognitive therapy and pharmacotherapy in the treatment of depressed outpatients. Cognitive Therapy and Research. March 1977, Volume 1, Issue 1, pp 17–37
2. David F. Tolin. s cognitive–behavioral therapy more effective than other therapies?: A meta-analytic review. Clinical Psychology Review. Volume 30, Issue 6, August 2010, Pages 710–720
3. INSERM Collective Expertise Centre. INSERM Collective Expert Reports . Paris: Institut national de la santé et de la recherche médicale; 2000-. Psychotherapy: Three approaches evaluated. 2004. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK7123
4. Cochrane evidence. Cognitive behavioural therapy for anxiety in children and young people.
www.cochrane.org/CD004690/DEPRESSN_cognitive-behavioural-therapy-for-anxiety-in-children-and-young-people
5. Cochrane evidence. Behavioural and cognitive-behavioural therapy for obsessive-compulsive disorder (OCD) in children and adolescents.
www.cochrane.org/CD004856/DEPRESSN_behavioural-and-cognitive-behavioural-therapy-for-obsessive-compulsive-disorder-ocd-in-children-and-adolescents
6. Cochrane evidence. Internet-based cognitive behavioural therapy with therapist support for anxiety in adults: a review of the evidence.

www.cochrane.org/CD011565/DEPRESSN_internet-based-cognitive-behavioural-therapy-therapist-support-anxiety-adults-review-evidence
7. Cuijpers, P., van Straten, A. & Andersson, G. J Behav Med (2008) 31: 169. doi:10.1007/s10865-007-9144-1
8. A Randomized Controlled Trial of Self-Directed Versus Therapist-Directed Cognitive-Behavioral Therapy for Obsessive-Compulsive Disorder Patients With Prior Medication Trials. Behavior Therapy, Volume 38, Issue 2, Pages 179-191

В чем особенность метода когнитивно-поведенческой психотерапии?

Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на принципах теории обучения, которая предполагает, что разные типы поведения и те признаки которые им сопутствуют развиваются из-за привычной реакции человека, реагирование на создавшуюся ситуацию.

Человек реагирует на внешний стресс определенным способом и при этом вырабатывается определенная модель поведения присуща исключительно этому человеку и привычная только для него реакция, которая далеко не всегда бывает правильной. «Неправильная» модель поведения или «неправильная» реакция и вызывают симптомы расстройства. Однако нужно четко понимать, что эту модель можно поменять, а от выработанной привычной реакции можно отучится, а главное обучиться «правильной», полезной и конструктивной, которая поможет справляться с трудностями, не навлекая на себя новые стрессы и страхи.

Когнитивность в психологии – способность человека умственно воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию, исходя из своих глубинных убеждений, установках и автоматических (неосознанных) мыслей. Такие мыслительные процессы принято называть «психическим состоянием человека».

Когниции – это стереотипные, «автоматические», подчас мгновенные мысли, которые возникают у человека и являются реакцией на определенную ситуацию. Когниции психологически травмируют человека и приводят его к паническим атакам, страхам, депрессиям и другим нервным расстройствам. Такие катастрофические оценки и негативное отношение заставляют человека реагировать на происходящее с обидой, страхом, виной, злостью или даже безнадежностью. С этим и работает психолог.

Когнитивно-поведенческую психотерапию можно выразить в виде когнитивной формулы:

Событие — Мысль — Эмоции — Поведение

Негативные переживания человека – это не результат данной ситуации, а умение человека попав в определенную ситуацию выработать к ней свое собственное мнение и именно после этого решить, как же относится ему к данной ситуации, кем он видит себя в ней и какие эмоции это у него вызывает.

Другими словами, для человека не столь важно, что с ним происходит, насколько то, что он об этом думает, какие мысли лежат в основе его переживаний и как дальше он будет действовать. Вот именно эти мысли, приводящие к негативным переживаниям (паническим страхам, фобиям и другим нервным расстройствам) и бывают неосознанными «сами собой разумеющимися» и поэтому плохо осознаются человеком.

Основная задача психолога КПТ – это работа с мыслями, с отношением к данной ситуации, с коррекцией искажений и ошибок мышления, которая в конечном итоге приведет к формированию более адаптивных, положительных, конструктивных и жизнеутверждающих стереотипов дальнейшего поведения.

Когнитивно-поведенческая психотерапия состоит из нескольких этапов. На консультациях у психолога клиент поэтапно «шаг за шагом» учится изменять свое мышление, которое приводит его к приступам паники, он постепенно размыкает замкнутый круг, состоящий из страха, вызывающего эту панику, а также учится техникам направленных на снижение уровня тревог. В итоге клиент преодолевает пугающие ситуации и качественно меняет свою жизнь.

Главным достоинством когнитивно-поведенческой психотерапии является то, что результат полученный от консультаций с психологом и не вызывает рецидива. Это обусловлено тем, что после КПТ клиент становится сам себе психологом, так как во время консультаций он осваивает методику и технику самоконтроля, самодиагностики и самолечения.

Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Ваши негативные переживания – это не результат прошедшей ситуации, а Ваша личная оценка этой ситуации, Ваши мысли о ней, а также кем Вы видите себя и людей, которые окружают Вас в этой ситуации.
  2. Возможно коренным образом изменить Вашу оценку к конкретной ситуации и изменить течение мыслей о ней с отрицательного на положительное.
  3. Ваши негативные убеждения на Ваш взгляд хоть и выглядят правдоподобно, но это никак не означает, что они истинные. Именно от таких ложных «правдоподобных» мыслей Вам и становится все хуже и хуже.
  4. Ваши негативные переживания напрямую связаны со схемами типичного мышления, к которым Вы привыкли, а также с ошибочной обработкой информации, которую Вы получили. Вы можете изменить схему своего мышления и проверить ошибки.

Когнитивно-поведенческая психотерапия позволит:

  • выявить негативный мысли, которые вызывают ПА, страхи, депрессию и другие нервные расстройства;
  • пересмотреть образ жизни и нормализовать его (например, избегать хронических перегрузок, пересмотреть плохую организованность труда и отдыха, устранить все провоцирующие факторы и т.п.);
  • надолго сохранить полученные результаты и не утратить в дальнейшем полученные навыки (не избегать, а противостоять будущим негативным ситуациям, уметь совладать с депрессиями и тревогами и т.п.);
  • преодолеть стыд за тревожность, перестать скрывать от близких людей свои имеющиеся проблемы, пользоваться поддержкой и с благодарностью принимать помощь.

Когнитивные техники (методики) когнитивно-поведенческой психотерапии:

На консультациях психолог КПТ в зависимости от проблемы применяет различные когнитивные техники (методики), которые помогают проанализировать и распознать негативное восприятие ситуации, чтобы в итоге изменить его на положительное.

Очень часто человек пугается того, что сам себе напророчил и в ожидании этого момента у него начинается паника. Он на подсознательном уровне уже готов к опасности, задолго до того, как она случится. В результате чего человек заранее смертельно напуган и пытается всеми возможными способами избежать этой ситуации.

Когнитивные техники помогут вести контроль за отрицательными эмоциями и позволят изменить негативное мышление, тем самым уменьшить преждевременный страх, перерастающий в панические атаки. С помощью этих методик человек изменяет свое фатальное восприятие паники (которое характерно для его негативного мышления) и тем самым укорачивает продолжительность самого приступа, а также существенно снижает его воздействие на общее эмоциональное состояние.

На консультациях психолог создает для своего клиента индивидуальную систему заданий. (от активного участия клиента и выполнения домашних заданий зависит насколько положительным будет результат курса терапии). Такую методику лучше назвать «научением». Психолог учит клиента контролировать свои негативные мысли и противостоять им в дальнейшем.

К таким домашним заданиям относится введение особого дневника, выполнение пошаговых инструкций, тренировка внутреннего оптимистического диалога, применение релаксационных (расслабляющих) упражнений, выполнение определенных дыхательных упражнений и многое другое. В каждом случае подбираются различные когнитивные техники.

Подводя итог можно сказать, что когнитивно-поведенческая психотерапия строится на понимании происхождения различных реакций человека, его отрицательных эмоций, негативного переживания и неконструктивного поведения. Эта терапия рассматривает реакции человека как результат срабатывания мгновенного, подчас необдуманного автоматического стереотипного отношения, каких-то заученных убеждений и болезненных установок. Все эти когниции находятся на подсознательном уровне и поэтому самостоятельно человеку очень тяжело с ними справится, а тем более поменять их на положительные жизнеутверждающие. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного и они вместе формируют дальнейшее поведение клиента, которое позволит ему выйти с этого тупика, начать дальше развиваться как личность, радоваться жизни, контролировать свои страхи и больше «не быть у них в плену».

Кадастровый план территории (КПТ) — это план кадастрового квартала, оформленный в электронном виде, либо на бумажном носителе. Такой кадастровый план состоит из форм КПТ1‐КПТ5, содержащих в себе графические и семантические данные обо всех земельных участках, находящихся в границах кадастрового квартала.

Работа с КПТ online

1. Возможность делиться XML документами КПТ/КВЗУ с коллегами
2. Возможность просмотра графической части XML документов online

Вид рабочей области портала kpt.kadnet.ru

Преобразование XML КПТ в MID/MIF (ГИС системы)

1. Максимальное сохранение семантики объектов
2. Отображение всех имеющихся в XML документе объектов — Кадастровые блоки, Зоны, Участки, Точки ОМС
3. Разделение разных типов объектов (Квартал, Зоны, Участки, точки ОМС) по слоям (отдельные mid/mif файлы для разных типов объектов)

КПТ в программе MapInfo

Преобразование XML КПТ в DXF (CAD системы)

1. Отображение всех имеющихся в XML документе объектов
2. Разделение разных типов объектов по слоям (Квартал, Зоны, Участки)
3. Корректное отображение объектов (участки с вырезами, представляются единым объектом)

Инструкция:

Для работы с каталогом пунктов ОМС, ГГС: зарегистрируйтесь на нашем сайте, а если Вы уже зарегистрированы, то авторизуйтесь (войдите), то есть введите Ваш логин и пароль. Регистрация на нашем сайте — это и есть регистрация в каталоге. Регистрация необходима, чтобы видеть координаты пунктов.

Список пунктов ОМС, ГГС: в списке регионов выберите Ваш регион и нажмите по нему. Откроется список районов, где выберите Ваш район и нажмите. Откроется список кадастровых кварталов, а также ссылки для открытия карты и списка пунктов кадастрового района. Нажмите на нужный кадастровый квартал — откроется список пунктов кадастрового квартала, отсортированных по алфавиту. Галочка означает наличие сведений о состоянии пункта.

Подробно о пункте: в списке пунктов нажмите на нужную строку — откроется окно диалога Свойства пункта, где Вы можете увидеть подробную информацию о пункте: номер, наименование, способ закрепления, описание местоположения, класс геодезической сети, систему координат, координаты в местной системе координат, в WGS-84: в метрах проекции Меркатора и в градусах и долях градуса.

Пункты на карте: в нижней части окна диалога Свойства пункта имеются кнопки для открытия карты с обозначенным на ней пунктом. На Яндекс.Картах Вы можете переключать слои (кнопка в верхнем правом углу), а в нижней части окна Вы можете выбирать другие карты: Google (территория, карты, спутник), OpenStreetMap (OSM), Базовая карта Росреестра (РР), 2GIS, RuMap. Повторное нажатие на кнопку выключает карту.

Пункты района на карте: в списке пунктов района первой строкой будет ссылка для открытия карты со всеми пунктами района. Нажмите на нее, и карта откроется. На карте Вы можете нажимать на пункты для получения подробной информации о пункте, в том числе координат в местной системе координат, а также переключать слои и карты.

Состояния пунктов: в окне «Свойства пункта» нажмите на ссылку «Подробности» — раскроется список дат, состояний и кадастровых инженеров, использовавших пункт в межевых и техпланах. Фамилия кадастрового инженера будет закрыта по причине неразглашения персональных данных. Иконки покажут то, что это Ваш межевой план, и что план имеет электронную подпись.

Копировать пункт в Полигон: в окне подробной информации о пункте Свойства пункта после всех реквизитов имеется текстовое поле. Выделите информацию в этом поле и скопируйте (Ctrl+C, либо правая кнопка мыши и Копировать). Перейдите в программу Полигон (Про), откройте раздел Исходные данные, поставьте курсор в первую графу таблицы пунктов ОМС, ГГС и вставьте информацию (Ctrl+V, либо правая кнопка мыши и Вставить).

Загрузка пунктов и их состояний: нажмите кнопку Выберите файл (или Обзор). Выберите XML-файлы, либо ZIP-архивы, содержащие один или несколько XML-файлов межевых, технических планов, кадастровых планов территорий. Нажмите на кнопку Отправить. Произойдет переход в Архив КПТ, и будут выведены имена загруженных файлов, их тип, а также количество баллов за загрузку КПТ. На следующее утро новые точки и оценки их состояний появятся в сервисе.

Предупреждение: загружая ZIP-архив, Вы автоматически выражаете свое согласие с правилами сервиса Архив КПТ.

Сервис работает бесплатно. Количество просматриваемых пунктов не ограничено.

Задать вопрос

Сервис работает бесплатно, но Вы можете нас отблагодарить:

  • Поделитесь ссылкой в социальных сетях
  • Напишите на форумах об этом сервисе
  • Расскажите коллегам о существовании этого сервиса
  • Напишите отзыв на нашем сайте.