Косплей

Все про косплей: история, психология, суть (+фото)


Comic-Con 2017
“… С одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет?”
Косплей называют искусством перевоплощения. Если во время маскарада нужно переодеться в другого человека, то в косплее важен уровень слияния с персонажем. Мало выглядеть похоже, нужно говорить тоном героя, копировать его манеру речи, выражение лица, употреблять те же слова и фразы, реагировать схожим образом — косплеер должен чувствовать своего персонажа изнутри.

Говорят, что у косплея японские корни

Но это не совсем так. Никому точно не известно, где именно он начал формироваться как отдельная субкультура, но бесспорно то, что в Японии он разросся шире и глубже, чем где-либо.

Nipponbashi Street Festa 2014
Возможно, дело в многовековых традициях самодеятельного японского театра “кабуки”, который существует с начала XVII века. Это был синтез музыки, танца и драмы. В постановках актеры уделяли особое внимание сложному гриму, который отражал сущность персонажа, и костюмам, которые имели сильную символическую нагрузку. Традиции театра глубоко проникли в культуру страны, позволив косплею со временем гармонично отделиться как самостоятельной культурной ветви.
Считается, что первый косплей появился в 1939 году в США: на первом в мире ежегодном научно-фантастическом конвенте World Science Fiction Convention писатель-фантаст Forrest J. Ackerman нарядился в необычный футуристический костюм, сподвигнув тысячи подражателей последовать его примеру.
К 1956 году традиция уже относительно устоялась, на конвенте даже проводился конкурс на лучший наряд. В 1984 году судьей очередного состязания стал Нобуюки Такахаси, японский писатель, который был в восторге от костюмированного представления и стал распространять эту идею в родной стране. Ее подхватили в первую очередь поклонники аниме, которые получили возможность перевоплощения в любимых персонажей. Примерно в это время в Японии появился термин “косплей”.
Параллельно идея косплея продолжала развиваться в Америке. Для США 1960-е годы были периодом возникновения многих общественных движений и субкультур: панки, рокеры, хиппи. Молодежь стремилась к самоидентификации и к самовыражению. Тогда увлечение комиксами и фэнтэзи вылилось в фанатскую среду, приверженцы которой переодевались в любимых персонажей. Одновременно с любителями комиксов в это же время появилась волна толкинистов, больше связанная с ролевыми играми, “полёвками”, чем с косплеем. Тем не менее, толкинисты тоже повлияли на создание косплей-культуры.
“Полёвки” перекочевали в Россию и проводились в ней с 1990-х годов.
Таким образом, в СНГ косплей пришел с нескольких сторон: через ролевое движение толкинистов и рост популярности аниме. С течением времени косплей перестал быть прерогативой фриковатой молодежи и стал многообразным культурным явлением, которым занимаются увлеченные люди целыми семьями. Современный косплей больше не имеет прямого отношения ни к толкинистам, ни к аниме.


Comiket 2015

Косплей и LARP — в чем разница?

Элементы маскарада и актерства применяют также в LARP`е — ролевых играх живого действия, где герои не только перевоплощаются и отыгрывают свою роль, но и активно взаимодействуют между собой: общаются, проходят линейные квесты, ходят по кабакам, подвергаются “пыткам”, попадают в плен или в мертвяк.
Для LARP`а переодевание — инструмент игры. Для ролевика важнее погружение в персонажа, а костюм вторичен: он может обходиться минимальным антуражем без проработки деталей и фактур. Для косплеера проработка костюма стоит на первом месте, а в образе он не нон-стоп, а лишь на время фотосессии или дефиле.

Nipponbashi Street Festa 2013

Nipponbashi Street Festa 2010

Nipponbashi Street Festa 2014

Nipponbashi Street Festa 2017

“Торжество гиковства, фричества и эскапизма” — LARP, косплей и общественное мнение

Взрослые люди переодеваются в персонажей из фильмов и бегают по лесу в тяжелом доспехе и с мечом из пенопласта. Выглядит странно? Возможно, но вы бы удивилась, узнав, какая разнообразная там собирается публика. Например, полевыми ролевыми играми когда-то серьезно увлекался Oxxxymiron, популярный российский рэпер. Он говорит о движении так:
“Фэнтезийные игры — это нишевая тема, но вообще все человечество играет в те или иные формы подобных игр: кто-то работает офисным клерком, а в пятницу переодевается в Stone Island и идет на махач.
Честно сказать, у меня двойственное отношение ко многим субкультурным явлениям — с одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет, концентрация интеллектуалов в такой среде достаточно высока, просто часто это люди зажатые и слабо способные к коммуникации в реальном мире. Так ведь и я отчасти такой же — и тут ничего особо не изменилось.”
Общественное мнение по поводу ролевых игр и косплея неоднозначное, возможно, из-за недостатка информации в этой сфере. В движение сейчас приходит все большее количество нефриковых, совершенно нормальных во всеобщем смысле слова людей. Возможно, из-за того, что косплей дает возможность проявить разностороннее творчество — шитье, визаж, перевоплощение, иногда арт, дизайн и фото. LARP и вовсе позволяет полностью выпасть в другую реальность: пережить день где-нибудь в сосновом лесу среди бардов, купцов, эльфов, нежити и опасных тварей — звучит гораздо веселее, чем просто сходить в кино.

Yukicon 2018

Суть и смысл

Глубже вникая в суть и психологическую базу косплея, можно обнаружить не только фан.
Об этом говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре:
“Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.

Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения.”
Конечно, когда приходишь в косплей, построение личности интересует в последнюю очередь: как правило, начинающие косплееры просто любят фэнтези, классные костюмы, создавать образы и веселиться. Из интервью с Carioka и littlegenius666:
“Начиналось все с того, что мы выбирали себе персонажей, делали костюмы и выступали со смешными сценками, которые придумывали сами, на вечеринках в аниме-клубах. О качестве этих костюмов никто тогда особо не задумывался, как и об отыгрыше персонажей – мы просто делали то, что нравится, веселились вместе.”
Позже это переходит в серьезное увлечение, с заказами серьезных костюмов из ателье или самостоятельной разработкой нарядов.

Какой бывает косплей

Косплей нельзя четко разграничить по жанрам, но условно его можно разделить на шесть видов.
1. Стандартный косплей
Переодевание, грим и перевоплощение. Сюда относится косплей по манге или аниме, персонажам из фильмов, мультфильмов, популярных артистов.

Comic-Con 2017

Comic-Con 2017

WEGAME 3.0 (2017)

Yukicon 2017
2. Косплей с антуражем
Этот вид косплея предусматривает не только костюм и грим, но и антураж: оружие, декорации, пейзажи.

WEGAME 3.0 (2017)

WEGAME 3.0 (2017)

Comic-Con 2017

WEGAME 3.0 (2017)
3. Фотокосплей
Иногда косплей готовят не для фестивалей, показов и ролевых игр, а для фотосессии. Образ приходится воплощать без пластики, походки и речи: используя только мимику, костюм, жесты и атмосферу.


Фото: Kira Winter
4. Крафтовый косплей
Главный принцип крафтового косплея — самостоятельное создание костюма и при необходимости декораций с нуля. Косплеер сам закупает материалы и создает образ своими руками. Это высший пилотаж.


Косплеер Мария Ханна создает костюмы своими руками
5. Оригинальный косплей
Косплеер не выбирает себе персонажа, а создает его. Такой вид косплея не ограничен никакими рамками, но и оценить его сложно из-за отсутствия прототипа.
6. Косплей боди-арт
Одежда используется по минимуму, большинство деталей костюма прорисовывается на голой коже.


“Хочешь публикаций — раздевайся”

В РПГ-играх и аниме девушки на экране часто больше раздеты, чем одеты. Косплееру нужно в точности воссоздавать эти костюмы, что порой смотрится провокационно.
Вместе с тем, откровенный косплей популярен — это хороший способ быстро набрать подписчиков. Косплеер и руководительница агентства Golden Hamster Маргарита Тепляковая комментирует это так:
“Здесь всё достаточно легко объясняется. Хочешь публикаций в больших пабликах в соцсетях, славы и денег — раздевайся! Чем больше на тебе одежды, тем меньше к тебе внимания”.

Komiket 2017
Многое зависит от того, какую именно аудиторию хочет привлечь косплеер, но и в этом случае качество костюма и отыгрыша имеет значение. В обществе косплееров к такому способу обретения популярности относятся с прохладцей:

“Допускаю, что есть косплееры, сделавшие себе имя на так называемом «сиськокосплее» плохого качества, но имя тогда соответствующее — вряд ли от единомышленников последуют восторженные возгласы. Залог популярности — качество костюма, умение вжиться в роль персонажа и хороший макияж, опять же терпеливо подобранный. Самое важное для меня — любовь к своему делу и радость от каждого нового косплея.”
Kumori
“Совершенно не соглашусь с мнением «хочешь публикаций — раздевайся». Если ты действительно увлечен своим делом, тебе нравится делать качественные фотосеты с тщательной подготовкой, то тебя обязательно заметят.”
Нинель Нуретдинова
В любом случае, откровенный косплей требует хороших форм, актерских навыков и фотогеничности. Это тоже мастерство.

О создании костюмов

Многие косплееры шьют костюмы самостоятельно. Как они создают свой образ, с какими сталкиваются трудностями и на чем делают акцент:
Дарья Пасечник
Косплеер, художник и поэтесса. Украина
“Аксессуары я заказываю на интернет-аукционах, а вещи шью на заказ. Иногда бывает сложно понять, из чего сделать ту или иную деталь, но в кругу косплееров есть много людей, которые делают все своими руками, и я часто с ними советуюсь. Костюмы лежат в шкафу, продавать или отдавать их не хочется: я такой себе косплеер-плюшкин.”
Мария Ханна
Косплеер и крафтер. Россия
“На подготовку сложных образов может уйти до полугода, в то время как простые костюмы можно сшить за день-два. Откровенно говоря, ничто так хорошо не мотивирует, как дедлайн. Когда время на исходе, появляются и силы, и вдохновение, и много разных неожиданных способностей.”
Марианна де Морт
Косплеер, режиссер, телеведущая и судья косплей-шоу WEGAME 4.0. Украина
“Использую все, что есть под рукой: различные коробки, пластиковые бутылки, пакеты, даже туалетную бумагу. С помощью последней когда-то создала маску Несмертного Джо, персонажа фильма «Безумный Макс».
Долго, помню, искала на YouTube лайфхаки по ее изготовлению, но находила лишь сложные и дорогостоящие способы. Потом вдруг пришла идея вырезать из шестилитровой баклажки форму и обклеить ее кусками измельченной туалетной бумаги, смешанной с ПВА. Вместо металлических деталей приклеила картон – и все это покрасила. Получилось очень эффектно.”

Что может дать косплей?


WEGAME 3.0 (2017)
Косплей собирает единомышленников и дает возможность весело провести время. Он позволяет проявить себя в любой из выбранных граней: кому-то хочется показать себя в качестве актера, кому-то как дизайнера, у кого-то красивое тело или умение преподнести себя.
Зачем все это нужно? По той же причине, по которой каждый из нас время от времени любит выпадать в мир книг, фильмов и фестивалей. Бизнес, прикладные науки и повседневность обеспечивают нам жизнь, но карнавалы, перевоплощения, приключения и романтика нужны нам, как воздух — это то, ради чего мы живем.>
Косплееры как субкультура, косплей как социальное явление

Восток и запад

Стоит заметить, что азиатский и западный косплей сильно разнятся по своей сущности. Пропасть между азиатской и европейской культурами не исчезала никогда, а потому это отразилось и на творчестве фан-сообществ. Если в Европе, Австралии, странах Северной и Южной Америки косплееры могут перевоплощаться в литературных и кино — героев, реальных людей, актеров, исполнителей и других деятелей искусства, помимо как в персонажей игр, аниме, комиксов, персонажей западной мультипликации, то в странах Восточной Азии, в особенности в Японии, Китае и Южной Корее, это почти всегда персонажи вторичной реальности, а также сценичные образы участников visual kei групп, где за макияжем и костюмом самого человека увидеть невозможно.

Это связано со степенью персонификации персонажа. Намного легче изобразить героя, не имеющего воплощения, чем героя, у которого уже есть «живое лицо» в виде актера или актрисы. К примеру, когда мы произносим имя «Черная вдова», то перед нами появляется образ Скарлетт Йоханссон, а не образ из комиксов вселенной Марвел. В Японии же наоборот, нарисованный образ закреплен в общественном сознании во много прочнее, нежели экранизации какого-либо аниме или манги.

Более того, в Японии косплей уже давно вступил в права национальной культуры и стал более массовым. Именно здесь косплей стоит на самом профессиональном уровне: помимо любительского переодевания, здесь есть люди, зарабатывающие этим на жизнь; косплей просочился в рекламу, литературу, другие области искусства, в общественное сознание.

Косплей в России

Более любопытно это явление в контексте российского пространства. По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». Несомненно, всегда есть те, кто не доводит свой образ до совершенства, но некоторые апологеты косплейного перфекционизма достойны восхищения. И на самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы подобрать нужный парик, некоторые косплееры могут перебрать порядка нескольких десятков (в виду неточности изображения в интернет-магазинах), могут шить костюмы от нескольких недель до продолжительных месяцев, огромный труд подобрать подходящие линзы, а также аксессуары, которые приходится делать самостоятельно. Приготовление может затянуться даже на несколько лет, если какая-то важная деталь не может быть найдена.

Косплей – это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.

Можно считать, что косплей как явление так распространено, и более того, так профессионально и качественно в России и странах СНГ по причине скудности и однообразности жизни и быта россиян, вековой закрепощенности мысли и невозможности выразить себя. Именно фрустрация наталкивает на бегство из мира, в котором набор ролей чрезвычайно беден. Косплей популярен в виду универсальной для всего человечества неудовлетворенностью границами своей биографии и стремлением к познанию альтернативного Я, обреченного на постоянную нереализованность. Во вторичной реальности можно найти любого персонажа, которому ты будешь симпатизировать, материализовать его внешний облик и стать этим нарисованным героем во плоти. И теперь ты – это он.

Это можно рассматривать как некоторую терапию. На востоке, в особенности в индийской литературе, человеческая личность понимается как нечто нецельное, а значит любые разносторонние проявления различных черт – естественное явление. Косплей и актерское мастерство и выполняют эту работу развития потаенных уголков личности и помогают стать человеку свободнее, понять, что он не прикреплен к одним единственным маске и телу.

Инструкция

  1. 1 С чего начать? В первую очередь задаться вопросом «Точно хочу косплеить?» «ТОЧНО?» «ТОЧНО — ПРИ ТОЧНО?!». И уже только после того как решитесь на все 105% и вдохновитесь, можно начинать. Однако ребят, можно очень сильно хотеть, но не иметь возможностей, нужно быть готовыми ко всему: к неодобрению родителей, нехватке финансов, руки извините слегка не из того места, недопонимание окружающего социума. Со временем, если основательно возьметесь, все уляжется, тяжелее всего, в самом начале. Тренируем моральную выдержку, вы же косплееры! О:
  2. 2 Подбираем персонажа. Вот, вот она, здоровенная главная загвоздка. Анализируем все: лицо, фигуру, рост, возможности. Красиво ли, симпатичный лицом Сиель под метр восемьдесят с кепкой и грудью 4 размера которую утянуть получилось не очень, или полутораметрового Скуало? На одиночном фотосессии возможно, для фото рост роли не играет, но на фестивале смотреться будет несколько глупо, мило, но странно. Учитывайте свои предпочтения — фэндомные, характерные, сложность костюма, вам же делать, не только для души конечно, но это будет ВАШ выбор, непринужденный, так же правильнее. Спросите знакомых, выложите фотки в группы Вконтакте — подберут немаленький список над которым наверняка стоит задуматься.
  3. 3 Парики. Если ваши волосы идеально подходят цветом и длинной под выбранного вами персонажа-вам повезло 🙂 Но, увы, так бывает редко. Да и свои волосы смотреться будут менее «мультяшно» (зато их укладывать проще). Надумав сделать Хацунэ Мику не станете же вы перекрашиваться тоником в ярко-бирюзовый и наращивать волосы, а потом что бы сделать Харухи Судзумию коротко стричься и опять менять цвет волос. Так останетесь вообще без них, зачем же так расточительно :с Парики-оптимальный выход. Забываем, выбрасываем из памяти и лексикона карнавальные мочалки, плохо плохо плохо плохо плохо! Поднакопите денюжку и закажите через интернет (Ибей, Таобао. Вконтакте 100500 групп-посредников), найти что либо подходящее в наличии вам вряд ли удастся даже если вы живете в Москве, и в наличии стоят муняшности гораздо дороже, да. Однако если боитесь пользоваться услугами интернет-продавцов — ваше право. В конце концов косплееры тоже не миллионеры-надолго почти ничего у себя не задерживают, все в ход, купле-продажа, пожалуй, в этой сфере идет хорошо. После Ленорной ванночки парик будет меньше блестеть и путаться. С длинными осторожнее, они имеют свойство сильно, очень сильно, ОЧЕНЬ сильно путаться. Заплетайте в косы например, но ненадолго ибо вместо прямого станет волнистым. Кудрявые не расчесывать разом и вместе, по кудряшке по прядке, хоть-душу-дьяволу-продай но зато красоту сохранит надолго.
  4. 4 Костюмы. Хотите купить заводской? Покупайте. Однако согласитесь-как приятно будет на восторженный вопль «А ты сам сшил?!» гордо ответить «ДА!». Меня раздражает, и не только меня когда весь, ВЕСЬ костюм который стоило бы сшить из чего либо более толстого, яркого и менее блестящего сшивают из креп-сатина или атласа. В некоторых случаях они может быть и подойдут, но имеют противное свойство люди пихать такую казалось бы красивую ткань туда куда не надо. Ткань скользящая, пусть и дешевая, но скользящая, для начинающих особая проблема. Берите габардин или креп, они не шибко дорогие, но выглядеть будут на порядок симпатичнее и работать с ними легче. Прокачаете уровень пошива-берите тканьку подороже, для пафосного шика же :з С выкройками поможет Бурда к которой вы не раз будете обращаться. НУКАКЖЕБЕЗИНТЕРНЕТА. Чем хорош самосшитый косплей-он и ценится больше, и шьется по лично вашим меркам и предпочтениям, и стоит куда меньше чем покупной. В общем выгодное вложение-швейная машинка. Порой сам процесс пошива приносит куда больше радости чем довольство результатом.
  5. 5 Обувь. Почему то сложилось так, что обувь приняли за незначительный элемент. Пичалит, очень пичалит такое отношение. ладно на фестиваль, много бегать много дергают ножки устают, но на сет можно и постараться же. Свезло босым персонажам :3
  6. 6 Мейк. Сказать честно-в визаже и мейк-апе я почти ничего не понимаю, но приблизительное понятие что к чему дать смогу. Мейк для косплея кардинально отличается от обычного макияжа. Идеальный тон кожи, ни одного изъяна если того не предусмотрено каноном. Яркие глаза, и наоборот не яркие губки. Годный мейк-ап в легкую из мальчика сделает девоку, из девочки-мальчика, да хоть Рюка, нереального то НЕТ 😀
    1. 1 Отыгрыш. Уныло смотреть на всех фото с фотосета лицо-кирпич , согласитесь. Проанализируйте выбранного героя, досконально, вдоль и поперек, вспомните все его коронные фразочки, таланты, умения, привычки, излюбленные действия. И репетируйте перед зеркалом, репетируйте, репетируйте, вживайтесь в роль! Чем больше эмоций, тем лучше. Даже когда вы-Фран х) ВЫ ЖЕ И ЕСТЬ ЖИВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ВАШЕГО ГЕРОЯ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЭТОГО, ПОЖАЛУЙСТА.
    2. 2 Выступление на фестивале. Мало выйти и просто помахать руками с унылым лицом рассчитывая на приз и признание, и то что никто не заметит груснявого личика. Улыбайтесь, ну! Любите публику, и публика полюбит вас. Не стойте столбом, не жмитесь рядом с кулисами, покажите им всем чего вы стоите! Сцена на время проигрыша музыки полностью ВАША, публика внемлет ВАМ, ВЫ тут босс, покажите как надо делать!!!11 Красивый костюм-еще не гарантированная победа, красивое и динамичное выступление-уже высший балл, шикарно можно и горничную подать, или школьную форму, не суть. Наличие огромного стаффа, кринолина и крыльев ни о чем не говорит.
    3. 3 Общение. На аниме-сходках, на фестивалях, да даже в соц.сети не стесняйтесь-вы среди своих, таких же безбашенных людей которым просто хочется дикого веселья и обнимашек. Хорошее настроение-уже победа, уже признак того что все прошло не зря, вы довольны ведь? ^^

    Советы и предупреждения

    • Делаете ориджинал-делайте его хорошо. Это номинация в которой вам дозволено ВСЕ, в которой вы можете показать себя и свои умения целиком и полностью.
    • Занимайтесь спортом. Не только лишний жирок уйдет. Пластичность движений тоже пойдет в ОГРОМНЫЙ плюс.
    • На кринолин надевайте подьюбник, и только сверху платье. Сравните для себя-как выглядит понурое платье висящее на кринолине, и как выглядит то же платье на том же кринолине + пышном подьюбнике. Из «дешевого» переходит в «шикарное».
    • Вдавайтесь в детали. Платье и парик-еще не косплей. Присмотритесь-вдруг у перса есть сережка на одном ухе, или фенечка, мелочь-а зато какая. Про таких персонажей у которых эта деталь-ключевая речь заводить даже не будем.
    • Косплей-не такое уж и затратное хобби если делать все с умом. Коса Маки из швабры, изменяющийся молот Лави из садовой сетки и граблей. Все необходимое можно найти под рукой или докупить почти задаром в местах на какие хватит вашей фантазии,и не бойтесь что выглядеть будет сикось-накось, сделать красиво можно, реально, и при желании даже легко. Стоит только приложить усилий.
    • Закаляйте нервы. Обязательно найдется кто либо кому ну просто жизненно необходимо будет вас раскритиковать. Далеко не всегда в вежливом формате. И ровно так же не всегда критика будет конструктивной. Что поделать-вот так жесток мир.
    • Не получается? У всех по началу что то выходит да не так. Как и в любом другом деле.
    • Не выбирайте баяны (Вокалойды, Харухи Судзумия, Реборн, Блич, Грей Мен итп.), их сделали уже столько людей что почти любой косплей кажется отвратным ибо персонаж уже всем надоел. Но если уверенны что сможете сделать лучше-все за вами. Опять же-ваше право.
    • Шейте крепко, как на войну-фестиваль или пати это почти тоже самое, только позитивнее. Вас будут постоянно дергать за рукава, бантики, задирать юбки, наступать на кринолины и шлейфы итп. Или вы полезете в тех же целях к кому либо. Под конец мероприятия от красивого костюма могу остаться только куча тряпочек да светлые воспоминания. Лучше бы иметь при себе нитки в основной цвет костюма, иголку, булавки, скотч, клей. И не забудьте в случае чего помочь другим, взаимовыручка-дело благородное.

    Adding Comments

    The database is currently locked for routine database maintenance, after which it will be back to normal. Please check back later!

С чего стоит начать, если хочется попробовать себя в косплее?

Мария Еремина 7619 4 года назад студентка, журналистка, художница

Для начала определитесь, зачем вам вообще оно надо. По опыту самых распространенных причин несколько и подход к костюму и всему образу бедет весьма и весьма различаться:

— хочу на сцену, а в актерское не взяли

— хочу признания и славы в интренетиках, чтобы все меня любили и лайкали

— хочу почувствовать себя любимым персонажем

— это сейчас круто и модно, вон сколько огромных фестивалей, хочу на них ходить красивым

— косплееры — это очень крутая тусовка, все такие милые и забавные, хочу к ним

Разберитесь в себе, иногда сложно признать, сколько для вас значит чужое мнение, а сколько свое.

Итак, если вы выбрали первый или второй пункты. Это то, что можно назвать фестивальным косплеем.

Смиритесь, что косплеить вы будете не любимых, а подходящих персонажей. Подбирать под фигуру, рост, тип лица и прочего. Вы сами себе признались, что делаете это не ради себя, а ради отклика других людей, вот и делайте. Да, вы не получаете за это ни копейки, но судить вас будут как профессионала. Вы же вышли на сцену или на спецсайт, вас никто не заставлял, заметьте. А раз уж вы вышли, то люди ждут от вас обещанного персонажа, сделанного максимально похоже. Итак, что же для этого нужно:

— парик. Крашенные волосы смотрятся очень не объемно, ведь прически часто очень большие. Да и не будете вы каждый месяц перекрашиваться из красного в зеленый. Парик должен быть качественным и без блеска, как из карнавального магазина. Можно заказывать в Китае (что дешевле) или покупать с рук или у посредников. Вероятность того, что парик сразу будет на персонажа, крайне мала (либо стоить он будет ого-го), тогда вам нужно подстричь его и уложить (туториалы в интернете в помощь, там все довольно понятно), либо найти того, кто это сделает за вас (дорого, но краевую лучше доверить профи). Постарайтесь на первое время не брать персонаже с зачесанными волосами, это сложно и муторно, нужно будет перешивать парик.

— костюм. Даже без костюма, но в правильном парике, вы уже смотритесь похоже на персонажа. Можно, например, сфотографироваться в платье горничной и сказать, что это мэйд-версия. Но если вы все же решили шить костюм, вам нужна выкройка и ткань. Есть выкройки даже под определенных персонажей, гугл с удовольствием им делится. Если такого нет, придется понимать, что же надето на герое и искать уже по предметам одежды. Ткань лучше взять с запасом. Не габардин (кроме школьной формы) и не атлас. Это самые дешевые ткани, выглядят также. Не скупитесь на дублерин.

— детали. Если вы думаете, что вон тот маленький камушек на рукаве никто не заметит — заметят. Сделайте несчастный камушек.

— реквизит. Часто он не обязателен. Лучше не сделать ничего, чем выйти с картонной палочкой. Но если в вас проснулся крафтер, записывайте магические слова «эпоксидка», «монтажная пена» и «пенополистирол» и бегите в строительный магазин.

— макияж. Туториалы в интернете, под почти любого персонажа. Если нет, то по типу (мейк-ап под альбиноса, гендер-бендер мейк-ап). Макияж нужен, на сцене и на фото черты лица съедаются, их нужно выделять. Еще хорошо припудриться чуть-чуть, чтобы в свете софитов не блестел жирный вспотевший нос.

— обувь. Неканонную обувь тоже заметят. Об этом почему-то все забывают.

— отыгрыш. Вы не столб, а властелин Вселенной (или милая веселая девочка, неважно). Это должно сквозить в каждом вашем жесте. Тренируйтесь перед зеркалом и не выходите из образа, пока не снимете костюм. Но не надо переигрывать и вдаваться в совсем уж дивность. Если друг спросил вас: «Вася, есть хочешь?», не надо на него рать, что вы вообще-то пафосный лорд (леди).

Если вы выбрали третью и четвертую причины, ваша жизнь будет чуть проще.

Вы можете косплеить любимых персонажей без оглядки на ваши параметры. Это конвентный косплей по сути. Иногда вас будут критиковать какие-то анонимы, но гоните их в шею с вашей странички. Но! Если вы фото себя любимого выкладываете во все крупные коплей-собщества, подписывая именно как косплей, или подаетесь на фестиваль (и выходите на сцену), то относиться к вам будут как к представителям первых двух категорий. И тут уж либо прекращайте так делать, либо начинайте по-другому подбирать персонажей. Вы не обязаны переступать через свои желания, но и сообщество не обязано вас любить. Итак, что делать, если вы косплеите для себя. Тут вы куда как более свободны.

— парик. Могут быть и свои волосы, возможно вы покраситесь под любимого персонажа, и сделаете много образов. Если парик помогает вжиться в образ,то выбирайте его.

— костюм, обувь и детали. Скорее всего, если персонаж ваш любимый, вы и так фанатично соберете идеальный костюм. Все рекомендации те же, но степень их следования уже определяете вы и то, как вы видите персонажа.

— макияж. Он все еще нужен. Тем более, что ваше лицо может быть совсем не похоже на персонажа.

— отыгрыш. Это фактически то, ради чего все и затевалось. Играйте, получайте удовольствие.

Если вы выбрали последний пункт. Ищите косбенд, они вам все покажут и расскажут. И даже помогут. Сейчас многие косбенды набирают новичков. Но милой и няшной вся тусовка была лет пять назад, когда нас было мало и все всех знали. Сейчас это сплошная критика, склоки, противостояние фестивального и конвентного косплея, попытки заработать на собратьях по хобби. Если это вас не останавливает, то идите в какую-нибудь группу типа cosplay search и ищите косбенды в своем городе.

Косплей

Группа косплееров на сцене на косплей-фестивале Yukicon 2014 в Финляндии

Коспле́й (м., скл., яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») — популярное хобби, заключающееся в переодевании в костюмы и отыгрывании характера, пластики тела и мимики персонажей компьютерных игр, кинематографа, литературы, комиксов, аниме и манги. Как правило, это увлечение включает в себя изготовление костюма и элементов атрибутики выбранного персонажа. Имеет некоторую связь с ролевым движением (отличие в том, что косплей не предполагает развития сюжета и характера персонажа, а концентрируется на характерных особенностях, описанных в источнике), а также с исторической реконструкцией (требует детального воссоздания исторического прототипа).

Уровень и сложность создания персонажей могут сильно различаться и варьироваться от простой тематической одежды до костюмов с высокой степенью детализации или сложной технической реализацией элементов.

Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).

История

Золотой век научной фантастики, длившийся с 1930-х по 1960-е годы, а также успехи в научно-техническом прогрессе, подпитывая друг друга, стали основой для широкого распространения в западном и, во многом, мировом обществе футуристических идей литературных произведений. Эти же процессы дали старт для появления новых литературных жанров, таких как фэнтези или стимпанк. Поклонники этих жанров начали переодеваться в костюмы сродни маскарадным, в стилистике любимых произведений. Писатель и редактор Форрест Экерман писал в отчёте «Fantastic Universe»: «Монстры, мутанты, учёные, космонавты, пришельцы, и прочие твари сегодня правят балом».

Американский исследователь популярной культуры Рон Миллер указывает, что в США уже к 1960-м годам произошло формирование отдельных групп фанатов, изготавливающих и примеряющих на себя костюмы и образы полюбившихся им персонажей научнофантастической культуры. Но основным катализатором движения косплееров стали фестивали, посвящённые культуре американских комиксов. Первым фестивалем, где основной упор делался именно на жанр комикса, стал Detroit Triple Fan Fair (DTFF). Он, несмотря на статус первого подобного фестиваля, смог заложить основы организации аналогичных мероприятий на долгие годы. Хотя главный упор в DTFF делался на индустрию комиксов, он сбалансированно осветил исторические и научно-фантастические кинофильмы, литературу, а также организовал конкурс костюмов, превратившийся в характерный атрибут таких фестивалей.

В 1970 году был проведен первый San Diego Comic-Con, ставший впоследствии ведущим мировым событием косплей-движения, а также распространивший свою франшизу на многие подобные фестивали по всему миру. На первом Comic-Con 1970 года было 145 человек, однако уже через 10 лет его посещало по 6000 посетителей, а позже количество гостей стало измеряться сотнями тысяч человек. Успех формата проведения Comic-Con International дал старт другим масштабным мультиформатным мероприятиям подобного рода: Electronic Entertainment Expo (Е3) в Лос-Анджелесе, Gamescom в Кёльне и другие; позже стало возможным проводить отдельные узкоспециализированные мероприятия, посвящённые конкретному продукту или одному издателю — BlizzCon, WG Fest и т. д.

Косплей, не являясь ключевым элементом подобных фестивалей, составляет важную их часть по привлечению и развлечению посетителей и гостей мероприятия. Для самих косплееров данные фестивали являются ключевыми и, во многом, итоговыми событиями к которым идет целенаправленная и длительная подготовка.

С течением времени менялась поп-культура, а вместе с ней менялись и основные тенденции, повлиявшие на косплей. Если в 1970-х—1980-х годах основными двигателями косплея были комиксы, то в 1980—1990-х к ним добавились кинофильмы. В 2000-е годы, по мере возрастания графических возможностей персональных компьютеров и игровых видеоприставок, косплееры начали активно черпать идеи в видеоиграх.

История косплея в России

Косплей пришел в Россию в 1999 году, тогда же в журнале «Великий Дракон» была опубликована первая статья, посвященная новому увлечению. Через два года, в сентябре 2001 г. открылся первый русскоязычный сайт; изначально на нём были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия. В начале нулевых основным локомотивом развития косплей-движения были аниме-выставки и фестивали, проходившие в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже, Краснодаре, Казани. В связи с этим в российском обществе и сложилось четкая ассоциация косплея и аниме.

Развитию косплея в начале второго десятилетия XXI века послужило несколько факторов:

  • глубокое проникновение интернета и информации о самом хобби, фестивалях, изготовлении костюмов, способах и нюансах обработки материалов.
  • доступность специализированных материалов EVA, ПВХ, PET и пр.
  • появление и развитие российских мультиформатных фестивалей Игромир и Comic Con Russia, Старкон, «Мультифест», «Феникс».

Наиболее значимым фестивалем косплея в России является всероссийский фестиваль японской культуры «Хиноде», по итогам которого победители отправятся на соревнования в Японию. Фестиваль Хиноде является ежегодным и проводится в Москве с 2000 года.

Костюм

Главным атрибутом косплея является костюм, олицетворяющий образ персонажа. Как правило, костюм изготавливается косплеером самостоятельно из подручных или специализированных для бутафории материалов, однако существуют и покупные костюмы. В зависимости от сложности костюма его изготовление требует наличия навыков шитья, работы с бумагой и картоном, окрашивания, работы с пластиком, оргстеклом, тканью, умения работать со слесарными и токарными инструментами и т. п.

Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло).

Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия.

  • Примеры костюмов
  • Девушка в образе Сакуры Харуно — одной из основных героинь манги «Наруто».

  • Косплей-ориджинал в стиле пинап на персонажа из компьютерной игры Fallout 4

  • Косплей на персонажа Цири, одну из главных героинь игры «Ведьмак 3: Дикая Охота».

  • Участницы косплея по мотивам фантастической саги «Звёздные войны»

  • Косплей на Yu-Gi-Oh! персонаж «»Тёмной волшебницы» на MCM Comic Con 2016 в Лондоне

  • Ведущий коспей-фестиваля Хиноде в костюме демона

Гендерные вопросы

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (19 апреля 2018)

Практика подобного косплея возникла из-за обилия в манге мужских персонажей с андрогинными чертами, в частности, бисёнэнов.

  • создание персонажа с противоположным оригинальному полом. В этом случае женская версия персонажа будет называться «фем-версией» (от англ. female — женщина), а мужская версия персонажа будет называться «мел-версией» (от англ. male — мужчина). Однако из-за современной тенденции к феминизации создателями комиксов классических мужских персонажей (см. Riri Williams и Железный человек) подобный вид косплея перестает выделяться в отдельную категорию.
  • создание именно персонажа противоположного пола.

Создание описанного выше косплея традиционно вызывает много негативной реакции у публики, незнакомой или малознакомой с косплеем. В случае создания женщинами фем-версий персонажей публика зачастую интерпретирует это как надругательство над полюбившимся им персонажем или образом из-за привнесения в него излишней сексуальности и пр. В случае создания мужчинами косплея мел-версий персонажей или же изначально женских персонажей они могут подвергаться дискриминации гомофобного характера.

Сексуальная объективация

Также отдельно стоит выделить сексуальную объективацию косплееров, которая исходит от определенной части публики, обращающей внимание только на сексуальную часть образа выбранного персонажа.

Многие персонажи комиксов, существующие долгое время, имеют несколько канонических образов, меняющихся в течение эволюции произведения. Это происходит из-за изменений в работающих над произведением творческих коллективах, а также требованиях общества и/или продюсеров. Большая часть женских персонажей супергеройских комиксов, нацеленных на мальчиков-подростков, получила сексуализированые образы, их изображают как идеальных сексуальных партнёрш, а не как независимые личности; они носят откровенную одежду, имеют большую грудь, часто изображаются с изогнутой спиной и в эротизированных ракурсах. В первую очередь такая женщина представляет собой сексуальный объект, а только потом уже героиню.

Одновременно может издаваться несколько различных комиксов с участием одного и того же персонажа, в которых художники могут закладывать или не закладывать в дизайн персонажа сексуальную объективацию, делая акценты на других аспектах комикса. Окружающий персонажа имидж может привести к сложностям и для изображающего его человека. При этом часть косплееров специально использует данный эффект для своего продвижения в масс-медиа (от англ. mass media — массовая информация), получения популярности, рекламных контрактов и прочих преференций.

Использование откровенных костюмов получило распространение уже на заре специализированных фестивалей в 1970-е годы. Учитывая, что подобные фестивали посещала публика различных возрастов и взглядов, то организаторами фестивалей было выработано неформальное правило «no costume is no costume», то есть, без одежды или в крайне откровенной одежде в фестивале участвовать нельзя. Многие фестивали приняли правила, ограничивающие откровенность косплея, и в случае их нарушения могут требовать изменить костюм.

Фотография и её цифровая обработка

Важным дополнением косплея является создание «фотосета», то есть тематической серии фотографий. Фотосет косплея можно отнести к одной из разновидностей модной фотографии, так как он направлен на отображение не только одежды и аксессуаров, но и на создание определённой атмосферы для передачи нюансов образа.

Особенностью создания косплейного фотосета является требование от фотографа знаний о фотографируемом персонаже (специфической мимики, пластики, атрибутики персонажа, подбор фона и антуража для места проведения съемок). Такая фотосъёмка представляет собой в первую очередь дополнительное средство достижения схожести косплеера с персонажем, а не документальную работу, фиксирующую детали косплеера и костюма. В этой связи к косплейному фотосету применимы те же подходы в процессе фотосъемки и цифровой обработки фотографии, что и для фэшн-фотографии, а именно подчеркивание достоинств косплеера и его костюма, сокрытие визуальных недостатков косплея или модели: косплей представляет собой образ персонажа, наделённого, как правило, недоступными для человека физическими свойствами и особенностями, а также недостижимыми на текущем уровне научно-технического прогресса аксессуарами.

В связи с высоким уровнем развития косплей-индустрии уже достаточно давно появились фотографы, которые специализируются на создании и обработке именно косплей-фотографий.

> См. также

  • Отаку
  • Ролевые игры живого действия

Примечания

  1. Clements, Jonathan, McCarthy, Helen. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917. — 2-е изд. — Stone Bridge Press, 2006. — P. 30. — 867 p. — ISBN 978-1-93-333010-5.
  2. История косплея (рус.). Дата обращения 18 апреля 2018.
  3. ВД#45, стр 8-9, Что такое косплей и с чем его едят. Косплей по Final Fantasy
  4. 1 2 3 Краснодар объединит любителей аниме.
  5. 1 2 Герои японских мультфильмов приехали в Казань.
  6. Hinode Power Japan.
  7. В Москве проходит фестиваль японской культуры Hinode Power Japan.
  8. Фестиваль Hinode Power Japan.
  9. На девушке надет характерный комбинезон, а на запястье левой руки — Pip-Boy — устройство из игры, представляющее собой по сути карманный персональный компьютер
  10. Luke Plunkett. Fallout Cosplay, Pin-Up Style (англ.). Kotaku (26 May 2016). Дата обращения 6 июля 2016. Архивировано 7 июля 2016 года.
  11. Никита Богуславский. Fallout 4 и косплей в стиле пин-ап просто созданы друг для друга. Канобу. Дата обращения 9 сентября 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.
  12. в сценических костюмах-бикини принцессы Леи Органа-Соло.
  13. Что такое косбенд — Значение слов «косбенд». teenslang.su. Дата обращения 12 сентября 2016.
  14. Exclusive: Marvel’s New Iron Man Is a Black Woman (англ.). Time. Дата обращения 18 апреля 2018.
  15. 1 2 Образ женщин в супергероике: чрезмерная сексуальность персонажей плохо влияет на сюжет (недоступная ссылка). Дата обращения 18 апреля 2018. Архивировано 7 июля 2017 года.
  16. Miller, Ron. A Treasure Trove of Cosplay from the Swinging 1970s (англ.), io9. Дата обращения 18 апреля 2018.